«Умные» инновации все глубже проникают в многомерные и сложноустроенные системы реальной экономики — от межконтинентальной логистики до промышленности. Не остаются в стороне и системы городского управления. «Умные города», в котором алгоритмы управляют транспортными потоками и следят за состоянием муниципального хозяйства, а вместо запыхавшихся курьеров посылки доставляют беспилотники — уже реальность. В этой подборке расскажем о более продвинутых и редких технологических решениях в мегаполисах (и не только) по всему миру.
Умное освещение в Осло
Норвежская столица оснащена общегородской системой умного уличного освещения, которая регулирует интенсивность освещения в зависимости от условий реального времени. Осло начал работу в области интеллектуального городского света одним из первых, еще в 2011 году.
Если датчики фиксируют отсутствие движения на дорогах — фонари светят на 20% от полной мощности. Также они реагируют на погодные условия: в туман, ясный или дождливый день интенсивность освещения будет варьироваться.
Умное освещение также учитывает потребности близлежащих заведений — кафе и магазинов, которым свет может потребоваться и в позднее время.
Цепочка система уличного освещения Осло состоит из трех звеньев: сам фонарь или другой источник света — распределительная станция — центральный офис. Всего в городе 65 000 световых точек и 650 станций. Они соединены линиями электропередачи. А станции и центральный офис обмениваются данными через GPRS.
В основе технологии — интернет вещей, который использует датчики и устройства для сбора и анализа данных. Поэтому улучшается управление городом в целом. К примеру, датчики системы могут мониторить еще и дорожное движение и собирать экологические данные.
Система функционирует на програмном обеспечении от Streetlight.Vision и StarSense от Philips и позволяет сотрудникам контролировать все источники света дистанционно. А контроллеры SmartServers от Echelon используют встроенные астрономические часы для расчета естественного освещения от солнца и луны и сбора информации с датчиков дорожного движения и погоды.
Изначально проект задумывался как экологическая инициатива — умная система позволяет сократить потребление электроэнергии почти на 70%. При этом с учетом всех издержек технология экономит мэрии около $1,3 млн ежегодно. Это примерно 20% от прежних затрат на освещение.
Среди городов, где также функционирует система умного освещения, — Лондон. Правда, там система внедрена не так массово: в 2018-2020 годах там установили 12 тыс источников света. Эта мера уже позволяет экономить до 60% электроэнергии, и лондонская мэрия не планирует останавливаться на достигнутом.
Умные фонари в британской столице включены в другие секторы обслуживания городских нужд. Они следят за безопасностью с помощью встроенных камер наблюдения, заряжают электромобили, раздают городской Wi-Fi и анализируют качество воздуха.
Интеллектуальная транспортная система в Сеуле
Умные транспортные системы объединяют различные виды транспорта и оптимизируют транспортные потоки. В Сеуле за это отвечает TOPIS — Служба транспортной эксплуатации и информации Сеула. А сама система называется C-ITS (Кооперативная интеллектуальная транспортная система).
TOPIS собирает данные из различных источников — с дорожных камер, GPS-устройств в такси и систем общественного транспорта. На их основе прогнозируются паттерны дорожного движения.
Например, система предупреждает о возможной пробке, и в соответствии с этим корректирует сигналы светофора и расписание движения общественного транспорта.
Также она позволяет очень оперативно реагировать на аварии или чрезвычайные ситуации.
Многие технологические решения для C-ITS предоставляет техногигант Samsung. К слову, корпорация обладает рекордным количеством заявок на патенты в сфере умных городов — 7647.
Для Сеула Samsung поставляет терминалы 5G в автобусы и такси.Инфраструктура 5G обеспечивает технологию V2X — Vehicle-to-Everything, или «автомобиль, подключенный ко всему». С ее помощью машины могут взаимодействовать со светофорами и автобусными остановками, снижая аварийность и ускоряя транспортный поток.
Горожане могут использовать приложения для отслеживания движения автобусов и метро, платить с помощью специальных транспортных карт или встроенных платежных чипов вроде того же Samsung Pay.
Автобусные остановки также преображаются. Особое внимание привлекли остановки в районе Сондон, которые установили в разгар ковидных ограничений в 2021 году.
На первый взгляд кажется, что это небольшая кафешка, но нет. Это закрытая автобусная остановка, где есть отопление и кондиционер, Wi-Fi, дисплеи с информацией о движении транспорта, камеры наблюдения. Но самое интересное — там есть датчик на входе, который измеряет температуру человека и не открывает дверь, если температура превышает 37,5.
Датчики также отслеживают температуру людей, которые уже находятся в помещении, и выдают предупреждение если она повышается. Инфракрасное устройство очищает воздух от вирусов и микробов.
Люди с инвалидностью могут нажать специальную кнопку вызова социального такси, и водитель получит сообщение о том, что нужно ехать на остановку, чтобы забрать пассажира.
Для туристов и иностранных резидентов доступно голосовое сопровождение на разных языках. Сегодня такие остановки установлены и в нескольких других районах Сеула.
А в июле 2024 года правительство города запустило автономный автобус, подключенный к C-ITS. Маршрут автобуса — 2,6 км, и сейчас проходят его испытания, которые займут около года.
Интеллектуальная транспортная система работает и в Сингапуре. Мы писали о ней в тексте на Хабре о цифровизации островного государства.
Сингапурский план Smart Mobility 2030 включает в себя, например, мониторинг дорожного движения и интеллектуальные автобусные остановки, направленные на повышение удобства пассажиров и сокращение заторов.
Умная сортировка отходов в Эль-Вакре
Эль-Вакра — небольшой городок в королевстве Катар площадью 63 км2. Здесь в 2023 году была запущена программа по умной утилизации отходов.
В Эль-Вакре установили более тысячи специальных датчиков, что позволяет контролировать всю систему сбора мусора в городе. Она состоит из 7 571 контейнера для мусора и 39 мусоровозов.
Датчики IoT измеряют уровень мусора в баках и отправляют данные в режиме реального времени в центральную систему управления. Система определяет приоритетность вывоза баков исходя из данных об их заполнении.
Специальные алгоритмы автоматически распределяют планы сбора и оптимизируют маршруты на базе полученных данных и в соответствии с фактическими потребностями, а не с заранее установленными графиками. Это позволяет мусоровозам обслуживать только полные контейнеры, повышая эффективность процесса и снижая расход топлива.
Систему планируют использовать в как базу для других решений в сфере умного города по всему Катару.
Перенесемся в Европу — там в нескольких странах также успешно внедряются умные системы сбора отходов. Например, в Барселоне используются мусорные баки с датчиками, но попадающие туда отходы всасываются в подземное хранилище с помощью вакуума.
Такая мера снижает уровень шума от мусоровозов и устраняет запах мусора, ожидающего своего сбора. А данные о заполняемости баков в разных районах анализируются, чтобы оптимизировать сбор отходов.
Автор: Александр Артамонов
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале