Мир стремительно меняется. Технологии проникают во все сферы жизни, и сегодня знание кода становится столь же важным, как умение читать и писать. Программирование — это не просто набор заумных символов на экране, это язык, на котором говорят машины, а значит, это ключ к пониманию и управлению окружающим нас цифровым миром.
Для многих детей, растущих в эпоху цифровых технологий, программирование все больше становится необходимым навыком. И не только по причине перспективной профессии в ИТ-сфере (хотя именно об этом в большей степени мы сегодня и будем говорить). Оно развивает целый спектр важных для жизни навыков:
Критическое мышление и алгоритмизация. Программирование учит детей разбивать сложные задачи на простые шаги, выстраивать логические цепочки и находить оптимальные решения. Представьте, что ребенок хочет создать игру, где персонаж должен пройти лабиринт. Чтобы это сделать, ему нужно продумать каждый шаг персонажа, определить его движение в зависимости от препятствий, а затем записать эти действия в виде кода. Это заставляет ребенка мыслить логически и анализировать ситуацию.
Креативность и творческое мышление. Программирование не ограничивается только строгими правилами. Это и творческий процесс, где ребенок может самостоятельно придумывать идеи и реализовывать их. Он может создать собственную игру, анимацию, сайт или даже робота. Программирование дает детям возможность воплощать свои фантазии в реальность.
Решение проблем и рефлексия. При программировании ребенок сталкивается с неизбежными ошибками и проблемами. Он учится искать причины неполадок, анализировать свой код и исправлять баги. Это развивает упорство, настойчивость и способность решать проблемы. Ребенок учится думать над своей работой и анализировать ее результаты. Есть немало исследований, доказывающих это: например, в Падуанском университете выявили положительную динамику в развитии навыка решения задач у школьников младших классов.
Командная работа и коммуникация. Современные проекты в IT-сфере часто выполняются в командах. Программирование учит детей работать совместно, делегировать задачи, общаться друг с другом и вместе достигать цели. Это ценный навык, который понадобится им в любой сфере жизни.
Уверенность в себе и самостоятельность. Программирование дает детям чувство достижения и уверенности в себе. Они видят результаты своей работы, и это мотивирует их учиться дальше. Ребенок понимает, что он может создавать что-то новое и изменять мир вокруг себя. Это развивает его самостоятельность и желание учиться новому.
Так что опрометчиво называть курсы программирования для детей просто занятием для досуга. Это инвестиция в будущее ребенка, которая поможет ему стать успешным, творческим и самостоятельным человеком.
Почему детское программирование — отличное хобби для школьников?
Если говорить непосредственно о hardskills, то несмотря на детскую направленность, подобные уроки дают основательную базу по ИТ-навыкам, которые в дальнейшем можно легко развить до уровня профессионала. И это касается всех уровней обучения, будь то дошкольники, школьники или ребята-подростки. Вот несколько примеров того, как именно разные ИТ-курсы помогают освоить кодинг:
Визуальное программирование как первый шаг на пути к коду. Кодинг на платформах Scratch или Kodu дает детям младшего возраста самое главное — понимание, как в принципе устроен код, что такое алгоритмы, почему важна последовательность, что такое переменные и функции. Все это ребята усваивают без необходимости писать сотни строк кода.
Игровые механики курсов обучения программированию для детей. На уроках используют геймификацию и интересные сюжеты, чтобы сделать обучение занимательным и понятным. Дети учатся программировать, создавая игрушки, анимации или простые игры.
Большое количество практических кейсов. Теория без практики – как кулинарная книга без рецептов. Так, на уроках для подростков часто используют реально существующие кейсы ИТ-компаний, чтобы ребята сразу погружались в ту сферу, где используется тот или иной язык программирования.
Чему учат на курсах программирования для подростков и детей?
Ниже сделаем небольшой обзор курсов программирования для детей и подростков.
