Все руководители делают ошибки.

Какой бы у тебя ни был управленческий опыт, сколько бы сотен мидлов и сеньоров ты не нанял, ты все равно будешь ошибаться при найме. И если, принимая на работу мидлов, ты совершаешь ошибку только в 1 случае из 5 - это уже отличный показатель.

В случае джуна задача усложняется. У новичка пока немного технических знаний и практических навыков, а карьерный путь и того меньше. Спрашивать, кроме теории, пока особенно нечего. Строить прогнозы на аппроксимации предыдущих успехов невозможно. Вероятность нанять того, кто не потянет, серьезно возрастает.

Что же тогда говорить про эффективность собеседования с IT-абитуриентом.
Который не имеет и намека на технические знания.
Который ни дня не работал ни на одном IT-проекте.
И, который, скажем честно, и сам пока не до конца уверен, а подходит ли ему IT.
Спойлер:

Из 4-5 IT-абитурентов в действительности "хочет и может" работать в IT только один.

Именно такая, казалось бы абсолютно нерешаемая задача, стояла перед нами в рамках двухлетнего проекта - научиться с высокой степенью точности предсказывать карьеру (или ее отсутствие) у того, кто только планирует получать технические знания и практические навыки.

Успешное обучение качественных IT-специалистов покоится на трех слонах

Первый - выбирать только тех, у кого есть и тяга, и способности к будущей IT-специальности.
Второй - делать обучение на 20% теоретическим и на 80% практическим.
Третий - передавать опыт в реальном проектном окружении.

Главный в этой троице - первый слон.

Чем больше на обучение попадает тех, кто "и хочет и может", тем проще организовать качественный образовательный процесс. И тем более результативным он будет для всех участников.

Но как качество учебы может зависеть от состава группы?

Дело в том, что отсутствие первого слона, когда на обучение берутся все желающие и “случайно проходившие мимо”, приводит к проблемам и с остальными слонами - практическим обучением и реальным опытом.

Давайте рассмотрим массовое онлайн-образование (MOOC), где это проявляется наиболее ярко. Здесь на входе организована максимально широкая "воронка", предлагающая абсолютно каждому попробовать свои силы в получении новой специальности. Как результат, "случайных" студентов здесь действительно много, а группы многочисленные, доходящие до 100 человек.

Учебную программу приходится "адаптировать" под невысокий средний уровень и максимально упрощать, выкидывая сложный материал.

Держать соотношение теории и практики 20 к 80 при большом числе набранных студентов уже не получается. Организовать онлайн-лекцию для 100 студентов можно легко. Организовать эффективный практический воркшоп для 100 студентов практически невозможно.

Даже простая учебная программа не спасает при проверке домашних заданий. "Случайные" студенты прокрастинируют, при любых сложностях задумываются о том, "а мое ли это", ленятся погрузиться в теорию, даже если она изложена простым языком, или же просто списывают. В результате на проверку "домашек" ставить квалифицированных специалистов бессмысленно - выпускников этого же курса или кросс-проверок вполне достаточно.

Из-за всего это демотивируются как преподаватели, так и способные студенты, а доходимость до конца обучения стремительно падает. Ведь "случайно проходившие мимо" к середине обучения понимают, что оказались не там, и отчисляются. И таких действительно много.

При массовом онлайн-образовании (MOOC) процент доходящих до конца обучения (COR) составляет удручающие 15%.

Хорошая новость: 15% - это усредненная статистика по всем MOOC, включая не только IT-специальности, и она сильно коррелирует с числом обучающихся (разброс доходящих до выпуска 1-60%).
Если мы ограничимся только IT-обучением, то по открытым данным и моей экспертной оценке число доходящих до конца обучения будет в диапазоне 15-60%.

Плохая новость: мы пока говорим про простую доходимость до конца обучения, а не про число получающих IT-работу после него.

Схема 500-30-5

Широкая воронка на входе массового онлайн-обучения - это экономически просчитанная бизнес-модель. Её финансовый успех базируется на максимизации числа начинающих обучение.

Но подходом "берем побольше, а потом отсеем в ходе обучения" почему-то пользуются и IT-компании во внутренних учебных центрах. Стандартная схема 500-30-5 (получаем 500 заявок на обучение, 30 зачисляем в группу, 5 берем на работу) не выглядит рентабельной.
Отрывать ресурсы компании на несколько месяцев, только чтобы нанять пять джунов?

Можно было бы перенять практики высшего образования, но там ситуация ненамного лучше - после пяти лет обучения меньше половины выпускников IT-специальностей действительно работает в IT (англ.).

Хуже всего то, что "случайные" студенты - это не плохие студенты. Это способные люди, ошибка которых заключается лишь в том, что они пытаются реализовать свои способности не там, где они действительно нужны. И которым никто не дает адекватных инструментов для поиска себя. В результате многие тратят и время, и деньги на ненужное им обучение.

Задача: повысить число трудоустраивающихся в 2 раза

В этом месте лучше представиться. Меня зовут Лилия Урмазова, я более 20 лет в тестировании и более 20 лет параллельно занимаюсь QA-образованием - преподаю, организовываю корпоративные и частные учебные центры.

В этом материале я бы хотела рассказать про предварительные результаты двухлетнего проекта, в рамках которого перед нами стояла задача повысить эффективность подготовки QA-специалистов в два раза. 

Работа шла сразу со всеми "слонами". Занимались и повышением прикладной составляющей самого образования, и организацией продолжительной интернатуры для формирования практических навыков.

