Прощальным костром догорает эпоха
И мы наблюдаем за тенью и светом
Вы не заметили, что из русского информационного поля почти пропала тема про «Россия делает сама» и прочее импортозамещение?
За эту статью попрошу повторно поблагодарить (безвременно ушедшего в readonly) пользователя @KadesVII (Зарегистрирован 19 мая 2023) с его миграцией мнения от
Но врать — это уже преступление. С таким подходом законы останутся на том же уровне, ничего не изменится, и все так и будут врать всю жизнь до
Всего в 2023 г. построено девять машин в комментариях, и иных вновь зарегистрированных граждан с активной гражданской позицией, и, к сожалению, только ей.
Нет, безусловно, что-то по «импортозамещению» осталось.
То на cnews расскажут про острый дефицит высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров -
самой, как мне кажется, проблемной является ситуация с организационно-управленческими компетенциями. Налицо отсутствие управленческого состава с опытом работы на ведущих мировых предприятиях.
То в «сделано как бы у нас, и из отечественных материалов, только отечество не наше» расскажут про отлаженное производство дверей из МДФ, или про то, что МС-21 сделал бочку (МС-21 выполнил фигуру высшего пилотажа для боевых самолётов).
То в блоге МТС расскажут не про то, как их облако лежало неделю (с 17 по 23 марта 2024), и не как у них идет отказ от VMware Cloud Foundation, а перепишут текст из, примерно, 80х:
Проиграв Лунную гонку, советские конструкторы не опустили руки, наоборот, они умели «в пиар» и заявили, что спутник Земли нужно осваивать автоматами .. У нашей страны самый большой опыт по разработке орбитальных станций: восемь собственных и российский сегмент на МКС. США создали одну национальную станцию, Китай — три. Так что у России есть научно-технический задел для разработки, запуска РОС, ее эксплуатации и подготовки экипажа. Космический развод: зачем России национальная орбитальная станция?
То Роскосмос попросит выложить новость - Роскосмос опубликовал несколько фотографий Орла — нового космического корабля
Что не так с текстом от МТС, спросите вы? Да, примерно, все.
Чтобы понимать, насколько глубока кроличья нора, необходимо вспомнить и хронологию «Лун», и смежные индустрии, авиацию и корабли космического комплекса, и в целом причины существования и МКС, и Шаттлов, и причины конца эпохи Шаттлов.
Хронология Лун
1966. Луна-12. Е-6ЛФ № 102 Выход на орбиту Луны, фотографии Луны.
1966. Луна-13. Е-6М № 205 Мягкая посадка на Луну, передача фотографий.
1967. Луна Е-6ЛС № 111 Космос-159. Отказ разгонного блока, сгорела в атмосфере спустя полгода (16 мая 1967 – 11 ноября 1967).
07.02.1968. Луна Е-6СЛ № 112. Авария до выхода на орбиту.
02.03.1968. 7К-Л1, № 6. Отказ системы ориентации, слетал «не в ту сторону», подорван при посадке «куда-то в землю» .
07.04.1968. Луна-14. COSPAR ID 1968-027A. Отработала 75 дней на орбите Луны, потом упала «куда-то на Луну».
23.04.1968. 7К-Л1, № 7. Отказ на запуске через 260 секунд после старта. Во время выведения после сброса головного обтекателя прошла несанкционированная команда «Авария системы автономного управления» и сработала САС. Спускаемый аппарат благополучно приземлился в районе Джезказгана.
14.07.1968. 7К-Л1, № 8. Отказ на заправке до запуска. Взрыв блока на старте. Трое погибших. По другим данным, погиб капитан И.Д. Хридин (или И.Ф.Хридин –на этом информация и заканчивается, он то капитан, то майор Иван Хридин, КБМ, похоронен Алмааты), ранен майор В.А. Блохин. Версии расходятся от «двое испытателей получили травмы» до «несколько человек получили тяжелые ранения. Причиной катастрофы стал бракованный кабель, изготовленный ленинградской фирмой Красная Заря и установленный стартовым отделом без прозвонки».
15.09.1968. 7К-Л1, № 9. Зонд-5. Слетал «в ту сторону», сел. Официальная версия - Во время полета не работал звездный датчик ориентации, а после облета Луны вышла из строя гироплатформа. Это явилось причиной отказа от управляемого спуска в штатном районе приземления в Казахстане. Корабль был закручен двигателями ориентации в режим баллистического спуска и совершил приводнение в запасном районе посадки в Индийском океане. Корабль вошёл в атмосферу 21 сентября 1968 года в 18:54 по Москве, а уже в 19:08 — приземлился на воду. Обнаружить аппарат удалось утром следующего дня научно-исследовательским судном академии наук СССР «Боровичи», а подъём аппарата из воды был осуществлён к полудню на специально оборудованное для этого экспедиционное океанографическое судно «Василий Головин». К 3 октября корабль прибыл в Бамбей (Индия), откуда был доставлен самолётом в московское «Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения». Сейчас «Зонд-5» находится в музее РКК «Энергия».
7К-Л1 № 10 был переоборудован в специальный беспилотный корабль 7К-Л1С
10.11.1968. 7К-Л1, № 12. (Зонд-6) Облет Луны, разбился при посадке на Землю – разгерметизация, незапланированный отстрел парашюта на 5.3 км. По какой-то удаче не сработала система самоликвидации, и из корпуса удалось достать фотопленку.
