Вечер пятницы, у себя дома в ближайшем Подмосковье собираю lego low‑code. Подходит вторая половина — ей поступил платёж на сумму 42 т.р. от неизвестной Анюты Ивановны на карту Сбера. Догадываясь, что за этим последует звонок с просьбой вернуть деньги, пишем обращение в чат поддержки. Пока ждем ответ, действительно начинают звонить неизвестные и объяснять, что произошла ошибка: мама переводила деньги сыну на оплату квартиры, эти деньги срочно нужны и надо их немедленно вернуть. Телефон «мамы» похож на отправителя, а второй номер не имеет ничего общего с номером получателя. Объясняем, что процесс пошел, заявление уже подано и скоро всё решится к обоюдному удовольствию.

И тут приходит ответ от Сбера, который резко меняет ситуацию:

Не можем вернуть ошибочно поступивший перевод по СБП. Рекомендуем дождаться звонка от отправителя для уточнения реквизитов по самостоятельному возврату денег.

Перевод и ответ Сбера
Перевод и ответ Сбера

Все реквизиты, которые есть у нас — это неполные ФИО и телефон, и ещё банк отправителя — Альфа. Таким образом, поддержка Сбера предлагает поверить на слово неизвестным людям и отправить деньги в неизвестном направлении. Где гарантия, что через 5 минут не последует звонок от кого‑то ещё? Звонок в Альфу только подтвердил, что ситуация переходит в разряд проблем, так как нам также посоветовали разбираться самостоятельно.

В статье «Российской газеты» говорится:

…при ошибочном перечислении средств через СБП во всех случаях необходимо обращаться в свой банк, но возможность возврата зависит от категории получателя. Например, если деньги были перечислены физическому лицу, отозвать платеж в одностороннем порядке не получится — потребуется согласие получателя перевода и его банка. В такой ситуации нужно обратиться в свой банк и сообщить об ошибке в платеже (например, деньги перечислены не тому получателю или не в той сумме).

Банк обязан принять обращение клиента по совершенной через СБП транзакции и передать ее в банк получателя, который также обязан его рассмотреть и сообщить своему клиенту об ошибке отправителя. Если получатель не захочет возвращать поступившие на его счет деньги, их можно будет вернуть только в судебном порядке (как неосновательное обогащение получателя платежа)...

Схема не самая простая и малоприятная всем: у отправителя нет гарантии вернуть свои средства, а получатель не может сам их вернуть через банк, рискуя быть обвинённым в незаконном обогащении. И можете быть уверены — обвинения в черствости и подозрения в алчности не заставили себя ждать после того, как мы посоветовали неизвестным обратиться в Альфу.

На следующий день, в субботу, мы потратили немало времени на то, что сначала подали заявление в офисе Сбера, а потом в отделении полиции о том, что не хотим удерживать полученные средства, и имеем намерение как можно скорее вернуть их отправителю. За основу я взял текст собрата по несчастью на банки.ру (за что ему большое спасибо), дополнив его номерами телефонов. Составляя протокол, оперуполномоченный посетовал, что законодательная база для борьбы с киберпреступлениями в РФ сильно отстает от реалий.

В отделении Сбера нам уверенно заявили, что мы имеем дело с мошенниками и возвращать деньги самостоятельно категорически нельзя. Принять наше заявление и дать нам экземпляр с отметкой о его приёме отказались, но составили вместо него своё — на которое быстро пришел предсказуемый ответ. Также мы обратились в Службу Омбудсмена СберБанка, после чего нам перезвонили с номера 900 с обещанием во всем разобраться — и именно этот канал связи неожиданно сработал.

Спустя неделю после начала событий со счета списали спорную сумму, при этом насторожил MCC код получателя 5715 — оптовые продавцы алкоголя. Хорошо, что практически сразу позвонили с 900 и успокоили, что это списание именно по нашему заявлению. На следующий день неизвестные сообщили, что получили свои деньги, а мы через несколько дней распечатали в офисе банка письмо, подтверждающее возврат средств отправителю.

В итоге, Службе Омбудсмена СберБанка — большой респект, поддержке Сбера — внести коррективы в свои скрипты, полиции — новых киберзаконов, но вопрос остался. Почему на пятом году переводов по СБП нельзя реализовать возврат средств отправителю в одно касание? Ситуации есть, их количество растет в пропорции с ростом переводов по СБП, а стандартной процедуры урегулирования — нет…

Комментарии (185)


  1. fo_otman
    19.07.2024 10:59

    Потому что начнется волна кидалова. Нашел объявление на Авито. Продавцу типа деньги перевел, товар у него забрал. А потом - хоппа! - и вернул себе деньги.


    1. MonkAlex
      19.07.2024 10:59
      +27

      Так получатель хочет вернуть. Т.е. "продавец".


    1. Vamp
      19.07.2024 10:59
      +34

      Так кнопка возврата должна быть у получателя, а не отправителя.


    1. igrushkin
      19.07.2024 10:59
      +8

      ну понятно, что возврат должен инициировать получивший. Речь про то, чтобы при нажатии кнопки "Вернуть", они бы автоматом уходили отправителю.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59
      +5

      Речь о том, чтобы получатель мог через банк вернуть нежелательный платеж.


    1. maikuss
      19.07.2024 10:59
      +2

      Речь шла не об отзыве своего перевода.


    1. ildarz
      19.07.2024 10:59
      +2

      Речь о другом - чтобы я мог в одно касание (ну ладно, не в одно, а с миллионом вопросов "точно ли вы уверены") вернуть поступившие мне на счет "левые" деньги туда, откуда они мне пришли. Хотя и там будет возможны подставы типа быстрого закрытия исходного счета на той стороне (и тогда возвращать уже некуда). Не реализуют скорее всего как раз из-за потенциальных проблем и общей маловостребованности такой фичи.


      1. SuharkovMP
        19.07.2024 10:59
        +4

        Есть такая кнопка. Нажимать пока не приходилось.


        1. bloodevil
          19.07.2024 10:59
          +6

          такая кнопка есть только в том случае, если перевод был из Т в Т.


          1. SuharkovMP
            19.07.2024 10:59
            +3

            Действительно, на это внимания не обращал. Тогда хз, что (кроме лени) может помешать добавить такой же функционал для всех.


            1. amphasis
              19.07.2024 10:59
              +1

              Я так понимаю, проблема в самой СБП. Не всегда у банка получателя есть достаточная информация для обратного перевода.


              1. Artyom_Silchenko
                19.07.2024 10:59

                Как вариант могут быть закрыты входящие переводы по СБП. В Сбербанковском приложении я такое настраивал, а так же указывал карты для входящих переводов.


                1. JediPhilosopher
                  19.07.2024 10:59

                  Такая фишка была только у сбера, когда он изо всех сил боролся против подключения к СБП. И даже когда его за это взгрели, сделал его выключенным по умолчанию, и запрятанным глубоко в настройки. Чтобы заставить всех пользоваться своей собственной системой переводов и оформлять карты сбербанка.

                  Другие банки такой чушью не баловались.


                  1. Dolios
                    19.07.2024 10:59
                    +1

                    Другие банки такой чушью не баловались.

                    Ага, конечно. Еще, как минимум, 2 банка поначалу позволяли подключить и использовать СБП только в бL@#$4Ih мобильных приложениях и не добавляли это функционал в интернет-банк. Скорее всего, не только 2.


              1. inkelyad
                19.07.2024 10:59
                +6

                Я так понимаю, проблема в самой СБП. Не всегда у банка получателя есть достаточная информация для обратного перевода.

