В 1824 году 15-летний незрячий французский мальчик Луи Брайль изобрел рельефный шрифт, которым сегодня пользуются люди с нарушениями зрения по всему миру. Так появилась первая полноценная ассистивная технология в истории. В этой статье я расскажу, какие еще технологии подобного рода у нас есть сегодня в цифровом мире — в котором так многое зависит от способности видеть, читать и кликать.
Рельефный шрифт
Строго говоря, Луи Брайль (1809-1852) был не первым, кто придумал особый осязательный шрифт для незрячих. Первым был Валентин Гаюи (1745—1822), тоже француз, сам зрячий, который, кстати, несколько лет прожил в России и основал в Петербурге первые учебные заведения для незрячих детей.
Важное отличие шрифта Брайля, которое обусловило его мировую популярность: это был двоичный код. Гаюи, по сути, просто сделал буквы выпуклыми, его буква А была буквой А, никаких изысков. Юный Луи же разработал именно двоичный код из шести точек и двух столбцов — причем его код появился значительно раньше, чем разработка Сэмюэла Морзе (хотя Брайль родился на 18 лет позже него).
Вдохновением для 12-летнего Луи Брайля, — а потерял зрение он еще в 3 года из-за несчастного случая — послужила военная разработка «ночная азбука» (L'écriture nocturne) капитана Шарля Барбье. Она состояла из выпуклых точек и тире, которые выдавливались на бумаге стилусом, и солдаты могли «читать» эти записки в темноте.
Это было уже прогрессом по сравнению с просто выпуклыми буквами Гаюи, но система Барбье тоже не годилась для универсального использования: она кодировала буквы, а не звуки, и прочитать записку часто можно было по-разному, а достаточно длинные тексты таким способом передать очень трудно.
Незрячий вундеркинд Брайль взял за основу «ночную азбуку» и за три года разработал собственную систему, которая фактически применяется и сегодня по всему миру как единственная универсальная письменность, доступная слепоглухим. В рамках урбанистической доступности рельефный шрифт Брайля используется в общественных местах, на улице и в транспорте, в лифтах и банкоматах, а также на табличках у достопримечательностей.
В шрифте Брайля каждый символ, присутствующий в обычном письменном языке, то есть буквы, цифры и знаки препинания, кодируется в виде одной или нескольких точек в клетке размером две на три точки (причем каждая точка может быть плоской или выпуклой). Всего в каждой клетке может находиться, таким образом, одна из 64 комбинаций. Если вам интересно узнать больше о том, как кодируются сообщения в шрифте Брайля, вот подробный разбор.
Люди с ограниченными возможностями существовали во все времена — но XXI век, без преувеличения, лучшее время, в которое им довелось родиться. Ассистивные технологии сегодня существуют для людей практически со всеми видами ограничений и позволяют им вести гораздо более комфортную жизнь, чем за все предыдущие столетия истории человечества.
В некоторых странах (в первую очередь в США, где в 1990 году приняли закон Americans with Disabilities, также известный как ADA) за компаниями и организациями, создающими какой-либо контент, закреплена обязанность снабжать его альтернативными методами доступности для инвалидов. Ниже я расскажу в том числе о своем опыте работы в этой сфере (конкретно в связи с законом ADA).
Подумать только, а ведь все это движение началось всего 200 лет назад, со шрифта, который придумал 15-летний мальчик.
Ассистивные технологии
Ограниченность возможностей человека измеряется мириадами деталей и нюансов. Для целей этой статьи я очень грубо поделю их на четыре большие группы:
Нарушения зрения, вплоть до полной его потери.
Нарушения слуха, вплоть до полной его потери.
Моторные нарушения (вплоть до паралича).
Когнитивные и психические нарушения.
Рассмотрим, какие для каждой из этих категорий есть технологические решения при доступе к компьютерному контенту. Универсально принятый термин для таких специальных возможностей — accessibility или «доступность». Кстати, 16 мая был Global Accessibility Day, в 2024 году он отмечается уже в 13-й раз.
Нарушения зрения
При отсутствии нарушений слуха (когда проблемы только со зрением), одно отсутствующее чувство компенсируется другим, и информацию незрячие пользователи получают через аудио. Еще в 1960-х в Японии была разработана технология text-to-speech, то есть озвучивание текста синтезированным компьютерным голосом.
