Рекомендации для ЛЛ: не читать, минусовать.
Рекомендации для Хабра: какие-то глупости от нейросети, не читать, минусовать.

Предисловие

До того, как я начал писать эту статью, я думал что Lockheed SR-71 был отдельным, уникальным проектом. Я ошибался, все было не так.

Начало

Начало проекта Lockheed SR-71 было сложным, и начинать его историю надо с.. Junkers Ju.86P, а точнее с высотного разведчик Ju.86P-2. С его максимальной высотой полета в 12.000 метров, до 1943 года он был недосягаем ни для зенитной артиллерии, ни для серийных истребителей.

К середине 50-х ЦРУ понадобился такой же, только лучше и другой, и Келли Джонсон (Clarence Leonard «Kelly» Johnson) из Lockheed Skunk Works блестяще справился с задачей, построив Lockheed U-2. Его поздний вариант — ER-2 — до сих пор работает в интересах NASA — ER-2 Earth Resources.

NASA ER-2
NASA ER-2

От U-2 к А-12

ЦРУ изначально хотели улучшить дозвуковой высотный U-2, успешно летавший с 1955, а с 1956 по 1960 привозивший снимки территории СССР, но сделать его менее заметным для радаров, и начали проект Радуга (Project RAINBOW).

Сначала U-2 обклеили радио поглощающим покрытием (проект Wallpaper), затем облепили проводами на пластиковых шестах — проект Трапеция (Trapeze), и добавили еще проводов в ходе проекта Провода (Wires).

Wires
Wires

Все вместе эти мероприятия стоили U-2 потери 5000 футов (1500 метров) максимальной высоты, 20% дальности, зато добавили перегрева двигателей. Результатом стала потеря 4 апреля 1957 опытного экземпляра U2 ‘Article 341’, вместе с пилотом Robert Sieker.

Технологии не стояли на месте, и проект Абзац Статья или Ангел ('Article' or the 'Angel') постепенно развивался. Новому проекту дали название Архангел, так появился проект U-3, он же А-1, первый из вариантов развития.

Наброски от Clarence Leonard «Kelly» Johnson
Наброски от Clarence Leonard «Kelly» Johnson

За ним последовали А-2,3,4, вплоть до А-12. ЦРУ запросила проекты у Lockheed и Convair, Convair представила проект Kingfish, Lockheed — А-12. Выбор победителя основывался не только на самом проекте, но еще и на личностях конструкторов, и на репутации фирмы.
Lockheed сконструировала и произвела U-2 в сроки контракта, с соблюдением секретности и в пределах бюджета. Convair незадолго до того вышла за пределы бюджета по бомбардировщику B-58, и не имела готового секретного R&D подразделения, такого как Lockheed Skunk Works.


28 августа 1959 года конструктору Кларенс «Келли» Джонсон сообщили, что Lockheed А-12 выиграл в конкурсе.

26 января 1960 ЦРУ официально заказали 12 самолетов Lockheed A-12. Всего было построено 18 одноместных A-12, из которых:

  • 12 A-12,

  • 1 двухместный учебно-тренировочный Титановый гусь,

  • 2 носителя дронов M-21,

  • 3 прототипа перехватчика YF-12A.

Самолет получился весьма неплохой, а после замены двигателей на Pratt & Whitney J58 достиг потолка 85,000 футов (26,000 метров) и скорости в 3.2 — 3.2 скорости звука (4075 км\ч), что позволяло ему уходить, при полетах над Северным Вьетнамом, от ракет С-75. Над СССР его решили не запускать.

Кроме надежды на скорость и высоту, самолет укомплектовали и средствами РЭБ (electronic countermeasures equipment).

Полезная нагрузка включала в себя один из трех типов фотокамер:

  • Type I System by Perkin‑Elmer Corporation,

  • Type II System by Eastman‑Kodak Co,

  • Type III System by Hycon Corporation.,

при этом камеры от Perkin‑Elmer Corporation включал в себя две камеры, смонтированные на стабилизированной платформе.

 Type I System
Type I System

Военные: North American XB-70 Valkyrie нам не нравится, дайте другое

В январе 1954 года Боинг заказал RAND Corporation (ах, эти старые имена, скучаю по ним) исследование на тему «бомбардировщика следующего поколения, но не заатмосферного MX-2145». По итогам проработки было решено, что следующий бомбардировщик должен обязательно быть сверхзвуковым.

Hidden text

Есть несколько пониманий термина «сверхзвуковой». Самолет может быть «сверхзвуковой на форсаже, но не долго», или «сверхзвук как нормальный \ крейсерский режим». К самолетам 5 поколения добавляют требования «сверхзвук как нормальный режим без использования форсажной камеры \ afterburner».

Форсажная камера — это просто (нет). Это впрыск топлива за турбиной, с разогревом газового потока на выходе. Это значительно повышает тягу, но превращает турбореактивный самолет в реактивный (Ramjet), но при этом резко растет расход топлива.

