Знаем, что на Хабре сидят те, кто либо уже открыл свой бизнес в ИТ, либо об этом задумывается. Мы часто работали с начинающими предпринимателями, которые до этого были разработчиками, и ещё не успели переключиться с одной роли на другую.

У таких предпринимателей много амбиций на старте. Хочется делать классный продукт. Быть лучше конкурентов. Много зарабатывать. Уезжать в отпуск так, чтобы бизнес не сломался.

А на деле приходится тащить весь бизнес в одиночку, и помощи ждать неоткуда. Конкуренты давят и отнимают потенциальных клиентов. Сотрудники не хотят работать, они безынициативные и создают проблемы. Потому приходится ишачить с утра до ночи, лишь бы остаться на плаву.

Каждый предприниматель хотя бы раз в жизни был в подобной ситуации. Когда ты работаешь с 9 утра до 12 вечера, а денег больше не становится. Когда ты вынужден отвечать за всё на свете. Когда вроде и нанял команду, а проблем стало только больше. Когда возможности вроде есть, но ты не успеваешь их вовремя реализовать.

Вроде что-то сделано, а результата нет
Вроде что-то сделано, а результата нет

И это кажется замкнутым кругом, из которого как будто нет выхода. Ведь, чтобы расти, нужно взять ещё больше работы. Погружаться в новые зоны. А нагрузка и так уже такая, что хочется выть волком, бросить всё и самому пойти в найм.

Но есть нюанс. В подобную ситуацию предприниматель загнал себя сам, набрав себе команду из слабых сотрудников. Из людей, которые возвращают ответственность, грузят проблемами, генерят убытки, ничего не предлагают, работают только ради собственных денег и требуют повышений безосновательно.

Он ещё не выключился из роли разработчика и часто переделывает код за подчинёнными. Тогда как теперь его ключевые задачи совсем другие, управленческие. И одна из самых ключевых — найм талантливых сотрудников.

Начинающий предприниматель не научился нанимать, и потому снижает планку. Соглашается на то, чтобы человек делал фигню за деньги. Заканчивает работу вместо сотрудников. Ждёт результата по полгода. И всё это время тащит бизнес в одиночку.

Но это его личная ответственность разобраться в том, как строить бизнес по‑другому. Где он будет не один, а вместе с сильной командой профессионалов.

Этому предпринимателю стоит задать себе один вопрос:

Кто приносит в компанию деньги, кроме вас?

Если в компании он такой один, то у него большие проблемы. Ведь без него бизнес развалится. Стоит ему заболеть, взять отпуск или хотя бы выходной — бизнесу хана. Большой соблазн считать, что дело в людях, которые на рынке труда. И что у предпринимателя нет другого выхода, кроме как держать всё на себе.

Но на самом деле причина в том, что он нанимает не тех и не так. Именно из‑за подхода к найму компания тонет в посредственности, от которой теперь не получается избавиться. А ведь компания могла бы вбирать в себя лучшие таланты.

Пример компании с развитой культурой найма талантов — Netflix. Они научились инвестиционно нанимать сотрудников. И начали это делать ещё задолго до того, как стали всемирно известной компанией. Именно такая культура найма и помогла им добиться текущих результатов.

При инвестиционном подходе к найму уже не нужно переживать о том, как прокормить новых людей. Или как обеспечить им высокую зарплату. Потому что важнее то, какую прибыль этот человек принесёт компании. И какая разница, что он будет зарабатывать миллион в месяц, если приносит компании 10+ миллионов чистой прибыли?

Команда с чистой прибылью в $5 млрд
Команда с чистой прибылью в $5 млрд

Бизнес не растёт из-за нехватки талантливых сотрудников

Уверены, что любой предприниматель хотел бы иметь команду людей, которым не безразличен бизнес. Которые готовы развивать его вместе с собственником. Предлагать инициативы, самостоятельно взвешивать риски и возможности и брать ответственность на себя за их реализацию. Вот только где таких людей взять? А главное, с чего бы им вдруг идти работать именно к нему в команду?

Эти мысли возникают по одной причине. Предприниматель думает, что можно привлечь сильных кандидатов деньгами. А на самом это самонадеянно. Ведь всегда есть другие компании, которые предложат больше денег.

Но есть и другой подход. Когда вы нанимаете команду по ценностям, ставите перед ними интересные задачи и привлекаете тех людей, с которыми сильным профессионалам нравится работать. Крутые сотрудники не захотят работать рядом с посредственными. Сильные тянутся к сильным.

Глядя на найм под таким ракурсом, вы заметите более серьёзную проблему, чем сколько предложить денег.