Но инвестировать в эти улучшения без фокуса на тех студентах, которые "хотят и могут" было бы бессмысленно.

До старта проекта: "Неплохо, но…"

Прежде чем говорить про метрики, с ними нужно определиться.

Как измерить эффективность IT-обучения?

Часто используют COR - доходимость до конца обучения. Но здесь нет ничего про цель, ради которой обучение происходит - про старт новой карьеры. Можно сделать крайне легкую учебную программу, где подавляющее большинство будет доходить до конца обучения, но потом оставаться невостребованными на рынке труда.

Процент трудоустроенных - это более интересная метрика. Но зачастую ее считают только от числа тех, кто дошел до конца обучения, а не от общего числа поступивших. Мы полагаем, что такой подход, мягко говоря, вводит в заблуждение. Чем меньше дойдет до конца обучения, тем больше будет “процент трудоустроенных”.

Поэтому наша главная метрика - это число получающих работу студентов от числа всех тех, кто в начале обучения пришел хотя бы на одно занятие.

Статистика нахождения студентами работы (до старта нашего проекта):

Процент нашедших IT-работу после обучения
(с учетом всех изначально поступивших студентов)

учебная группа 2022.1

40% трудоустроенных

учебная группа 2022.2

27% трудоустроенных

учебная группа 2022.3

40% трудоустроенных

учебная группа 2022.4

20% трудоустроенных

учебная группа 2022.5

25% трудоустроенных

Средний процент трудоустроенных студентов - 30%.

По данным различных исследований, именно в разрезе обучения тестированию процент нашедших работу от числа всех поступивших на обучение студентов колеблется в диапазоне 5-26%:

Процент нашедших IT-работу студентов от числа всех начавших обучение
Процент нашедших IT-работу студентов от числа всех начавших обучение

30% до старта нашего проекта были немного выше максимального по рынку и ощутимо выше среднего из-за специфического формата обучения в микро-группах.

Но наших слонов явно можно сделать еще лучше, если попытаться предвидеть будущее.

Но как можно предсказать IT-карьеру того, кто только задумывается об IT и кому пока бессмысленно задавать технические вопросы?

Если мы не говорим про специфическую разработку, то современное IT большей частью не предполагает хорошего знания высшей математики, теории вероятностей или исследования операций. 80% проектов - это разработка достаточно типового e-commerce, финтеха или b2c-сервисов. Для которых что-либо из вышеуказанного требуется редко.

И из-за этого ситуация в чем-то сложнее. Мы не можем проверять знание высшей математики, что было бы достаточно просто. Но что тогда проверять?

Попробуем посмотреть с другой стороны.

А по каким вообще причинам студенты обычно не доходят до окончания обучения?

Топ-10 причин схода с обучения

"Выбивающие" студентов из обучения причины в порядке убывания частоты (по накопленной с 2016 года статистике):

  1. "Это не мое", "Попробовал и что-то не понравилось", "Слишком заумно", "Слишком просто и скучно", "Хочется более технической специальности", "Хочется менее технической специальности".

  2. Procrastinatio ordinaria — прокрастинация обыкновенная.

  3. На обучение изначально не выделено достаточно времени, и пошел перегруз.

  4. Некачественное обучение. Программа обучения составлена неправильно или программа хорошая, но сам образовательный процесс организован плохо.

  5. Внезапный рост загруженности на текущей работе или длительная командировка.

  6. Проблемы личного характера, семейные хлопоты, отсутствие договоренности с близкими по домашним обязанностям, заботе о детях и т.д. или же отсутствие поддержки с их стороны.

  7. Политические обстоятельства, внезапная релокация.

  8. Легкое личное заболевание (достаточно пару ОРЗ по десять дней, чтобы серьезно отстать) или серьезное заболевание в семье.

  9. Лето. Наложение летних месяцев или тем более отпуска на обучение у многих снижают эффективность учебы (хотя отпуск должен, вроде бы, наоборот, помогать).

  10. Финансовые проблемы.

Как мы видим, большая часть причин относятся к изначально некачественному обучению (на что можно и нужно влиять), низкой самоорганизации студента или внешним форс-мажорам (на что сложно влиять).

На первом же месте стоит "это не мое". Да, здесь может быть завуалированно отсутствие необходимых когнитивных способностей. Но по нашему опыту, в большинстве случаев здесь все-таки не "не могу", а "не хочу".

Как показывает опыт и преподавания, и управления, для успеха всегда первично наличие желания что-то сделать.
Случаи, когда человек действительно хочет, но у него не получается, встречаются намного реже.

Получается, что нам надо проверять не только способности будущего студента, но и его мотивацию, чтобы он действительно хотел доучиться до конца и начать свою IT-карьеру.

Таким образом, перед нами стоит три глобальные задачи.
Понять, что абитуриент:

  • правильно осведомлен о том, что из себя на самом деле представляет специальность тестировщика ("я понимаю")

  • мотивирован "изнутри", не принимает решение эмоционально или под внешним влиянием ("я хочу")

  • обладает необходимыми для обучения и работы способностями  ("я могу")

Итак, мы определись с какой целью и что именно мы делаем.
Затем настало время практической реализации:

Этап 1. Проверяем способность воспринимать технические знания. И даем возможность понять, насколько человека вообще интересует тестирование

Итак, у нас есть 100 желающих обучаться тестированию.

Изучение резюме здесь нам не поможет - в них еще нет никакого IT-опыта.

Логические задачки проверяют только умение решать логические задачки.

Тестовые же задания, предполагающие только один правильный ответ, в эпоху ChatGPT бесполезны.

