Привет, Хабр! На связи Friflex. Мы занимаемся разработкой мобильных приложений на Flutter, веб-сервисов, высоконагруженных проектов. К каждому своему продукту мы относимся с заботой, вниманием и искренним желанием сделать его лучше.
Собрали для вас подборку книг, которые помогают продакт-менеджерам, руководителям и тимлидам спасать мир от скучных продуктов и неэффективных команд.
«Пять пороков команды»
Автор: Патрик Ленсиони — спикер, писатель, предприниматель. Консультирует топ-менеджеров и бизнесменов, спортивные команды, образовательные организации. Читает лекции о лидерстве, командной работе и развитии бизнеса. Написал 12 книг для руководителей и бизнесменов.
Главная мысль: «Неважно, как каждый оценивает собственное положение, но, если команда проигрывает, проигрывают все».
О чем книга: Сплоченные и продуктивные команды не появляются из воздуха, их создают. Ленсиони рассматривает пять частых проблем, с которыми сталкиваются руководители, и предлагает решения.
Порок 1. Взаимное недоверие. Участники команды не открываются друг перед другом, скрывают свои слабости и ошибки.
Решение: Продемонстрировать свою уязвимость команде и на собственном примере показать, как важно доверять друг другу.
Порок 2. Уход от конфликтов или фальшивое согласие. Участники команды избегают обсуждений и споров ради поддержания видимого согласия. Это мешает решать реальные проблемы и приводит к решениям, которые не работают.
Решение: Выберите случайным образом участника команды и попросите его вынести на открытое обсуждение скрытые разногласия или проблемы в коллективе, которые раньше открыто не обсуждали. Дискуссию продолжайте до тех пор, пока всем не будет ясно, что проблема решена. Если это упражнение вам не подходит, у Ленсиони в книге есть другие.
Порок 3: Необязательность. Этот порок следует из предыдущего. Команда боится конфликтов и не принимает решений, а если и принимает, то сотрудники не берут ответственность за них.
Решение: Покажите сотрудникам, что даже самый страшный вариант развития событий — это не конец света и с ним можно справиться. Проведите публичный анализ прогнозов, чтобы сотрудники почувствовали, что решения принимаются на основе фактов, а не случайно.
Порок 4: Нетребовательность. Участникам команды безразлично, насколько хорошо коллеги или подчиненные выполняют свои задачи. Главная цель каждого участника команды — избежать дискомфорта.
Решение: Убрать неопределенность. Регулярно рассказывать о целях и стандартах работы, проводить ретроспективы.
Порок 5. Безразличие к общему результату. Финальная стадия развития пороков команды. Когда сотрудники не предъявляют требования к работе друг друга, их не интересует общий результат. Они не несут ответственности за свой вклад в общее дело, а уделяют больше внимания своей карьере.
Решение: Объяснить, что даст успех, и попросить команду публично взять на себя обязательства за достижение поставленных целей.
Кому будет полезна: руководителям, топ-менеджерам, тимлидам, проджект-менеджерам, hr-менеджерам и всем, кто хочет вырасти до руководящей должности.
«Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»
Автор: Питер Брегман — автор книг, руководитель компании Bregman Partners, которая консультирует руководителей Nike, American Express, Morgan Stanley, Deutsche Bank, JPMorgan Chase, Clear Channel.
Главная мысль: «Осознание, кто ты на самом деле, позволяет сохранить устойчивость в условиях внешнего влияния — успеха или неудачи, похвалы или критики».
О чем книга: Эмоциональная смелость — это умение осознавать и управлять собственными эмоциями. Она помогает понимать и воздействовать на эмоции окружающих. Чтобы развить эмоциональную смелость, Брегман предлагает:
Познать себя. Человек, который не знает и не понимает себя, не может понять окружающих.
Научиться быть незначительным. По мнению Брегмана, сильный человек должен уметь быть незначительным, когда общается с подчиненными.
Не бояться получать обратную связь. Грамотный руководитель всегда готов выслушать конструктивную критику и скорректировать свои ошибки.
Начинать с конца. Брегман предлагает не затягивать разговор, а сразу переходить к сложным и неприятным вещам.
Кому будет полезна: всем, кто хочет стать увереннее, научиться справляться со своими чувствами и негативными эмоциями окружающих.
«Цель. Процесс непрерывного совершенствования»
Автор: Элияху Голдратт — израильский физик, который создал несколько бизнес-методик: «Технологии оптимизации производства», «Мыслительные процессы», «Барабан-буфер-веревка», «Менеджмент по цепному критическому управлению проектами».
Главная мысль: «Час простоя узкого места равен часу простоя всей системы».
О чем книга: Производственный роман, герой которого — директор убыточного машиностроительного завода. Предприятие срывает сроки поставок, хотя склады забиты нераспроданными товарами. У героя есть три месяца, чтобы наладить работу.
Важная мысль книги — чтобы усилить бизнес, нужно найти слабое звено, отдел, команду или сотрудника, и помочь ему работать лучше. По мнению Голдратта, перед руководителем стоят задачи:
постоянно искать слабые места;
выявлять причину, почему слабое звено работает хуже остальных;
исправлять проблему, из-за которой звено работает плохо;
проверять, что действия решили проблему и производительность слабого отдела выросла;
возвращаться к первому пункту — поиску новых ограничений для роста бизнеса.
