Всем привет. В этой статье рассказываем, как мы с помощью ChatGPT снизили косты на проведение исследования, которое помогло нам лучше понять нашу ЦА и писать интересный контент.

В начале июня мы решили опросить 30 предпринимателей из разных ниш. У нас была достаточно простая цель: увидеть схожие проблемы, сферы интересов, узнать, какой контент люди изучают. Мы планировали запускать свой контент-маркетинг и нам было важно понять, о чём писать и какие проблемы волнуют предпринимателей в сфере управления и работе с персоналом.

Как нам помог ИИ

Так как нам не нужно было вчитываться в каждое слово, а важно было увидеть картину целиком, то мы решили всю ключевую работу сделать с помощью нейросетей. Транскрибацию текста сделали через сервис Cockatoo.com, а аналитику делали в 2 этапа. Сначала сделали саммари интервью с каждым человеком с помощью ChatGPT.

Чтобы снизить количество галлюцинаций при анализе, мы попросили chatGPT описаться только на ту информацию, которую он найдёт в тексте, и не придумывать ничего от себя. Вот как выглядел промпт:

пример промпта для ChatGPT, который помог избежать искажений в исследовании
пример промпта для ChatGPT, который помог избежать искажений в исследовании

ChatGPT по итогу выдал такую аналитику, которую не каждый человек сделал бы и вручную.

пример аналитики от chatGPT
пример аналитики от chatGPT

Затем эти саммари перенесли в одну общую таблицу и по частям загружали её в Claude AI, так как тогда у него было большее контекстное окно.

Сколько мы сэкономили

Мы подсчитали, сколько времени и денег смогли сэкономить благодаря использованию Cockatoo, ChatGPT и Claude AI. На ручную транскрибацию 30 видео по 30 минут каждое ушло бы примерно 30 часов, по 1 часу на одно видео. На Кворке услуги по транскрибации 1 минуты видео стоят 16 рублей. То есть за 1 видео мы бы заплатили 480 рублей, а за 30 видео – 14400 рублей.

Этап аналитики по примерным подсчётам занял бы 15-25 часов вручную, примерная ставка одного часа – 1500 рублей. Значит, итоговые затраты на аналитику составили бы 22500-37500 рублей, а на весь проект с исследованием – порядка 37000-52000 рублей.

Транскрибация текста через Cockatoo.com обошлась нам в 30$ и заняла 2 часа. Аналитика текста через chatGPT – в 20$ за API и 4 часа времени. За Claude AI ничего не платили, и по времени ушёл примерно час на работу с ним.

Итоговые затраты получились $50 за сервисы и 7 часов времени. С учётом услуг исполнителя, общая стоимость проекта получилась 10,000 рублей + $50, то есть примерно 15000 рублей.

Что мы узнали благодаря исследованиям

В следующем разделе статьи мы разберём, что именно нам удалось узнать благодаря исследованию и какие выводы мы сделали для себя.

В самом начале мы спрашивали фаундеров о причинах, мешающих им масштабироваться. Результаты можете видеть на картинке.

Мы увидели, что сами фаундеры начинают замечать: маркетинг и продажи далеко не самая проблемная часть их бизнеса. Не скроем, такая осознанность нас порадовала. Дальше мы решили копать вглубь и выяснить, а что именно ломается в работе с командой.

Какие проблемы мы выявили в работе с командой

Сложности с поиском квалифицированных специалистов — такую сложность назвали 93% респондентов. Простаивает производство на 6 месяцев, потому что некому управлять станком. Собственник не может открыть новое направление в бизнесе, потому что нет подходящей команды. У некоторых предпринимателей упущенная выгода из-за подобных сложностей исчисляется миллионами рублей в месяц.

Необходимость постоянно искать новых сотрудников, которая формирует финансовые убытки — назвали 40% респондентов. Здесь стоит разделить на две части. В некоторых компаниях плохо выстроен онбординг, из-за чего сотрудники приходят, выгорают за 2 недели и уходят, не принося бизнесу пользы. В других компаниях иная проблема: есть позиции, где повышенная текучка – это норма для рынка. Но компания не выстроила у себя заводик по бесперебойному привлечению и адаптации новых сотрудников, из-за чего ищет и адаптирует долго, несёт убытки.

