Современное естественнонаучное образование в большей части российских школ служит одной цели: отбить у ученика интерес к предмету. Имея почти десятилетний опыт создания графики для ведущих издательств научной литературы, иллюстраций, публикуемых в The New York Times и The Washington Post и даже изображений для презентаций нобелевских лауреатов, мы решительно настроены на борьбу с этой проблемой. В этом и следующем посте изложен рассказ о том, как мы помогали единомышленникам из лабораторий Политехнического музея развивать привычный для школ формат образовательного плаката, предоставив ученикам приложение с дополненной реальностью. В процессе мы получили детальную трехмерную модель препарированной лягушки на основе данных компьютерной томографии, визуализировали ген и соответствующий ему белок в одном масштабе, а также смоделировали интерактивный атом, позволяющий увидеть орбитали разных форм и размеров.
Постеры и плакаты – вполне привычная вещь для сферы образования, уже давно интегрированная в учебный процесс. Несмотря на обилие цифровых досок и прочего инновационного оборудования, плакаты по-прежнему используются в школах – но зачастую нуждаются в серьёзном обновлении. Их устаревание – это хороший повод, чтобы преподаватель-энтузиаст заменил древний плакат на более актуальный (к тому же содержащий сюрприз). У нас нет иллюзий относительно того, что одним лишь плакатом можно решить проблему мотивации и вовлечения учеников, но пилотный проект, в котором постер является “окном” для доступа к расширенному содержанию в привычной школьнику среде планшета или смартфона, кажется нам интересным для оценки потенциала подобной затеи.
Плоская иллюстрация вполне может быть информативной и привлекательной, однако на двумерной картинке непросто по-настоящему детально и наглядно продемонстрировать устройство сложных объектов, которых даже в школьной программе довольно много (от строения молекул или живых существ до экспериментальных установок или атомных орбиталей). На сложный объект хочется посмотреть с разных сторон, чтобы снять слой за слоем или увидеть отдельные части. Это становится возможным, если соединить образовательный плакат и мобильное приложение, созданное с использованием технологии дополненной реальности, что мы и сделали. Помимо этого, приложение содержит и “урезанные” электронные версии плакатов, которые адаптируют содержание постера под мобильное устройство.
Темами первых плакатов, которые получат учителя, посетившие образовательные лаборатории Политехнического музея, станут “Анатомия земноводного”, “Строение атома”, “ДНК, РНК и белок”, а также “Таблица растворимости”. На нашу работу ушло около четырёх месяцев – при этом наиболее комплексного подхода потребовал плакат с анатомией лягушки.
Анатомия лягушки
С одной стороны, эта тема разрабатывается уже в течение многих десятилетий: есть масса книг, иллюстраций и видео, демонстрирующих, как устроена лягушка; доступны схемы отдельных систем органов и, конечно, плакаты.
Картинка отсюда.
Существующие иллюстрации преимущественно выполнены в стиле классического одноцветного рисунка. Это позволяет схематизировать материал, что зачастую хорошо, но в большинстве случаев данные иллюстрации содержат много неточностей и некорректно отображают реальность. Удивительно, но наиболее полное русскоязычное руководство по анатомии травяной лягушки (книга П.В. Терентьева “Лягушка” из серии “Лабораторные животные”) иллюстрировано крайне плохо и на деле содержит много не самых очевидных моментов, из-за чего разобраться в теме без зоологов, занимающихся позвоночными, почти нет шансов. Когда речь заходит о взаимном расположении подвижных частей организма или, например, сосудов относительно скелета, следует препарировать животное, чтобы разобраться в вопросе.
У видео препарирования есть свои проблемы: в них можно показать далеко не все, что требуется (наиболее сложными в этом плане представляются кровеносная и нервная системы).
Второй ключевой проблемой существующих школьных пособий является то, что они не могут привлечь и удержать внимание школьника, искушенного работами лучших специалистов игровой, рекламной и киноиндустрии, распоряжающимися несопоставимыми бюджетами при визуализации даже более простых предметов и явлений.
