Полгода я тратил свободное от учёбы и работы время на свой проект, который не принес мне ничего, кроме опыта.
В этой статье я расскажу о своём пути в IT, идее стартапа, процессе разработки и совершённых ошибках.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» на основе интервью с Егором Токаревым, создателем cubicdone.
Знакомство с IT
В 12 лет мама отправила меня на кружок веб‑дизайна. Мне там понравилось. За первый год я выучил HTML, а CSS мне показался сложным, поэтому оставшееся время я играл с другом в танчики.
В 13 лет в нашу школу пришёл Яндекс.Лицей. Вместо уроков информатики мы ходили на его курс по Python, где нам дали базу языка.
После Яндекса я снова пошёл на кружок веб‑дизайна, где наконец‑то выучил CSS, но на JS успешно «забил».
Ковид и первая работа
Когда случился ковид, я оказался заперт в деревне. В какой‑то момент я понял, что хочу прекратить играть в компьютерные игры и начать делать что‑то полезное.
Долго думал, чем бы мне заняться, и вспомнил: «Ага, я же делал вот эти вот HTML». Логичным казалось развиваться в сторону веба, поэтому я самостоятельно выучил JS и Vue.js.
За опытом я пошёл на фриланс. Накрутил себе возраст и выполнил первый заказ‑консультацию, за который мне заплатили 500 рублей. Второй заказ был на разработку одного экрана, после которого мне предложили работу в штате.
Помню, как переживал, называя свой возраст — 16 лет. На что получил спокойный ответ: «Окей». Так я начал работать в найме.
Как пришла идея стартапа
Сейчас я совмещаю фултайм‑работу и учёбу в вузе. Задач много, и чтобы разгрузить голову, я решил найти для себя тудушник. Однако все существующие сервисы были перегружены функционалом: комментарии, подзадачи, приоритеты, лейблы и прочее.
Мне хотелось просто тудушник со списком задач, проектами и календарем. Так я решил сделать свой сервис.
Процесс разработки и ошибки
Изначально сервис я делал только для себя, поэтому данные хранились в IndexedDB. Фронтенд писал на Vue.js.
Позже я понял, что хочу иметь доступ к сервису с мобильного телефона. Так я разработал мобильное приложение на React Native, а для синхронизации данных написал бэкенд на tRPC. Данные хранились в PostgreSQL.
К сожалению, опубликовать мобильное приложение ни в App Store, ни в Google Play не удалось.
Чтобы не писать собственную авторизацию, я использовал готовое решение — clerk. Clerk бесплатен до 10к пользователей в месяц и предоставляет все необходимые функции: сброс пароля, регистрация и прочее.
Спойлер: в итоге я написал свою авторизацию. Clerk официально не поддерживает интеграцию с tRPC, и мне пришлось потратить немало времени на то, чтобы встроить Clerk в свой проект.
Следующая проблема возникла, когда я попытался интегрировать Raycast в проект. Clerk также не поддерживает эту интеграцию.
В итоге я потратил более 20 часов на попытки использовать Clerk, но в конце концов отказался от него.
Маркетинг
Я планировал опубликовать информацию о своём сервисе на бесплатных площадках и, если бы увидел положительный фидбек, вложиться в маркетинг.
Информацию о проекте я решил опубликовать на Product Hunt, Reddit и в социальной сети Илона Маска.
Какие результаты:
На Product Hunt на меня подписались 6 человек, и один из них оставил приятный комментарий. На лендинг перешли 53 человека, но на сам сервис не перешёл никто.
В социальной сети Илона мой пост посмотрели 10 человек, но снова — 0 переходов.
Reddit дал аналогичный результат.
О своём опыте создания стартапа я рассказал в видео на ютуб, которое набрало 40к просмотров. Благодаря этому видео в моём сервисе зарегистрировалось около тысячи человек.
Какие советы дал бы себе перед созданием стартапа
Помимо отказа от Clerk и мобильного приложения, у меня было бы два совета: быстрее релизиться и сделать онбординг. Особенное внимание стоит уделить онбордингу.
Как показал Яндекс.Вебвизор, пользователи не догадываются о многих функциях. Например, чтобы прикрепить задачу к проекту, нужно в названии указать название проекта через «#».
Планы на будущее
У меня есть список идей для сервисов, которые хочу реализовать, но на проверку гипотез не хочу тратить более месяца. Так же есть бэклог по cubicdone.
Дисклеймер: статья написана автором блога «POV startup» на основе интервью с Егором Токаревым, создателем cubicdone.
Если вы хотите поделиться своим опытом создания стартапа, смело пишите.
Комментарии (22)
bak
13.09.2024 09:49+4На Product Hunt на меня подписались 6 человек, и один из них оставил приятный комментарий. На лендинг перешли 53 человека, но на сам сервис не перешёл никто.
В социальной сети Илона мой пост посмотрели 10 человек, но снова — 0 переходов.
Reddit дал аналогичный результат.
