Продавцы научились устанавливать цены, основываясь на вашем возрасте, настроении и сексуальной ориентации.

Персонализированная ценовая дискриминация не только закрепляет предвзятость и может способствовать инфляции, но и создает мир, где вы никогда не знаете, когда ваши приложения обманывают вас.
Персонализированная ценовая дискриминация не только закрепляет предвзятость и может способствовать инфляции, но и создает мир, где вы никогда не знаете, когда ваши приложения обманывают вас.

Когда я несколько недель назад возвращался из Лондона, я попал в кроличью нору, из которой не могу выбраться до сих пор. Я знал, сколько заплатил за свое место и сколько миль потратил на повышение класса обслуживания. Но я не имел понятия, потратила ли женщина через проход всего несколько баллов, как я, или заплатила более 10 000 долларов, которые авиакомпания могла бы запросить за тот же рейс. Бронирование рейса давно стало игрой, в которой только авиакомпания знает правила, с бесчисленными кодами бронирования, программами лояльности и изменениями тарифов, которые используют ваши данные против вашего кошелька. Но после посадки я начал замечать ту же нечестную игру повсюду: в каждом заказе Uber, в каждом заказе на Amazon, в каждой поездке в супермаркет. Все эти компании теперь знают обо мне столько, что видят мигающий номер над моей головой: точную цену, которую я готов заплатить в данный момент. Прямо сейчас над вашей головой тоже мигает ваш собственный номер.

В эпоху алгоритмов ценовая изменчивость все чаще проникает в цифровую коммерцию, когда цены меняются в реальном времени.

Что гораздо более тревожно, так это рост персонализированного ценообразования, практики цифровых ритейлеров, использующих ваши собственные данные для назначения именно той цены, которую вы готовы заплатить, и которая может отличаться от той, которую заплатит человек рядом с вами. Персонализированное ценообразование не только закрепляет предвзятость и может способствовать инфляции, но и создает мир, в котором вы никогда не знаете, обманывают ли вас ваши приложения.

Теперь, когда я собираюсь что-то оплатить в своем телефоне или ноутбуке, я задаюсь вопросом, платил бы я меньше, если бы использовал чужую учетную запись.

Я до сих пор помню легкий шок, который испытал десять лет назад, когда узнал, что ценовая дискриминация часто является абсолютно законной в США. На юридическом факультете мой профессор по антимонопольному праву познакомил нас с малоизвестным Законом Робинсона-Пэтмана о предотвращении дискриминации времен Великой депрессии, быстро подчеркнув, что этот закон совершенно не оправдывает своего названия. Согласно давно существующему закону, компании могут столкнуться с разрушительными штрафами за ценовую дискриминацию, только если они дискриминируют другие компании. Если оптовик взимал с магазина завышенную плату, магазин мог бы обратиться в суд, но ничего не мешало (и не мешает) магазину делать то же самое со своими клиентами. То есть владельцы магазинов имеют больше ценовых защит, чем их клиенты. Если магазин обычно взимает с некоторых клиентов больше, чем с других, из-за их пола, расы или других законодательно защищенных характеристик, это, безусловно, незаконно. Но когда компании хотят вытянуть из каждого клиента столько, сколько он готов заплатить, они свободны заниматься откровенным грабежом.

Даже в эпоху поляризации ИИ-карманничество может стать одной из тех редких проблем, которые способны объединить нас в негодовании.
Даже в эпоху поляризации ИИ-карманничество может стать одной из тех редких проблем, которые способны объединить нас в негодовании.

Я говорю о слабом шоке, потому что в то время персонализированная ценовая дискриминация была гораздо менее распространенной и вредоносной, чем сегодня. Конечно, культура купонов позволяла компаниям продавать один и тот же продукт в одном и том же магазине в одно и то же время по разным ценам, но она давала клиентам выбор. Чувствительные к ценам покупатели тратили время на поиск купонов, а менее экономные платили полную цену. Купоны, карты лояльности, сезонные скидки — многие традиционные формы ценовой дискриминации позволяют покупателям выбирать, в какую ценовую категорию они хотят попасть.

