UI-дизайн — это про то, как выглядит интерфейс, UX — про то как с ним работает пользователь. Хочется спросить — «Вы откуда это вообще взяли»? 

UI/UX концепция как «Пирамида потребностей Маслоу», которая и не пирамида, и не потребностей. А иерархия мотиваций в процессе здорового развития человека, выраженная через потребности. И выглядит по описанию самого автора она примерно так:

У меня есть дословный перевод публикации, адаптированный и вот вам ссылочка на оригинал

С терминами UI и UX происходит тоже самое. Многие специалисты, педагоги, образовательные учреждения, рекрутмент и бизнес в целом, трактуют понятия не сравнивая с материальной частью. 

Если обобщить трактовки, то UI — это про то, как интерфейс выглядит, UX — его логика и то, как удобно пользователю с ним взаимодействовать. Пример:

Трактовка конструкции «UI/UX» с Яндекс.Практики. 
Трактовка конструкции «UI/UX» с Яндекс.Практики

У меня один вопрос — откуда вы это взяли? 

Давайте обратимся к актуальной ревизия ISO стандарта от 2017 года и верифицированная в 2022 году.

  1. компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.

  2. совокупность программного и аппаратного обеспечения, позволяющего пользователю взаимодействовать с компьютерной системой.

  3. интерфейс, который позволяет передавать информацию между пользователем-человеком и аппаратными или программными компонентами компьютерной системы.

  4. все компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.

Ни слова о том «как это выглядит». Ни о каком разделении ни на визуализацию, ни на логику — нет. UI — это комплексное понятие которое уже включает в себя и то, и другое. 

То чем занимаются так называемые «UI/UX» специалисты — это разработка GUI (graphic use interface) и информационной архитектуры. Если развивать тему «Выглядит», хотите сказать, что у «Алисы», «Алексы» и iPod Shuffle третьего поколения нет пользовательского интерфейса, если нет визуализации? есть только UX, только опыт?

У этих продуктов и навигация есть, и ее вложенность/ категории и списки. Есть элементы выбора «команды» вместо клика и даже элементы «пред-действия», аналогичные поведению мышки на кнопку, которые верифицируют корректность побуждения пользователя: алиса уточняет, iPod Shuffle звуковой сигнал дает. 

Не нравится стандарт, сухо написано, слишком обще и однобоко только про UI? Хорошо, обратимся к словам Дона Нормана. Человека, который придумал сам термин и концепцию «User Experience». Дон прямым текстом говорит «Люди трактуют UX  неправильно. У сайта или приложения не может быть UX». Привожу ниже видео интервью и текстовый перевод на русский язык.

«Опыт» — это когда вы впервые узнаете о продукте, когда видите его в магазине, когда покупаете. Когда вы «Ох», — вздыхаете и не можете поместить эту большую коробку в машину.  И, наконец, вы привозите его домой, открываете коробку и думаете «Это выглядит страшно, не знаю, соберу ли я его». Все это — User Experience. Все, что касается взаимодействия с продуктом. И это может не касаться напрямую самого продукта. Напрмер, когды вы рассказываете кому-то о нем. Это то, что мы имели ввиду, когда разрабатывали термин UX и открыли департамент разработки пользовательского опыта в Apple. 

Сегодня этот термин понимают совсем не правильно. Люди говорят: «Я UX-дизайнер, я проектирую сайты и приложения». Они не понимают, что они делают. Они думают, что UX это про устройство, веб-сайт или приложение… 

Нет! UX — это все: как вы взаимодействуете с миром, как вы проживаете вашу жизнь, как взаимодействуете с сервисом, или, да, с приложением или компьютером. Но эта система включает в себя ВСЕ.

То ли я слепой и не вижу где в стандарте ISO про «то как это выглядит», то ли Норман неправ и вся его работа по популяризации корректной трактовки UX в рамках проекта «Nielsen Norman Group» гроша ломанного не стоит!? Жду ваших комментариев откуда вы узнали о UI/UX и где матчасть этих знаний, помимо того, что в курсе Яндекс.Практики, Скилбокс, Скилфактори и прочих (подставьте любой бренд) так написано. 