Как же тогда действовать?

Что происходит

Абитуриент получает интерактивный учебник, содержащий шесть учебных блоков.

Три учебных блока, можно сказать, гуманитарные, о профессии тестировщика. Они посвящены роли тестировщка в команде и процессе разработке ПО, мотивирующим и демотивирующим моментам, а также ожиданиям работодателей.

Другие три учебных блока технические. Но не простые вводные, как это часто делают на курсах, а средней сложности - про архитектуру ПО, работу с логами на сервере и исследовательское тестирование.

Что важно, информация специально дается текстом, а не в виде онлайн-лекций. Ведь работа в IT и тем более работа тестировщика предполагает большие объемы работы именно с текстовой информацией - требованиями, спецификациями, технической перепиской.
Тестировщику редко приходится смотреть видео.

Что ожидается от абитуриента

Изучить теорию, пройти онлайн-тесты и, главное, выполнить домашние задания, на которые нет правильного ответа.
Структурировать текущие требования работодателей на базе вакансий, разобрать ситуацию плохой коммуникации на проекте, подготовить заметки о небольшом сеансе исследовательского тестирования.

Это средние по сложности задачи, выполнение которых сразу демонстрирует и способность воспринимать информацию, и проводить анализ, и подготавливать ответы в понятном другим членам команды формате. Они не имеют единственного правильного ответа, и поэтому списывать бессмысленно.

Одновременно выполнение этих задач помогает абитуриенту понять, насколько вообще ему интересно разбираться в дебрях требований и погружаться в нюансы.

Сколько проходит дальше: примерно 50%.

Этап №2: Скрининг на тестерский склад ума ("я могу")

Еще до старта обучения абитуриенту нужно помочь понять, хватит ли ему способностей для обучения и последующей работы тестировщиком. И предсказать, сможет ли он без проблем найти работу или же ему слишком рискованно тратить деньги и полгода жизни на обучение.

Если на первом этапе мы проверяли знания, необходимые любому IT-специалисту, то теперь We Need To Go Deeper.

Что происходит

Как проверить, как тестирует тот, кто не умеет тестировать?

Продвинутый скрининг на "тестерский склад ума" проходит в виде группового экзамена. На нем абитуриенты разбиваются на несколько подгрупп. Каждой группе даются варианты трех заданий. Важно не только правильно выполнить задание, но и уметь коммуницировать в своей подгруппе, аргументировать, предлагать альтернативные решения.

Что такое "тестерский склад ума" в нашем определении

1. Аналитический подход: способность анализировать, находить закономерности и выявлять причинно-следственные связи.

2. Системное мышление: способность видеть «большую картину» и понимание того, как изменения в одной части системы могут повлиять на другие её части.

Но при этом также и:

3. Детальность: внимание к деталям и тщательность в поиске ошибок и несоответствий в софте.

4. Терпение и настойчивость: готовность заниматься монотонными задачами и усидчивость в поиске решений для сложных проблем.

Но при этом также и:

5. Творческое мышление: способность мыслить нестандартно и предвидеть необычные сценарии использования, которые могут привести к сбоям.

6. Коммуникативные навыки: умение чётко и понятно доносить свою мысль до членов команды, в том числе разработчиков и менеджеров проектов.

Наконец:

7. Ориентация на качество: стремление к достижению наилучшего возможного качества продукта и понимание его значимости.

Как можно увидеть, некоторые качества противоречат друг другу и уживаются далеко не в каждом человеке.

Задания следующие:

1. Есть определенные проблемы с работой некоторого устройства. Нужно предложить шаги локализации проблемы. Изначально даются вводные, которые "запускают" мыслительный процесс, но способность мыслить "вне коробки" очень приветствуется.

2. Задание на локализацию проблемы в распределенной архитектуре ПО. Здесь это уже не очень очевидно, поэтому на всякий случай еще раз подчеркнем - обладать какими-либо знаниями по тестированию для прохождения этого экзамена не требуется. Дается перечень симптоматики на уровне пользователя при выходе из строя разных уровней приложения. Нужно разобраться в возможной комбинаторике и выбрать, что может быть причиной при конкретном симптоме, а что не может.

3. Задание на работу в командной строке Linux. И снова подчеркнем - обладать какими-либо знаниями Linux для выполнения этого упражнения не требуется (на месте Linux может быть, например, язык суахили или набор значков). Дается три команды на работу с файловой системой, объясняется, что каждая из них делает. После чего нужно скомпоновать эти команды для выполнения определенной задачи.

Что ожидается от абитуриента

Задачи кажутся чрезмерно сложными для "нулевых" людей, но ментора интересует не правильный ответ, а логическая цепочка. Если абитуриент не смог ответить верно, но при наводящих вопросах показал, что размышлял структурно, это будет зачтено.

Сколько проходит дальше: примерно 80% от прошедших первый этап.

Этап №3: Насколько мотивация, сильные стороны, цели и представления о профессии совпадают с реальностью (“я понимаю”)? Раскроются ли в работе тестировщиком интересы, принесет ли она удовольствие (“я хочу”)?

Самая частая проблема, ведущая к дальнейшей неудаче - если решение о новой карьере принимается не осознанно, а эмоционально или под внешним влиянием.
"У меня знакомые давно работают в IT", "Друг попробовал и у него получилось".

Здесь наша задача помочь абитуриенту отделить "я хочу" от "хочет моя жена/муж, друзья". Как показывает практика, заряда внешней мотивации хватает максимум на пару месяцев, потом студент "сдувается".

