Четвертый запуск «Старшипа»: в контексте геополитики и глобальной экономики. Что произошло на самом деле и какие последствия несет «старшиповый шок» для цивилизации в течение ближайших лет и на более отдаленную перспективу?

Что произошло

Успешный, с точки зрения исходной полетной программы запуск и отработка основных этапов полета и посадки корабля «Старшип». Вероятно, полный цикл взлета-посадки может быть пройден уже в 2024 году.

Конечно, есть большие сомнения, что в текущей конфигурации и при конструкции теплозащиты «Старшип» с отваливающимися деталями переживёт 100 запусков в космос. Даже стальной корпус не выдержит такого количества циклов «взлет-посадка» без капитального ремонта: возможно, придётся вырезать и менять целые секции корабля. Информация об усталостных изменениях конструкции и последствиях циклов нагрева будет доступна только после наработки определенной статистики пусков.

Однако, уже сейчас с каждым тестовым запуском ситуация существенно улучшается. Резерв прочности и  надежности есть у всей системы, как с учетом незапуска одного двигателя.  Предположим, что техническая проблема успешно решена: заявленный ресурс достигнут, а надежность и отказоустойчивость сопоставимы с аналогичными показателями в пассажирской и грузовой авиации.  

Что это означает

Суммарный объем грузового отсека «Старшипа» сопоставим с внутренним объемом МКС.  Стоимость вывода килограмма груза на орбиту достигнет уже не 100, а 50 долларов. Пять кораблей грузоподъемностью до 100-150 тонн, работая до конца своего ресурса, могут вывести на опорную орбиту суммарный груз, превышающий водоизмещение линейного корабля – гиганта периода Второй мировой.

Батут – есть, а космический броненосец «Потемкин» на орбите – слабо?
Батут – есть, а космический броненосец «Потемкин» на орбите – слабо?

В планах Илона Маска выпускать по одному «Старшипу» в день. В отсутствии достойной конкуренции — это будет настоящая монополия, способная дать даже не 90%, а 99% от рынка коммерческих запусков и позиционировать «Старшип» как наиболее вероятный транспорт для полетов на Луну и Марс. А это уже революционное событие  в экономике, сопоставимое с появлением манильских галеонов, со второй половины XVI на протяжении более чем двух с половиной столетий исправно служивших делу мировой торговли и глобализации или  знаменитых  «винждаммеров» конца XIX века.

Для экономики

При низких ценах на запуск, самостоятельную орбитальную станцию на орбите Земли, сопоставимую по объему с МКС может позволить себе такая страна как Шри-Ланка. Австрия или Австралия – полноценную базу на Луне. Полет и база Марсе станут вполне по силам одной стране – Италии, Франции, Великобритании.

Перспективный космический стартап может быть основан в гараже со стартовым капиталом из нескольких сотен тысяч долларов. С оплатой доставки на орбиту своего собственного спутника.

Революция средств доставки груза в космос сопоставима с прогрессом в морском деле, предшествовавшим эпохе Великих географических открытий и началом Конкисты, покорения Америки

Для военной сферы

Способность в течение ограниченного количества времени вывести на орбиту большое количество грузов означает реанимацию не только от старых программ эпохи «звездных войн», но и «стрел Бога», идеи глобальной доставки грузов военного назначения в любую точку планеты в течение часа,  орбитального бомбардировщика и других проектов.

Из нефантастических идей, которые возможны к реализации уже сейчас: подавляющее информационное превосходство на поле боя за счет управления дронами и боевыми единицами через спутниковый интернет.  В ближайшей перспективе – глобальный неядерный удар, нивелирующий наличие элементов ПРО и ядерный арсенал оппонента за счет возможности практически одномоментно уничтожить более 90% стратегического ядерного потенциала с помощью десятков и сотен тысяч беспилотников, координируемых искусственным интеллектом  и уже упомянутых  «стрел Бога».

Для геополитики

Если верить рептилоидам конспирологам, то существующее геополитическое противостояние и последующее, равно как и военное обострение и «управляемый экспорт хаоса» выгодно для США. Пока конкуренты заняты расхлёбываем геополитической каши с тратой существенных ресурсов, США просто переходят на новый технологический уровень, оставляя позади не только традиционных соперников – Китай, Россию, страны БРИКС, но и вассально зависимую старушку-Европу. И даже если у них выигрывают   отдельные «битвы» за территории и ресурсы, то на преодоление стадиального отставания сил у оппонентов уже не будет. По аналогии с тем как линейный корабль XX века не оставит никаких шансов в бою на дистанции любой «непобедимой армаде» из XVI века.  

Впрочем, если монополия на запуск «старшипов» будет преодолена, в отдаленной перспективе, есть шанс на сценарий масштабной космической экспансии со смещением конкуренции из военной сферы в торгово-экономическую: пространства и ресурсов Луны, Марса и пояса астероидов на первое время хватит всем.