20.01.1969 7К-Л1, № 13. (он же №7 - Zond 1969A) Отказ на 501 секунде полета.
19.02.1969. Луна Е-8-5 № 201 - Луноход-0 (Luna 1969A). Авария на 51 секунде полета – разрушение головного обтекателя.
21.02.1969. 7К-Л1 № 11 (7К-Л1С) – авария Н-1 на запуске. Отказ на 41 секунде полета.
15.04.1969. Luna 1969B. Ошибка идентификации NASA, с чем спутали – до сих пор военная тайна, NASA пишет про запуск 15 апреля 1969.
13.06.1969. Луна-15. (E-8-5 №.401 ). Авария на посадке на Луну – вроде, воткнулись в гору.
14.06.1969. Луна Е-8-5 № 402. (Luna 1969C). Авария на старте, не вышел на орбиту.
23.06.1969. Луна-Е-8-5 № 403. Космос-300. Не выход на орбиту отлета.
03.07.1969 7К-Л1С (Л1А), № 14 – авария Н-1 на запуске.
08.08.1969 7К-Л1, № 15 (Зонд-7) – облет Луны. Удачное возвращение. СА корабля 7К-Л1 №11 («Зонд-7») находится в демонстрационном зале филиала МГТУ им. Н.Баумана в Орево (ракетный ангар).
22.09.1969. Луна-Е-8-5 № 404. Космос 305. Не выход на орбиту отлета.
06.02.1970. Луна-Е-8-5 № 405. Авария на 127 секунде полета, не вышел на орбиту.
03.02.1970. Приказ Министерства общего машиностроения СССР №43
Документ определяет, что четыре пуска комплекса Е8-5, проведенные в 1969 году, закончились аварийным исходом (14 июня – авария ракеты-носителя, 13 июля – «Луны-15» разбилась при посадке на Луну, 23 сентября – не было второго включения блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-300»), 22 октября – авария блока «Д», станция осталась на околоземной орбите («Космос-305») и предписывает «строго указать директору и главному конструктору завода им.Лавочкина тт.Милованову и Бабакину на допущенное отставание в изготовлении объектов Е8-5 и Е-8 и обязать их принять действенные меры, обеспечивающие выправление создавшегося положения
12.09.1970. Луна-16 (Луна Е-8-5 № 406) привезла 101 грамм лунного грунта
10.11.1970. Луна-17 (Луна Е-8 № 203) - Луноход-1.
21.12.1970. Приказ №349 от 21 декабря 1970 года о выплате премии разработчикам и изготовителям объектов наземной космической инфраструктуры за выполнении отдельных этапов опытно-конструкторских работ по объекту Е-8-5
Луна-20 привезла еще 55 грамм грунта,
Луна-23 - авария при посадке,
Луна-24 – привезла 170 грамм грунта.
Всего привезено 326 грамм.
6 миссий Аполлон привезли 2196 образцов, общей массой 382 килограмма.
Так что, чего бы МТС не придумывало, но запуски Лун начались до проигрыша в лунной гонке, и закончились проигрышем советских автоматов.
Интересное не это
Чтобы сделать печенье, нужен труд многих людей.
Крестьянин выращивает пшеницу и отвозит ее на мельницу.
Мельник мелет из пшеницы муку.
Птичница насыпает зернышек курочкам, чтобы получились яйца.
Доярка кормит коровку сеном и дергает за вымя, чтобы коровка дала молоко.
Нефтяник добывает нефть, заливает ее в трубу и отправляет за границу, чтобы из-за границы получить сладкий сахар, без которого печенье не получится. Ну и немножко нефти отправляет на нефтеперерабатывающий комбинат, чтобы там из нее сделали бензин и отправили на автозаправочную станцию.
На автозаправочной станции бензин заливают в бак автомобиля, на котором ездит водитель.
Водитель заправленной бензином машины привозит муку, молоко, яйца и сахар на кондитерскую фабрику, где отдает все это кондитерам.
Кондитеры берут яйца, молоко, муку, сахар, закладывают в большую железную машину и зовут главного технолога, чтобы тот нажал кнопку. (Сказка)
Чтобы обеспечить запуск «чего-то» на орбиту, нужно не только заправить ракету, но и обеспечить съем телеметрии на всем маршруте. Под проект Аполлон были развернуты 26 станций наблюдения –
Для того, чтобы улавливать сигнал с Луны, была задействована целая сеть станций, установленных на больших двадцати шести метровых телескопах - «тарелках»: девять американских, три африканских, три австралийских, шесть на атлантических островах, две на тихоокеанских и еще три на морских кораблях. Главных станций было три, разделивших земной периметр на равные части: в Голдстоуне в США, в Хонисакл Крик около Канберры в Австралии и в Фреснедиллас под Мадридом в Испании. Так что, каким бы боком Земля не смотрела на Луне, там всегда бы был большой телескоп.
Телескоп Паркс смотрит на Луну
В СССР для связи и сбора телеметрии построили корабли дальней космической связи - Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ (СКИ ОМЭР) АН СССР, и корабли измерительного комплекса ВМФ СССР.
От всего комплекса остался чудом не распиленный на металл Космонавт Виктор Пацаев (будете в Калининграде – обязательно сходите), и пока еще не распиленный 1914 Маршал Крылов.
Как будет обеспечиваться связь – не понятно.
Что же касается озвученного у России есть научно-технический задел для разработки, запуска РОС – это как сказать. Многолетние попытки запустить Зарю - ФГБ-2, она же Наука, с 2007 по 2021 год, и итоги стыковки модуля, отлично показывают состояние «задела».
