Данная статья является вольным и сокращённым переводом статьи «Does RAM Speed Matter? DDR3-1600 vs 1866, 2133 and 2400 in Games», опубликованной на одном сайте около года назад и обновлённой в середине года 2015. Также, она, статья, может служить своего рода ответом на последние публикации как на GT, так и самом HabraHabr, посвящённые новым линейкам RAM-памяти (1, 2 и 3) и закону Мура в хранении данных.
Итак, преамбула довольно проста: на старом новом (с точки зрения Intel — устаревший чипсет) компьютере после 3 лет службы начала глючить RAM (Corsair Vengeance DDR3-1600), выкидывая Win10 на синий экран смерти с ошибкой MEMORY_MANAGEMENT в совершенно рандомном порядке. Подумалось мне, что неплохо бы старую память сдать и прикупить новую, соответственно встал вопрос: что выбрать?! И великий и всемогущий Google привёл меня к выше указанной статье, краткое содержание которой я сейчас расскажу с некоторыми примерами.
Это всё заговор проклятых маркетологов!
Кратчайшее изложение статьи
Ребята захотели протестировать наиболее распространённые линейки RAM одной ценовой категории:
- Crucial Ballistix Sport 2x4GB DDR3-1600 (9-9-9-24, 1.5V) — $75
- Patriot Viper III 2x4GB DDR3-1866 (9-10-9-27, 1.5V) — $87
- Corsair Vengeance 2x4GB DDR3-2133 (11-11-11-27, 1.5V) — $93
- Corsair Vengeance Pro 2x4GB DDR3-2400 (11-13-13-31, 1.65V) — $93
- G.Skill TridentX 2x4GB DDR3-2400 (10-12-12-31, 1.65V) — $93
Однако лень взяла своё. Посылом тестировщиков явилось то, что в принципе вся память изготавливается по одним и тем же стандартам, поэтому нет принципиальной разницы, тестировать ли все из них или взять топовую и зарезать её параметры. Собственно это единственный трюк, который провернули авторы. Была выбрана топовая память G.Skill TridentX и её характеристики уже занижались, чтобы соответствовать необходимым параметрам остальных. Наиболее важные характристики RAM — тайминги: CAS latency (CL), RAS to CAS delay (tRCD), RAS precharge (tRP), а также cycle time (tRAS), то есть все те 4 цифры, которые пишутся на упаковки и указанные в списке выше. И ещё одна настройка была выполнена над command rate (CMD), значение которой установили 1T, вместо 2T.
Важно помнить и понимать, что если речь идёт о разгоне и каких-то максимальных настройках, то, пожалуй, тут без специальных средств не обойтись. Но давайте спросим предельно честно: Кому в сегодняшнем мире нужен разгон, когда из коробки всё работает предельно быстро?! Например, для меня эра разгона закончилась лет эдак 10 назад, когда разгон реально добавлял fps хотя бы в тяжёлых играх.
Но вернёмся к нашим
Материнская плата: ASRock Z97 Extreme4
Процессор: Intel Core i7-4770K (overclocked to 4.5GHz)
Видеокарта: MSI GeForce GTX 780 Ti Gaming 3GB (GeForce Driver 344.65)
SSD: Crucial MX100 512GB
Охлаждение процессора: Corsair Hydro H100i
Корпус: Corsair Carbide 500R
Источник питания: EVGA Supernova G2 850W
ОС: Windows 8.1
Список протестированных игр включает в себя, как современные, так и относительно «древние» игры и приложения:
- 3DMark
- Grid 2
- Metro: Last Light
- Thief
- Crysis 3
- Battlefield 4
Что ж, первый пошёл. 3DMark.
Многие геймеры возразят, что 3DMark — это измерение сферического коня в вакууме попугаями, но это правда лишь отчасти. Так, например, очки за графику (Graphics Score) для всех протестированных конфигураций оказались идентичными. А вот очки за физику (Physics Score) слегка отличаются между конфигурациями, однако отличие настолько мало, что авторы просто не считают его значимым — 2.1% между наилучшим и наихудшим.
Не будем замусоривать эфир тестированием всех игр, приведём лишь парочку скриншотов для сравнения таких, как Metro и Battlefield 4.
Удивлены?!
Сам я был слегка поражён и даже озадачен, ведь когда-то давно казалось, что чем больше частоты, объёмы и скорости, тем лучше. А тут оказывается, что современным играм уже не нужна RAM как таковая, максимум связка RAM и CPU, и всё больше GPU и GDDR.
И на последок немного сравнения. Средняя температура по больнице, полученная по всем протестированным играм (да, MHz в шапке — это ошибка и следует читать 4.5 GHz):
Если посчитать количество фреймов на один затраченный доллар, то окажется, что на данный момент одним из самых выгодных предложений может стать DDR3-1866, но всё же стоить помнить, что память с частотой выше 1600 МГц просто-напросто не даёт существенного прироста производительности. Собственно, это один из главных выводов авторов. Если у вас есть лишние пару баксов на более крутую память — смело покупайте память с повышенной частотой, но не стоит увлекаться и гнаться за МГц ради самих МГц.
