Добрый день, уважаемые читатели Хабра!
На тему онбординга написано немало - в основном про то, как здорово устроен процесс в компании N. Я же хочу с вами поделиться своими наблюдениями на тему “как делать ни в коем случае нельзя”, ведь порою отрицательный опыт не менее важен, чем истории успеха.
Disclaimer.
Все написанное ниже является собирательным гротеском историй, которые были услышаны от коллег/друзей/знакомых или которые наблюдал/сам принимал участие за последние несколько лет. Любые совпадения с реальными ситуациями случайны. Цель написанного - исключительно развлекательная) Все прообразы упомянутых “новичков” с большей или меньшей степенью успеха прошли онбординг и не пострадали. К компаниям, в которых работали “новички”, последние претензий не имеют; компании к "новичкам" - тоже :)
Под новичком ниже понимается принимаемый на работу в компанию сотрудник вне зависимости от уровня своей профессиональной компетенции.
Если новичок 10 лет до этого работал на PC, то выдаем ему корпоративный MacBook, или наоборот, даже если в этом нет “производственной необходимости” - чувство дискомфорта непременно усилится, когда ему придется задумываться о горячих клавишах и действиях, которые перешли за долгие годы в разряд рефлексов.
Все доступы новичкам надо согласовывать долго и нудно. Пара месяцев - вполне себе нормальный срок.
Во всех презентациях и онбординг-материалах должны быть максимально подробно описаны процессы компании. При этом важно, чтобы на практике их особо не соблюдали - новичок должен испытать диссонанс и замешательство, когда попробует пойти по какому-либо из описанных процессов.
Посадите новичка на “скамейку запасных” (“на бенч”, как говорят еще в больших западных консалтингах) - так он с самой первой недели поймет всю свою “полезность” для бизнеса компании.
Если новичок - полностью удаленный сотрудник, то ни в коем случае не предлагаем ему посетить офис! Если он наберется наглости и попросит организовать ему “командировку” хотя бы на 1-2 дня для знакомства с командой и культурой компании - прячем под всеми возможными формулировками слив инициативы.
Цели на испытательный срок просим поставить его самого - мол ты напиши, а мы акцептуем или скорректируем. Совместно с другими “вредными советами” может дать кумулятивный эффект!
Не закрепляйте за новичком наставников. А если и решите закрепить, то таких, у которых никогда нет времени. А если и есть хоть сколько-то, то наставник обязательно должен быть высокомерным, постоянно включать “ты че? дурак?” ну или как минимум на все вопросы отвечать “Так на confluence написано же все! Поищи.”
Менеджер/руководитель/лид нашего новичка должен отвечать на сообщения по электронным каналам связи максимально не оперативно. В идеале - вообще не отвечать, пока новичок не наберется смелости и не напомнит о своем сообщении.
Бросить новичка на совершенно новый проект одного - отличная идея! Он же не знает еще пока ни процессов, ни принятых правил компании!
Также можно спихнуть на новичка какой-нибудь proof-of-concept (PoC), требования к которому четко не сформулированы; и вообще текущая команда после многодневных обсуждений так и не поняла, чего они хотят от этого PoC и как это можно сделать - “свежая кровь” же наверняка разберется за них!
Еще одним неплохим вариантом “озадачивания” может стать спихивание на новичка какой-нибудь непонятной, нудной и неинтересной задачи, которую никто из команды уже как год не хочет брать, “потому что она мрачная какая-то”.
Из-за приближающегося релиза/дэдлайна/и проч. попросить только что добавленного в команду новичка пару недель-месяцев не приставать с вопросами, а читать документацию или проходить какие-нибудь курсы (и пусть он сам кстати найдет какие).
[Актуально для сильно распределенных команд] Для усиления чувства единения с командой все, кроме новичка, должны работать в другом часовом поясе, с разницей часов 9-11, чтобы рабочий день команды начинался аккурат через пару часов после окончания рабочего дня нашего новичка.
Корпоративные онлайн-мероприятия в условиях распределенных команд и/или пандемии уже прочно вошли в нашу жизнь. Чтобы отрезать новичку и эту возможность почувствовать себя частью компании, такие мероприятия делаем с необходимостью деления на группы/команды и отдаем инициативу их формирования на откуп самим сотрудникам. Скорее всего “старенькие” быстро соберутся в команды, а новички останутся за бортом и объединятся по остаточному принципу. Если в итоге у вас есть команда, где срок работы в компании от пары дней до пары месяцев - цель достигнута!