Как и запуск Луны-25:
Луна-15 (1969) воткнулась, предположительно, в гору.
Луна-23 (1974) упала на Луну с высоты 500 метров на 11 м\с, и лежит на Луне одним куском.
Луна-25 воткнулась в Луну на 1700 м\с - как Луны - 5,7,8 (1965 год).
Кадры. Кадры решают все.
Что касается кадрового состава, в этом году со скандалом сняли с полетов так никуда и не полетевшего Бабкина, и не понятно, что там опять с Крикалевым.
С какого-то возраста появился вопрос «Зачем?»
У советской программы космических станций (Алмаз) была понятная цель – фото и радиоразведка, управление с орбиты.
У советской программы мирного атома в космосе была не менее понятная цель - система глобальной спутниковой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) Легенда, потребовавшая разместить на спутнике реактор. Атом мирный, но не совсем.
У американских космических программ была цель «Глобальная инициатива из космоса» - в те благословенные времена на американские КБ была налажена поставка всего подряд. Знающие люди до сих пор нервно икают от слов OOST (One Stage Orbital Space Truck/ROOST (Recoverable OOST), Douglas ICARUS/Ithacus , Small Unit Space Transport and INsertion (SUSTAIN), HOT EAGLE (High Operations Tempo Energetic Access to Globe and Launch Experiment.
У программы Шаттл была идея – привозить с орбиты что-то на ремонт, и ремонтировать что-то в космосе. Например, Хаббл.
У российской «программы иногда посещаемой станции» цель не очевидна.
С пиаром в российской космической отрасли сейчас вообще никак – даже хорошие новости приходится смотреть в NORAD - Ангара: месяц спустя или когда дым рассеялся.
Главный вопрос – чего выводить на, хотя бы, ССО, и с чем экспериментировать на станции? И не надо показывать пальцем на Surrey Satellite Technology Limited, Thales Alenia Space (TAS) и Nippon Electric Corporation.
Состояние дел в космонавтике перекликается с состоянием дел в авиастроении
В теории:
В рамках ВЭФ-2022 ОАК подписала соглашение на поставку 339 самолетов с авиакомпанией "Аэрофлот". Предполагалось, что в 2023-2030 годах ей будет передано 210 лайнеров МС-21, 89 SJ100 и 40 Ту-214.
И на практике:
В мае этого (2024) года программа была обновлена: сроки выхода на рынок почти всех лайнеров были перенесены на несколько лет вперед, в том числе МС-21 - с 2024 на 2025 год, SJ100 - с 2023 на 2026, Ту-214 - с 2023 на 2025, Ил-114-300 - с 2024 на 2026.
Сейчас сроки сдвинули на 2027:
По данным концерна «Ростех», подписание соглашения закрепляет условия поставок 132 ближнемагистральных самолетов «Суперджет», 65 региональных турбовинтовых Ил-114-300 и 41 среднемагистрального Ту-214. Поставка воздушных судов будет осуществляться в период с 2027 по 2032 годы, что отражает долгосрочные планы по обновлению парка отечественных авиакомпаний. Интерфакс: ОАК и ГТЛК договорились о поставках 238 самолетов в 2027-2032 годах
И все вместе стало чуть дороже:
Себестоимость импортозамещенного МС-21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W;, стоивших до санкций 800-900 млн руб., на отечественные ПД-14 стоимостью почти в 1,8 млрд. Интерфакс: Планы выпуска российских самолетов до 2030 года могут быть сокращены
При невозможности найти комплектующие для гражданской авиации, где планируется брать комплектующие для космической станции, комплектующие для средств выведения, управления, etc.
Да что там комплектующие, что в РФ с производством кабелей разных типов, или, хотя бы, с силовыми транзисторами?
Чтобы не писать две статьи, подведу итоги для гражданской авиации за 3 квартал 2024:
SJ 97021 – на испытаниях. Активно летает (в июле 2024 летал)
SJ 97012 (95157) – сроки сдвинулись от:
серийные поставки самолётов SJ-100 с двигателями ПД-8 начнутся в 2024 году.
до:
19.09.2024: в Минпромторге ожидают разрешения на выполнение первого полёта с двигателями ПД-8 и проведение лётных испытаний.
Почему же почему «в летных испытаниях опытного образца ПД-8, установленного на Ил-76ЛЛ, произошел перерыв», при этом такой перерыв, что ПД-8 снова отправили на стенды, и только в конце октября планируют ставить на Ил-76ЛЛ.
Для сравнения, ПД-14 испытывали на ЛЛ с 2015 по 2018, сертификат типа получен в октябре 2018.
То есть, 2025+3 – к 2028 у ПД-8 может, и будет сертификат типа. Может, и нет.
БЕ-200 – второй для Алжира. Обещают отправить в Алжир до конца 2024.
Ту-214 в варианте с 3 членами экипажа: Аэрофлоту не нужен, выпуска в 2024 году не видно. Обещают доделать один и отремонтировать один до конца 2024 года.
МС-21: 23 октября выступая на пленарном заседании Совета Федерации генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что производство самолётов МС-21 начнётся в 2025 году.
«Начнется». Это, интересно, как, если корпуса / планеры стоят в сборочном цеху с 2023 года, ждут – в апреле 2024 ждало 5 корпусов, на октябрь 2024 – уже 9 корпусов в разной комплектации.
