Сразу оговорюсь, пойдёт речь преимущественно о работниках эксплуатации (системный администратор, инженер, эникейщик и т. д.) как самых обделённых благами корпоративной культуры.

Зачем профессиональное развитие айтишнику?

Во-первых, технологии не стоят на месте, потребности бизнеса меняются. Сегодня контора делает ставку на финансовую экономию, а завтра — на построение отказоустойчивой инфраструктуры через избыточность. Работник, который не идёт в ногу со временем, проигрывает в конкуренции и рискует вылететь с рынка. А конкуренция становится всё сильнее.

Во-вторых, чтобы в сложной ситуации отстаивать свою позицию аргументированно и при поддержке коллег, нужно, чтобы тебя уважали. А лидер в коллективе — это всегда мастер своего дела, который отлично знает технологию и может подсказать товарищам, а не только умеет спорить с руководством.

Зачем работодателю нужно, чтобы IT-специалист профессионально развивался?

Во-первых, чем более качественный продукт поставляется на рынок, тем легче организации обходить конкурентов, привлекать инвестиции и создавать новый товар. Тем она экономически успешнее. Успешность напрямую зависит от производительности труда. А производительность труда — от квалификации персонала. Чем выше квалификация — тем выше производительность.

Во-вторых, успешная контора — стабильная контора. Когда внутри всё работает как часы, намного проще сконцентрироваться на целевой деятельности. И здесь снова важен человеческий фактор. Обученный персонал делает меньше ошибок на производстве, что снижает издержки. Это повышает уровень доверия со стороны заказчиков.

В-третьих, учить уже подготовленных сотрудников выгоднее, потому что они знают техпроцессы и находятся в контексте корпоративного быта. В то время как обучение людей с улицы требует полноценного онбординга и длительной адаптации к новым условиям. Вкладываясь в образование своих сотрудников, работодатель получает их лояльность и повышает их мотивацию, а также поднимает престиж предприятия как нанимателя на рынке труда.

Обучение в рабочее время на реальных примерах

Несколько лет назад в омской организации «Авангард Софт» (занимается оказанием услуг малому бизнесу по технической поддержке персональных компьютеров, принтеров и т. д.) системные администраторы обратились к руководителю с просьбой помочь им освоить операционную систему Linux. На общем собрании они привели аргументы, как повышение компетенции персонала поможет вывести компанию на новый уровень. Например, можно будет добавить в список услуг поддержку веб-серверов, приложений и ещё великое множество сервисов, которые могут быть развёрнуты на базе данной ОС.

Работодатель пошёл навстречу, и было решено один день недели посвящать вопросам профессионального развития. Из числа работников выбирался докладчик, который должен был подготовить короткий рассказ по теме. Например, объяснить про структуру операционной системы, системные вызовы или состояния процессов. Предполагалось учиться по книжке «Unix и Linux. Руководство системного администратора».

К сожалению, через две-три недели такое обучение сошло на нет в силу ряда причин: низкая мотивация работников, разный уровень образования, отсутствие внутреннего самоконтроля. Однако сам прецедент для подобной организации однозначно представляет интерес в контексте обсуждаемой темы.

Далее, в омском филиале организации ООО «Тамтэк» (сегодня Lineate) самообразование только поощрялось. Работникам ставили специальные цели (например, выучить сервисы AWS, основы докера или «системы контроля версий»). Достижение этих целей давало возможность повысить категорию, а следовательно, и зарплату. Но был один нюанс. Выполнение целей практиковалось исключительно в нерабочее время. А это было неудобно для коллектива, особенно учитывая высокий темп работы и чрезмерные нагрузки.

Чтобы решить вопрос, инженеры на ежемесячных митингах стали просить перенести учёбу на рабочее время. Сначала руководство отнеслось скептически. Однако потом начальники обнаружили, что работники стали реже и не так качественно выполнять свои цели, теряли остатки мотивации и чаще задумывались о смене работы.

В результате руководство решило пойти навстречу инженерам и перераспределить нагрузку таким образом, чтобы можно было учиться в рабочее время. Это помогло поднять мотивацию и улучшить качество жизни специалистов, у которых появилась возможность посвятить свободное время другим хобби. Ведь гармоничное развитие крайне важно для формирования устойчивой личности.

Вывод

Итак, в профессиональном развитии сотрудника заинтересованы обе стороны трудовых отношений. Вкладываться в образование персонала — это необходимый минимум, который поможет в трудный момент сохранить компанию. Однако не все работодатели это понимают.

