Несколько дней назад на Хабре была опубликована статья Правда ли, что в Европе везде отсталые сервисы, медленные платежи и плохие онлайн-услуги? Которая достаточно быстро набрала много просмотров и вызвала бурные обсуждения в комментариях. Я так же с интересом ее прочел и еле удержался, чтобы не вступить в дискуссию, но потом все же решил написать отдельную статью "по горячим следам", так как написать хотелось много чего.

Не то, чтобы я согласен или не согласен с автором, а скорее хотелось бы показать, что ситуация сильно отличается от страны к стране, и может даже от региона к региону внутри этой страны. Сам я в настоящий момент живу в Германии и успел уже пожить как в крупном городе-миллионнике (Кельн), так и в маленьком баварском городке на 40 киложителей, название которого никому ничего не скажет (мне оно вообще было неизвестно, до того как судьба занесла меня в него, поэтому для простоты буду ниже по тексту называть его "город Y")

Оглавление (постарался придерживаться оригинальной статьи с поправкой на мой личный опыт):

  1. Госуслуги

  2. Банки

  3. Мобильная связь и интернет

  4. Транспорт

  5. Почта (в след. статье)

  6. Медицина (в след. статье)

  7. Онлайн‑ритейл (в след. статье)

  8. ДатенШутц (в след. статье)

TLDR: Все не так плохо. Но до в среднем до уровня Чехии недотягивает, до уровня РФ недотягивает сильно. Часть неудобств лежит скорее не в цифровой, а в организационной/законодательной/исторической плоскости.

Госуслуги

В Германии нет единого портала "а-ля Госуслуги". Каждая земля, а то и каждый город - вещь в себе. Поэтому надо найти сайт местного БюргерБюро/КунденЦентра/РатХауза и уже изучать его что-как там устроено. Сайты часто с недружелюбной/непрозрачной навигацией и "битыми" ссылками - наберитесь терпения)

Для регистрации по месту жительства, что в Кельне, что в городе Y, надо получить сначала ТермИн (= appointment, запись). Вообще в Германии если хочешь куда-то пойти, надо сначала получить Термин для этого. Привыкаем. Получить его можно и нужно онлайн на портале города - "без регистрации и смс", просто выбираешь услугу, оставляешь ФИО + email и все. Интерфейс в обоих городах достаточно допотопный, отправляющий нас в район конца нулевых. Несовременно, но работает. В назначенный день и час приходишь и ждешь вызова по номеру электронной очереди, что тебе прислали на почту. Если хочешь отменить запись - либо в письме есть ссылка, на которую надо для этого кликнуть (Кельн), либо звонишь по указанному в письме/на сайте номеру (город Ы).

Вот такой вот простой интерфейс: выбираешь нужную услугe и количество заявителей.
Вот такой вот простой интерфейс: выбираешь нужную услугe и количество заявителей.

Тут надо еще сказать, что в Германии "в среднем" большая проблема с временем ожидания. В Кельне для регистрации по месту жительства (которую ты обязан сделать в течение 2 недель после переезда) среднее время ожидания - 2 месяца, но в городе Y - есть свободные слоты уже "на послезавтра". В Фюрершайнштелле (ведомство, которое занимается водительскими правами) в Кельне нас записали (причем запись только по телефону) только через 20 дней, в городе Y - "приходите хоть завтра" (и запись онлайн - внедрили в конце 2023 года). Тут еще надо сказать, что все ведомства работают только в будни, только в рабочее время и с перерывом на обед. Никакой возможности посетить их "после работы" нет в принципе. Но объективности ради надо сказать, что зачастую работают они с 7:30 или с 8:00 утра - так что посетить их перед работой вполне реально.

После регистрации по месту жительства по обычной бумажной почте через дней 20 пришел TaxID (приходит автоматически при первой регистрации на территории Германии). Ничего для этого специально делать не надо. По умолчанию нам с супругой присвоили налоговые классы 4, что в нашем случае немного не выгодно. Поэтому мы ногами пошли в Финанцамт (термин получили онлайн на "через неделю", но только потому, что выбирали удобное время), где заполнили бумажное заявление на смену классов.

Оформление ВНЖ у меня занимался работодатель, поэтому мало что могу сказать про него. Насколько понял, сотрудник HR просто заполнил за меня какой-то формуляр, скаченный с сайта, и отправил по электронной почте. Далее мы ждали 3 месяца, пока нам придет термин (пришел на "через 3 недели"), потом, уже после личного посещения (где снимают отпечатки пальцев, ты даешь фото и подписываешь все лично), ждали еще 2 месяца электронного письма о готовности. Благо, забрать можно в порядке живой очереди.

