Мы все чего-то боимся. И это нормально: страх достался нам от наших предков как защитная реакция на какой-либо раздражитель, чтобы настроить организм на дальнейшие действия. И хотя времена мамонтов и саблезубых тигров давно прошли, наша биохимия никуда не делась. Главное — как тогда, так и сейчас, — чтобы страх не причинял нам самим вреда, не сковывал, не парализовывал. Чтобы не мешал развиваться и двигаться вперед.
В этом посте — шесть совершенно разных историй экс-стажеров «Лаборатории Касперского». У каждого был какой-либо страх (а как еще, когда ты стажер без опыта и это твоя первая работа!), но все герои смогли совладать с ним и вырасти до специалистов, тимлидов и даже руководителей целых функций.
А в дополнение — опрос, который покажет, чья позиция ближе Хабру.
Если вы сами — интерн или еще только ищете стажировку в IT-индустрии, этот пост будет для вас особенно актуален. Но даже если вы уже преодолели первую ступень профессионального пути, вам наверняка будет интересно сравнить свой опыт с опытом коллег.
«Вокруг собралась куча лидов и сеньоров, а я всех дергаю».
Александра Никольская, Test Engineering Team Lead
— На старте карьеры у меня был внутренний выбор между аналитикой и тестированием. И я выбрала тестирование с одним из пойнтов, что здесь, наверное, придется значительно меньше общаться с людьми… О-о-о, как же я ошиблась — оказалось, моя работа связана со множеством коллег, с которыми придется взаимодействовать!
В результате с самого начала стажировки во мне вырос страх, что, вот, мои задачи, они такие, наверное, маленькие и незначительные… А я сейчас подойду к другому человеку — а он по самое не могу занят своими важными тасками — и буду, значит, его отвлекать.
Ну и стеснительность тоже имела место. Так получилось, что я была единственным стажером в команде, в которой никого ниже сеньора не было. Ну то есть ни джунов, ни стажеров, ни мидлов даже. Понимаете, да: вокруг меня собралась куча лидов и сеньоров, а я хожу и всех отвлекаю своими вопросами? Ну, как бы… При этом команда прекрасно ко мне относилась, не было никакого негатива или игнора с их стороны. Все именно из-за того, что я пришла после универа, ничего особо не знаю, и ощущение, что кругом сидят строгие и важные «сеньоры-помидоры»…
Честно говоря, страх полностью прошел только под конец стажировки, то есть где-то через год. И дело даже не в том, что я наконец осознала, насколько на самом деле важны мои задачи (а они действительно были важны, причем с самого начала). Просто я поняла, что для выполнения моих задач мне надо, чтобы человек мне ответил. Мне надо сделать то-то и то-то. То есть часть моей задачи — разобраться с этим моим страхом и сделать то, что от меня требуется. И через это ушло ощущение, что когда взаимодействуешь с человеком — это я навязываюсь.
Ну и вдобавок я поняла, что, если человек действительно слишком занят, он просто тебе не ответит. Ну ничего — ответит кто-нибудь другой. В конце концов, все мы сами разруливаем свои приоритеты: кому отвечать, через сколько отвечать…
В целом все эти фобии с навязыванием — это, конечно, масса тонкостей в плане взаимодействия с людьми: как получить ответы на свои вопросы и при этом не начать бесить команду или не сделать так, что тебя начнут игнорировать. Когда я была интерном, я не всегда могла четко это отслеживать и управлять своей энергией. Зато с опытом мой подход стал более осознанным, контролируемым и уравновешенным. И теперь я сама помогаю с этим балансом своим стажерам.
«Что-то сломаю и даже не знаю, как это починить».
Денис Марутько, Senior DevOps Engineer
— Моим основным страхом было непонимание, в каком сервисе мою ошибку простят, а в каком будет все печально. И в итоге — боязнь что-либо случайно сломать.
Отдел, в который я пришел (и в котором продолжаю работать), отвечает за проверки и выпуск антивирусных баз. Это, во-первых, огромная, во-вторых, критичная система. И когда мне вначале прилетала какая-то таска — что-то где-то поправить, что-то где-то починить — я еще не до конца понимал, что можно трогать. Допустим, какой сервер можно ребутнуть, а какой нельзя.
И вот это непонимание вылилось в страх. Вдруг внесешь изменения — а что-то пойдет не так или вообще сломается?! И хуже того — даже не знаешь, как это починить потом, потому что ты только начинаешь в этом разбираться.
А дальше — больше: чем сильнее углубляешься, тем больше возникает вопросов. Ты во что-то одно въехал, а там сверху еще целая гора информации, в которой ты снова ничего не понимаешь.
Конечно, коллеги очень сильно в этом плане помогали — все рассказывали, показывали, никогда не бросали один на один с проблемой. Но на то, чтобы понять все нюансы системы, потребовалось достаточно много времени.