Что ожидается от абитуриента

На индивидуальной профориентации у ментора с опытом более 10 лет в тестировании максимально честно ответить на несколько десятков вопросов по восьми блокам:

  • Есть ли в прошлом опыте что-то, что будет помогать/мешать?

  • Правильное ли представление о профессии?

  • Совпадает ли психопортрет с психопортретом QA?

  • Что относится к сильным/слабым сторонам, в чем талант?

  • Адекватная ли мотивация? Ее сила? Идет к чему-то или бежит от чего-то?

  • Добросовестность? Готов ли к интенсивному обучению? Организация? Спринтер или марафонец?

  • Насколько активную позицию к обучению занимает? Есть ли план? Что ждет от обучения? Процессник или результативник?

Сами вопросы и их порядок подобраны таким образом, чтобы исключать социально ожидаемые ответы. При подготовке к профориентации ментор изучает предыдущий "не IT-опыт" абитуриента по резюме и при необходимости корректирует список вопросов.

Абитуриенту тоже предлагается задавать интересующие его вопросы.

Индивидуальная профориентация - это достаточно дорогая активность. Но зато она очень сильно экономит ресурсы следующие полгода, так как позволяет не тратить их на обучение тех абитуриентов, кому это на самом деле не нужно.

Сколько получает положительную рекомендацию от ментора на профессию тестировщика: примерно 60% от прошедших второй этап.

Финальная рекомендация ментора представляет собой один из следующих вариантов:

  • "Тестирование рекомендуется - можно начинать обучение"

  • "Тестирование подходит (но можно и в разработку)"

  • "Рекомендуется разработка"

  • "Рекомендуется другая IT-специальность (продукт/аналитик/менеджер/иное)"

  • "Есть сомнения - нужно выполнить дополнительное задание"

  • "Рекомендуется сейчас не концентрироваться IT-карьере"

Почему мы не используем стандартные профориентационные тесты?

Потому что именно в разрезе тестирования они работают плохо

Классические тесты на профориентацию слишком общие и могут указать только на IT-тематику целиком, но не на конкретную специальность.

Специализированные же тесты от IT-компаний предлагали нам, тестировщикам с успешным опытом работы в QA 10-20 лет, стать в первую очередь Front-End разработчиком, DevOps. И уже только потом — тестировщиком.

Почему так происходит?

Как мы говорили выше, "тестерский склад ума" предполагает как активную работу с программами, с документацией, так и с другими людьми.
Нужно как обладать системным мышлением, так и быть внимательным к деталям.
Требуется и творческое мышление, и одновременно — готовность заниматься монотонными задачами.
Всё это взаимоисключающие вещи.

В терминах опросника Климова эта профессия предполагает симбиоз из разных
типов - "человек-техника", "человек-знаковая система" и "человек-человек".
Такое смешение сбивает тест с толку, и он показывает неправильные результаты.

Еще один момент - это то, что большинство тестов ориентированы на профориентацию школьников, но не взрослых людей

Что отличает взрослого от школьника? Наличие жизненного и профессионального опыта - который зачастую пригождается и в работе тестировщика.

К сожалению, никакой автоматизированный тест не будет учитывать предыдущую индивидуальную историю конкретного человека. То же самое можно отнести и к сильным и слабым сторонам. При выполнении тестов все мы зачастую даем социально ожидаемые ответы и говорим про те сильные стороны, которыми мы хотели бы обладать, а не обладаем на самом деле. Если же сделать ретроспективу опыта работы, то обнаружатся реальные преимущества.

Есть ли не просто тяга к тестированию, но и способности к нему, выяснить при помощи тестов невозможно

Для этого необходимо решение специализированных QA-задач, которые в классических тестах на профориентацию отсутствуют, так как они слишком общие и выявление логических и технических способностей их целью не является. Специализированные тесты на IT-профориентацию это тоже не проверяют.

Решение QA-задач, близких к реальным — это не тесты с выбором нужного варианта ответа, а задания, где нужно подумать, предложить несколько вариантов решения, а главное - объяснить ход своих мыслей.

По каждому абитуриенту агрегируется обезличенная аналитика. Если в ходе обучения он все-таки сходит с дистанции или не находит работу, то мы делаем ретроспективу, на которой анализируем, какие нюансы повлияли на результат. При накоплении достаточного объема данных (сейчас проводим примерно ~300 профориентаций в год) логично сделать и технический анализ.

Спустя два года: Близко к максимально возможному

Напомним, в 2022 году процент трудоустроенных от числа всех изначально поступивших студентов был в диапазоне 20%-40% со средним 30%.

Статистика получения студентами работы (после старта проекта):

Процент нашедших IT-работу после обучения
(с учетом всех изначально поступивших студентов)

учебная группа 2022.6

47% трудоустроенных

учебная группа 2023.1

43% трудоустроенных

учебная группа 2023.2

56% трудоустроенных

учебная группа 2023.3

67% трудоустроенных

учебная группа 2023.4

50+% трудоустроенных
(период трудоустройства еще не закончился)

Как мы видим, процент трудоустроенных вырос с 20-40% до 43-67% со средним 53% от числа всех изначально поступивших.

Процент нашедших IT-работу студентов от числа всех начавших обучение
Процент нашедших IT-работу студентов от числа всех начавших обучение

67% получивших работу от числа изначально поступивших - это уже близко к максимально возможному 81% получающих работу (хотя "последняя миля" обычно самая сложная).

Откуда взялся "максимально возможный % нашедших IT-работу", равный ровно 81%?