ВВС США ознакомились с докладом, и заказали НИОКР «Weapon System 110A» - бомбардировщик с радиусом действия как у B-52, и скоростью в 2 скорости звука, как Convair B-58 Hustler. В июле 1955 года ВВС США заказали проработку двух прототипов – один у Боинг, другой у North American Aviation. Тогда это еще были две разные фирмы.
В марте 1957 по результатам прочих работ и испытаний требования были доработаны, теперь от бомбардировщика хотели три скорости звука. 18 сентября 1957 требования уточнили еще раз:

  • Крейсерская скорость 3.. 3.2 скорости звука

  • Высота полета 70,000–75,000 футов (21,000–23,000 метров),

  • Дальность до 10,500 миль (16,900 км ),

  • Взлетный вес не более 490,000 фунтов (220,000 кг).

23 января 1957 North American Aviation признали победителем в конкурсе, и 24 января 1958 был подписан контракт на «фазу 1», но..

Оказалось, что новое топливо, Zip‑fuel (high energy fuel (HEF)), на основе добавок бороводородов, не только дорогое, причем дорогое даже для богатых военных, но и после сгорания превращается в 1) токсичный 2) абразив. С соответствующим падением наработки двигателя до замены, и проблем с техническим обслуживанием.

Было решено, что теперь высота в 20 километров не является защитой от ракет, поэтому прорыв ПВО будет на малой высоте. На 1959 год таковой считалась высота в 600 метров (2000 футов).

Оказалось, что B-70 на этой высоте не может даже выйти на сверхзвук, с пределом 0.95 скорости звука, чуть быстрее B-52.

Оказалось что новая программа будет очень, очень дорогой. Даже для США.
Переход бомбардировщика среднего радиуса действия от Boeing B-47 Stratojet к Convair B-58 Hustler показал, что разработка и эксплуатация B-58 стоят в три раза дороже, чем B-52, вместе с ростом размеров и потреблением топлива.

В декабре 1959 программу XB-70 Valkyrie официально сократили до одного прототипа. Последовали 5 лет торга за то, сколько денег еще потратить на уже закрытый проект, построить еще 11 YB-70 или нет. Программу меняли уже в политических причинах, за нее торговались в конгрессе. В итоге построили два. Первый из них взлетел 21 сентября 1964 и летал вплоть до перегона в музей 4 февраля 1969 (National Museum of the United States Air Force, Wright‑Patterson Air Force Base), второй разбился 8 июня 1966.
Будущее было за ракетами — они были дешевле, быстрее, находились в готовности 24*7.

На сцене снова появляется Кертис Ле Мей (Curtis Emerson LeMay)
Человек большой души, организатор массовых бомбардировок Японии — потери Японии от них не посчитаны, оценочно от 240 до 900 тысяч убитыми, от 200 тысяч до 1 миллиона ранеными, 8.5 миллионов остались бездомными. Организатор минирования портов Японии — операция «Голодание» (Operation Starvation), оставившая Японию почти без снабжения.

Hidden text

Организатор операции «Дом собраний» (Operation Meetinghouse) — сжигание Токио 9–10 марта 1945. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки привела к большим разовым потерям, но совокупные потери Японии от традиционной воздушной войны были в 2–3 раза выше. Организатор воздушного лифта по время блокады Берлины, организатор перестройки ВВС США.

Он запросил, вместо отменяемой программы XB-70 Valkyrie — проработать бомбардировочный и разведывательный варианты A-12. Бомбардировочный вариант в итоге отменили, стратегический разведчик (strategic reconnaissance) R-12, ставший SR-71, остался.

SR-71 - уникальный во всем

Самолет получился действительно уникальный. Чуть длиннее А-12 (32.74 метров против 30.96 метров — прежде всего за счет второй кабины, А-12 был одноместным, кроме 1 учебного самолета), чуть тяжелее (78,018 кг и 53,070 кг). Нес чуть больше топлива — 12,219.2 US gal (вес не указан, 35,746 кг по пересчету) против 10,590 US gal (30,980 кг). С отменным аппетитом — с дозаправкой через 90 минут полета на крейсерском сверхзвуке в 3.2 маха.

Титан для него пришлось покупать в СССР через подставные фирмы. Форма корпуса (точнее, ЭПР — radar cross‑section (RCS) сниженный до 10 квадратных метров, покраска и РЭБ сделали его еще не невидимым, но приблизили к этому. В полеты над СССР его решили не выводить, да и спутники Keyhole KH4 Corona, Keyhole KH-7 Gambit, Keyhole KH-8 Gambit 3 и затем KH-11 KENNEN, давшие миру зеркало для Hubble Space Telescope — уже пошли в производство и полеты.