Но и это еще не все: когда я перешел на штатную позицию, у меня появились дежурства. Что это подразумевает? Что тебе в любой момент дежурства могут позвонить, написать. А это ночью, днем, в выходные… И если есть какая-то проблема, естественно, ты должен ее решить. А рядом уже нет твоих коллег, и нужно самостоятельно разобраться, понять, что не так, и достаточно быстро починить, потому что у дежурных есть определенные SLA на время реакции, на время решения проблемы и так далее. Естественно, если ситуация экстренная, то можно позвонить-написать команде и подключить коллег к работе. Но не постоянно же?! Что ты тогда за специалист, если не можешь расставить приоритеты и по каждой первой таске бежишь за помощью?!
Но, конечно, чем дольше ты работаешь, тем больше опыта и экспертизы получаешь. Вскоре я уже почти досконально знал все системы и процессы и понимал, в какой ситуации что нужно делать. И даже если происходило что-то неизвестное, это больше не казалось пугающим: «Ну да, непонятно, но сейчас разберемся».
«Боязнь код-ревью возникла после первой же рецензии».
Виктор Новиков, Software Development Group Manager
— Я боялся код-ревью. Точнее, до стажировки я даже не знал о такой практике, и сначала я боялся своего недостатка опыта и знаний. А страх по поводу непосредственно ревью возник после первой же рецензии =)
Конечно, сначала я получал огромное количество замечаний, начиная c CodeStyle и заканчивая изобретением различной сложности велосипедов. Но покажите мне стажера с месяцем-двумя опыта, который кодит без единой помарки…
Дальше все зависит от двух факторов. Первый — как ты сам относишься к замечаниям. С этим, как вы поняли, у меня были проблемы. Кто-то, кто по жизни обладает высоким уровнем самоуверенности, не так подвержен этому страху. Но таких людей, по моему опыту, довольно мало. Что уж говорить о стажере, который попадает на первую в своей жизни работу… Тут вообще целый простор для фобий.
А второй фактор — это твой ментор и то, как он тебе эти замечания доносит. Лично мне очень повезло: у меня были классные наставники на протяжении всего моего стажерского пути в «Лаборатории Касперского». В меру жесткие, но всегда справедливые, открытые к диалогу, готовые ответить на все мои, как мне казалось, глупые вопросы.
Страх завалиться на код-ревью стал уходить по мере появления опыта и уверенности. А кроме того, пришло полное понимание, что замечания на ревью направлены не на то, чтобы тебя как-то задеть и ткнуть носом в твой «косяк», а на то, чтобы общее качество кода (а вместе с этим продуктов и работы всей компании в целом) поддерживалось на высоком уровне. Ну а вообще идеально будет, если в ходе дискуссии на ревью удастся найти более красивое и оптимальное решение задачи.
Сейчас я очень спокойно отношусь, когда мне пишут замечания на мой код (хотя код, конечно, приходится писать значительно меньше, чем раньше). Ну а особая радость для меня как для руководителя, когда мои бывшие стажеры находят какие-то «косяки» в моем коде =)
«Стараюсь не забывать, что страх быть непринятым заложен эволюцией».
Саша Шиндин, Senior Project Manager
— Моим главным страхом был страх, что что-то не получится. А если еще точнее — диссонанс из трех слагаемых: «многого не знаю», «хочу проявить себя» и «боюсь ошибиться».
Когда ты приходишь на новое место, в большую компанию, то едва ли осознаешь, что тебя ждет. Огромное количество незнакомых людей рядом. Масса каких-то не очень понятных тебе терминов и вопросов, которые на синках жарко обсуждают коллеги по команде. Ментор, которому стесняешься вываливать ту кучу вопросов, которая у тебя есть. А хочется проявить себя на максимум, хочется быть максимально полезным! Так я и попал в ловушку страха, что есть риск оказаться «немолодцом»...
И здесь дело за онбордингом; за тем, как тебя примет команда и особенно ментор. Вот у меня был ментор, который был супертерпелив, — я его то и дело заваливал вопросами, и он (Паша, привет, если читаешь, — и спасибо тебе еще раз ОГРОМНОЕ!) на них очень смиренно отвечал. Забегая вперед — спустя время и я сам стал ментором и с тех пор стараюсь относиться к младшим коллегам так же бережно. Потому что на себе испытал, насколько это может быть важно.
Через месяц-два работы, когда я стал фиксить первые баги, когда в прод стали уходить строчки моего кода — в общем, я стал понимать, что я даю какую-то ощутимую пользу и что я вообще справляюсь, стало сильно-сильно легче.
Дальше, когда страх, что что-то не получится, исчезает, голова начинает работать совершенно по-другому. Ты вдруг понимаешь, что вокруг тебя такие же люди, которые тоже ошибаются, и вообще, что ошибаться — это нормально. И уж тем более стажировка — это вообще про путь из ошибок. Тревожно, конечно, когда ты впервые понимаешь, что «накосячил». Но когда ты «косячишь» и видишь, что это не приговор и что все можно исправить, то это классный урок: «Ничего себе, оказывается, как можно». Да еще и коллеги тебя не травят, а поддерживают.