                А так может быть? Банк может принять деньги "из ниоткуда"?

                Но даже если у банка нет оригинального отправителя - то откуда-то ведь эти деньги взялись. Вот туда пусть обратно и посылает с флажками "возврат перевода id такой-то". И там дальше уже могут разобраться, куда деньги вернуть.


                1. konst90
                  19.07.2024 10:59

                  Может, тут какая-нибудь тайна персональных данных замешана? Типа, не может банк другому банку их разглашать без согласия клиента.


                  1. inkelyad
                    19.07.2024 10:59
                    +2

                    Какие персональные данные? Там всех данных, что нужны на стороне отказывающегося - id транзакции и сумма. Ну и корреспондентские (кажется, так называется?) номера счетов банка(ов) и СПБ друг у друга.


          1. DiKey
            19.07.2024 10:59

            И из Сбера в Сбер


      1. Wolframium13
        19.07.2024 10:59
        +5

        типа быстрого закрытия исходного счета на той стороне (и тогда возвращать уже некуда).

        Нет, они должны повиснуть на корр.счёте банка.


      1. KivApple
        19.07.2024 10:59
        +1

        подставы типа быстрого закрытия исходного счета на той стороне

        Если отправитель так активно не хочет, чтобы ему вернули его деньги, зачем ему их возвращать? Пусть сам бегает суетиться.


    1. NobelHN
      19.07.2024 10:59
      +6

      А это нормально, что шесть комментариев сверху в этой ветке объясняют одно и тоже?


      1. Dolios
        19.07.2024 10:59
        +11

        Нормально. Они все написаны в отрезок времени менее 5 минут. Все эти люди, скорее всего, когда писали свой комментарий, не видели, что кто-то уже ответил.


        1. Wesha
          19.07.2024 10:59
          +14

          > А это нормально, что шесть комментариев сверху в этой ветке объясняют одно и тоже?

          Нормально

          А вот то, что "одно и то же" написано слитно — это уже ненормально!


    1. polar_christin
      19.07.2024 10:59
      +4

      Можно хотя бы сделать запрос на возврат на клиентах и отправителя, и получателя. Оба согласны - деньги возвращаются


    1. Vsevo10d
      19.07.2024 10:59
      +1

      Очень жаль, что комментаторы выше так и не пришли к единому мнению, у кого из участников банковского перевода должна быть кнопка отмены в приложении :(


      1. SemenPetrov
        19.07.2024 10:59
        +1

        у кого из участников банковского перевода должна быть кнопка отмены в приложении :(

        У обоих. Первая сторона должна инициировать процесс по тому же каналу, по которому были отправлены деньги.

        Получающая сторона должна подтвердить возврат.

        После чего, деньги должны быть заморожены на пару недель в банке, а затем вернулись отправителю.

        Для предотвращения подобных проблем - должна быть опция "перевод с подтверждением", т.е.

        1. клиент отправляет сумму

        2. получатель подтверждает желание её получить

        3. если есть желание, по альтеративным каналам связи отправитель получает подтверждение о том что всё ок

        4. опционально, доверенные лица (чтобы мать старушку не обманули) отправителя подтверждает отправку (выше определённой суммы и количества транзакций за день, что-то типа если больше пяти тысяч или если больше пяти переводов за день).

        5. отправитель подтверждает реальную отправку средств.

        Для всех переводов, если первый раз переводишь получателю которому никогда, до этого ничего не переводил, приходит запрос на подтверждение перевода. Если номер получателя не в контактах телефона/приложения - показываем дополнительное сообщение об этом с иконкой "осторожно" и подтверждением чекбокса.


        1. Vsevo10d
          19.07.2024 10:59
          +2

          Да все равно найдут, как заабузить. Будут шантажировать человека весь грейс период в две недели, чтобы он подтверждал.

          Доверенные лица и альтернативные каналы люди сами будут отключать, если человек например платит за шлюх, шкур, шлендр, шмар, шалав, шаболд, шалашовок.


          1. konst90
            19.07.2024 10:59

            Ну и пусть подтвердит, в чем проблема?

            Он же не свои отдаст, а чужие вернёт отправителю.


        1. Kanut
          19.07.2024 10:59

          Для предотвращения подобных проблем - должна быть опция "перевод с подтверждением"

          Которой всё равно никто не будет пользоваться. И уж тем более мошенники.


          1. SemenPetrov
            19.07.2024 10:59
            +4

            Это дополнительная возможность. Даже если ей не пользуешься, всё равно запрос на возврат должен исходить от тех кто перевёл деньги и по тому же каналу по которому была произведена отправка.

            Тогда смысла не будет в этом мероприятии. Не будет слов, ой а верни не мне, а моей маме. Я верну по стандартным механизмам возврата, а тебе надо ты потом маме второй раз пошлёшь.

            Пару недель назад я как раз переводил достаточно большие суммы - но сначала послал 1000 руб, получатель подтвердил получение 1000 руб, после чего послал всю сумму - была бы опция с подтверждением, смысла в таких подпрыгиваний не было бы.


            1. Valao
              19.07.2024 10:59
              +3

              Есть вариант, в добровольном порядке установить код для получения перевода, который отправителю тоже необходимо знать. Будет требоваться перед отправкой денежных средств.

              Таким образом отсекаются все случайные операции. Можно ошибиться на цифру, но случайно набрать код - едва ли.


              1. MaximArbuzov
                19.07.2024 10:59
                +1

                В WebMoney так было сделано - "Перевод с протекцией". Отправитель указывает секретный код, получателю нужно ввести этот код, чтобы получить деньги.


  1. ermadmi78
    19.07.2024 10:59
    +29

    ИМХО- через полицию лучше такие ситуации разруливать. Вот знакомые рассказывали. За достоверность не ручаюсь- за что купил, за то и продаю:

    Вчера подруга рассказала: ей пришел перевод на 150 тысяч на карту сбера с втб. Человек утверждал, что ошибся и просил вернуть, но не на втб, а на сбер. Оба банка заявляли, что "ну ошибся человек, переведите", что было совершенно неверно. Они с мужем на это не повелись и обратились в полицию. Оказывается, что если пришел перевод более 3000 р, и человек не заявил об этом в полицию в течение суток, потом на него можно подать в суд о незаконном удержании денежных средств (даже, если он потом их вернул). Деньги были возвращены через полицейских с оформлением всяких бумаг и вызовом лица, совершившего перевод, в полицию. Лицо это было крайне недовольное такими мерами, полицейским пришлось его даже не раз осаживать, но явно это была мошенническая схема. Скорее всего ее карту пытались использовать, как промежуточный узел в махинации


    1. d1024
      19.07.2024 10:59
      +26

      Интересно, как можно незаконно удерживать денежные средства, если ты их не брал и никакие действия к этому не предпринимал. Вроде нет такой обязанности регулярно мониторить свой счет. А неизвестные номера я не беру в принципе.


      1. ermadmi78
        19.07.2024 10:59

        Если это активный платёжный счёт, то вы запросто по ошибке можете расплатиться этими деньгами. Или например автоматически платёж какой ни-будь спишется, за услугу, о которой вы забыли. Т.е. получается, что вы тогда должны активно следить за суммой на счету, чтобы случайно деньги не списались. ИМХО - приятного мало.