Но алгоритмическая ценовая дискриминация отнимает этот выбор. И методы извлечения данных для распределения людей по ценовым группам более инвазивны, чем можно представить. Вспомните свою последнюю поездку на Uber. Когда вы заказывали машину, вы, вероятно, знали, что расстояние и время суток влияют на цену, так как мы постепенно привыкли к холодной, извлекающей эффективности повышенного тарифа. Но думали ли вы о том, чтобы подключить телефон к зарядке перед заказом поездки? Если бы вы это сделали, возможно, сэкономили бы несколько долларов, так как уровень заряда батареи якобы является одним из факторов, которые Uber использует для определения цены поездки, хотя Uber категорически это отрицает. Если обвинения против Uber верны, то логика очевидна: те, у кого меньше заряда батареи, более отчаянны, и те, чьи телефоны вот-вот разрядятся, не будут колебаться, чтобы заплатить любую цену, чтобы получить машину, прежде чем они окажутся в затруднительном положении.

Как недавно подробно описал The American Prospect, этот тип индивидуализированного ценообразования распространяется практически на все сектора экономики (потоковое вещание, фастфуд и даже приложения для знакомств), и удивительно, какие переменные могут привести к увеличению стоимости. В 2010-х годах ритейлеры полагались на несколько грубые данные для совершенствования цен. Клиенты могли заплатить больше за рейс, забронированный на Mac (в отличие от PC), или заплатить более высокую цену за подготовку к экзаменам в почтовых индексах с большим количеством азиатских сообществ. Но в последние годы компании перешли от ценовой дискриминации на уровне районов к индивидуализированному ценообразованию.

Ритейлеры, такие как Amazon, знают так много о том, что вы покупаете, как на их платформе, так и вне ее. И у вас нет возможности узнать, когда ваши выборы влияют на то, сколько вы платите. В 2018 году стало новостью, что Amazon корректирует цены 2,5 миллиона раз в день. Учитывая рост Amazon и развитие ИИ, это число, вероятно, на порядок выше сегодня. Для ритейлеров, таких как Walmart, недостаточно использовать нашу историю покупок. В феврале розничный гигант согласился купить производителя умных телевизоров Vizio за более чем 2 миллиарда долларов, что потенциально дает Walmart огромное количество интимных данных о потребителях. Умные телевизоры не только отслеживают, что мы смотрим с орвелловской точностью, но и отслеживают другие устройства поблизости с помощью ультразвуковых маяков и даже могут подслушивать наши разговоры в приватности наших домов. Vizio, в частности, был оштрафован на миллионы долларов за обвинения в незаконном шпионаже за клиентами.

Ритейлеры знают не только то, что вы купили и сколько зарабатываете, но часто и где вы находитесь, как проходит ваш день и какое у вас настроение, и все это может быть аккуратно синтезировано нейронными сетями ИИ для расчета того, сколько вы готовы заплатить за определенный товар в данный момент.

Ваш возраст, пол и сексуальная ориентация служат маркером для ИИ при определении того, сколько вы должны заплатить за любовь.

Нет такой области торговли, которая была бы слишком личной, чтобы оставаться вне досягаемости. Приложения для знакомств собирают данные о наших романтических жизнях, и некоторые откровенно хвастаются этим ради увеличения прибыли. И многие из тех, кто не раскрывает использование персонализированного ценообразования, всё же применяют его. Tinder редко обсуждает свою технологию ценообразования, но Mozilla и Consumers International недавно обнаружили, что это приложение для знакомств использует десятки переменных для радикальной корректировки цен для пользователей. Ваш возраст, пол и сексуальная ориентация служат маркером для ИИ при определении того, сколько вы должны заплатить за любовь.

Если не остановить персонализированное ценообразование, это окажет вредное влияние на общество. Николас Гуггенбергер, доцент Центра права Университета Хьюстона, утверждает, что «скрытая алгоритмическая ценовая дискриминация может подорвать общественное доверие к механизмам ценообразования и тем самым подорвать рынок». Ценообразование с использованием ИИ также означает, что самые отчаянные и уязвимые будут часто платить больше всего. Еще хуже, люди могут быть наказаны за свою расу, возраст или социальный класс. Возьмем, к примеру, обвинение по поводу батареи телефона. Пожилые люди в два раза чаще, чем молодые пользователи, имеют телефон, которому не менее трех лет. Поскольку старые смартфоны имеют меньший срок службы батареи, пожилые люди могут платить больше, чем молодые, за те же поездки на Uber.

