Полгода я тратил свободное от учёбы и работы время на свой проект, который не принес мне ничего, кроме опыта.
В этой статье я расскажу о своём пути в IT, идее стартапа, процессе разработки и совершённых ошибках.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» на основе интервью с Егором Токаревым, создателем cubicdone.
Знакомство с IT
В 12 лет мама отправила меня на кружок веб‑дизайна. Мне там понравилось. За первый год я выучил HTML, а CSS мне показался сложным, поэтому оставшееся время я играл с другом в танчики.
В 13 лет в нашу школу пришёл Яндекс.Лицей. Вместо уроков информатики мы ходили на его курс по Python, где нам дали базу языка.
После Яндекса я снова пошёл на кружок веб‑дизайна, где наконец‑то выучил CSS, но на JS успешно «забил».
Ковид и первая работа
Когда случился ковид, я оказался заперт в деревне. В какой‑то момент я понял, что хочу прекратить играть в компьютерные игры и начать делать что‑то полезное.
Долго думал, чем бы мне заняться, и вспомнил: «Ага, я же делал вот эти вот HTML». Логичным казалось развиваться в сторону веба, поэтому я самостоятельно выучил JS и Vue.js.
За опытом я пошёл на фриланс. Накрутил себе возраст и выполнил первый заказ‑консультацию, за который мне заплатили 500 рублей. Второй заказ был на разработку одного экрана, после которого мне предложили работу в штате.
Помню, как переживал, называя свой возраст — 16 лет. На что получил спокойный ответ: «Окей». Так я начал работать в найме.
Как пришла идея стартапа
Сейчас я совмещаю фултайм‑работу и учёбу в вузе. Задач много, и чтобы разгрузить голову, я решил найти для себя тудушник. Однако все существующие сервисы были перегружены функционалом: комментарии, подзадачи, приоритеты, лейблы и прочее.
Мне хотелось просто тудушник со списком задач, проектами и календарем. Так я решил сделать свой сервис.
Процесс разработки и ошибки
Изначально сервис я делал только для себя, поэтому данные хранились в IndexedDB. Фронтенд писал на Vue.js.
Позже я понял, что хочу иметь доступ к сервису с мобильного телефона. Так я разработал мобильное приложение на React Native, а для синхронизации данных написал бэкенд на tRPC. Данные хранились в PostgreSQL.
К сожалению, опубликовать мобильное приложение ни в App Store, ни в Google Play не удалось.
Чтобы не писать собственную авторизацию, я использовал готовое решение — clerk. Clerk бесплатен до 10к пользователей в месяц и предоставляет все необходимые функции: сброс пароля, регистрация и прочее.
Спойлер: в итоге я написал свою авторизацию. Clerk официально не поддерживает интеграцию с tRPC, и мне пришлось потратить немало времени на то, чтобы встроить Clerk в свой проект.
Следующая проблема возникла, когда я попытался интегрировать Raycast в проект. Clerk также не поддерживает эту интеграцию.
В итоге я потратил более 20 часов на попытки использовать Clerk, но в конце концов отказался от него.
Маркетинг
Я планировал опубликовать информацию о своём сервисе на бесплатных площадках и, если бы увидел положительный фидбек, вложиться в маркетинг.
Информацию о проекте я решил опубликовать на Product Hunt, Reddit и в социальной сети Илона Маска.
Какие результаты:
На Product Hunt на меня подписались 6 человек, и один из них оставил приятный комментарий. На лендинг перешли 53 человека, но на сам сервис не перешёл никто.
В социальной сети Илона мой пост посмотрели 10 человек, но снова — 0 переходов.
Reddit дал аналогичный результат.
О своём опыте создания стартапа я рассказал в видео на ютуб, которое набрало 40к просмотров. Благодаря этому видео в моём сервисе зарегистрировалось около тысячи человек.
Какие советы дал бы себе перед созданием стартапа
Помимо отказа от Clerk и мобильного приложения, у меня было бы два совета: быстрее релизиться и сделать онбординг. Особенное внимание стоит уделить онбордингу.
Как показал Яндекс.Вебвизор, пользователи не догадываются о многих функциях. Например, чтобы прикрепить задачу к проекту, нужно в названии указать название проекта через «#».
Планы на будущее
У меня есть список идей для сервисов, которые хочу реализовать, но на проверку гипотез не хочу тратить более месяца. Так же есть бэклог по cubicdone.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» на основе интервью с Егором Токаревым, создателем cubicdone.
Если вы хотите поделиться своим опытом создания стартапа, смело пишите.
Комментарии (26)
bak
13.09.2024 09:49+4На Product Hunt на меня подписались 6 человек, и один из них оставил приятный комментарий. На лендинг перешли 53 человека, но на сам сервис не перешёл никто.
В социальной сети Илона мой пост посмотрели 10 человек, но снова — 0 переходов.
Reddit дал аналогичный результат.
Для таких простых продуктов надо сначало проверять маркетинг а потом садится за разработку. Нужно было вначале сделать лендинг и посмотреть будут ли с него переходы на продукт.
engine9
13.09.2024 09:49Сейчас такое время, что нужно заниматься маркетингом самому или очень интересно и увлечённо писать о своём продукте. Люди как в огромной реке находятся в инфопотоке и не ищут сами глубже чем пара экранов поисковика. (А скоро и вообще не будут искать). Наверное, единственный способ как-то самостоятельно заниматься промоушеном это писать на площадках типа хабры, пикабу (реально, не шучу), реддит и т.п.
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Знаю, что таким образом проверяют интерес к мобильным играм. Создают видео с геймплеем, на этот геймплей льют трафик и смотрят стоимость перехода по рекламе.