Иркут МС-21-310 73051 - на испытаниях с ПД-14. Активно летает, прошел испытания по CAT IIIa (ICAO), на управление двигателями, на фильтры, на ИСРП-21, на обледенение (31.10.2024).
Иркут МС-21-310 73053 - на испытаниях с PW1400G-JM. С мая 2024 на хранении в Иркутске.
Иркут МС-21-310 73054 - на испытаниях с PW1400G-JM. Активно летает (1 раз в месяц), дорабатывают механизацию.
Иркут МС-21-310 73055 - на испытаниях «вообще» с ПД-14. В апреле обещали полеты «в июне 2024», но не видно – в апреле 2024: «По словам Анатолия Гайданского, первый полёт борта 73055 в частично импортозамещённом облике состоится до 30 июня».
В октябре 2024 никуда не летит: «Генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский посетил Иркутский авиазавод и проверил ход работ в рамках оперативного недельного графика по опытному самолёту МС-21 б/н 73055 (с/н МС.0012) .. Сейчас на машине ведутся отработки систем в целях обеспечения первого полёта. Особое внимание уделяется системе электроснабжения, которая находится на критическом пути и существенно влияет на сроки отработок других систем», – говорится в сообщении»
Иркут МС-21-310 73056 - на испытаниях с PW1400G-JM. Летает.
Иркут МС-21-310 73057 /73361 - на хранении, не летает с апреля 2024. Тот самый, с импортозамещенным крылом, и теперь с ПД-14.
То есть, ничего особо нового со времен статьи Авиация: промежуточный итог 2 квартала 2024
Стоит ли удивляться, что и изумительные истории про авиацию пропали из новостей?
Точно так же, с авиастроением и космонавтикой перекликается состояние дел в микроэлектронике
В прессе перестали рассуждать про Байкалы, Эльбрусы и прочие – почти все, как оказалось, были производства TSMC. Теперь рассуждают про FPGA, но, как говорится, есть нюанс:
Марсоход3GW2 – в статье Импортозамещение работает: две российские FPGA платы, полностью импортозамещающие 35 американских и китайских плат . Только сделан Марсоход3GW2 на Gowin FPGA GW1NR-LV9QN88PC6/I5 и FTDI FT2232H:
GOWIN Semiconductor Corp., headquartered with major R&D in China
FTDI Chip is a fab-less semiconductor company established in 1992, partnered with the world’s leading foundries. The headquarter is located in Glasgow, UK and is supported with research and development facilities in Glasgow and Singapore
Там же помянутая «Отладочная плата ПИР СЦХ-254 "Карно"» построена на Lattice ECP5:
Lattice Semiconductor Corporation: Headquarters: Hillsboro, Oregon, United States
Примечание: анонса FPGA-Systems 2024.2 30 ноября 2024 года – Москва не было на Хабре? Анонс В СпБ был, от Ядра, @KeisN13 не пишет анонсов с мая 2024, только комментирует.
Итого
Новых ракет нет. Союз хороший, но он не вытащит 20 тонн одним куском.
Новых самолетов нет, а старые не нужны.
Новых микросхем нет, а старые имеют проблемы .. причем, везде, вплоть до, цитата:
Первая часть Марлезонского балета: поставляют ОК в упаковке, исключающей возможность применения автоматической установки на плату, поскольку ни в один из питателей эту упаковку не засунуть. Цех интересуется, что ему делать и получает от разработчика рекомендацию доставать диоды из упаковки пинцетом и устанавливать на полуавтомате.К вопросу об импортозамещении
Высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров нет. И не будет, их надо было начинать учить 20 лет назад. Будут «так себе» и «очень дорогие», но про это будет другая статья (пишется, традиционно будет в телеграмм канале и на Пикабу).
Импортозамещение сегодня, это монтаж американского или китайского чипа на плату.
Зато 50 лет назад в СССР:
товарищ Никита Сергеевич Хрущев участвовал в международном забеге и занял почетное второе место. Американский президент пришел предпоследним
Литература
Лунные зонды СССР
РГАНТД - История полетов лунных кораблей «Зонд»
50 лет облёту Луны живыми организмами
Телескоп Паркс смотрит на Луну
СИСТЕМА АВТОНОМНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ НАВИГАЦИИ «АЛЬФА» ПРОЕКТА ПИЛОТИРУЕМОГО ОБЛЕТА ЛУНЫ Л-1
Объединенный проект - УР-500К + 7К-Л1
Степанов А.Н. Полигон Байконур. Записки испытателя
Олейник Виктор Яковлевич. От "Стилета" до "Стрелы" - путь 6-ой ОИИЧ (вч 44108).
Комментарии (60)
Apizh
11.11.2024 20:06Высококвалифицированных низкооплачиваемых кадров нет. И не будет, их надо было начинать учить 20 лет назад.
Как показывает депопуляция, проблема с "родить" в начале, а потом уже учить, ну и так и далее... .
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06И у этого новорега все про политику, да что ж такое то
vmpg
11.11.2024 20:06Эм... То есть "надо было учить" - это не про политику, а "надо вначале родить" - это про политику?..