Во время полета самолет нагревался до 300–315 градусов, из‑за чего наземная сборка производилась с огромными допусками, и все соединения постоянно подтекали. Городская легенда говорит, что из‑за этого сразу после взлета самолет приходилось дозаправлять — это не совсем так, но самолет протекал, и взлетал с неполными баками для снижения нагрузки на тормоза, шины, и для возможности сесть при отказе двигателя на взлете.

Уникальными были и двигатели (Pratt & Whitney J58 — JT11D-20J или JT11D-20K), и не только из‑за работы системы форсажа. Это не совсем турбореактивный двигатель, или скорее, совсем не турбореактивный, turboramjet. Для гарантированного перезапуска двигателей пришлось применять впрыск триэтилборана (triethylborane (TEB)).
Триетилборан пришлось применять в том числе потому, что топливо JP-7 (Turbine Fuel Low Volatility JP-7) крайне плохо испаряется, плохо загорается, и представляет из себя, в случае SR-71, еще и средство от насекомых (FLIT), хладоагент системы кондиционирования кабины, хладоагент самого планера, хладоагент для отсека шасси. JP-7 — не авиационный керосин, хотя J58 может работать и на обычном авиакеросине тех лет (JP-4 керосин‑бензин и JP-5 — керосин с присадками), в случае отсутствия возможности заправиться с специального воздушного танкера, с ограничением максимальной скорости до М 1.5

Hidden text

В созданный в СССР летающий гастроном пришлось для тех же целей заливать спирт — два бака по 125 литров на охлаждение — 40\60% спирта, плюс по 20 литров в пилон для ГСН Р-40Т, а их там 4 штуки, плюс отдельное охлаждение РЭБ для РБ варианта, смотря про какой из вариантов речь.

Управление двигателями было автоматизировано, положение носового конуса регулировалось, гася скорость воздуха в турбине до дозвуковой. Аналоговая система управления положением конуса воздухозаборника (stability augmentation system (SAS)) была к 1980 заменена цифровой (Digital Automatic Flight and Inlet Control System (DAFICS)).

Самолет был снабжен астро‑инерциальной навигационной системой (astro‑inertial guidance system (ANS) от Nortronics (Northrop Corporation), с бортовой ЭВМ на 56, затем на 61 звезду (на эфемериды, конечно), дававшую точность примерно 1000 футов (300 метров). Систему взяли с ракет SM-62 Snark и AGM-48 Skybolt и доработали, получив NAS 14V2.

Сам корпус самолета представлял из себя почти сплошной топливный бак — точнее, 6 групп, 9 баков.

летающий бак
летающий бак

Дадим слово Kelly Johnson — talks about his greatest creation the SR-71, Uncut interview. | Stock Footage, где он говорит и про топливные баки, и про систему управления двигателями, автоматически отключавшую оба двигателя при отказе одного, и автоматически компенсировавшую крен от отсутствия тяги, и про классическую slide rule при проектировании.

Отдельно надо упомянуть и скафандры полного давления, разработанные специально для программы A-12 / SR-71 — совсем недавно, 28 июля 2021, умер ветеран испытаний Билл Уивер (Lockheed test pilot Bill Weaver, Dec 6, 1928 — July 28, 2021), переживший в таком скафандре 25 января 1966 падение c 23.7 км (78,000 футов).
Парни что надо (The Right Stuff)

Lockheed test pilot Bill Weaver, Dec 6, 1928 - July 28, 2021
Lockheed test pilot Bill Weaver, Dec 6, 1928 - July 28, 2021


Его SR-71B развалился в воздухе из‑за отказа системы управления на скорости 3.2 скорости звука. Пилота выкинуло из самолета, вместе с креслом, система катапультирования не была активирована. После падения с 23 километров до, примерно, 7..8 пилот пришел в себя, на высоте 4.5 км (15.000 футов) сработала автоматическая парашютная система. Второй член экипажа, специалист по проверке систем навигации Джим Зауэр (Jim Zwayer, a company test navigation and systems specialist) погиб в этом происшествии.

Hidden text

From 1983: Chuck Yeager on “The Right Stuff”.
Brigadier General Charles Elwood Yeager (/ˈjeɪɡər/ YAY‑gər, February 13, 1923 — December 7, 2020)

Фотооборудование также отличалось от A-12 — могла быть использована обзорная камера Itek's Operational Objective Cameras, или Itek Optical Bar Camera, плюс отдельная камера HYCON Technical Objective Camera (TEOC).

Первоначально поставленный радар переднего обзора (Side‑looking airborne radar (SLAR)) был заменен на Loral's Advanced Synthetic Aperture Radar System (ASARS-1), оба радара предназначались для радарной картографии местности.

