Осень – самое подходящее время для старшекурсников, чтобы задуматься о планах на следующий учебный год. Вступительные и олимпиады обычно проходят в конце весны/начале лета и есть время для того, чтобы основательно подготовиться. Тем более что экзамены бывают очень непростыми, как, например, в Школу Анализа Данных (ШАД) Яндекса. При поступлении понадобится очень уверенное владение математикой: задачи экзамена носят олимпиадный характер и для успеха мало знаний, нужна еще хорошая насмотренность

В этой статье предлагаю посмотреть на пять небольших задач, которые демонстрируют простые, но очень важные идеи. Использование этих идей часто полезно в олимпиадных задачах, в том числе на вступительных в ШАД. По две зарисовки посвятим линейной алгебре и математическому анализу, еще одну – теории вероятностей. В конце статьи предлагаю небольшую самостоятельную работу (с ответами) для закрепления рассмотренных в статье приемов

Идея первая. Для поиска детерминанта приводить матрицу к верхнетреугольному виду

Начнем с самого простого (и при этом очень распространенного) приема. Частый гость на различных студенческих олимпиадах и вступительных – детерминант произвольного порядка n. Есть не так много способов его нахождения. Можно, например, начать раскрывать по строке/столбцу, а дальше обнаружить некоторую закономерность и подключить математическую индукцию. Классика здесь – определитель Вандермонда.

Но куда чаще используется другая техника. При помощи элементарных преобразований строк/столбцов привести матрицу к верхнетреугольному виду. Если удалось, вы победили – детерминант в этом случае равен произведению диагональных элементов. Ниже коротко напомню о том, какие элементарные преобразования строк/столбцов бывают и как их применение отражается на детерминанте:

  • добавление к одной строке/столбцу другой, умноженной на число: \det A не меняется;

  • умножение строки/столбца на число \alpha\neq0:  \det A умножается на \alpha;

  • перестановка двух строк/столбцов местами:\det A меняет знак.

Задача 1. Найти детерминант:

\det A=\left|\begin{array}{rrcrr}     5 & 5 & \ldots & 5 & 2\\     5 & 5 & \ldots & 2 & 5\\     \vdots&\vdots&\vdots&\vdots&\vdots\\     5 & 2 & \ldots & 5 & 5\\     2 & 5 & \ldots & 5 & 5 \end{array}     \right|

Решение: Для начала переместим двойки на главную диагональ. Для этого нужно менять столбцы местами – последний на первое место, предпоследний – на второе, и так далее. Но сколько таких перестановок потребуется? Менять указанным образом – проблемно, мы же не знаем: четное число столбцов, или нет. Сделаем так: представьте, что столбцы это люди в очереди, а касса стоит слева. Последнему нужно попасть на первое место, для этого он последовательно извинится перед n-1 человеком впереди. Предпоследний, оказавшись теперь последним, должен стать вторым. Для этого он потревожит уже n-2 человек. И так далее, получаем, что общее число перестановок равно сумме первых n-1 натуральных чисел: N=n(n-1)/2, итак:

\det A=(-1)^{\frac{n(n-1)}{2}}\left|\begin{array}{rrcrr}     2 & 5 & \ldots & 5 & 5\\     5 & 2 & \ldots & 5 & 5\\     \vdots&\vdots&\vdots&\vdots&\vdots\\     5 & 5 & \ldots & 2 & 5\\     5 & 5 & \ldots & 5 & 2 \end{array}     \right|

Теперь из всех строчек, кроме первой, вычтем строку предыдущую. Так сгенерируем кучу нулей, а детерминант никак не изменится. Получим:

\det A=(-1)^{\frac{n(n-1)}{2}}\left|\begin{array}{rrcrr}     2 & 5 & \ldots & 5 & 5\\     3 & -3 & \ldots & 0 & 0\\     \vdots&\vdots&\vdots&\vdots&\vdots\\     3 & 0 & \ldots & -3 & 0\\     3 & 0 & \ldots & 0 & -3 \end{array}     \right|

Уже почти верхнетреугльный вид! Мешают только тройки в первом столбце. И ничего: добавим к первому столбцу каждый из оставшихся: минус тройки сделают свое дело, а детерминант не изменится