Нашей задачей в данном случае было создание максимально аккуратного и близкого к реальности пособия, которое было бы удобно использовать для ознакомления со строением всех систем органов лягушки. Ну и, конечно, нам хотелось “отбить запах нафталина” от биологии как дисциплины – как минимум в этом частном случае. Традиционно мы используем гибридные подходы, в основе которых лежит трехмерная графика. Никаких иллюзий и планов относительно того, что нам удастся нарисовать и смоделировать лягушку по существующим атласам и иллюстрациям у нас не было – этот подход заведомо выглядел тупиковым. Поэтому мы поставили себе задачу получить максимально точные томографические сканы лягушки.
Поиск самой лягушки был непростым. Во-первых, оказалось, что к концу мая, когда нам понадобились животные, у них уже закончился период размножения, и найти их в подмосковных лесах самостоятельно у нас не вышло. К тому же зоологи и физиологи, которые ежегодно обучают студентов на лягушках, отмечают резкое снижение их количества в подмосковных лесах, из-за чего ловцы лягушек собирают животных все дальше от города. Поиск по зоомагазинам и птичьим рынкам тоже не дал результатов – примерно по тем же сезонным причинам. Пришлось искать людей, которые непосредственно занимаются отловом лягушек для террариумов, магазинов и учебных учреждений. В итоге мы заполучили троих желаемых представителей вида Rana temporaria в охлажденном и сонном состоянии.
Современные методы томографии позволяют получить скан с разрешением до 20 микрон (микрон – это одна десятитысячная сантиметра). Это значит, что на примерно восьмисантиметровую лягушку придется около 4000 горизонтальных “срезов”. В нашем случае слоев было несколько меньше, но все же их количество было более чем достаточным для построения действительно достоверной модели, где можно различить, например, фалангу пальца животного и даже довольно мелкие сосуды. Только такой подход гарантирует точность взаимного расположения всех органов и систем органов в финальной модели. Подходящие по разрешающей способности томографы используются для оценки величины дефектов – например, в электронике.
К одному из таких рентгеновских томографов нам удалось получить доступ. Казалось бы, после этого все должно быть довольно просто: помещаем животное в прибор, получаем скан. На деле же возникает проблема контрастирования внутренних органов: другими словами, “в лоб” томограф позволяет различить только довольно плотные ткани, подобно костной, а мягкие ткани на изображениях сливаются в единое целое. Такая проблема распространена довольно широко, в связи с чем исследователи уже отработали различные техники обработки препаратов, основанные на отличии в способности разных тканей пропускать и накапливать контрастирующие агенты (обычно в этой роли выступают вещества, содержащие атомы относительно тяжелых элементов – от галогенов до тяжелых металлов). Нам пришлось основательно изучить методическую научную литературу, а потом обратиться к коллегам с Химического факультета МГУ за помощью в подготовке нужных реактивов. Но и в данном случае некоторые задачи оставались нерешенными. В частности, кости, мышечная ткань, полости и органы после обработки становятся достаточно контрастными, а кровеносная система – нет. В результате работы нам пришлось адаптировать существующие протоколы и разработать новую технику, которая решает данную проблему. На этом этапе к нашей команде присоединились зоологи с Биологического факультета МГУ, которые помогли препарировать животное и провести инъекцию альтернативного контрастирующего агента в кровеносную систему перед томографией.
В результате, сочетая софт для анализа компьютерных томограмм с распространенными программами для трехмерного моделирования, нам удалось получить полную модель лягушки вместе с моделями всех ее основных внутренних органов, кровеносных сосудов и скелета. На это ушел где-то месяц кропотливой работы по разметке, “чистке” и дополнительному 3D-моделированию.
Изображения на плакате создавались именно на основе полученной модели, а в специальном приложении с дополненной реальностью для современных устройств на основе iOS и Android есть возможность посмотреть на модель с разных сторон, чтобы разглядеть те структуры, которые не видны на статичной иллюстрации.