Кому будет полезна: всем руководителям.
«Вдохновленный: как создавать продукты, которые нравятся покупателям»
Автор: Марти Каган — эксперт по продуктовому менеджменту, один из совладельцев компании Silicon Valley Product Group. Каган участвовал в разработке продуктов для eBay, AOL, Netscape Communications и Hewlett-Packard.
Главная мысль: «Разница между видением и стратегией аналогична разнице между хорошим лидерством и хорошим менеджментом. Лидер вдохновляет и задает направление, а менеджер помогает прийти к поставленной цели».
О чем: Как компании вроде Google, Amazon, Apple и Netflix строят кросс-функциональные команды, чтобы создавать продукты, которые находят отклик на рынке.
Кому будет полезна: инвесторам, владельцам компаний, менеджерам продуктов, маркетологам и менеджерам по продажам, разработчикам и дизайнерам.
«Сложные решения. Как управлять бизнесом, когда нет простых ответов»
Автор: Бен Хоровиц — американский бизнесмен и инвестор, генеральный партнер венчурной компании Andreessen Horowitz, активы которой оцениваются более чем в 35 миллиардов долларов (по состоянию на 2023 год).
Главная мысль: «В хорошем месте для работы люди имеют возможность сконцентрироваться именно на работе и при этом уверены, что от того, насколько успешно они ее выполнят, преуспеет компания в целом и они в частности. Работать в такой компании — настоящее удовольствие. Каждый сотрудник просыпается утром, зная, что ему предстоит работать».
О чем книга: Хоровиц на примере своей биографии рассказывает, как управлять большими командами. Он анализирует проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются лидеры, и предлагает решения из своего опыта.
Несколько советов от Хоровица:
Сначала думайте о тех, кто у вас работает, а потом — о продукте и прибыли.
Рассказывайте сотрудникам не только об успехах компании, но и о ее неудачах.
Сообщайте сотрудникам об увольнении лично, эту задачу не стоит перепоручать отделу кадров.
Справляться с интригами внутри компании помогут четкие процедуры, прозрачная система повышения в должности и увеличения зарплаты.
Чтобы быстро принимать правильные решения, у вас должен быть постоянный доступ к достоверной информации о том, что происходит в компании.
Кому будет полезна: руководителям, владельцам бизнеса, основателям стартапов, тимлидам.
«Шесть гениев команды. Как способности каждого усиливают общий результат»
Автор: Cнова Патрик Ленсиони.
Главная мысль: «Я абсолютно убежден, что работа должна радовать и приносить удовлетворение; что у каждого из нас есть уникальные врожденные способности, которые нужно раскрывать. Классификация талантов подсказала мне, как вносить наибольший вклад в деятельность моей компании, в жизнь моей команды и семьи».
О чем книга: Как найти работу, которая будет приносить радость и энергию. Модель Леонсини помогает определять природные таланты:
Гений удивления. Умеет задавать вопросы, строить догадки и размышлять о положении вещей.
Гений изобретательности. Легко придумывает новые идеи и решения.
Гений гальванизации (вдохновитель). Умеет вдохновить, сплотить и убедить взяться за дело.
Гений содействия. Умеет поддерживать окружающих. Понимает потребности других.
Гений упорства. Доводят проекты до конца и находит удовлетворение в завершении задач.
Кому будет полезна: руководителям, тимлидам.
«Как сделать продукт»
Автор: Иван Замесин — предприниматель, развивает приложение календаря Focus Calenda, основатель сервиса подбора психотерапевтов «Мета», автор тренинга «Как делать продукт». Разработал свою интерпретацию известного подхода к разработке продуктов Jobs To Be Done.
Главная идея книги: «Первый принцип, через который, на мой взгляд, нужно пропускать АБСОЛЮТНО все решения в стартапе — приносим ли мы ценность нашим клиентам?»
О чем: Как развивать продукт: принципы, скрипты и механики исследований, этапы жизни продукта. Инструменты для разных типов исследований. Например, сценарии JTBD-исследования, которые помогают B2C-продуктам найти свой сегмент рынка.
Кому будет полезна: всем, кто работает с продуктом: продакт-менеджерам, дизайнерам, разработчикам, маркетологам.
В двух словах
«Пять пороков команды»: Устраните пороки команды (недоверие, боязнь конфликта, безответственность, нетребовательность и безразличие к результату), и она будет здоровой.
«Эмоциональная смелость»: Развивайте эмоциональную смелость, чтобы уверенно принимать решения и справляться с трудными ситуациями.
«Цель. Процесс непрерывного совершенствования»: Постоянно ищите и устраняйте слабые звенья в процессах.
«Вдохновленный»: стройте кросс-функциональные команды, четко разделяйте лидерство и менеджмент.
«Сложные решения»: ставьте сотрудников на первое место.
«Шесть гениев команды»: раскрывайте природные таланты сотрудников — гении удивления, изобретательности, гальванизации, содействия, упорства и организации.
Читайте другие наши статьи про процессы в разработке продуктов:
как дизайнеру создать понятный макет для разработчиков
что выбрать для своего приложения: Flutter или Kotlin Multiplatform