Проблемы с адаптацией и введением в курс дел новых сотрудников — 33% респондентов. Частично мы затронули проблему в предыдущем пункте. В компаниях не выстроена процедура онбординга, из-за чего у кандидатов уходят месяцы на адаптацию вместо пары недель.

Уникальные сотрудники и риск их ухода в другие компании — 27% респондентов. Некоторые компании страдают от того, что их самых лучших сотрудников переманивают конкуренты, а замены им нет. Кадровый резерв не сформирован.

Недостаток времени на поиск и обучение новых сотрудников — 20% респондентов. Компаниям нужно нанимать «ещё вчера», а на деле проходит месяц и больше до поиска соискателя. Обучать их тоже некогда, и недостаток времени на обучение приводит к тому, что компания резко сокращает выборку из потенциальных кандидатов.

Отсутствие четких метрик и показателей эффективности — 20% респондентов. В большинстве опрошенных нами компаний не считают даже эффективность найма, не то что сотрудников: сколько времени тратят руководители на найм и адаптацию, в каком случае можно считать найм эффективным, — всё это ускользает.

Сложности с наймом на редкие и специфические должности — 13% респондентов. В компании одного из респондентов не могли нанять необходимого сотрудника в течение 2-х лет.

Последствия проблем

Вот, что говорили сами фаундеры о последствиях проблем:

  • Мы наняли 5 человек через агентство, а остался только один – высокая текучка нанятых сотрудников

  • 83% времени управляющие тратили на поиск, найм и обучение персонала — перегрузка руководителей из-за занятости операционными задачами по найму

  • Из-за неверного подбора персонала у нас была бешеная текучка кадров – убытки и потери из-за ошибок в найме

  • Мы не можем открыть новое направление, потому что не с кем это делать – ограничения в развитии и росте бизнеса из-за нехватки персонала

  • Пришлось самому искать кандидатов на Avito, покупать контакты и звонить – вынужденная вовлеченность в операционные задачи по найму вместо стратегических задач

  • На собеседовании кандидат казался отличным, а на деле не справляется с работой – снижение качества работы из-за неправильного найма сотрудников

  • Мне пришлось лично встречаться и собеседовать 30 человек, чтобы закрыть одну вакансию – большие временные затраты на поиск необходимых специалистов

В нашем телеграм-канале мы разобрали, как можно решить часть из описанных проблем. Подписывайтесь, если вам тоже интересно наконец разобраться.

Причины проблем по мнению фаундеров

Мы также решили выяснить, как сами собственники видят причину проблем. Снова приводим их цитаты:

На рынке нет нужных специалистов — назвали 40% респондентов

На рынке вообще нет подходящих кандидатов. У нас такая отрасль, где постоянно дефицит хороших кадров.

Хорошие сотрудники стоят дорого — назвали 33% респондентов

Квалифицированные люди — это дорого. Их не так много, при этом они дорогие.

За талантливого сотрудника высокая конкуренция и переманить можно только деньгами — 27% респондентов

Бывало, что перехватывали ребят на больше денег. Но это обычная практика в нашей отрасли.

Приходится нанимать, закрывая глаза на качество — 20% респондентов

Привлекаем неквалифицированные кадры, так как сроки уже горят, а нанимать нужно было ещё вчера

Найм – это лотерея, сложно реально оценить кандидата на входе — 13% респондентов

Ты пытаешься понять логику и предсказать, как будет выглядеть человек, но очень часто это не так. На собеседовании кандидат себя хорошо показал, а потом приходит и не так адекватно работает.

Как фаундеры решают эти проблемы:

Нанимают рекрутинговые агентства

«Мы пробовали с исполнителем в начале этого года, не получилось» — так один фаундер рассказал про попытку привлечь исполнителя для маркетинга через рекрутинговые агентства.