Для внутренней политики

Через 2-3 года, а именно в 2025 году (запуск беспилотного «старшипа» к Луне) и точно в 2026-2027 годах (полет человека) вполне возможна «спутниковая лихорадка 2.0», причем не только для государств Азии или России, но в первую очередь Европы.   

Правительствам суверенных государств предстоит объяснить обществу: куда они тратили ресурсы и насколько эффективны их национальной космической программы? Потому что «отменить» в СМИ высадку на Луну в прямом эфире вряд ли получится, также, как и выдать ее за постановочное шоу.

Впрочем, дальние перспективы как раз радуют: снятие части миграционно-демографических проблем и внутриэлитных противоречий. Космическая гонка – более мирное соревнование с последствиями в виде новых продуктов, услуг и технологий. Пространство для реализации амбиций элиты, ее новых поколений и снятия части проблем внутриэлитной конкуренции.

Выводы

Казалось бы – всего лишь очередной, четвертый по счету полет «Старшипа», а появляется столько вопросов и тем (из которых мы затронули лишь ничтожную часть). Очевидно одно: видимая сложность экономических, социальных, политических и иных процессов возрастает, равно как и общий уровень хаоса и непредсказуемости.  Задачка – как раз для «сильного» искусственного интеллекта в сфере геополитики, связанная с необходимостью перейти на новую стадию развития цивилизации, между Сциллой хаоса и турбулентности и Харибдой зарегулирования и оцифровки всего и вся.

Ждем следующего технологического «скока» уже от сферы искусственного интеллекта.

Комментарии (22)


  1. ssj100
    10.06.2024 15:18
    +4

    В планах Илона Маска выпускать по одному «Старшипу» в день.

    А есть что запускать? Даже Фалкон9 не чем занять Кроме самоудовлетворении спроса (60-70%)


    1. Serhiooo
      10.06.2024 15:18
      +1

      было-бы на чём, а что запускать - найдётся. Хотя-бы туристов возить на выходные. Или производства всякие в космос вынести, чипы или химию/фармакологию...


      1. ssj100
        10.06.2024 15:18

        Ну вот уже 6 лет есть 60 тонный Фалькон Хеви и за только 9 запусков притом чтото тяжелее остальных вариантов запустил только Психею и 9 тонный спутник связи


    1. Alohahwi
      10.06.2024 15:18
      +4

      Представьте, вот вот наступит эпоха космическихгеографических открытий, а океанские корабли есть только у вас и у остальных максимум одноместные вёсельные лодки.


      1. YNK
        10.06.2024 15:18
        +1

        Эпоха откладывается на неопределенный срок, не решен вопрос с радиационной безопасностью в дальнем космосе.


        1. blik13
          10.06.2024 15:18

          Да и отсутствие нормальной силы тяжести не очень полезно


          1. djiggalag
            10.06.2024 15:18

            В том и прикол, что с помощью старшипа, строительство малой орбитальной станции по типу Тора вполне реально выполнимая задача, она и сейчас то выполнимая, но вопрос в том, что "экономически" на нынешних носителях данная задача неподъёмная, за вменяемые деньги конечно.


            1. blik13
              10.06.2024 15:18

              Запускать в дальний космос за космическими открытиями целые орбитальные станции?


        1. ssj100
          10.06.2024 15:18

          ой да хватит пугать радиацией, Гагарина тоже тренировали нещадно а сейчас и простая актриса полетела


        1. Alohahwi
          10.06.2024 15:18
          +2

          Если бы мореплаватели ждали бы пока решится проблема цинги, все географические открытия сдвинулись бы на 4-5 веков.


        1. Ivan_Kadochnikov
          10.06.2024 15:18
          +1

          Радиационная безопасность далеко не главное.

          Главное - экономическая целесообразность!

          Во времена Великих географических открытий европейские купцы искали новые более короткие пути на Восток для получения выгоды от торговли. И получали её. Выгода от первой экспедиции Васко да Гама была просто фантастической: "выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию".

          Какую выгоду экономическую даст база на Луне? На Марсе? Что от туда везти?


          1. Demiourgos
            10.06.2024 15:18

            Главное - иметь возможность поддерживать глобальное доминирование здесь, внизу, под Элизиумом. На это и ставка. ИМХО.


    1. djiggalag
      10.06.2024 15:18
      +3

      Банальное снижение стоимости вывода полезной нагрузки прямо пропорционально скажется на "что запускать". т.к. запускать есть что, просто дорого.


    1. vassabi
      10.06.2024 15:18

      А есть что запускать?

      ну вы хотя бы википедию открыли : https://en.wikipedia.org/wiki/Haven-1
      вот такая штука + к ней планируются доп.модули и люди


      1. ssj100
        10.06.2024 15:18

        ну открыл ее и :

        • The station is expected to launch no earlier than August 2025 atop a SpaceX Falcon 9.