        1. romxx
          19.07.2024 10:59
          +1

          А мошеннику какой в этом интерес, я в толк не возьму? Вот я, например, за рубежом, российский счет в сбере не смотрю, может раз в полгода зайду глянуть что там. Телефон без входящих, только SMS. Да и те гляжу хорошо если раз в неделю.
          Вот перевел он мне свои деньги, пытается дозвониться, ему механическая баба говорит "на счету абонента недостаточно денег, чтобы принять вызов".
          Дальше что?


          1. amphasis
            19.07.2024 10:59
            +7

            А мошеннику какой в этом интерес, я в толк не возьму?

            У мошенника интерес использовать вас как промежуточное звено, в какой-то незаконной операции. Не факт, что эти деньги пришли с его счета и вообще принадлежат ему.


            1. anzay911
              19.07.2024 10:59
              +1

              Кинул в пустоту 150 т.р. и ждет, а вдруг вернутся. Такая себе схема.


              1. tempick
                19.07.2024 10:59
                +2

                Так это, скорее всего не он сам кидал. А, например, попросил оплатить товар/услугу на чужую карту. А потом уже у владельца карты попросил перести на свою карту. Да, если деньги получатель откажется перевести - потеря 150к. Но наверняка такие риски уже заложены в саму сумму, и мошенник по итогу будет в плюсе, если хотя бы один человек из трех переведет ему полученные деньги.


                1. anzay911
                  19.07.2024 10:59

                  В неё должны быть заложены стоимость и время раскрутки аккаунта на Авито.


              1. Kanut
                19.07.2024 10:59

                Ну так это с мошенничеством всегда так. Срабатывает далеко не всегда. Но если срабатывает достаточно часто, то мошенникам становятся важнее чтобы их не поймали.


            1. romxx
              19.07.2024 10:59

              А это звено внезапно не отвечает вообще. И что?


        1. ABRogov
          19.07.2024 10:59
          +9

          Нет такой обязанности.


          1. ermadmi78
            19.07.2024 10:59
            +1

            Спорить не стану. Я не юрист всё таки - могу ошибаться. Но я бы вёл себя предельно осторожно в такой ситуации. Иногда лучше перестраховаться.


        1. konst90
          19.07.2024 10:59
          +1

          этими деньгами

          А как отличить эти от не этих?

          Вот у меня на счету 20к, мне перевели ещё 20к. Если я с этого счета перевел куда-то 30к, то понятно, что я взял часть переведенного мне. А если я перевел 10к - это я свои перевел или чужие?


          1. ky0
            19.07.2024 10:59
            +2

            Вы сейчас описали криптовалютный миксер :) Только без криптовалюты.


            1. konst90
              19.07.2024 10:59
              +2

              Ну так. Кстати, ровно поэтому обречёна на провал идея отслеживать цифровой рубль - в смысле, делать каждый "рубль" уникальным: через две-три транзакции всё перемешается так, что концов не найдешь.

              А вот ещё один интересный вопрос. Если я неосновательно обогатился бумажными деньгами - обязан ли я вернуть те же купюры, или подойдут любые, лишь бы сумма сошлась?


          1. Vpan
            19.07.2024 10:59

            А никак не отличить, так в законе даже написано.


    1. garus_ru
      19.07.2024 10:59
      +1

      <...> Оба банка заявляли, что "ну ошибся человек, переведите" <...>

      ворча в сторону: "ошиблись, да? признаете? - ну так сами и переведите ему, без моего участия"


    1. evgen-buran
      19.07.2024 10:59
      +7

      схема вроде немного другая.
      "первый" переводит тебе, тыщ 50. и просит вернуть деньги на карту "второму".
      ты возвращаешь.
      "первый" пишет заявление, что платил за покупку тебе. а ты товар не везешь и деньги не отдаешь. либо просто об ошибочном переводе.
      для полиции картинка такая: ты выманил деньги и тут же перевел своему сообщнику. "первый" божится, что "второго" не знает.
      "первый" согласен на примирение сторон, если ему вернут деньги.
      чтобы отвязались и не возбуждали дело - ты "возвращаешь" кровные 50 тыщ. а может еще и моральный ущерб. человек ведь волновался.


      1. vadimk91
        19.07.2024 10:59

        В сообщении от банка видно имя и часть номера телефона, говоришь "я возвращу только отправителю, скажите номер полностью". Описанная Вами схема не сработает, но возможно тут есть еще какой-то подвох.


  1. panzerfaust
    19.07.2024 10:59
    +107

    Добавить в банковское приложение сторис, геймификацию, мета-аватар, ИИ-чятик, музыку, видеоплеер, IDE для джаваскрипта, фотошоп, панель управления кубернетесом - легко.

    Добавить в банковское приложение хоть что-нибудь для разруливания нестандартных ситуаций - ой, сложно.


    1. NAI
      19.07.2024 10:59
      +6

      Потому что за ИИ-чатик, сторисы и пр. нет ответственности, а за фин. операции можно и лицензии лишиться, из-за этого проще 1% проблемных операций решать в ручном режиме Тем более, что половина рассосется сама-собой, т.к. людей з*т долбится в 1-2 линию поддержки


      1. JustMoose
        19.07.2024 10:59

        Если эта линия поддержки вообще есть.


        1. vanxant
          19.07.2024 10:59

          Ну как же, Олег с Марусей


    1. zoto_ff
      19.07.2024 10:59
      +1

      для разруливания нестандартных ситуаций

      стандартных.


  1. Audrius_P
    19.07.2024 10:59
    +2

    Ну надо же было сказать "маме" что 5 минут назад возвратили при помощи передания наличными ту суму пришедшему "сыну"!


  1. ifap
    19.07.2024 10:59
    +3

    а получатель не может сам их вернуть через банк, рискуя быть обвинённым в незаконном обогащении

    Риски всегда есть, 50/50: то ли обвинят, то ли нет ;) Но чтобы это обвинение стало уголовным, а не голословным, обогатившийся должен распорядиться этими деньгами, как своими собственными, т.е. потратить их, положить на депозит, перевести кому-то (кроме отправителя), в т.ч. и на другой свой счет (без внятных мотивов такого поступка). Если же получатель уведомил банк об ошибке и согласии вернуть деньги отправителю, не трогая их, дальше - не его забота.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59

      Перспектива не очень - минимум три года (срок исковой давности) держать на счете сумму, за которой могут прийти в любой момент.


      1. ifap
        19.07.2024 10:59
        +3

        Лежит себе и лежит, хлеба не просит. Всяко лучше, чем обрывать линии обмудсменам да бегать по полициям с заявлением о мошенничестве, признаков которого тут нет.


        1. iviks Автор
          19.07.2024 10:59
          +2

          О мошенничестве нами заявили в Сбере, а заявление пишется об отказе от перевода и намерении вернуть его обратно отправителю. В нашем случае, информация о заявлении в полицию сильно успокоила отправителя, который уже предлагал приехать за деньгами лично.


          1. ifap
            19.07.2024 10:59
            +2

            Вы пошли по классическому пути решения чужих проблем. Не могу прямо уж решительно осудить, дело Ваше.


        1. vikarti
          19.07.2024 10:59
          +4

          Потенциальные проблемы

          • надо следить за балансом и случайно не потратить

          • решить потратить может и банк какими нибудь автосписаниями (в том числе по кредитам - Альфа и Тиньков - списывают обычно с любых счетов если им кажется что задолжность даже если это их ошибка(у Альфы еще и может не отображатся куда деньги делись в течении суток, техподдержка видит), ВТБ в некоторых случаях списывает, МТСБанк - НЕ списывают...даже если прямо говоришь что не против)

          • приставы могут решить что эти деньги им нравятся и списать, в некоторых случаях - удачи выковаривать назад даже если они признали ошибку


          1. ifap
            19.07.2024 10:59

            По первому пункту стоит создать отдельный счет, куда и закинуть чужие деньги. По остальным - это не Ваши проблемы.