Такой обстоятельный подход для школьного плаката может показаться избыточным. Но, во-первых, на примере трехмерных моделей вирусов, которые создавались отнюдь не для школ, мы заметили, что школьники ценят, когда с ними обращаются так же, как и с более старшими людьми. Им нравится, когда им предлагают вместе разобраться в чем-то на первый взгляд сложном, приглашая подняться на уровень ученого, вместо того, чтобы рассматривать схемы неизвестных художников с шаблонными определениями из учебника. Во-вторых, мы не питаем иллюзий относительно того, что все учебники следует иллюстрировать подобным образом, но верим, что в школьном образовании есть место для ярких и интересных “точек входа” в тематику, где мы можем приложить максимум усилий и все-таки увлечь школьника биологией, химией или физикой. В-третьих, предвкушая вопросы зеленых и зоозащитников, мы хотим донести ту идею, что подобные детальные 3D-модели могут стать основой для образовательных курсов по анатомии нового поколения, в рамках которых студентам общих курсов, не планирующим в дальнейшем работать с экспериментальными животными, не придется бессмысленно губить сотни и сотни лягушек, крыс и голубей просто для того, чтобы рассмотреть их внутренности.
В следующем посте мы расскажем о создании интерактивного плаката “Атом” и модели гена инсулина.
Комментарии (10)
DaLight
03.12.2015 19:57Такой обстоятельный подход для школьного плаката может показаться избыточным.
зато это будет подход, который заинтересует предметом, а не просто заставит вызубрить пару-тройку параграфов )konstantinov
03.12.2015 23:29Мы хотим делать действительно круто, чтобы увлечь ребенка. Многие знакомые из мира науки вспоминали эпизоды из детства, с которых начался их интерес — это были иллюстрации, научные книги, музей, а иногда и просто красная кнопка электронного микроскопа, но всегда что-то эмоциональное и удивительное для них в тот момент.
noita_kronk
03.12.2015 22:57Ура! Ну наконец-то творческий подход!
Нужное дело делаете, ребята. Не останавливайтесь.konstantinov
03.12.2015 23:34Творческий и… научный) в ближайшее время напишем как делали плакат "Атом на примере урана 238", где для дополненной реальности потребовалось моделировать орбитали атомов от водорода до урана.
Ariez
Это очень круто. Недавно нашел и купил себе на планшет и телефон 3D анатомический атлас — во всех плоскостях можно крутить модель, добавлять слоями органы и системы. Даже то, на что способна программа, впечатлило — аж взвыл от жалости, что такого не было во время моего обучения в медицинском университете. Пока что такая программа не заменяет классические анатомические атласы (она все-таки грубовата в плане нюансов), но даже так становится намного интереснее и понятнее изучать анатомию. Вышесказанное справедливо, разумеется, не только для анатомии)
А уж если бы такое было бы интегрировано в виде дополненной реальности, скажем, к учебнику анатомии — фантастика…
konstantinov
Мы тоже с оптимизмом смотрим на возможности, которые дают планшеты и телефоны. Сейчас еще довольно много технических ограничений и дополненная реальность не так хороша, как хочется, но в ближайшие годы все должно стать лучше в плане качества, распространения и требовательности к мощности девайса (Magicleap и Google, Oculus и Facebook, Hololens от Microsoft). И то самое «взвыл от жалости», как нам кажется, и должны вызывать такие пособия у тех у кого их не было, и «очень круто» у кого они есть. Эмоции — то что позволяет вовлекать в процесс обучения.
Ariez
Абсолютно ЗА. Это можно делать даже в упрощенном варианте — например, на поднесения к камере телефона напечатанной фразы «деление клетки» можно повесить ролик с анимацией деления. Достаточно 1 ребенку притащить такое в класс — «зарязятся» все :)
konstantinov
Да, например. Один вопрос это первична мотивация ученика скачать специализированное приложение — в большинстве случаев ему уже ничего не хочется, если мы говорим о 8-11 классах, — «не хочу учиться, хочу жениться».
konstantinov
Также пока остается вопрос с широкополосным доступом в девайсе ученика — все ролики по всем темам зашивать в апп не годится. Даже в нашем случае приложение на iOS очень увесистое, около 600 Мб (версии под разную битность и видимо не очень эффективное сжатие текстур). Для андройда существенно лучше — 140 Мб, но и это на грани с точки зрения пользовательского опыта и удобства.