Языки программирования – это то, без чего нельзя представить современный мир. На сотнях и тысячах строчек кода работают миллиарды сайтов, создаются метавселенные, запускаются нейросети, «умные» устройства, цифровые платформы. Но разработка тоже не стоит на месте: одни языки становятся популярными, а другие уходят в разряд неиспользуемых.

И если мы говорим о программировании как о выборе профессии для детей, то встает резонный вопрос: а какой язык выбрать? Не получится ли так, что, набрав в стек одни языки, через пару-тройку лет понадобятся совсем другие?

Отвечаем: такое вполне возможно. Но есть нюансы:

  • Хороший программист обучается всю жизнь. Это непреложное правило в целом для любой профессии, если человек действительно хочет стать мастером своего дела и быть востребованным на рынке труда.

  • Несмотря на то, что в разработке появляются новые языки, которые улучшают работу с кодом и иногда лучше подходят под новые вызовы, сохраняется пул самых востребованных языков, спрос на которые не падает. Например, Python, JavaScript, TypeScript, C#, PHP.

Так с какого языка программирования следует начать обучать детей кодить? Мы задали этот вопрос методисту: оказалось, что все не так однозначно.

«Вопрос о том, какой язык учить, будет актуален всегда. Связан он не с реальной трудностью выбора, а с недостаточными знаниями о программировании в целом. Не существует идеального языка: каждый был создан под свои задачи. Поэтому при обучении главное выбрать интересную сферу (веб‑программирование, создание игр в Unity или Roblox) и осваивать язык, применяемый в этой сфере. Любой язык поможет вам понять принципы программирования, и можно выбирать тот, к которому лежит душа. Главное — заинтересованность ученика в результате»

Тимофей Наталин

методист школы программирования «Пиксель»

Из этого прямо следует, что начинать кодить в целом можно на любом языке, особенно если мы говорим о детях. Тут больше зависит от целей и желания самого ребенка, его развития и способностей. Ниже для примера – пять направлений школы «Пиксель»:

  1. Визуальное программирование в Scratch и уроки Scratch Junior. Платформа, которая создана специально для детей. Юные программисты учатся понимать сам принцип составления кода, важность последовательности. Дети познакомятся с такими понятиями, как переменные, циклы, условия, а также научатся пользоваться инструментами ИИ. Блочное программирование схоже с процессом сборки ярких кирпичиков конструктора «Лего», и поэтому такой принцип разработки интересен детям. Родители выбирают курсы Scratch для школьников не для того, чтобы сделать из них супер-разработчиков, а для развития логического мышления и знакомства с математикой. Курсы по Scratch подойдут детям от 6 до 12 лет.

  2. Курсы Python разработчика для детей. Универсальный высокоуровневый язык, синтаксис которого считается одним из самых понятных для новичков. Есть в двух вариантах: стандартная программа и обучение на базе Minecraft. В последнем случае дети учатся писать скрипты на Python, чтобы в игре доставать сокровища, строить красивые башни и добавлять собственные игры. Для маленьких игроманов — отличная мотивация сделать игру в «песочнице» интереснее. Курсы по Python подойдут детям от 9 до 14 лет.

  3. Разработка в Unity. Это уже навык для стека будущего разработчика игр. Игровой движок позволят прочувствовать и взглянуть на «внутрянку» игровой индустрии в 2D- и в 3D-проектах. Создаются игры на C# — перспективном языке, который популярен не только в геймдев-среде. В «Юнити» родились такие игры, как Genshin Impact и Subway Surfers. Дети смогут самостоятельно создать различные виды игр — например, симулятор питомца, раннеры, платформеры и другие. Освоить «си шарп» при помощи онлайн обучения — вполне посильная задача для детей от 10 до 14 лет.

  4. Уроки программирования для детей: HTML, CSS, JavaScript. Основа основ для любой веб-разработки. Подросткам, которые уже серьезно смотрят в сторону ИТ-образования, подобный курс позволит получить одни из самых востребованных в мире навыков, которых будет достаточно для первых простых проектов.  На уроках дети создадут многостраничные сайты, разберутся в его структуре, поймут принципы работы стилей, а также узнают, как наполнить сайт различными визуальными элементами и функциями. Курс понравится детям в возрасте от 12 лет.

