Вечер пятницы, у себя дома в ближайшем Подмосковье собираю lego low-code. Подходит вторая половина - ей поступил платёж на сумму 42 т.р. от неизвестной Анюты Ивановны на карту Сбера. Догадываясь, что за этим последует звонок с просьбой вернуть деньги, пишем обращение в чат поддержки. Пока ждем ответ, действительно начинают звонить неизвестные и объяснять, что произошла ошибка: мама переводила деньги сыну на оплату квартиры, эти деньги срочно нужны и надо их немедленно вернуть. Телефон «мамы» похож на отправителя, а второй номер не имеет ничего общего с номером получателя. Объясняем, что процесс пошел, заявление уже подано и скоро всё решится к обоюдному удовольствию.

И тут приходит ответ от Сбера, который резко меняет ситуацию:

Не можем вернуть ошибочно поступивший перевод по СБП. Рекомендуем дождаться звонка от отправителя для уточнения реквизитов по самостоятельному возврату денег.

Перевод и ответ Сбера
Перевод и ответ Сбера

Всё реквизиты, которые есть у нас — это неполные ФИО и телефон, и ещё банк отправителя - Альфа. Таким образом, поддержка Сбера предлагает поверить на слово неизвестным людям и отправить деньги в неизвестном направлении. Где гарантия, что через 5 минут не последует звонок от кого-то ещё? Звонок в Альфу только подтвердил, что ситуация переходит в разряд проблем, так как нам также посоветовали разбираться самостоятельно.

В статье «Российской газеты» говорится:

…при ошибочном перечислении средств через СБП во всех случаях необходимо обращаться в свой банк, но возможность возврата зависит от категории получателя. Например, если деньги были перечислены физическому лицу, отозвать платеж в одностороннем порядке не получится - потребуется согласие получателя перевода и его банка. В такой ситуации нужно обратиться в свой банк и сообщить об ошибке в платеже (например, деньги перечислены не тому получателю или не в той сумме).

Банк обязан принять обращение клиента по совершенной через СБП транзакции и передать ее в банк получателя, который также обязан его рассмотреть и сообщить своему клиенту об ошибке отправителя. Если получатель не захочет возвращать поступившие на его счет деньги, их можно будет вернуть только в судебном порядке (как неосновательное обогащение получателя платежа)...

Схема не самая простая и малоприятная всем: у отправителя нет гарантии вернуть свои средства, а получатель не может сам их вернуть через банк, рискуя быть обвинённым в незаконном обогащении. И можете быть уверены - обвинения в черствости и подозрения в алчности не заставили себя ждать после того, как мы посоветовали неизвестным обратиться в Альфу.

На следующий день, в субботу, мы потратили немало времени на то, что сначала подали заявление в офисе Сбера, а потом в отделении полиции о том, что не хотим удерживать полученные средства, и имеем намерение как можно скорее вернуть их отправителю. За основу я взял текст собрата по несчастью на банки.ру (за что ему большое спасибо), дополнив его номерами телефонов. Составляя протокол, оперуполномоченный посетовал, что законодательная база для борьбы с киберпреступлениями в РФ сильно отстает от реалий.

В отделении Сбера нам уверенно заявили, что мы имеем дело с мошенниками и возвращать деньги самостоятельно категорически нельзя. Принять наше заявление и дать нам экземпляр с отметкой о его приёме отказались, но составили вместо него своё – на которое быстро пришел предсказуемый ответ. Также мы обратились в Службу Омбудсмена СберБанка, после чего нам перезвонили с номера 900 с обещанием во всем разобраться – и именно этот канал связи неожиданно сработал.

Спустя неделю после начала событий со счета списали спорную сумму, при этом насторожил MCC код получателя 5715 – оптовые продавцы алкоголя. Хорошо, что практически сразу позвонили с 900 и успокоили, что это списание именно по нашему заявлению. На следующий день неизвестные сообщили, что получили свои деньги, а мы через несколько дней распечатали в офисе банка письмо, подтверждающее возврат средств отправителю.