Scratch. Простой и визуальный язык программирования, идеальный для начала путешествия в мир кода. На платформе дети работают с цветными блоками, которые собираются как «кирпичики». Специально создан для детей, подходит для дошкольников
Python. Один из самых популярных языков программирования в мире, используется в различных сферах, от веб-разработки до науки о данных. Синтаксис языка простой и понятный, скрипты схожи с английским языком, прост в освоении даже для школьников. С 9-10 лет программируют на базе игры Minecraft, примерно с 11 лет можно начинать кодить чат-боты и простые нейросети.
JavaScript. Язык для создания интерактивных сайтов и веб-приложений. На курсах обычно изучается вместе с HTML и CSS как основы веб-разработки и создания сайтов. Подходит больше для подростков.
Roblox. Это метавселенная, где можно создавать игры и делиться ими с другими пользователями. Помогает изучать программирование на Lua. Он тоже в меру прост и доступен младшеклассникам. Дети создают свой виртуальный мир, работают с «партами», для которых потом составляют скрипты, а также занимаются 3D-моделированием.
Unity. Игровой движок, на котором сделана не одна популярная компьютерная игра. Программируется на языке C# («си шарп»), который считается одним из основных языков игровой разработки. Обычно программы по геймдеву рассчитаны для ребят с 10-11 лет. Курс предполагает полное погружение в процесс создания игр: от концепции и сценария до написания программы и защиты итогового проекта.
Курсы программирования с нуля для подростков: перспективы профессии программиста для ребенка
Вернемся в наш изначальный тезис о том, что развиваться в ИТ— это перспективно. Главная причина — это постоянный дефицит кадров. Да, ИТ-отрасль в России развивается быстрыми темпами: в прошлом году рост отечественного рынка был даже выше среднемирового и составил 10-15%. Но что касается кадров, то их всегда не хватает. Сейчас по данным Минцифры в стране трудится более 700 тысяч ИТ-специалистов. Но еще столько же не хватает рынку. То есть если переводить в проценты, то в России порядка 50% ниш цифрового рынка не заполнены квалифицированной рабочей силой.
Другой факт в пользу выбора профессии разработчика — это высокий уровень зарплат. И несмотря на то, что за последний год темп роста несколько снизился, все равно остается высоким. По причине дефицита кадров компании готовы платить большие суммы программистам за их навыки и квалификацию. Так, в мае 2024 года средняя зарплата ИТ-специалиста составила 130 тысяч рублей. Самые «денежные» места достались DevOps-инженерам и дата-сайентистам: уровень их дохода в месяц доходит до 245 тысяч рублей и выше. Эти направления связаны со сферой нейросетей и больших данных, что является сейчас одной из приоритетных отраслей.
Но и дети, подростки, развивающиеся в ИТ, закончившие курсы программирования для школьников, могут получать хорошую зарплату: многие компании с удовольствием берут ребят в штат на позиции «джунов», обучают самостоятельно или берут на проектные работы.
Возможности школ программирования для детей и подростков: истории успеха детей-программистов
Самым наглядным примером для того, чтобы показать подрастающему поколению возможности успеха и развития в ИТ-сфере — это рассказать о сверстниках, которые добились значимых результатов, несмотря на возраст.
Так, Ник Д'Алоизио из Великобритании в возрасте 16 лет создал мобильное приложение для IOS-платформы, которое позволяет сжимать текст. Например, новостную статью или репортаж объемом 2000-5000 знаков приложение сжимало до 1000 или даже до 140 знаков, чтобы материал подходил под публикацию в социальных сетях. Коммерческий успех был ошеломительным: сперва инвесторы из Китая вложили в него 300 тысяч долларов, а затем подросток продал приложение компании Yahoo! за 30 миллионов долларов. Плюс ко всему талантливый разработчик получил работу в этой компании.