Еще из госуслуг столкнулся с подачей налоговой декларации. Это можно сделать самому через программу от налоговой (Elster) с недружелюбным интерфейсом уровня старой "3-НДФЛ" от нашей налоговой, либо воспользоваться платными (в среднем 39,90 евро за одну декларацию), которые есть на любой вкус и цвет (с установкой на компьютер и онлайн, в виде чат-бота, задающего вопросы или просто мастера, где ты последовательно вводишь запрашиваемые данные и т.п.). Плюс таких программ - они подсказывают тебе что, где и как можно "оптимизировать", а также, например, распознают загруженные документы от работодателя с информацией о годовой зарплате и автоматически подтягивают из них информацию. Все платные программы берут плату только в момент отправки декларации в налоговую. В моем случае программа еще дала мне PDF-файл с пояснениями касательно части пунктов декларации, который я должен просто распечатать, подписать и отправить в налоговую по обычной почте. Лично меня удивило, что в этих программах я регистрируюсь только по электронной почте и моя личность никак не проверяется.

После отправки декларации мне надо ждать ее обработки налоговой. Программа приводит статистику времени обработки:

18 % - до 6 недель
32 % от 6 до 12 недель
32 % - до полугода
18 % - более полугода

После того, как мы перехали из Кельна в город Ы, через 3 месяца(!) нам по бумажной почте пришло письмо от местного АБХ (ведомство по делам иностранцев) - мол мы знаем, что вы теперь тут живете, поэтому мы теперь за вас ответвенные. И кстати, у вас в условиях ВНЖ ограничение на работы в фирме Х - вы случайно то работу не сменили? Если сменили, то бегом к нам - мы вам новое приложение в ВНЖ сделаем. В письме были все контактные данные некой Фрау, в т.ч. и ее рабочий email - ответил ей на него, что мол что подтверждаю, что продолжаю трудиться на фирму Х. Фрау это устроило.

Вообще, у нас карточка ВНЖ с чипом и ПИН-кодом. Теоретически это дает возможность идентификации себя в онлайне через специальное приложение. Мы поставили себе такое, но попытка настроить его провалилась, так как приложение выдавало сообщение, что мол эта функция у нас не включена, хотя бумага с ПИН-кодом, прилагавшаяся к ВНЖ, говорила об обратном. Звонок в ведомство ничего не дал - фрау на том конце провода смогла только посоветовать "попробовать еще раз через месяц" :-) Пока решили забить за имением более приоритетных дел.

Как резюме по госуслугам. В принципе жить можно. Отсутсвие модных удобных интерфейсов на самом деле не напрягет (после того, как наконец-то разобрался с местным сайтом). Самая большая проблема - получение термина на ближайшее время (вряд ли решается цифровизацией, так как связана с нехваткой служащих) и порою долгое время ожидания результата (может решиться цифровизацией, так как ускорит/упростит/автоматизирует процессы). Ощущение, что "онлайн" - это часто скорее некий "враппер" обычных оффлайновых процессов, и на "том конце" все равно "работу работает" какой-то Макс Мустерман. Ну и надо смириться, что зачастую придется звонить по телефону. Но есть плюс - на той стороне трубку возьмет живой человек, а не тупой робот-советник. Если конечно у человека не перерыв на чаепитие :-)

Банкинг

Про банкинг могу писать много, ибо самая больная для меня тема. Но попробую покороче :-)

В Германии есть два типа банков - традиционные(с отделениями) и нео-банки (чисто онлайн). Как я только прилетел, сразу подал заявки на открытие счетов в несколько нео-банков, но отовсюду получил отказ. Формальная причина - запросили ВНЖ, которого у меня пока еще не было, а как там на самом деле в условиях текущей геополитической обстановки... Только Револют мне согласился открыть счет по рабочей визе, но он не походил для получения ЗП, так как имеет не немецкий IBAN. Вообще Револют мне очень нравится, но про него все написал автор изначальной статьи, поэтому не буду повторяться.

ING и С24, сриншотов Шпаркассы нет, так как уже не являюсь их клиентом.
ING и С24, сриншотов Шпаркассы нет, так как уже не являюсь их клиентом.

В итоге мне для получения ЗП пришлось пойти в Шпаркассу (этакий местный Сбербанк), где только по паспорту и Анмельдунгу (бумажке, подтверждающей регистрацию по месту жительства) мне открыли счет за полчаса (карта и ПИН пришли по почте через 1-2 недели). Термин, понятно дело, надо получать заранее (за примерно 2 недели, если хочешь желаемые время-день, онлайн). Приложение Шпаркассы по функциональности (по дизайну получше будет) - как приложения наших банков во второй половине нулевых: смотришь операции, баланс, можешь отправить перевод. Кстати, FaceID поддерживает. Собственно на этом его полезные свойства заканчиваются. Нет даже пушей о совершенных операциях или какой-то квитанции о проведенной операции. Выписку тоже запросить нельзя, но правда она автоматом приходит тебе в личный кабинет в конце месяца за месяц. Часть и без того скудных функций приложения реализованы через iFrame (вроде так это называется, когда внутри приложения открывается по сути веб-страничка, хорошо хоть авторизация при этом автоматическая :-)). Кстати, у другого банка (ING, открыл себе после получения ВНЖ) так же часть функционала мобильного приложения реализована схожим образом. А еще зачем-то у Шапркассы (кстати, и у Santander тоже) для двухфакторной авторизации надо ставить отдельное приложение. В чем смысл, я так и не понял. Выглядит странно - для подтверждения платежа тебя перебрасывает во второе приложение, где ты проводишь сладером по экрану, и тебя возвращает обратно в основное приложение. Если кто знает смысл подобной реализации - напишите в комментариях плз!