В итоге, Службе Омбудсмена СберБанка – большой респект, поддержке Сбера – внести коррективы в свои скрипты, полиции – новых киберзаконов, но вопрос остался. Почему на пятом году переводов по СБП нельзя реализовать возврат средств отправителю в одно касание? Ситуации есть, их количество растет в пропорции с ростом переводов по СБП, а стандартной процедуры урегулирования – нет…

Комментарии (74)


  1. fo_otman
    19.07.2024 10:59

    Потому что начнется волна кидалова. Нашел объявление на Авито. Продавцу типа деньги перевел, товар у него забрал. А потом - хоппа! - и вернул себе деньги.


    1. MonkAlex
      19.07.2024 10:59
      +7

      Так получатель хочет вернуть. Т.е. "продавец".


    1. Vamp
      19.07.2024 10:59
      +12

      Так кнопка возврата должна быть у получателя, а не отправителя.


    1. igrushkin
      19.07.2024 10:59
      +4

      ну понятно, что возврат должен инициировать получивший. Речь про то, чтобы при нажатии кнопки "Вернуть", они бы автоматом уходили отправителю.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59
      +3

      Речь о том, чтобы получатель мог через банк вернуть нежелательный платеж.


    1. maikuss
      19.07.2024 10:59
      +1

      Речь шла не об отзыве своего перевода.


    1. ildarz
      19.07.2024 10:59

      Речь о другом - чтобы я мог в одно касание (ну ладно, не в одно, а с миллионом вопросов "точно ли вы уверены") вернуть поступившие мне на счет "левые" деньги туда, откуда они мне пришли. Хотя и там будет возможны подставы типа быстрого закрытия исходного счета на той стороне (и тогда возвращать уже некуда). Не реализуют скорее всего как раз из-за потенциальных проблем и общей маловостребованности такой фичи.


      1. SuharkovMP
        19.07.2024 10:59
        +1

        Есть такая кнопка. Нажимать пока не приходилось.


        1. bloodevil
          19.07.2024 10:59
          +2

          такая кнопка есть только в том случае, если перевод был из Т в Т.


      1. Wolframium13
        19.07.2024 10:59
        +2

        типа быстрого закрытия исходного счета на той стороне (и тогда возвращать уже некуда).

        Нет, они должны повиснуть на корр.счёте банка.


    1. NobelHN
      19.07.2024 10:59
      +1

      А это нормально, что шесть комментариев сверху в этой ветке объясняют одно и тоже?


    1. polar_christin
      19.07.2024 10:59

      Можно хотя бы сделать запрос на возврат на клиентах и отправителя, и получателя. Оба согласны - деньги возвращаются


    1. Vsevo10d
      19.07.2024 10:59
      +1

      Очень жаль, что комментаторы выше так и не пришли к единому мнению, у кого из участников банковского перевода должна быть кнопка отмены в приложении :(


      1. SemenPetrov
        19.07.2024 10:59

        у кого из участников банковского перевода должна быть кнопка отмены в приложении :(

        У обоих. Первая сторона должна инициировать процесс по тому же каналу, по которому были отправлены деньги.

        Получающая сторона должна подтвердить возврат.

        После чего, деньги должны быть заморожены на пару недель в банке, а затем вернулись отправителю.

        Для предотвращения подобных проблем - должна быть опция "перевод с подтверждением", т.е.

        1. клиент отправляет сумму

        2. получатель подтверждает желание её получить

        3. если есть желание, по альтеративным каналам связи отправитель получает подтверждение о том что всё ок

        4. опционально, доверенные лица (чтобы мать старушку не обманули) отправителя подтверждает отправку (выше определённой суммы и количества транзакций за день, что-то типа если больше пяти тысяч или если больше пяти переводов за день).

        5. отправитель подтверждает реальную отправку средств.

        Для всех переводов, если первый раз переводишь получателю которому никогда, до этого ничего не переводил, приходит запрос на подтверждение перевода. Если номер получателя не в контактах телефона/приложения - показываем дополнительное сообщение об этом с иконкой "осторожно" и подтверждением чекбокса.


        1. Vsevo10d
          19.07.2024 10:59

          Да все равно найдут, как заабузить. Будут шантажировать человека весь грейс период в две недели, чтобы он подтверждал.

