К «олимпиадникам» в ИT неоднозначное отношение: кто-то считает их теоретиками, способными решить любую сложную задачу, но не способными выпустить простейшее приложение на прод, кто-то, наоборот, хочет заполучить такого выпускника любой ценой, ведь ему под силу те алгоритмы, которые прямо сейчас формируют будущее технологий. В ИТ-кампусе НЕЙМАРК к участникам олимпиад особенное отношение, ДНК которого лежит в самих научных и учебных традициях Нижнего Новгорода.
Так, 26 мая в Нижнем Новгороде был очередной небольшой «айтишный» юбилей. Прошла ХХ городская олимпиада по алгоритмическому программированию имени Владимира Лелюха.
В 90-е, когда одни покупали новый «Мерин», а другие думали, как дожить до зарплаты, Владимир Лелюх был третьим. Он обучал информатике талантливых детей. Ключевой принцип, который он исповедовал – не натаскивать на «задачки под звёздочкой», а воспитывать исследователя, изобретателя. Который думает не из-под палки, а потому что ему это нравится. Собственно, из таких школьников и сейчас получаются лучшие олимпиадники. Да и просто грамотные специалисты.
В том числе благодаря ученикам Владимира Лелюха Нижегородская область занимает прочное место в российском ИТ. Часть из них - сотрудники крупнейших мировых инфотех-корпораций. Есть и продолжатели его дела – они готовят нижегородских школьников и студентов к соревнованиям всех уровней. Например, пьедестал почёта всемирного ICPC за минувшие 10 лет редко обходится без нижегородцев.
Но главное: олимпиадное ИТ-движение, которое зародилось тогда в Нижнем, оказалось очень устойчивым. И выросло в самоподпитывающее сообщество. Не рассыпалось в суровые девяностые, в невнятные нулевые и в тучные десятые. Сейчас же на фоне дефицита кадров и роста престижа отрасли интерес к олимпиадам только растет.
Неудивительно. Олимпиада – это механизм, понятный всем. Даже бабушкам, которые приводят на тренировки по алгоритмическому программированию внуков. Всесоюзные соревнования по техническим дисциплинам были еще в их детстве, когда в стране тоже не хватало грамотных специалистов. Родители и сами школьники знают, что победа, например, на всероссийском уровне – прямой путь в лучшие вузы без экзаменов и хорошая работа. Учителя - что за подготовку олимпиадников полагается премия, школа – что в вышестоящих организациях будет на хорошем счету. По факту, высокие результаты таких состязаний – косвенный маркер хорошо выстроенной системы образования в целом.
Конечно, из одной олимпиады городского уровня «конвейер гениев» не соорудить. Тем более, это тот случай, когда мало родиться талантливым. Нужно еще быть хорошо подготовленным. Бывают ребята, которые сами щелкают сложные задачи, как семечки. Но таких единицы. Остальных нужно тренировать.
И даже такая тренировка сама по себе полезна, считает проректор «Высшей школы экономики», лидер рабочей группы национальной технологической инициативы «Кружковое движение» Дмитрий Земцов. Ребята в процессе подготовки к соревнованиям уже заняты востребованными направлениями и качают скилы, занимаются с наставниками, учатся работать в команде. В жизни точно пригодится, даже если с олимпиадами не сложится.
Сейчас «точкой сборки», аккумулятором лучших, но ранее разрозненных олимпиадных практик Нижегородской области становится ИТ-кампус НЕЙМАРК. Он берет на себя весь объём работы с одарёнными детьми и подростками. От поиска талантов в младших классах, подготовки к олимпиадам до участия в дальнейшей судьбе и карьере победителей.
Также кампус участвует в организации интеллектуальных состязаний. В том числе международного масштаба и не только по информатике. Например, в 2024 году Нижний принимал юбилейный пятидесятый финал Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по математике.
Чтобы понимать – это не просто одна из топовых олимпиад в России, но и самая массовая из них. По факту, попробовать заявиться на нее может даже двоечник Вася Здравствуйдерево. Впрочем, для него путь олимпиадника будет очень коротким.