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Вроде написано - FPGA платы российские. А не FPGA чипы. БЕ-200 вообще аналоговнет. Воронежские ПЛИСы наверняка законтрактованы по самое "не хочу". Если вы хотите рассказать о принципиальной разнице Говина и ВЗППС - послушаю. И не понятно в Итого - всёпропало, или не всё? Сложилось впечатление, что статья больше про зарплаты отраслевые, чем про технологии
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06Сложилось впечатление, что статья больше про зарплаты отраслевые, чем про технологии
@Vadim_1984Зарегистрирован 11 сентября
привет активному гражданскому позиционированию
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Растолкуйте. Вашу дату регистрации не буду смотреть. Считать, что это какой-то критерий интеллектуального развития, по достижению которого имею право, а до - тварь дрожащщая)) Или что вы имеете ввиду? Год моего рождения в нике, вдруг я больше права имею ;) А, понял, минус в карму - я переживу))
Ext_Art
11.11.2024 20:06Потому как все по методичке. Что не понятно? Человек тут работает, а Вы со своими комментариями ненужными.
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Подождём, пока он дойдёт до публикации своей методички))* Я - обычный человек, не стыжусь своих мыслей и каментов, работаю в более чем реальных секторах экономики, и талмуды пишу в виде документации к моим разработкам, а не в соцсети Хабр. Так что, надеюсь, Вы тег "сарказм" просто забыли поставить
*хотя я уже написал, что его "работу" в каментах можно заменить ботом, я даже думаю - что эту мешанину в виде его текущего поста нейросеть составляла, как там приплетена уникальная разработка БЕ-200, произведена манипуляция подменой понятий про плату FPGA (только слепой не увидит, а ощущение, что человек в вопросе не разобрался), или манипуляции - это и есть его "работа", и вовсе не сарказм это был?
Buzzzzer
11.11.2024 20:06Если дата регистрации меньше, чем у него, то он называет человека новорегом, как будто это показатель....даже не знаю чего....
Если человек зарегистрирован раньше, но нет статей или карма недостаточно большая, то аргументирует этим.
Еще он считает количество комментариев и может это привести как довод. Ну т.е. видимо если мало комментируешь, то это приговор.
Если вышеперечисленное не катит, то добавляет что-нибудь про заговоры, политику и ботов, а если совсем плохо, то просто пишет, что то в духе "Твое мнение ничего не значит", что-нибудь вырывает из контекста и минусит.
Не обращайте внимания, это не лечится :)
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Почти ТЗ на разработку Бота-коментатора Отрепьева :) Да я не обращаю - мне в школе одноклассник сказал мудрейшую вещь как-то - обиделся - значит себя узнал :)
ssj100
11.11.2024 20:06Если дата регистрации меньше, чем у него, то он называет человека новорегом,
А сам не более года как зарегистрировался :)
igorts
11.11.2024 20:06Отрепьев делает все, чтобы хабр вызывал отвращение.
Именно после его выпадов я практически перестал сюда заглядывать, слишком тошнотворная тут стала атмосфера!
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06Отрепьев делает все, чтобы хабр вызывал отвращение.
Пишет нам человек с кармой -17 и 0 статей за 11 лет.
Жду сеанса разоблачения моих ботов
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Ну так чего там с моим вопросом про FPGA, или только по верхам можете, кармы да даты регистрации смотреть? А так - да, можно написать бота, который будет генерировать столь же "высокоинтеллектуальные" ответы, если у вопрошающего будет недавняя дата регистрации, низкая карма, не будет статей)) Надо антибота предложить сделать разработчикам Хабра по этим паттернам, будете в капче сидеть вместо бессмысленных постов про даты-кармы))
ssj100
11.11.2024 20:06Опять полугодовой новорег, открыв консерву взялся за перо.
И начал строчить что в интернете кто-то не прав, кашу из историй освоения луны приправленными советскими анекдотами, ссылками на телеграмм канал и Пикабу
kt97679
11.11.2024 20:06Скажите, а каких изменений вы бы хотели? И как вы предлагаете добиться этих изменений?
ssj100
11.11.2024 20:06Да что вы хотите он новорега? Его дело строчить
доносыразгромные статьи (как минимум 3 таких знаю и все в одном стиле)
alexerisov
11.11.2024 20:06Ну, как вариант, интегрироваться и сотрудничать с международной космической отраслью. Но для этого нужно делать шаги вперёд, а это ровно противоположно тем шагам, из-за которых РФ и изолирована от международной космической отрасли. Это и неонацист долгое время в руководстве Роскосмоса и полномасштабное вторжение.
Политические шаги в ненужном направлении подбили многие сферы, и чтобы это залатать, очевидно, нужны такие же политические шаги в обратную сторону.
kt97679
11.11.2024 20:06Я полностью с вами согласен, но из статьи совершенно не очевидно, что автор придерживается той же точки зрения.
robin23
11.11.2024 20:06На МКС изолирована?
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06@robin23 Зарегистрирован 22 октября Комментарии 1
Я то думаю, почему персонаж не в курсе про изоляцию российского сегмента МКС, а это новорег с единственным комментарием
Furriest
11.11.2024 20:06- До чего дожились, - иронически сказал Полесов, - вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!..
webhamster
11.11.2024 20:06Да надо было оттуда же добавить:
> У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать все будет… Мрак! А остальные моторы — харьковская работа. Сплошной госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел…
chapai22
11.11.2024 20:06непонятно - в чем пафос или антипафос?
при той электронике, ручном проектировании, и сборе телеметрии урывками через узкий канал - десяток устройств, даже потерянных, лучше чем одно, проскочившее на тоненького.
Для рекламы конечно эффектней с первого разу - ура и чепчики..