          Доверенные лица и альтернативные каналы люди сами будут отключать, если человек например платит за шлюх, шкур, шлендр, шмар, шалав, шаболд, шалашовок.


          1. konst90
            19.07.2024 10:59

            Ну и пусть подтвердит, в чем проблема?

            Он же не свои отдаст, а чужие вернёт отправителю.


        1. Kanut
          19.07.2024 10:59

          Для предотвращения подобных проблем - должна быть опция "перевод с подтверждением"

          Которой всё равно никто не будет пользоваться. И уж тем более мошенники.


          1. SemenPetrov
            19.07.2024 10:59
            +1

            Это дополнительная возможность. Даже если ей не пользуешься, всё равно запрос на возврат должен исходить от тех кто перевёл деньги и по тому же каналу по которому была произведена отправка.

            Тогда смысла не будет в этом мероприятии. Не будет слов, ой а верни не мне, а моей маме. Я верну по стандартным механизмам возврата, а тебе надо ты потом маме второй раз пошлёшь.

            Пару недель назад я как раз переводил достаточно большие суммы - но сначала послал 1000 руб, получатель подтвердил получение 1000 руб, после чего послал всю сумму - была бы опция с подтверждением, смысла в таких подпрыгиваний не было бы.


  1. ermadmi78
    19.07.2024 10:59
    +8

    ИМХО- через полицию лучше такие ситуации разруливать. Вот знакомые рассказывали. За достоверность не ручаюсь- за что купил, за то и продаю:

    Вчера подруга рассказала: ей пришел перевод на 150 тысяч на карту сбера с втб. Человек утверждал, что ошибся и просил вернуть, но не на втб, а на сбер. Оба банка заявляли, что "ну ошибся человек, переведите", что было совершенно неверно. Они с мужем на это не повелись и обратились в полицию. Оказывается, что если пришел перевод более 3000 р, и человек не заявил об этом в полицию в течение суток, потом на него можно подать в суд о незаконном удержании денежных средств (даже, если он потом их вернул). Деньги были возвращены через полицейских с оформлением всяких бумаг и вызовом лица, совершившего перевод, в полицию. Лицо это было крайне недовольное такими мерами, полицейским пришлось его даже не раз осаживать, но явно это была мошенническая схема. Скорее всего ее карту пытались использовать, как промежуточный узел в махинации


    1. d1024
      19.07.2024 10:59
      +10

      Интересно, как можно незаконно удерживать денежные средства, если ты их не брал и никакие действия к этому не предпринимал. Вроде нет такой обязанности регулярно мониторить свой счет. А неизвестные номера я не беру в принципе.


      1. ermadmi78
        19.07.2024 10:59

        Если это активный платёжный счёт, то вы запросто по ошибке можете расплатиться этими деньгами. Или например автоматически платёж какой ни-будь спишется, за услугу, о которой вы забыли. Т.е. получается, что вы тогда должны активно следить за суммой на счету, чтобы случайно деньги не списались. ИМХО - приятного мало.


        1. romxx
          19.07.2024 10:59

          А мошеннику какой в этом интерес, я в толк не возьму? Вот я, например, за рубежом, российский счет в сбере не смотрю, может раз в полгода зайду глянуть что там. Телефон без входящих, только SMS. Да и те гляжу хорошо если раз в неделю.
          Вот перевел он мне свои деньги, пытается дозвониться, ему механическая баба говорит "на счету абонента недостаточно денег, чтобы принять вызов".
          Дальше что?


          1. amphasis
            19.07.2024 10:59

            А мошеннику какой в этом интерес, я в толк не возьму?

            У мошенника интерес использовать вас как промежуточное звено, в какой-то незаконной операции. Не факт, что эти деньги пришли с его счета и вообще принадлежат ему.


        1. ABRogov
          19.07.2024 10:59
          +2

          Нет такой обязанности.


          1. ermadmi78
            19.07.2024 10:59
            +1

            Спорить не стану. Я не юрист всё таки - могу ошибаться. Но я бы вёл себя предельно осторожно в такой ситуации. Иногда лучше перестраховаться.


