На Хабре регулярно появляются статьи об управлении персоналом, где каждый автор делится своими 'лучшими практиками'. Сегодня я хочу обсудить малозаметный, но мощный инструмент управления - анонимные опросники. Представьте, что каждый член вашей команды имеет возможность откровенно высказаться, не опасаясь последствий или критики. Именно так, скрытые проблемы становятся видимыми, а искренние отзывы превращаются в ценные стратегические данные.
Анонимность весьма интимная сфера нашей жизни не зря в браузерах есть функция инкогнито, а telegram столь популярен. И эта среда позволяет более открыто выражать свою точку зрения без опасения попасть под публичную критику или другие ограничения. Поэтому вполне логично использовать эти механизмы и в менеджменте - предоставить сотрудникам возможность высказаться о состоянии проекта или команды в безопасной среде, что в итоге поможет выявить скрытые проблемы и привести к улучшениям. Первоначально тему анонимный опросников я затронул ранее в моём блоге, когда разбирал кейс увольнения сотрудника, где основная цель - удержать молодого и перспективного специалиста.
Разумеется, у анонимных опросников есть недостатки: неконструктивная критика, личные претензии или же излишнее обобщение. Но я считаю, что их весьма просто нивелировать, а потенциальная польза значительно перевешивает издержки.
При проведении анонимных опросов я придерживаюсь следующих принципов:
Анонимность. Опросник должен быть ДЕЙСТВИТЕЛЬНО анонимный, поэтому никаких реферальных ссылок или корпоративных систем - они умеют явно или неявно трекать кто оставляет фидбэк, поэтому - google forms или office 365.
Регулярность. Разовое проведение не позволит оценить изменения в динамике, выявить новые проблемы или риски, обновить планы или же привнести новые улучшения. Для меня оптимальным является проведение опросов раз в квартал — это даёт мне возможность внести крупные изменения при необходимости и отследить развитие проекта в динамике.
Простота. Не надо пытаться понять почему не удался релиз перед НГ несколько лет назад, давать множество вариантов ответов и требовать обязательные поля для заполнения. Мое мнение: идеально, когда человек может потратить на отзыв не более 5–7 минут.
Открытость. Результаты должны быть открытыми и как бы больно вам ни было читать всё что написали в анонимном отзыве - его результаты вы должны опубликовать на всех, кто участвовал в опросе. Разумеется, какой-то налёт цензуры вполне допустим и откровенную чернь и дичь придётся подтереть: неконструктив а-ля "Маша дура гы-гы-гы" - удалять без оглядки, но даже если к вам относятся плохо - и через фидбэк вы это видите, засуньте своё эго куда поглубже.
План улучшений (improvement plan). Должен быть составлен по итогам анонимного опроса, иначе теряется всякий смысл его проведения, и коллеги не будут больше делиться интересной информацией, если это не приведёт к положительным сдвигам и результатам. В общем виде для меня эффективный план улучшений выглядит следующим образов: проблема, действия для её решения, ответственный и дата, до которой предполагается решить данную проблему.
Понятность. Критерии оценки должны быть понятными и простыми, например пятибалльная шкала нам всем знакома со школьных лет, светофор - зелёный всё хорошо, красный - грусть-печаль-тоска или просто текст.
Один ответ. Каждому участнику разрешается предоставить только один ответ или отзыв, чтобы обеспечить справедливость и достоверность собранных данных.
Отчётность. Перед следующим анонимным опросом надо отчитаться перед сотрудниками о выполнении или статусе проблем, идентифицированных при предыдущем опросе. Это положительно влияет на мотивацию сотрудников участвовать в последующих опросах и давать правдивую обратную связь.
Пример опросника:
Нравится ли вам текущий проект? - Да/Нет. (Использовал вариации: Пожалуйста, оцените проект по шкале от 1 до 5, где 1 - ненавижу проект и 5 - проект мечты. Цвет моего статуса на проекте - зелёный, жёлтый, красный.)
Что вам нравится в текущем проекте? - Текстовое поле, куда можно написать всё что угодно.
Что бы вы хотели изменить\улучшить в текущем проекте? Я использую вопрос именно в такой тональности (а не просто: "напишите, что вам не нравится в проекте") потому, что хочу получить конструктивную критику и подтолкнуть людей к позитивным улучшениям в проекте.
И пример на google формах как оно может выглядеть (за основу взял форму анонимного опросника для моего блога). Это примерный шаблон, и вы можете определять варианты наиболее подходящее под ваши нужды.
В своей практике я использую анонимные опросники для:
Понимания мотивации команды, как итог уменьшения текучки кадров через проактивное управление персоналом (про разницу в проактивном и реактивном управлении я писал в своём блоге).