Как пояснил нам зампред жюри олимпиады Назар Агаханов, если школьная математика — это отработка стандартных алгоритмов решения стандартных задач, то олимпиадная — построение новых логических конструкций, которые позволяют решить задачу.
Короче, настоящая головная боль для зубрилок, которые допекают учителей фразами вроде: «А вот в учебнике под редакцией Пупкина я читал…». Не поможет тут многоуважаемый Пупкин, если своих соображений нет.
Как результат — из многотысячной орды участников первых туров в финал вышли порядка 470 школьников из 80 регионов России и онлайн-сборная Китайской Народной Республики. И даже им порой не хватало пяти часов, чтобы справиться с заданиями из разных разделов математики. Это алгебра, теория чисел, геометрия и комбинаторика.
Но и этот стресс пойдет на пользу. Крупные работодатели любят проверять соискателей олимпиадными задачами. В том же ИТ-секторе. Директор АНО «НЕЙМАРК» Валерий Черепенников напоминает, что современный математик вопреки заблуждениям некоторых – это не сумрачный гений, который круглые сутки обмозговывает гипотезу Коллатца напополам с проблемой Варинга. Они, так же как физики и информатики составляют костяк инфотеха. И крайне востребованы: только в Нижегородской области для полутора тысяч региональных ИТ-компаний, а также Яндекса, Huawei, Yadro, Сбера такие кадры готовят 10 вузов. И никто им пока не говорит: «Горшочек, не вари!».
Нижний Новгород в этом году принимал и завершающий этап Национальной технологической олимпиады (НТО). Желающих попробовать свои силы на этот раз было более 140 тысяч. Не только россиян, но и ребят из Республики Беларусь, Казахстана, Монголии и Турции. Большой плюс для юного нетворкера. Можно пообщаться с единомышленниками из других регионов и государств. Вполне реально потом дружно влиться в какой-нибудь международный проект.
Проректор «Высшей школы экономики» Дмитрий Земцов также говорит, что победа в НТО – это своего рода яркий бант на подарочную упаковку, в которой выпускник достанется будущему работодателю. Судите сами: в 17 лет олимпиадник начинает догадываться, что реальным заказчикам его богатый внутренний мир, взгляды на философию Канта, мамины глаза и папина осанка почему-то не очень важны – им нужен результат, качественный и желательно уже вчера. Он имел дело с техническими заданиями, умеет уточнять детали и презентовать итоги своих стараний.
А еще понимает, кто такие дедлайны и что такое работа в группе: НТО в отличие от ВсОШ – состязание не индивидуальное, а именно командное. К тому же - междисциплинарное. Решать приходится не абстрактные научные задачи, а создавать рабочие прототипы приложений. Например, на нижегородском треке НТО разрабатывали систему дополненной реальности. Этот кейс, включающий работу с компьютерным зрением (CV), был разработан при участии ИТ-кампуса.
Символично: развитию CV способствовали именно нижегородские специалисты, создавшие библиотеку OpenCV. А истоки этого направления заложил учёный Юрий Неймарк, чьё имя и будет носить кампус. Компьютерное зрение станет тут одним из ключевых направлений обучения. И здесь будут рады видеть сегодняшних отличившихся «олимпийцев» уже в качестве студентов.
Собственно, кампус и задуман как глобальный маршрутизатор из точки «Я, наверное, был бы хорош в айти…» в точку «Я хорош, и я в айти!». А олимпиады, к которым НЕЙМАРК сейчас готовит и которые организует - своего рода фильтр, позволяющий не распылять ресурсы на многих, а концентрировать на наиболее заинтересованных ребятах. Из Нижегородской области они или из других регионов – тут роли не играет.
Кстати, все сомневающиеся, что олимпиадные задания – это вообще-то действительно сложно, могут показать себя во всей красе. И даже поднять призовой кэш. Как насчет задачки для седьмого класса за 50 тысяч рублей?