        1. konst90
          19.07.2024 10:59

          этими деньгами

          А как отличить эти от не этих?

          Вот у меня на счету 20к, мне перевели ещё 20к. Если я с этого счета перевел куда-то 30к, то понятно, что я взял часть переведенного мне. А если я перевел 10к - это я свои перевел или чужие?


  1. panzerfaust
    19.07.2024 10:59
    +44

    Добавить в банковское приложение сторис, геймификацию, мета-аватар, ИИ-чятик, музыку, видеоплеер, IDE для джаваскрипта, фотошоп, панель управления кубернетесом - легко.

    Добавить в банковское приложение хоть что-нибудь для разруливания нестандартных ситуаций - ой, сложно.


    1. NAI
      19.07.2024 10:59
      +1

      Потому что за ИИ-чатик, сторисы и пр. нет ответственности, а за фин. операции можно и лицензии лишиться, из-за этого проще 1% проблемных операций решать в ручном режиме Тем более, что половина рассосется сама-собой, т.к. людей з*т долбится в 1-2 линию поддержки


  1. Audrius_P
    19.07.2024 10:59
    +1

    Ну надо же было сказать "маме" что 5 минут назад возвратили при помощи передания наличными ту суму пришедшему "сыну"!


  1. ifap
    19.07.2024 10:59
    +1

    а получатель не может сам их вернуть через банк, рискуя быть обвинённым в незаконном обогащении

    Риски всегда есть, 50/50: то ли обвинят, то ли нет ;) Но чтобы это обвинение стало уголовным, а не голословным, обогатившийся должен распорядиться этими деньгами, как своими собственными, т.е. потратить их, положить на депозит, перевести кому-то (кроме отправителя), в т.ч. и на другой свой счет (без внятных мотивов такого поступка). Если же получатель уведомил банк об ошибке и согласии вернуть деньги отправителю, не трогая их, дальше - не его забота.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59

      Перспектива не очень - минимум три года (срок исковой давности) держать на счете сумму, за которой могут прийти в любой момент.


      1. ifap
        19.07.2024 10:59

        Лежит себе и лежит, хлеба не просит. Всяко лучше, чем обрывать линии обмудсменам да бегать по полициям с заявлением о мошенничестве, признаков которого тут нет.


        1. iviks Автор
          19.07.2024 10:59
          +1

          О мошенничестве нами заявили в Сбере, а заявление пишется об отказе от перевода и намерении вернуть его обратно отправителю. В нашем случае, информация о заявлении в полицию сильно успокоила отправителя, который уже предлагал приехать за деньгами лично.


          1. ifap
            19.07.2024 10:59

            Вы пошли по классическому пути решения чужих проблем. Не могу прямо уж решительно осудить, дело Ваше.


      1. ABRogov
        19.07.2024 10:59
        +3

        Нет такой обязанности. Пусть отправитель бегает по инстанциям.


        1. ifap
          19.07.2024 10:59

          Прямо установленной законом обязанности нет, но когда забег отправителя закончится, бегать придется получателю, который не присвоил, а просто потратил, но готов вернуть.


  1. Sergey1124
    19.07.2024 10:59

    Поясните, а в чём проблема вернуть деньги на тот же номер, в тот же банк, откуда пришёл перевод? Я понимаю что нельзя переводить на другой номер, но если вернуть на тот же, с которого пришёл перевод, то как буд-то ничего и небыло.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59
      +5

      В справке о платеже не указан полный номер отправителя, три цифры закрыты звездами.


      1. grishkaa
        19.07.2024 10:59

        А вот это, кажется, уже прихоть конкретно Сбера. Я такого никогда раньше не видел, у меня в Райффайзене номера отправителей переводов всегда показывает целиком.


    1. ermadmi78
      19.07.2024 10:59
      +2

      Насколько я понял, по такому сценарию вы вернуть можете 2 раза. В первый раз добровольно, а во второй раз по иску в суд о незаконном обогащении.