Перехваты

Во время операций в Европе, SR-71 использовался на двух маршрутах — первый, над побережьем Норвегии и Кольским заливом и второй, Балтийский Экспресс.
Балтийский Экспресс предполагал вылет из Англии, полет над Ютландом, датскими проливами, проход по международному коридору до Аландских островов, и проход обратно в Данию над побережьем Швеции. В связи с невозможностью разогнаться до своих 3.2 скорости звука (поскольку при развороте на такой скорости самолет неминуемо залетал в чужое воздушное пространство), SR-71 полз на 2.54 и 22 километрах высоты. В таких условиях, с наземным наведением, он был неоднократно перехвачен МиГ-25, с выходом на высоту 19 км и дистанцией до 3 км.

Hidden text

Говоря про возможность перехвата SR-71 расчетом из 2–4 МиГ-25, нужно понимать, что ранние варианты МиГ-25 шли с наземным наведением — бортовой аппаратурой «Лазурь‑М» системы наведения на цель «Воздух-1». Бортовая РЛС первых вариванто РП-25 «Смерч‑А» изделие 720, шла с заявленной дальностью обнаружения цели с ЭПР 16 м2 — 100 км.
С учетом того, что ЭПР для разных частот отличается, захват цели с ЭПР 10 м2 не гарантирован на той дальности, когда БЭВМ МиГ успела бы выработать решение на пуск, и за то время, пока ИК ГСН Р-40Т успела бы захватить цель.
При дальности пуска Р-40Т — 30..50 километров на встречных курсах, и совокупной скорость 2.8 + 3.2 — около 6 махов, или 2 километра в секунду, нет гарантий принятия решения за 30/2..50/2 — 15..25 секунд. Работа же линии наземного наведения еще в Вьетнаме подавлялась средствами РЭБ, например подвесными контейнерами QRC-128 на F-105F, поэтому эффективность наземного наведения под вопросом. Отдельно надо рассматривать вопрос, способна ли ИК ГСН Р-40Т вообще захватить SR-71 на такой дальности, и насколько были бы эффективны средства РЭБ SR-71.

Шведы, в свою очередь, тоже не упускали случая попробовать перехватить SR-71 на своих Saab 37 Viggens, разогнавшись до предельных 2.1 маха, и сделав динамическую горку с 18 километров, захватить цель радаром наведения. Согласно мнению ВВС Швеции, при 322 пролетах экспресса с 1977 по 1988 год, в 51 случае захват удался.

29 июня 1987, при одном из таких полетов, один из двигателей SR-71 отказал. Рассекреченные 30 лет спустя данные NSA (National Security Agency) говорят о том, что Миг-25 перехватили поврежденный SR-71, но. К этому времени его уже сопровождали 2 шведских Saab JA 37 Viggens, сорвавшие перехват. Чуть позже их сменили еще 2 Сааба, сопроводившие SR-71 (AF serial number 61–7964, Lt. Cols. Duane Noll and Tom Veltri ) до воздушного пространства Дании. Сам самолет сел в Nordholz, Германия.

Конец эпохи

Первые разговоры о том, что SR-71 пора на пенсию и в музей, начались в 1988 году. В конце 1989 программа была закрыта. Три самолета были выведены из консервации в 1993, в 1997 Билл Клинтон отменил дополнительное финансирование, и в 1998 программа была закрыта окончательно. NASA использовало 2 SR-71 до 1999, когда и их отправили в музей — Dryden Flight Research Center (Armstrong Flight Research Center).
Причины все те же — деньги. Армия хотела получать не стратегические данные спустя 2–3 дня (пока самолет сядет, пленки выгрузят и привезут на проявку), а тактические, в реальном времени. U-2 переоснастили новыми системами связи, SR-71 — нет. ВВС еще с 1983 года начали проработку БПЛА — когда Lockheed выпустила доклад — Проектирование беспилотных самолетов с большой продолжительностью полета, с силовой установкой на солнечных батареях и топливных элементах (Design of Long Endurance Unmanned Airplanes Incorporating Solar and fuel cell propulsion, 1984). Итогом стали БПЛА — Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk и Lockheed Martin RQ-3 DarkStar.

Из 32 построенных самолетов SR-71 потеряно 11, остальные 21 находятся в музеях.
Из 15 серийных A-12 (и всего 18 включая 3 YF-12) — потеряно 6, в музеях и выставках 9, в том числе один в CIA headquarters, Langley, Virginia. Из 3 YF-12 — потерян 1, в музеях — 2.

YF-12
YF-12
Источники

 

Комментарии (44)


  1. blik13
    14.07.2024 11:09
    +3

    Есть неплохие видео на тему этих самолётов (и не только) у скайшипс на Ютубе.


    1. aboba488
      14.07.2024 11:09
      +4

      Это который вне политики, у которого МиГ-25 "король" перехватчиков? И который всегда замалчивает в своих обзорах факт прямого копирования техники в СССР.

      Очень советую проигнорировать его обзоры и посмотреть Mustard или Real Engineering. Или Aeroplane XRTC у которых обзор был частично украден тем самым Skyships.