Для инженера, устройства коие сломались десять раз в десяти разных местах но успели что то рассказать каждый раз - ценней. А лучше 20 или 30. Ибо иных способов сбора данных нет. Дорого да, но если можно себе позволить...
Кто то может организовать непрерывный мониторинг по планете, кто то нет. Все остальные на тот момент, окромя штатов, и СССР, не осилили и даже не мечтали.
и в 69 году - ну не радиолампы, но сборки и низкая интеграция и жесткая автоматика, поди с таким попрыгай. Автоматика в итоге получилась вполне себе.
Сейчас проще. Ну так завтра будет еще проще - если подождать.
А лунный грунт - его наса выкидывала на помойку как помнится. Чего в нем ценного, в килограммах? Оно загадкой было только во времена Жюль Верна.
Вообще вся эта космическая пафосная шняга - только для рекламы и была. Спутник на орбите куда полезней.
Наверняка можно повесить "луностационарно" передатчик, синхронизировав так, чтоб все время смотрел на луну. Или высокоэллиптическую орбиту и некую цепочку передатчиков... Может и выйдет непрерывно мониторить, нежели штучные корабли. Опять, зачем это все? Сейчас слетать к луне могут все желающие - вопрос в деньгах и потребности зарядки для хвоста..
С авиадвижками тож. - брать за два мильярда или не брать? Если не брать,то с чего им дешеветь, если делать не станут. И каждый раз будет чик c дешевыми, "я вам подмигиваю". Международная интеграция клево, когда в одном месте планеты рис а в другом микросхемы и все братья, - но если своего нет, пусть и попроще, в кране водичку перекроют, сменив повестку.
Пусть не топчик - но ездит-летает, работу дает всей цепочке, учоных с инженерами стимулирует. А иначе пойдут либо в пятерочку охранять (или за водочкой) если iron-curtain, либо в аэропорт за билетом. Это даже Трампыч рассказывает.
С микросхемами влипли и вроде осознали.Но опять же быть на пике прогресса хорошо, но и пониже тоже не плохо. Внизу совсем печально. Даже простые но свои процы - неплохо.
будут ли выводы и действия по итогу - поглядим. Штаты кстати тоже в это влипли и стараются поправить.
Кстати сахар в России похоже свой даже больше чем в штатах. Штаты импортируют более четверти, Россия 15%. При том, что экспортировала раза в два-три больше чем импорт. До запрета на экспорт. Так что нефть уходит на другое. В штатах сахар дорогой с древних времен - квота, запреты и налоги. корн-сироп не зря в кокаколе только в штатах. Он тупо дешевле сахара по итогу, хотя само производство сложней и дороже. Но выбора нет. Лобби.
И колеблется от повестки - иногда перегонять кукурузу на спирт и лить в движки (зеленая повестка) оказывается выгодней. И цены скачуть.
неясности, куды бечь?RoasterToaster
11.11.2024 20:06Чапай дело говорит! Нечего тудысюды шашкой махать. С белыми разобраться и страну дальше отстраивать. Много всего прощелкали, факт. Но догонять то попроще, огородами срезать можно. Страна у нас богата и сахарком и ураном, песка для машин думающих тоже найдем, не пропадем, догоним.
Импортозаместительность она ж не с кондачка делается. База ей нужна. Ситуевина то в мире вон как изменилась. Блогистические цепи то порушили нам, а нам кроме них как известно терять нечего. За пятилетку глядишь и подготовим в мирное время. А тень на плетень контра пусть не наводит.
Tzimie
11.11.2024 20:06Сахар может быть, а вот с яйцами и сливочным маслом проблема. Теперь ещё и яблоки и картошка. А вы говорите, космические корабли.
chapai22
11.11.2024 20:06яйцы должны быть стальные и 2 ought to be enough for anybody.
А то ишь, ракеты видите ли не той системы.
Сегодня душа весела,
гораздо бодрей, чем вчера.
Спросите у нас, как дела?
И мы вам ответим: ура!
Поступью железной
дружно, как стена,
мы шагаем вслед за,
невзирая на!
Мы горды своими
и, вперед глядя,
отдаем во имя
и на благо для!
Я чувствую, друг, как всегда,
твой локоть, а также плечо!
Сегодня мы - как никогда,
а завтра - гораздо еще!!!
1978
Wizard_of_light
11.11.2024 20:06У российской «программы иногда посещаемой станции» цель не очевидна.
Попилить бюджет, оправдать существование "Ангары", сделать то, что сможем (скорее всего) вместо того, что нужно.
AuToMaton
11.11.2024 20:06Зато 50 лет назад в СССР:товарищ Никита Сергеевич Хрущев участвовал в международном забеге и занял почетное второе место. Американский президент пришел предпоследним
Вы исказили анекдот убрав из него указание на то, что число участников забега равнялось двум. И сделали то же самое со всем остальным материалом.
Кому не нравятся новореги - срочно обдумайте смысл и цели системы кармы на Хабре. И заткнитесь по этому поводу. А мне позвольте два замечания уровня азбучных истин но общего характера, как статьёй так и комментариями навеянных.
Добыча природной ренты, особенно на уровне провоцирующем на создание терминов типа «суперэкстрактивная экономика», и эффективное создание добавленной стоимости несовместимы - требуют всего разного, от демографии до юриспруденции. В одном пространстве сосуществовать они не могут. По той же причине офисное здание Эппл большое и круглое, а исследовательские подразделения заняли параллелепипед поменьше и по соседству.