Товарищ, коллега, собрат дизайнер-проектировщик интерфейсов «упершийся в потолок», если ты фигачишь GUI уже как божешька и ищешь дальнейшее развития в профессии, не иди в компании с вакансиями UI/UX. В них люди не имеют ни малейшего представления о UX, или Дон норман не прав.

Комментарии (26)


  1. igor_carenko
    15.01.2024 01:01

    Шикарный абзац. И действие интересное, и iPod звук издает... :)


  1. Myclass
    15.01.2024 01:01
    +5

    Непонятно о чём? Вроде приводятся примеры мнений каких-то отдельно взятых людей, которые себя ux экспертами называют и только разработку сайтов упоминают. Да, может быть они узко на это смотрят. Да. Но только они. В академических кругах это намного глубже объясняется. Все книжки не только пр сайты, но дизайн, про цтеорию цветов, пр законы позиционирования, про то, как улучшить как сам продукт, так и процессы вокруг него. Такие как например телефонную горячую линию, итд. Поэтому с вами не соглашусь.


    1. AndrewYaremko Автор
      15.01.2024 01:01

      У меня в публикации нет своего мнения. Я привел вам 4 определения из стандарта и пояснения «отдельно взятого человека, называющего себя экспертом» — Дона Нормана, он термин UX изобрел. Это вы с ним не согласны или со стандартом? Уточните пожалуйста)


      1. Myclass
        15.01.2024 01:01

        Определения правильные. Выдернутые мнения и на основе их - оценка, что все вокруг не понимают и не правильно используют объяснения ui и ux - вт это есть неправильно. По мнению двух или трёх - это есть выдёргивание того, что хочется слышать и использовать. Много книг, видео и академических курсов - показатель, что эта тема намного обширнее берётся, чем просто 'рисование веб-страничек' Просто многие темы, которые со-существуют в контексте ui и ux - существовали и до Нормана, как например реклама, опрос пользователей, статистический анализ бизнес-требований и оценка возможных улучшений продукта за счёт новых функций и сотри других задач. А если так, то и вправе, что эти и продолжать жить и без 100-процентного использования в ux контексте.


        1. AndrewYaremko Автор
          15.01.2024 01:01

          Да, да — Есть много книг, видео, образовательных программ, статей, работ авторитетных деятелей умственного труда о «Пирамиде Маслоу». Наличие большего объема информации и массового мнения не показатель правильности.

          Норман об этом же и говорит, что UX это не рисование веб станичек, не этап разработки, а принцип управления процессом, основная идея при проектировании стоимости, внешнего вида, упаковки, приоритетов в пайплайне и тд. И когда авторы UX причесляют только к проектированию GUI а не, например, к алгоритмам ранжирования контента и людей по внутреннему социальному рейтингу, тогда и всплывает проблема.

          Да UX здачи существовали и до Нормана. Вспомним тот же пример с Бетти Крокерс, когда Эрнест Дитрих применил сессии группового психоанализа для выявления скрытых потребностей аудитории. — читой воды UX кейс и подход к исследования. Но в том то и дело что подход, а не этап разработки. Поэтому Норман и говорит, что UX подход это про все.


          1. Myclass
            15.01.2024 01:01
            +1

            Если какие-нибудь люди верят в плоскую землю, это не проблема всех физиков. Это касается плоскоземельщиков. И только их. Если у вас есть конкретные примеры работы отделов и команд, где принципы ui и ux поставлены вверх ногами, вот тогда берите то за основу. А так, как это в статье было сделанно - это не анализ. Это не больше чем просто мнение. Имеет тоже право быть. Но есть только мнение. Успеха вам!


            1. AndrewYaremko Автор
              15.01.2024 01:01

              Везде работа с Ui и UX поставлена не правильно, легче сказать где они правильно выстроены. Анализ у меня в соседней статье Как понять концепцию UX через ROI. «UI — это про то как интерфейс выглядит» — вот мнение, а у меня в статье приведено 4 определения из стандарта. Чувствуете разницу, между мнением (пусть и большинства, пусть и искаженным) и стандартом.