Юный американец Лэчи Грум, будучи школьником, собрал небольшой стартап по продаже шаблонов для конструктора WordPress. Это решение у мальчика купили инвесторы из Сан-Франциско за несколько сотен тысяч долларов.
Сантьяго Гонсалес полюбил программирование с детства и сам выделял много времени на занятие любимым делом. Один из его самых успешных проектов — это Super Slide Puzzle. Это приложение, при помощи которого можно любую картинку «разбить» на паззлы, а затем собрать.
Шубхам Банерджи из Калифорнии в 12 лет придумал цифровое решение для облегчения жизни незрячих людей. Мальчик на кухне своего дома сам собрал принтер для шрифта Брайля из деталей лего, добавив к нему немного электродеталей. Принтер получил название Braigo и цену в 350 долларов, тогда как у аналогов стоимость начиналась с 2000 долларов. Юноша не делал свое изобретение тайной и потому выложил код программы для всеобщего доступа. Тем не менее, разработка получила немало серьезных наград, а позже юноша получил финансовые средства для развития проекта от крупного инвестора.
Применяем языки программирования для детей с курсов: шесть советов по поиску работы в ИТ для ребенка
Как бы то ни было, в школьном возрасте, при любых талантах, рвениях и желаниях ребенка, его главная опора — это родители. И поэтому важно знать, как помочь ребенку в его первом трудоустройстве.
Если ребенок хочет пойти на курсы программирования для детей — замечательно. Но прежде, чем идти на первые попавшиеся курсы, поговорите о том, для чего он хочет научиться, что создавать. Если ребенок мечтает воплотить в коде свою компьютерную игру, ему незачем идти на курсы веб-разработки. И наоборот, если подросток хочет зарабатывать созданием сайтов, тогда ему точно нужно освоить базу языка гипертекстовой разметки, каскадных таблиц и JS.
В ходе обучения помогайте юному программисту. Когда с вашей стороны он почувствует участие, ему будет интереснее и легче осваивать новые навыки. Ищите интересные дополнительные видеоуроки, каналы, блогеров, которые интересно рассказывают о технологиях и делитесь этим с ребенком.
Настанет момент, когда школьник сядет за свое первое резюме и портфолио. Обязательно помогайте ему с выбором проектов, которые можно включить в список для работодателей и их описанием. У ребенка просто еще нет такого опыта как у взрослых по части составления подобных документов.
Поддерживайте школьника в участии в различных тематических ИТ-конкурсах, соревнованиях и конференциях. Общаясь с другими ребятами, с экспертами, он наберется опыта и заведет потенциально полезные знакомства. Еще один популярный сегодня формат участия для школьников — это ИТ-хакатоны. Они предполагают решение определенного кейса за ограниченное количество времени.
И последнее, но не по важности: расскажите ребенку, что поиск работы может быть не быстрым. Обычно это долгий процесс, требующий моральных и умственных ресурсов. Но это нормально. Будет скорее удачей и исключением из правил, если ребенка возьмут на работу после первого собеседования. В жизни такое случается редко. Важно об этом поговорить со школьником, чтобы нивелировать возможную травму от кажущихся неудач.
Зарабатывать в ИТ могут даже школьники. Все зависит от желания, упорства и качества ИТ-образования. Поэтому советуем тщательно подходить к выбору школы программирования для подростка, чтобы получить эффективный результат и ребенка, который будет уверен в своих силах и сможет заработать на своих навыках.
А как вы считаете, могут ли все школьники зарабатывать в ИТ или только особо талантливые с определенным складом ума? Может, у вас есть свои примеры юных дарований: тогда мы с радостью почитаем о них в комментариях!
Комментарии (7)
alexander-shustanov
29.08.2024 11:11Первые деньги в ИТ заработал, когда был в 10ом классе. Сначала делал курсовую по программированию младшему брату училки (500р). Потом самопальную систему защиты от копирования pptx c диска, которая включала написание макроса и царапание CD в определенном месте после прожига (уже по-серьезней 5000р). Для меня тогда вполне приличные деньги были.