    1. GeXoGeN
      19.07.2024 10:59
      +3

      в том, что ты не знаешь номера целиком


    1. Tomasina
      19.07.2024 10:59
      +4

      Ты по просьбе отправителя переводишь ему 42 тыс.
      А он параллельно у себя инициирует процедуру опротестования ошибочного перевода и банк принудительно переводит ему 42 тыс.
      В итоге у него 42+42 тыс., а у тебя минус 42 тыс.


  1. blik13
    19.07.2024 10:59

    Хм, интересное совпадение, в Беларуси не так давно статья была на onliner точно с такой же суммой(но в местных рублях) и с действительно ошибочным переводом на 42 тысячи. Так получатель ещё и с налоговой поимел проблем, т.к. на эту сумму насчитали налог, он его заплатил т.к. иначе пеня будет набегать. А теперь нужно эту переплату обратно возвращать из налоговой.


    1. uhf
      19.07.2024 10:59

      Так и у нас нужно платить налог, если получатель самозанятый например. Как вообще доказать налоговой, что это ошибочный перевод? Они видят поступление, видят списание (от оптового продавца алкоголя, ха-ха), для них все очевидно.
      Кто вообще эту систему проектировал, без возможности отказаться от перевода, и каким он местом думал.


      1. Vsevo10d
        19.07.2024 10:59

        если получатель самозанятый например

        Просто прекрасно, я тут же распечатываю из приложения чек, что за переведенную сумму продал этим мошенникам ожерелье, расписной горшок, бокалы с гравировкой или какую там еще хреноту делают студенты или домохозяйки средних лет. Попробуйте доказать обратное.


        1. Kanut
          19.07.2024 10:59

          Если вы им что-то продали, то разве не надо налоги заплатить?


          1. ToRcH2565
            19.07.2024 10:59

            То не надо возвращать деньги, вы их получили за товар =)


            1. vis_inet
              19.07.2024 10:59

              Да вы знатный читер!


            1. Kanut
              19.07.2024 10:59

              Эээ, нет. Налоги это дело между вами и государством. Государству всё равно был ли товар на самом деле.

              А если люди захотят свои деньги вернуть, то вам надо будет как-то доказывать что товар действительно был и они его действительно получили.


        1. uhf
          19.07.2024 10:59

          Не вижу ничего прекрасного. Распечатали чек - тем более платите налог с этой суммы. Но деньги себе вряд ли оставить получится - их вам перевели не мошенники, а скорее всего их жертва, которая будет пытаться эти деньги вернуть через полицию, и обвинит в мошенничестве вас.


    1. ABRogov
      19.07.2024 10:59
      +1

      Вот по хорошему это надо был взыскать с отправителя.


  1. gmtd
    19.07.2024 10:59

    Незаконное обогащение - не уголовное преступление
    Можно просто ждать, пока заинтересанты и банки сами разрулят ситуацию


    1. blik13
      19.07.2024 10:59

      Тут есть некоторая путаница с понятиями. Незаконное обогащение это уголовка, а неосновательное обогащение - гражданский кодекс. В статье именно про неосновательное обогащение.


      1. gmtd
        19.07.2024 10:59

        Согласен, "неосновательное обогащение". ГК РФ.
        Незаконное обогащение - вообще неформальный термин


    1. ABRogov
      19.07.2024 10:59

      Не понятно, почему получатель должен бегать и суетиться. Я бы просто проигнорировал, пока не получил официальное требование. Ошиблись, в следующий разу внимательнее будете.


  1. oraclejob
    19.07.2024 10:59

    Продам идею стартапа, позволяющего законно, за 10 рублей, узнать персональные данные пользователя зеленобанка.


  1. Dmitry_604
    19.07.2024 10:59

    Не очень понял в чем схема то? Как то неординарно мошенникам приличные суммы закидывать на счета неизвестных людей и морозить их там? Ты возращаешь а потом еще раз списывают по возврату?


    1. gravity
      19.07.2024 10:59
      +2

      Деньги отправляют не мошенники, а жертвы, которым подсунули "ваши" реквизиты. А "вас" вынуждают отправить эти средства на другие реквизиты.


      1. Dmitry_604
        19.07.2024 10:59

        Сложно как-то, а зачем мошенникам лишнее звено с неизвестным результатом?