              1. dom1n1k
                15.01.2024 01:01

                Если выбирать между "искаженным", но общепринятым де-факто и мертворожденным де-юре, то конечно предпочтительнее первое. Потому что мы коммуницируем с реальными людьми, а не тремя с половиной архивариусами.


                1. AndrewYaremko Автор
                  15.01.2024 01:01
                  +1

                  Вот именно по этому Apple в которой UX подход изобрели и применяют правильно компания номер адын по капитализации, а майкросовт со своим прорывным экспириансом виндовс фон и виндовс 8, на поминках своей 10ти летней истории работы на мобильном рынке. Попсовое мнение верный путь.


                  1. dom1n1k
                    15.01.2024 01:01

                    1. AndrewYaremko Автор
                      15.01.2024 01:01
                      +1

                      Похороны Nokia, мобильного направления windows Mobile как второго игрока на рынке после симбиан, Провал windows 8, похороны windows Phone, Провал армовской винды с сервейс rt. сорян, но на мобильном рынке операционных систем майки сдали все имеющиеся позиции. Пока что они даже Габену проигрывают в портативном гейминге. Попытка сделать свой эпстор и брать комиссию в 30% у майков тоже не очень получилась. Вот вам и УПС. Считайте сколько денег они потеряли за этот период, пока эпл монополизировала рынок.


  1. quakin
    15.01.2024 01:01
    +3

    Есть замечательная книга о проектировании интерфейсов,
    и её название просто идеально описывает ситуацию в этой области: "Психбольница в руках пациентов" (Алан Купер)
    Путаница в терминах - лишь вершина айсберга:)


    1. AndrewYaremko Автор
      15.01.2024 01:01
      +1

      Кто-кто, а Ален точно в курсе общего уровня безграмотности, особенно в вопросах Маркетинга. Больше знаком с его академическими работами по определению термина маркетинг. Если у дизайнеров 7-8 терминов, то в маркетингке на каждый чих приставка маркетинг плюсуется.


  1. DigitalPirog
    15.01.2024 01:01
    +2

    Похоже это из разряда, что в теории сахарные пакетики надо ломать пополам, а не отрывать с краю.

    На практике сформировались категории разной квалификации, с теми, кто «рисует» графический интерфейс и не думает углубляться, и теми, кто прорабатывает логику. И тут как раз хорошо подошли лаконичные UI и UX, чтобы отличать одних от других и точнее формулировать задачи.

    Нет! UX — это все: как вы взаимодействуете с миром, как вы проживаете вашу жизнь, как взаимодействуете с сервисом, или, да, с приложением или компьютером. Но эта система включает в себя ВСЕ.

    Какой практический смысл в термине, который включает в себя все?


    1. AndrewYaremko Автор
      15.01.2024 01:01

      Эй Дон Норман — ты не правильно изобрел UX!
      Практический смысл в том, что UX не этап разработки, а принцип разработки, который на весь процесс распространяется, как lean или agile методология например.


      1. DigitalPirog
        15.01.2024 01:01
        +2

        Я не рассуждаю на тему правильно или неправильно, я спрашиваю как этим пользоваться. Думать о конечном пользователе при разработке любого материального или нематериального продукта это понятно, а UX в оригинале — нет.


        1. AndrewYaremko Автор
          15.01.2024 01:01
          +1

          Вот, вот тут то мы к сути и подходим. Вы выдвигаете такое же общепринятое заблуждение исходя из ошибочной трактовки UI/UX, что «Думать о конечном пользователе при разработке». Думать надо не о пользователях а о бизнес задачах, через призму пользовательского опыта. И решения принимать соответствующие.

          Чтобы начать применять стоит копнуть шире и изучить матчасть которую дает Нельсон Норман групп https://www.nngroup.com. Это для начала.

          Общие KPI у маркетинговых и uх команд — хороший старт для применения и отстраивания ux практики в компании. Нанянимать психолога для провидения фокус-групп, а не маркетолога с курсов «интернет маркетинга», как в свое время сделали Бетти Крокс и тд.