Предприниматель и сам не понимает, чем его компания отличается от конкурентов. И не может объяснить это потенциальным сотрудникам. Он предлагает «пуфики, печеньки и йогу» вместо того, чтобы показать: работа с ним будет способствовать достижению их профессиональных целей.

Он даже не общался с кандидатами и не знает их истинных запросов. Слабый HR‑маркетинг = слабые кандидаты. И пока предприниматель не научится предлагать сильным людям то, что им действительно важно, они к нему и не придут.

Собственнику важно думать о том, какой опыт получают кандидаты при взаимодействии с компанией. Самый элементарный пример — описания вакансий. Это самая первая точка касания кандидата с компанией. Если она не продаёт, то сильный кандидат даже не подумает оставить отклик.

Если вы тот самый предприниматель, то прежде чем делать выводы о том, что на рынке нет сильных кандидатов, посмотрите на ваши объявления о вакансиях. Предлагаете ли вы то, что нужно сильному профессионалу? Или ваша вакансия, как у всех?

Если вы хотите растить свой бизнес, вам критически важно научиться привлекать таланты через сильный бренд работодателя. Иначе вы навсегда обречены остаться владельцем малого бизнеса.

Хотите стать средним или крупным бизнесом? Тогда вам нужна команда мини-предпринимателей, где каждый берёт ответственность за свою работу и гарантирует результат. Так и должно быть в нормальном мире.

Когда мы покупаем продукт, то хотим, чтобы он решил нашу проблему, а не прибавил новых. Но нанимая сотрудников, мы часто забываем про это. И получая проблемы, начинаем их учить, инвестировать в них деньги и своё время, увеличивать контроль. Вместо того чтобы признать: причина в том, что мы наняли не тех и не так.

Бизнес быстро растёт, когда внутри высокая плотность талантов

Крутых сотрудников на рынке мало. Меньше, чем посредственных. Каждый год конкуренция за них растёт. Потому умение продать свою компанию будущим сотрудникам стало ещё важнее. Только привлекая талантливых людей бизнес будет не просто выживать, а постоянно расти.

Предприниматель привык, что продавать нужно только клиентам. Это не так — и поэтому к вам приходят люди, которые не могут дать вам результата. Сейчас время «сотрудника». Он выбирает, а не вы. У талантливых людей множество разнообразных предложений.

Почему человек должен пойти работать к вам, а не конкурентам? Чем вы лучше остальных на рынке? Что можете предложить такого, чего не предложит другой работодатель? Если вы не думаете об этих вопросах, а Вася по соседству думает — сильные люди просто вас не выбирают. Такой вот вам секретик.

Когда найм превратился в аукцион, кто больше заплатит
Когда найм превратился в аукцион, кто больше заплатит

Если вы тот самый предприниматель, то задайте себе 3 вопроса:

  • Как мне понять, что человек талантлив и готов взять ответственность за свой участок работы?

  • Где такие люди находятся? Как я могу на них выйти?

  • Что я могу им предложить? Почему они должны выбрать меня, а не другие компании?

Скорее всего, вы не знаете ответов на эти вопросы, и поэтому нанимаете тех, кто тратит ваши деньги изо дня в день. А мы знаем. Приходите в телеграм‑канал, там всё расскажем.

Комментарии (15)


  1. Asker1987
    16.11.2023 17:02
    +4

    Проблем с командой никогда не было. Ещё когда-то давно мне сказали простую истину, которую я понял только с годами: сделать продукт - это самое простое, сложнее всего - продать.

    С набором команды, управления, оценивания скиллов и т.д. у бывших разработчиков, ставших предпринимателями, как правило, нет. Либо это самая незначительная проблема. В предприниматели идут сеньоры с опытом, тимлиды, а может даже СТО и т.д. Значит есть опыт работы с командой, управления и т.п. имеется уже. Вот чего не умеет разработчик - продавать. Не умеет. И не знает кого брать для этой задачи. Он как раз-таки знает разработчиков, но не знает маркетологов, продажи. Много бизнесов, стартапов глохнет на этом этапе - не могут продать, ресурсы стремительно исчерпываются. Продукт сам себя не продает.


    1. ABRogov
      16.11.2023 17:02
      +1

      Да, вы попали в 10тку. И если с маркетингом для миллионов (какой-нибудь ширпотреб, игры там и т.п.) в принципе задача решается. То как быть с маркетингом для более нишевых продуктов? Специализированного софта, приборов, услуг? При том, что единица может стоить значительно дороже бытового, и в целом это "почти очень выгодно". Но как это эффективно продавать за рамками "по знакомству" я пока не придумал, потому приходится развивать знакомства.