«Алгоритмическая ценовая дискриминация может фактически автоматизировать ростовщичество», — говорит Гуггенбергер. «Если ваша батарея вот-вот разрядится и вы находитесь в сельской местности, приложение для совместного использования поездок может резко повысить вашу «персонализированную цену».

Большая часть ценообразования с использованием ИИ действует как регрессивный налог, взимая с тех, у кого больше всего, наименьшую сумму. Для людей в неблагополучных районах, с меньшим количеством магазинов и меньшим количеством альтернатив, часто нет другого выбора, кроме как нажать «купить сейчас», даже если это причиняет боль. Как сказала профессор права и защитник прав потребителей Зефир Тичоут в интервью The American Prospect, мы не должны рассматривать эту практику как нечто столь безобидное, как персонализированное ценообразование — вместо этого она называет это ценами под наблюдением.

Мы знаем, как доказать человеческую дискриминацию. Если магазин в районе с преимущественно чернокожим населением взимает больше, чем его аналог в районе с преимущественно белым населением, тестировщики могут пойти в каждый магазин, записать цены и подать иск. Такой вид тестирования был в основе защиты прав потребителей на протяжении большей части века. Но как доказать дискриминацию со стороны алгоритма? Нет магазинов, которые можно посетить, нет ценников для сравнения, только миллионы экранов, изолированных в карманах людей. Результатом может стать патовая ситуация, когда вы можете получить достаточно данных, чтобы доказать дискриминацию, только подав в суд на компанию, но не можете подать в суд на компанию, не имея сначала данных. Мы можем стать свидетелями появления извращенного, странного правового мира, где компании, использующие предвзятые алгоритмы для тайной корректировки цен, сталкиваются с меньшим юридическим контролем, чем обычные магазины.

Я надеюсь, что ситуация настолько мрачна, а потенциал для злоупотреблений настолько ясен, что даже наша дисфункциональная демократия не примет этого. Наши законодатели были так медленны в ограничении вреда от новых технологий, даже когда становится ясно, например, что это подрывает нашу демократию. Но даже в эти поляризованные времена ИИ-карманничество может стать одной из тех редких проблем, которые способны объединить нас в негодовании.

Автор Альберт Фокс Кан

Оригинальная статья

Комментарии (30)


  1. remirran
    09.07.2024 20:06

    Удивительно: "В феврале розничный гигант согласился купить производителя умных телевизоров Vizio за более чем 2 миллиарда долларов".

    Когда-то довелось работать в одной конторе, которая тоже покупала Vizio, и что более внезапно за тот же прайс: "In July 2016, it was announced that LeEco would acquire American television manufacturer Vizio for $2 billion."


  1. PicaPica
    09.07.2024 20:06
    +2

    Все эти компании теперь знают обо мне столько, что видят мигающий номер мигающее число над моей головой: точную цену, которую я готов заплатить в данный момент. Прямо сейчас над вашей головой тоже мигает ваш собственный номер ваше собственное число.


    1. fzfx
      09.07.2024 20:06
      +3

      ваш номер в очереди - двадцать третий.


  1. MichaelBorisov
    09.07.2024 20:06
    +9

    Я читал в нескольких книгах об основах рынка, что продавец и покупатель, встречаясь, каждый имеет свою "последнюю цену". Продавец - минимальную цену, за которую он готов продать; покупатель - максимальную, за которую он готов купить.

    Далее стороны торгуются, т.е. блефуют. Однако (в книгах это тоже написано), информация дает преимущество. Если продавец откуда-то точно знает "последнюю" цену покупателя - то он может вести себя в торгах непреклонно, так, что сделка состоится именно по этой цене. И наоборот, покупатель, зная предельную цену продавца, может проявить твердость и сбить цену до предельно низкой.

    Бизнес всегда стремился получать больше информации о клиентах. Как думаете, для чего? Чтобы лучше удовлетворить наши желания? Или чтобы проводить сделки по предельно возможным (максимально невыгодным для нас) ценам?

    Цель предпринимательства - извлечение прибыли, не больше и не меньше. Интересы клиента и бизнеса - противоположны. И в ситуации, когда информация дает преимущества - остается только пожать плечами, что мы, зная все это, преподносили бизнесу информацию о нас на блюдечке с голубой каемочкой. "Мне нечего скрывать, я законопослушный гражданин", - говорил каждый.