  5. Roblox, программирование Lua. Еще одна платформа, в которую успешно встроили образовательный модуль. Здесь ребенок может создавать свои игры — например, гонки, магазин и другие, придумывать персонажей и сценарии на языке Lua. Это простой в изучении скриптовый язык программировании, созданный в Бразилии и популярный во всем мире. Ребенок может выставлять собственные игры на внутриплатформенный рынок для других игроков. Это положительно влияет на мотивацию детей учиться дальше: юные программисты видят свои игры на сайте, а также взаимодействуют с другими разработчиками.

Однако перечисленные выше языки — это капля в море огромного многообразия IT-направлений. Ниже давайте посмотрим, как складывается картина самых востребованных и популярных языков программирования в мире.

JavaScript и TypeScript

JavaScript стал лидером как минимум двух рейтингов популярных языков 2023 года  — GitHub и StackOverflow. Количество вакансий, где фигурировал JS, составило более 900 тысяч, и это только за 17 месяцев. На JS написаны практически все существующие веб-интерфейсы. За почти 30 лет своего существования JS, конечно, породил несколько альтернативных языков для таких же задач, но ни один из них не стал настолько же популярным, да и в рейтингах в целом их не встретить.

Другой вопрос в том, что в JavaScript есть типичные ошибки, а код в процессе написания больших приложений может достигать немыслимого количества строк. И тут на помощь приходит TypeScript. Он представляет собой расширенную версию JS и помогает искать баги и в целом более эффективно управляться с кодом. Например, если мы возьмем различие в типизации, то у TypeScript она строгая и статическая. На практике это значит, что при объявлении, скажем, переменных или функций, обязательно должен быть указан тип данных. Это помогает сделать код более надежным.

Python

Python — это язык программирования, который многие любят и часто используют, а слышали о нем далеко не только разработчики. Он с понятным синтаксисом, на нем удобно писать, также его легко читать. Есть много готовых модулей и библиотек для разных задач. Сегодня этот язык особенно популярен среди тех, кто работает в области веб-разработки, обработки больших данных и машинном обучении, автоматизации процессов на производстве и в целом. Снижение популярности Python не предвидится ни в этом году, ни в ближайшее время: по данным исследования, язык будут еще активнее использовать в проектах, связанных с обучением нейросетевых систем, изучением квантовых вычислений и разработкой метавселенных.

Кроме того, обучаться языку программирования Python можно и в среде Minecraft. Это отличный способ не только освоить базовые понятия кодинга на популярном языке, но и геймифицировать учебный процесс, сделать его увлекательным даже для самых юных разработчиков. Ряд преподавателей считает, что Python и Minecraft – это лучшее сочетание для обучения детей программированию:

«Синтаксис Python имеет определенную схожесть с английским языком, ставшим международным стандартом общения для глобального сообщества разработчиков. Я считаю, что кодинг лучше начинать изучать тогда, когда ребенок уверенно читает английские слова, имеет базовые навыки компьютерной грамотности и понимает, для чего ему нужно изучать программирование. Python отлично подходит на роль первого языка: он может похвастаться простым синтаксисом и широкой областью применения. Кроме того, существует множество библиотек, позволяющих максимально просто создать проект ребенку. А Minecraft – это отличный способ добавить элемент игры в изучение Python» 

Кулюкина Ульяна

преподаватель школы программирования «Пиксель»

Rust

Этот язык очень любят разработчики за быстроту работы, безопасность и многозадачность. Так, в рейтинге StackOverflow у Rust самый большой процент (84%) разработчиков, которые хотели бы писать на нем. И неспроста: программы, написанные на Rust, получаются очень надежными и выдерживают большие нагрузки.  Используя в качестве базы Rust, можно создать операционную систему, игры или браузеры, построить инфраструктуру или программу любого назначения. 