\det A=(-1)^{\frac{n(n-1)}{2}}\left|\begin{array}{crcrr}     5n-3 & 5 & \ldots & 5 & 5\\     0 & -3 & \ldots & 0 & 0\\     \vdots&\vdots&\vdots&\vdots&\vdots\\     0 & 0 & \ldots & -3 & 0\\    0  & 0 & \ldots & 0 & -3 \end{array}     \right|

Вот и ответ: \det A=(-1)^{\frac{n(n-1)}{2}}\cdot(-3)^{n-1}\cdot(5n-3)

Идея вторая. Использовать инварианты матрицы преобразования

Матрицы одного и того же преобразования в двух различных базисах могут отличаться до неузнаваемости, но кое-что общее у них все-таки есть. Неизменными остаются детерминант, он равен произведению собственных значений: \det A=\lambda_1\cdot\lambda_2\cdot\dots\cdot\lambda_n и след матрицы (сумма диагональных элементов), тут уже сумма собственных значений: \mathrm{tr} A=\lambda_1+\lambda_2+\dots+\lambda_n. Эти инварианты лежат в основе решений многих задач. Рассмотрим, например, такую

Задача 2. Известно, что матрица A=\begin{pmatrix} -5 & 7 & 74\\2 & 1 & -20\\ 0 & 2 & 5 \end{pmatrix}задает в \mathbb{R}^3поворот на

некоторый угол \alpha. Найти угол \alpha.

Решение: давайте поступим так: запишем матрицу в базисе, в котором вектор \mathbf{e}_1направлен вдоль оси вращения, а два оставшихся вектора – \mathbf{e}_2 и \mathbf{e}_3дополняют его до ортонормированного базиса в \mathbb{R}^3. В этом случае матрица преобразования примет вид:

A'=S^{-1}AS=\begin{pmatrix} 1 & 0 & 0\\0 & \cos\alpha & -\sin\alpha\\ 0 & \sin\alpha & \cos\alpha \end{pmatrix}.

Вспомним теперь, что след матрицы сохранился:

\mathrm{tr}A=(-5)+1+5=\mathrm{tr}A'=1+2\cos\alpha

Таким образом, 1+2\cos\alpha=1, \cos\alpha=0. А значит \alpha=90^\circ.

Идея третья. Использовать теорему Вейерштрасса для поиска предела последовательности

Сама теорема звучит так: если последовательность монотонно возрастает (убывает), и ограничена сверху (снизу), то последовательность имеет конечный предел, равный супремуму (инфимуму) множества своих значений. Если убрать слова про ограниченность, то пределы тоже будут, только бесконечные. В отличие от арифметических свойств и теоремы о полицейских, теорема Вейерштрасса ценна именно для доказательств существования пределов

Задача 3. Найти  \lim\limits_{n\to \infty}a_n, если a_{n+1}=\frac{1}{2}\left(a_n+\frac{2}{a_n}\right), a_1=1

Решение: выпишем несколько первых элементов:

a_1=1, a_2=1,5, a_3\approx 1,417, a_4\approx 1,414,...

Что-то напоминает, не правда? Тут проявляется \sqrt{2}, он и в самом деле будет ответом. Но почему?

Часто доводилось видеть такое решение: а давайте просто предельный переход применим в рекуррентом соотношении! Получим:

p=\frac{1}{2}\left(p+\frac{2}{p}\right)\hspace{5pt}\Longleftrightarrow\hspace{5pt} p^2=2,\hspace{3pt} p=\pm\sqrt{2}.

А раз все элементы очевидно положительны, то вот вам и \sqrt{2} в ответе.

Боюсь, что за такое решение (даже не лишенное смысла и даже с правильным ответом), на вступительных поставили бы ноль баллов. Почему? Проблема в самом рекуррентном переходе: осуществляя его, мы подразумеваем, что предел точно есть. А вдруг последовательность расходится? Тогда такое рассуждение просто лишено смысла (в качестве упражнения можете придумать пример). Тут-то нам и поможет Вейерштрасс! Мы аккуратно покажем, что последовательность ограничена снизу и монотонно убывает (делаю такие предположения из выписанных элементов).