Тогда еще это выглядело и работало очень просто, без доступных сегодня многочисленных возможностей (разные типы голосов, разная скорость воспроизведения, итд).
Сейчас практически во всех основных смартфонах и компьютерных ОС есть тот или иной вариант text-to-speech утилит. Например, на MacOS это система VoiceOver. Она озвучивает информацию, в том числе, текст, содержащийся в документах и окнах, таким образом выполняя функцию скрин ридера. В операционных системах Windows, начиная с версии Windows 2000, встроено аналогичное экранное считывающее устройство Microsoft Narrator, в устройствах с ОС от Google — Talkback.
Скрин-ридеры (программы чтения с экрана) — основное средство общения с интернет-миром для людей, у которых зрение серьезно нарушено или отсутствует полностью. В случае веб-страниц скрин-ридеры запрашивают информацию об элементах, которые отображены на экране, и произносят их вслух.
Простой пример: те, кто хоть раз заливал картинки на HTML-страницу, помните текстовый атрибут Alt с кратким описанием того, что изображено на картинке, которое отображается, если изображение не грузится или всплывает при наведении курсора?
Именно этот текст вместо картинок скрин-ридеры и зачитывают. Пусть будет стыдно всем тем, кто оставляет атрибут Alt для изображений пустым (мне лично стыдно, я никогда не задумывался в молодости, зачем он нужен, и не заполнял его).
Есть много разных программ экранного чтения с различными фанбазами со стороны пользователей, объяснить тонкости их различия постороннему зрячему человеку довольно трудно. Это JAWS от Freedom Scientific, Window-Eyes от GW Micro, NVDA от NV Access и многие другие.
Одна из основных проблем использования скрин ридеров — неадаптированный веб-контент, в результате чего программа читает «мусорные» HTML-заголовки или сообщения об ошибках вместо текстового контента. Есть также сотни (без преувеличения) других проблем доступности, о которых люди без нарушений и не подозревают. Чтобы подобного не происходило, еще много лет назад были разработаны специальные accessibility-гайды, актуальный называется WCAG 2.0.
Факт, о котором я не подозревал до своей работы со скрин ридерами
Вероятно из-за того, что незрячим пользователям нередко приходится продираться сквозь километры неадаптированного, мусорного и бесполезного текста, скорость чтения вслух у их скрин ридеров нередко выкручена на x2 и больше, так что для нетренированного уха порой сложно уловить смысл произносимого.
Насколько все серьезно в плане мусора на страницах?
В 2020 году организация WebAIM исследовала 1 миллион стартовых веб-страниц различных сайтов и нашла хотя бы одно нарушение стандартов WCAG почти на всех (более 98%). Среднее число ошибок доступности на веб-странице составило 60.
Наиболее частые: отсутствие атрибута Alt у картинок, отсутствие описаний у ссылок и кнопок (так что незрячему совершенно непонятно, куда они ведут и что будет, если их нажать), а также отсутствие атрибута, на каком языке написана страница (из-за чего скрин ридер не может ее, например, автоматически перевести с иностранного языка).
Не скрин ридерами едиными: есть еще одно, куда более дорогостоящее (несколько тысяч долларов), техническое средство для незрячих и слабовидящих — тифлодисплей, на котором расположена строка вывода текста с помощью меняющихся выпуклых вертикальных штырей, рисунки которых пользователь может считывать пальцами.
К сожалению, большинству незрячих и слабовидящих людей подобная техника недоступна (в отличие от бесплатных скрин-ридеров, которые доступны каждому). Изучить тему можно подробнее, прочитав эту статью про тифлодисплеи на Хабре. Несмотря на прошедшие годы, реалии изменились не сильно.
В быту, чаще всего, незрячие пользователи не пользуются мышью, а выбирают адаптированную или обычную клавиатуру, перебирая интерактивные элементы на странице, например, через Tab. Поэтому так важно задавать функциональные описания для каждого из элементов сайта.
Нарушения слуха
Пользователям с нарушениями слуха потреблять визуальный контент помогают closed captions (СС).
Это почти то же самое, что субтитры, с тем значимым дополнением, что текстом дублируются вообще все звуки, которые происходят в видео или фильме, помимо самих диалогов: *шорох*, *скрип калитки*, *тяжкий вздох*, *стук каблуков по полу*.