Язык программирования С#

C# — это многоцелевой язык программирования, который позаимствовал лучшие черты у C и C++. Являясь одним из наиболее передовых и многообещающих языков, он применяется в самых разных сферах разработки. С его помощью создают всё: от мобильных и десктопных приложений до веб-сайтов и систем для обучения искусственного интеллекта.

Ну и конечно же не будем забывать о том, что в игровом движке Unity код для игр пишется на C#. По данным рейтингов, этот язык программирования держится в середине списка самых популярных уже не один год.

Golang (Go)

Язык программирования Go пользуется большой популярностью и все чаще встречается в топах. Этот язык имеет открытый исходный код: любой человек может изменять исходную технологию и использовать её. Появился он только в 2009 году и является одним из самых молодых языков в кодинге.

Он хорошо подходит для того, чтобы создавать веб-сервисы и приложения для смартфонов. Его синтаксис многие эксперты определяют как главное преимущество. Сегодня Go в России распространен больше среди крупных компаний, которые создают целые цифровые экосистемы: Yandex, VK, Avito, Ozon.

Kotlin

Kotlin был создан в JetBrains, как альтернатива Java, который казался разработчикам компании очень многословным. Представленный в 2011 году новый язык оправдал свое назначение и оказался на 40% компактнее Java. В самой компании это значительно упростило процесс создания среды IntelliJ IDEA, а в других компаниях и среди независимых разработчиков язык обрел свою нишу популярности. Например, его активно используют фронтенд-разработчики Avito для создания сервисов на Android.

С какого языка начать обучение ребёнка программированию?

Конечно, это не единственные шесть языков, о которых можно говорить в контексте популярности и востребованности. Kotlin, Rust и Go постепенно набирают баллы за счет своей простоты и эффективности работы. Однако, как языки программирования для детей они сейчас вряд ли подойдут, так как сегодня таких курсов практически нет или они не адаптированы под возраст. А вот начать с азов Python, TypeScript (JS), C# и вполне реально: в детской школе программирования «Пиксель» юных кодеров по этим направлениям обучают с 8-9 лет. К тому же, как мы поняли из рейтингов и прогнозов, терять свои места востребованности среди как самих разработчиков, так и работодателей, эти языки программирования не собираются.

Дошкольникам, только начинающим осваивать математику и желающим научиться программировать, советуем присмотреться к среде визуальной разработки Scratch (Скретч). Освоить ее значительно проще, чем Python, C# и другие «взрослые» языки. Скретч нередко называют первым детским языком программирования: в процессе разработки юные исследователи делают первые шаги в IT, изучают основные понятия кодинга, а также создают себе прочную базу для дальнейшего освоения мира современных технологий. 

«На платформе Scratch изучается блочное программирование. Оно легче усваивается и дает возможность со старта разрабатывать свои собственные проекты. Scratch позволяет создавать не только игры, но и мультфильмы. Детям особенно важно полученные знания закреплять на практике. Безусловно, дети получат полезный опыт в программировании, что позволит им в дальнейшем изучать другие языки. Например, после прохождения Scratch можно изучить Python на базе Minecraft. Либо продолжить изучение блочного программирования с помощью Minecraft Education Edition (курс Minecraft Junior)»

Сёмин Михаил

руководитель методического отдела школы программирования «Пиксель»


А как вы считаете, с какого языка лучше начинать обучение детей программированию?

Комментарии (120)


  1. aGGre55or
    08.08.2024 13:12
    +16

    BASIC, без вариантов. Не VB, а обычный BASIC образца 1982 года!


    1. Laurenande
      08.08.2024 13:12
      +2

      Именно так думают во многих школах


      1. Pixel_study Автор
        08.08.2024 13:12

        К счастью, мы так не думаем :) поэтому предлагаем современные и интересные детям языки и средства разработки и рассказываем о них родителям.


        1. GBR-613
          08.08.2024 13:12
          +4

          Почему к счастью? Ребёнку нужно минимум синтаксиса и минимум ключевых слов, но чтобы при этом что-то реально работало и шевелилось. После этого ребёнок поймёт, что это такое - программирование, хочет ли он этим заниматься, а если да - то чего ему не хватает в этом его первом языке.

