Когда-то давным-давно (почти десять лет назад) мне пришлось писать довольно много статей для разных компаний, которые впервые выходили на Хабр. Среди них были совсем небольшие стартапы, IT-компании побольше, международные корпорации, и все они хотели одного: написать статью, которую все прочитают, запомнят и к которой читатели непременно вернутся. Практически утопия. Идея найти формулу идеальной статьи сродни попыткам отыскать философский камень: вроде все компоненты есть, рецептура есть, но всегда чего-то не хватает. И кажется, что на Хабре волшебную формулу ищут многие. Кто-то пишет статью с самым высоким рейтингом, кого-то добавляют в закладки сотни пользователей, кто-то — мастер вызывать аудиторию на обсуждение и собирает буквально бесконечные ветки комментариев. А если автор опытный, то он периодически миксует суперспособности своих публикаций.

В самом начале июля мы выкатили статистику публикаций для всех авторов Хабра: теперь каждый может не только оценивать рейтинг и просмотры, но и видеть, как именно его статью читают, в какой момент уходят и сколько пользователей решают покинуть страницу почти сразу. Это классная опорная статистика, которая позволяет понять, что нравится аудитории и исходя из этого скорректировать подачу контента. Июль закончился, статистика поднакопилась, мы решили попробовать собрать компоненты успешной статьи и разобраться, как же написать «ту самую» звёздную статью. А заодно посмотреть, что и как писали лучшие авторы месяца.

По рейтингу

Статья с высоким рейтингом — дело непростое. Если постараться, написать статью на +30 и даже на +50 не так уж и сложно, но всё что больше — уже задачка со звёздочкой. Давайте посмотрим, какие из статей июля преодолели отметку +200. 

Итак, какие факторы успеха можно увидеть в пятёрке победителей?

  • «Отработка повесточки». Автор пишет на актуальную тему, которая волнует умы самой широкой аудитории здесь и сейчас. Причём это могут быть как короткие по времени тренды (например, замедление YouTube — происходит, появились инструкции, обсудили проблему, а дальше тренд падает), так и длинные (например, удалённая работа, импортозамещение). 

    Периодически в ИТ происходят технологические всплески, связанные с появлением чего-то нового: блокчейн, криптовалюты, NFT, ChatGPT, Pokemon Go и проч. Они вызывают вал тематических статей (и это вы ещё песочницу не видели, где каждый тренд приводит к нервному тику у модераторов). В этом случае срабатывают 2-3 крутые статьи, которые детально и технически грамотно рассматривают тренд — всё остальное оказывается невостребованным (во многом из-за низкого уровня подготовки авторов, желающих «поднять кармы / подписчиков / самомнения» на горячей теме). 

  • «Скандал, интрига, расследование» (аж две статьи в списке) — проблемный жанр на Хабре. Важно не скатиться в жалобу (это нарушение правил Хабра), а написать остро, интересно, доказательно, подробно — так, чтобы это выглядело не как обвинение, а как состоявшаяся история, на которой автор предлагает поучиться, чтобы не повторить его ошибки. Не стоит рассчитывать, что упоминание большой известной компании, против которой сражается маленький и скромный автор, сделает рейтинг. Его сделают профессиональный анализ и целостная история, в которой ситуация относительно прозрачна для всех сторон.

  • «Тру стори» — плодотворный и приятный формат, который при очень хорошей подаче и захватывающем сюжете прощает даже отступления от тематики Хабра. Можно написать про свой бизнес, поиск идеального хостинга, когтеточки, перец на гидропонике, клубничную ферму, кота с датчиком, Питер по мотивам «Брата», путешествия, шелкопрядов и осьминогов, но только в том случае, если от текста невозможно оторваться и он вовлекает. Рецепт простой: нужно разбираться в теме и писать максимально честно. Фальшь, придумки, подражательство в этом формате не работают, потому что читатель теряет контакт с автором и не верит ему. Наверное, это как раз и есть сторителлинг в его лучшем выражении.

  • «Взрослый научпоп» — рулетка. Можно убить месяц на крутую статью и она не зайдёт аудитории по совершенно непонятным причинам, а можно списать тексты с малоизвестной советской книги, которой нет в сети, и выбить минимум +40 (если что, этот деятель уже давно забанен). 