Ну и никаких поздравлений с НГ, ДР и другими праздниками конечно же! Новичок должен почувствовать, что даже в такие дни о нем никто не помнит!
А какие “антипаттерны по онбордингу” были в вашей практике? Делитесь в комментариях :)
Комментарии (12)
DinaSays
13.05.2022 13:24Мое погружение на первый проект совпало по 4 пунктам. Так, организуя процессы, за год я подросла до лида команды тестирования)
sshikov
13.05.2022 14:15+2Бывает и еще смешнее. Нового человека сажают на курсы, где его учат, как нужно делать то, сё, и которые рассчитаны на средний типовой проект в компании. При этом он там сидит скажем месяц, делает всякую учебную чепуху, а при этом в проекте его уже месяц ждут реальные задачи, которые он вполне мог бы делать через пару дней — потому что техника в наличии, доступы не нужны или уже выданы, и знания проверены. Ну т.е. я, как лид, говорю — не надо нам вашего онбординга, мы сами все сделаем, и всему научим — но вот хрен вам, будете проходить все по процессу, у нас ажайл, или где?
vvbob
13.05.2022 21:28+2Для ознакомления с кодом проекта, даем новичку кучу видосиков, общей длительностью часов так двадцать, на которых уже не работающий там сотрудник нудным, усыпляющим голосом рассказывает об архитектурных решениях проекта.. которые уже лет пять как не актуальны. Новичок, открыв проект, после такого изнурительного обучения, должен испытать максимальный уровень WTF.
q2c
13.05.2022 23:11Реальность: ни руководство, ни эйчары вообще не слышали этого термина, онбординг сводится к фразе "это Вася, это Петя, это начальник отдела Михал Иваныч, ну дальше сам осваивайся"
(ИТ-департамент крупного банка, true story)vvbob
14.05.2022 09:30Это еще ничего, это можно сказать повезло.
Меня как-то привели в опенспейс, посадили за комп, сказали - ну давай, осваивайся, к тебе кто-либо подойдет..
Думаю вы догадываетесь - никто не подошел ни в тот день, ни в следующий.. перезнакомился с соседями по опенспейсу, они оказались из вообще другого отдела и сами новички, подсказать что мне дальше делать не могли.. на третий день где-то я раскопал эмейл своего руководства и написал ему через личную почту, потому что к корпоративной у меня доступа не было, да и комп был голый, без программ и административного доступа, один интернет и всякая лабуда по умолчанию.
Потом вроде как-то пошло.. извинялись, про меня тупо забыли, но опыт был незабываемый.
Ninil Автор
14.05.2022 11:06У меня в одной большой ИТ-компании был такой случай в первый день работы (не совсем связаный с онбордингом, но я долго был под впечатлением).
Первый день. 11 утра. Сижу в оупен-спейсе, настраиваю только что полученный рабочий ноут. И тут два парня в 5-7 метрах от меня вскакивают со своих мест и начинают бычить на друга, толкаясь как то ли гопота, то ли первоклашки... Оказалось, что конфликт был связан с рабочим вопросом!) Я немного в осадок выпал от такого...
emusic
14.05.2022 13:33-2Первым вредным советом вижу использование ненужных заимствований вроде "онбординга" вместо адекватных русскоязычных формулировок. Это не тот термин, который требует унификации, точности и краткости.
vvbob
15.05.2022 00:08-1Адекватность, формулировка, термин, унификация - вы уверены что это посконно-русские слова?
emusic
15.05.2022 10:57-2Где именно в моих словах Вы увидели предложение использовать "посконно-русское"?
Есть много заимствованных слов, которые удачно подошли в качестве терминов, от которых требуется однозначность - именно потому, что не вызывают посторонних ассоциаций у носителя языка. Есть также много слов, употребление которых устоялось очень давно (десятки лет), и сейчас уже нет смысла что-то с ними делать.
Но когда иностранные слова с легко и регулярно заимствуются исключительно потому, что переводчик поленился подобрать подходящий аналог, и от термина не требуется исключительной однозначности, а остальным это не режет глаза/уши - это банальное языковое убожество. Человек, с легкостью вводящий такое в свой лексикон, зачастую не знает толком ни своего языка, ни того, откуда идет заимствование.
SignorePagliacci