          Можно, конечно, и Python учить в усеченном (для начала) варианте. Но с Python и Javascript есть проблема: это платформы, у которых своя специфика, иногда довольно сильно отличающаяся от того, как работает реальный компьютер. Например, print("1"+2) - как вы потом объясните ребёнку, что это химера, если у него это реально работало? Нет, уж лучше Basic.

          A Scratch это вообще не программирование, при всем моём уважении к нему.


          1. unreal_undead2
            08.08.2024 13:12

            A Scratch это вообще не программирование

            Это, конечно, не язык для разработки софта, но как средство дать шестилетнему ребёнку базу для понимания алгоритмов - почему нет?


            1. randomsimplenumber
              08.08.2024 13:12

              Потому что это пазл. А в паззле что главное - чтобы элементы совпали и картинка получилась. Ребенок запомнит не алгоритмы, а то что квадратики определенным образом подходят друг к другу. Это всё равно что учиться рисовать с помощью пазлов.


              1. Artyomcool
                08.08.2024 13:12
                +1

                Так в реальной работе мы тоже в основном пазлы собираем, просто кусочков больше, и грани описаны в документации и/или в подсказках IDE. На мой взгляд, быстрый результат очень хорошо помогает завлечь, а это первое что нужно от первого "языка". Другое дело, что тут не нужно долго задерживаться.

                Пусть я окажусь в меньшинстве, но по-моему правильный путь должен быть похож на Scratch, Pascal, C. Очень обзорно, буквально пощупать, понять как работают массивы, структуры, функции и указатели. А дальше уже смотреть, что нравится человеку, главное донести акцент, что в итоге большую часть времени человек будет код читать и пытаться в нем разобраться, а не писать.


                1. k4ir05
                  08.08.2024 13:12

                  Так в реальной работе мы тоже в основном пазлы собираем, просто кусочков больше, и грани описаны в документации и/или в подсказках IDE.

                  Но сперва ведь надо понять какую картинку нам нужно получить (формализовать задачу, описать алгоритм). А из каких кусочков её собирать - дело десятое.


                  1. Artyomcool
                    08.08.2024 13:12

                    Именно. Поэтому нет смысла нагружать неокрепший ум такими штуками как синтаксис и грамматика языка. Важнее научить комбинировать блоки для получения результата. Более того, это поможет выработать навык самому ставить себе задачи, что забустит дальнее развитие.


                    1. randomsimplenumber
                      08.08.2024 13:12

                      комбинировать блоки для получения результата.

                      Садик, башня из кубиков. Пройденный этап. Башню из кубиков строить методом тыка - нормально. С алгоритмами это не работает. Очень быстро надоест, когда и кубики вроде подходит, а башня не работает.

                      это поможет выработать навык самому ставить себе задачи

                      Ну, не вижу никакой связи.


              1. unreal_undead2
                08.08.2024 13:12

                Всё таки там не сборка заданного паззла, а возможность собрать из квадратиков свой.


                1. randomsimplenumber
                  08.08.2024 13:12

                  Собрать из кубиков слово вечность, был такой квест ;) Этот квест в принципе проходим, кроме АПОЖ есть и другие буквы. Но ничему, что можно на самом деле использовать, оно не учит. Больше 10 лет игрушке так то. Не особо выстрелила.

                  А вот Майнкрафт выстрелил. Хотя там тоже кубики.


                  1. unreal_undead2
                    08.08.2024 13:12

                    Майнкрафт (если делать что-то нетривиальное) как то сложновато. А вот собрать из кубиков Scratch калькулятор или какую-нибудь казуальную игрушку - вполне себе задачка для младшего школьника.


                    1. randomsimplenumber
                      08.08.2024 13:12

                      калькулятор

                      Хе-хе. Калькулятор, на котором можно что-то считать, и для старших школьников не очень тривиально. Даже без скобок.

                      казуальную игрушку

                      На 1 экран пазлов никакая игрушка не поместится. Из тех, в которые можно играть больше 1 раза.