Если не брать Revolut, то еще я доволен С24. У него даже приложение по внешнему виду сильно похоже на Revolut-овское, только нет всякой ненужной крипты и прочего хлама. Чисто банк. Пуши информативные есть, операции есть, накопительный счет есть, виртуальные карты есть, шаблоны есть (кстати, в Шпаркассе они тоже были, но не работали))), регулярные платежи есть, даже аналитика расходов есть. Но не обошлось и без ложки дегтя, конечно же: банк почему-то решил, что Turkish Airlines - опасный для меня мерчант и в какой-то момент заблокировал оплату картой у него. Поддержка ничего внятного не говорит - стандартное: "В целях безопасности и сохранности ваших денег мы заблокировали оплату у данного мерчанта". В общем, что в РФ, что в Германии - не клади все яйца в одну корзину, имей несколько карт/счетов. Обычно стандартная рекомендация - иметь счет в нео-банке и в традиционном.

Про оплаты услуг. В Германии почти всё, на что мы в РФ настроили бы автоплатёж (телефон, коммуналка, интернет и т.п.) оплачивается через Lastschriftmandat - разрешение на прямое дебетование твоего счёта. То же самое, как в Чехии Direct Debit - мол, разрешаю такому-то юридическому лицу в рамках такого-то договора списывать с моего счёта деньги. Мы так платим за телефон, интернет, электричество, проездной, различные страховки... Разрешение на это ты даёшь в момент заключения договора - не важно, галочка ли это в онлайн-форме или на бумаге. Что интересно, почти всегда можно указать, что мол, не я являюсь владельцем счёта, а Иванов Иван - никто ничего проверять не будет. Например, супруга указывала мой счёт для оплаты своего проездного, но ни поставщик, ни банк не спросили меня, разрешаю ли я? Просто в начале следующего месяца сумма была списана с моего счёта. То есть теоретически, ничто не мешает указать чужой номер счёта и тем самым совершить мошенничество. С другой стороны, наверное, если владелец счёта заметит и пожалуется в банк, то тебя найдут, и ответственность будет серьёзной... Не знаю, проверять не хочу. Для меня это Lastschriftmandat, конечно же, выглядит как минимум странно и как-то неконтролируемо. Самый большой риск, который я вижу - что в силу разных причин у тебя может в нужный момент не оказаться нужной суммы на счёте (ведь каждый поставщик списывает деньги в разный день месяца, да ещё с погрешностью +/- пару дней), что приведёт к лишнему геморрою и дополнительной комиссии от банка и поставщика за неудачную попытку списания. Поэтому я веду строгий учёт, кому я разрешил это прямое дебетование и по возможности стараюсь избегать его везде, где это возможно.

Ещё у большинства банков тут есть "сервис по смене счёта" - это когда ты решил сменить свой основной счёт, и банк за тебя уведомляет всех твоих контрагентов (от мобильного оператора до даже работодателя) о том, что мол, ты сменил счёт, и теперь твои платежи надо списывать с другого счёта. Удобно.

Переводы. В основном все используют PayPal (их можно, кстати, и оплачивать во многих интернет-магазинах и некоторых приложениях). Или переводят по номеру счёта внутри SEPA - такие переводы бесплатны, идут, как правило, 1-2 дня. За дополнительную комиссию (а у некоторых банков даже бесплатно) можно отправить мгновенный SEPA-перевод. Переводы внутри одного банка мгновенны по умолчанию.

И, завершая секцию про банки, надо отметить, что большинство банков берет плату за ведение счета. Как правило, сумма зависит от пакета услуг и колеблется от 3-4 евро в месяц до 10. Плюс могут быть комиссии за снятие наличных, за оплату в другой валюте, у нео-банков почти всегда есть комиссия за внесение наличных на счет (так как это идет через чужие банкоматы или через партнеров). У некоторых нео-банков есть бесплатные пакеты, но с ограничением доступных сервисов. Также немало банков дают тебе какой-нибудь средненький пакет бесплатно, если ты на него перечисляешь зарплату. Я, после ухода от Шпаркассы, умудряюсь ничего не платить за свои 3 счета, распределив свои "сценарии использования" между 3-мя банками, взяв от каждого то, что мне нужно в пределах бесплатных или "условно-бесплатных" пакетов.