Сколько студентов доходит до выпуска?
Увы, даже при очень качественном образовании и только высокомотивированных студентах всегда будут форс-мажоры, касающиеся заболеваний, серьезных личных или рабочих обстоятельств. Тем более в нашем нынешнем неспокойном мире.
Поэтому максимальное возможное число доходящих до выпуска - 90%.

Сколько из числа выпустившихся находит работу?
Здесь 100% тоже невероятны, даже если каждого лично приводить за ручку к ждущему ему работодателю. Кто-то получает на старой специальности предложение-повышение  "от которого невозможно отказаться", кто-то планирует переезд и поэтому берет паузу, у кого-то меняются финансовые возможности и он не готов на год-два терять в зарплате. И, конечно, опять же случаются личные обстоятельства.
Максимальное возможный процент получающих работу от числа дошедших до выпуска - 90%.

Итого, 90% * 90% = 81% от числа всех изначально поступивших на обучение получает IT-работу.

К сожалению, среди платных курсов обучения тестированию мне неизвестны примеры, когда в том числе и за счет изначального отбора-профориентации удавалось бы приблизиться к данному показателю.

Но есть пример из смежного сегмента - обучения разработчиков. Эльбрус буткемп как раз проводит входные экзамены-собеседования и, судя по результатам независимого исследования, достигает результатов "88% доходит до выпуска, 90% выпускников находит работу". Итого, 88%*90%=79%. Уже очень близко к верхней планке.

Что не менее важно, наличие на курсе "только тех, кто хочет и может" серьезно повысило и качество образовательного процесса. Менторы видят только мотивированных студентов и готовы давать им больше, ведь эти дополнительные усилия точно не пропадут впустую.

Студентов теперь не демотивируют прокрастинирующие одногруппники, они получают больше поддержки от других студентов.

С экономической точки зрения образовательный процесс стал гораздо более эффективным и, что немаловажно, более рентабельным. Больше нет преподавательских и административных ресурсов, "уходящих в песок".

А абитуриентам, которым IT по какой-то причине не подходит, теперь не надо тратить деньги и месяцы жизни на обучение и поиск работы, чтобы через полгода-год понять "это все-таки не мое". За два года этот проект уже уберег от ошибки сотни задумавшихся о тестировании.

Выводы

Современное IT - это достаточно узкоспециализированный, отточенный процесс, который для многих специальностей, в том числе тестировщиков, не требует университетского образования.

Но это не значит, что успешная карьера в IT уготована каждому. Аналитический подход, системное мышление и другие важные компоненты успеха никуда не исчезли. Немаловажно и искреннее желание работать в IT, исходящее именно от абитуриента, а не его окружения.

Но на текущий момент во всех разновидностях IT-образования профориентация, как правило, проходит неэффективным и затратным "естественным" путем - через отсев в ходе обучения.

Использование же подхода "Shift Left", то есть как можно более ранее выявление именно тех, кто "хочет и может", позволяет как резко снизить расходы, так и повысить эффективность образовательного процесса для всех участников.

Далее

Использование "Shift Left", или, как мы его называем, профессионального подхода к QA-образованию, наиболее ярко проявляется при организации обучения во внутренних учебных центрах IT-компаний. Уж где, как не там в приоритете должно быть качество обучения, а не количество обучающихся.

Использование профессионального подхода к IT-образованию позволяет изначально набирать не 30-40 студентов в надежде, что пять в результате будут достойны найма в компанию, а намного меньше. Для несведущего разница между организацией обучения 30-40 студентов и 10 студентов может быть небольшой, но про это уже в следующем материале.

В статье "Как схема 500-30-5 делает внутренние учебные центры бесполезными" поговорим про то, какие точки роста есть у внутреннего IT-обучения при подготовке компаниями кадров "под себя".

Комментарии (11)


  1. IvanSTV
    29.05.2024 09:38

    у меня жена - профессиональный музыкант, работает музыкантом в симфонических и камерных оркестрах более 25 лет. Но после 9 класса пошла вместе с школьными подругами в техникум на профессию... программиста. Училась там хорошо, и даже была одной из отличниц, но посчитала, что "это не мое", так как по ее словам "с первого раза программы не работали, я подумала, что не справлюсь" (она не знала, что не работающая с ходу программа - это норма) :) и после года учебы пошла дальше в музыку - училище, ВУЗ, потом в аспирантуру. А подруги, не то что звезд не хватавшие, а и математику на троечку еле тянувшие, остались. И что?
    Музыкант - з/п 22 тыр.

    Программист - з/п 100+ тыр.

    То есть, система образования так или иначе из девиц, которые пошли в техникум на программиста потому, что рядом и конкурс небольшой (а программист в 1992 году не то же самое, что программист в 2022, тогда это была нудная и рутинная специальность, где требовалась в основном аккуратность и усидчивость, а физические нагрузки были небольшими, работа чистая, и потому туда шло много девушек), так или иначе обучили достаточно квалифицированных работников.

    Потому когда я вижу, как у абитуриентов пытаются "выявить склонность" к профессии, а не ВОСПИТАТЬ УЧАЩЕГОСЯ, создав эту склонность, то практически 100% качество такого образования так себе. Очень просто и легко обучать того, кто сам учится, хочет учиться и имеет склонность, УЖЕ ВОСПИТАННУЮ кем-то или чем-то. Для этого не надо ни хороших программ, ни талантливых педагогов. А вот обучать всех - это действительно достойная задача, с достойным результатом.


    1. lilia_urmazova Автор
      29.05.2024 09:38
      +1

      "Не можешь - научим, не хочешь - заставим?"