            1. JustMoose
              19.07.2024 10:59
              +1

              По первому пункту стоит создать отдельный счет, куда и закинуть чужие деньги.

              Вы же сами выше написали, что может прилететь, если "перевести кому-то (кроме отправителя), в т.ч. и на другой свой счет". Так надо переводить на свой специальный счёт, или нет? Оо


              1. ifap
                19.07.2024 10:59
                +1

                (без внятных мотивов такого поступка)


      1. ABRogov
        19.07.2024 10:59
        +6

        Нет такой обязанности. Пусть отправитель бегает по инстанциям.


        1. ifap
          19.07.2024 10:59
          +2

          Прямо установленной законом обязанности нет, но когда забег отправителя закончится, бегать придется получателю, который не присвоил, а просто потратил, но готов вернуть.


          1. vikarti
            19.07.2024 10:59

            А в чем так уж проблема при подаче иска - так и сказать в суде, готова вернуть, раньше не вернула потому что не понятно кому и похоже на мошенничество. Приложение - скриншоты общения с техподдержкой банка (оригинал пусть суд у банка запрашивает) которые это подтверждают.

            Тем что расходы на юриста и трата времени?


            1. ifap
              19.07.2024 10:59
              +1

              Трата времени и нервов в любом случае, но можно налететь и на судебные расходы, если не заявить ходатайство о смене ответчика: я-то сразу сообщил в банк, что перевод ошибочный и согласен вернуть отправителю, а почему банк этого не сделал - не знаю, пусть расскажет в процессе.


              1. Wesha
                19.07.2024 10:59
                +1

                Как тут правильно кто-то отметил — открыть новый счёт, перевести туда указанную сумму, заголовок на счёт поставить "НЕ МОИ ДЕНЬГИ" и больше его не трогать; связаться с банком и сказать — "вот тут вот оно, дальше без меня разбирайтесь".


                1. ifap
                  19.07.2024 10:59
                  +1

                  Именно.


                1. anonymous
                  19.07.2024 10:59

                  НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


            1. Dolios
              19.07.2024 10:59
              +4

              так и сказать в суде

              Может получиться так, что о суде вы узнаете, когда приставы заблокируют все ваши счета и спишут эту сумму с каждого. А вы потом будете долго бегать по судам, банкам и приставам, чтобы разблокировать счета и вернуть списанные 10 раз деньги.

              Это реальная история знакомой, у которой УК так взыскала чужой долг, возникший после продажи квартиры.


              1. MadeByFather
                19.07.2024 10:59

                Так вы не сравнивайте долги, особенно дефолтные на потоке вроде коммуналки или кредитов и чьей-то ошибочный платеж. В первом случае судья и приставы автоматом выносят судебные приказы и исполнения, а во втором вас пошлют куда подальше разбираться в банк самостоятельно


                1. Dolios
                  19.07.2024 10:59
                  +3

                  Отправитель подаст на вас в суд, суд вас не проинформирует должным образом (ему за это ничего не будет, поэтому судье насрать), после чего, в виду вашего отсутствия дело решат не в вашу пользу. А что дальше сделают приставы, я написал выше.

                  Я уверен, что судье будет наплевать, никакой ответственности за свою халатность они не несут.


  1. Sergey1124
    19.07.2024 10:59

    Поясните, а в чём проблема вернуть деньги на тот же номер, в тот же банк, откуда пришёл перевод? Я понимаю что нельзя переводить на другой номер, но если вернуть на тот же, с которого пришёл перевод, то как буд-то ничего и небыло.


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59
      +12

      В справке о платеже не указан полный номер отправителя, три цифры закрыты звездами.


      1. grishkaa
        19.07.2024 10:59
        +7

        А вот это, кажется, уже прихоть конкретно Сбера. Я такого никогда раньше не видел, у меня в Райффайзене номера отправителей переводов всегда показывает целиком.


    1. ermadmi78
      19.07.2024 10:59
      +14

      Насколько я понял, по такому сценарию вы вернуть можете 2 раза. В первый раз добровольно, а во второй раз по иску в суд о незаконном обогащении.


    1. GeXoGeN
      19.07.2024 10:59
      +6

      в том, что ты не знаешь номера целиком


    1. Tomasina
      19.07.2024 10:59
      +15

      Ты по просьбе отправителя переводишь ему 42 тыс.
      А он параллельно у себя инициирует процедуру опротестования ошибочного перевода и банк принудительно переводит ему 42 тыс.
      В итоге у него 42+42 тыс., а у тебя минус 42 тыс.


      1. bogolt
        19.07.2024 10:59
        +4

        Но тогда "ты инициируешь опротестование ошибочного перевода и банк принудительно возвращает вам те 42 тысячи которые вы сами отправили ?"


        1. northrop
          19.07.2024 10:59
          +3

          Это когда оне еще вернет вам, а вот минус - он вот, здесь и сейчас


        1. dartraiden
          19.07.2024 10:59
          +5

          Нет, банк лишь попытается вернуть, если на том конце есть нужная сумма. Если это был мошенник, то будьте уверены, что на том конце никаких денег уже не будет, а карта оформлена на бомжа Васю, удачи вам из него вытащить свои 42 тысячи.


    1. Ikolo92
      19.07.2024 10:59

      Раньше это был популярный способ мошенничества - скинуть деньги, вернуть через банк и попросить вернуть получателя. Часто прокатывало. С СБП вроде сложнее. А так большинство банков номер отправителя не показывают. Тиньк - только "Имя Ф.", даже без цифр номера. ВТБ отображает полностью, скрывает только фамилию. Сбер скрывает только три цифры после кода оператора и фамилию. Мб и можно как-то посмотреть, но 100% далеко не везде


  1. blik13
    19.07.2024 10:59
    +1

    Хм, интересное совпадение, в Беларуси не так давно статья была на onliner точно с такой же суммой(но в местных рублях) и с действительно ошибочным переводом на 42 тысячи. Так получатель ещё и с налоговой поимел проблем, т.к. на эту сумму насчитали налог, он его заплатил т.к. иначе пеня будет набегать. А теперь нужно эту переплату обратно возвращать из налоговой.


    1. uhf
      19.07.2024 10:59
      +3

      Так и у нас нужно платить налог, если получатель самозанятый например. Как вообще доказать налоговой, что это ошибочный перевод? Они видят поступление, видят списание (от оптового продавца алкоголя, ха-ха), для них все очевидно.
      Кто вообще эту систему проектировал, без возможности отказаться от перевода, и каким он местом думал.


      1. Vsevo10d
        19.07.2024 10:59

        если получатель самозанятый например

        Просто прекрасно, я тут же распечатываю из приложения чек, что за переведенную сумму продал этим мошенникам ожерелье, расписной горшок, бокалы с гравировкой или какую там еще хреноту делают студенты или домохозяйки средних лет. Попробуйте доказать обратное.


        1. Kanut
          19.07.2024 10:59

          Если вы им что-то продали, то разве не надо налоги заплатить?


          1. ToRcH2565
            19.07.2024 10:59

            То не надо возвращать деньги, вы их получили за товар =)


            1. vis_inet
              19.07.2024 10:59

              Да вы знатный читер!


            1. Kanut
              19.07.2024 10:59
              +1

              Эээ, нет. Налоги это дело между вами и государством. Государству всё равно был ли товар на самом деле.