      1. Sysliks
        14.07.2024 11:09
        +7

        Миг-25/31 это же у которого крейсерская скорость на 1000км\ч выше, потолок на 10км выше, а дальность такая же как у Раптора, например? И основное вооружение на 120-160км достает (с 2004 наконец то догнал амраам по дальности, Р-33 принят на вооружение в 83году) . Действительно, с чего бы это такое мнение. Конечно, создавался он не только как перехватчик, но уж что получилось... А кто по вашему мнению лучше чем этот самолет способен выполнять функции перехватчика?


        1. arheops
          14.07.2024 11:09
          +6

          И заметность в разы выше. А также дальность поражения цели в разы меньше. Толку то что скорость выше? Надо подлететь.

          Миг король "боя на средней дистанции". Раньше говорили на малой, но на малой скорость сильно большая. Только нету этой средней дистанции когда твои апоненты имеют ракеты и системы обнаружения на 1000+км.

          Есть компьютеры, их можно поставить уже в каждую ракету, типерь самолет - система для подвеса ракет, а не что-то, что может спастись маневрированием.


          1. Aleksei_7bc
            14.07.2024 11:09
            +2

            На днях выкладывали реальные записи с боевыми действиями Су-34. Для выхода на точку сброса бомб - 6 минут постоянных противоракетных маневров по уходу от "Патриотов" при подсказке с земли и истребителей поддержки. Так что маневр пока необходим.


            1. arheops
              14.07.2024 11:09
              +3

              Ну так не выкладывать же видео, где самолет развалился от первой же ракеты.

              А где он кстати ракеты Пэтриота нашел? У него обычная дальность 3-20км, два в Киеве стоят, по одному в Одессе и Львове. Он летал над Одессой? Та его б сбили с земли без Пэтриотов.

              От ракет системы Пэтриот тяжело уворачиваться, если уворачиваешься система посылает их 4-6. Это ракеты-спринтеры короткой дистанции. С момента пуска вам не успеют по подсказке с земли ничего сказать. Время в воздухе ракеты на макс дальности - 15-17 секунд для 80км.

              Может SAMP/T ? там дальность 100км.

              И зачем он зашел в зону действия ПВО если у него радиус поражения больше по сообщениям выше?

              Ну и мы же не про систему ПВО фиг знает какого года, а про сравнение с перехватчиком такого же класса с ракетами вида AIM-120 AMRAAM - 130км до цели.

              А со 130км Ф-35 от птицы отличить проблематично.

              Основное вооружение МИГа то может достает на 130, только он не видит современные истребители на таком расстоянии походу. Тоесть он может их достать только если они над територией России и все дружественное ПВО все еще функционирует.


          1. yerm
            14.07.2024 11:09
            +6

            Средней дистанции? Это 300 км - средняя дистанция?И расскажите про ракеты и системы обнаружения на 1000 км?


            1. arheops
              14.07.2024 11:09

              Близкая для перехватчиков - это когда он визуально видит противника.


        1. Grigory_Otrepyev Автор
          14.07.2024 11:09
          +5

          Миг-25/31 это же у которого крейсерская скорость на 1000км\ч выше

          Видишь глупость написана, открываешь профиль @Sysliks

          Зарегистрирован 8 октября 2011, Комментарии 22 - и думаешь, ну консерва, ну не читала ничего про отличия форсажного и бесфорсажного сверхзвука, не знает про Р15Б-300 С. К. Туманского (ОКБ А. А. Микулина) и Д-30Ф6 Авиадвигателя (Пермь) ..

          зато 25/31 пишет, будто у этих самолетов, кроме КБ, много общего


        1. aboba488
          14.07.2024 11:09
          +11

          Ага, вес под сорок тонн и ресурс двигателя 50 часов. На максимальной скорости в прямом смысле начинает саморазбираться от вибрации. В реальном боевом применении эти ракеты ни разу не показывали такой дальности, а радары мигов имеют слепую зону в верхней полусфере и их приходилось наводить подсвечивая цели с земли. Огромная, тяжеленная и неповоротливая пилотируемая тележка для ракет, с ресурсом двигателя на два боевых вылета и самоликвидацией на высокой скорости. Когда Беленко перегнал в Японию один, американцы ржали в голос, ибо компьютеры были ламповые. Все теоретики умные, циферки рисованные называют.

          Я в 183 учебном центре отучился на авиатехника, работал с этими корытами и плотно общался с пилотами. Можете мне басни крыладзе не рассказывать про передовые перехватчики СССР. Слава богу что никому не пришлось на этом воевать.

          Можете ещё историю иранских и иракских войн изучить, посмотреть как себя миги проявили. Большую часть разбомбили на земле, взлетевшие не успели сбить ни одной цели, потому что умели летать только прямо.


          1. Wesha
            14.07.2024 11:09
            +1

            историю иранских и иракских войн изучить, посмотреть как себя миги проявили.