          Если вы о применении знаний в области ux в частной практике, можно начать с изучения психологии связанной с UX . вот для вас отличнейшая подборка материала по теме https://www.nngroup.com/articles/psychology-study-guide/

          UX не начинается и не заканчивается интерфейсом — это интереснейшая область знаний и практик которая ведет в управление продуктами и продуктовым маркетингом.


          1. DigitalPirog
            15.01.2024 01:01

            Вы упорно продолжаете приписывать мне то, чего я не делаю. Я ничего не выдвигаю, и тем более не спорю с оригинальными определениями. Уверен, что в приведенных ссылках все комплексно и стройно расписано.

            Я говорю, что изначальная концепция переусложнена для вашего агрессивного запроса повсеместного понимания матчасти. Что значит думать о бизнес-задачах через призму пользовательского опыта? Что значит, что UX это все? Гораздо понятнее выглядит концепция думать именно о пользователе, которому будет приятно и удобно, и он всем расскажет о продукте, продолжив инвестировать в него. В таком случае я не думаю о бизнес-задачах?

            UX не начинается и не заканчивается интерфейсом — это интереснейшая область знаний и практик которая ведет в управление продуктами и продуктовым маркетингом.

            Вообще не спорю, но можно я все таки поищу вакансию «UI/UX дизайнер?»

            Вы не видите в какую точку я бью, поэтому закончим этими риторическими вопросами.


            1. AndrewYaremko Автор
              15.01.2024 01:01
              +1

              И иерархию потребностей «проще» воспринимать как Пирамиду, но проще на значит корректно.

              Думать о бизнес задачах через парадигму пользовательского опыта — вот вам пример. Tinder. Привлечение подписчика стоит $290, затраты на обслуживание в год $101 (касты на rnd, фот, и 30% комиссию за транзакции Эплу и гуглу). ARPPU $15,8 в месяц. Жизненный цикл такого клиента 5 лет. Вот и подумайте какой пользовательский опыт должен быть у такого продукта. какие алгоритмы ранжирования вы будете использовать, как социальный рейтинг будуте настраивать, какую будете внедрять архитектуру интерфейса для минимизации потенцальной коммуникации среди пользователей, что для бизнеса Желательно чтобы пользователь видел, а что лучше скрыть и поместить в дальний ящик. Как тексты переписать — может кнопка «Продолжить играть» не лучшее решение, может поменяем на «продолжить свайпать». Еще подумаете что при ограничении доступа к приложению при блокировке аккаунта, не оставите интерфейсную возможность отменить подписку, всмысле вообще вместо интерфейси и настроек таким пользователям будете показывать только сообщение — сорян, ты забанен.

              Далее Янедек — Люди отписываются. Может на этом этапе перепроектировать интерфейс усложняя его год от года? а может еще накинуть туда 2 месяца кинопоиска? С учетом того, что это тоже имеет себестоимость. Маржинальность подписки 30%, а соответственно такое решение в области retention не дешевое удовольствие. Зная юнит экономику продукта, вы можете посчитать, сколько это стоит.

              Бургер кинг. — ценовая политика — в курсе что больший объем дороже при покупке кофе и чая? это единственный фастфуд с такой опцией. Да в интерфейса вы по традиции рисуете большую кружку, которая на всего 100 мл больше, рисуете уу в 2 раза больше, для визуального обмана, но ux не в этом, а в том, что вы договорились с отделам ценообразования любить людей на шаблоне восприятия что большей объем дешевле в пересчете на миллилитр.

              Лига лигенд мобайл. Ни одного пикселя в интерфейсе не поменялось, просто ру сервер в европейской части прикрыли и играть стало невозможно, опыт от использования стал резко негативным.

              А если голосовое управление — что UI нет? Точно UI с GUI не путаете?

              Проще — не значит корректно.


              1. DigitalPirog
                15.01.2024 01:01

                Проще — не значит некорректно.

                А примеры с темными паттернами — да, то, о чем должен думать человек, который хочет состояться в профессии.

                Да и дверь с ручкой это UI, но, так сложилось, что двери я не делаю.