              А если люди захотят свои деньги вернуть, то вам надо будет как-то доказывать что товар действительно был и они его действительно получили.


              1. aleks-th
                19.07.2024 10:59

                Все проще.

                Не товар а услуга, скажем ждем пару дней и выписываем чек:
                "Консультация посредством мобильной связи на тему, куда обратится если ошибочно перевел деньги."

                Все, ты свои обязанности выполнил - проконсультировал, звонок записал. Клиент консультацию получил,. ты налоги заплатил.

                Никто никому ничего не должен .

                И чек незабудьте отправить отправителю. И все денежка ваша.


                1. Kanut
                  19.07.2024 10:59

                  Если завтра ваш мобильный оператор так с вами поступит, то вы это так оставите? Или там ваш банк?


                  1. aleks-th
                    19.07.2024 10:59

                    Ну я же им не перевожу деньги просто так , а перевожу по договору.

                    Нормальный человек обратится в банк про ошибочный перевод, и будет всячески тебе помогать вернуть ему его же деньги, а не напрягать.

                    Ненормальных которые таким образом повесят свои проблемы или замуты на тебя - должны заплатить за этот геморой.

                    Мне пару раз случайно какието клиенты переводили, я тупо звонил в банк просил чтобы вернули обратно, банк возвращал без моего участия.

                    Один раз клиент оправил на счет к которому у меня доступа нет 5000 руб , там карта была потеряна и так я ее и не восстановил но счет остался, как раз через сбп туда и фиганули, я позвонил в банк банк меня послал типа сбп ничего не можем сделать, сказал клиенту - сам разбирайся у меня доступа к счету нет, банк уведомлен что это ошибочный платеж. Не знаю что клиент делал, но деньги ему вернули как-то.


          1. Vsevo10d
            19.07.2024 10:59

            4% с халявных N тыщ, кошмар.

            Хотя по духу закона это все равно такоээ.


            1. Kanut
              19.07.2024 10:59
              +1

              С чего вы решили что они халявные и их ни в коем случае не придётся возвращать?

              И если всё так придётся, то эти 4% вам уже никто не вернёт.


        1. uhf
          19.07.2024 10:59
          +2

          Не вижу ничего прекрасного. Распечатали чек - тем более платите налог с этой суммы. Но деньги себе вряд ли оставить получится - их вам перевели не мошенники, а скорее всего их жертва, которая будет пытаться эти деньги вернуть через полицию, и обвинит в мошенничестве вас.


      1. SanSeich_78
        19.07.2024 10:59

        Я - самозанятый, возвращал
        Постоянный клиент знает мои реквизиты.
        Звонит мне, заказывает разработку и СРАЗУ скидывает мне некую сумму!
        Мы еще не согласовали ни ТЗ, ни условия. Я отказываюсь и возвращаю деньги с пометкой (уж не помню какой, могу завтра поискать).
        Пишу в налоговую: так и так. Был какой-то непонятный ответ, но никаких последствий не было.


        1. uhf
          19.07.2024 10:59
          +1

          Так вы, наверное, вернули туда, откуда пришло. А не как описано в статье выше.


          1. SanSeich_78
            19.07.2024 10:59
            +1

            да, я знал компанию-отправителя


    1. ABRogov
      19.07.2024 10:59
      +2

      Вот по хорошему это надо был взыскать с отправителя.


  1. gmtd
    19.07.2024 10:59
    +4

    Незаконное обогащение - не уголовное преступление
    Можно просто ждать, пока заинтересанты и банки сами разрулят ситуацию


    1. blik13
      19.07.2024 10:59
      +8

      Тут есть некоторая путаница с понятиями. Незаконное обогащение это уголовка, а неосновательное обогащение - гражданский кодекс. В статье именно про неосновательное обогащение.


      1. gmtd
        19.07.2024 10:59
        +3

        Согласен, "неосновательное обогащение". ГК РФ.
        Незаконное обогащение - вообще неформальный термин


    1. ABRogov
      19.07.2024 10:59
      +2

      Не понятно, почему получатель должен бегать и суетиться. Я бы просто проигнорировал, пока не получил официальное требование. Ошиблись, в следующий разу внимательнее будете.


    1. grokinn
      19.07.2024 10:59

      Можно конечно и просто ждать, но "на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами" (ст. 1107 ГК РФ), а платить проценты не хочется.


  1. oraclejob
    19.07.2024 10:59

    Продам идею стартапа, позволяющего законно, за 10 рублей, узнать персональные данные пользователя зеленобанка.


  1. Dmitry_604
    19.07.2024 10:59

    Не очень понял в чем схема то? Как то неординарно мошенникам приличные суммы закидывать на счета неизвестных людей и морозить их там? Ты возращаешь а потом еще раз списывают по возврату?


    1. gravity
      19.07.2024 10:59
      +6

      Деньги отправляют не мошенники, а жертвы, которым подсунули "ваши" реквизиты. А "вас" вынуждают отправить эти средства на другие реквизиты.


      1. Dmitry_604
        19.07.2024 10:59

        Сложно как-то, а зачем мошенникам лишнее звено с неизвестным результатом?


        1. gravity
          19.07.2024 10:59
          +4

          Они ничего не теряют, а претензии жертвы будут к реальному владельцу реквизитов карты. Даже если вернёте средства владельцу, будет следующая попытка с другим человеком.


          1. Dmitry_604
            19.07.2024 10:59
            +3

            а во как, чтобы следы замести. Но как-то все равно сложновато. Деньги то были вот они - и ушли.


        1. Dolios
          19.07.2024 10:59
          +9

          Василий публикует объявление: "Продам гараж". Иван, честный человек, который вообще не в курсе схемы, хочет купить гараж и пишет Василию. Василий говорит, что надо перевести аванс и даёт ваш номер телефона. Иван переводит деньги вам.

          Далее Василий звонит вам и рассказывает слёзную историю про маму и просит вернуть деньги на счет Эдуарда. Вы это делаете. Эдуард дроп - бомж, на которого оформили карту и с которой деньги моментально уводятся в крипту.

          Проходит несколько дней и следователь приглашает вас рассказать, зачем вы обманули Ивана. В итоге, в самом лучшем случае вы поимели геморрой и потеряли деньги.


  1. karavan_750
    19.07.2024 10:59
    +7

    Года три назад на карту по СБП падает 5 рублей. Источник неизвестен, то есть вообще никакой информации об источнике.

    Я тинька месяц мучил, чтоб предоставил мне информацию о том подонке, который из меня решил дешевого иноагента сделать. Техподы сдались, сказали чтоб я в ЦБ обращался.

    Пока тиньков мучился с моей задачей, случайно вспомнил, что незадолго до описываемых событий заказывал пару небольших позиций в озоне.
    Озон к заказу пакет добавили автоматически, на который я не обратил внимание, а на пункте выдачи от него отказался, потому что "я же его не заказывал".

    К чему я это? На собственном опыте убедился, что обращение получателя в свой банк никак не решает проблему идентификации отправителя.


    1. rombell
      19.07.2024 10:59

      а Вы оплачивали по СБП? Мне несколько раз возвращали по 1р на карту, с которой платил


  1. ilekarev
    19.07.2024 10:59

    У меня была не такая сумма, 100р всего было. В чат поддержке написал, что это ошибочный перевод, попросил отменить. Ответили что в течении 2х дней деньги вернутся отправителю. Никаких дополнительных вопросов от Сбера не было

    Hidden text


    1. eugeneyp
      19.07.2024 10:59
      +1

      Это был внутренний перевод? Или межбанковский?
      Во втором случае всё гораздо сложнее.