Догоняющее и опережающие развития требуют принципиально разных систем управления, что в условиях России транслируется в разные типы людей во власти, то есть в смену элит. На чём, среди прочего разумеется, и самоликвидировался СССР примерно догнав США. Китаю привет.
Позвольте привести несколько воодушевляющих цитат. А то народ в комментариях уже про неясности куды бечь.
Arbeit macht frei
Lasciate ogne speranza, voi ch’entrate
All systems red
NAI
11.11.2024 20:06Импортозамещение сегодня, это монтаж американского или китайского чипа на плату.
И? Что в этом плохого?
Apple тоже берет "китайские" чипы, собирает на тайванском заводе iPhone и все считают его американским. А когда так же делают в РФ, то все нудят мол не отечественное это... ¯\_(ツ)_/¯
Свое надо городить (если мы про общепром) когда существующее не устраивает (функционально\логистически).
Мы вот свой ПЛК разрабатываем (уже прошли часть бюрократии, попали в минпромторг, и начали процесс получения "отечественности"). И да, ПЛК под наши задачи, сделан так как нам удобно - крейтовый, модульный, тяжелый. Зато сейсмика, ЭМС, IP. Продаваться на открытом рынке не будет, ну или если и будет, то очень нишево и на всю страну он будет нужен 1.5 компаниям. Ну да, часть "чипов" китайская, но как бы схемы-чертежи наши.
Так вот, импортозамещение должно решать какие-то конкретные задачи\запросы, а не быть импортозамещением ради импортозамещения, иначе можно до бесконечности спускаться по уровням: самолет не отечественный>узлы не отечественные>компоненты не отечественные>микроэлектроника не отечественная>кремний не отечественный>очиститель кремния не отечественный>камнедробилка(или что там для добычи используется) не отечественная>шахтер не отечественный
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Привет из Нижегородской области, ещё одна контора по разработке ПЛК, пора уже разрабатывать конструктор для разработчиков ПЛК :) Меня в этом вопросе волнует вот что - некоторые разработчики пилят runtime самописный, некоторые покупают кодесисовый(тот же Овен, только в профиль), в перспективе к переходу на самописный (ну и мне самому не нравится их рантайм, хотя казалось бы он ближе по подходу к программрованию в обычной ОС, есть библиотеки итд), кто-то допиливает опенсорсный. У вас как?
PS: Тот человек просто далековат от реального мира. А у эппл большинство IP в чипах всё же американские (по ссылке перечень чипов iPhone16), но уже присутствуют GigaDevices https://www.ifixit.com/Guide/iPhone+16+Chip+ID/177222
NAI
11.11.2024 20:06У вас как?
Кодесус + что-то покупное от отечественных ребят (я честно не в курсе, т.к. в другом подразделении)
А у эппл большинство IP в чипах всё же американские
Посмотрел ссылку, много Qualcomm, но насколько я помню (могу ошибаться), но у них нет заводов в США или не было до недавнего времени
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Проблема не во владении средствами производства, а во владении интеллектуальными пропертями (IP). То есть, грубо говоря, дизайн платы есть у нас, а подходящий фаб можно нанять (с нюансами, под нужный техпроцесс что-то адаптируется, но тут я не профи). Важность владения IP касается многих сфер, например - купили европейцы стекольный завод в разруху в 90е, разработку всех техпроцессов увели в материнскую для акционеров страну. И оставили тут только фаб. Такая вот "страна-фаб" получилась к 2022.
А вообще для себя сделал вывод, что владение средствами производства - то ещё бремя. Ну это так, лирика. Для тех, кто знает, что такое OEE, TEEP
rsashka
11.11.2024 20:06Так вот, импортозамещение должно решать какие-то конкретные задачи\запросы ...
Продаваться на открытом рынке не будет, ...Проектировать устройство для открытого рынка при наличии конкуренции и проектировать под конкретного заказчика обложившись различными сертификатами для защиты поляны, это два очень разных процесса у которых будет сильно отличающийся результат.
Это не упрек в вашу сторону, так как по другому у нас и не получится как раз и за той самой конкуренции на открытом рынке (знаю, потому что сам работаю в таких же условиях).
И тут проблема не в подходе к разработке под конкретного заказчика, а в том, что данный опыт нельзя масштабировать на открытый рынок (нужны другие подходы при проектировании, способы защиты от конкурентов, маркетинг и т.д.). Из-за этого бизнес очень редко пытается перейти к другой бизнес модели. Да и зачем, если и текущая модель исправно работает, все конкуренты известны, а нужные люди прикормлены?
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Нет давно открытого рынка. Есть условно-открытый. Началось всё с акционерного протекционизма. Был бы рынок открытым - ПЛК сименс вообще нигде бы не стояли)) Редкостное Г.
rsashka
11.11.2024 20:06Вы наверно не поняли мой ответ. Я написал не про то, что рынок "открытый" или "условно-открытый", а что требования к разработке для этого рынка сильно отличаются от требований к заказной разработке.
Vadim_1984
11.11.2024 20:06Если говорить о требованиях как об аналитических документах, то они в принципе всегда разные, и дело не в заказной разработке как таковой, разработка делается с оглядкой на какие-то стандарты, с какими-то особенностями. Есть продукты двойного назначения, они как на "закрытых" в ваших терминах (спецприменение), так и на "открытых" рынках есть. И есть ещё менеджмент разработки, который для "закрытого" рынка может управлять качеством (не всегда в лучшую сторону). Вы ведь об этом? Так что масштабирование всё же бывает, если продукт получается годным, а годность зависит от бюджетов, компетенций менеджмента, компетенций стратегических инвесторов
rsashka
11.11.2024 20:06Вы ведь об этом?