Сравнение пакетов у банка С24

Как резюме про банкинг. В целом неплохо. Мне даже нравятся местные минималистичные (по сравнению с русскими) приложения нео-банков - никаких тебе сториз, рекламы в пол-экрана, интегрированного заказа столика в ресторане и т.п. Всё строго и четко - счёт/карта, остаток, операции - всё важное видно без лишних кликов. Чего не хватает, так это нормального кэшбэка, оперативного чата поддержки, может большего юзабилити интерфейса, но это уже "бантики".

Мобильная связь и интернет

Тут все просто. Сим-карта - только по паспорту с 2017 года. Купить симку можно хоть в супермаркете, хоть в фирменном салоне (где её сразу активируют), хоть заказать по почте через сайт оператора. Активация - после идентификации через видео-звонок или поход на почту.

Есть три классических оператора и огромное количество виртуальных. Говорят, что качество связи у виртуальных похуже. Не могу подтвердить это из своего опыта: у меня личная симкарта от виртуального, рабочая - от классического. Разницы за все время не заметил. Цены у классических операторов значительно выше виртуальных. Типичное предложение: безлимитные звонки/смс по Германии + сколько-то интернета. Интернет-роуминг внутри ЕС также включен, а вот за звонки заграницей скорее всего придется платить дополнительно. Обычно есть "плата за подключение" - 0/10 или 10/20 евро в зависимости от того, заключаешь ли контракт на 24 месяца (с автоматическим продлением потом) или хочешь иметь возможность расторгнуть в любой момент. Также есть препейд-тарифы, но они мало популярны и более дорогие.

Тарифы сотовых операторов
Тарифная линейка одно виртуального оператора. Думаю понятно без перевода. Мне эти цены казались сначала очень высокими, но недавно зашел на сайт Мегафона, увидел, как подорожала сотовая связь в РФ, пересчитал в Евро и понял, что разницы в цене уже почти нет.
Тарифная линейка одно виртуального оператора. Думаю понятно без перевода. Мне эти цены казались сначала очень высокими, но недавно зашел на сайт Мегафона, увидел, как подорожала сотовая связь в РФ, пересчитал в Евро и понял, что разницы в цене уже почти нет.
А вот для сравнения тарифы классического оператора. Сильно дороже, но есть 300 евро "кэшбек" за переход со своим номером. Нет "платы за подключение"
А вот для сравнения тарифы классического оператора. Сильно дороже, но есть 300 евро "кэшбек" за переход со своим номером. Нет "платы за подключение"

Что касается сервиса и качества. Внутри города очень много мест, где есть 5G. Надо сказать, что значок 5G я увидел впервые именно в Германии у своего телефона :-) А вот за городом покрытие может быть плохим. Например, пока мы едем 40 минут из своего города на электричке до другого, примерно на половине пути нет даже 3G. Может быть, это связано с тем, что поезд проходит через леса и поля... С другой стороны, сравнивая с Россией, я тоже помню, как уже через час езды на поезде дальнего следования от Москвы не мог отправить даже СМС. Мобильные приложения для управления номером - минималистичны. Нет никаких сториз, витрин, встроенных маркетплейсов и т.п. Просто просматриваешь остатки пакетов, информацию по договору, и всё. Иногда можешь поменять свои личные данные, например, адрес. Чего не хватает - возможности просмотра и подключения различных опций.

Мобильное приложение витруального оператора
Интерфейс приложения виртуального оператора. У классического оператора интерфейс более нарядный и современный, но функциональность в целом почти такая же.
Интерфейс приложения виртуального оператора. У классического оператора интерфейс более нарядный и современный, но функциональность в целом почти такая же.

Про домашний интернет писать почти нечего - работает и работает. С вероятностью 70% у вас будет DSL. А может, не повезти, и будет подключение через ТВ-кабель. Сейчас в Германии идет какая-то программа по прокладке оптоволокна, но конкретно у нас и у моих знакомых подключить его "нет технической возможности", хотя провайдеры уже рекламируют его. В нашем доме по планам, вроде, где-то в 2025 году. У меня тариф 100 Мб/с, плачу за него - первый год 13 евро/мес, со второго - 38 евро/мес. И такая дифференциация цены по годам у многих провайдеров. Наверное, поэтому многие немцы не парятся и просто раз в 2 года меняют провайдера. Благо, их тут тоже много и это не проблема - в отличии от РФ, здесь провайдер не тянет каждый свой кабель в каждый дом, а просто арендует его у ДойчеТелекома - владельца инфраструктуры.

Почему-то тут очень распространено брать роутер у провайдера в аренду. Причем 80% рынка занимают неизвестные мне доселе роутеры FritzBOX - может они и хорошие, но на мой взгляд явно оверпрайснутые. Поэтому я купил себе Keenetic за цену годовой аренды непонятного роутера от провайдера.

Как резюме по мобильной связи и интернету. Работает без нареканий.

