Пытаясь дифференцироваться на рынке сервисов учёта рабочего времени, мы пришли к введению бесплатного сервиса контроля сотрудников. Мы решились на это, посчитав, сколько нам будет стоить содержать бесплатного клиента и сколько таких мы можем себе позволить.
Понимание того, что нужно чётче отстраиваться от конкурентов, пришло к нам спустя три месяца после начала продвижения StaffCounter. Большое количество аналогов на рынке с практически идентичными призывами к потенциальному клиенту, соревнования их приверженцев в сети на тему “кто сэкономит больше денег для бизнеса” — всё это дало нам понять, что если наш сервис не будет в чём-то уникален, то мы просто сольёмся с толпой.
Напомним, что StaffCounter.net измеряет продуктивность сотрудника, исходя из результатов анализа его деятельности за ПК. Такой анализ требует постоянного приёма, обработки и хранения данных с компьютеров и мобильных устройств сотрудников на нашем сервере.
«Измерение продуктивности» или «Контроль сотрудников»?
Уникальное предложение появилось благодаря изучению мнений наших клиентов. Как выяснилось, более чем в 50% случаев руководители или собственники компаний используют инструменты для измерения продуктивности просто как дополнительную точку контроля работы сотрудников. Иногда важен даже не контроль, а само наличие такой возможности.
Этому есть простое объяснение: каждая компания и руководитель следуют своему алгоритму оптимизации труда и по-своему определяют продуктивность своих сотрудников. И время, проведённое работником в соцсетях, или его случайное опоздание, никак не являются критериями.
Эти факторы подтолкнули нас к тому, чтобы предложить новый пакет услуг для упрощённого контроля. Мы рассчитали, что можем позволить себе сделать его полностью бесплатным.
Анализ себестоимости разных тарифов на StaffCounter.
Пять лет назад мы создали облачную платформу Kidlogger.net, а в прошлом году “посадили” на неё StaffCounter. Она изначально проектировалась под внушительное число бесплатных клиентов, поскольку было понятно, что их будет гораздо больше, чем платных. На платформе предусмотрен максимально экономный способ сбора, обработки и хранения данных.
Уже 4 года назад было известно, что использование облаков типа Amazon ECS, Windows Azure будет тарифицироваться по всем направлениям: место \ время CPU \ SQL запросы. Причём цена за «место» будет не самая высокая. Поэтому именно экономия на SQL \ CPU ресурсах может в итоге дать преимущество на рынке.
Характеристики бесплатного аккаунта на StaffCounter.net:
1. Журнал активности хранится на сервере только HTML файле. Максимальный размер файла: 150 кб за один день. Для хранения истории каждого пользователя необходимо выделить до 5 МБ места (т.е., умножить количество устройств для наблюдения на 5). Журнал содержит список всех действий пользователя за компьютером или телефоном. Проанализировав его, можно сделать выводы о том, что делал ребенок, сотрудник или супруг за компьютером и сколько времени отняло каждое действие.
2. В базе данных нужно хранить как можно меньше данных: всего 100 строк в SQL таблицах за день для каждого устройства. При этом сам размер данных не так критичен, как количество запросов к базе.
3. Отсутствие отчетов: мы исключаем возможность ведения внутренней статистики, которая тоже хранится в SQL. Таким образом, получается: до 20 SQL запросов при каждом обращении к серверу клиента; до 200 запросов при заходе в аккаунт; полное отсутствие SQL запросов для создания отчетов, когда клиента нет на сайте.
В итоге: Отводим под каждого бесплатного клиента до 10 Мб места на диске. Расходуемое количество SQL\CPU ресурсов незначительно. В результате — существенная экономия. Все это умножается на количество устройств клиента, подключённых к серверу для мониторинга.
Характеристики платного аккаунта на StaffCounter.net:
1. Журнал активности хранится на сервере в HTML файле. Под все данные (журналы, скриншоты) отводится 100 Мб места на диске.
2. В базе данных SQL надо хранить данные из журнала активности для автоматического построения отчетов — приблизительно 300.000 строк в день для каждого устройства.
3. Много SQL ресурсов уходит на отчёты и внутреннюю аналитику. А после введения функций для автономности работы (автоматические извещения о нарушениях, постоянные отчёты на почту), трудно подсчитать, сколько SQL запросов затрачивается на одного платного клиента, даже когда его нет на сайте.
В итоге: Платный клиент потребляет примерно в 50 раз больше ресурсов сервера, особенно SQL\CPU.
Почём нынче бесплатный клиент?
В настоящее время StaffCounter.net и KidLogger.net делят один сервер типа Dell PowerEdge R730. Цена составляет 450$ и включает в себя техподдержку. Таким образом, StaffCounter.net может рассчитывать на 30% ресурсов в пределах Intel Xeon E5-2600 v3 2.40GHz Octa-Core, 128 GB RAM и на 10 TB места на диске.
А вот что было бы, если бы мы начали с самого простого сервера Intel Core i7, 32GB Ram, 2 TB HDD: сервер за 40$ + его техподдержка за 90$ + другие меры по поддержанию бесплатного тарифа за 200$. Получается, что общая сумма затрат на одного клиента составила бы 330$ в месяц.
Исходя из нашего опыта с Kidlogger.net, на таком сервере помещается около 5000 бесплатных и 500 платных клиентов. Примерное количество клиентов на старте (около десяти бесплатных и ни одного платного) впоследствии будет увеличиваться.
Сейчас один бесплатный клиент стоит нам 3,3$ (330$ / 100). Эта цифра дойдёт до 0,07$, когда число клиентов вырастет до 5 тыс.
Уже через пол-года стоимость будет меньше 1$.
Вывод: чтобы позиционироваться на рынке, как «Бесплатная система контроля сотрудников за компьютером», мы должны быть готовы к этим затратам. Моральная готовность — уже свершившийся факт. Посмотрим, как пойдёт дело физически :)