Нет. Заказная разработка, это не "спецприменение". Это ровно то, что написано, разработка под заказ. Когда покупатель изделия заранее известен и с ним согласованы требования и различные ограничения (в том числе и по стоимости).
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06Apple тоже берет "китайские" чипы, собирает на тайванском заводе iPhone и
Садитесь, два.
Apple's mobile chips are now made in the U.S. — TSMC produces the older A16 Bionic at its Arizona fab
Сборка - Foxconn
OpenA
11.11.2024 20:06ЖЖ Артемия Лебедева не обнаружили еще?
"Импортозамещение" это тема из 2014-2019. На дворе уже без пяти минут 2025й и модное слово в этом сезоне - Технологический сувернитет. Нужно хотя бы иногда от бутылки отрываться и заглядывать в календарь, в окно браузера, чтоб получать актуальную информацию..
Iwanuil
11.11.2024 20:06Про что и речь, что это вектор движения. Не говорят потому, что это и так ясно, надо идти. А автор усердно выколупывает неизвестно что доказывающие ссылки. Не согласен он с каутским и энгельсом.
freylis
11.11.2024 20:06Но ведь такой скорости в разработке технологий, как была в ХХ веке уже не нет и не будет ни у кого. Просто хотя бы потому что перевалили давно за "80% качества, ценой 20% усилий"
YDR
11.11.2024 20:06Ой не знаю. Технологическая сингулярность - всё-таки про ускорение разработки и всё более быструю смену поколений. Ещё ИИ сейчас накопит крит.массу, и появятся (с трудом/не) осознаваемые человеком технологии.
freylis
11.11.2024 20:06ИИ может и найдет как улучшить КПД авиадвигателя на 2-3-5%, но не +20-50%, просто потому что их уже ну нет чисто физически на текущих принципах (предположительно, конечно).
В медицине выживаемость/излечиваемость уже улучшили на десятки процентов (а может где-то и в десятки раз). Единственное что осталось ИИ -- выжимать остатки от единиц оставшихся процентов.
Я, конечно, хочу посмотреть на мир будущего, но не верю, что это будет какой-то качественный скачок
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06ИИ может и найдет как улучшить КПД авиадвигателя на 2-3-5%, но не +20-50%, просто потому что их уже ну нет чисто физически на текущих принципах (предположительно, конечно).
КПД нет, а наработку на отказ до снятия с крыла, плюс новые материалы, позволяющие дать еще +50 градусов на турбине -
Around 2025, a new generation of ‘open-rotor’ engines will enter the market. These are gas turbines driving two high-speed propellers moving in opposite directions. GE Aviation, Rolls-Royce and SNECMA are developing new aerodynamic and material technologies which could result in the return of propeller-driven engine on larger aircraft, but with higher flight speeds and lower noise levels. Wind-tunnel tests on prototype models have shown that, thanks to new propeller designs, these engines could offer a 25% to 30% fuel improvement over current production engines, while meeting advancing noise standards.
и вот он -
UltraFan, which is 10% more efficient than Rolls-Royce’s current Trent XWB, features several new technologies. These include the ALECSys (Advanced Low Emissions Combustion System), Advance3 engine core, the Advanced Low Pressure System (ALPS) and the Power Gearbox.
Grigory_Otrepyev Автор
11.11.2024 20:06Но ведь такой скорости в разработке технологий, как была в ХХ веке уже не нет и не будет ни у кого.
Вас кто-то обманул.
Kreml
11.11.2024 20:06Рискну сделать вклад в высокоинтеллектуальную дискуссию.Полагаю, зерно несогласия в том, что в дискуссии нет согласованных отправных исходных позиций. Рискну, также предложить таковые: надо честно понимать в какой стадии технологической траектории находится страна,и не только по электронике; для чего надо вообще догонять (а может не надо?); какие ресурсы имеются в том числе научные и образовательные; в какие сроки требуется уложиться; каков должен быть конечный результат для страны в целом. Т.е. для населения в целом, для образования на всех уровнях, для ВПК и обороны. Т.е. необходим бизнес план со всеми его аспектами. Иначе все правильные доводы повисают в пространстве-времени.
Iwanuil
11.11.2024 20:06На муравьёв посмотри, как они листик огромный в муравейник тащат. Со стороны кажется, что там нет никакого согласования, каждый прёт в свою сторону, хватают, тянут, бросают, толкаются, перебегают с места на место; ну не могут они в таком режиме результат получить, но через 20 минут, листик дотаскивают до муравейника. Неведомым образом.
Kreml
11.11.2024 20:06Ну да, да, суета и никто не знает, чем занят сосед. А люди вроде не муравьи- ещё думать и планировать умеют.
Обратите внимание - Специалисты криком кричат: "А мы и не знали, что надо согласовывать протоколы обмена с десятками и сотнями смежных программ. Берут под козырёк, не дослушав приказ. И не подумав. Главное прокукарекать, а там - "хоть не рассветай".
Tzimie
Какие самолёты? Какие корабли? Мы уже выяснили что только когтеточки
Grigory_Otrepyev Автор
Еще ж недавно пельмешки были вне конкуренции?
Grigory_Otrepyev Автор
Говорят, зайцы - топ!
vicsoftware
Какие? Плюшевые вроде как не очень...