По сути, это и есть топ факторов, которые определяют высокий рейтинг. Пожалуй, не хватает только фактора «вечной дискуссии, покуда стоит мир» — темы, которая привлекает много читателей, комментаторов и, соответственно, собирает высокий рейтинг при условии, что автор её мастерски раскрыли или нашёл нестандартную подачу, необычную точку зрения. К таким темам можно отнести вопросы высшего образования в ИТ, импортозамещение, поиск работы и проч. Опять же, с этими темами легко соскользнуть в минус: происходит это в случае, когда автор захотел выехать на конъюнктурной теме, но не потянул её раскрыть или оказался вовсе некомпетентным.

Да и в целом все рассмотренные факторы, делающие статью рейтинговой, — это трюки, выполненные профессионалами. Для успешной работы с ними должно быть понимание запросов аудитории, умение хорошо писать и готовность находить и добавлять авторские фишки.

Для рейтинговых статей решающим является интерес, любопытство. И важно не потерять интерес на протяжении всей статьи. Чтобы понять, где читатели теряются, можно обратиться к статистике статьи.

Например, вот воронка дочтения длинной статьи для широкой аудитории (чужой, поэтому ссылку не привожу). Даже при очень высоком уровне интереса аудитория «отваливается» довольно прогрессивно. Если анализировать, то она уходит на первых цифрах и таблицах — возможно, не всем хочется вникать и разбираться.

 

Возьму свою статью, чтобы вы могли тоже посмотреть. Невыдуманные истории сисадминов / Хабр — здесь очевидный отток происходит в момент перехода к длинной истории пользователя, то есть настроенные на фрагментарный развлекательный контент читатели решают не осиливать эпизод побольше. Кстати, часто наблюдают это на других статьях.

Умозрительно можно предположить, что деление на небольшие абзацы и перебивка фотографиями и изображениями удерживает читателя на странице, но такая подача не всегда нужна, а иногда откровенно вредит. Однако «островки отдыха» читателя на статье никогда не повредят: это могут быть вставки интересных историй, изображения, схемы и т. д. Такая организация вёрстки «утягивает» читать дальше.

Уникальные

Уникальные читатели — это все, кто зашли в статью по одному разу. То есть это гарантированный минимум тех, кто попытался прочитать статью. Можно видеть, что перечисленные выше факторы работают и здесь, но… получается, что большой рейтинг не гарантирует самые большие просмотры? Совершенно верно.

Большие просмотры обеспечивает большая аудитория читателей (рейтинг может быть даже отрицательным), которая приходит напрямую, из социальных сетей, с поиска и с многочисленных «перепечаток» материала. Чтобы получить максимум уникальных читателей и просмотров, тема должна быть широкой, понятной или нужной (например, для прохождения собеседования) всем, кто зашёл (а на любую площадку заходят пользователи с абсолютно разными интересами, подготовкой, профилем и т. д.). 

Поэтому, если вы написали узкопрофильную статью и у вас 2k просмотров, не стоит расстраиваться — вероятно, это именно ваша аудитория. Кстати, у такой статьи будут выше отказы (кто пробыл менее 10 с) и более резкая воронка — и это логично: читатель видит классную статью с кодом, в неё нужно вчитаться, это требует времени, а значит, лучшие свои просмотры статья получит позже, когда читатель вернётся к ней, чтобы разобраться.

Вот пример такой воронки:

Закладки

Мы называем закладки самой честной метрикой статьи: рейтинг можно наплюсовать друзьями и коллегами (речь, конечно, не о +100), просмотров можно добиться с помощью заголовка и КДПВ, но в закладки добавят только реально то, что заинтересовало, показалось полезным. Часто это тьюториалы, «how to», чек-листы, инструкции и т. д. Вы можете видеть, что в списке действительно именно такие материалы. 

В закладки обычно добавляют статьи, которые:

  • будут долго оставаться актуальными 

  • содержат ценную и полезную для учёбы и работы информацию

  • собирают воедино данные из множества источников

  • коррелируют с частыми запросами читателей.