Транспорт

Начнем с Дойчебана. Пунктуальность немецких железных дорог осталась в прошлом... Но если говорить про цифровые сервисы, то тут все более-менее нормально: покупка билета через сайт или мобильное приложение, билет также в виде QR-кода в приложении. Само приложение вполне нормально ищет все возможные маршруты, сообщает об отмене поездов или присылает пуш, что ваш поезд будет во время (или опаздывает на сколько-то минут). Также оно в режиме реального времени показывает, на какой путь приходит поезд и его схему вагонов - очень удобно и полезно, когда едешь с пересадками, особенно короткими - не надо на незнакомой пересадочной станции искать табло, так как вы сразу знаете, на какой путь прибывает ваш следующий поезд. Есть также online check-in - актуально для поездов IC и ICE - просто сели на свободное место, зачекинились в приложении и к вам даже не подходят проверять билеты. Кстати, ГуглМэпс также строят маршруты, но не так удобно, как приложение Дойчебана - у Гугла нельзя задать фильтры на виды поездов, что очень важно, когда у вас ДойчландТикет (месячный проездной на весь местный общественный транспорт в Германии за 49 евро - ввели с мая 2023 года).

Если не хотите пользоваться приложением, то есть сайт с онлайн-табло всех станций в Германии - у меня он в избранном. Если приложением я пользуюсь, когда у меня сложный маршрут с несколькими пересадками, то на сайте удобно посмотреть перед выходом из дома, не опаздывает ли ваш поезд, когда едете в соседний город.

Что касается городского транспорта, то тут у каждого города/ландкрайза может быть свое творчество. Приложения так себе и по функционалу, и по дизайну. В Кельне я пытался пользоваться, но понял, что никакого профита относительно построения маршрутов просто в ГуглМэпс оно не дает. В городе Y смысла пользоваться городским транспортом мало и из-за размера города, и из-за того, что автобусы ходят зачастую 1-2 раза в час - на велосипеде будет быстрее.

Приложение taxi.eu
Приложение taxi.eu

Такси. Заказать через приложение можно. Есть как минимум taxi.eu и FreeNow (в последнем, вроде как, есть еще и каршеринг, но я не пользовался). Также в некоторых городах работает Убер (но я не пользовался). Приложение покажет, скорее всего, примерную цену, но ты все равно поедешь по счетчику. Оплата привязанной картой возможна. Но, в отличие от РФ, такси тут - достаточно дорогой вид транспорта даже для ИТ-шника (хотя почему "даже"? В Германии ИТ-шник ничем не лучше/хуже любого другого квалифицированного работника с высшим образованием). Например, поездка из Кельнского аэропорта в город обойдется под 50 евро - иногда авиабилет стоит дешевле :-) А за 15 минут поездки по Кельну без пробок я отдал как-то 25 евро..

Если же ты хочешь взять такси в аэропорту или от железнодорожного вокзала, то там, как правило, уже на выходе стоит очередь из таксистов, которые ждут пассажиров. Никто не налетает на тебя со словами "Такси, такси недорого" - ты просто идешь к началу очереди, садишься и едешь. Когда мы только прилетели в Кельн с 5 чемоданами и сноубордом, мы пошли к самому первому таксисту, который стоял напротив нашего выхода, но он вежливо предложил нам пройти в начало очереди.

Еще надо сказать про велошеринг. В Кельне мы им пользовались постоянно, так как если ты купил ДойчландТикет у местной транспортной компании KVB, то тебе дают бесплатно первые 30 минут каждой поездки. Но даже без ДойчландТикета можно купить за 10 евро в месяц абонемент с такими же условиями. Работает велошеринг хорошо. Мы с супругой так как-то 1,5 часа катались, меняясь великами (после сдачи, примерно 5 минут ты не можешь взять этот же велик). Главное следить за временем и зонами, где можно оставлять велик, где нельзя, а где за это с тебя снимут дополнительный 1 евро. Один раз из-за погрешности GPS с меня сняли этот 1 евро, но пара сообщений в службу поддержки - и мне его вернули.

Как резюме по транспорту. Приложение ДойчеБана, считаю, заслуживает твердой оценки "хорошо". ГуглМэпс хорошо дополняют его в части остальных видов транспорта. Учитывая, что автобусы ходят достаточно точно по расписанию, то в отслеживании положения транспорта в режиме "онлайн", как в Яндекс.Транспорте, просто нет надобности. Такси дорогое, а потому здесь это для нас (по крайней мере, на текущий момент) скорее роскошь или крайний вариант в случае отсутствия альтернатив. Велошеринг - тема, много раз пользовались и для прогулки, и просто чтобы доехать от метро до офиса. Но только в больших городах.

Продолжение следуют...

Получилось очень много, поэтому на этом пока прервусь и остальные аспекты затрону в след. статье. Всем хорошей пятницы и выходных!