      1. ilekarev
        19.07.2024 10:59

        Этого я точно не знаю, возможно и правда внутренний :) В просмотре не пишет банк, показывает с какой карты и на какую упало (последние 4 цифры карты конечно)


      1. Tomasina
        19.07.2024 10:59

        Судя по тексту, там Альфа и Сбер.


  1. artegor
    19.07.2024 10:59
    +5

    а если вам курьер чужую непонятную посылку привезет? ну вот просто привезет и оставит у двери. у вас возникают обязанности по сохранению и возврату? и чья это проблема?


    1. konst90
      19.07.2024 10:59
      +4

      Если она лежит у двери, но снаружи, то вы тут совершенно не при чем. А вот если он внутрь занёс каким-то образом - тут уже интересно.

      Я бы в наше неспокойное время вызвал полицию со словами "мне кажется, там внутри что-то тикает", и пусть у них голова болит.


    1. mihasar
      19.07.2024 10:59
      +1

      Да, такие обязанности возникают (см. 227 ГК РФ). Нашел 500₽ - заяви в полицию или в мэрию о находке. Иногда лучше вообще не связываться с этим и пройти мимо.


  1. Thomas_Hanniball
    19.07.2024 10:59

    Зачем все эти сложности, если отправитель неправильного перевода просто пишет заявление в свой банк о неправильном переводе, после чего банки уже самостоятельно разруливают эти ситуации.

    Тот, кто деньги ошибочно получил, не должен вообще ничего делать. Иначе можно наткнуться на волну мошенничества, когда тебе отправляют фейковое сообщение о якобы неправильном переводе, а ты возвращаешь мошенникам деньги уже со своей карты.


    1. karavan_750
      19.07.2024 10:59

      Тот, кто деньги ошибочно получил, не должен вообще ничего делать.

      А если эти деньги пришли от гражданина иного государства, от статуса иноагента надо отмазываться или забить?


      1. konst90
        19.07.2024 10:59
        +7

        Забить. Если захотят сделать иноагентом, то возврат все равно не поможет.


        1. unclejocker
          19.07.2024 10:59
          +4

          Сейчас даже деньги не надо получать, с 22го года в закон добавили "находится под иностранным влиянием". Решает минюст, можно попытаться потом через суд доказать, что никто на вас не влияет, но...


  1. Tomasina
    19.07.2024 10:59
    +1

    Эм... А как имя может быть "Анюта"? Оно ведь из паспортных данных подтягивается.


    1. vis_inet
      19.07.2024 10:59

      Сейчас каких только имён не бывает.


    1. RingilNill
      19.07.2024 10:59

      Последние 106 лет так(если речь про бывшую россию), с момента отмены государственной церкви и обязательных имен по святцам. Боюсь что если об этом ты не слышал, то ты еще много интересного пропустил. Рекомендую очень аккуратно читать газеты, а то узнаешь, что Николай II от престола отрекся и династия Гольштейн-Готторпов прервалась :-D

      Конкретно в бывшей россии ограничения на имена последние годы были только с запретом матерной триады, цифр и прочих знаков не входящих в российский алфавит

      И это совершенно нормально. И родители могут дать любое имя, и человек достигнув совершеннолетия может как угодно и сколько угодно раз менять имена. Никаких ограничений нет.


  1. nivorbud
    19.07.2024 10:59

    Имхо, всё достаточно просто - отправлять деньги назад только отправителю. Да, оповестить свой банк об ошибочном платеже и о согласии о возврате. А отправитель пусть сам доказывает, что он является настоящим отправителем. Любое недовольство звонящего должно парироваться простой логикой: вы не знаете и не можете знать, что звонящий является отправителем, может там уже очередь из "отправителей" стоит...


    1. kenomimi
      19.07.2024 10:59

      Отправитель подает в суд на неосновательное обогащение и с вас происходит второе списание. Самостоятельное возвращение суду побоку, потому пойдет еще одно списание.


      1. konst90
        19.07.2024 10:59

        Самостоятельное возвращение суду побоку

        1. С чего бы?

        2. Если суд не счёл возвратом первое списание, то можно подать по нему на неосновательное обогащение.


  1. nerudo
    19.07.2024 10:59

    Потому что весь СБП - тяп-ляп и в продакшн. Лишь бы побыстрее и пользователи писались от восторга и удобства. О прозрачности и безопасности и речи не шло.


  1. Treviz
    19.07.2024 10:59
    +3

    Я пару лет назад получку нечаянно другому незнакомому человеку перевёл. Перекидывал с карты на карту через СБП. Очепятался в номере своего телефона (это сейчас в приложении первый пункт "себе в другой банк" и комиссии нет). Транзакция прошла.
    Звоню человеку, тот в отказ. Вызвал полицию, они ему тоже звонили и он отвечал. Вобщем через суд. Собрал все справки, выписки банков. Только непонятно в какой суд идти, кого ответчиком ставить. Юрист на работе толком ничего не сказал, не его специализация.
    Там денег-то чуть меньше 10 тыр.
    Вот и не знаю как быть. Забить?


    1. dartraiden
      19.07.2024 10:59
      +2

      Если идти по квесту "неосновательное обогащение", то ответчиком нужно заявлять того гражданина, которому вы перевели.

      Поскольку вы не знаете данных того гражданина, и не имеете возможности их легально узнать, то юристы советуют подавать иск к банку.

      https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/kak-vernut-perechislennye-po-oshibke-dengi/


  1. almaz1c
    19.07.2024 10:59

    Как я потратил кучу своего и чужого времени, да ещё и статью об этом написал на Хабре, хотя ей в лучшем случае место на Пикабу. Вместо того, чтобы просто вернуть деньги туда, откуда они пришли.


  1. kenomimi
    19.07.2024 10:59
    +4

    1. Возвращать самостоятельно нельзя. Будет двойное списание, если мошенник пойдет в суд - судью не интересует, что вы там и кому сами возвращали. Плюс смотри следующий пункт.

    2. Держать нельзя. Тут фишка интересная. Мошенник может (и скорее всего это так) переводить не свои деньги, а грязь с кардинга/лома. Способ отмывки такой - дроп стоит после случайного человека, цепочка непрозрачна, у дропа есть время на безопасный выход в нал. Даже если прокси не передаст дальше - кардер ничего не теряет, бабки еще не его. И потом, когда дело размотают - к вам придут. Мошенника-то не поймают, он где-то в Африке тусуется, зато тех, кому пришли деньги с лома вполне могут потаскать по судам.

    3. В банк ходить бесполезно. Банк не может сделать кнопку отказа от перевода (и отмену через оператора), ибо законами такого не предусмотрено. Тут нужно внимание со стороны ЦБ, и его инициатива, чтобы прописать функционал в горе всяких нормативов.

    Упс, и фиг его знает, что делать в такой ситуации.


    1. vikarti
      19.07.2024 10:59

      Первый раз внятный юзкейс для включения СБП руками - как было у Сбера


      1. vorphalack
        19.07.2024 10:59

        а толку? у сбера пачка партнерок с крупными банками, работающих мимо сбп


    1. gravity
      19.07.2024 10:59
      +3

      В целом, показать себя добросовестным выгодоприобретателем. И показать отсутствие у вас умысла обогатиться. Банк уведомили, значит уже предприняли шаги по возврату средств.