Комментарии

Если бы мне сказали, что я смогу бороться на Хабре только за один показатель, я бы выбрала комментарии. Ни закладки, ни рейтинг, ни просмотры не сравнятся с азартом, трепетом и радостью разворачивающегося под статьёй обсуждения! Они способны вдохновить автора на новые темы, сделать его популярным или утопить и заставить уйти с Хабра — их правда очень боятся. Комментарии — это явный маркер того, что статья или тема никого не оставила равнодушным. 

Самое большое количество комментариев собирают некоторые типы статей. 

  • Статьи, которые раскрывают актуальные темы — все обсуждают не только и не столько содержание статьи, сколько сам инфоповод, шум вокруг него. Бывает, что под статьями образуются треды комментариев, не имеющие ничего общего с темой публикации, но при этом технические, грамотные. (Ну а бывает как бывает ;-))

  • Статьи с резкими, резонирующими высказываниями (PHP жив, PHP мёртв, PHP снова кто-то убивает), которые позволяют высказаться профессионалам.

  • Статьи для широкой аудитории, которые просты, понятны и допускают комментарий буквально от любого пользователя.

Доскролы

Доскролы — это показатель, который отражает долю читателей, которые быстренько долистали вашу статью до конца. Возможно, им интересно прочитать её по диагонали, они ищут что-то новое в известной теме, интересуются выводами в конце (и потом решают, читать ли дальше) и т. д. 

Однако самые большие доскролы у статей… которые не нужно скроллить: это материалы на несколько абзацев. Если вы откроете статьи из списка, то увидите, что время чтения четырёх статей из пяти — 2 минуты, третьей — 3 минуты. Среднее время чтения в июле 6,3 минуты. Понятно, что скроллить их не требует никакого труда. 

Ну то есть эта таблица не имеет ничего общего с лидерством авторов на Хабре и не особо показательна сама по себе. Но вот доскролы хороших лонгридов — важнейший показатель читаемости статей и источник сигналов автору. 

Дочтения

Дочтения — это гораздо более медленные доскролы, то есть признак того, что статью просматривают внимательнее. Сами по себе в таблице они опять же не показательны — это короткие статьи. Но для автора это способ узнать, обо что же всё-таки спотыкаются читатели и почему они уходят. Все воронки, которые упомянуты в статье, как раз воронки дочтений, и там как раз можно догадаться, что и где пошло не так. 

Кстати, в статистике по статьям можно просматривать воронку, переключая её между доскролами и дочтениями — сразу очевидна разница и можно собрать некоторые инсайты, если сопоставить с контентом.

Отказы

Отказы показывают, сколько процентов читателей пробыли в вашей статье менее 10 секунд. Чем они меньше, тем лучше. Это интересный показатель, который является лакмусовой бумажкой опыта автора. Табличка — это, можно сказать, ярмарка тщеславия: у авторов всё хорошо, читатели погрузились в материал. (На всякий случай: низкие отказы ещё не гарантируют высокие дочтения, они всего лишь говорят о том, что ожидания читателя от заголовка, обложки и лид-абзаца оправдались и он не хлопает раздражённо дверью мышкой). Высокие отказы — однозначно плохо: значит, что-то изначально пошло не так.

Если же перевернуть выгрузку и посмотреть на самые высокие отказы (выше 40%), то это статьи из блогов компаний и одна пользовательская. Исключаем ошибки вроде случайного дубля, убираем новости и что же остаётся? Остаются вполне нормальные, статьи, имеющие много общего. Я бы сказала, они однотипные.

  • Очень много теории. То есть читатель открывает статью и вынужден начать чтение с изложения азов по теме — ему жалко тратить время, ему скучно и он уходит. Особенно обидно это видеть в узкопрофильных статьях, которые изначально открывают люди «в теме»: они пришли прочитать про опыт автора (а иногда и компании), а тут на тебе, повторение пройденного. 

  • Затянутое вступление — автор долго представляется. В этом нет ничего плохого, но всё же длинные должности и раскрытие банальных обязанностей можно сократить (ну то есть не нужно писать «я руководитель группы фронтенда и мы занимаемся тем, что заботимся о том, как сайт выглядит и работает на стороне пользователя, как работают формы, отображаются стили и цветовые схемы», на Хабре примерно все в курсе, чем занимается фронтенд). 