\bulletОграниченность снизу: по условию: a_{n+1}=\frac{a_n+2/a_n}{2}. Это среднее

арифметическое чисел a_n и 2/a_n. Оно, по неравенству о средних, больше или равно среднего геометрического (корня из произведения этих же чисел), получаем:

a_{n+1}=\frac{a_n+2/a_n}{2}\geqslant\sqrt{a_n \cdot \frac{2}{a_n}}=\sqrt{2}

Таким образом, начиная с n=2, все элементы больше или равны \sqrt{2}. Ограниченность снизу доказана.

\bullet Монотонность: покажем, что последовательность убывает. Из условия:

a_{n+1}=\frac{a_n}{2}\left(1+\frac{2}{a^2_n}\right). Из пункта про ограниченность мы знаем, что начиная со

второго номера a_n\geqslant\sqrt{2}, а значит дробь в скобке меньше или равна единице, а вся скобка меньше или равна двум. Таким образом, a_{n+1}\leqslant a_n, и монотонность доказана.

И вот теперь, благодаря Вейерштрассу, мы уверены, что предел есть, рекуррентный переход корректен, а ответ \sqrt{2} не только правильный, но и принесет баллы за эту задачу.

Чаще всего теорема Вейерштрасса применяется для поиска пределов последовательностей, заданных рекуррентно. Но работает и с явно заданными (ведь мы часто можем сами соорудить рекуррентный способ задания).

Идея четвертая. Замена переменной в интеграле, порождающая исходный интеграл

Суть простая. Есть, например, определенный интеграл, обозначим его J. В некоторых случаях можно подобрать замену таким образом, чтобы после замены интеграл J снова возник, теперь в качестве слагаемого со знаком минус. Тогда получим равенство:

J=\text{*easy integral*}-J , из него J=\frac{\text{*easy integral*}}{2}.

Похожее вы точно видели при интегрировании по частям. Взять хотя бы \displaystyle \int e^x\cos xdx.

Пару раз рассмотрев его по частям вы вновь получаете исходный, так он и находится. Но сейчас поговорим именно о замене, это расхожий прием, особенно актуально при наличии тригонометрии (формулы приведения к этому располагают).

Задача 4. Найти \displaystyle J= \int\limits_{0}^{\pi}\frac{x}{1+\sin x}dx

Решение: сделаем замену y=\pi-x. И сразу разберемся почему. Причин две: во-первых, \sin y=\sin x по формулам приведения, получается некоторый инвариант. Во-вторых, пределы интегрирования просто поменяются при такой замене местами (что легко исправляется знаком "минус" перед интегралом). Итак, получаем:

\displaystyle J= \int\limits_{0}^{\pi}\frac{x}{1+\sin x}dx=\left|\begin{array}{c} y=\pi-x \\ dx=-dy \\ \sin x=\sin y \end{array}\right|=\displaystyle \int\limits_{\pi}^{0}\frac{\pi-y}{1+\sin y}(-dy)=\int\limits_{0}^{\pi}\frac{\pi-y}{1+\sin y}dy

А последний интеграл разбиваем на два слагаемых:

\displaystyle J= \int\limits_{0}^{\pi}\frac{\pi-y}{1+\sin y}dy=\int\limits_{0}^{\pi}\frac{\pi}{1+\sin y}dy-\int\limits_{0}^{\pi}\frac{y}{1+\sin y}dy.

Узнаете второе слагаемое? Это же наш интеграл J! Остается найти \int\limits_{0}^{\pi}\frac{\pi}{1+\sin y}dy.

Это уже дело нехитрое (например, через замену t= \mathrm{tg}(y/2)), этот интеграл равен 2\pi.

Тогда J=2\pi-J, и в итоге J=\pi. Видеоразбор этой задачи (и еще пары крутых интегралов) можно найти в ролике на моем YouTube-канале.

Идея пятая. Использовать индикаторные случайные величины

В задачах на дискретные случайные величины часто бывает полезно ввести индикаторную случайную величину. Она принимает только два значения: 1 (условный "успех") и 0 (иначе). Прелесть в том, что у такой величины легко ищется математическое ожидание: оно просто равно вероятности "успеха". А если добавить к этому свойство линейности математического ожидания... Давайте рассмотрим на примере.

Задача 5. В простом графе 20 вершин. Вероятность наличия ребра между любыми двумя вершинами одинакова и равна p=0,6. Найти математическое ожидание числа треугольников в это графе.

Решение: для начала посчитаем сколько всего треугольников может быть в графе. Это число способов выбрать три неупорядоченные вершины: C_{20}^{3}=1140. Введем случайную величину \xi_i для отдельной тройки вершин (всего 1140, по числу троек вершин, случайных величин с одним и тем же распределением):

\xi_i=\begin{cases} 1, \hspace{4pt}\text{если все три ребра на месте;}\\ 0,\hspace{4pt} \text{иначе} \end{cases}, \hspace{5pt} i=\overline{1\dots1140}

Математическое ожидание каждой такой величины:M(\xi_i)=P(1)=p^3=0,216.

С другой стороны, интересующая нас случайная величина (\xi, общее число треугольников) – это сумма величин \xi_i, i=\overline{1\dots1140}. То есть мы буквально обходим каждую из 1140 троек вершин и спрашиваем: есть треугольник? Если да (\xi_i=1), то добавляем 1, если нет (\xi_i=0), то пропускаем. Итак:

\xi=\sum^{1140}_{i=0}\xi_i, M(\xi)=M\left(\sum^{1140}_{i=0}\xi_i\right).

А тут вступает в игру линейность математического ожидания! И сразу ответ

M(\xi)=M\left(\sum^{1140}_{i=0}\xi_i\right)=\sum^{1140}_{i=0}M(\xi_i)=1140\cdot0,216=246,24.

Задачи для закрепления:

Задача 1 (ШАД-2015) Найдите определитель матрицы A=(a_{ij}), где a_{ij}=C_{i+j-2}^{i-1}.

Задача 2. (ШАД-2015) Пусть A и B – квадратные вещественные матрицы одного и того же размера. Докажите, что \det(E-AB)=\det(E-BA).

Задача 3 (ШАД-2015) Найти \lim\limits_{n\to \infty}a_n, если a_{n+1}=\frac{a_n^2(a_n-3)}{4}, a_0=-\frac{1}{2}.

Задача 4 (ШАД-2015) Вычислить интеграл \int\limits_{\frac{1}{3}}^{3}\frac{\mathrm{arctg}x}{x^2-x+1}dx

Задача 5 (ШАД-2016) В ряд расположены m предметов. Случайно выбираются k предметов, k < m. Случайная величина X равна количеству таких предметов i, что i выбран, а все его соседи не выбраны. Найдите математическое ожидание X.

Ответы: 1) 1; 3) 0; 4) \frac{\pi}{2\sqrt{3}}\mathrm{arctg}4\sqrt{3}; 5) M=2\cdot\frac{C_{m-2}^{k-1}}{C^k_m}+(m-2)\cdot\frac{C_{m-3}^{k-1}}{C_m^k}

Можете делиться своими мыслями по задачам в комментариях, обсудим :)

Автор статьи: Сергей Жестков, ex-преподаватель МФТИ, OTUS; основатель курсов по математике Zhestkov University

Комментарии (1)


  1. MasterMentor
    06.10.2024 14:32
    +1

    Олимпиадники - срецифичная прослойка: у подавляющего большинства детей заниматься такой математикой - мотивации нет (она капитально оторвана от их практики).

    О ШАД много полярных мнений, от восторга до:

    А что же Яндекс? Что у них есть хорошего кроме ШАД (уровня сельской школы 19 века)?

    Стал интересоваться направлением data science. Это просто распиаренное го*но или действительно годная тема? Хайп. Нужно, но далеко не всем кто в хайп попал.

    На Хабре переодически возникают преподаватели с ШАДа, но что-то у них здесь не залаживается и после нескольких статей по элементарной математике они пропадают.

    В общем, нужен какой-то новый, более весёлый ШАД.