Сравнение стоимости fps за потраченный доллар и стоимости RAM в цене системного блока
Да, стоит также отметить, что в далёком уже 2013 году коллектив отличился изучением влияния объёма памяти на игровой процесс: даже система с 4 Гб на борту неплохо-таки справлялась с различными тестами.
Вместо заключения
Зачем краткое изложение данной статьи выложено на GT? Мне хотелось бы, чтобы пользователи больше полагались на объективные характеристики, нежели заверения маркетологов и новомодные технологии (типа, DDR3L и DDR4), если Вы не можете определить зачем именно Вам нужна та или иная завышенная характеристика. Больше, мощнее, сильнее, быстрее — это не всегда есть показатель прогресса. Аналогичные сравнения можно провести для процессоров, видеокарт, SSD дисков, где удивительным образом окажется, что середнячковые решения — это тот самый оптимум, который нужен пользователю и/или геймеру.
И вопрос производителям: зачем вестись на поводу у маркетологов, чтобы каждый год выпускать один и тот же товар под разным соусом, желательно, не совместимый с предыдущими версиями (как, например, делает Intel, штампуя всё новые и новые чипсеты), вместо того, чтобы вплотную заняться разработкой чего-то действительно нового и прорывного, как, например, MRAM и футуристическая углеродная микроэлектроника?!
PS: В результате, обменял Corsair Vengeance на первое, что было в магазине, аналогичное по объёму и характеристикам, тот же Fury DDR3-1600.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Комментарии (18)
wormball
09.12.2015 01:58+1Теперь надо то же самое, только со встроенной в процессор графикой. Надо полагать, разница поболее будет.
tazepam
09.12.2015 14:39Зачем?
Тесты для тестов?wormball
09.12.2015 15:18+2А что, производительность по-вашему важна только для крузисов? Ежели я, например, хочу мощный, компактный и недорогой комп, то это недостойное человека желание?
И вообще, тут недавно была статья, где обещали производительность чуть ли не больше, чем у отдельной видеокарты: geektimes.ru/company/amd/blog/266930.tazepam
09.12.2015 15:27Просто бестолково проверять память в играх на встроенном видеоядре.
Это не реальный сценарий.
И вообще, тут недавно была статья, где обещали производительность чуть ли не больше, чем у отдельной видеокарты:
Что-то такое каждый год обещают.
А толку?
Ps: за много лет наблюдения за тестами памяти в самых разных сценариях я как-то уверился, что никакой адекватной разницы между скоростью разных модулей одного стандарта ( DDR3 например ) в реальных приложениях нет.
5-10 и даже 20 % это круто для галочки, а по факту без разницы если уж не упираться в какие-то специфические задачи.
rPman
09.12.2015 02:31+1А теперь протестируйте, к примеру, сжатие больших архивов (с большим словарем),… очень критичная задача к скорости оперативки.
Например, когда тестировал включение dual channel то это давало порядка 10% к скорости.Tiberius
09.12.2015 02:47Это немножко оффтопик, так статья всё же про игры, тем не менее, а вот насколько он, словарь, должен быть большим, чтобы ощутить разницу?!
kosmos89
09.12.2015 13:44+1Нужна новая RAM, но с меньшими задержками. Хотя для игр это, вероятно, будет так же бесполезно.
a_batyr
09.12.2015 16:30A team at the German Physikalisch-Technische Bundesanstalt have demonstrated MRAM devices with 1 ns settling times, better than the currently accepted theoretical limits for DRAM, although the demonstration was a single cell. The differences compared to flash are far more significant, with write times as much as thousands of times faster.
0xd34df00d
10.12.2015 01:17Игры — это хорошо, но правда интересно, как частота влияет и на скорость компиляции, например, и на разные числодробилки на CPU.
Grox
Ответ на ваш вопрос: фундаментальные разработки и превращение их в коммерческий продукт это работа на десятилетия. Это очень дорогостоящая работа. И чтобы эти разработки оплатить, нужно иметь продажи.
Именно это и есть задача маркетологов. Они продают, как умеют, то, что имеют. Выйдет новая память, будут и её продавать.
Не путайте задачи инженеров, руководства и маркетологов. Каждый занят своим делом и обеспечивает другому возможность работать в этой цепочке.
Tiberius
Я с этим полностью согласен. Не согласен лишь с «если не видно разницы, то зачем платить (выпускать) больше»
Кстати, касательно MRAM — очень перспективная вещь и практически доведённая до завода, но воз и ныне там...(
Grox
Я думаю, что за MRAM и другими типами памяти идёт настоящая охота, во множестве лабораторий. Так что воз всё таки двигается, хотя этого и ярко не видно. Чтобы заметить его движение, нужно иметь доступ к журналам с научными публикациями и знать темы, по которым они идут. Тогда можно будет заметить. Это как в СССР заметили движение США по ядерной тематике… когда в научных журналах перестали публиковаться статьи на эту тему.