Привет! Я Давид Асатрян — создатель Креативных Хабов (Alcor Hub и Camp Tattoofeel) и парочки проектов для HNWI, UHNWI, UHNWI+ – Darwini Wortex и Mary Frank. И это моя статья о том, как разрабатывать продукты по методу Passion-Driven Decision Making.
Порой я сталкиваюсь с фидбэком от инвесторов в стиле: «Мне пофиг, я так чувствую и хочу вот это и это в своем продукте. Ну и что, что противоречит рынку. Вот деньги – идите делайте». Кошмар классического прожекта… Но если такие проекты существуют, то неужели они не приносят деньги?
В мире разработки продуктов мы часто слышим, что главное в принятии решений — это данные: статистика, аналитика и другие цифры. Когда ты создаешь продукт, то сначала исследуешь рынок, аудиторию, ее боли и потребности и на базе этого собираешь продукт.
Если же после запуска продукт работает не так, как ожидалось (например, его никто не покупает) – тогда данные показывают нам, что пошло не так, что нужно изменить в разработке и/или продажах.
Однако мне посчастливилось попасть в ряд сфер, где работает практически противоположная логика. Что это за сферы, я расскажу в этой статье.
Что такое Passion-Driven Decision Making
Я обнаружил, что в некоторых проектах самые эффективные решения не всегда основаны на данных. Я бы даже сказал, что самые лучшие решения никогда не были основаны на каких-либо данных. Более того, в определенных сценариях исследования могут вводить в заблуждение, принося больше вреда, чем пользы. Поэтому нужно было придумывать и внедрять другие подходы в управлении, чтобы получать максимальную эффективность.
Вот тут-то и вступает в действие Passion-Driven Decision Making — метод принятия решений, основанный на страсти/интуиции.
Суть этого подхода не в полном игнорировании данных, а в том, чтобы отдавать предпочтение интуиции, творческому подходу и глубокому пониманию красоты и предназначения. По моему опыту лучшие решения часто противоречат традиционной аналитике или вообще не подкрепляются статистически значимыми данными. |
Passion-Driven Decision Making подходит далеко не всем. Это рискованный подход и при неосторожном применении может привести к плачевным результатам. Но для тех, кто находится в подходящей ситуации, — он может стать ключом к созданию чего-то действительно экстраординарного.
Passion-Driven VS классический продакт-менеджмент
В первый раз идея использования подобного подхода пришла со стороны инвестора, когда мы планировали запуск продукта. Он возмущался: «Тут собрались люди с опытом по 10+ лет. Зачем вы мне рассказываете про аналитику, системы и подходы? Зачем мне ваша аналитика? Если вы говорите, что нужно делать вот так значит так и будем делать, иначе зачем я вас вообще взял в команду?»
При этом никто в здравом уме не отказывается от использования данных в работе, но их используют иначе. Для классических продакт-менеджеров это покажется странным и диким: мы никогда не используем данные в качестве источника идей для реализации. Мы используем данные только для отказа от идей. То есть после проведенного эксперимента мы используем данные, чтобы просто принять решение: убиваем продукт/идею или работаем над ней дальше.
Принятие решений, основанных на страсти, не является универсальной стратегией. Это подход, основанный на высоких ставках, который эффективен в определенных условиях для определенных людей и проектов. Когда цель состоит не просто в оптимизации, а в в инновациях, в расширении границ, а не в том, чтобы оставаться в их рамках. В таком случае одних данных зачастую недостаточно.
Например, так действовал Стив Джобс. Когда он создавал первый iPhone, то спроса на него среди пользователей не было. Исследования рынка показывали, что такое устройство не нужно аудитории. Но 50% из вас читает эту статью с iPhone. |
И да, еще кое-что противоестественное для любого продакта: если продукт не покупают, то мы допускаем, что аудитория просто не поняла всей прелести продукта! А не то, что мы неправильно проанализировали ЦА. Наша задача в таком случае — сменить аудиторию или упаковку продукта.
Что нужно для реализации метода
Отбитые Passion-Driven Investors — люди, которые перестали принимать осторожные, просчитанные решения. Они разбогатели, обеспечили свое будущее и теперь стремятся к чему-то большему — к предприятию, которое вдохновляет, бросает вызов и, возможно, даже меняет привычный уклад. Ими движет желание создать что-то значимое, что найдет отклик на личном уровне, даже если это не сулит немедленной максимальной окупаемости инвестиций.
Типы проектов для Passion-Driven Investors
Разберем два основных вида проектов для «интуитивного» метода.
Passion-Driven Markets — ниши, где метод прижился
Мы говорим об отраслях, где конечный потребитель приобретает твой продукт или услугу из позиции гедонизма, а не из базовых потребностей. Это может быть современное искусство, коллекционные вина, люксовые бренды и другие подобные сферы. Сухие данные в них могут сказать вам одно, но сердце покупателя подсказывает другое.