      Отличникам учитель/педагог/ментор действительно не сильно нужен - они и без него выучатся.
      Талант хорошего учителя проявляется на середнячках.

      Но зачем насиловать учебой тех, кому эта специальность неинтересна и знания даются с трудом? В результате имеем на проекте того, "кого надо постоянно мотивировать", а сам человек к сорока годам получает кризис среднего возраста. Потому что всю жизнь занимался не тем, что ему было на самом деле близко.

      Музыкант - з/п 22 тыр.
      Программист - з/п 100+ тыр.

      А биржевые брокеры получают еще больше. Надо всем идти в биржевые брокеры.


      1. IvanSTV
        29.05.2024 09:38
        +2

        Но зачем насиловать учебой тех, кому эта специальность неинтересна и знания даются с трудом?

        Вообще-то гуманистическая педагогика исходит из тезиса, что психически нормального человека можно научить практически всему. Вы же пытаетесь навесить на каждого ярлычок, исходя из биологической имманентности склонностей и интересов человека, сегрегировать и ограничить его в выборе профессии. Вот родился-де таким - ему не интересно-де программирование, значит, пошел нафиг с ваших супер-курсов :) То, что на курсы приходят ЧЕМ-ТО МОТИВИРОВАННЫЕ люди, и эту мотивацию надо поддерживать, углублять, объяснять, подстраивать процесс обучения - не, не для вас. Это же дорого. А владельцев курсов интересует только прибыль, урезать расходы - поменьше занятий, попроще педагоги (можно даже педагогов после тех же курсов набирать, да?), именно для этого все эти размышления о том, что надо обучать только тех, у кого глаза горят. Вы даже не палитесь, когда пишете, что вам особая квалификация педсостава и не нужна домашки проверять.

         В результате имеем на проекте того, "кого надо постоянно мотивировать"

        То, что в любом, абсолютно любом процессе, где участвуют люди, надо постоянно людей... мотивировать, или как минимум, не демотивировать - это вообще-то банальность, которая до вашего педагогического сознания пока что не дошла, я смотрю. Ни один реальный производственный процесс не уедет на внутренней скрытой мотивации работника, и тем более не уедет, если работников более одного.

        Потому что всю жизнь занимался не тем, что ему было на самом деле близко.

        99% людей занимаются не тем, что им близко. Ваш Капитан Очевидность. Большинство даже никто никогда не спрашивал, чем они ХОТЯТ заниматься. Вы серьезно считаете, что мусорщики, которые выгребают из мусоропровода оставленное одухотворенными людьми, занимающимися тем, чем им хочется заниматься, дерьмо, искренне мечтали выгребать лопатой вонючую жижу из контейнера, и им это настолько близко, что эту лопату еще попробуй у них отними? Сколько вам лет, что вы настолько наивны?
        У Хаксли в "Дивном новом мире" главная героиня постоянно бездумно цитирует какие-то гипнопедические "истины", внушенные ей под гипнозом в детстве. Когда вы говорите о том, как люди выбирают профессию исключительно по склонностям, интересам и тому, что "на самом деле близко", то у меня такое впечатление, что Хаксли перечитываю. Вернитесь в реальность - большинство населения Земли работают там, где смогли в текущих условиях устроиться и где соотношение усилий/заработная плата их ОТНОСИТЕЛЬНО УСТРАИВАЕТ в том смысле, что исполнение обязанностей проще и легче, чем поиск другой работы.

        Резюмируя - вам надо почаще выходить из маня-мира в реальность и критически относиться к содержанию ваших гипноистин.


        1. lilia_urmazova Автор
          29.05.2024 09:38
          +2

          Вообще-то гуманистическая педагогика исходит из тезиса, что психически нормального человека можно научить практически всему. 

          То, что на курсы приходят ЧЕМ-ТО МОТИВИРОВАННЫЕ люди, и эту мотивацию надо поддерживать, углублять, объяснять, подстраивать процесс обучения.

          99% курсов именно из этих предположений и исходят, декларируя "тестирование - это просто, может освоить каждый".

          Но близкие к нулю результаты трудоустройств как раз показывают, что это не работает.
          Всего лишь 10% находящих работу после многих курсов - это как раз отличники, которые, как Вы правильно заметили, нашли бы работу и без участия учителя.

          То, что в любом, абсолютно любом процессе, где участвуют люди, надо постоянно людей... мотивировать, или как минимум, не демотивировать 

          Современная управленческая наука как раз пришла к тому, что людей очень легко демотивировать, но практически невозможно мотивировать. Корпоративные миссии, премии "с барского плеча" и прочее очень плохо работает.

          Лучшая мотивация - это собрать вместе людей, которым нравится их работа и не мешать им эту работу делать.

          99% людей занимаются не тем, что им близко. Ваш Капитан Очевидность. Большинство даже никто никогда не спрашивал, чем они ХОТЯТ заниматься. 

          Значит тем ценнее, что обучаемые нами попадают именно в этот 1%.


          1. IvanSTV
            29.05.2024 09:38

            99% курсов именно из этих предположений и исходят, декларируя "тестирование - это просто, может освоить каждый".

            Но близкие к нулю результаты трудоустройств как раз показывают, что это не работает.

