Введение

Зачастую дизайн-проект корпусных изделий заказывается не у конструкторских бюро, которые предлагают полный цикл разработки, а у промышленных дизайнеров. Инженеры, получившие такой дизайн-проект, сталкиваются с рядом сложностей.

Как правило, дизайнер работает в отличном от инженеров ПО и напрямую вносить корректировки в полученный проект невозможно.

Ещё одной сложностью можно назвать нетехнологичность полученной от дизайнера модели. По нарисованному проекту невозможно изготовить реальное изделие, так как он отражает только внешний вид конечной конструкции и не учитывает особенности производства.
В частности, в пластиковых деталях не учтены технологические уклоны, а их отсутствие ведет к увеличению производственных издержек. При литье в силиконовую форму – это снижает ресурс формы, при литье на термопластавтоматах – усложняет оснастку. Для вакуумной формовки возможность извлечения детали из формы является критически важным параметром, так как готовая деталь без технологических уклонов будет несъемной.

Такие сложности не позволяют инженеру напрямую работать с полученным дизайн-проектом. Приходится его перерабатывать, адаптируя к реальной конструкции и реальным производственным технологиям, а процесс адаптации отнимает немало времени и связан с разными изначально неочевидными нюансами проектирования.

В этой статье я опишу поэтапную методику разработки корпусных деталей сложной формы от дизайн-проекта до готового к производству набора деталей, рассмотренную на примере разработки корпуса колонны рентгеновского аппарата.

 

Исходный дизайн-проект
Исходный дизайн-проект

Шаг 1. Создаем объем на основе дизайн-проекта

Первым шагом в разработке корпусных деталей является создание детали базовой геометрии на основе полученного дизайн-проекта. Это фундамент, на котором строится дальнейшая разработка.

Вне зависимости от того, в совместимой или нет CAD-системе был выполнен дизайн-проект, я рекомендую конструктору всегда отрисовывать эту деталь самостоятельно, стараясь по минимуму отклоняться от модели дизайнера. При этом каждый элемент базовой геометрии должен быть образмерен, а использование элементов, нарисованных «от руки» (сплайны, кривые и т.п.) крайне нежелательно.

Далее необходимо вставить деталь базовой геометрии в модель сборочной единицы изделия и проверить, все ли элементы конструкции закроет будущий корпус, будут ли обеспечены необходимые зазоры, а также проверить соблюдение прочих требований к конструкции.

Деталь базовой геометрии, совмещённая с конструкцией изделия
Деталь базовой геометрии, совмещённая с конструкцией изделия

Чем больше нюансов конструктор продумает на этом этапе, тем меньше проблем возникнет впоследствии.

Шаг 2. Разбиваем объем на отдельные детали

На следующем этапе необходимо от общего объема перейти к отдельным деталям.

Модель каждой детали создаётся производной от детали базовой геометрии (для Solidworks: Элементы ⟶ Вставить деталь, для Компас 3D: Моделирование ⟶ Добавить деталь-заготовку), что позволит корректировать все детали, внося правки только в базовую геометрию. Так пропадает необходимость изменять каждую модель по отдельности, и сводится к минимуму риск получить несовпадающие по размеру детали.

После чего от базовой геометрии отсекается всё лишнее для данной детали и формируются технологические уклоны. Иногда имеет смысл технологические уклоны делать уже в базовой геометрии, если один и тот же уклон затрагивает форму нескольких деталей.

Далее заготовкам придаётся толщина и обрезаются ненужные части поверхностей. Готовые модели необходимо вставить в модель сборочной единицы изделия, также привязав их к исходной точке детали базовой геометрии.

Тонкостенные модели деталей будущих кожухов
Тонкостенные модели деталей будущих кожухов

Шаг 3. Проектируем соединения деталей

При использовании дорогостоящих технологий, например, литья под давлением, возможно выполнить аккуратный и технологичный стык. Если применять менее дорогостоящие способы, например, вакуумную формовку или выкладку стеклотканью, придется использовать соединение внахлест. Смоделировать такое соединение для плоских поверхностей не составит труда, однако при работе с деталями сложной формы (в нашем случае, стык переднего и бокового кожухов), придется использовать дополнительные инструменты.