А что на лендинге стоит размещать в подобных кейсах, на ваш взгляд?
bak
13.09.2024 09:49+1Вообще так всё сейчас стараются проверять чтоб убрать риск что продукт не нужен рынку.
Можно разместить фейковые скриншоты основных экранов (UI/UX дизайн обычно дешевле разработки). Можно даже и без скриншотов текстом четко и ясное описание проблемы / решения и кнопка типа "попробовать демо".
Дальше включить минимальную рекламу в том месте где сидит ЦА (linkedin / reddit / телега / etc.) баксов на 30 чтоб понять конверсии (сколько людей переходит по объявлению, сколько потом переходит в продукт). Если у вас например с 200-300 переходов на лендинг 0 переходов на продукт, с большой вероятностью он никому не нужен и лучше взять другую идею.
aleksejs1
13.09.2024 09:49+12Полгода я тратил свободное от учёбы и работы время на свой проект, который не принес мне ничего, кроме опыта.
Это не трата времени, а развитие себя и создание чего-то
Что бы стать крутым спецом - это вообще часть жизни, пилить проекты, которые никому не нужны, попутно изучая новые технологии и расширяя понимание области
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Создатель проекта изучил react native благодаря своему начинанию. Поэтому да, скиллы новые он получил.
000ss00s0
13.09.2024 09:49Сталкивался с подобным. Хоть и неприятно получать такой «фидбэк», но главное сохранить веру в себя и продолжать пробовать, попутно развиваясь и, возможно, находя похожих людей и двигаться вместе
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49+1У героя статью около 20 идей для новых проектов. Он точно не собирается опускать руки :)
Wolf4D
13.09.2024 09:49+4ИМХО, главная проблема здесь не в технологии, а в востребованности. Надо смотреть на рынок. Писать крутые штуки весело, но очень часто они никому, кроме автора, не нужны.
А TODO-приложений на рынке - сотни, если не тысячи. Чтобы быть увиденным на их фоне, надо сделать что-то в высшей степени нестандартное.
Но автор всё равно молодец, опыт ценен.
fcoder
13.09.2024 09:49+3Поддержу, TODO-приложение это студенческий проект, встречающийся у 2/3 студентов-программистов. Настолько, что уже буквально стало мемом. В статьях с советами по трудоустройству буквально пишут - "никому не нужен ваш гитхаб, если там тривиальный TODO-лист"
Ты получил базовый, джуниорский опыт в разработке, молодец. Просто твой проект не нужен рынку. Да и вообще - это очень разные скиллы - разработка и привлечение пользователей. Настолько разные, что однажды даже хабр пытались разделить по этому принципу.Считай что в настоящий момент твои скилы привлечения у тебя примерно на уровне твоих скиллов в css в 12 лет. Дальше нужно либо прилагать дополнительные усилия в этом направлении, либо, если разработка больше по-душе, найти единомышленника который любит "продавать"
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Мне кажется, сейчас в целом сложно придумать что-то новое и востребованное. Соглашусь, что нужна киллер фича
Спасибо за ваш комментарий :)
kuza2000
13.09.2024 09:49К сожалению, опубликовать мобильное приложение ни в App Store, ни в Google Play не удалось.
А почему?
zoto_ff
13.09.2024 09:49денег жалко отдавать
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Нет, какие-то деньги герой статьи потратил. Почему-то площадки не верифицировали его аккаунт, как я понял
YuriyUl
13.09.2024 09:49А почему "герой статьи" постоянно говорит о себе в третьем лице?
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Я взял интервью у создателя cubicdone и написал статью. Поэтому на комментарии отвечаю так ☺️
aleksandy
13.09.2024 09:49Не-е-ет, кореш. С таким настроем ты слона не продашь... (ц)
Ни ссылки на лендинг, ни ссылки на видео на ютубе...Для какой цели статья? Попиарить свой ТГ-канал?
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49У хабра есть ряд ограничений на вставку ссылок в текст.
Исключения - личный контакт и ссылки на группы в социальных сетях.Цель статьи в первую очередь - рассказать об опыте человека, чтобы люди могли что-то почерпнуть для себя. Всё остальное вторично
Igorgmail
13.09.2024 09:49Хоть бы ссылку на проект скинул )) или какое то упоминание
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49По правилам хабра ссылки на проекты вставлять нельзя, к сожалению :(
idd451289
13.09.2024 09:49Я всеми руками за какие то поделки, но ответьте себе на вопрос. Почему я должен хотеть пользоваться вашим сервисом? То есть вот допустим я ищу себе задачник. И вижу всякие jir-ы, кликапы, и ещё 200 различных сервисов. В чем уникальность вашего?
При этом как разработчик я очень хочу иметь возможность привязывать задачи к веткам. Или к примеру хочу чтобы у меня была синхронизации с гугл календарем. Или ещё мильон фич, которые могут предоставить другие сервисы
Так же возникает вопрос о надёжности. К примеру с жирой я условно могу быть уверен что мои токены/пароли не улетят какому нибудь человеку, а с вами.....да хрен знает
Ну и будучи разработчиком я понимаю что если у меня нет такого сервиса который мне подходит я могу его накостылять за недельку-две
Вот и получается что сейчас это поделка, аппликация, а не сервис
Но со стороны разработчика могу похвалить что пилите что то, куда то стремитесь
kipar
на сервисе не хочется регистрироваться т.к. требует гмэйл или аккаунт гитхаб. Было бы неплохо сделать демо-режим без регистрации.
Картинки на главной странице эээ тормозят. Особенно та что "Умопомрочительно быстрые обновления интерфейса" - понятно что это артефакт (долгая загрузка многомегабайтной гифки), но психологически отбивает желание пробовать.
POVstartup Автор
Да, соглашусь с вашими доводами.
Спасибо за фидбек.