«Работа с агентством по подбору персонала не увенчалась успехом из-за большой текучки. Сменили 5 кандидатов за два месяца»

Растят кадры внутри компании

Нанимаю джунов и ращу их, потому что мне получается так эффективнее и дешевле.

Сами ищут кандидатов

«Я полез тупо в резюме уже, как хантер на авито. Я прямо смотрю в резюме, покупаю контакт, звоню, приглашаю» — одному собственнику пришлось лично искать кандидатов через резюме на Avito

«Обращался к знакомым HR для найма сотрудников» – другой собственник осуществлял поиск персонала через личные связи в HR.

Почему проблемы до сих пор не решились

На самом деле, конечно, если бы связи между причиной и следствиями были верными, то и проблема была бы решена.

Наше мнение о том, почему в малом и среднем бизнесе есть сложности с созданием сильной команды и ростом, мы отразили в предыдущих статьях.

Бывший разработчик не станет предпринимателем, пока не научится строить команду

Почему к вам приходят работать слабые сотрудники. И почему рекрутинговые агентства вам не помогут

Ключевые инсайты исследования:

В конце решили поделиться нашими наблюдениями:

  • Собственники замечают, что проблема существует, но недооценивают её вес. Все респонденты назвали хотя бы 1 проблему, которая у них есть с наймом и адаптацией. Некоторые назвали по 2-3 или больше проблем.

  • Не видят реальную причину проблем с командой. В 95% случаев собственники неверно интерпретируют причину. Например, считают, что на рынке нет сильных кандидатов. А на самом деле не умеют их привлекать и отбирать.

  • Почти все проблемы в развитии бизнеса можно решить через команду. Если сбоит маркетинг, то обнаруживается, что в компании либо вообще нет маркетолога, либо показатели его работы (когда они есть) никак не связаны с целями компании. Или компания не может закрыть вакансию разработчика 2 года, а потом нанимают нового HR-а и закрывают проблемную вакансию за неделю.

Конечно, мы продолжим проводить наше исследование. Если обнаружим интересные инсайты, о которых не написали тут, то сделаем отдельный материал. Рекомендуем подписаться на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить. Там мы подробнее раскрываем тему, как собственникам и топ-менеджерам бизнеса привлекать и удерживать талантливых сотрудников, чтобы бизнес рос, а не стагнировал.

Комментарии (4)


  1. excoder
    02.12.2023 00:12

    Классная аналитика!
    А минусуют, потому что девы от ChatGPT бесятся ????
    "Даже пяти компаниям.в США не понадобится такое устройство как ЭВМ"


    1. kraidiky
      02.12.2023 00:12
      +1

      Ну, кстати, да, статья интересна как практический, кристаллизованный кейс использования ЧатГПТ.
      А применение его для аналитики сразу вызывает недоверие. Хотя аргументов кроме предрассудков у большинства людей тут нет.


      1. excoder
        02.12.2023 00:12

        Да, тут последний год горячие споры, 80% местных разработчиков ратуют, что нет ничего лучше не использовать ChatGPT в работе разработчика, потому что плохой он, и приводят в качестве аргументов абсолютно безобразные примеры глубоко неумелого использования типа "вот же он мои мысли читать не умеет". Другие 20% просто используют и делают больше, лучше и дешевле.


  1. iminfinitylol
    02.12.2023 00:12

    интересная статья, лично я считаю что большая проблема действительно в квалификации кадров и сложности объективной оценки возможностей персонала (тем более в случаях если манагер сам с трудом представляет себе деятельность персонала)

    тем не менее я думаю что подобные проблемы связанны в первую очередь с компетенцией, подходом к работе и адекватностью управления, и я думаю решить проблему неквалифицированного персонала можно разделением задач и низкоквалифицированным персоналом

    вот как донести до руководства суть проблемы это другой вопрос, из своего опыта могу подчеркнуть важный момент, многие действительно не понимаю что построить свой бизнес и создать "пассивный доход" это не одно и тоже