Мне приходилось заниматься созданием CC и хочу сказать, что это весьма творческая работа, которая требует внимания и гибкости мышления со стороны того, кто их пишет. *Тяжкий* этот вздох или просто *вздох*? Зловещая ли музыка, которая начинает играть или веселая (upbeat)? Насколько важно в ходе интенсивного диалога отмечать какие-то параллельные звуки, и как все это уместить в строку?
Да, сейчас нейросети вроде как научились делать и это, но понятно, что они не несут ответственности за соблюдение качества контента (что критически важно для пользователей с нарушениями, которые будут это читать).
Есть много разных практик оформления субтитров и CC, на Хабре была и об этом интересная статья со множеством ссылок в конце.
Моторные нарушения
Вот это, наверное, самое сложное для адаптации — когда зрение и слух в порядке, но пользователь не может вступить в тактильное взаимодействие с компьютером или телефоном, по крайней мере, традиционным способом.
Существует ряд технологий —в зависимости от специфики двигательных нарушений — разной степени доступности, в том числе в плане цены. В основном это или управление глазами или управление ртом. Даже в случае сохранения остаточной подвижности в руках все равно необходима адаптация управления по принципу одной кнопки вместо многих.
Есть и другие варианты. Вот, например, на Хабре (десять лет назад!) был обзор технологий по управлению компьютером глазами (для полностью парализованных пользователей). Подобные технологии постоянно развиваются. В прошлом году Google представила проект управления компьютером при помощи мимических мышц лица, а Sony выпустила адаптивный джойстик для PlayStation. В этом году на CES 2024 была представлена доработанная версия контроллера MouthPad, позволяющего управлять разными устройствами с помощью языка. Microsoft также в 2024-м представила контроллер для игроков с ограниченными возможностями — Proteus.
Есть также более экспериментальные разработки вроде умных контактных линз и нейроимплантов, но пока это все, к сожалению, остается в области очень дорогой фантастики.
Когнитивные и психические нарушения
Если все остальные органы чувств у пользователя в порядке, а какие-либо нарушения относятся именно к головному мозгу, адаптация для него контента также представляет собой отдельный и более сложный процесс.
Ключевое значение для адаптации имеют незагроможденный экран, неосложненная навигация и использование простого языка в текстах. Первые два фактора легко посчитать технически в процентах от площади экрана и в количестве кликов от точки входа до искомой цели. Третий более субъективен, но тоже понятен.
Адаптация контента для людей с когнитивными нарушениями (например, неспособностью сконцентрироваться или нарушениями интеллектуального развития) в некоторых случаях практически невозможна — например, в случае сложных социальных процессов или научных концепций.
И все же — вы удивитесь, как много с виду сложных вещей можно переложить простыми словами. Знаменитый принцип “explain it to me like I’m five” здесь очень полезен в самом буквальном смысле. Мне неоднократно приходилось этим заниматься по работе (расскажу дальше подробнее), и математика с физикой среднешкольного уровня, как выяснилось, адаптируются без проблем.
Другая сложная тема, очень серьезная, но над которой нередко издеваются в интернете и соцсетях — это trigger warning’и. Когда-то это были предупреждающие надписи только о требованиях закона (например, что фильм 18+, или что он содержит сцены курения или стробоскопические вспышки света), но сейчас это сильно расширилось. На западе практику предупреждений о потенциально провоцирующих приступы вещах (тревожность, ПТСР, пугающие сцены, насилие) активно внедряют в телесериалы, а во всяческих неформальных сообществах, например, авторов фанфиков, предупреждать заранее аудиторию о потенциально тревожных темах уже давно в порядке вещей.
Trigger Warning’и непривычны для нашей культуры (и тем более для людей нашего и старшего поколения, которые с детства привычны к контенту, полному насилия и шокирующих сцен), но это то, к чему стоит относиться серьезно. Все хотят потреблять контент, смотреть по вечерам сериалы, читать тексты. И для людей, страдающих от определенных психических расстройств (о которых вы, возможно, даже не слышали) предшествующее контенту предупреждение — практически единственный способ узнать заранее, что возможно им не стоит для собственной безопасности это смотреть или читать.