    1. Astus
      16.11.2023 17:02

      Золотые слова, которые отдаются личной болью. Ощутил на себе во красе, вынужденно уйдя на вольные хлеба этим летом.


    1. kirmish98 Автор
      16.11.2023 17:02

      Если с набором команды действительно всё хорошо, тогда у человека не должно быть проблем с наймом хорошего продажника или маркетолога.


  1. nikolz
    16.11.2023 17:02
    -1

    По-моему, Вы сами себе противоречите.

    Изначальная установка статьи на то, что разработчик стал предпринимателем.

    Но если он был сильным разработчиком, то он знает, что его привлекало и очевидно знает , что интересует работников.

    Если же он был слабым разработчиком, то он не сможет привлечь сильных работников, так как он не просто слабый разработчик, но и предприниматель никакой.

    У предпринимателя из разработчиков будет проблема с работниками, так как он будет стремиться учить их как надо делать и ругать за то, что они, по его субъективному мнению, делают не так, как он думает. В итоге он фактически будет подавлять их инициативу.


    1. kirmish98 Автор
      16.11.2023 17:02

      Как я вас понял, вы утверждаете, что сильный разработчик = сильный предприниматель, и наоборот. Склонен с вами не согласиться. Мы знаем примеры, когда человек без собственного опыта разработке открывал успешную компанию в ИТ. И наоборот — сильные разработчики не смогли построить устойчивый и растущий бизнес, так как у них не было нужных управленческих навыков


      1. nikolz
        16.11.2023 17:02
        -1

        Вы неправильно меня поняли.

        Я сказал, что сильный разработчик очевидно знает, что хотят сильные разработчики, так как он сам такой. Но это никак не определяет его как предпринимателя.

        Более того, очень часто, такой сильный разработчик , став предпринимателем, начинает указывать как надо делать "правильно" и тем самым подавляет инициативу своих работников, которые мыслят иначе, чем он.


        1. kirmish98 Автор
          16.11.2023 17:02
          +1

          Тут согласен, делегированию нужно учиться, не у всех хорошо это получается


        1. peacecoder85
          16.11.2023 17:02

          А вот тут Вы противоречите себе. Сильный разработчик не допустит в команду такого человека. Если сильный разработчик видит, что другой "сильный" разработчик пишет откровенно чушь и 100% знает, что это не правильно и вызовет огромные проблемы на длинной дистанции - значит он не правильно судит о том, кто есть сильный разработчик. Синдром самозванца на лицо.

          Сильный разработчик не будет"заставлять" делать правильно, а объяснит почему это не правильно и к чему приведет и постарается поменять направление дальнейшей разработки. И вот, если не получается, дальше два пути - "не подавлять инициативу" (очень много историй о том, как бизнес рушится при таком решении) или расстаться, что очень трудно сделать

          ПС. Бизнес как семья - все должны быть на одной волне,иначе каждый начнет тянуть одеяло на себя.


  1. jonywtf
    16.11.2023 17:02

    Думаю ситуация уже несколько поменялась, кажется GPT спасает положение.. разработчики неплохо умеют договариваться с машинами, а машины теперь стали довольно похожи на людей)

    Статейки маркетинговые писать учатся, саппорт юзерам оказывать, на отзывы реагировать.. не устают, не нервничают, денег не просят..
    10-20 часов диктовки на диктофон деталей о своем сервисе и машина будет понимать что у вас за сервис, промтами уточнить задачки.. собственно и с сотрудниками также на начальных этапах) машина, возможно, теперь даже и получше рядовых маркетологов/продажников справится с некоторыми задачками.. так что новые инвестиции - это контекст) машины умнеют.. даже если сегодня gpt выдаст результат на тройку, то завтра может и четверочка с того же контекста получится.. но, да, нужно и команду толковую, она машину заставит еще лучше работать)


    1. kirmish98 Автор
      16.11.2023 17:02
      +1

      Ох, тут тоже поспорю. Читать описания вакансии, сгенерированные через chat GPT — это больно :( Если человек не умеет правильно писать описания вакансии, то chat GPT не решит эту проблему


      1. iggr63
        16.11.2023 17:02

        Отделы кадров тоже не лучше.


        1. kirmish98 Автор
          16.11.2023 17:02

          Увы, это так, лишь у небольшого числа компаний описания вакансий действительно продающие


  1. iggr63
    16.11.2023 17:02

    Правильно отмечено что претенденты стремятся в компании или отделы с сильными разработчиками. Особенно это заметно по современной молодежи - для которой важно развитие, а не сиюминутная выгода. Правда я сужу по своему франко-швейцарскому окружению.


    1. kirmish98 Автор
      16.11.2023 17:02

      А расскажите подробнее?