Для таких простых продуктов надо сначало проверять маркетинг а потом садится за разработку. Нужно было вначале сделать лендинг и посмотреть будут ли с него переходы на продукт.
engine9
13.09.2024 09:49Сейчас такое время, что нужно заниматься маркетингом самому или очень интересно и увлечённо писать о своём продукте. Люди как в огромной реке находятся в инфопотоке и не ищут сами глубже чем пара экранов поисковика. (А скоро и вообще не будут искать). Наверное, единственный способ как-то самостоятельно заниматься промоушеном это писать на площадках типа хабры, пикабу (реально, не шучу), реддит и т.п.
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Знаю, что таким образом проверяют интерес к мобильным играм. Создают видео с геймплеем, на этот геймплей льют трафик и смотрят стоимость перехода по рекламе.
А что на лендинге стоит размещать в подобных кейсах, на ваш взгляд?
bak
13.09.2024 09:49+1Вообще так всё сейчас стараются проверять чтоб убрать риск что продукт не нужен рынку.
Можно разместить фейковые скриншоты основных экранов (UI/UX дизайн обычно дешевле разработки). Можно даже и без скриншотов текстом четко и ясное описание проблемы / решения и кнопка типа "попробовать демо".
Дальше включить минимальную рекламу в том месте где сидит ЦА (linkedin / reddit / телега / etc.) баксов на 30 чтоб понять конверсии (сколько людей переходит по объявлению, сколько потом переходит в продукт). Если у вас например с 200-300 переходов на лендинг 0 переходов на продукт, с большой вероятностью он никому не нужен и лучше взять другую идею.
aleksejs1
13.09.2024 09:49+11Полгода я тратил свободное от учёбы и работы время на свой проект, который не принес мне ничего, кроме опыта.
Это не трата времени, а развитие себя и создание чего-то
Что бы стать крутым спецом - это вообще часть жизни, пилить проекты, которые никому не нужны, попутно изучая новые технологии и расширяя понимание области
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Создатель проекта изучил react native благодаря своему начинанию. Поэтому да, скиллы новые он получил.
000ss00s0
13.09.2024 09:49Сталкивался с подобным. Хоть и неприятно получать такой «фидбэк», но главное сохранить веру в себя и продолжать пробовать, попутно развиваясь и, возможно, находя похожих людей и двигаться вместе
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49+1У героя статью около 20 идей для новых проектов. Он точно не собирается опускать руки :)
Wolf4D
13.09.2024 09:49+4ИМХО, главная проблема здесь не в технологии, а в востребованности. Надо смотреть на рынок. Писать крутые штуки весело, но очень часто они никому, кроме автора, не нужны.
А TODO-приложений на рынке - сотни, если не тысячи. Чтобы быть увиденным на их фоне, надо сделать что-то в высшей степени нестандартное.
Но автор всё равно молодец, опыт ценен.
fcoder
13.09.2024 09:49+2Поддержу, TODO-приложение это студенческий проект, встречающийся у 2/3 студентов-программистов. Настолько, что уже буквально стало мемом. В статьях с советами по трудоустройству буквально пишут - "никому не нужен ваш гитхаб, если там тривиальный TODO-лист"
Ты получил базовый, джуниорский опыт в разработке, молодец. Просто твой проект не нужен рынку. Да и вообще - это очень разные скиллы - разработка и привлечение пользователей. Настолько разные, что однажды даже хабр пытались разделить по этому принципу.Считай что в настоящий момент твои скилы привлечения у тебя примерно на уровне твоих скиллов в css в 12 лет. Дальше нужно либо прилагать дополнительные усилия в этом направлении, либо, если разработка больше по-душе, найти единомышленника который любит "продавать"
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Мне кажется, сейчас в целом сложно придумать что-то новое и востребованное. Соглашусь, что нужна киллер фича
Спасибо за ваш комментарий :)
kuza2000
13.09.2024 09:49К сожалению, опубликовать мобильное приложение ни в App Store, ни в Google Play не удалось.
А почему?
zoto_ff
13.09.2024 09:49денег жалко отдавать
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49Нет, какие-то деньги герой статьи потратил. Почему-то площадки не верифицировали его аккаунт, как я понял
aleksandy
13.09.2024 09:49Не-е-ет, кореш. С таким настроем ты слона не продашь... (ц)
Ни ссылки на лендинг, ни ссылки на видео на ютубе...Для какой цели статья? Попиарить свой ТГ-канал?
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49У хабра есть ряд ограничений на вставку ссылок в текст.
Исключения - личный контакт и ссылки на группы в социальных сетях.Цель статьи в первую очередь - рассказать об опыте человека, чтобы люди могли что-то почерпнуть для себя. Всё остальное вторично
Igorgmail
13.09.2024 09:49Хоть бы ссылку на проект скинул )) или какое то упоминание
POVstartup Автор
13.09.2024 09:49По правилам хабра ссылки на проекты вставлять нельзя, к сожалению :(
kipar
на сервисе не хочется регистрироваться т.к. требует гмэйл или аккаунт гитхаб. Было бы неплохо сделать демо-режим без регистрации.
Картинки на главной странице эээ тормозят. Особенно та что "Умопомрочительно быстрые обновления интерфейса" - понятно что это артефакт (долгая загрузка многомегабайтной гифки), но психологически отбивает желание пробовать.
POVstartup Автор
Да, соглашусь с вашими доводами.
Спасибо за фидбек.