Комментарии (40)


  1. rdp
    05.04.2024 11:28

    меня удивило, что в этих программах я регистрируюсь только по электронной почте и моя личность никак не проверяется

    Налоговый номер вы разве не по почте получили? Почта в Германии входит в официальный документооборот.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Налоговый номер получил по обычной бумажной почте.


      1. rdp
        05.04.2024 11:28

        Подразумевается, что письмо конфиденциально, а вы указали налоговый номер из него при регистрации на онлайн сервисе. Т.е. просто добавили адрес электронной почты к данным вашего налогового регистранта и получили ключ на основании полученного письма.


        1. Ninil Автор
          05.04.2024 11:28

          Мне кажется, что налоговый номер не является конфидициальным - ты его светишь в банках, у рботодателя и т.п.
          Ну и в момент регистрации в упомянутых программах, ты указываешь только email. Потом в декларации, конечно, указываешь TaxID, но нигде все равно не проверяется моя личность. По сравнению с тем же личным кабинетом налогоплатильщика в РФ например. Я не даю оценку хорошо/плохо этому факту, просто подчеркиваю его странность лично для меня.


          1. rdp
            05.04.2024 11:28

            Личность проверяется при регистрации по месту жительства, на основании которой и выдаётся налоговый номер.



  1. Ayahuaska
    05.04.2024 11:28
    +1

    Фюрершайн, без Т, только, это ж не камень водителя (:


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Спасибо, поправил!


  1. Kenya-West
    05.04.2024 11:28

    Да, с Госуслугами прям печаль печальская. Нет, привыкнуть к новой парадигме получения услуг можно, и привыкаешь относительно быстро! Однако прям руки чешутся написать бюргерам нормальный BPM, на котором нормально можно будет оцифровать все их госпроцессы, а не тонкую фронтенд-обёртку над полностью оффлайновым бюрократическим процессом, которому, может быть, лет сто уже без концептуальных изменений.

    И ещё мне кажется, что госуслуги - это именно та сфера деятельности, где нужна максимально жёсткая централизация (на первое время) ради удобства конечного пользователя. Но нужен характер и воля, чтобы пережить два минуса - задушенные инновации в долгосроке и горение пятых точек у всех разработчиков и исполнителей-чинуш поначалу.


    1. blind_oracle
      05.04.2024 11:28
      +4

      И ещё мне кажется, что госуслуги - это именно та сфера деятельности, где нужна максимально жёсткая централизация (на первое время) ради удобства конечного пользователя.

      Так не работает. Если страна действительно федеративная, то многие процессы в принципе не завязаны на федеральную власть и в каждом субъекте отличаться могут.

      Даже в Швейцарии, которая 10% от Германии по населению - в каждом из 26 кантонов свои пляски. Да, это лишний оверхед, но, как мне кажется, он стоит результата.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Да, хотелось бы... но как указал предыдущий комментатор, страна то федеративная, тут многие вопросы находятся в компетенции местных властей и поэтому не могут быть централизованы. Именно поэтому введение того же ДойчландТикета считают большим успехом немецкой бюрократии, так как все 16 земель, ДойчеБан и еще куча мелких перевозчиков все же смогли договориться)))
      Или противоположный пример: вопросы образования находятся в ведомстве земель. В итоге не то чтобы даже программы разные могут быть, а даже учатся где-то 12, а где-то 13 лет в школе - не могут договориться даже хотя бы об общей продолжительности обучения в школе) Ну или не ставят такую цель даже...


    1. Melias
      05.04.2024 11:28
      +1

      Не так давно получал госуслугу в РФ - менял паспорт при достижении 45 лет. Все заполнил на сайте, всё оплатил, взял явку в Полицию и т.д.

      Когда пришел в назначенную дату, выяснилось, что ни у меня, ни у других людей из очереди документы из Госуслуг не подгрузились. Паспортистка всех посылала в пешее путешествие, большинство моих соседей по очереди туда и отправились, а я вот категорически отказался. В результате пришлось заново заполнять все заявления ручкой от руки


      1. Ninil Автор
        05.04.2024 11:28

        Супруга когда меняла права последний раз в РФ, тоже в ГИБДД не могли долго найти ее оплату госпошлины через Госуслуги. Но после пререканий , демонстрации и пересылки квитанции, выгруженой с Госуслуг, поменяли все же. Но для себя отметили, что даже с учетом этой накладки, Германии пока что далеко до такой цифровизации...


        1. blind_oracle
          05.04.2024 11:28

          В Швейцарии нет адской цифровизации, хотя какие-то нужные вещи сделали (налоги там и т.п.)

          Но зато тут есть надёжно работающая почта и доверие, в итоге мне эти все госуслуги просто не нужны: ходить никуда даже не надо :)

          Машину снять с учета? Регистрационку в конверт и в гаёвню почтой с пометкой нужной на куске бумажки. А можно и вообще не снимать, если продал - новый владелец когда будет ставить на учёт - снимется само.