            А точно не прокладки?


            1. aboba488
              14.07.2024 11:09

              Москвич с переваренными порогами не перестает быть москвичом. Возьмите новый с конвейера - все ещё не Мерседес.

              Удивительно, правда?


              1. Wesha
                14.07.2024 11:09
                +2

                Москвич с переваренными порогами не перестает быть москвичом

                Москвич перестанет быть москвичом только если переедет в другой город.

                Удивительно, правда?

                Да, правда удивительно: разговор был про самолёты — и вдруг откуда-то всякие пороги появились...


                1. aboba488
                  14.07.2024 11:09
                  +1

                  Прошу прощения, не так понял. На прокладки подумал про переваренный лонжерон. Там совки дружественным странам продавали миги с исчерпанным ресурсом, меняя несменяемый лонжерон путем разрезания надвое и вварки назад нового куска корпуса с непредсказуемым остаточным ресурсом и прочностью. Благо самолёт был стальной. Особенно пострадал Египет, им по фуллпрайсу впарили много таких не битых не крашеных москвичей с переваренными порогами. Износ основных силовых элементов тоже был следствием вибраций на высоких скоростях. Уже через пару сотен часов самолёт начинал гулять, и что делать с таким неликвидом партия долго думала, но потом придумала кинуть своих немногочисленных союзников


                  1. Wesha
                    14.07.2024 11:09
                    +1

                    Я имел в виду прокладку между сиденьем и клавиатурой штурвалом. Нам военрук много интересного на эту тему рассказывал про войны на Ближнем Востоке середины XX века.


            1. Grigory_Otrepyev Автор
              14.07.2024 11:09
              +1

              А точно не прокладки?

              На прокладки очень хорошо все списывать, как в докладе

              Опыт боевых действий войск ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г.

              http://militera.lib.ru/science/sb_libya1986/index.html

              что если не арабы, то советсая техника ууу, ооо.


        1. bbs12
          14.07.2024 11:09
          +4

          Сравнивать образцы техники по числовым параметрам, которые написаны в википедии - это забавно. При таком сравнении Ваз-2106 выглядит не особо хуже какого-нибудь мерседеса 90-х годов. Масса, дальность езды, диаметр колес, объем бака - вполне сравнимые параметры. Но есть нюанс.


          1. ksbes
            14.07.2024 11:09
            +1

            Чушь порете. Возьмите и сравните - там разница весьма существенная именно по ТТХ.
            Ну и раз вы критикуете такую методику сравнения - предлагайте свою! Надеюсь не предлагаете полагаться на авторитетное мнение слабоизвестных широкой аудитории людей?


        1. yrub
          14.07.2024 11:09
          +2

          Миг-25/31 это же у которого крейсерская скорость на 1000км\ч выше, потолок на 10км выше,

          выше чем у кого? на ютубе есть интересные видео про sr-71 от пилотов, которые на нем летали, там по-моему 2.3 маха крейсерская скорость у него (скорость таких самолетов в махах измеряется с учетом высоты полета). я раньше переводил и помню, что всяко больше чем у Миг-25/31 получалось, просто одни самолеты для дела делали и долго не светили перед публикой, а на других рекорды ставили, раз американцы в этом не участвуют. удивительно что в СССР еще свой “цирковой” x-15 не сделали.

          а если говорить про миг-25 как перехватчик, то этот самолет рекордсмен внезапно был бессилен в перехвате sr-71, что как бы намекает у кого какие реально характеристики.

          по ракетам тоже не все так просто, речь про высотный полет идет, среда там разреженая, рули у ракеты не работают, не знаю что там насчет Р-33 и подобных, обычными земля-воздух sr-71 так ни разу и не сбили, хотя отстреляли 2 или 3 тысячи


          1. ksbes
            14.07.2024 11:09
            +1

            а если говорить про миг-25 как перехватчик, то этот самолет рекордсмен внезапно был бессилен в перехвате sr-71, что как бы намекает у кого какие реально характеристики.

            Он был "бессилен" не из-за своих ТТХ, а из-за профиля полёта разведчиков - они собственно "сквозь" СССР и не летали - для этого уже спутники были. А при таком времени нахождения у границ и другой бы SR-71 не смог бы его же и перехватить - там на таких скоростях времени просто не хватит на манёвры. Для надёжного перехвата там уже гиперзвук нужен был.

            обычными земля-воздух sr-71 так ни разу и не сбили, хотя отстреляли 2 или 3 тысячи

            Вы его с U-2 не путаете? SR-71 в воздушное пространство СССР и не входили никогда, если правильно помню. Кто по ним стрелял? Свои же?


            1. yrub
              14.07.2024 11:09

              Кто по ним стрелял? Свои же?

              написано в википедии.