  • Статья написана сухим языком (как текст на сайте, рекламный буклет или отчёт), автор даже не пытается зацепить читателя, подружиться с ним —  он просто излагает факты, выкладки, как на скучном вебинаре в вузе.

Вот так в среднем выглядит воронка дочтений для статей с высокими отказами — даже жалко труд авторов (и это неплохая статья сильной компании, способной выстроить рассказ иначе).

А это воронка статьи на 37k просмотров обычного пользователя. Он также забил всех скучной теорией и по сути, даже не приблизился ко всему тому интересному, что обещал заголовок. 

Выводим формулу идеальной статьи ?

Ну что ж, для тех, кто доскроллил и дочитал, самое время собрать формулу идеальной статьи (ну или хотя бы шпаргалку основных моментов, на которые стоит обратить внимание).

Компонент статьи 

Описание компонента

Тема

актуальная, в тренде

интересная широкой массе

уникальная для узких специалистов

спорная и обсуждаемая

Подача

Желательно придерживаться публицистического стиля и писать так, как будто вы это рассказываете коллеге за завтраком или близкому другу, примерно владеющему темой. Исключение — статьи, требовательные к строгой подаче информации. Научный стиль на Хабре заходит плохо, да он и не нужен — вряд ли такую статью зачтут как ваковскую публикацию.

Заголовок

Точный, метафоричный или с прямым указанием темы. Можно с интригой, но без вранья и желтизны. Заголовок соответствует тексту, а текст раскрывает заголовок.

КДПВ (обложка)

Не клипарт, интересная, с метафорой, юмором или прямо иллюстрирующая текст (скриншот кода, ошибки, фото офиса и проч).

Лид-абзац (вступление)

Вовлекающий, сохраняющий интригу. Может быть полностью отстранённым, но при этом должен подчёркивать основную мысль текста.

Начало статьи

Без теоретизации, скучных определений, длинных знакомств, списков («давайте вспомним пять преимуществ использования ООП») . Это погружение в статью, фактически второй лид, который касается темы напрямую. Вы пишете для опытных людей.

Центральная часть и центральная мысль

Чёткая, высказанная, раскрытая. Должна продолжать и расширять все предыдущие элементы. Кульминация текста, которая снимает часть вопросов и заставляет думать или погружаться в контент.

Заключение статьи

Выводы, итоги, — всё то, что подводит черту, частично суммирует сказанное и настолько интересно, что может отправить злостного доскрольщика статьи вдумчивым дочитывателем.

Вёрстка

Опрятная, с разделением на блоки, логичная, — как будто дорога с разметкой, по которой читатель должен пройти с комфортом.

Примочки, обвес, тюнинг

Всё, что может сделать контент «сочнее и вкуснее»: схемы, байки, инфографика, ироничные изображения и т. д.

Щепотка опыта и таланта автора — как элемент магии.

Пишите статьи (не только идеальные), изучайте статистику, оттачивайте стиль — места лучших авторов августа ещё остались ;-)

Комментарии (28)


  1. Vsevo10d
    12.08.2024 13:03
    +6

    можно списать тексты с малоизвестной советской книги, которой нет в сети, и выбить минимум +40

    Прям даже интересно, кто это был.


    1. MaFrance351
      12.08.2024 13:03

      Неужели тот с текстом про сверхтекучесть?

      Там был очень плохой рерайт какой-то статьи, и всё это ради того, чтобы в конце разместить неизменное "Подписывайтесь на мой Telegram". Пользователям это ожидаемо не понравилось, пост снесли, а автора отправили в read only.


      1. Vsevo10d
        12.08.2024 13:03
        +2

        Тут каждый первый трансгуманист пишет плохой рерайт.


  1. Javian
    12.08.2024 13:03
    +3

    Желательно придерживаться публицистического стиля и писать так, как будто вы это рассказываете коллеге за завтраком или близкому другу, примерно владеющему темой.

