Пролог
20 лет назад был снят фильм Стивена Спилберга "Война миров" с Томом Крузом в главной роли. Да, экранизация далека от книги, но основная идея была передана очень хорошо, и более того, получила развитие. Но обо всем по порядку.
На первый взгляд невзрачный сюжет фильма должен был стал клеем, который в конце концов поможет придти к финальным рассуждениям Герберта Уэллса. Напомню, что они состоят в том, что оружие и мозг людей оказался бессильным против инопланетян, а победили их вирусы и бактерии, к которым у человека за многие миллионы лет эволюции выработался иммунитет. По крайней мере, такую мысль(про слабый сюжет) можно найти во многих рецензиях к фильму. Но на мой взгляд, это не так. Давайте разберем почему я так думаю.
Начнем с эпизода, когда Рейчел(дочь главного героя Рея) заводит диалог про занозу. Не помню такого эпизода в книге, хотя я мог и забыть, потому что читал лет 30 назад, будучи школьником. И только в конце фильма мы понимаем, к чему был этот эпизод. С самого начала режиссер хотел заложить в голову к зрителю мысль о том, что все будет хорошо и пришельцы обречены. Но мне эта сцена кажется сильно банальной и, буквально, высосанной из пальца, рассчитанной, скорее, на неискушенного зрителя.
А вот теперь, после вводных, давайте разберем более неочевидные и вкусные моменты, которые режиссер хотел нам показать. Начнем прямо с первых кадров фильма, где идет описание повседневной рутины Рея. Что же мы видим? Рей - физически сильный, довольно молодой мужчина, который заделал и сплавил двоих детей на воспитание жене и ее новому мужу. Он работает на работе, которая не требует высокой квалификации, но все же делает ее на отлично. Беззаботно закладывает повороты на машине, чинит движок на кухне. А самое главное, на что режиссер обращает внимание зрителя много раз за фильм, это месторасположение дома Рей - над его задним двором нависает эстакада, на которой по всей видимости скоростное шоссе. Задайте себе вопрос, хотели бы жить под эстакадой? Я - нет.
Далее, нарочито следует эпизод с новым мужем бывшей Рея, Тимом. Он его полная противоположность. С иголочки одет, учтив, ухожен, ездит на самой безопасной, как выразился Рей, машине. Тим оплачивает обучение детей Рея, чего видимо, он сам потянуть не смог. В общем, режиссер изо всех сил пытается показать, что Рей это некий асоциальный тип, мизантроп или затворник, - каждый увидит в нем разные черты, но факт в том, что в современном мире такое поведение зачастую осуждается. Про таких людей говорят, что у них нет будущего.
Эпизод знакомства с детьми Рея тоже не стоит сбрасывать со счетов, Тут мы можем видеть много деталей. Во-первых, болезненная дочь, у нее аллергия, клаустрофобия, заскоки насчет здоровой пищи и т.д. В этот момент зритель понимает степень абстрагирования Рея от своих детей - он даже не помнит, что у Рейчел с рождения аллергия на арахис, а далее становится понятно, что он не знает как купировать ее приступы и даже колыбельных не знает, хотя выходит и из этой ситуации.
А его сын Робби? Сразу бросается в глаза то, что его тяготит жизнь с отчимом. Почему я так думаю? Обратите внимание на одежду Робби, она в точности копирует одежду отца. Он любит бейсбол и, как выясняется потом, войнушку. А его заставляют писать никому не нужный доклад о французской оккупации Алжира. Видно, что этот факт не нравится как самому Робби, так и Рею, который не смотря на каменное лицо, в душе не понимает, зачем нужна вся эта чушь, да еще и денег за это надо платить?! Робби жаждет образа жизни своего отца и открыто его ненавидит за то, что тот их бросил.
Характеры героев раскрываются на протяжении всего фильма. И, если персонажи сына и дочери довольно предсказуемы, то персонаж Рея достаточно сильно преображается. Из затворника и душнилы он превращается в защитника своей семьи. Действует хладнокровно почти во всех ситуациях, даже если для этого приходится вынуждено убить человека. Для меня возникает ассоциация Рея с белой кровяной клеткой человека, которая в спокойном состоянии не активна, а при опасности использует все возможные способы борьбы с врагом. Такими посылами и сравнениями пронизан весь фильм.
Ну а что же насчет естественного отбора, о котором говорится в заголовке? - спросите вы. Тогда давайте поразмыслим, кто передаст свои гены дальше, Рей? Тим? А может быть военный, который борется с инопланетянами? По моему мнению, это Рей, он явный гедонист, не лезет на рожон, не зациклен на карьере, но в то же время готов к любой передряге. Хотел ли об этом сказать нам Спилберг, или это просто плод моего больного воображения, решать вам.
Почему я решил написать этот небольшой очерк? В 2005 году, когда я ходил в кино на этот фильм, я особо не вдавался в детали. Но прошло 20 лет и кино решили посмотреть мои дети. Вот у них возникло много "почему". Некоторые их них я решил выложить сюда. Не судите строго.
Комментарии (8)
big17
11.11.2024 10:02Кстати, у Сергея Лукьяненко в цикле "Соглашение" прямо противоположная идея: на чужие вирусы организм никак не реагирует, причем у всех ксено-рас.
Revertis
11.11.2024 10:02Рей плохо оценивает риски, и поэтому делает детей тогда, когда не готов за ними ухаживать и о них заботиться. Вы это хотели сказать?
Так поступает большинство людей на Земле.
Einherjar
Не понял, так как они связаны то?
printprn
youtu.be/_3emkrcCBEY&t=1256s
Yukr
Перебегаешь скоростное шоссе - помогаешь естественном отбору )
Einherjar
Тогда возникает другой вопрос - как связан набор слов в статье с её заголовком?
printprn
на заголовок я уже ответил - теперь на фильм
вроде в этом видосе ранее было что кактусам только положено наблюдать растениями за жизнью альфа - типа так запад относится к остальным ... походу чуть не тот видос
Yukr
ммм... Крупский, Делчев? а нет - гладиолус! )
нет, ну вообще то:
понимаем и
прощаемне судим. у самих дети! нужно отвечать на их вопросы.если чуть более серьёзно, возможно, автор указывает заголовком, что Рею никак не мешает тот факт, что рядом с домом проходит скоростное шоссе, несмотря на его гедонизм, что подчёркивает его приспособляемость, которая даёт выигрыш при естественном отборе. имхо