          Права по почте (один раз - они вечные обычно), всякие ВНЖ тоже. Хуже того, я тут в приложении банка купил $2к кэшем, мне их почтой прислали на следующий день...

          Остальное аналогично, продавал дрон - мне чувак из Женевы скидывает всю сумму (электронно правда) и адрес домашний - присылай мол как руки дойдут почтой.


          1. Ninil Автор
            05.04.2024 11:28

            купил $2к кэшем, мне их почтой прислали на следующий день

            Это реально забавно)))


  1. sloniki
    05.04.2024 11:28
    +2

    С вероятностью 70% у вас будет DSL. А может, не повезти, и будет подключение через ТВ-кабель.

    Если этот ТВ-кабель - DOCSIS3 - то это наоборот удача, быстрый и надёжный интернет сопоставимый с оптикой.

    Причем 80% рынка занимают неизвестные мне доселе роутеры FritzBOX

    FritzBOX - это местный вендор, в Германии почти стандарт, вполне достойный, реализованы все мыслимые функции, поддерживаются все физические интерфейсы.


    1. Flashget
      05.04.2024 11:28

      Подтверждаю, за ФритцБокс было особенно обидно, он дорогой, но офигенный, никакого сравнения с китайскими Кинетиксами

      Про кабель так же подтверждаю, быстро (до 1000 Мбит) и стабильно


      1. Ninil Автор
        05.04.2024 11:28

        Хм... А можете подробнее про приемущества Фритца написать?


    1. Yta7js
      05.04.2024 11:28

      100 Мб/с для DSL? Может, все-таки 100Base-T Ethernet? Искренне считал ( как бывший пользователь), что максимальная скорость ADSL2 не более 24 Мб/с


      1. Ninil Автор
        05.04.2024 11:28

        Судя по тому, что мой провадер предлагает тарифы со скоростью до 250 Мбит/с, у меня VDSL2-Vplus. На сайте провайдер пишет просто "DSL"


    1. dimskiy
      05.04.2024 11:28
      +1

      Еще +1 за фрица :) Изначально пробовал по старой привычке юзать свой роутер Lynksys, но тут модно даже внутри оптоволоконной линии юзать доп. туннели типа VDsl, что обычные роут4ры могут не уметь. Фриц же умеет во все что нужно Германии, там даже есть профили под конкретных провайдеров в конкретных городах. Сама ОС фрица - это форк OpenWrt, насколько мне известно, и в базе своей умеет поям много. Был приятно удивлен - отличные роутеры.


      1. Ninil Автор
        05.04.2024 11:28

        Спасибо за пояснения! А то немцы даже не поняли вопроса касательно Фрица)


  1. xaosxaos2
    05.04.2024 11:28

    Вообщем только одна претензия к автору, он то не русское пишет на русском произношение, то не пишет. Это очень коверкает стиль. Самое лучшее оставить оригинал а в скобочках русское произношение. Но это лично моё скромное мнение.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      ок, спасибо! во второй части так и сделаю тогда.


  1. alex518
    05.04.2024 11:28

    3G в Германии отключили ещё в 2021.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      о, надо же! не знал! Ну в общем суть в том, что мобильного интернета в такие моменты нет.


  1. beliy1
    05.04.2024 11:28

    для подтверждения платежа тебя перебрасывает во второе приложение, где ты проводишь сладером по экрану, и тебя возвращает обратно в основное приложение

    Можно жене или себе на второй телефон поставить основное приложение, из которого переводы нельзя совершить. Это побочный плюс, так как основной - приложение авторизации привязывается к физическому устройству. Просто так - если сопрут пароль - деньги не выведут.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Да, я тоже об этом подумал. Но в 99% случаев это второе приложение стоит на том же телефоне, что и основное, и поэтому смысл задумки теряется.


  1. vladimir_cs
    05.04.2024 11:28

    Автор
    "Если кто знает смысл подобной реализации - напишите в комментариях плз!" - это сделано для безопастности, дополнительная авторизация в стороннем приложении.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Можете пояснить подробнее? С поправкой на человеческий фактор ( = в 99% это приложение установлено на том же устройстве)? Много в мире обосновывают "сферической безопастностью в вакууме", но потом выяснятеся, что, например, "требование иметь минимум 16-символьный пароль может заставить пользователей выбирать повторяющиеся шаблоны" (https://www.microsoft.com/en-us/research/wp-content/uploads/2016/02/TelepathwordsUSENIX2014.pdf) или постоянная смена паролей не такая уж и хорошая затея" (https://habr.com/ru/articles/396733/)


      1. vladimir_cs
        05.04.2024 11:28

        Попробую, двухфакторная аутентификация (2FA) у злоумышленника не пройдет, и он не сможет выдать себя за вас, поскольку второе приложение у него не установлено/не авторизировано.


        1. Ninil Автор
          05.04.2024 11:28

          • а что мешает ему установить его так же как первое?