              про перехват никак комментировать не буду, не специалист, но есть подозрение что вы не правы. теми же миг-31 он перехватывался (судя по рассказам из интернета), это одна из причин, почему он перестал летать. Летал высоко, радарами засекался на подлете, на своих 2.2-2.3 маха он летал практически по прямой. А вашу версию я вижу впервые :) 

              спутником все не снимешь, но его оборудование позволяло прощупывать на 100-200 км, летали они на Мурманск, Петропавловск-камчатский и т.д.. Сквозь СССР не летали по политическим причинам в первую очередь.


              1. Grigory_Otrepyev Автор
                14.07.2024 11:09

                Летал высоко, радарами засекался на подлете, на своих 2.2-2.3 маха он летал практически по прямой. А вашу версию я вижу впервые :)

                3.2 в статье, но вы ж ее даже не читали


            1. Grigory_Otrepyev Автор
              14.07.2024 11:09
              +1

              Вы его с U-2 не путаете? SR-71 в воздушное пространство СССР и не входили никогда, если правильно помню. Кто по ним стрелял? Свои же?

              В А-12 стреляли над Вьетнамом пару раз (не пару тысяч) . Не попали.


              1. yrub
                14.07.2024 11:09

                Over the course of its reconnaissance missions during the Vietnam War, the North Vietnamese fired approximately 800 SAMs at SR-71s, none of which managed to score a hit.

                Вот написал же где смотреть, в чем была проблема сходить и прочитать? Цифру в 2 тысячи услышал в одном из фильмов про него или рассказов пилотов. Стреляли еще и Корейцы. Статью не читал, мне не интересно после всего просмотренного, а скорость да, спутал.


  1. Roland21
    14.07.2024 11:09
    +1

    Черный дрозд - это конечно легенда :)

    Чем принципиально SR-71, от  A-12 / YF-12 отличается? Не совсем понял по статье


    1. aboba488
      14.07.2024 11:09
      +8

      YF это истребитель, не пошедший в серию. A-12 это разведчик для нужд ЦРУ под их требования, SR-71 это то же самое , но для ВВС. Он тяжелее, ибо тащит чуть больше оборудования и двухместный. Был ещё M21, экспериментальный вариант, который носил с собой отсоединяемый дрон сверху фюзеляжа.


  1. F1eex
    14.07.2024 11:09

    Форсажная камера – это просто (нет). Это впрыск топлива за турбиной, с разогревом газового потока на выходе. Это значительно повышает тягу, но превращает турбореактивный самолет в реактивный (Ramjet), но при этом резко растет расход топлива.

    Посвятите, знающие люди, сгорание топлива при этом происходит с недостатком воздуха или же воздухозаборник шире раскрывается?


    1. arheops
      14.07.2024 11:09
      +1

      С недостатком воздуха и с меньшим уровнем компресии(меньшей скоростью истекания). В результате так же меньший коефициент полезного действия. Раскрывается сопло, впрыскивается больше горючего - в разы, расход и поток растет, КПД выхлопа падает. Забор воздуха тоже растет(скорость потока в воздухозаборнике растет) но незначительно. Насколько я знаю никто не делает в данный момент воздухозаборник с двойной-тройной мощностью. Поскольку на сверхзвуке это сильно накладно для обычного полета.


    1. Grigory_Otrepyev Автор
      14.07.2024 11:09
      +2

      Посвятите, знающие люди, сгорание топлива при этом происходит с недостатком воздуха или же воздухозаборник шире раскрывается?

      нет на SR-71 раскрытия воздухозаборника, есть положение регулярующего конуса. Задача АСУ двигателя - обеспечить оптимальное положение \ расход в зависимости от высоты-скорости-etc


      1. ksbes
        14.07.2024 11:09
        +1

        Там вообще двигатель многорежимный был, насколько я помню. И в том и была его фишка - что он умел выходить на режим прямоточника и обеспечивать хорошее КПД на таком "форсажном режиме".


  1. whickma
    14.07.2024 11:09
    +4

    О данном самолете есть книги https://archive.org/details/NASA_NTRS_Archive_20150014963 Ценность главным образом ссылками на подробности. Лучше там читать и уж точно не этого местного "автора". Кто знает чего он отсебятил опять.