        1. gravity
          19.07.2024 10:59
          +1

          Они ничего не теряют, а претензии жертвы будут к реальному владельцу реквизитов карты. Даже если вернёте средства владельцу, будет следующая попытка с другим человеком.


          1. Dmitry_604
            19.07.2024 10:59
            +1

            а во как, чтобы следы замести. Но как-то все равно сложновато. Деньги то были вот они - и ушли.


  1. karavan_750
    19.07.2024 10:59
    +1

    Года три назад на карту по СБП падает 5 рублей. Источник неизвестен, то есть вообще никакой информации об источнике.

    Я тинька месяц мучил, чтоб предоставил мне информацию о том подонке, который из меня решил дешевого иноагента сделать. Техподы сдались, сказали чтоб я в ЦБ обращался.

    Пока тиньков мучился с моей задачей, случайно вспомнил, что незадолго до описываемых событий заказывал пару небольших позиций в озоне.
    Озон к заказу пакет добавили автоматически, на который я не обратил внимание, а на пункте выдачи от него отказался, потому что "я же его не заказывал".

    К чему я это? На собственном опыте убедился, что обращение получателя в свой банк никак не решает проблему идентификации отправителя.


  1. ilekarev
    19.07.2024 10:59

    У меня была не такая сумма, 100р всего было. В чат поддержке написал, что это ошибочный перевод, попросил отменить. Ответили что в течении 2х дней деньги вернутся отправителю. Никаких дополнительных вопросов от Сбера не было

    Hidden text


    1. eugeneyp
      19.07.2024 10:59

      Это был внутренний перевод? Или межбанковский?
      Во втором случае всё гораздо сложнее.


      1. ilekarev
        19.07.2024 10:59

        Этого я точно не знаю, возможно и правда внутренний :) В просмотре не пишет банк, показывает с какой карты и на какую упало (последние 4 цифры карты конечно)


      1. Tomasina
        19.07.2024 10:59

        Судя по тексту, там Альфа и Сбер.


  1. artegor
    19.07.2024 10:59
    +3

    а если вам курьер чужую непонятную посылку привезет? ну вот просто привезет и оставит у двери. у вас возникают обязанности по сохранению и возврату? и чья это проблема?


    1. konst90
      19.07.2024 10:59

      Если она лежит у двери, но снаружи, то вы тут совершенно не при чем. А вот если он внутрь занёс каким-то образом - тут уже интересно.

      Я бы в наше неспокойное время вызвал полицию со словами "мне кажется, там внутри что-то тикает", и пусть у них голова болит.


  1. Thomas_Hanniball
    19.07.2024 10:59

    Зачем все эти сложности, если отправитель неправильного перевода просто пишет заявление в свой банк о неправильном переводе, после чего банки уже самостоятельно разруливают эти ситуации.

    Тот, кто деньги ошибочно получил, не должен вообще ничего делать. Иначе можно наткнуться на волну мошенничества, когда тебе отправляют фейковое сообщение о якобы неправильном переводе, а ты возвращаешь мошенникам деньги уже со своей карты.


    1. karavan_750
      19.07.2024 10:59
      +1

      Тот, кто деньги ошибочно получил, не должен вообще ничего делать.

      А если эти деньги пришли от гражданина иного государства, от статуса иноагента надо отмазываться или забить?


      1. konst90
        19.07.2024 10:59

        Забить. Если захотят сделать иноагентом, то возврат все равно не поможет.


  1. Tomasina
    19.07.2024 10:59

    Эм... А как имя может быть "Анюта"? Оно ведь из паспортных данных подтягивается.


    1. vis_inet
      19.07.2024 10:59

      Сейчас каких только имён не бывает.


  1. nivorbud
    19.07.2024 10:59

    Имхо, всё достаточно просто - отправлять деньги назад только отправителю. Да, оповестить свой банк об ошибочном платеже и о согласии о возврате. А отправитель пусть сам доказывает, что он является настоящим отправителем. Любое недовольство звонящего должно парироваться простой логикой: вы не знаете и не можете знать, что звонящий является отправителем, может там уже очередь из "отправителей" стоит...