МТС стала одной из самых популярных цифровых экосистем России. Чтобы этого достичь, мы прошли огонь, воду и цифровую трансформацию. У нас бы точно не вышло реализовать её без квалифицированных людей, горящих своим делом и готовых двигать технический прогресс вперёд.
Если хорошего разработчика найти можно, достаточного количества архитекторов на рынке просто не оказалось. И мы решили, что вырастим их сами. Так и появилась команда школы архитекторов МТС.
Сегодня расскажем, чем архитектор отличается от разработчика или аналитика, чему мы обучаем в своей школе и как вообще дошли до жизни такой.
Почему нужно обучать архитекторов
По нашему опыту, главная сложность при переходе из разработчика в архитекторы — наличие очень хороших профессиональных навыков и нехватка того, что мы называем архитектурным мышлением, или майндсетом. Про то, что это и чем отличается от мышления лида или просто разработчика, расскажу чуть-чуть дальше. А теперь — о том, почему мы решили, что нужно учить архитекторов: и нынешних, и потенциальных.
Во-первых, наша школа упорядочивает мышление тех, кто уже работает архитектором в каком-то проекте. И именно на майндсет, а не на технологии мы в итоге сместили акцент.
Во-вторых, архитектор — кадр редкий и дорогой. Порой проще вырастить его внутри компании, чем искать за её пределами. У нас довольно низкая конверсия из собеседований на архитекторов решений в сотрудников.
В-третьих, обучение разработчиков и аналитиков (они частые наши ученики) помогает подчеркнуть роль и задачи архитектора в продуктовой команде. Коллеги начинают понимать, где зона ответственности архитектора и какую пользу приносят решения, проработанные на раннем этапе. А ещё студенты учатся правильно писать документацию, аргументированно отстаивать свои решения. В итоге всем становится проще понимать друг друга, возникает меньше путаницы.
Четвёртая причина: на небольших проектах технический руководитель или другой человек может выполнять задачи архитектора. Но по каким-то вопросам, например по corner-case, они всё равно идут в Центр практик архитектуры. И, если человек прошёл обучение у нас, объяснить ему, что и как делать с проектом дальше, намного проще.
This is the way: как становятся архитекторами
Алексей Бондарев
Ведущий архитектор в Центре практик архитектуры, идеолог и глава школы
По моему опыту, часто разработчики смотрят на задачи не как на потребности бизнеса, а как на техническую головоломку, что порой приводит к потере ориентации на цель.
Разработчик, как человек, работающий с технологиями, сразу думает о, собственно, технологиях. «Вот я здесь возьму java, тут будет spring boot, а вон там — микросервис». Причина этого в том, что у них совершенно другие задачи и функции по сравнению с архитектором.
Архитектора же этот подход может привести к нерациональным решениям. Сначала он должен понять задачу, оценить потребности бизнеса, пожелания заказчика, возможности. И уже потом думать о технологиях.
Как это сделать
Больше общаться с бизнесом и продактом. Стараться понять, как развивается продукт, почему именно так, каким он должен стать.
Задаваться вопросом «зачем?». А точнее — «зачем мы это делаем?». Пока архитектор не понимает, зачем делается система, что-то меняется и дорабатывается, он не может принять оптимальное решение. Ведь он не будет понимать, что нужно бизнесу.
Смотреть на решения technology agnostic — сперва решение, а потом технологии, а не наоборот.
Бизнес первичен — и это понимание становится важным шагом на пути из разработчика в архитекторы.
А что ещё будет полезно? Несколько личностных качеств.
Во-первых, будущий архитектор должен уметь донести свою мысль до кого угодно. И не бояться конструктивно дискутировать. Не всегда его решения будут принимать с восторгом. Случаются моменты, когда то, чего хочет заказчик, — это не то, что ему нужно на самом деле. И умение общаться, налаживать контакт, отстаивать своё мнение очень важно.
Во-вторых, должна быть огромная страсть к изучению технологий. Без этого ничего не выйдет.
А если говорить о hard skills, то идеальный архитектор — это специалист уровня senior+. Он не просто недавно вырос в грейде, но уже успел поработать и прокачаться в своей прошлой профессиональной роли.
С чего начиналась школа архитекторов МТС. Очные лекции и упор на технологии
Игорь Елькин
Ведущий архитектор группы управления прикладной архитектурой, лектор по документированию архитектуры
Наталья Егорова
Ведущий архитектор в кластере «Цифровые продукты и партнёрство», лектор по требованиям и архитектурным подходам к решению компромиссных задач
Сначала мы фокусировались на основных архитектурных практиках.
В первых потоках достаточно много занятий посвящалось проектированию архитектуры какой-либо системы, был большой упор на технологии. Студенты даже разворачивали и писали приложения.
Курс длился около 2 месяцев, 8 занятий по одному в неделю. Мы встречались со студентами по понедельникам онлайн, отвечали на вопросы и давали домашние задания. Тогда ещё не было сквозных домашек — каждый лектор придумывал свои д/з, и он же их проверял. У этого были свои минусы: проверь-ка 30–40 работ и дай по всем обратную связь. И, что называется, без отрыва от производства — твои повседневные рабочие задачи никто не отменял.
Изначально был свободный отбор в школу архитекторов. Мы придумали тестовые задания, в том числе с вопросами о том, зачем человек вообще хочет к нам идти. Затем собрали заявки от всех желающих, отсекли лучших.