                1. AndrewYaremko Автор
                  15.01.2024 01:01
                  +1

                  Дверь, не интерфейс, usb интерфейс, api программные тоже интерфейс, половые органы, тоже интерфейс взаимодействия Анной системы днк с другой. Я об интерфейсах в статье не упоминал, а уонкретно разбирал терми Пользовательский интерфейс. Есть стандарт ISO, его периодически веривицируют, проводят исследования, научные работы пишут, организуют работу коллективов, специалистов и утверждающих комиссий. Это деньги стоит. Если бы было бы верно трактовать как трактат Яндекс.Практика, то наверное так бы и писали. Но пишут как правильно, а не как проще.

                  Бизнес тоже хорошо, выводят продукты на рынок бездумно, а потом задаются вопросом, а что это у нас выпечки Бетти Крокс не продаётся и зовут психотерапевтов, которые как раз с опытом работаю. Ну или не зовут и привет Nokia, вида 8. Нарисовали интерфейсов красивых и продуманный, а о концепции слепоты к изменениям забыли.


                  1. DigitalPirog
                    15.01.2024 01:01

                    Ага, а у вас, похоже, слепота к словам в моих комментариях


                    1. AndrewYaremko Автор
                      15.01.2024 01:01
                      +1

                      Смотрите, у меня нет цели убедится в своей правоте, я и пишу о UX уже несколько лет и пару департаментов построил. Я прошел весь этот путь от графического дизайнера и это было не легко. тк не было навигатора, но и инфоциганщины не бало в то время. Если я могу помочь своими знаниями, материальной базой которую собирал 10 лет, дизайнеру вырости из GUI, как и я сам когда-то, то буду рад. Я очень дого не понимал что это за «ВСЕ» в словах нормана. Пока не освоил управление продуктами и продуктовый маркетинг как теорию и как практику разумеется.

                      Ваши комментарии показывают ваше не безразличие и желание рости может в доль/ может в ширину специализации. Рости и правда есть куда, можно и с мас маркет продуктами. Но я рекомендую знакомится со сложными материалами от авторов концепций.


  1. ObyWan23
    15.01.2024 01:01
    +1

    Вот-вот!!!Как обычно.Умные очень программисты в купе с умными дизайнерами и эйчарами делают умные лица и плохо думают о нас,обыкновенных миллионах потребителей.А потом ещё жалуются,что их не понимают...А секрет есть и он очень простой.Писать коды и продвигать свои умные теории и практики нужно,исходя из интересов и понятий самого тупого слоя нас таких необразованных потребителей.А то получается,- умный "профессор"сказал про умные вещи,вроде интересно,но ни хрена непонятно.


    1. AndrewYaremko Автор
      15.01.2024 01:01
      +1

      Должен признаться не все однобоко подходят к вопросу. Компания tinder, Yandex, tinkoff, Amazone — образцы работы с пользователями с заниженными уровнем когнегивных способностей. У каждого по патенту, а кого и под 1000, как стимулировать микротранзакции, на алгоритмах ранжирования и соц и внутренних соц рейтингах.
      Теорию изложенную в данной статье, на цифрах, патентах и практиках разбираю вот здесь — Как понять концепцию UX через ROI.


  1. Andrey_Kin
    15.01.2024 01:01

    Откуда взяли? Из названий вакансий HR специалистов, я бы конечно кинул пруфы, но пожалуй вы сами в состоянии их найти. Когда человек пишет резюме он смотрит на биржу труда, видит как называется подавляющее большинство вакансий требующих его навыков. И это никак не связано с тем что вы написали. Если бы все вакансии имели приписку только UI, то HR был бы завален кучей резюме граф дизайнеров, потому что их артефакты подходят под описания вакансии. Но компетенции, к несчастью компании, нет. Любые термины всегда нужно рассматривать в контексте. И вы почему то смешиваете контекст найма сотрудника HR специалистом и научную терминологию

    И касательно вашего заявления в комментария что вы не трансируете своего мнения. Вы его активно навязываете цитируя ISO стандарты, аплерую к авторитету и настаиваете на своём многолетлем опыте. И я делаю вывод либо у вас нет своего мнения, либо вы боитесь осуждения и поэтому якобы не высказываете его. Ну либо этот текст написан ChatGPT, потому что это в его стиле — доказывать утверждение не понимая о чем речь.