            вы не видите, что вы передергиваете? "может освоить каждый" - это истина. Ничего такого сложного, для чего требуются особые способности, типа запоминать фотографически текст по сотне страниц в час или на лету схватывать алгоритмы, достраивая их до того, как преподаватель закончит объяснения, нет. Передергивание состоит в том, что ВОЗМОЖНОСТЬ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА и ТРУДОУСТРОЙСТВО напрямую никак не связаны. Можно сто раз усвоить материал, но не трудоустроиться, а можно ни хрена не освоить, и трудоустроиться. Нет никакой зависимости между усвоением и трудоустройством. В 90-х было очень ясно видно, что между образованием и хорошей зарплатой нет абсолютно никакой связи. Неграмотные "Вованы с района" катались на дорогих тачках, а высококвалифицированные инженеры получали зарплату, на которую не могли даже купить себе ботинки. Экономика может вообще как угодно тасовать "трудоустройство" с "усвоением материала". Попытка опереться на цифры трудоустройств... ну вот когда я учился на курсах по вождению, давно относительно, то мой первый инструктор хвастался, что у него "все сдают". Но он просто имел выходы на гайцов и собирал с учеников денежку, чтобы к тем не придирались на практическом экзамене. Но как инструктор он был совсем никакой, потому я его, собственно, и поменял. Вы просто обманываетесь цифрами.

            Современная управленческая наука как раз пришла к тому, что людей очень легко демотивировать, но практически невозможно мотивировать. Корпоративные миссии, премии "с барского плеча" и прочее очень плохо работает.

            И что же это за наука-то такая? Если людей невозможно мотивировать, то тогда получается, что мотивации вообще не существует или она имманентно присуща человеку изначально неведомо почему, но исчезает, и человек остается на всю оставшуюся жизнь без мотивации :) Логическим продолжением вашего утверждения, что людей невозможно мотивировать, практически сразу начинается мистика и оккультизм.

            Лучшая мотивация - это собрать вместе людей, которым нравится их работа

            Ну так, а с какого рожна она им нравится? Просто озарение свыше? Или, как говорят татары - "кысмет"? И как вы узнаете, что им нравится эта работа, если они никогда не работали эту работу??? Вы пишете фразы, не приходя в сознание, походу.

            Значит тем ценнее, что обучаемые нами попадают именно в этот 1%.

            блин, вы безнадежны. Напомните, плз, о какой конторе вы ведете речь, чтобы мои дети случайно не выбрали ее?

            Я вам написал в первом комментарии, что нет никакого педагогического профессионализма в отборе на входе наиболее мотивированных и способных учащихся, и нет никакого профессионализма в наборе всех кто готов что-то платить на входе и отсеве в процессе 90%. Это просто бизнес-схема для зарабатывания денег хозяевами УЦ и курсов. Это самая простая, дешевая для курсов и педагогически примитивная схема обучения при минимальных затратах человеческого ресурса. И процент трудоустройства выпускников ничего не говорит здесь. Это вообще не критерий - процент трудоустройств после курсов в принципе очень низок для всех курсов в силу специфики рынка труда. Критерием профессионализма является процент освоивших материал - то есть, сколько вы довели до финала при реальных знаниях.

            Ну, например, у меня был в институте такой предмет - алгебра логики, читался семестр. На 2 группы по 25 человек ФАКТИЧЕСКИ смогли решить задания только трое самостоятельно и еще столько же вгрупповую. Если бы целью преподавания ставилось освоение предмета учащимися, то цель достигнута бы не была. Но фактическая цель ставилась гораздо проще - ознакомить студентов с основными понятиями и законами алгебры логики, с терминологией, знаковой системой, используемой в предмете, дать представление о роли предмета в научной картине мира. А вот о достижении этой цели факт того, что все поголовно поняли суть задач и попытались решить, говорил в полной мере, потому всем был выставлен зачет и все были отпущены. Если вам надо похвастаться качеством образовательных услуг, то ваш метод о качестве ни разу не говорит. Вы что пытаетесь доказать? Что верх педагогического мастерства выдать диплом человеку, которому кроме диплома фактически ничего не надо, а учиться он сам будет?


            1. lilia_urmazova Автор
              29.05.2024 09:38

              нет никакого педагогического профессионализма в отборе на входе наиболее мотивированных и способных учащихся

              у меня был в институте такой предмет

              В Вашем институте при поступлении были вступительные экзамены?


              1. IvanSTV
                29.05.2024 09:38

                Экзамены в ВУЗ служат чисто социальным фильтром -только потому, что система не может принять всех желающих. Сравнивать это с коммерческими курсами - это сравнивать жопу с пальцем. У курсов уже есть фильтр - имущественный, и переполнение дял них наоборот, есть коммерчески выгодная ситуация. Потому единственный толковый критерий качественности курсов - это % успешно окончивших их из поступивших без снижения выходного критерия. Все остальное - словесная шелуха, реклама обман потребителя липовыми и нерепрезентивными цифрами.


                1. lilia_urmazova Автор
                  29.05.2024 09:38

                  Сравнивать это с коммерческими курсами - это сравнивать жопу с пальцем. 

                  Мне как человеку с высшим образованием (и не одним) сложно продолжать поддерживать подобную и по тону, и по аргументации дискуссию.


  1. kirilly
    29.05.2024 09:38
    +2

    @lilia_urmazova огромное спасибо за вашу работу над mentorpiece.org и за ваши бесплатные учебники. Очень многое разделяю и поддерживаю!

    В то же время, Иван справедливо заметил, что возросший процент трудоустроившихся может быть связан с увеличением числа мотивированных кандидатов на одно место. Если в 2022 году мотивированных было 0.5 на место, а сейчас 1.5, то только мотивированные попадают на курс. Возможно, влияние "мультипликации знаний" минимально, и все дело в изначальном таланте.

    Я слышал, что в 2023 году вы начали отсеивать мотивированных людей с IT-бэкграундом, которые затем успешно заканчивали другие курсы и находили работу. Это подтверждает, что важно рассматривать изначальную мотивацию и талант. Интересно было бы увидеть данные по курсовой воронке, включая количество заявлений и конверсию на каждом этапе.

    Суть в том, что когортный метод, который вы используете, подвержен влиянию внешних факторов (изменившийся за год рынок труда), изменений в программе, личных особенностей студентов (нельзя исключить что в 2023 вы стали людей более адаптированых к поиску работы).

    Я бы предложил использовать A/B тестирование для проверки гипотезы о влиянии мотивации на трудоустройство. Например, можно случайно разделить студентов на 2 группы - с высокой и низкой мотивацией, и тогда если остальные условия будут равными, влияние искажений будет минимальным.

    На уже существующих временных данных можно попробовать уменьшить влияние искажений, используя метод псевдокогорт. Буду рад поучастовать в вашем проекте на добровольных началах, сам интересуюсь образованием в сфере тестирования и немного аналитикой.


    1. lilia_urmazova Автор
      29.05.2024 09:38

      огромное спасибо за вашу работу над mentorpiece.org и за ваши бесплатные учебники. Очень многое разделяю и поддерживаю!

      Большое спасибо за оценку!

      В то же время, Иван справедливо заметил, что возросший процент трудоустроившихся может быть связан с увеличением числа мотивированных кандидатов на одно место. Если в 2022 году мотивированных было 0.5 на место, а сейчас 1.5, то только мотивированные попадают на курс. Возможно, влияние "мультипликации знаний" минимально, и все дело в изначальном таланте.

      Мне кажется, мы говорим немного про разные вещи, давайте синхронизируемся.

      Ощутимый процент тех, кто не получает положительную рекомендацию, - это те, кто знают про тестирование только то, "что оно неплохо оплачивается и намного легче программирования". То есть они не открыли ни одной книги, не посмотрели бесплатные лекции Маршала или Русова, а просто пришли на курс. Здесь речь не про мотивацию, а про то, что люди принимают важное жизненное решение с нулевым количеством информации.

      При обычном подходе к обучению через несколько месяцев учебы они убеждаются, что это не легко, что им неинтересно таким заниматься и сходят с обучения.
      Самое смешное, что в случае наших профориентаций, когда мы даем теорию и предлагаем на ее базе поделать реальные задачи тестировщика, они обычно сами говорят "нет, что-то я не туда пошел".

      Другая группа, кому IT не рекомендуется - это когда абитуриент в принципе не воспринимает даже самую простую письменную техническую информацию. Если бы речь шла про детей в средней школе, то да - нужно было бы брать и подтягивать хотя бы до среднего уровня. Но пытаться формировать необходимые базовые навыки с нуля у 35-летнего человека - это утопия. Мы можем научить всему, но не чтению.

      При этом есть и те, кому мы рекомендуем идти в IT, но не в тестирование. Например, софт скиллы ниже требуемого для QA, но при этом отличные технические "харды" и из человека получится отличный разработчик.

      Я слышал, что в 2023 году вы начали отсеивать мотивированных людей с IT-бэкграундом, которые затем успешно заканчивали другие курсы и находили работу. Это подтверждает, что важно рассматривать изначальную мотивацию и талант. Интересно было бы увидеть данные по курсовой воронке, включая количество заявлений и конверсию на каждом этапе.

      Мне такие случаи неизвестны. В прошлом году был один случай, когда формат нашего курса не подошел уже обучавшемуся студенту, он перешел на другой курс и после него трудоустроился.
      После профориентаций подобной обратной связи не было, хотя чисто теоретически такое и может происходить - в нескольких процентах случаев мы можем ошибаться.

      При этом нужно понимать, что на профориентации иногда приходят и уже работающие тестировщиками, и даже обучающие QA-менторы с курсов. Такое особенно грустно видеть - когда человек уже худо-бедно работает в тестировании пару лет, но или с трудом тянет технически, или оно ему "костью в горле".

      Если приходит "мотивированный человек с IT-бэкграундом", то явно его что-то беспокоит, иначе бы он нашел работу и без всякого обучения.


    1. lilia_urmazova Автор
      29.05.2024 09:38

      Суть в том, что когортный метод, который вы используете, подвержен влиянию внешних факторов (изменившийся за год рынок труда), изменений в программе, личных особенностей студентов (нельзя исключить что в 2023 вы стали людей более адаптированых к поиску работы).

      У нас когорт нет, так как всё немного сложнее. Число измеряемых параметров у нас несколько десятков, а студентов в год берем только 90 - тут когорты не помогут, для них не наберется достаточной выборки.

      Мы каждого абитуриента воспринимаем как индивидуальную личность и поэтому алгоритм подстройки всего процесса больше поход на нейросетевое "обучение с учителем":

      • Студент зачислен, но где-то не тянет. Разбираемся, видим, что причина - прорехи в учебном материале, исправляем их.

      • Студент зачислен, но где-то не тянет. Разбираемся, видим, что ментор недоглядел. Проговариваем ситуацию с ментором.

      • Студент зачислен, но где-то не тянет. Разбираемся, выясняется, что ему мешают какие-то особенности жизненного опыта. Пытаемся помочь ему индивидуально. Если не помогает и заканчивается отчислением - пытаемся формализовать параметр и учитывать его при профориентации. Что если он выше определенного уровня, мы, скорее всего, не сможем быть полезными абитуриенту.

      И подобных параметров, непосредственно влияющих на результат обучения, множество.