Кто мог догадаться, что продажа мегадорогих сумок, за которыми нужно стоять в очереди годами, будет иметь невероятный спрос? Ни один из аналитиков. Только основатели фирмы Birkin. |
В таких случаях страсть, стоящая за принятием решения, имеет гораздо больший вес, чем холодные неопровержимые факты.
Более того, часто в таких индустриях логика вывернута наизнанку. Например, художник не должен создавать «популярный нынче формат». Он должен создавать то, что ему нравится, и искать под это аудиторию. Я видел много историй, когда продакты и маркетологи пытались стандартными инструментами продвинуть художника и получалось очень грустно: здесь нельзя менять продукт, здесь нужно работать над упаковкой и поиском аудитории под продукт. Маркетинг должен служить искусству, а не наоборот.
Еще один успешный пример использования подхода — это Louis Vuitton. Арно Берндар, CEO группы компаний Louis Vuitton Moët Hennessy, неоднократно говорил, что в Louis Vuitton продают «desire» (вожделение, страсть), поэтому никто не занимается исследовательским маркетингом, чтобы понять, что понравится или будет нужно клиентам. Они просто собирают правильную команду, у которой есть чувство прекрасного, и не вмешиваются в их работу, позволяя творить что угодно. А выводы делаются по итогу. |
Pet-Project For Fun
Здесь ставки невелики, но потенциал для развлечения и самореализации высок. Вы занимаетесь этим не ради денег, а из любви к игре. Вами движет видение, мечта и просто удовольствие от создания чего-то из ничего.
Однако важно понимать, что такой подход не лишен рисков. Увлеченность может привести к появлению «белых пятен», к игнорированию предупреждающих знаков, которые были бы очевидны, если бы вы уделяли данным более пристальное внимание. Вот почему важно понимать контекст, знать, когда и где применять этот подход.
В конечном счете принятие решений, основанных на страсти, — это не отказ от логики или здравого смысла, это осознание того, что в определенных ситуациях страсть является движущей силой, стоящей за самыми глубокими и значимыми творениями. Речь идет о доверии к своим инстинктам, даже если данные не дают ответов на все вопросы. И, если применять его с осторожностью и обдуманностью, это может привести к результатам, которые будут не просто успешными, но и поистине экстраординарными.
Каждая группа, участвующая в процессе принятия решений, основанных на страсти, имеет свои особенности и заслуживает отдельной статьи. Поэтому я сосредоточусь пока на том, где я совершил больше всего ошибок и по причине чего я начал применять подобный подход.
Подводные камни: страстные инвесторы, необходимость системы и бедный гендир
Эти люди заработали свое состояние и ищут острых ощущений в своих инвестициях. Для них деньги — не проблема. Есть даже такой класс инвестиций — Passion-Driven Assets, объем которых существенно вырос в портфелях HNWI, UHNWI, UHNWI+ и составляет уже более 25%. Лидерские позиции в подобных проектах занимают предметы современного искусства и коллекционные вина. А также создание стартапа-песочницы, где инвесторы создают тот продукт, который нравится именно им, а не нужен рынку.
Поэтому, если к тебе пришел такой человек с таким проектом, тебе нужно создать безопасную, контролируемую среду для инвестора, где он может творить что угодно. Амбиции быть «генеральным директором продукта», как учат в книжках по продакт-менеджменту, нужно оставить за пределами проекта. Твоя задача — создать для человека песочницу или конвейер, в который инвестор закидывает свою идею, а на выходе получается то, что он задумал.
Вообще, работа на подобных проектах — это не то, что ты ожидаешь. Все классические продуктовые подходы необходимо оставить на пороге и привыкнуть, что правила будут часто меняться.
Тем не менее, чтобы подобный подход принес успех, необходимо соблюдение ряда условий:
Инвестор — хранитель видения. И он ни при каких обстоятельствах не должен делегировать эту задачу. Попытка объяснить условному Product Owner задумку и надеяться, что все будет хорошо, приводит только к кризису.
Фиксация ограничений бюджета на проверку гипотез. Например, договоритесь, что вы не будете проверять идеи, стоимость проверки которых не больше 20 000 долларов.
Высокая степень соблюдения производственных циклов. Требования будут меняться/появляться часто, поэтому нужно озаботиться тем, чтобы создать условия реализации всех этих идей. Контринтуитивная штука: чтобы управлять хаосом, нужна система. Самая простая и понятная из них — Agile.
Сверхкомпетентная команда достигаторов, которая умеет нивелировать риски и оставаться эффективной даже в условиях хаоса. То есть руками джунов и мидлов здесь ничего не сделать — нужны прожженные ребята.
Диктатуры в разных сегментах проекта. Например, команда маркетинга не вмешивается в продукт, при этом продакты не вмешиваются в маркетинг. То есть один придумал продукт, другой думает над тем, как этот продукт продать. Организовать такую работу можно только с помощью системы управления проектов.
Внедрение стратегии «Бесконечной игры». Тут, как в Бусидо: у самурая нет цели, у самурая есть только путь. Так и в нашем случае: наша задача «не победить», а выстроить систему таким образом, чтобы оставаться в игре максимально долго. Это влияет и на риск-стратегию, и на ожидания в целом.