Нахождения и устранения скрытых проблем, до того, как они перерастут в боль и страдания. Какой бы замечательный и умный менеджер ни был, коллектив сталкивается с бóльшими проблемами – он выявляет то, что одному не увидеть.
Выполнения проектных бизнес трансформаций. Это отдельная большая тема и о ней я расскажу отдельно.
vkomp
Идею анонимной обратной связи я узнал в книге "Дедлайн" Тома ДеМарко много лет назад. Но тогда гугл-форм не было, рекомендовался почтовый ящик. Сейчас не понимаю, почему нельзя использовать почтовый ящик - можно же получить письмо не из корпоративной почты. В книге акцент делался на связывании топа с рядовыми сотрудниками - против фильтров и искажений сигналов в звеньях цепи управления.
У вас вижу целью не сам проект, а систему мотивации. Тема обычная - сам как-то по молодости так ушел из отдела. Критика статьи: само присутствие анонимного опроса показывает, то обычное общение нарушено. Или сотрудники не могут сказать важное, или непосредственный начальник не контактен - то есть присутствуют проблемы системы управления. И опрос - это "предохранительный клапан", чтобы сбросить давление. Потеря одного сотрудника - просто расходы, а если весь отдел "встали и ушли", то руководитель с высокой вероятностью тоже уйдет, а проект протухнет.
Если общение присутствует, то анонимность больше фарс. И, наоборот, польза сомнительна - сотрудники могут влиять на политику в своих интересах - "хвост управляет собакой".
На мой взгляд - нужно добавлять эмоции в совещания. Имхо, основная проблема молчаливого ухода - отсутствие эмоций в работе.
Ну и анек в тему:
После корпоративной игры в пейнтбол начальника легко узнать по тому, что на нём есть следы не только от краски, но ещё и от прикладов.
Mephistophele Автор
Простота. Намного проще ткнуть в ссылку, чем открыть почтовый ящик, вбить получателя и написать свободное письмо. Плюс в нашей exUSSR культуре писать фидбэки когда их не спрашивают напрямую считается зачастую "стукачеством" и поступать так не принято. Я бы рассматривал подход с формами как улучшение процесса и его частичную автоматизацию.
Я принципе не привязываюсь к теме проект\продукт\компания и попытался показать важность этого процесса не только с точки зрения возможных улучшений, но и через призму мотивации сотрудников. Но за идею спасибо, надо будет немного переработать материал, чтобы подчеркнуть важность и для менеджеров.
Неконтактный сотрудник или начальник - часть проблемы. Иногда надо быстро "влететь" в горящий проект, или же проект сильно большой и напоминает больше программу (численность от 60 человек и выше). В статье я попытался показать, что есть такой механизм, а его использование - на усмотрение каждого индивидуально.
В моём опыте - плохое или недоверительное общение между начальником и сотрудниками. Эмоции - сильно вторичный мотиватор, намного важнее и эффективнее - долгосрочные планы развития, которые соблюдаются плюс справедливая компенсация и комфортный нетоксичный коллектив.
vkomp
Мое мнение, что доверие выстраивается на свободе эмоций. И как раз мой опыт показывает, что эмоции первичны. Когда появляются эмоции - логика отваливается, потому более важны. Но эмоции сильно субъективны, и словами их трудно описать. Потому к отчету не пришить и бюджет не получить. Но важны во всех сферах жизни - и управление в том числе.
60+ человек - сложное управление, согласен про важность анонимной обратной связи в вашем случае.
Mephistophele Автор
Понял о чём вы говорите. В моём словаре это называется комфортный нетоксичный коллектив. И да тут вы правы, на небольшом скейле это работает (человек этак до 15 примерно), я помню как ещё лет 9 назад у нас проходили алко-ретроспективы, было абсолютное доверие в команде и каждый мог открыто высказаться и не нужны были анонимные опросники. Но при всём при том барышня бизнес-аналитик сказала, что не хочет работать в такой команде, для неё было слишком много экспрессии. Но это был один человек из десяти, остальные кайфовали.
SSukharev
Любой коллектив в котором собрано больше 8 человек становится конфликтным и неуправляемым.
vkomp
Занудливо поправлю, что зависит от деятельности, графика работы, таланта/харизмы начальника, формализованности общения и так далее... Плюс вовлеченность начальника и степень делегирования. Например, если сеньор сам кодит, то времени меньше. Если общее управление, то времени больше.
Классика управления говорит про 7-15 непосредственных подчиненных. Но если это бригада землекопов, то 35 норм. Также если скользящий график в 4 смены, то контролировать 50+ челов вполне реально.
Mephistophele Автор
Но за конструктивную критику отдельное спасибо. Всегда приятно её получать.