          • наверное наиболее частый сценарий - когда злоумышленик завладел телефоном, на котором уже все установлено


  1. Antaninam
    05.04.2024 11:28

    Вопрос вы пробовали жить иностранцем в России? Да, иностранец может зарегистрироваться на госуслугах в России,но сначала он должен стать на миграционный учёт. Такая особенность в России что сам иностранец не может себя в России поставить на этот миграционный учёт, а россияне его ставить не желают, потому что все путают это с регистрацией и думаю, что иностранец будет претендовать на их жилплощадь. Ну, и дальше из госуслуг на госуслугах иностранцу недоступно ничего. Дальше для визы иностранец должен пройти медкомиссию и это или пару госклиник в городе миллионике или одна госклиника в крае. Но вот иностранец может просто вернуться к себе из этого рая, а вот россияне сейчас должны поставить красную печать детям в свидетельство и эту печать на госуслугах не делают, надо по живой очереди


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Я тоже вот, пожив "вне РФ" и столкнувшись с бюрократией и всякми ограничениями для "нерезидентов" стал задумываться, а как же в РФ для инострацев все устроено? И почему-то мне кажется (как раз в том числе из-за примеров, подобных вашему), что в РФ иностранцу сложнее, чем иностранцу в Германии или даже в Сербии


  1. dimskiy
    05.04.2024 11:28

    По банкам у меня аналогичный опыт как у автора. Начинал со Stadtsparkasse, так как другие отказывали из-за еще не выданного тогда ВНЖ. Но через год закрыл счет шпаркассы и теперь у меня C24 + Revolut. Доволен как слон, нравится даже больше Тинькова, особенно как С24 отмнил комиссии и сделал SEPA Instant бесплатными, как и платежи картой за границей.

    Еще автор не суазал про кредитный рейтинг SCHUFA, который ведется для каждого кто зареган в Германии и который влияет на очень многие сферы услуг: от аренды велосипеда до кредита и аренды квартиры. На рейтинг этот влияет дофига всего, включая частые переезды и наличие нескольких счетов в банках. Но это тема о дельной статьи.

    Все что касается налогов и налоговых классов - делается в Elster, не нужно никуда ходить. Даже ИП регаетс онлайн полностью. Ходить нужно только для регистрации по новому месту когда переезжаете. Но у каждого ведомства и правда свой сайт, общего портала нет. Что в целом не страшно.


    1. Ninil Автор
      05.04.2024 11:28

      Да, про SCHUFA хорошее замечание.
      Я запрашивал бесплатную выписку оттуда и был неприятно удивлен своим рейтингом: пока что единственное объяснение, приходящее на ум - у меня было слишком много запросов на открытие Жироконто по приезду и даже щас у меня их 3 - видать такое поведение кажется им "рискованым"..


      1. dimskiy
        05.04.2024 11:28

        Да у меня тоже 83 рейтинг на начало года, вот жду пересчета после закрытия счета sskm. Рискованность поведения строится и на количестве счетов, и на их "старине", и на частоте переездов, и много чего на чем еще. Критерии нигде четко не описаны, но общий совет - мимикрировать под повадки немцев, чтобы не выглядеть "странненько" для шуфы. Я пока на это забил, авось со временем улучшится.

        Рекомендую сервис bonify.de - там можно бесплатно посмотреть свой рейтинг, обновление ежеквартально. Главное, не давать им доступ к гироконто :)

        К слову про финансовые повадки немцев. Спрашивал одного немца (за 40 лет) как выглядит процедура закрытия счета в банке... а он и не знает :) Типа, у него 2 счета: один открыли еще его родители, а второй он сам когдато. И с тех пор его все устраивает. И это даже не необанки - это кондовый Deutsche Bank и чтото местное баварское.


        1. Ninil Автор
          05.04.2024 11:28

          Спасибо за сайт - гляну.
          Про немца с 2 счетами - удивительно! Я на него фоне я точно "какой-то не такой".
          Кстати, читал где-то, что приняли то ли закон то ли еще что то что не могут отказать в выдаче кредита только из-за рейтинга в Шуфе. Или я че-то не так понял?


          1. dimskiy
            05.04.2024 11:28

            Я не слежу активно за законами... но банки всегда на своей волне, всегда найдут легальный повод отказать если захотят. А судиться с ними... ну вот у вас есть, к примеру, Rechtsschutzversicherung, либо ~3к евро на адвоката?


  1. dimskiy
    05.04.2024 11:28

    Про избегание прямого дебета позволю дать автору совет :) Сделайте так чтобы ни один платеж типа квартплаты или электричества не зафейлился. Компания может зарепортить это в SCHUFA, и ликвидировать негативную запись может быть геморно.

    В этом плане прямой дебет непробиваем, главное чтобы баланс позволял. Но если у вас хороший рейтинг Шуфы, то для аккаунта можно вклбчить некий аварийный овердрафт, что позволит гарантированно избежать неприятных записей в Шуфе.