    Читал несколько лет назад книгу. Стиль меня очень удивил. Причину понял когда прочитал отзыв на amazon - "как будто автор рассказывает историю приятелю, сидя в пабе за бокалом пива"


  1. Mike-M
    12.08.2024 13:03

    читатель открывает статью и вынужден начать чтение с изложения азов по теме

    В таких случаях поможет Оглавление.


    1. Exosphere Автор
      12.08.2024 13:03

      Да, как вариант. Только работа с якорями почему-то часто вызывает у пользователей ужас и смятение.


      1. Mike-M
        12.08.2024 13:03
        +5

        Или авторам просто лень тратить время на работу с якорями )


        1. Exosphere Автор
          12.08.2024 13:03
          +1

          Допускаю. Но обращаются с просьбой помочь часто. И да, оглавления и правда несправедливо забыты, потому что навигация явно улучшает дочтения.


  1. bertrana
    12.08.2024 13:03
    +1

    Статье даже суток нет, а часть ссылок уже не работает :с хочется всё таки иметь возможность прочитать, что именно заинтересовало аудиторию, какой слог использует автор, как выстроил сюжет


    1. Exosphere Автор
      12.08.2024 13:03
      +1

      Какие именно не работают?


      1. QualityLab
        12.08.2024 13:03
        +2

        В таблице раздела "Отказы" все статьи, в таблице раздела "Комментарии" все,кроме первой статьи. В "Доскроллах", "По рейтингу", "Закладках " и "Уникальных" также все из таблицы.

        Проще сказать, какие открываются)))


        1. Exosphere Автор
          12.08.2024 13:03
          +3

          Проверила и под собой, и в анонимном браузере - всё работает. А пришлите, пожалуйста, в личку, какую ошибку выдаёт?

          UPD Нашла. Я просто открываю в новой вкладке ссылки (работают), при клике - не работают. Проверим.


          1. Exosphere Автор
            12.08.2024 13:03
            +3

            @bertrana@QualityLabпоправила


  1. QualityLab
    12.08.2024 13:03
    +6

    Ну что ж, для тех, кто доскроллил и дочитал, самое время собрать формулу идеальной статьи

    ...и сохранил в закладки))

    Хабр - непростая площадка для авторов, конечно. И непредсказуемая по большей части. Замечала, что иногда очень интересные статьи уходят в минус. Возможно, не в то время и не на ту аудиторию автор попал публикацией...Но то, что здесь есть возможность читать хорошо написанные тексты на не совсем популярные темы - это прям очень цепляет.


    1. ris58h
      12.08.2024 13:03
      +1

      очень интересные статьи уходят в минус

      Интересно стало. Приведите несколько примеров таких статей, пожалуйста.


      1. QualityLab
        12.08.2024 13:03
        +1

        у всех свои интересы, конечно, но я обычно отмечаю тексты по "непопулярной" теме психологии, менеджменту или что-то из личного опыта по обучению. Часто за 30 позволенных голосовать дней из неглубокого небольшого минуса эти тексты выходят, особенно если автор продолжает публиковаться периодически. По незнанию новые пользователи могут указать не тот хаб (был и у нас такой косяк) или задать не там и не тот вопрос, как говорится, чем нарываются на минусы в карму за "личную неприязнь" и минусы на статью из рубрики "мнение", но за "низкий технический уровень".

        Ну вот вижу уже Exosphere ответила вам и согласна с ней. Всё чётко и ясно лишь с

        что касается профильных технических статей, обычно всё прозрачно: если в течение суток статья из минуса не вышла, то в ней действительно что-то не так именно по сути


        1. ris58h
          12.08.2024 13:03

          Статьи, не имеющие отношения к тематике Хабра, уходят в минус? Звучит прекрасно. Жаль, что не всегда такое бывает.


    1. Exosphere Автор
      12.08.2024 13:03
      +4

      Обычно это статьи, не имеющие прямого отношения к тематике Хабра. Например, у нас на Хабре есть замечательный и профессиональный психолог @Maximov_psyи у него была классная статья про измены, которую начали минусовать, ну и скрыли за несоответствие тематике. Тот случай, когда правда интересно.