    1. exTvr
      09.07.2024 20:06

      Цель предпринимательства - извлечение прибыли, не больше и не меньше.

      Да.

      .Интересы клиента и бизнеса - противоположны.

      Неть. Второй без первого бессмыслен.

      Если продавец откуда-то точно знает "последнюю" цену покупателя (ну нет больше ни у кого необходимого покупцу товара - закончился нафиг у всех, а я один сижу верхом на куче востребованного добра) он может вести себя в торгах непреклонно, так, что сделка состоится именно по этой цене.

      Уточнение болдом моё.

      Неть, в противном случае следующей сделки может и не быть.

      Удержание имеющегося/старого/постоянного клиента намного дешевле поиска и привлечения нового.


      1. Goron_Dekar
        09.07.2024 20:06
        +3

        Неть. Второй без первого бессмыслен.

        Что не отменяет того факта, что интересы противоположны. Это вообще забавное противоречие: бизнес создаётся для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Потом он растёт и начинает пытаться, с разной степенью успешности, этими потребностями манипулировать. И влажная мечта любого бизнеса: он хочет стать тем, кто эти потребности создаёт из ничего.


        1. RUSich101
          09.07.2024 20:06

          Бизнес, как правило и за редкими исключениями тоже с самого начала создается чтобы зарабатывать деньги. Тут как раз таки нет противоречия...


          1. dFdx
            09.07.2024 20:06
            +1

            Да, основная задача бизнеса - получение прибыли.

            А кто и как именно реализует эту идею - это уже другой вопрос.


          1. Goron_Dekar
            09.07.2024 20:06

            Вы не поняли мою идею.

            Общество создаёт государство. Для введения порядка, монополии на насилие и прочее прочее. Государство создаёт условия для бизнеса => то же участвует в создании бизнеса. Но не для того, чтобы зарабатывать деньги. Во всяком случае, не напрямую.

            Создание бизнеса есть не только воля предпринимателя. Одной воли мало. Нужен рынок, спрос. Он тоже создаёт бизнес. Процесс возникновения бизнеса это как процесс роста леса, и смотреть на него только с точки зрения предпринимателя это немного однобоко.


    1. iBuilder
      09.07.2024 20:06

      Цель предпринимательства - извлечение прибыли, не больше и не меньше.

      Формулировка верна для капитализма и "производных" систем. Но это не обязательно должно быть так в других системах. Не помню у кого про это слушал, но было вполне убедительно. Если не путаю по памяти: выводилось из того, что классический капитализм (в том виде, как он рассматривался Марксом) конечен, а после него могут быть не только варианты "наследников классического капитализма", но и "боковики", а у них могут быть и другие цели и методы.


  1. vicvoronov
    09.07.2024 20:06

    Никогда в жизни не пользовался никакими Юберами и... ничего! Все проблемы (без исключения) человек создает себе сам. Будьте проще, и ничто не подорвёт вашу ср**ную демократию.


    1. exTvr
      09.07.2024 20:06
      +6

      Продолжайте наблюдение, держите в курсе, особенно про Юберы и вашу/нашу(?) ср**ную демократию.

      Все проблемы (без исключения) человек создает себе сам

      Золотые слова, Семён Семёныч.


      1. vicvoronov
        09.07.2024 20:06

        Ого! Зацепило, однако :)


        1. exTvr
          09.07.2024 20:06
          +2

          Про ссзб?

          Ну это же неоспоримая истина.


  1. MrZorg
    09.07.2024 20:06
    +7

    Ну здравствуй яндекс маркет, где цена на один товар в двух разных аккаунтах с одними же и теми опциями различается на 20%. Просто новый телефон и старый ноутбук. Возмущаться можно сколько угодно, все равно прогнут


    1. KirpaPuto
      09.07.2024 20:06
      +1

      Так где дешевле - с ноута или со смартфона?


      1. saege5b
        09.07.2024 20:06

        Варриантивно.

        Вайбериз и Озон так же делают.

        И у всех троих есть манипулирование поисковой выдачей, а ещё Озон показывает немного разные описание магазина, если продавец китайский.


    1. ITMatika
      09.07.2024 20:06

      Мне другое интересно. Закидываю я товар за 500 р. в Я.Маркете в корзину и он прибавляет 100 руб. к стоимости (бесплатная доставка в ПВЗ и т.п.). И так многие товары. Что это???
      На другом аккаунте такого нет, но и цены на товары немного другие.