AndrewT2
29.08.2024 11:11В 9-ом классе на каникулах подрабатывал - писал обучалки для детских садов.
Бейсик и Бк 0010. Ставьте плюс, кто помнит )
300₽ за пару месяцев ненапряжной удаленкии 10 программ в 89 году.
Хватило на бельгийские джинсы варенку за 139₽.
y_mur
29.08.2024 11:11Сейчас в РФ школьники могут получать деньги от государства за победы в олимпиадах. Для Москвичей там даже приличные суммы, например 100-500т.р.. В регионах на пару порядков скромнее, например 4,5т.р, но тоже деньги.
Хотя рассчитывать окупить этим затраты на многочисленные разрекламированные курсы полагаю не стоит.
jaoaja
29.08.2024 11:11Вроде как дают только за Призера/победителя Всероса, а это, будем честны, пару сотен человек в год(технические предметы)
Boris_92
29.08.2024 11:11Найс прогрев, скоро будут статьи с заголовками про 14-летних сеньеров с зп 300к+ с предложением взять кредит в банке на обучение будущего маленького Бил Гейтса)
Совет человеку который занимается продвижением - статьи где будут показываться реальные результаты детей в создании каких то мелких проектов, будут находить больше отклика у публики Хабра, чем вот это.
saboteur_kiev
Если вы продаете курсы в РФ, то можете приводить тогда примеры, как школьники в РФ заработали денег?
А то примеры зарубежом не очень хорошие, тем более что это единичные случаи довольно простых программ на заре развития платформ.
В том же ВК вместо того, чтобы покупать поделку школьника за большие деньги, проще быстренько сделать свой продукт, и продвинуть через рекламу в других своих играх или эту же платформу.
IvanSTV
да что вы к человеку прицепились? Он сидит на зарплате, и с определенным интервалом лепит инфоцыганщину, частично как минимум генерированную ИИ, получает денежку, с того живет, и может быть кормит тем самым парочку собственных спиногрызов. Ему дали задание рекламу писать, он и пишет. Вы еще от ковбоя Мальборо потребуйте предъявить заарканенных мустангов :)
Но, по мне, этот инфоцыганский фонтан надо как-то затыкать. Потому что с каждым разом все больше повторов и все глупей аргументация, почему я должен отдать свои кровные за то, что они поучат мое чадушко.
Ситуация с работой для школьников в принципе достаточно аховая. В Москве еще можно устроиться какие-нибудь рекламные листки раздавать, что-то там пешим курьером развозить... ну, и все пожалуй. А в провинции с этим очень туго. Школьникам податься почти некуда - в курьерке взрослые дяди с Средней Азии в основном. Относительно айти - то греть надежды родителей, что вот я отдам сыночка на курсы, а он себе на макдачник, а маме на цветы к 8 марта сам подработает - это запредельно неэтичный подход. Все, кто хоть немного в теме. знают, что не берут без опыта и после колледжей, и после института, а уж про курсы, тем более детские - нечего говорить. Разве что домашки за деньги одноклассникам делать, но для такого айти-курсы не обязательны, достаточно просто добросовестно учиться в школе. Про то, чтобы запилить какой-то социально значимый проект в одиночку вообще речь не стоит у подавляющего большинства опытных разработчиков Я даже не знаю, какого уровня вундеркинд должен быть, чтобы в школе программированием подрабатывать, или, как в примерах, сделать что-то, что можно продать. К тому же ребенку, который сам вундеркинд и с 7 лет программировать пытается, курсы фактически не нужны, вундеркинды достаточно быстро раскапывают и по видео, и по книгам. Я по своему сужу - когда он чем-то заинтересовывался, он вычитывал половину 4PDA, расковыривал все на свете, разбирался, маньячил. Но при этом все равно работу при всем горячем желании так и не нашел :)))