Почти две недели назад из недр одной из самых прорывных AI лабораторий мира вышла новая классная модель (а точнее — семейство моделей) компьютерного зрения, но данная новость в русскоязычном интернете прошла будто бы без энтузиазма. А зря — штука довольно хороша.
Итак, у нас есть семейство моделей, которое из коробки поможет решить «четыре фундаментальные задачи человека в CV» (цитата авторов) и давайте посмотрим, что же там есть есть и как это работает.
Скажу сразу, что мне хотелось написать скорее напоминательно-обзорный пост о том, что такая модель вообще вышла и чего ожидать от нее в дальнейшем. В живых проектах мы пока это не использовали (но однозначно будем) и свой большой обзор писать рановато, но я поигрался с демками и да — результаты повторяемы. Технических деталей будет минимум — пейпер хорош и не стоит лишать удовольствия его прочитать самому целиком, особенно, если вы занимаетесь похожими задачами.
Итак, Sapiens.
Авторы нацелились дать инструменты для следующих задач: определение позы, сегментация частей тела, оценка глубины и прогнозирование нормали поверхности. Кажется, будто бы Meta сознательно нацелилась удешевить все, что касается виртуальной реальности.
Вместо слов — видео с демонстрацией от авторов.
Датасет и претрейн
Датасет закрытый и откуда у меты такие объемы изображений с людьми можно только догадываться シ. Первичная версия состояла из 1B изображений, которую подвергли двойной фильтрации: сначала отфильтровали по наличию неподходящих элементов (текст, водяные знаки, подвергнутые сильной обработке сами фото и так далее), затем прошлись bbox-детектором на людей и убрали те фото, где людей не было или они занимали небольшую часть фото. Оставили только те, где сам бокс больше 300px и уверенность в нем 0.9. Ну а затем свели все к квадратной размерности.
В итоге получился датасет из 300M фотографий, на котором обучали модель: маскированный автоэнкодер (masked autoencoders / MAE), когда модель учится восстанавливать исходное изображение по частично видимым сегментам.
В итоге получили модель, которая «хорошо понимает людей», а все остальные задачи решали уже ее файнтюнингом, причем вперемешку с реальными данными и синтетикой. И это то, чем авторы очень гордятся и есть почему.
Модель обучалась на качестве 1k, что позволило сделать скачок по качеству и найти много новых деталей. Если данные поступают ниже качеством, то модель ожидаемо деградирует, но со слов авторов — они целились в определенный уровень качества и задачи поддерживать качество хуже — не было.
Подстройка под конкретные задачи
Определение позы
В таких задачах используются ключевые точки (keypoints, «skeleton») для выделения частей тела, в результате можно понять в какой позе он находится, и как следующий шаг — понять что именно он делает. Такая штука используется, например, в спорте, виртуальной реальности и в анализе видеопотока на определенные действия (например, странное поведение или падение).
Здесь авторы завели аж 308 ключевых точек для определения позы. 243 пришлось на лицо (не просто глаза/нос/губы/язык и так далее, а все, что может влиять на «выражение лица») и 40 на кисти рук. И это прям очень неплохо.
Из интересного: модель расставляет точки даже для перекрытых объектов, «доугадывая» их расположение.
Сегментация частей тела («human parsing»)
Такие задачи позволяют выделять определенные части тела и анализировать их. Такое используется в виртуальных примерках, медицине, AR, спорте и для наложения разного рода фильтров поверх.
Здесь тоже широкий словарь частей тела (и с разбивкой на правую/левую!): например, нога/рука состоят из нескольких частей, с которыми можно работать отдельно.
Оценка глубины
Задача оценки расстояния до объекта. Чем ярче объект, тем ближе он расположен к объективу и наоборот. Сферы применений: автономный транспорт, AR/VR, 3D-моделирование из 2D, медицина, жестовое управление устройствами и всякое-разное другое.
Оценка нормалей поверхности
Такие задачи применяются для реконструкции 3D объектов и последующего анализа их геометрии, например, для понимания их физической формы, что применяется в роботехнике, графике и виртуальной реальности, конечно.
Выводы и ссылки
Модель хороша! Авторы заявляют, что файнтюнинг под ваши дальнейшие хотелки делается легко, но на данный момент есть инструкция только для нормалей, но очень скоро обещают и все остальные. Но здесь стоит дополнительно добавить, что модель построена исключительно на людях и только на них.
Код и веса выложены, в том числе демо-скрипты чтобы поиграться самому на локалке (во избежание проблем разворачиваться лучше через conda). А вот датасет — нет и выложен не будет.
Детальную обертку над сегментацией, чтобы запуститься в несколько шагов - тоже прикладываю. Ну или можно посмотреть демки на своих данных сразу на hugginface.
Из полезного:
Код и веса
Публикация (paper)
Демки hugginface
Готовый notebook для локалки
Мои другие статьи:
Разбор SAM2 через колено в голову или революция в разметке видео
Офис Apple в Москве: как я с нуля стал экспертом и попал на приватную вечеринку для разработчиков
Спасибо и всем хороших исследований!
ED-209
Жалко, датасет не выложат. Подсел на конвертацию 2D фильмов в 3D (Depth Anything V2). Все очень круто, но единственная проблема, как раз обработка людей лица иногда некорректная глубина. А тут прям целенаправленная моделька и тем более на 1B.