Да-да, здесь нет опечатки. Предполагалось, что, если человек идеально выполнил входное тестовое задание, он уже готов к профессии без нашей помощи. Дальше изучали мотивацию и набирали группу студентов. Ребятам, которым «ну просто интересно», тоже отказывали: ресурса было маловато, а мы оценивали эффективность обучения для компании.
Так прошло 3 потока, но казалось, что рассказываем мы всё равно не о том. Настало время перемен.
Трансформация и нынешний вид
Алексей Бондарев
Ведущий архитектор в Центре практик архитектуры, идеолог и глава школы
К школе архитекторов МТС я присоединился как лектор на третьем потоке. Дмитрий Дзюба, создатель школы, попросил меня подготовить модуль по Domain-Driven Design. Уже позже я стал лидером гильдии архитекторов и получил школу «в наследство».
До МТС у меня был опыт обучения архитекторов в моей предыдущей компании. Там уже были готовые материалы для школы от моих коллег. Я запускал обучение сначала в московском офисе, а потом во всех российских филиалах компании. Координировал, подбирал педагогов, сам читал лекции, проверял выполнение домашних и выпускных работ. Этот опыт очень мне помог.
Мы изменили подход к набору: сейчас рекомендации приходят от главных архитекторов кластеров. Они формируют списки людей, которые действительно будут выполнять архитектурные функции, и пишут обоснования. Так мы получаем более мотивированных студентов — им наши лекции точно принесут пользу и помогут решать рабочие задачи.
Важный момент: к знаниям тоже нужно быть готовыми. Бывает, что люди говорят: «Я хотел технологии изучать, а не теорию». Хотя наш курс именно про подходы к работе. И мы уже обсуждаем, как менять процесс набора и информирования будущих студентов. Нам важно формировать у них правильные ожидания и получать более мотивированных на учёбу людей.
Ещё мы переработали курс и сместили акцент с конкретных технологий на майндсет. Развитие технологических навыков мы вынесли в отдельные мини-курсы.
А в новую программу добавили две ключевые лекции, с которых, в принципе, надо начинать обучение.
Константин Цепелев
Ведущий архитектор в Центре практик архитектуры, лектор
Первая лекция — про то, что такое архитектура и в чём её ценность, кто такой архитектор, какую задачу он решает. Разбираем, чем он отличается от аналитика, где его зона ответственности. Смотрим, как архитектор работает в условиях быстро меняющихся требований и технологий.
Вторая лекция от другой нашей коллеги — Анны Вахтёровой — про бизнес-архитектуру. Очень многие её упускают из виду, хотя она лежит в основе проработки архитектурного решения. Именно с этой темы часто начинается проектирование любой системы. И нередки случаи, когда проект проваливался из-за того, что архитектор не понимал задачу с точки зрения бизнес-архитектуры.
Алексей Бондарев
Ведущий архитектор в Центре практик архитектуры, идеолог и глава школы
Следующим шагом мы добавили тему про качество архитектуры и тактики его достижения. Потому что можно решать одну и ту же задачу разными способами, среди которых нет однозначно хороших или плохих. Есть наиболее и наименее подходящие под текущие потребности.
Как работать с архитектурными компромиссами, принимать решения, на что обращать внимание и как идентифицировать архитектурно значимые требования — вот что важно знать архитектору.
Ещё одно важное изменение: лекции мы записали заранее и добавили дополнительные встречи с вопросами-ответами и практикой. Их проводят либо сами преподаватели, либо менторы курса. Состав менторов мы расширили за счёт коллег, готовых делиться знаниями. За каждым студентом закрепляется свой ментор на весь курс. Это помогло нам немного разгрузить лекторов и брать на обучение больше людей в одну группу.
Темп мы тоже сбавили: слишком много студентов раньше бросало занятия из-за нехватки времени на учёбу и домашние задания.
Заключение
«Один CTO — мой студент недавно защитил свой проект перед техдепартаментом, — рассказывает ментор школы архитекторов Ирина Городилова. — И в этом ему помогло понимание принципов архитектуры, умение сравнивать разные решения и описывать их.
Нынешняя школа архитекторов показывает, что эта профессия в первую очередь про ответственность, принятие решений, мышление.
Студенты учатся использовать аспекты бизнес-архитектуры, выделять требования к системе, понимают стоимость разработки. А ещё они видят, как архитектура продукта помогает ему либо развиваться, масштабироваться, либо угасать».
Мы уже сейчас можем сказать, что в среднем качество сотрудников растёт. Пока от некоторых проектов приходят 1–2 человека на поток, от других — 5–6. И работа нам предстоит долгая и кропотливая. Но она того, безусловно, стоит.
Планы у школы на ближайший год достаточно обширные:
Выпускать минимум 80% от поступивших против нынешних 66%. В этом помогут смена формата обучения с онлайн на запись, уменьшение темпа курса и набор более мотивированных учащихся.
Собирать больше обратной связи от выпускников и централизованно отслеживать их судьбу и проекты.
Доработать систему рекомендаций. Не все архитекторы кластеров ещё идеально пользуются таким инструментом получения сотрудников, как школа. Нам нужно объяснить, кому можно рекомендовать наше обучение, а кто ещё не готов к курсу.
Расширить менторский состав, а значит, набирать больше студентов.
Выйти на внешний рынок. Это повысит качество IT-специалистов в целом на рынке, а значит, и внутри компании тоже.