    С другой стороны есть о чем прикалываться. Ну болен человек. Может он так лечится через генерацию фраз. Пикаба как она есть. Главное чтобы технические howto не писал. Иначе сойдут с ума студенты пытающиеся повторить. Есть такой термин стилометрия называется. Определяет авторство по методу "дельта Берроуза". Если кто не знает, что написать донатное, то пишите плагин для браузера, позволяющий детектить автора. Выделил тексты двух комментаторов в браузере и сравнил на предмет не одно ли это лицо под разными аккаунтами. На айпи нынче надежды нет, по себе знаю. Проксей не так много, а может как у нас в конторе полсотни чел с одного и того же компа гадости в этот ваш интернет пишут. Зачастую с коллективным творчеством.
    У @Grigory_Otrepyev основной аккаунт @Civil. Два десятка клонов типа @Sergej71. Желающие по круговороту репы вполне видят. Дело даже не в самих плюсиках. На прочтение любой статьи нужно время. Если плюсы свежей статье прилетают еще до среднего времени нужного для прочтения это очень странно и заставляет задуматься зачем задают вектор голосования. В какой-то момент он осознал что палится. Начал со знаками препинания баловаться. Кто в здравом уме будет ставить пробел перед точкой. Теперь он каждый коммент от клонов будет вынужден через рандомайзер аишный прогонять.
    Кому от этого плохо. Да всем насрать. Экспресс-газета.


    1. Grigory_Otrepyev Автор
      14.07.2024 11:09
      +1

      Лучше там читать и уж точно не этого местного "автора". Кто знает чего он отсебятил опять.

      @whickmaЗарегистрирован : вчера в 13:00

      Ваше мнение очень ценно для нас.


      1. Wesha
        14.07.2024 11:09
        +1

        Зарегистрирован 18 сентября 2015

        А моё?


        1. Grigory_Otrepyev Автор
          14.07.2024 11:09

          А моё?

          Чуть более чем


    1. Civil
      14.07.2024 11:09
      +2

      У @Grigory_Otrepyev основной аккаунт @Civil.

      Предоставьте ваши доказательства в саппорт хабра, а то, если верить вам, получается, что я нарушаю правила, пункт 3.8.c как минимум.


      1. whickma
        14.07.2024 11:09

        неуловимый Джо, это снова ты? Да всем насрать.


  1. Vsevo10d
    14.07.2024 11:09
    +6

     Это не совсем турбореактивный двигатель, или скорее, совсем не турбореактивный, turboramjet. Для гарантированного перезапуска двигателей пришлось применять впрыск триэтилборана (triethylborane (TEB)).Триетилборан пришлось применять в том числе потому, что топливо JP-7 (Turbine Fuel Low Volatility JP-7) крайне плохо испаряется, плохо загорается, и представляет из себя, в случае SR-71, еще и средство от насекомых (FLIT), хладоагент системы кондиционирования кабины, хладоагент самого планера, хладоагент для отсека шасси. JP-7 - не авиационный керосин, хотя J58 может работать и на обычном авиакеросине тех лет (JP-4 керосин-бензин и JP-5 - керосин с присадками)

    Рерайт:

    Это был не классический турбореактивный двигатель, а т.н. turboramjet. Сильный нагрев самолета трением об воздух привел к интересному инженерному решению: использовать для охлаждения топливо, которое, по сути, и так нагревается и сбрасывается наружу через двигатели. Хотя двигатель J58 может работать и на обычном авиакеросине, было разработано специальное топливо J-7, совмещающее функции хладагента для корпуса, системы кондиционирования кабины и других систем. Такое топливо поджечь было гораздо сложнее, поэтому зажигание производили впрыском триэтилборана, спонтанно воспламеняющегося при контакте с воздухом. Его запаса на борту хватало на 16 зажиганий, перезапусков и форсажей, что ограничивало длительность полета – при дозаправке форсажные камеры приходилось гасить. Забавно, что производство миллиона литров нового топлива привело к дефициту популярного инсектицида FLIT, использовавшего те же промежуточные продукты нефтепереработки в производстве.

    Раза в полтора длиннее, зато изложено последовательно и понятно не шизофреникам.


    1. Wesha
      14.07.2024 11:09

      Я Вас попрошу нашу птичку нейросеточку не обижать!


      1. Grigory_Otrepyev Автор
        14.07.2024 11:09

        нейросеточку не обижать!

        нейросеточку обидеть каждый может!
        СР!


  1. aush99
    14.07.2024 11:09
    +2

    И в источниках нет книги Бена Рича Skunk works: A personal memoir of My years of Lockheed???

    И SR-71:the complete illustrated history of the Blackbird ???


    1. Grigory_Otrepyev Автор
      14.07.2024 11:09

      нетути ((


  1. ivankudryavtsev
    14.07.2024 11:09
    +1

    Вживую SR-71 выглядит офигенно, конечно. Прям из Звездных войн. Видел в NYC на авианосце-музее.


  1. Lunatikoff
    14.07.2024 11:09

    Под черного дрозда создавался комплекс С-200/SA-5 . Всем с Деева, Эстонской ССP привет. Двухсотка по ТТХ и алгоритмам песня, всё остальное так, шум)


  1. Kurku9r
    14.07.2024 11:09

    Есть прекрасная книга, в которой раскрыты еще интересные детали и рассказано о продолжении работ по технологии стелс. Рекомендую к прочтению.

    Ben R. Rich,Leo Janos: Skunk Works — A Personal Memoir of My Years at Lockheed. 1994. ISBN 0316743003