                      Ну извратиться можно. Люди в 1024 байта демосцены впихывают . Но это уровень упоротого олимпиадника


                      1. unreal_undead2
                        08.08.2024 13:12

                        Скажем https://scratch.mit.edu/projects/10128515/editor/ у меня на экране помещается и вроде выглядит не ужасно.


      1. Zeroweb
        08.08.2024 13:12

        Лучше с простого Microsoft Access , VB так дети даже простейшие в голове запросы не могут представить не группировку соединения один ко многим . Это по сути комбайн sql, vb. Без базы данных программа никому не нужна.


    1. randomsimplenumber
      08.08.2024 13:12

      Дедушка, 1982 год был 40 лет назад Мы всё понимаем, тогда и трава была зеленее и крепче, и бабка моложе. Но за 40 лет придумали много нового. Почему ты вспомнил basic а про логарифмическую линейку забыл?


      1. Crash13
        08.08.2024 13:12
        +1

        А чем basic плох-то?

        Язык, как язык.


        1. randomsimplenumber
          08.08.2024 13:12

          Так и линейка как линейка.

          В 2024+ году можно использовать умение считать на линейке. Но будет нелегко.


          1. GBR-613
            08.08.2024 13:12
            +4

            У логарифмической линейки есть одно несомненное преимущество перед калькулятором: она учит думать, понимать, что ты делаешь. Единственный её фундаментальный недостаток - в том, что её не выпускают. Basic же и сейчас есть на чём запустить.


            1. randomsimplenumber
              08.08.2024 13:12

              она учит думать, понимать, что ты делаешь

              Думать нужно до того, как начал чего то умножать. А во время умножения думать уже не о чем. линейка затем и придумана, чтобы не думать, а риски считать ;)


        1. DummyBear
          08.08.2024 13:12

          Тем, что нумерация строк и переходы по goto сегодня уже практически не встречаются? Тем, что сейчас код нужно практически всегда разбивать на процедуры/функции, а в бейсике 82 года такого нет, а все переменные там глобальные?


    1. OmegaRat
      08.08.2024 13:12

      Да, мы еще на нем 25 лет назад в школе и учились программировать. Отличный первый язык. Школьные задачки решать отлично, плюс можно графику порисовать.


    1. Luboff_sky
      08.08.2024 13:12

      Да!

      Безобразно прост в освоении.


  1. IvanZaycev0717
    08.08.2024 13:12

    Тут даже думать нечего - конечно, Python. Здесь в первую очередь надо учесть его область применения: веб-разработка, анализ данных и визуализация, машинное обучение и искусственный интеллект, автоматизация. Не надо изучать всякие липовые языки, которые нигде не применяются


    1. HemulGM
      08.08.2024 13:12
      +4

      Сколько нужно в ИТ разработчиков, занимающихся анализом данных, обучением моделей ИИ или описывающих модели ИИ? Или может все вокруг только веб разработчики пишущие бэкенд?

      Помимо вышеперечисленных областей есть: десктоп разработка, мобильная разработка, разработка для IoT, высоко нагруженные системы, разработка игр, сложных CRM, middleware систем, низкоуровневых систем и много, много другого, где питон принимает минимальное участие или вообще не может использоваться.


      1. IvanZaycev0717
        08.08.2024 13:12

        в любом случае рынок всё расставит на свои места


      1. dyadyaSerezha
        08.08.2024 13:12

        Забыли упомянуть 1С, а там вакансий просто куча)


    1. unreal_undead2
      08.08.2024 13:12
      +1

      думать нечего - конечно, Python

      Шестилеткам?


  1. Dimon41
    08.08.2024 13:12
    +2

    Учить надо с основ и не сравнивать HTML и С#. Здесь что-то на можном написано. в 8 лет ребёнок не сможет определиться что ему интереснее С, графику рисовать или он захочет контроллеры програмировать.


    1. Pixel_study Автор
      08.08.2024 13:12
      +2

      Можно же попробовать всё! Чем не профориентация: сегодня запрограммировать контроллер, а завтра нарисовать логотип сайта. Это примерно так же, как было в нашем детстве: утром – английский, вечером – дзюдо. Разностороннее развитие ребенка даже в сфере IT – это всегда плюс.