Чем больше ты становишься экспертом, тем чаще HR видят в тебе не просто коллегу… а спикера на конференциях и митапах. Ну потому что нельзя скрывать такое сокровище!
Одно дело — подготовить доклад, другое — с ним выступить (тяжкий вздох). Словить атаческую панику за 5 минут до триумфального появления перед публикой может даже самый титулованный специалист. И это ок.
Чтобы не переживать и с удовольствием делиться опытом с аудиторией, нужно просто настроиться на выступление: привести в порядок голос и нервы.
Накануне Митапа в Уфе 28 марта собрали в статье лайфхаки, которые помогут чувствовать себя перед аудиторией комфортнее, а звучать — увереннее.
Привет! Меня зовут Юля. В Тензоре создаю контент для hr-бренда. Раньше работала ведущей на радио, где научилась разговаривать как Алиса из вашей колонки и узнала фишки работы с голосом. Список ниже полностью опробован на себе. Круто, если кому-то это всё тоже пригодится. Упражнения можно смело делать примерно за 30-15 минут до выступления.
1. Дыхательная гимнастика
Осознанные йоги и ваш физрук из школы точно бы одобрили этот пункт. Нам нужно почувствовать диафрагмальное дыхание — вот то самое, про которое говорят «дышать животом». Всех актёров учат говорить на опоре, потому что это безопаснее для связок. Плюс голос будет звучать громче, глубже и солиднее. Особенно актуально, если предстоит выступление без микрофона. Ну вдруг)
Упражнение 1. Вдохните носом, «надувая» живот, задержите дыхание на 1-2 секунды. Считая до пяти, плавно выдохните через нос. Проделайте упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Глубоко вдохните: почувствуйте, как расширяются рёбра и живот наполняется воздухом. Чтобы лучше это ощутить, я всегда кладу руки на рёбра. Затем медленно выпускайте воздух на звук «тссс». Как будто сдувается матрас. Проделайте упражнение 3-4 раза.
2. Разминка мышц лица
Фейсбилдинг нынче в моде, но сейчас не о нём. Разминку будем делать исключительно в целях улучшения дикции. Чтобы чётче артикулировать, нужно сначала разогреть мышцы, а уже потом ехать с Грекой через реку и лавировать вместе с кораблями. По этой ссылке простой и эффективный комплекс. Можно выполнить хотя бы 2-3 упражнения из него. Этого уже будет вполне достаточно.
3. «Разогрев» голоса
Небольшая тренировка подготовит связки к работе, поможет звучать более плотно и снизит риск «посадить» голос.
Упражнение 1. Вспомните, как фыркает лошадь (или ваш PM реагирует на просьбы не ставить дейлики с утра). Теперь глубоко вдохните, «надувая» живот. Затем выпускайте воздух и непрерывно делайте трель губами (фырчите). Делайте это со звуком. Меньше скепсиса в глазах — я всё вижу. Такая штука реально помогает связкам настроиться — спросите любого вокалиста. Это упражнение — мой фаворит вообще.
Упражнение 2. Вдохните. Закройте рот и долго и протяжно мычите. Растягивайте звук «м», почувствуйте, как резонирует ваш нос. Проделайте упражнение, пока не войдёте в астрал 3-4 раза.
4. Тренировка дикции
Проговорите чётко и выразительно эти сочетания. Постепенно наращивайте темп:
птки-пткэ-птка-птко-птку
врли-врлэ-врла-врло-врлу
бгди-бдгэ-бдга-бдго-бдгу
фрли-фрлэ-фрла-фрло-фрлу
В университете мы параллельно ещё мячик друг другу по кругу кидали, пока издавали эти невероятные звуки. Всё не так просто, как кажется... Ну и старые добрые скороговорки никому ещё не повредили.
5. Водная пауза
Хотелось бы что-то покрепче… но нам нужна именно вода. Кофе не подходит — он сушит связки, поэтому перед самым выступлением его лучше не пить.
Ещё лучше за несколько часов до презентации доклада исключить из рациона кислое. Это провоцирует активное слюноотделение. Оно нам надо? Оно нам не надо.
6. Снятие напряжения
Не про голос, но тоже полезно. Немного успокоиться можно с помощью глубокого размеренного дыхания, как описано в первом пункте или по схеме «квадрат»: на четыре счёта вдыхаем, на четыре счёта задерживаем дыхание, на четыре счёта выдыхаем и на четыре счёта снова задерживаем дыхание.
Ещё можно попробовать вот такое нехитрое упражнение: сильно сожмите кулаки и пальцы ног на пару секунд, почувствуйте, как всё тело напряглось и каждая мышца сжалась, а потом резко расслабьтесь. Похожие приёмы находила в книге Станиславского «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания».
Вместо заключения
Выступать на митапе — это не солировать в итальянской опере перед толпой, но тоже очень круто и ответственно. Так что голос и нервы только спасибо скажут, если вы их немного подготовите к своему триумфальному выходу перед публикой.