Требуйте от начальства обеспечить себе достойное и оплачиваемое профессиональное образование. Не молчите, за спрос денег не берутЭффект будет намного выше, если действовать коллективно.

Объединяйтесь

Комментарии (30)


  1. rinace
    10.07.2024 06:12
    +2

    Как правило ситуация в реальной жизни часто бывает иной - работодатель оплачивает обучение специалиста, специалист получает новые знания и умения , обнаруживает , что цифры в расчетном листе не изменились и увольняется.

    Работодателю приходит в голову логичный вывод - пусть за обучение платят другие , а мы найдем новые кадры на рынке.


    1. hullaballoo
      10.07.2024 06:12
      +4

      Если круг задач не поменялся, то почему должны меняться цифры? Если задача была просто получить новые знания за счёт работодателя, то можно смело стоимость учёбы размазать на её продолжительность и считать это прибавкой к зарплате, а дальше разбираться с тем почему тебя таки отправили учиться, но твои знания никак не применяются.

      Если поучился, получил новые области ответственности, но не поменялась зарплата - тогда решение сменить работу понятно.


      1. asdfddsa
        10.07.2024 06:12
        +2

        Если круг задач не поменялся, то почему должны меняться цифры?

        Если зарплата не поменялась, то к вам залезли в карман и украли из него. Вы же работаете, значит осваиваете необходимые для работы навыки, выполняя задачи быстрее, буквально на автоматизме. Если еще и инфляцию не компенсируют, как сейчас модно делать, то стоит признать, что вора-работодателя стоит послать и искать нового.

        А все эти "обучения" частенько делаются лишь для галочки, чтобы коучи срубили баблишко и дали откат нужным людям. Чтобы потом пускать пыль в глаза этим корпоративным обучением. Там ложка полезной инфы для начинающих и скука смертная для продвинутых. Я уже давно для себя понял, пока сам не сядешь разобраться, хрен чего-то реально полезного изучишь.


    1. TerraV
      10.07.2024 06:12
      +2

      Работодатель обычно подписыват ученический договор, что после обучения сотрудник обязывается отработать 1-3 года, а если увольняется раньше то выплачивает стоимость обучения. И ладно если пропорционально отработанному времени. При этом я видел варианты, когда обучение короткое, жутко дорогое и стоимость работника на рынке не повышает. Такой вариант повесить ярмо на сотрудника.


      1. menz1
        10.07.2024 06:12

        Прелесть в том, что этот договор юридической силы не имеет, поскольку противоречит законодательству, увольняйтесь на здоровье.


        1. IamSVP
          10.07.2024 06:12
          +2

          а вы точно в этом уверены? Очень убедительно раздаёте советы, но что делать с подписью, поставленной под труд. договором?


          1. menz1
            10.07.2024 06:12

            Вполне себе, на эту тему информации много и лично я сам аргументированно посылал нафиг охамевшего работодателя, который при увольнении пытался удержать деньги за курс. Сам по себе ученический договор - это нормально, хотя он немного про другое обычно, но положения, которые противоречат ТК РФ типа обязанности отработать х лет или выплатить что-то при увольнении в него включать нельзя. Аналогично в трудовой договор нельзя включать доп опции, которые противоречат ТК РФ.


            1. TerraV
              10.07.2024 06:12
              +1

              А нормальные договоры и не заключаются так что вы "обязаны отработать". Вы обязаны компенсировать компании издержки на обучение, возникшие вследствие заключенного по соглашению сторон договора (вы и работодатель). Но если вы отрабатываете определенный срок, то компания типа "идет вам навстречу" и закрывает этот долг.


          1. menz1
            10.07.2024 06:12
            +1

            З.ы. Единственное исключение - статья 207, 208 ТК


        1. TerraV
          10.07.2024 06:12

          Да-да, я тоже так думал. А потом получил повестку в суд.


          1. menz1
            10.07.2024 06:12

            И какое решение вынес суд?


            1. TerraV
              10.07.2024 06:12
              +1

              Пришлось заплатить. Было 20+ лет назад, тысяч 18 рублей обошлось удовольствие. Подпись моя - моя. Мог отказаться - да мог. Обучение прошел - прошел. То что мне эти курсы не вперлись - вопрос а нахрена подписывал?

              P.S. Вообще ваша точка зрения тоже имеет место быть. Всё дело в том, насколько юридически грамотно составлен договор. Если удастся доказать что договор заключен под давлением (что не просто, особенно если сталкиваетесь с этим в первый раз), то взятки-гладки.


