Привет! Я Катя Глушанина, тестировщик в 2ГИС. В далёком 2019 год в нашей компании было не так много сотрудников, а тестировщиков в веб-отделе — ещё меньше. Мы все работали в офисе, много общались и решали вопросы на месте. Ламповость атмосферы была включена по умолчанию.
Компания начала расти, и с этим пришли новые вызовы. Стало больше команд, тестировщиков, появились удалённые сотрудники.
Это привело к трём «побочным эффектам»:
Сложности коммуникации. У нас 11 часовых поясов, и это иногда тормозит доставку фич. Например, у меня возник вопрос, а тот, кто может с ним помочь ещё не начал работать или уже закончил.
Нет обмена знаний. В распределённых командах могут чаще придумываться велосипеды.
Чувство изоляции. Одному дома может быть грустно: даже мем не с кем обсудить.
И мы поняли, что нужно что-то менять.
Решение 1: общее пространство
Мы решили стереть границы между командами и создали общий спейс для всех тестировщиков в веб-отделе. Это общий чат во внутреннем мессенджере, и каждый может задать вопрос и получить ответ от коллег. Мы начали активно общаться и заметили, что вопросы можно разделить на группы, чтобы отвечать на них командно. Так мы улучшаем атмосферу и возвращаем ламповость.
Решение 2: литературный и докладоклубы
Один из часто возникающих вопросов был связан с книгами: «Какую книгу прочитать?», «Я прочитал, но не понял, как это применить в команде?». Мы организовали литклуб, где собирали кандидатов, голосовали за книги, читали, обсуждали их и делали выводы. Всё это происходило на Trello-доске.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/502/d21/b9e/502d21b9e63315079efcd7d40abda1d9.png)
Когда интерес к обсуждению книгам угас, мы создали киноклуб, точнее докладоклуб, где сейчас смотрим и обсуждаем записи.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/14d/df8/dfd/14ddf8dfdfd7cc42011b504ff88ee267.png)
Решение 3: внутренние митапы
Следующим шагом стали внутренние митапы, где командами делимся опытом. Например, как-то обсуждали, как бороться с флаки-тестами или как выбирать баги на спринт. Мы смотрим, кто как делает, и выбираем лучшие практики для всех команд.
Из забавного: провели несколько встреч с «трешовыми» докладами. Получалось прикольно и смешно, но всё же не так много полезного, а подготовка занимала много времени. Такие доклады заходили меньше, и скоро от них решили отказаться.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/df9/5ef/f64/df95eff6464a3452b2ddcfc66da7fe6d.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e70/604/3e9/e706043e96a5789133441c2ae2c9f394.png)
Решение 4: воркшопы
Мы также организовываем воркшопы. Здесь нет лекций, только практика. Мы выбирали темы, которые вызывали затруднения, приглашали экспертов и проводили мастер-классы. Участники получали задания и создавали проекты, которые потом использовали в работе.
Самая популярная тема — Gitlab CI, проводили воркшопы раза три. Также в топе k8s, Helm и API.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c42/820/b9c/c42820b9cb621e2bb1fc530e503aca66.png)
Решение 5: документация и дайджесты
Чтобы новые сотрудники не терялись, мы начали собирать дайджесты всех мероприятий. На специальной страничке можно найти записи всех митапов и пересмотреть их в любое время. Даже если только один человек смотрит записи, это уже полезно.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7e5/5a9/e28/7e55a9e286dde0f42df54f2281069ce3.png)
Регулярность и планирование
Изначально мы думали, что столько всего хочется успеть обсудить и сделать: «Давайте будем встречаться как можно чаще!» Но ведь есть работа и другие встречи. Когда мы заметили, что интерес падает и участников становится меньше, мы пересмотрели наш подход и сократили количество мероприятий. Теперь у нас есть регулярные дайджесты, обсуждения докладов раз в месяц и воркшопы по мере необходимости. Так наш календарь выглядит более сбалансированным.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/be5/1a2/5f2/be51a25f2291450e457d58cc87bfa7cb.png)
Несекретная формула успеха
Кажется банально, но всё же самое важное, что помогает держать руку на пульсе — это заинтересованность и чуткость к вопросам команды. Поэтому если у нас возникает проблема, мы стараемся найти способ её решения, собрать обратную связь и скорректировать действия. Ну и конечно, последовательность и регулярность решают. Если один раз что-то провести и забыть, то пользы особо не будет.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6c6/e7a/c3f/6c6e7ac3f555188add35a58d75f80afc.png)
Ну и напоследок добавлю, что всё-таки иногда меньше — значит лучше. Берегите себя и своих коллег.
Если остались вопросы, на всё готова ответить в комментариях! А также обязательно заглядывайте в наш телеграм-канал, мы там охотно делимся опытом для всего QA-сообщества.