1007 регистраций, 247 команд, 68 готовых решений, 15 финалистов, 4 призера и 2 победителя. На кону — 1 миллион рублей. Так выглядит в цифрах Kokoc Hackathon-2023 от команды Kokoc Group. Для компании это первый опыт организации такого масштабного онлайн‑конкурса для web‑ и mobile‑разработчиков, product‑ и project‑менеджеров, аналитиков, дизайнеров, маркетологов. Несмотря на это, результат превзошел ожидания. О внутренней кухне подготовки к хакатону откровенно расскажу я, Алёна Попова, IT HR BP Kokoc Group.
Как возникла идея хакатона?
Идея сделать хакатон пришла около года назад, когда перед нами встала задача развивать IT HR-бренд Кокос Group. Начали думать над тем, какое крутое и вдохновляющее мероприятие мы можем провести, и остановились именно на хакатоне. Ничего подобного мы никогда не делали, поэтому для нас всё было в новинку.
Активную подготовку начали в мае. К ней подключились отдел внутренних коммуникаций, Департаменты IT и Департамент развития продуктов.
Первое, что нужно было сделать — найти подрядчика. Хотелось сделать круто, и поэтому нужны были консультанты с опытом, чтобы не набить себе сразу огромную шишку. К тому же нашу техническую команду отрывать от основных задач мы не могли да и не хотели.
Подрядчиков выбирали по нескольким критериям: по опыту запуска таких мероприятий и наличию успешных кейсов проведения хакатонов, по бюджету, коммуникациям и ценностям, так как ребята становились их трансляторами в рынок вместе с нами. Оптимальным для нас вариантом оказалась компания Codenrock. На их платформе в итоге мы и запускали наш хакатон.
Далее мы уже точно определились с форматом и решили, что будем проводить только онлайн. После чего утвердили призовой фонд — 1 миллион рублей, который в дальнейшем распределялся на всех призеров.
Где и как искали участников?
Ни одно крупное мероприятие не обходится без программы продвижения. Все рекламные кампании хакатона были разработаны заранее, а запускать мы их начали за месяц до старта. Рекламу публиковали на разных площадках в ВК и телеграме, в том числе на многих учебных ресурсах и сайтах, связанных с IT‑направлением. Codenrock также рассылал по своим каналам. Мы постарались охватить все популярные ресурсы, подходящие нам по тематике: реклама была на Хабре, HeadHunter, Т‑Прогер, также разместили баннеры на нашем карьерном сайте.
В итоге к нам пришло больше тысячи заявок на участие. Собралось 247 команд из крутых, молодых, креативных ребят с интересными подходами. Их названия вообще можно рассматривать как отдельный вид искусства: Дипломат Собачий, Двойное Яблоко …. Уже на этом этапе организаторы получили много удовольствия.
Какими бы ни были интересными задачи, больше половины успеха любого мероприятия зависит от грамотно спланированной рекламной кампании. Хакатон не исключение, хотите охватов и регистраций — расскажите об этом вашей ЦА, — подчеркнула Кристина Боброва, руководитель отдела внутренних коммуникаций и HR‑бренда.
Как родились задачи для хакатона?
Участникам нужно было выбрать из двух задач. Первое — разработать решения для определения тематики веб‑ресурса, что поможет автоматизировать сбор информации для продвижения сайта. Или второе — создать корпоративное веб‑приложение, которое конвертирует физическую активность в благотворительные пожертвования.
Эти идеи не пришли к нам одномоментно. Над задачами хакатона пришлось хорошенько подумать. Сначала мы хотели обозначить проблематику, которая для нас на 100% важна. Но потом поняли, что это слишком сложно для тех сжатых сроков, в которые проходило мероприятие. Дальше решили посоветоваться со всеми отделами. Откликнулись ребята из нашего агентства Kokoc.com, в частности, руководитель отдела оптимизации. Они достаточно плотно работают с нашим IT‑отделом, совместно с которым и предложили задачу про ресурс, который может автоматически определять тематику страницы сайта. Поскольку сейчас на рынке нет хорошего решения этой проблемы, и ребята в основном все делают руками, это было для них актуально.