        При чем здесь Старшип ? и каждодневные запуски


  1. Tyusha
    10.06.2024 15:18
    +4

    Запуск Старлинков сотнями на Старшипе — да. Но как они "вот это" будут сертифицировать для пилотируемых полётов? Смотрю, как дрюкали с допуском к пилотируемым полëтам Крю Дрэгон и Старлайнер, и мне кажется, что, Старшип надолго останется огромным грузовым кораблëм.

    Скорее всего он действительно станет пилотируемым посадочным модулем на Луну, коль скоро НАСА само подписала Маска на это дело, но старт экипажа с Земли и его возвращение на Старшипе на Землю мне кажется малореалистичной перспективой в масштабах лет 10. Перестаховщики из FAA и НАСА не дадут разрешения на подобную авантюрю. Им подавай САС и парашюты. Помните, они даже посадку на Супердрако запретили, разрешили только приводнение.

    Я не являюсь илон-скептиком, скорее наоборот, хочу как всё мы верить в лучшее. Но в данном случае, мне кажется, Маска может ждать большой облом с пилотируемыми полëтами на Старшип, вплоть до того, что под экипаж придётся всё переделать в три раза скромнее в Министаршип с блэкджеком и САСом.


    1. inoonwt
      10.06.2024 15:18
      +1

      Ну в теории всунуть сас в виде крев дракона внутрь старшипа. Хотя посадка с резким разворотом почти в конце явно слишком для пилотируемых пусков. А вот отделение на орбите отдельного модуля для посадки с парашутами выглядет реальнее.

      Слишком сложно даже предложить, ибо самый страшный момент где то на 500-1000 метрах когда идёт разворот резкий. Нужна сас которая будет в 2 плоскостях работать чтоб сработать и в вертикальном положении и в горизонтальном.


    1. Alohahwi
      10.06.2024 15:18

      Выше я привел пример с цингой. Если бы мореплаватели заботились бы о жизнях моряков и ждали бы, пока придумают лекарство от неё, к моменту безопасных плаваний открывать было бы уже нечего, всё уже открыто теми, кто не боялся цинги.

      Так же и с сертификацией старшипа. Не сертифицировать его для полетов человека - равно упускать огромные возможности которые сами идут в руки. Сертификацию Маску сами принесут из FAA и НАСА и ещё будут упрашивать её взять.


      1. inoonwt
        10.06.2024 15:18
        +1

        Ну во времена моряков и цинги, полноценной современной науки не существовало, так что сравнение некорректное. Тогда даже логично и рационально не могли оценить ситуацию, возможно все кто умирал от цинги были просто грешники и их бог не любил, так что и фиг с ними.

        Сейчас такая отговорка не пройдёт. Сейчас есть инструменты и технологии, методы для оценок подобных рисков, моделирования ситуаций и поиска путей для них решений. Американцы уже дважды обожглись с шаттлом, думаю третьего раза они не хотят. Вот когда старшип станет что то типо самолётов, и будет много пусков и сами грузы и пассажиры упадут в ценности станут простыми обывателями как и пассажиры на других видах транспорта, тогда да ими можно будет иногда пренебречь ради общей экономической выгоды. Но это уже будет не следствия несовершенства технолгии в следствие снижения издержек, человеческого фактора и снижения квалификации всех учавствующих.


        1. Alohahwi
          10.06.2024 15:18

          Вы противоречите сами себе. Есть инструменты оценки рисков, но с шатлами почему-то обожглись. Наверное потому то осознанно игнорировали некоторые риски, ведь лидерство в определенной сфере государство, как показывает практика, готово разменять не на единицы, а на сотни тысяч и миллионы жизней своих граждан.


          1. inoonwt
            10.06.2024 15:18

            Есть инструменты оценки рисков, но с шатлами почему-то обожглись.

            Никакого противоречия, они были просто несовершенны, как и всё в этом мире. А вы приводите исторический пример буквально из "донаучных" времен когда таких понятий вообще не существовало. Игнориловало это понятно, только вот цель была показать совершенство технологий и надёжность, темболее когда так мало пусков. Разменивать можно было бы если шатлы каждый день взлетали с сотнями человек и строили что то на луне например. А то получается миллиарды долларов сожрали и даже редкие запуски полноценно реализовать не могут, всё таки космос что тогда, что сейчас не был просто сферой массового производства, а скорее мерянье письками, только вот смысл от большой письки если она не стоит или через раз встаёт...


  1. Alibek7000
    10.06.2024 15:18

    Очень рад что наткнулся на статью - недоумеваю до сих пор - как же человекаи пофиг на столь масштабную веху. Но китайцы сделают аналог. Примерно лет через 8..