И еще чуть-чуть про микс «хочу проявить себя» и «боюсь ошибиться». Иногда есть страх, что ты что-то заметил, а это... В общем, боишься, что твоя суперидея — полная ерунда и чушь. Думаю, что это актуально для любого человека на любой позиции — специалиста, руководителя, топ-менеджера. Меняется только аудитория, которой ты это рассказываешь. Ну тут ничего, наверное, не поделаешь: страх быть непринятым заложен эволюцией, я просто стараюсь об этом не забывать.
«Не страх, а стимул для продуктивной деятельности».
Владислав Тушканов, Руководитель группы исследований и разработки технологий машинного обучения
— Для меня работа — это возможность заниматься важными и интересными вещами, которые привлекают меня в обычной жизни. Но делать это, во-первых, в масштабе целой компании, а во-вторых, плечом к плечу с профессионалами, у которых можно многому научиться (и, само собой, получать за это деньги). Так что странно бояться своих же увлечений :)
С другой стороны, я ответственный человек и очень не люблю подводить коллег. Можно ли назвать это страхом? Ну разве что в какой-то мере. И то это совершенно нормальная эмоция. Важно конвертировать ее в стимул для продуктивной деятельности. Например, в создание механизмов, которые ограничат твою возможность совершить ошибку (те же unit-тесты) и при этом не помешают попробовать что-то новое. И чтобы по результатам анализа ошибок было сделано все, чтобы минимизировать вероятность повторения той же ситуации (ведь ошибиться может каждый).
Словом, если у вас страх, который адекватен ситуации и на основании которого принимаются какие-либо продуктивные меры, — не бойтесь :) На самом деле с вами все в порядке!
«Нельзя бояться, страх тебя поработит».
Дмитрий Галов, Head of Global Research & Analysis Team (GReAT) Russia
— Есть фраза, которую я сам очень люблю и говорю своей команде постоянно. Фраза звучит так: «Нельзя бояться, страх тебя поработит». И это очень часто и очень хорошо работает.
Страх — это шоу-стоппер. Он всегда тебя тормозит, из-за него ты не решаешься рискнуть и — пусть даже что-то не получится — через этот риск создать что-то прорывное. Нет ничего такого в том, чтобы случайно один раз, условно, уронить базу данных, понять, почему это произошло, и сделать выводы. Это лучше, чем вообще ничего такого ни разу в жизни не сотворить. Лучше что-то потом починить, но получить возможность с чем-то поэкспериментировать и чему-то научиться, чем перестраховываться и бояться.
У всех могут возникнуть проблемы. Все совершают ошибки. Я тоже совершаю ошибки. Но я этого не боюсь, а анализирую причину неудачи. Так что если ты идешь напролом, ничего не боишься и несешь ответственность перед самим собой — на мой взгляд, ты на правильном пути!
Это еще и к тому, что чем раньше начинать стажироваться, куда-то идти, что-то делать, тем лучше. Тем более сейчас IT-индустрия уже гораздо более адаптирована и лояльна к стажерам, чем когда стажером был я.
Ты приходишь, тебя учат, тебя менторят, тебе все пытаются помочь — процесс достаточно хорошо построен и достаточно хорошо сочетается с будущей работой. Никто не стремится выпить из тебя все соки и затем сразу уволить — компании гораздо рациональнее потратить время, чтобы тебя чему-то научить и вырастить.
В итоге к окончанию вуза ты уже полноценный специалист. А если приходишь только под завершение учебы, то тебе намного сложнее адаптироваться. И вот тогда уже могут появляться страхи, что «я же такой образованный, а ничего в практическом смысле не знаю». Но когда ты приходишь стажироваться на первом курсе, ситуация ровно та же. Уж тяжелее, чем тогда, точно не будет. Зато будут дополнительные 4–5 лет возможностей и более мощные перспективы!
С 3 по 25 апреля в «Лаборатории Касперского» открыт новый набор на стажировку Kaspersky Safeboard. Откликайтесь по ссылке, чтобы получить не только ценные знания и опыт работы с реальными кейсами (подробнее об этом мы рассказывали здесь), но и наставников, которые прекрасно понимают ваши страхи и помогут вам с ними справиться. Стажировка оплачивается, а вместе с этим стажер получает компенсацию питания, бесплатный спортзал и массу других бенефитов.
TrykinSchultz
Чем больше у тебя опыта и чем выше ты поднимаешься, чем больше всех отвлекать начинает входить в твои обязанности, тем больше ты знаешь мест, где все может поломаться, ты "не заешь" уже не чего то, а вполне конкретно сколько всего ты не знаешь, и понимаешь, что время все это выучить у тебя не будет.