Тост – это маленькое информационное окно, которое присутствует в большинстве приложений, сайтов для ПК и телефонов. Но когда начинаешь вспоминать в каких приложениях видел их в последний раз, на ум приходит разве что яндекс почта и какой-нибудь маркет плейс.
Почему тосты незаметны?
В условиях информационного шума, пользователь бегло сканирует контент на предмет интересующей информации, не вчитываясь в содержание. При таком сканировании мозг цепляется за изображения, иллюстрации, выделяющиеся на общем фоне объекты. Другими словами, объекты, которые не требуют большой концентрации для того, чтобы понять о чём они.
А тосты просканировать ещё сложнее. Это не статичный объект и если неправильно рассчитано время исчезновения тоста, если дизайнер плохо поработал с инструментами управления вниманием пользователя. В итоге тосты становятся не заметны, если специально их не искать, как это делала я для этой статьи.
Примеры плохой и хорошей реализации тоста
Плохая реализация:
Не проработан контраст по отношению к фону в случае Android на тёмной теме и в случае Wildberries по отношению к фирменному цвету. Во всех случаях цвет тоста неинформативен.
Нет иконок, в случае Яндекса иконка неинформативна.
Текст довольно мелкий во всех случаях, что осложнит прочтение содержания тоста людям с низким зрением.
Все эти ошибки привели к тому, что тосты не выполняют свою функцию. Они попросту стали незаметны.
Хорошая реализация:
Есть контраст по отношению к фону. Цвет тостов Wildberries сообщает пользователю об содержании тоста.
Во всех случаях присутствуют иконки отражающие смысл и содержание тоста.
Такая реализация радует потому, что тосты заметны и информативны. И их составляющие отвечают паттернам мышления пользователя.
Формула создания идеального тоста
Так как же сделать его – идеальный тост понятный всем? Разберёмся подробно. Стоит держать в голове следующие пункты:
Цвет;
Контраст;
Форма;
Изображение;
Размер и иерархия;
Люди с ограниченными возможностями.
Цвет – должен отражать содержание тоста. Потому, что мы помним, что люди в текст не вчитываются и пользователь с первого взгляда должен понять контекст. Используйте паттерны восприятия пользователями цвета. Так, например успешное действие всегда отмечается зелёным цветом, а неуспешное красным.
Контраст – тост должен быть контрастным фону. Не стоит на чёрном фоне делать серый тост, он становится невидимым. Не стоит фон тоста делать фирменным цветом (как сделал Wildberries, например) – это так же сделало тост незаметным.
Форма – очень хорошо, когда помимо цвета о контексте говорит форма. Паттерны тут так же отлично работают, успешное действие можно подчеркнуть скругленной успокаивающей формой (например галочку заключить в круг), а неуспешное действие подчеркнуть угловатой формой (например, восклицательный знак заключить в треугольник).
Изображение – в тосте эту роль играет иконка, которая так же должна передавать контекст без прочтения текста. Тут так же стоит пользоваться паттернами, помним, что успешное действие всегда отмечается галочкой, а неуспешное восклицательным знаком.
Размер и иерархия – не стоит забывать про отступы и размеры в тосте. Он всё равно исчезнет, а потому текст должен быть легко читаемым и иконка должна распознаваться пользователем сразу.
Люди с ограниченными возможностями – всегда держите в голове, что вашим пользователем может стать человек с плохим зрением или страдающим дальтонизмом. Поэтому не стоит пренебрегать иконками, контрастом или делать слишком мелкий текст.
Выводы
Все выше перечисленные пункты должны вместе работать друг на друга. То есть пользователь увидевший цвет понимает, о чем тост, а пользователь с дальтонизмом увидев иконку понимает тоже самое. В обоих случаях скорее всего пользователь не прочитает текст, но всё равно поймёт о чём идёт речь.
В итоге должны получиться вот такие тосты:
Делитесь в комментариях, своими секретами создания идеального тоста:)
Комментарии (7)
ilriv
11.05.2024 10:15+8Однажды одна маленькая-маленькая птичка решила войти в айти. И ей предложили написать тост. Она долго думала, при чём тут алкоголь, но так и не поняла. И решила бросить эту работу и пошла выпрашивать семечки у прохожих. Так выпьем же за то, чтобы люди аккуратней подбирали названия для элементов интерфейса, а всплывающие уведомления отключали по дефолту!
Squoworode
11.05.2024 10:15Это всё андроидный фуд-фетишизм, потому что в качестве альтернативы документация предлагает snackbar.
KEugene
11.05.2024 10:15Да, а чем "уведомление" (notification) отличается от "тоста"?
Вообще, мне кажется, тут смешаны, как минимум, два разных по смыслу уведомления. На примере Андроида: один вариант "я что-то делаю, я не сдох и не завис и вот даже некий результат, но это не важно", второй тип "что-то пошло не так и тебе, пользователь, стоит об этом знать". В первом случае - как на скрине, неприметное уведомление, которое исчезнет без следа. Во втором - уведомление засядет сверху, у часиков, и будет мозолить глаза. Так к какому типу относятся "тосты"?
Squoworode
11.05.2024 10:15Ну так этим и отличается. Уведомление выбрасывается, когда приложение работает в фоне, а пользователя уведомить надо. А тост - просто кусок лога, когда пользователь прямо здесь, и надо сказать ему, что всё нормально.
savostin
Ну, раз они все-таки "всплывающие", то не хватает:
Откуда всплывает? Почему именно так? Какая разница в восприятии тоста сверху и снизу?
Как привлекает к себе внимание и должен ли? Какая анимация уместна, а какая нет?
Сколько времени держится? Почему именно столько?
Какое взаимодействие с пользователем: кнопка закрытия? закрытие по клику? Как понять по внешнему виду, что он работает именно так?
"Правильно" ли добавлять в тосты кнопки, чекбоксы, ссылки?
Как ведут себя несколько уведомлений? Разного типа? Если не влезают?
Как посмотреть случайно закрытые или пропущенные "тосты"?
Нужна ли функция "не беспокоить"? Где и как ее делать?
OlgaDub Автор
Я разбирала внешний вид тоста и конкретную тему. Если вы напишите статью на тему функциональности тоста, с удовольствием её прочитаю!)