В итоге в первом задании победу вырвала команда, которая состояла всего из одного человека — в прошлом seo‑специалиста, а в настоящем — разработчика. Его система наиболее правильно смогла определить тематики сайта.
Что касается второй задачи, она родилась из актуального в этом году направления развития всей нашей компании — ESG. Эта сфера находит отклик у нашей команды, ребятам хочется помогать, реализовывать свой потенциал в благотворительности, при этом они молодые и спортивные. К тому же наши сотрудники живут в разных городах и даже странах, и очень трудно собрать всех вместе, чтобы даже банально провести корпоративный День здоровья. В связи с этим нам пришла идея объединить все факторы вместе: это стало хорошей возможностью соединить страсть к спорту и благотворительность и оставить свой след в мире технологий, делая добро. Мы были уверены, что рынку это будет интересно.
Участникам хакатона задание действительно зашло, и они нас поразили своими креативными идеями. Кто‑то придумал приложение чётко по ТЗ, а кто‑то предлагал идеи, выходящие за рамки.
Во втором задании победило приложение, которое с помощью искусственного интеллекта считывает активность, то есть понимает, что именно в данный момент делает человек: приседает, отжимается или что‑то другое. Затем считает, сколько раз он это сделал, после чего записывает на счет сотрудника. Ребята тестили программу в прямом эфире сначала сами, потом этим занялись сами эксперты, чтобы проверить работу программы в действии. Кстати, на создание своих уникальных IT‑разработок у участников было всего два дня. Казалось бы, не слишком много времени, но им это удалось, они на полную катушку использовали свой шанс для того, чтобы созданный ими продукт в сфере AI и ESG получил развитие и воплотился в жизнь.
Про атмосферу
Было много юмора, очень живо и интересно проходили чекпоинты, это встречи с экспертами. Сопровождали и оценивали участников специалисты из Департаментов продуктов и IT, Seo и HR отделов Kokoc Group. Это большая команда профессионалов, в портфолио которой уже более ста уникальных продуктов.
За время хакатона у нас было три чекпоинта, каждой команде давалось 5 минут, чтобы задать уточняющий вопрос. Некоторые ребята уже с первого чекпоинта приходили с какими‑то промежуточными решениями, показывали, что они уже наработали, спрашивали, в том ли направлении двигаются. Эсперты отвечали на вопросы, делились мнениям. С каждой такой встречей все становились ближе и роднее.
Из приколов: у кого‑то уснул фронт после 18 часов кодинга, и ребята обещали доделать проект, если он проснется, но в итоге не успели, а в презентации написали, что фронт не проснулся, поэтому они не могут сдать проект, но благодарят за участие. Кому‑то не хватило времени написать инструкцию к приложению, они решили скреативить и прислать нам рецепт голубцов и анекдот. Юмор мы оценили и посмеялись.
Кстати, не все решения были рабочие. Некоторые хитрили во втором треке. Они просто отрисовали дизайн с пустым кодом. У кого‑то приложения не запускались. Также было много недоработанных идей, в которых чего‑то не хватало: инструкции, презентации и т. д. Но в то же время 68 проектов в итоге дошли до финальной оценки.
Зоны роста
Что касается наших дальнейших планов, в этом году нам точно хочется это все повторить! Мы учли ошибки, и поняли, что:
Задачи нужно готовить заранее. Тестить на своих, потому что в ходе конкурса приходилось что‑то добавлять и менять.
Учитывать состав тех, кто готовит мероприятие. Например, нам в этот раз не хватило менеджера по продуктам.
Быть готовыми к ситуации, когда регистраций и участников в 2 раза больше.
Закладывать больше времени на проверку, оценку, отбор решений. Главное, не пропустить что‑то интересное.
Хакатон стал для нашей компании хорошим опытом и очень объединяющим мероприятием. Если есть задумка сделать хакатон своими силами, его стоит делать не только для знакомства с новыми интересными ребятами, с которыми можем продолжать сотрудничать, но и для сплочения внутри своей команды, потому что будет много взаимодействий во время чекпоинтов и обсуждений. А сотрудники, которые до этого мало между собой пересекались, познакомились бы и стали ближе. К слову, у нас хакатон сработал не только на внешний бренд, но и на укрепление коммуникаций внутри.