    1. dFdx
      09.07.2024 20:06
      +3

      Это есть откровенный
      пример дискриминации
      (и потому противозаконный, по логике).
      Нужна нормальная реакция потребителя.
      Например: публикуете (в открытом доступе)
      информацию о том, что такое-то юр. лицо
      (с указанием достаточно полного адреса,
      и ФИО формального директора
      {есть на egrul.nalog.ru в случае РФ})
      позволяет себе такую дискриминацию покупателей.
      Всё, факт зафиксирован.
      Поисковик проиндексирует web-страницу,
      и реально причастный к этому анархизму получит
      закономерное снижение своего публичного рейтинга.
      После этого, полагаю, продавцы начнут думать, стоит-ли ввязываться в такую
      (не совсем законную)
      гонку за лишней дополнительной копейкой.


  1. Jirabus
    09.07.2024 20:06
    +3

    Новая нефть недовольна что она новая нефть?


    1. vikarti
      09.07.2024 20:06
      +2

      Потом еще начнут пробовать пробить законы что помощь в сообщении намеренно ложных данных - статья потому что этож нужно только педофилам террористам а честным людям скрывать нечего.


  1. me21
    09.07.2024 20:06
    +1

    Но как доказать дискриминацию со стороны алгоритма? Нет магазинов, которые можно посетить, нет ценников для сравнения, только миллионы экранов, изолированных в карманах людей.

    Как это нет? С банковской карточки снимается определённая сумма в пользу определённой организации. Что мешает сопоставить стоимость товара/услуги, проданного/оказанной разным людям? Не знаю, как в Штатах, конечно, но в РФ у ФНС есть сервис, где можно посмотреть свои чеки со списками покупок.


  1. TheyLive
    09.07.2024 20:06

    А пpичeм здeсь ИИ?

    He рaскpыто oтличиe ценoобрaзовaния с испoльзовaнием "пo стaринке if thеn бeз ИИ" и "испoльзуя ИИ". Mнoгое в стaтье былo задoлго дo ИИ.


  1. CitizenOfDreams
    09.07.2024 20:06
    +1

    А что странного или возмутительного в том, что продавец берет с покупателя столько, сколько покупатель готов отдать? Я не экономист, но мне кажется, что принцип торговли примерно в этом и заключается.


    1. nsk-realty Автор
      09.07.2024 20:06
      +4

      Зайдите в магазин, купите там хлеб за 50 рублей. Задержитесь. Посмотрите как человеку за вами тот же хлеб продают за 25 рублей. А теперь сфотографируйте свое лицо.


      1. CitizenOfDreams
        09.07.2024 20:06
        +8

        Я регулярно вижу, как с других людей берут денег меньше, чем с меня, потому что они пенсионеры или школьники, или потому что у них день рождения сегодня, или потому что они вырезали из газеты купон, или еще по какой причине. С лицом вроде все нормально, зеркала не трескаются, когда я в них смотрюсь.


  1. Alexey2005
    09.07.2024 20:06

    А нельзя ли как-то этим воспользоваться? Например, подсунув всем этим статистическим алгоритмам ложную информацию о себе, чтобы получить как можно меньшую цену.


    1. vikarti
      09.07.2024 20:06

      Так они хотят собирать сами.

      Мерам по защите приватности - противодействуют (например требование номера телефона, попытки НЕ принимать (мол некорректный e-mail) e-mail адреса сервисов которые позволяют под сайты их персонализировать (SimpleLogin тот же)(под видом что якобы они disposable), кое где вообще принимать при регистрации почту с только крупных почтовых сервисов вроде gmail/mail.ru(обходится иногда за счет того что там не учли что например Google Account - совсем не обязательно имеет привязанную gmail-почту а куча аккаунтов для гугла - штатное поведение и даже удобно но тогда уже выбор - давать лишние данные гуглу или сервису) )


      1. vcKomm
        09.07.2024 20:06
        +1

        Попробуйте использовать алиасы для почт

        Например user+habr@mail.com, и почта придет на user@mail.com


  1. Rokstar
    09.07.2024 20:06
    +2

    Ну не знаю где больше плюсов, в ситуации когда продавец просит столько сколько покупатель готов отдать или в ситуации когда продавец просит столько сколько хочет получить и ни копейкой меньше?