      Та же беда с маркетингом, который аж отдельный поток имеет: выходит реально полезная статья, но борцы за исключительную айтишность Хабра сразу дают -2 или -3, автор скрывает статью и уходит - потому что так оценили его труд. А я в маркетинге в ИТ отработала больше 5 лет и знаю, как все эти "фу, Директы", "фу, баннеры" и "фу, пиар" могут эффективно продавать то, что разработали айтишники. Это так-то ФОТ, сформированный за счёт "о боже, фу, продаж".

      А вот что касается профильных технических статей, обычно всё прозрачно: если в течение суток статья из минуса не вышла, то в ней действительно что-то не так именно по сути.


      1. ris58h
        12.08.2024 13:03
        +2

        у него была классная статья про измены, которую начали минусовать, ну и скрыли за несоответствие тематике

        И, на удивление, правильно сделали. Остальные его статьи в профиле заплюсованы, кстати, хоть отношения к тематике Хабра и не имеют, в основном.


        1. Exosphere Автор
          12.08.2024 13:03
          +1

          Это всегда максимально дискуссионная тема в обсуждении :-) Опять же, аудитория голосует мнением и мы слышим сообщество. Что в случае Сергея, что в случае Славы Рюмина кажется, что всё не туда. НО. Есть хабы Здоровье, Лайфхаки для гиков, куча хабов по менеджменту и т. д., потому что Хабр не только про IT, но и про айтишников, а они страдают выгоранием, болеют, хотят сменить профессию, путешествуют и почему бы им не почитать хороший материал между обучением моделей и корутинами в Go? Опять же, переключение внимания, расслабление и при этом чтение. Но, очевидно, что трансгуманизм, изобретение новой физики авторами, триста проектов вечного двигателя, египетские пирамиды и гробницы в подробном историческом ракурсе - это точно не тот контент, который нужен.


          1. QualityLab
            12.08.2024 13:03
            +4

            про айтишников, а они страдают

            просто так вот и оставить)))


          1. ris58h
            12.08.2024 13:03

            а они страдают выгоранием, болеют, хотят сменить профессию, путешествуют и почему бы им не почитать хороший материал между обучением моделей и корутинами в Go?

            Ещё у них есть домашние животные - больше котиков в ленту! Они ездят на авто - обзоры автомобилей в студию! У них у всех какой-то знак зодиака - астрологические прогнозы не помешают. Они любят посмеяться - подборка свежих анекдотов лишней не будет. Так и придём к Спид-Инфо.

            Но, очевидно, что трансгуманизм, изобретение новой физики авторами, триста проектов вечного двигателя, египетские пирамиды и гробницы в подробном историческом ракурсе - это точно не тот контент, который нужен.

            Лихо вы определили. Т.е. про путешествия можно, а про пирамиды нельзя?


            1. Exosphere Автор
              12.08.2024 13:03

              Согласитесь, материал про путешествие с научным разбором, проблемами занятости и урбанистикой всяко лучше пересказа истории про мумию невесты фараона.


              1. ris58h
                12.08.2024 13:03

                Не соглашусь. Слишком наивная демагогия у вас.

                Соглашусь лишь с тем, что оба примера не имеют отношения к тематике Хабра.


    1. DrArgentum
      12.08.2024 13:03
      +2

      Согласен. Чтобы получить хороший отклик, надо высчитывать время, день недели и ситуацию, очень много контекста


  1. MasterMentor
    12.08.2024 13:03
    +1

    Теперь ясно, "как стать лучшим автором месяца". Непонятно только зачем?


    1. MasterMentor
      12.08.2024 13:03

      Твоя очередь быть знаменитым

      Исцарапанный мелко листочек в линейку
      Ты играешь себя, тебе бросают копейку
      Высечь искру из темы избитой
      Твоя очередь быть знаменитым
      Твоя очередь быть знаменитым

      Механизм заведен, есть пределы терпенью
      Вызывай восхищение светом и тенью
      Одним видом довольным и сытым
      Твоя очередь быть знаменитым
      Твоя очередь быть знаменитым

      https://vk.com/video50618843_456239112


    1. supercat1337
      12.08.2024 13:03

      Ачивки, накрутка репутации, просто для себя. У каждого свое на уме.