Соединение двух кожухов внахлёст
Соединение двух кожухов внахлёст
Hidden text

На боковом кожухе нет элементов переднего кожуха и просто соединить детали не получится. Осложняет задачу и сама поверхность соединения: она длинная, следовательно, прямая стыковка приведет к искажению листа материала и видоизменению корпуса. Поэтому в данном случае удобнее сделать соединение внахлест.

В модели детали, которая будет заходить под другую деталь, лишняя геометрия не обрезается. Вместо этого необходимо разбить модель на два тела – видовую часть и часть, на которую будет ложиться встречная деталь. Дальше инструментом смещения поверхностей необходимо освободить пространство, куда будет ложиться встречная деталь, а также добавить места под технологические зазоры между деталями. Также на этом этапе можно фасками добавить пространство для технологических радиусов (если их требует предполагаемая технология изготовления).

Смещение поверхности в области стыка
Смещение поверхности в области стыка

После того как наружная и внутренняя детали в сборке изделия перестанут интерферировать, необходимо скомбинировать тела внутренней детали, добавить необходимые скругления и оболочкой сформировать тонкостенную деталь. После чего важно проверить деталь на наличие необходимых уклонов – в работе с такой сложной геометрией не всегда просто уследить за ними.

В итоге должны получиться модели всех кожухов, проработанные с точки зрения технологии и соединения между собой.

Шаг 4. Разрабатываем крепление деталей между собой и с элементами конструкции

В современном дизайне правилом хорошего тона является отсутствие крепежа на видовых поверхностях готового изделия. При использовании метода вакуумной формовки это решается приваркой ультразвуком с внутренней поверхности дополнительных крепежных элементов.

После определения мест крепления, необходимо создать сами детали крепежных элементов. Они также делаются на основе детали базовой геометрии смещением определенных поверхностей и обрезанием по контуру. При необходимости, на этом этапе можно внести целесообразные правки и в основных деталях, особенно в тех частях, что заходят под другие кожуха.

Все дополнительные детали, как и на предыдущих шагах, следует вставить в общую сборку изделия, проверить отсутствие зазоров между свариваемыми или склеиваемыми деталями, а также положение точек крепления к элементам конструкции.

Кожух с крепежными элементами
Кожух с крепежными элементами

На данном этапе моделирование кожухов завешено. Перед оформлением конструкторской документации необходимо заблокировать внешние ссылки всех деталей, чтобы избежать бесконтрольного изменения геометрии, а также ускорить работу CAD системы, что критично в больших проектах.

Модели кожухов, готовых к производству
Модели кожухов, готовых к производству

Заключение

Разработка корпусных деталей сложной формы на основе дизайн-проекта — это комплексный процесс, требующий кропотливой работы по воплощению иллюстрации в технологичную модель. Процесс, в котором проблемы, появившиеся на более поздних этапах разработки, нередко заставляют вернуться на несколько шагов назад.

При разработке деталей с учётом технологических ограничений важно не отклоняться от первоначальной концепции и сохранить исходный внешний вид изделия, а также обеспечить возможность быстрого изменения деталей на основании замечаний производства и по результатам испытаний опытных образцов.

Следуя предложенной методике, можно значительно упростить адаптацию дизайн-проекта под реальные производственные условия и обеспечить соответствие конечного продукта всем необходимым требованиям.

Комментарии (8)


  1. PTM
    31.05.2024 13:00

    нарисованных «от руки» (сплайны, кривые и т.п.) крайне нежелательно.

    ну тогда я вас поздравляю... потому что вы лишаете себя очень многого начиная от любых органических форм до товаров народного потребления. машины, кофе машины, пылесосы и самолеты, всё постпроено с использованием кривых и сплайнов... жаль что компас медленно движется в этом направлении ( ну или его пользователи), только без обид но поверхностное моделирование ну не очень в нём.