              1. menz1
                10.07.2024 06:12
                +1

                Странно конечно суд решил, впрочем, в любом случае, спасибо, что поделились своим мнением и прецедентом


                1. TerraV
                  10.07.2024 06:12

                  Вообще после таких приключений по жизни, я пришел к простому правилу - бюрократия / юридический вопрос? ощутимый по финансам или иным последствиям? нет спец образования? => идем к адвокату. Особенно ништяк, если это можно сделать в правовой стране, где можно судиться даже с государством.


                  1. dizatorr
                    10.07.2024 06:12

                    Не знаю, обращались ли вы к грамотному (можно и не очень, вопрос не сложный) адвокату по трудовым спорам. Доказать инициативу руководства о направлении вас на обучение, обычно, не составляет труда, рассматривается как факт давления. Кроме того, обращение в комиссию по трудовым спорам поможет значительно снизить сумму выплат или вообще их избежать. Единственно, обращаться необходимо до суда.


  1. saipr
    10.07.2024 06:12
    +4

    Требуйте от начальства обеспечить себе достойное и оплачиваемое профессиональное образование.

    Тут бы неплохо показать на примерах как это можно сделать! А так ... одна декларация.


    1. TerraV
      10.07.2024 06:12
      +8

      У них все статьи такие. Фармят лайки на теме "вас обманывают, вас эксплуатируют, вам должны больше денег - только профсоюз вас спасет"


      1. Vedomir
        10.07.2024 06:12

        Так оно в теории все правильно. Но в текущих условиях просто мало применимо на практике в условиях дефицита кадро как минимум большинству проще работу сменить.


        1. TerraV
          10.07.2024 06:12

          Если вы не владете востребованными компетенциями, хоть в десть профсоюзов вступайте, ваша жизнь лучше не станет. Вот пример из жизни одной немецкой компании с сильным профсоюзом:
          Жила-была женщина, руководила отделом MQ в одном немецком банке. Без мужа, с двумя детьми. Член профсоюза. Уволить её - нереально. На этот отдел ругались все. Создание топиков тянулось по пол года, и это без преувеличения. Закончилось все закономерно. Нет больше этого отдела. Сама женщина скорее всего осталась и продолжает получать зарплату, но отдел просто закрыли. Открыли новый рядом, набрали туда нормальных людей и все заработало прекрасно (особенно если сравнивать с тем как было раньше).


          1. Vedomir
            10.07.2024 06:12

            А если бы она и отдел работали нормально, но просто хотели бы на ее место поставить чего-то родственника? Или уволить по любой другой причине - не захотела становиться любовницей начальника, личная неприязнь, не закрывала глаза на нарушения техники безопасности на производстве или экологических норм? Ваш пример никак не противоречит сказанному мной, просто случаи в жизни бывают разные.

            Ну и если за забором действительно стоит очередь, то ситуация уже совсем иной будет. Тогда людям действительно придется обьединяться и отставивать свои права. Большая часть того, что сейчас считается само собой разумеющимся вроде 8-часовой рабочей недели именно так и добывалось в том числе и профсоюзами.

            Собственно в иных сферах - например среди работников того же Амазона ситуация уже другая. Формально их никто не заставляет справлять малую нужду в бутылки, никакого такого пункта в договоре нет. Просто без этого их уволят по решению алгоритма и заменят другими.

            Ну или система 9-9-6 в Китае. Эт к вопросу о 8 часовом рабочем дне. И прочие милые радости вроде учета проведенного в туалетах времени и постоянного отслеживания местоположения.


            1. TerraV
              10.07.2024 06:12
              +1

              Так что же в Китае то профсоюзы не побороли 9-9-6? Или в Амазоне? Не надо приплетать ситуацию начала века, когда профсоюзы де-факто были для рабочих единственным способом политического представительства и наши дни. И где были профсоюзы в Греции, в которой прямо сейчас вводят 6 дневную рабочую неделю. Или старые профсоюзы это профсоюзы а сейчас у них у всех лапки?

              В Америке профсоюзы по закону обладают кучей прав, но там увольнение одним днем это норма. А в Европе, где права защищены не профсоюзами а законом, все много более дружественно для работника. Может не туда копаете?


              1. Vedomir
                10.07.2024 06:12
                +1

                Я не настаиваю конкретно на профсоюзах. Я говорю о том, что когда дефицит специалистов пропадет, то и текущая стратегия с увольнением работать перестанет. В той или иной форме придется обьединяться и отстаивать свои права. Или работать в скотских условиях, как это сейчас происходит даже в самых развитых странах (Амазон) или в айти в странах менее развитых (Китай).