Инвесторы этой категории обычно избегают рутинных операций, сосредотачиваясь вместо этого на задачах, которые им интересны и которые их зажигают: обсудить продукт и клиента, как его классно обслужить, какие приятные фишки добавить и т. д.
Причина проста: в их привычной жизни им приходится заниматься только кризисами. Владелец бизнеса должен уделять внимание только тому, что идет плохо, а что идет хорошо — на это не тратят время. Здесь они хотят, чтобы всем этим кризис-менеджментом занимались отдельно обученные люди или отдельный гендир. А значит, нужен человек (или команда), который может вовремя обнаружить весь треш, заранее подложить соломку и вырулить из заноса. А это весьма нетривиальная задачка.
Несмотря на то, что проект — это «песочница», ей нужна система, так как только благодаря ей возможно создание чего-то стоящего. Необходима высокая стандартизация на уровне производственных циклов и этапы реализации. Это означает соблюдение строгого производственного цикла от проектирования до разработки.
И вот мы приближаемся к самой странной части, а именно, как должна быть устроена команда, чтобы этот подход сработал. Мы должны разделить команду на три группы:
Icebreakers. Их задача максимально быстро понять, что хочет инвестор, показать ему дизайн, показать прототип, проверить это всё на рынке, прорыть все траншеи, которые будут необходимы команде дальше по цепочке. Тут тебе и Extreme Programming, и работа с хаосом без стандартизации;
Changers. Специалисты, которые внедряют изменения и начинают создавать продукт уже в более классическом формате продуктовой разработки;
Runners. Работают над метриками, оптимизацией.
Но даже если вы четко распределите эти роли по OKR-системе, то готовьтесь переписывать код с нуля, если речь про IT-стартап — внезапные озарения инвестора никто не отменял.
Также необходима регулярная коммуникация между этими командами для того, чтобы идеи Ледоколов были эффективно интегрированы в классические понятные процессы.
Почему это важно? Инвесторы часто требуют быстрых результатов, поэтому традиционной структуры работы недостаточно. Ледоколы прокладывают путь, подготавливая почву для дальнейшей работы всей команды.
И заключительный момент касательно создания диктатур. Проблема людей, которые создают продукт, — они хотят сделать его в формате «overdelivery» — минимально любимый продукт, а не минимально жизнеспособный (Minimal Viable Product), постоянно оттачивая нюансы и сервис. Но такой подход гарантирует лишь дополнительную работу, а не продажи.
Самый большой риск, который невозможно нивелировать
Если видение оказалось неверным, то и весь продукт пойдет коту под хвост. И этот риск никак невозможно нивелировать. Максимум — сократить издержки, прибегая к принципам продуктовой разработки: как можно быстрее выводить идею в рынок и с минимальным бюджетом в минимальные сроки проверять идею на вменяемость.
И в связи с этим возникает другая проблема — выгорание команды. Чтобы нивелировать этот риск, необходимо на самом старте подбирать людей с правильным устройством мозга и каждый день вбивать им в голову одну простую вещь: успех — это статистическая погрешность, а провал — это норма. Нужно дать команде понять, что из 100 идей, которые мы протестируем, лишь 1-5 окажутся по-настоящему хорошими. Поэтому мы создавали различные инструменты, которые позволяли сохранять здравый смысл команды, что и вам рекомендую.
Какие мероприятия помогут поддержать дух команды:
Heroes Day. Мероприятие в формате ретроспективы, где каждый должен рассказать про все свои достижения в процессе работы;
Failabration (Fail + Celebration) — это мероприятие, где каждый выпендривается своими провалами и рассказывает, чему его или команду эта ошибка научила. Самый крутой факап мы награждаем отпусками, премиальными и т. д.
В подходе Passion-Driven Decision Making самое важное — научить команду правильно ошибаться и правильно реагировать на свои и чужие ошибки.
Вместо заключения
То, что я описал выше, может показаться проблемой класса «деньги некуда девать», однако пытливый мозг может найти для себя новые возможности. Как бы странно это ни звучало, но рынок «богатых и очень богатых людей» (HNWI / UHNWI +) крайне плохо обслужен. В них еще много «белых пятен», за устранение которых люди готовы платить.
Например, есть стартапы, которые берут от 5000 долларов в год за хранение информации об имуществе, чтобы корректно им управлять и, в конечном итоге, безопасно передать это самое имущество наследникам. Это такой же Яндекс.Диск, но с дополнительными функциями.
Последние три года в этот рынок активно заходят стартапы, которые пытаются создать «оверделивери» сервис для богачей и, скажу откровенно, достаточно хорошо себя чувствуют.
Подход Passion-Driven Decision Making был впервые применен мной именно в этом сегменте заказчиков, однако даже за пределами Passion-Driven Investors подобный подход хорошо себя показывает, но это уже тема отдельной статьи.