Первые мои пробы в стеклодувном деле выпали на времена скудные, а учитывая удалённое расположение мастерской и тогдашние сложности с доставкой баллонов, горючий газ было решено добывать по месту из жидкого топлива в специальном самодельном аппарате-карбюраторе. Такая организация работы широко применялась в прошлом, когда в качестве топлива использовался бензин или керосин. Ещё одно достоинство способа — несколько более высокая температура факела, по сравнению с пропан-воздушным, из-за очень хорошего смешивания топлива с воздухом.

Фото 2. Карбюратор автора из 27 л пропанового баллона. Теоретически выдерживает подрыв, защищён от обратного удара огнегасящей набивкой в выходном патрубке, имеет регулировку насыщенности горючей смеси (байпас), большой объём топлива сглаживает температурные колебания при разном испарении от регулирования. Тем не менее требует некоторое время на стабилизацию режима, что неудобно при частых включениях-выключениях, желателен более или менее одинаковый уровень топлива, регулировка байпаса (обеднение смеси) работает с большой задержкой, при длительной работе тяжёлые фракции бензина норовят сконденсироваться в шлангах, что опасно

Карбюратор даёт факел, достаточный для размягчения легкоплавкого стекла. Ещё повысить его температуру без баллонных газов удалось, подмешивая к горючей смеси кислород-водород (гремучий газ) из самодельного электролизёра. Маленькая ручная горелка на гремучем газе легкоплавкое стекло хорошо расплавляет, спаивает.

Фото 3. Стационарный электролизёр, где: 1 — реактор; 2 — блок питания (БП); 3 — внешний бак-пеноотделитель; 4 — датчик давления; 5 — подпитыватель водой; 6 — водяной затвор; 7 — осушитель газа; 8 — тонкий сухой фильтр; 9 — регулируемая промывалка с бензином

Заключение по имеющейся системе



Так, ну что ж, товарищи, коллектив большой, народ квалифицированный, работа проделана большая, у меня лично сомнений нет — это дело так не пойдёт!

Х/ф Карнавальная ночь.


Система позволяла худо-бедно работать со стеклом, но получилась сложной, довольно капризной, требующей неусыпного контроля и частой регулировки, регулярного хлопотного ТО. Чтобы снизить время реакции на манипуляции кранами горелки, пары бензина из карбюратора пришлось подавать переобогащенными, разбавляя воздухом по месту, в самой горелке, что свело на нет преимущество по увеличенной температуре пламени. Стеклодувные операции приходилось выполнять своеобразно: размягчённые детали слеплять и последовательно точечно пропаивать стык ручной электролизной горелкой. Её факел, несмотря на разбавление парами углеводородов в специальном аппарате, для легкоплавкого стекла оставался слишком жёстким и горячим, требующим сильного вспомогательного подогрева стеклянной заготовки и специальных манипуляций, из-за термоударов получался большой процент брака.

– Ну вот и славно! – по своему обыкновению заключил беседу Стравинский и поднялся. – До свидания! – Он пожал руку Ивану и, уже выходя, повернулся к тому, что был с бородкой, и сказал: – Да, а кислород попробуйте… и ванны.

М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.


Через несколько лет рабочее место для стеклодувных работ перенёс — сделал просторнее, менее пожароопасным и с более подходящим освещением. Пользуясь случаем и капитально изменил огневое оснащение, тем более что наладилась доставка баллонов с пропаном прямо к мастерской, появилась возможность завести кислород.

Прощай, товарищ!


Карбюратор как тот бронепоезд, оставил на запасном пути, держать же в таком качестве снаряжённый электролизёр нерационально, законсервированный ни к чему — пришлось организовать его переезд к новому владельцу.

Фото 4. Аппарат рассоединил на части, вытащил на улицу, слил рабочие жидкости, электролит, несколько раз промыл водой, высушил, кое-где восстановил лакокрасочное покрытие

Фото 5. Из слегка построганной сосновой доски-дюймовки на клей-гвозди-саморезы собрал нижний щит — дно ящика, закрепил на нём самую крупную и тяжёлую железку — реактор, обложил его другими частями аппарата, зафиксировав их саморезами, деревянными кубиками и дощечками, возвёл боковые стенки

Фото 6. Мурлыча себе под нос «па-пам-пам-па… он вобьёт в ваш хобот меченый гвоздь…», собранный ящик укрепил стальной лентой

Фото 7. Весь аппарат уместился в два ящика — малый с БП, большой со всем остальным. После осмотра содержимого экспедитором коробки заколотил, в четыре руки с наёмным грузчиком перенесли и уложили в грузовое авто транспортной компании. Общий вес 160 кг. Стёр скупую мужскую слезу: прощай товарищ, мы столько пережили вместе

Добро пожаловать в новую счастливую жизнь — продолжение следует.

На благо всех разумных существ, Babay Mazay, октябрь, 2024 г.

Комментарии (0)