                Ну и как всегда мир разный - где-то профсоюзы могут не работать в силу тоталитарной политической системы (Китай), где-то их может не получиться создать даже в рамках демократии (Амазон, может в будущем удастся). В таком случае скотские условия на работе. Где-то профосюзы до сих пор есть и борются за права работников. Возможно сработают другие методы (в Китае вроде бы тоталитарное руководство начало бороться против 9-9-6). Возможно не сработают вообще никакие и мы попадем в киберпанк где в скотских услвоиях будет жить подавляющее большинство за исключением пары процентов наследственной элиты и пары процентов гениев.

                Собственно даже в исходной статье слово профсоюз встречается в тегах и нике автора, а не в самом тексте.

                Если вернутся к исходному вопрос - пафос автора про отстаивание своих прав он в целом верный, просто в текущих обстоятельствах конкретно в айти тактически невыгодный для работников.


    1. Vedomir
      10.07.2024 06:12
      +2

      В условиях дефицита кадров в отрасли проще и дешевле сменить работу. Особенно для интровертов, которых в IT заметно больше, чем в других сферах. Правда это может аукнуться всем когда дефицит кадров пропадет, а традиций отстаивания своих прав не будет.


      1. qw1
        10.07.2024 06:12

        Если пропадёт дефицит, зарплаты резко упадут, и тогда уже без разницы - идти дворником, таксистом, или в ИТ и "отстаивать".


        1. Vedomir
          10.07.2024 06:12

          Так отстаивать надо будет везде. Собственно новостей из демократических стран о массовых акциях протеста как профсоюзных так и нет, как забастовок так и собственно протестов в разных формах и в последние годы хватало, хотя в развитых демократиях положение у большинства и так неплохое, не только в IT как у нас. За счет фундамента, накопленного прошлыми поколениями протестующих и политической конкуренции между системами в прошлом. До всеобщего закручивания гаек в связи с событиями не для хабра даже у нас забастовки были, по-моему на иностранных автомобильных заводах. И даже в тоталитарном Китае были протесты, которые власть услышала - против антиковидных ограничений которые там намного жестче остального мира были.


          1. qw1
            10.07.2024 06:12

            А что там можно отстаивать, если очередь за забором до горизонта, условия труда по ТК соблюдаются, но зарплата ≈ МРОТ. Митинги против антиковидных ограничений тут не в тему - это борьба с законодателем, а не с работодателем.


  1. panzerfaust
    10.07.2024 06:12
    +5

    Итак, в профессиональном развитии сотрудника заинтересованы обе стороны трудовых отношений

    Wishful thinking отчасти. Работнику - да, дайте всякого обучения да побольше. А работодателю нужно поднять скилл работника ровно до своих потребностей. Средненькая по уровню задач контора просто не найдет, чем занять сверхквалифицированного работника. И он свалит. Так что если хотите изучать rocket science в то время, как контора вяжет веники, то логично, что за свой счет.


  1. Batalmv
    10.07.2024 06:12
    +3

    В реальности все проще и банальнее. Есть процесс бюджетирования, и согласно этого процесса заложенна какая-то сумма на обучение. Так как в большой организации бюджетов много, это и бюджеты отделов/департаментов, и бюджеты проектов - то надо понимать, что просить надо у того, у кого есть деньги.

    Из более полезного ... оплата сертификации. Стоит немного, а реально полезно. Условно 100-200 баксов за бумажку, а пользы - о-го-го. Учиться обычно приходится в промежутках между работой, но зато выбить легче

    О чем статья в целом - неясно. Если сотрудник "безсловесная корова" - то ей ничего не светит. Если вменяемый - то обычно такие люди знают где водятся деньги.


    1. menz1
      10.07.2024 06:12
      +2

      Вот как раз сертификация нужна только для резюме, её единственная польза для компании - тендеры выигрывать по формальным признакам. В остальном сертификация сотрудников компаниям наоборот не нужна, поскольку поднимает цену человека на рынке, но человек при этом продолжает делать прежнюю работу за прежнюю зарплату


      1. Batalmv
        10.07.2024 06:12
        +1

        Вот как раз сертификация нужна только для резюме, её единственная польза для компании - тендеры выигрывать по формальным признакам.

        Этого часто достаточно, так как по сути это и нужно, чтобы делать бизнес

        Но как я писал, надо знать, где деньги и у кого просить