  1. akamoroz
    19.07.2024 10:59

    Я так из статьи и не понял - зачем бегать по обмудсменам/полиции и тд? Людям заняться нечем?

    Если это реальные люди, то пусть сами бегают через свой банк возвращают платеж - сами накосячили.

    Если это мошенники, то пусть сами бегают через свой банк возвращают платеж - так им и надо.


    1. northrop
      19.07.2024 10:59
      +2

      Если это реальные люди, то пусть сами бегают через свой банк возвращают платеж - сами накосячили.

      Есть риск (не)получить письмо от банка, а потом из суда - сперва о возврате ДС, а потом о явке в этот самый суд "во глубине сибирских руд".


      1. vikarti
        19.07.2024 10:59

        И что будет за НЕявку? Даже просто неявку а не просьбу рассмотреть в отсутствие потому что деньги - не против вернуть но скажите кому. С приставами доставлять будут?


        1. rombell
          19.07.2024 10:59
          +2

          Доставлять нет, рассмотрят в Ваше отсутствие, приставы получат исполнительный лист и арестуют все счета, до которых дотянутся. И могут списать с каждого всю сумму, прецеденты были.


  1. Alexsey
    19.07.2024 10:59

    Почему на пятом году переводов по СБП нельзя реализовать возврат средств отправителю в одно касание?

    Еще когда СБП только запустили было сказано что невозможность возврата отправленных денег - фича, а не баг. Сомнительное решение, но на него пошли сознательно.


    1. Wesha
      19.07.2024 10:59
      +2

      было сказано что невозможность возврата отправленных денег - фича, а не баг. Сомнительное решение, но на него пошли сознательно.

      Уж Вы-то как программист не можете не знать, в каких случаях говорят "это не баг, это фича"...


    1. kenomimi
      19.07.2024 10:59

      А вообще где-то в мире отмена моментальных перводов есть? Я вот что-то не слышал... Даже интересно стало.


      1. czz
        19.07.2024 10:59
        +1

        Насколько я знаю, в США Zelle отменяют, если клиент заявляет в банк о мошенничестве.


        1. Wesha
          19.07.2024 10:59
          +1

          Подтверждаю. Более того, была хохма — у знакомого банк не хотел принимать больше Y нерублей в неделю, но я этого не знал и послал N — перевод через пару минут автоматически прилетел обратно.


    1. inkelyad
      19.07.2024 10:59
      +2

      Еще когда СБП только запустили было сказано что невозможность возврата отправленных денег - фича, а не баг. 

      Мне казалось, что это относилось к процедуре возврата по инициативе отправителя:

      Если отправитель по ошибке перевел неверную сумму или указал неправильный номер, то он сможет вернуть деньги только с согласия получателя и его банка. В этом случае придется обратиться в свой банк и уточнить порядок действий в подобных ситуациях.

      А возврат получателем "Верните деньги туда, откуда пришли" - это, мне кажется, вполне законное распоряжение банку на перевод денежных средств. Приблизительно такое же, как я это все руками заполнил. Так что отсутствие кнопки возврата - это просто банк ленится ее сделать.


  1. AllexIn
    19.07.2024 10:59
    +2

    Жесть какая-то...
    У меня постоянно движуха на счету. Что-то списывается, возвраты от сторов, отложенные платежи, возвраты за неправильные покупки... Естественно я не слежу за каждой копейкой, только в обще мониторю баланс...
    Мне теперь надо каждое поступление мониторить, чтобы не дай бог там не было платежа от какого-нибудь НКО или мошенника?


    1. rombell
      19.07.2024 10:59

      Вообще говоря, да. Это одна из функций бухгалтера, ну а самозанятый - назвался груздем...


      1. AllexIn
        19.07.2024 10:59
        +1

        А при чем тут самозанятость? Это карточка физ лица.


  1. smart_alex
    19.07.2024 10:59
    +4

    Мне одному кажется, что тут всё перевёрнуто с ног на голову, когда обвиняемым оказывается благонамеренный гражданин, который не предпринимал никаких действий по получению этих средств?

    И для проворачивания подобного фокуса с любым достаточно знать только его номер телефона?


    1. Dolios
      19.07.2024 10:59

      Да, для перевода денег по СБП достаточно знать номер телефона.


    1. konst90
      19.07.2024 10:59

      Он не обвиняемый. Если дойдет до суда - то это будет гражданский суд, и получатель будет ответчиком.


      1. smart_alex
        19.07.2024 10:59

        Так вот я и спрашиваю как так получается, что действие совершает посылающий, а ответчиком становится получающий?

        Я уже не говорю о том, что по этой схеме можно подставить любого.

        На мой взгляд любые претензии к получающему неуместны с точки зрения здравого смысла.


        1. konst90
          19.07.2024 10:59

          А кем ему ещё быть? Он из-за чужой ошибки (ГК презюмирует добросовестность) получил чужое имущество и должен его вернуть. Да, так бывает, все мы люди и все мы ошибаемся.

          А насчёт "подставить" - у получателя нет никакой обязанности суетиться куда-то бегать и возвращать деньги. И мне не попадались примеры каких-то последствий за невозврат денег до решения суда. Обяжет суд вернуть чужое - верните, а до этого можно просто ждать и не тратить эти деньги.


          1. smart_alex
            19.07.2024 10:59
            +1

            Человек может понятия не иметь, что это ошибочный перевод и потратить деньги ни о чём не подозревая.

            Где написано, что у него есть обязанность контроллировать все переводы (коих может быть сотни) и отслеживать все источники этих переводов?

            А если такой обязанности нет, то как его можно обвинять в необоснованном обогащении?


            1. Kanut
              19.07.2024 10:59

              Вы можете и не контролировать. Но чужие деньги придётся вернуть.


              1. smart_alex
                19.07.2024 10:59

                Речь не о чужих деньгах, чужие деньги никто присваивать не собирается (и, кстати, не предпринимает для этого никаких действий).

                Речь о том, что существует схема по которой на раз-два любого благонамеренного и ни о чём не подозреваюшего человека можно превратить в обвиняемого.


                1. Kanut
                  19.07.2024 10:59
                  +2

                  Да, "схема" существует. И это далеко не единственная ситуация когда это может произойти. И это не только в России так.

                  Законы не идеальны и никогда таковыми не будут. Юридические системы тоже.

                  Поэтому хорошо что автор не просто решил свою ситуацию, но и поделился с другими. Теперь немного больше людей будут в курсе и может быть это поможет им избежать проблем.

                  Или даже возможно это приведёт к тому что законы поменяют. Хотя в этом лично я конечно сомневаюсь.


                  1. smart_alex
                    19.07.2024 10:59

                    Так если схема существует, всем известна, несёт в себе социальную опасность, то не стоит ли законодателям что-то с этим сделать?


                    1. Kanut
                      19.07.2024 10:59

                      Вполне себе допускаю. Но тут как бы есть два вопроса.

                      Во первых можно ли с этим что-то сделать таким образом, чтобы не создать новых проблем. То есть так чтобы ситуация в целом не ухудшилась.

                      А во вторых а зачем вашим законодателям это делать? Ну то есть им то от этого ни тепло, ни холодно.


                      1. inkelyad
                        19.07.2024 10:59
                        +1

                        Во первых можно ли с этим что-то сделать таким образом, чтобы не создать новых проблем.

                        Схем уже придумано много. В разных местах традиции разные. Где-то платеж инициирует тот, кто платит, где-то наоборот. Соответственно, может требоваться или не требоваться подтверждение.