Глоток коньяка и пятак под пяткой ещё никто не отменял. Да, сомнительно… но окей! Тоже вполне можно использовать, если вам это помогает. Мы ведь знаем: главное — чтобы работало, а уж каким образом — другой разговор. :)
Побольше практики, и вы сами не заметите, как станете гуру ораторского мастерства и всей душой полюбите митапы и конференции (если вдруг у вас до сих пор не случился с ними мэтч).
Будем рады видеть вас на IT-ивентах Тензора! Присоединяйтесь — вместе протестим все советы на себе. Больше информации про мероприятия в нашем телеграм-канале: https://t.me/tensor_channel
*вставить в конце самый жизненный мем*
Комментарии (7)
Alex_Malin
18.03.2024 14:12+2И еще очень важно представить, что разговариваешь с другом/коллегой. Не думать, что твои слушатели умнее тебя. И стараться рассказывать простым языком, если и использовать термины, то пояснять что они означают. Даже очень опытные коллеги могут не знать/забыть значение терминов, что может вызвать их неловкость и они посчитают вас выскочкой, который сыплет терминами и умными выражениями. Будьте проще - и люди к вам потянутся!
TataNet
18.03.2024 14:12Поддерживаю) Я всегда на встречах с клиентами, когда нужно долго выступать, придерживаюсь 3 принципов: разговаривать максимально простым языком, как с детьми, улыбаться (конечно когда это уместно) и добавлять в свою речь немного юмора (опять же где это уместно). А еще я заметила, что если аудитория в основном мужская, то нужно почаще улыбаться, мужчины так расслабляются и более благосклонно слушают (это я как девушка неоднократно замечала))). А если аудитория в основном женская, то лучше быть более серьезной, умные женщины это ценят. Но это из личных наблюдений. Может у кого-то по другому?
kekoz
18.03.2024 14:12У В. Шахиджаняна есть отличная книга и курс «Учимся говорить публично». Рекомендую совершенно искренне.
Fell-x27
И еще пункт - научиться работать с интонацией. Монотонность способна убить любой материал.
Живая речь способна вытянуть даже очень слабую базу.
Восходящие и нисходящие движения для фрагментации речи, чтобы слушатель интуитивно не впадал в "студенческий транс". Работа со скоростью - быстрее говорим менее важные вещи, медленнее более важные.
Если уже сказали все, что пришло в голову, а новой мысли еще нет - вырабатываем привычку молчать. Не мычать, не экать, а молчать. Лучше 2 секунды помолчать, собраться с мыслями и продолжить речь, попутно давая зрителю паузу, чтобы обдумать то, что только что было сказано, чем те же 2 секунды мычать в микрофон.
Иногда можно дать себе передышку, сказав, после какого-то тезиса "представьте это". Если, конечно, в тему. И людей вовлекаете в процесс, и себе даете отдых. Даже если мысли есть в голове - отдых нужен. Как минимум связкам.
Если хочется взять паузу, чтобы выпить воды - тоже не надо стесняться. Я прямо говорю "секунду", пью воду, и продолжаю. Все всё понимают, в этом нет ничего стыдного.
И еще важный пункт - жестикуляция блин. А то народ любит стоять по стойке смирно, как школьник у доски. Прям в прошивке заложено уже. Двигайте руками, делайте жесты, ведите себя как живой человек. Невербалка!
И последнее - разговариваете с залом, как будто это один человек, причём которого вы давно знаете. Каждый зритель это почувствует. Зритель испытывает от плохого выступления дискомфорт не меньше, чем выступающий. Если же он будет чувствовать себя уютно, чтоли, он будет внимательнее слушать.
summeradio Автор
Классные советы! Однозначно берём на вооружение, спасибо!
Интонация - вообще отдельное искусство. Можно себе пометки делать в докладе: где паузы, где акценты, где интонация вверх и тд. Всегда так работаю с любыми текстами, которые надо озвучить. Ещё и ударения проставляю от греха подальше)
Про контакт со зрителем: в университете преподаватели по ораторскому мастерству рекомендовали нам не бояться смотреть в глаза аудитории. Это располагает и помогает удерживать внимание.
А вот с жестикуляцией главное не переборщить. Как говорится, всё в балансе, всё в потоке, всё в ресурсе)
Fell-x27
Насчет глаз, я предпочитаю смотреть сквозь людей. Контакт глазами не всем приятен, а так, ты, вроде смотришь и на всех и ни к кому в душу. Но все понимают, что ты говоришь с ними.
Жестикуляция - еств в тему должна быть.
Ну и самое главное тоже - заранее речь прогонять, заранее ее репитировать и учить. Не надеяться на импровизацию, особенно если это не выступление номер "тцать". А то у себя в фантазиях все - великие ораторы. А на деле - заикаторы, мычаторы и бормотаторы :) Репетиции и отработки - залог уверенности.
summeradio Автор
"Смотреть в душу" - это уже что-то на языке "Битвы экстрасенсов" :) Ну тут да, как кому комфортнее, так и надо поступать. Главное - времени на подготовку не жалеть и больше практиковаться)