Accessibility сервисов и приложений
Это отдельная огромная тема, и в одной статье нельзя объять необъятное. Скажем только, что пионером в обеспечении доступности в России, по-видимому, был «Яндекс». Кстати, прямо сейчас в Москве проходит хакатон по созданию инклюзивных навыков виртуального голосового помощника «Алиса» под руководством экспертов компании.
Удивительно, что в статье «Яндекса», опубликованной каких-то 9 лет назад на Хабре, еще приходилось объяснять, зачем адаптация для инвалидов вообще нужна компаниям:
«У многих может возникнуть вопрос: «А зачем всё это?» По нашим наблюдениям, у компаний есть несколько мотиваций для обеспечения доступности.
Моральная. Человек с ограниченными возможностями здоровья ничем не хуже остальных. Он хочет / может / имеет право пользоваться полной функциональностью сервисов и продуктов, наравне со всеми остальными.
Финансовая. Пользователь с ограниченными возможностями — такой же клиент, покупающий ваши продукты или услуги. Обеспечение доступности в этом случае способствует увеличению доли рынка или выходу на новые рынки.
Юридическая. Неотъемлемое право доступа к информации и услуге охраняется законами многих стран. В США и Евросоюзе принято антидискриминационное законодательство, которое обязывает разработчика учитывать интересы пользователей с ограниченными возможностями здоровья».
Оцените, что называется, разницу между тогдашней accessibility awareness и сегодняшней (когда уже и в России есть специальные приложения, проверяющие другие приложения на предмет типичных ошибок недоступности пользователям с ограниченными возможностями). Очень радует, что отношение меняется в лучшую сторону, равно как меняется и осведомленность общества.
Хорошо также, что адаптацией доступности занимаются сегодня и разработчики видеоигр (а не только «серьезного» контента вроде образовательных курсов, как еще лет 10 назад). Вот прошлогодняя подробная статья о том, как это происходит.
От себя замечу, что первенство по количеству опций доступности, безусловно, забирает игра Last Of Us, Part 2, разработчики которой внедрили более 60 (!) настроек звука, изображения и сложности, чтобы охватить максимальное количество пользователей с нарушениями восприятия.
При этом разработчики столкнулись с интересными творческими вызовами, о которых даже не подозревали ранее. Например, в высококонтрастном режиме (когда друзья и враги выделяются разными цветами):
«Одна из центральных тем игры — это трудности с тем, кого нужно считать врагом, а кого — другом. И потому было сложно воссоздать самые напряженные сюжетные сцены в высококонтрастном режиме — если персонаж кажется и другом, и врагом, каким цветом его нужно делать?» — Эмилия Шац, ведущий геймдизайнер The Last of Us Part II.
Вообще разработка accessibility-части для приложений требует изрядного изменения оптики, чтобы посмотреть на мир по-другому. Видите, что я имею в виду? Мы не можем избавиться от визуальных метафор даже в повседневной речи. Как же нам понять, как воспринимает мир (даже по-английски worldview, мировоззрение, это опять зрительная метафора) человек, который его не видит?
Я попросил прокомментировать этот момент Илью Пономаренко — UX-редактора одного популярного приложения такси:
Работая с приложением, мы в первую очередь смотрим на интерфейс, дизайн, иллюстрации, текст, и от этого складывается наш пользовательский опыт. У людей с нарушением зрения главным источником информации становится текст и его озвучка. Чтобы им всё было понятно, мы очень подробно описываем каждый шаг и действие.
Вот, например, стандартное поле ввода мобильного телефона:
А вот так будет выглядеть текст войсовера, который зачитается телефоном: Enter your phone number, except country code, selected code is +61.textfield, tap to open keyboard.button
Чтобы лучше понять, как работает данная технология, я включил войсовер на своём телефоне и выключил экран. Ведь незрячие люди чаще всего пользуются телефоном с полностью выключенным экраном. В результате нескольких часов такого эксперимента я отметил несколько вещей. Текст зачитывается очень быстро, и ты не всегда можешь понять, что именно зачитывается. Также само взаимодействие другое: мы привыкли тапать один раз и скроллить одним пальцем. С включённым войсовером правила полностью меняются — чтобы куда-то зайти нужно тапнуть 2 или 3 раза, а для скролла нужны 3 пальца, и так далее.