                        В данном случае видно три способа: (1) можно модифицировать либо так, что сначала был запрос на получение денег (спамеры замучают), (2) так чтобы деньги не доходили без подтверждения получателя, (3) обязать банки и платежные системы реализовывать интерфейс "верни обратно". Возможно последнее в контексте СПБ даже есть - просто банки халтурят. Можно попытаться найти на сайте СЦ "Требования, предъявляемые к..." или как оно там называется.


                      1. Kanut
                        19.07.2024 10:59

                        Схем уже придумано много

                        Согласен. Но все эти схемы тоже имеют свои минусы.

                        Например то, что делать и/или получать переводы станет сложнее для всех. Или дороже.

                        То есть если такое мошенничество происходит часто, то имеет смысл добавить какую-то защиту. Если они относительно редки, то овчинка выделки не стоит.


                      1. inkelyad
                        19.07.2024 10:59
                        +1

                        Я думаю - что не много. Потому что в этой схеме мошенник рискует деньгами и не может простым способом вернуть средства. Подаст он в суд с иском "хочу деньги обратно" раз, десять, сто - а потом, я думаю, обязательно у кого-нибудь появятся вопросы и на происходящее посмотрят попристальней.

                        Это с сотовыми операторами схема хорошо работала, потому что они возврат денег делали без особой бюрократии.


                    1. konst90
                      19.07.2024 10:59

                      А в чем опасность, по-вашему?


                      1. smart_alex
                        19.07.2024 10:59
                        +2

                        А 16к просмотров, +103 рейтинг статьи и 157 комментов за 20 часов вас ни накакие мысли не наводят?


                      1. konst90
                        19.07.2024 10:59

                        Наводят.

                        Так в чем опасность?


                      1. smart_alex
                        19.07.2024 10:59

                        А если наводят, то зачем спрашивать?

                        Вы не видите, что эта тема задевает людей и вызывает бурное обсуждение?


                      1. konst90
                        19.07.2024 10:59

                        Много что вызывает обсуждение. Вы можете чуть более ясно свою мысль выразить?


            1. konst90
              19.07.2024 10:59
              +1

              то как его можно обвинять в необоснованном обогащении

              Очень просто: оно ничем не обосновано. Контролировать переводы человек не обязан, поэтому за сам факт траты чужого - если он не знает, что это чужое - наказания нет. Но вернуть чужое придется.


    1. rombell
      19.07.2024 10:59

      Если в багаж или в открытое окно подбросят интересный пакет, будет то же самое "обвиняемым оказывается благонамеренный гражданин, который не предпринимал никаких действий по получению этих средств". Просто с деньгами внезапно стало намного проще.


  1. itoolsy
    19.07.2024 10:59

    У меня раз в пару месяцев падают странные суммы по 34 руб., 40 руб. от оченб трудно читаемых имен. Ничего не делал, хотя у меня в Сбере есть кнопка - вернуть платеж. Что-то мне подсказывает, что это первый этап проверки - будет ли проведен возврат или нет. Если будет возврат - пойдет ваша схема. Мысли такие


    1. nerudo
      19.07.2024 10:59
      +2

      Скорее скидывают какому-нибудь асланбеку на побегушках за купленный доширак и иногда промазывают по кнопкам.


    1. kenomimi
      19.07.2024 10:59
      +2

      У меня раз в пару месяцев падают странные суммы по 34 руб., 40 руб. от оченб трудно читаемых имен

      Это новая мода у маршрутчиков, брать переводами :) А в переполненой маршрутке переводить неудобно жесть - вот люди и ошибаются.


  1. CrazysAlien
    19.07.2024 10:59
    +3

    Для устранения именно мошеннической схемы достаточно реализовать удобное уведомление о таком поступлении у олучателя средств в СБ своего /получателя/ банка с переводом средств на "спец счёт" в этом банке и заморозки там до обращения отправителя и /или/ или его банка.
    / да, тот самый :))) вот тут-то он и пригодился бы! ;)/
    Мошенник сразу отваливается - шантажировать некого, а просто ошибшийся человек уже будет свои проблемы решать с банками по возврату средств из этой заморозки. При этом позиция невольного получателя будет уже определена и выражена однозначно и действенно без всяких заявлений.


  1. Fangaro
    19.07.2024 10:59
    +2

    Вот есть счёт, на котором копится денежка на "старое будущее". По нему движения раз в месяц, когда удаётся пополнить. Там случайное или специальное движение бросится в глаза сразу. Есть другой, на который приходят оплаты за выполненные работы или оказанные услуги. Там контроль почаще и вероятность быстро заметить что-либо левое в поступлении повыше. И есть карта, с которой и в магазин, и в платный туалет, и оплатил доставку пиццы, и пицц было 3, и за 2 пиццы коллеги по работе перевели, и сыну отправил на поездку на выставку в Москву (он правда и не просил, и вообще может отца переселить вместе со скарбом, просто сохранились ранешние придуманные правила), и от сына что то поступило (а почему - он расскажет, когда нам будет удобно)... И вот на такой карте все каждые сутки смотрят, что пришло и что ушло? Если для того, что бы пополнить... А раньше, с кошельками, все по 10 раз на дню купюры пересчитывали? Как я могу определить, что мне кто то перевёл деньги, которые не мне предназначены, если смотрю баланс раз в неделю? Как я в течение суток могу сообщить в полицию о подозрительном переводе, если о нём не знаю? Кто то позвонил и сказал, что ошибся и мне деньги перечислил... Ну позвонил кто то. Представился Марсом, Нетаньяху, спецпредставителем или зицпредседателем. Вы с с ним общаетесь? Или просто просите прислать повестку, благодарите и завершаете разговор? Откуда это "если в течение суток Вы не заявили в полицию"?

    Из личной практики только давние бытовые переводы не на тот номер телефона и не на тот лицевой счёт... Письмо, на сайте организации, получившей деньги не за меня, а за другого. Ой, я тут спешил, сам виноват, прошу возвратить. Возвращали в тот же день.

    Может статья не для предупреждения всех, как теперь страшно жить, а для количества комментариев?


    1. rombell
      19.07.2024 10:59
      +1

      Вы настраиваете сами (обычно), на какой счёт принимать СБП. Сейчас в большинстве банков счета и карты бесплатны, сделайте специальную для приёма.

      Только у Тинькова/Т-Банк на эту тему "гениальная идея", им лень сделать настройку, зачисляют тупо туда, где больше денег. И я то теряю поступления, то в отчёте смешиваются разные каналы. пц как неудобно


    1. iviks Автор
      19.07.2024 10:59

      Подход "не суетиться" хорошо работает при контакте с добропорядочными гражданами и плохо - с мошенниками, знающими лазейки в законодательстве. Меня насторожило сочетание перевода женщине вечером в пятницу с настойчивым требованием немедленно вернуть деньги с фактором, о котором не стал упоминать, дабы не быть обвиненным в разжигании межнациональной розни.


  1. Samodelkin333
    19.07.2024 10:59

    С заявлениями решение правильное. Это может быть схема, когда всучивают реквизиты мамонта номер 2, а первый мамонт туда переводит деньги. Деньги уходят, а мамонты остаются наедине. Подстава 95% поскольку были нестыковки. Ответственности по СБП похоже реально нет.


  1. fortunam
    19.07.2024 10:59
    +1

    Я не отказался бы от подтверждения входящего перевода: приходит уведомление с вопросом "согласен ли получить n рублей от Имя Ф., часть номера?" – кажется хорошей защитой от "ошибочных" переводов. Спасибо за предупреждение, статья оказалась полезной.