    я рекомендую конструктору всегда отрисовывать эту деталь самостоятельно

    Тут я могу согласиться только в двух случаях

    а) для опыта самого конструктора в части моделирования

    б) если деталь не технологична ( но тут придется согласовывать конечный дизайн и конструктив)

    в остальных случах трогать поверхности "низя". Просто вы не встречались с автомобильщиками где, лицевые поверхности вы не имеета права трогать никак. ни пластиковый интерьер, ни тем более экстерьер... да и во многих других областях тоже самое...

    Остальное впринципе норм, но надо сказать это один из способов моделирования, причем ( не знаю как в компас) в "солидоле" (SolidWorks) порой не очень хороший, который в определенный момент может очень сильно подпортить настроение ( слетает, геометрия, теряются привязки, скругления, инвертируются нормали, увеличивается время перестроений в разы и точность построений ухудшается) .

    Ну и классическая статья

    https://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=14924

    желательна для ознакомления


    1. sachugunov Автор
      31.05.2024 13:00

      Наверное, надо было указать в статье, что вопрос касается в первую очередь корпусов приборов и оборудования, что уменьшает требование к сложности поверхностей.

      К тому же очень большое количество товаров народного потребления спроектированы сферическими, торическими и коническими поверхностями, и для их моделирования те же сплайны не требуются. Думаю, вы представляете, на сколько интересные формы можно делать тем же элементом по траекториям или по сечениям используя базовые эскизы, состоящие из дуг и отрезков.

      Для людей, которые проектируют автомобильные кузова и корпуса самолётов этот подход, конечно, примитивен. Да и связка конструктор-дизайнер там должна работать на много плотнее, чем в описанном мной подходе. Но процентов 90 потребностей в промышленном дизайне такой методикой можно перекрыть.

      За ссылку отдельное спасибо.


    1. mrzim
      31.05.2024 13:00

      Вероятно, "органичных форм", а не органических...


      1. mlnw
        31.05.2024 13:00

        Есть такой термин "биодизайн", т.ч., скорее, всё-таки, органических.


    1. mlnw
      31.05.2024 13:00

      ну тогда я вас поздравляю... потому что вы лишаете себя очень многого начиная от любых органических форм до товаров народного потребления. машины, кофе машины, пылесосы и самолеты, всё постпроено с использованием кривых и сплайнов...

      А что, кривую-сплайн нельзя заменить последовательностью радиусов и отрезков? (по крайней мере там, где мы не занимаемся аэро- и гидродинамикой и подобн., а просто "делаем красиво".


  1. PTM
    31.05.2024 13:00

    я бы не был так категоричен по поводу 90%. В данном случает всё-равно придется уточнять где...

    на сколько интересные формы можно делать тем же элементом по траекториям или по сечениям используя базовые эскизы,

    да, но в результате всё равно будут сплайны, потому, что вы не будете их оставлять "как есть" а будете отрезать, подрезать приращивать, в том числе и по касательной и по кривизне. Да много форм можно сделать комбинируя... но иногда сплайны нужны там где они нужни ( либо чтобы не рисовать много дуг, либо для красоты) в остальных случаях можно обойтись и стандартными методами. но мне это сравнение напоминает переход от прямых и скруглений к формам на основе окружностей как в книге Сомова


  1. lvbelous
    31.05.2024 13:00

    Спасибо за статью, как коллеге было интересно!

    Лично я ещё не использовал моделирование по базовой детали. Для работы с готовой внешней геометрией хороший вариант. Я обычно ограничиваюсь ссылками на геометрию в сборке.

    Вопрос применения сплайнов, кривых конечно спорный, но в общем мне тоже ближе подход когда всё определено и однозначно) Видимо из-за отсутствия опыта с поверхностным моделированием. Хотя сплайны нравится использовать при проектировании гибких печатных плат и шлейфов.

    Вакуумная формовка интересный способ изготовления, пока не доводилось сталкиваться.


    1. sachugunov Автор
      31.05.2024 13:00

      Сплайны я во всю использую при моделировании электромонтажа, планирую в ближайшие пару месяцев написать статью по этой теме.

      Кстати, поверхностное моделирование отлично работает и с использованием радиусных эскизов и плоскостей. Но в плане сложных более сложных поверхностей я, действительно, не гуру:)