Что я понял про ADA-птированный контент
В 2015-2017 годах я работал через подрядчика с одним очень крупным западным образовательным издательством, пусть они останутся безымянными, потому что не в этом суть. Не помню уже, как официально называлась моя должность (как-то нерелевантно), но фактически я занимался как раз адаптацией образовательного контента для детей с ограниченными возможностями на английском языке.
Я адаптировал для незрячих детей задачки и лабораторные работы по физике, химии и математике, описывая каждый элемент происходящего на экране короткой, информативной фразой. Иногда это было сложно, особенно когда речь шла про какие-то задачи со множеством переменных и вариантов взаимодействия. Иногда приходилось изобретать формулы для воспроизведения, чтобы не прописывать сто разных вариантов, а потом их корректировать, потому что что-то шло не так.
Я составлял описания каждого действия в коротких, развлекательных играх, и мне было очень трудно представить, как в них можно играть таким образом, без зрения. наверное, я просто не мог представить себе, как это — когда очень хочется хоть во что-нибудь поиграть, а все заточено под визуал.
Я создавал closed captions для детей, лишенных слуха, адаптировал контент, делая текст проще, чтобы его было легче понять, оптимизировал навигацию по странице и в приложениях. Словом, много чего делал.
Думаю, эта работа немало меня изменила. Я понял, что существует огромный, невидимый континент, где люди живут без возможности воспринимать мир так, как мы, и это огромная работа — пытаться помочь им получить полноценное образование.
При том — нарушение или потеря по отдельности слуха и зрения, — по отдельности еще не самые крайние случаи. Посмотрите, например, документальный фильм «Земля молчания и тьмы» (1971) Вернера Херцога о том, как живут, общаются между собой, проводят мероприятия и помогают друг другу люди, лишенные одновременно и слуха, и зрения — это очень страшное и познавательное кино.
В общем, надо быть добрее друг к другу и помнить, что то, что для вас банальная данность (например, зрение) — для многих фантастика, которую они и представить не могут.
Юридические перспективы и заключение
Как уже говорилось ранее, в Америке еще с 1990 года действует закон ADA, в Евросоюзе его аналог European Accessibility Act появился только в 2019 году. Их действие распространяется, в том числе на все достаточно крупные коммерческие предприятия, которые обязаны обеспечивать доступность своих цифровых продуктов и приложений.
Никита Голубовский, юрист DDoS-Guard:
В России такого универсального закона, обязывающего помогать инвалидам ориентироваться в сети нет, как нет в законодательстве и самого термина «ассистивные технологии» (он будет впервые упомянут в 2027-м, если будут внесены дополнения согласно Федеральному закону от 25.12.2023 N 651-ФЗ).
Права инвалидов в РФ регулирует почти 30-летней давности Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В нем утверждается недопустимость дискриминации по признаку инвалидности, а также прописаны такие базовые вещи как улучшение качества их жизни, доступная среда и равные права инвалидов в сфере образования и медицинской помощи и иного социального обеспечения.
И хотя адаптация контента для людей с ограниченными возможностями относится к защите их прав, напрямую не является обязанностью авторов контента во всех сферах жизни общества. Согласно упомянутому Закону, защита и поддержка инвалидов являются расходными обязательствами Государства. На практике одной из таких мер государственной поддержки является адаптирование контента, который можно увидеть в сфере образования (на сайтах школ, вузов), медицины (на сайтах больниц, поликлиник), сайтах судов, государственных организаций и служб. Обеспечение доступности контента, публикуемого иными коммерческими организациями, будь то рекламные агентства, интернет-магазины, социальные сети или блогеры, в настоящее время нормативно не регулируется
Надеемся, что эта ситуация в перспективе изменится, так как в РФ проживает очень много людей с ограниченными возможностями — цифры резко разнятся в разных исследованиях, но речь определенно идет о миллионах граждан.
adrozhzhov
Когда пишешь всякое подобранное отовсюду, не имеющее отношение к заголовку получается, хм..., интересно
Актуальный WCAG - 2.2 (2.1 давно, 2.2 почти год)
https://en.wikipedia.org/wiki/Web_Content_Accessibility_Guidelines
Про законы по обеспечению доступности надо смотреть Chapter 508 US rehab act:
IT Accessibility Laws and Policies | Section508.gov
В РФ есть несколько ГОСТ по доступности сайтов (на основе WCAG 1), которые обязательны для исполнения муниципальными учреждениями
Федеральный закон N419-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов