Доброго времени суток! Меня зовут Никулин Максим. Я являюсь Team Leader'ом в сервисе Dostaевский, а также читаю лекции в институте и в колледже.

В своей дебютной статье я хочу поделиться своими рассуждениями на тему, которая волнует многих начинающих (и не только) разработчиков — как мне попасть в компанию мечты?

Быть частью чего-то значимого

Каждый разработчик за свою карьеру хоть раз рассуждал о том, в какой компании он мог бы остаться работать навсегда. Для кого‑то это Яндекс или Wildberries, для другого — Google или Amazon. Желание работать в широко известной компании вполне оправдано, ведь это статус, комфортные условия труда, крутая команда и передовой опыт. Да и в целом — хочется быть частью чего‑то значимого.

Истинные желания

Проведем мысленный эксперимент.

Представьте, что вы попали в ту компанию, о которой мечтали. Мечтали долго и мучительно, эта мечта изнуряла вас. Вы упорно старились, читали книги и набирались опыта, и наконец — вас приняли на работу.

Мечта стала реальностью. Вы — новый сотрудник той самой компании, о которой все знают и говорят. Та компания, в которую стремится каждый уважающий себя, по вашему мнению, специалист. Та компания, капитализацию которой принято писать в долларах, чтобы не занимать и без того ограниченное место в колонке справа, в блоке краткой информации, при отображении поискового запроса «Компания моей мечты».

Вы постепенно вливаетесь в процессы и начинаете замечать то, что, казалось бы, исключено в этом райском саду: ваш новый team lead занимается микро менеджментом, интересуясь статусом тех или иных задач по несколько раз в день, ваша команда — набор токсиков, с которыми сложно коммуницировать, вам не смогли оформить обещанный ДМС по какой‑то невнятной причине и вообще — оказалось, что на вашу должность недавно был урезан бюджет, о чем не знали HRы, когда вы договаривались о зарплате.

Вы всё ещё хотите здесь работать?

Вне зависимости от того «да» это, или «нет» — подумайте, почему вы так ответили. Оснований ответить так, как ответили вы, может быть несколько, а может быть лишь одно — это неважно.

Например, вы ответили «нет». Вам сейчас не так важна зарплата, так как на данном этапе вам важен тот опыт, который может дать это место, поскольку с опытом из этой компании вы повысите свою рыночную стоимость до того уровня, на котором сможете приобрести собственное жильё и завести семью, потому что чувствуете, что семья — это то, что делает вас счастливым. Но вы не можете работать в токсичном коллективе с неграмотным руководителем — это делает вас несчастным. Перечисленные вами причины, на самом деле — ваши истинные желания. Но это не всегда так.

Рассмотрим на другом примере. Ваш ответ — да, — я готов пожертвовать своим комфортом и зарплатой ради статуса, который я получаю.

Заметьте: в первом случае, основание ответа было подкреплено пояснением формата: «Я отвечаю X, потому что Y». Второй пример беден на это пояснение и может вызвать у читателя необъяснимое чувство, будто ему только что соврали, глядя в глаза. А может и не вызвать. Это зависит от умения отличать истинные желания от навязанных. Если вы столкнулись с чем‑то подобным, вероятно, вы уже умеете оценивать истинность своих желаний. Если вам не удалось уловить этого ощущения — не переживайте: далее мы научимся это делать. Поверьте — это очень важно, поскольку напрямую влияет на удовлетворенность вашей жизнью.

Метод "пяти почему"

Метод «пяти почему» принадлежит японскому инженеру‑основателю компании Toyota — Sakichi Toyota. Эта техника применялась для определения первопричины любой проблемы, возникшей в ходе работе на знаменитом автозаводе. Но в нашем случае, метод поможет оценить истинность наших желаний. На каждую причину, выявленную в ходе мысленного эксперимента, следует последовательно задать пять вопросов «почему?» и также последовательно на них ответить. Обычно, хватает пяти или меньше итераций, но если количество выходит за эти рамки — не стесняйтесь продолжать «копать», в поиске первоисточника.

Подробнее с методом «пяти почему» можно ознакомиться на любом ресурсе. Например, на википедии.

Зачем мне это нужно?

Краткий ответ — для того, чтобы быть счастливым. Длинный ответ — далее по тексту.

Навязанное желание

Навязанное желание — это желание, которое человек испытывает искусственно. Такое желание является результатом внушения или манипуляции. Это желание кажется собственным, но на самом деле продиктовано окружающей средой — культурой, родителями, друзьями и так далее. Исполнение такого желания, с бòльшей вероятностью, не принесет удовольствия, и даже может привести к различным негативным последствиям: потеря денег, разрыв социальных контактов, да что угодно — исход зависит от контекста.

Но, самое главное последствие — неудовлетворение своих истинных желаний. Исполнение истинных желаний делает нас счастливыми. Поэтому, когда мы задвигаем их в долгий ящик, исполняя желания «окружающей среды», мы всё дальше и дальше уходим в противоположную от своего счастья сторону. Спустя долгое время таких скитаний, начать движение обратно будет сложнее. Желание — это следствие воли, и, если мы не исполняем свои истинные желания, исполняя навязанные — мы безвольны. Чувство несвободы ощущается как тяжелые кандалы с огромным шаром на нашем праве делать выбор, и эта «бесправность» в распоряжении собственной жизнью с огромной силой бьет по нашему ментальному здоровью. Чем хуже ментальное здоровье — тем ниже уровень мотивации. Это прямой путь к остановке в своем движении к светлому будущему.

Чек-лист компании мечты

Теперь, когда мы знаем, как определить свои истинные желания и почему это важно, пора определить — что же на самом деле для нас компания мечты.

Поняв, чего вы хотите на самом деле, составьте себе список желаний, которым должно удовлетворять ваше новое рабочее место. Вместе с этим списком обозначьте факты, которые для вас неприемлемы. Каждый пункт из получившегося списка можно переоценить методом пяти почему который описан выше, тем самым повысив его точность. Представим, что у нас получился такой список:

  • Зарплата N рублей (исходя из моих потребностей и желаний);

  • ДМС, включающий стоматологию (я хочу вылечить свои зубы);

  • Низкий темп работы (высокий темп портит моё психологическое состояние);

  • Стабильные приоритеты (хаотичная разработка губит моё ментальное здоровье);

Теперь мы можем смело окунаться в череду собеседований и выбирать для себя компанию мечты.

Заложник зоны комфорта

Следуя этой статье буквально, вы рискуете стать заложником зоны комфорта. Поэтому, описывая свои желания и красные флаги, определяйте их важность. Это позволит вам выстраивать своё будущее, жертвуя менее чувствительными точками комфорта во благо развития. Например: я плохо переношу стресс, но опыт в компании с быстро меняющимися приоритетами и горящими сроками может научить меня справляться с ним. Это позволит мне проще относиться к трудностям и меньше испытывать чувство страха. Значит, в будущем я буду активнее «рисковать» и быстрее двигаться к своему счастью.

Не зацикливайтесь исключительно на достижении абсолютного комфорта. Оценивайте и намечайте себе точки роста — с этим может помочь ваш руководитель или более опытные коллеги. Наш мир нестабилен. Сегодняшняя действительность требует обладать гибкостью и уметь перестраиваться, и только любознательность и «жертва» менее значимыми «принципами» помогут вам в обретении этих качеств.

Анализ опыта

Если вы уже имеете опыт работы — проанализируйте его, дайте ему общие характеристики.

Например, с опытом работы в банке вы скажете — в фин. тех. компаниях низкие темпы разработки и стабильные процессы, это мне подходит. Или, после работы outsource, вы можете смело заявить — в компаниях‑»подрядчиках» множество проектов разного уровня сложности, что позволяет изучать новые технологии и прокачивать стрессоустойчивость, а возможность напрямую общаться с заказчиками развивает умение договариваться. Конечно, ваши выводы о вашем же опыте — субъективны, поэтому проверяйте их, прислушиваясь к разным мнениям и обращаясь к разным источникам.

Такой анализ поможет вам сократить количество просматриваемых вакансий, отсекая те, что не вписываются в ваш «круг ценностей».

Итог

Знайте себе цену и не позволяйте навязывать вам то, чего вы не желаете по‑настоящему.

«Если человек не знает куда он плывет — то для него нет попутного ветра» — Луций Анней Сенека.

Комментарии (8)


  1. Oceanshiver
    10.12.2024 11:49

    Максим, подскажите, а Dostaevsky для вас была компанией мечты?


    1. shawniwe Автор
      10.12.2024 11:49

      Для меня ключевым ключевым показателем "компании мечты" является возможность приобретения новых навыков и компетенций, хардовых и софтовых.

      Когда я трудоустраивался в Достаевский, я шел за определенным спектром опыта. Получив его, я убедился, что компания продолжает удовлетворять моим запросам, в том числе запросам на вновь открывшиеся для меня горизонты знаний.

      Поэтому, отвечая, на ваш вопрос - да, мне нравилось место, куда я трудоустраивался, и продолжает нравиться до сих пор)


  1. velon
    10.12.2024 11:49

    Так как же?


    1. shawniwe Автор
      10.12.2024 11:49

      Для начала убедиться в истинности своего желания, и, если оно таково - идти на собеседование.

      Если собеседование завершилось отказом - запрашивайте обратную связь. Оценивайте, насколько намеченные вам точки роста соответствуют возможностям для роста на текущем месте работы, можно ли их развить тут. Если нет - ищите другую компанию и жертвуйте частью менее приоритетного комфорта во благо развития.


      1. rpc1
        10.12.2024 11:49

        Название статьи не соответствует содержанию. Описан способ понять, что компания Х является компанией мечты, а не как попасть в компанию мечты.
        С таким же успехом можно написать статью "как заработать на дом мечты" и описать дом мечты, а не как на него заработать и купить.


      1. Oceanshiver
        10.12.2024 11:49

        Другими словами вместо статьи можно было просто написать этот краткий комментарий, так?


  1. Kerrigan
    10.12.2024 11:49

    Компании, в которые я мечтал попасть и в итоге попал - оказывались не самыми лучшими местами работы. Но вот компании, в которые было проще всего попасть, в них не было затянутых процессов найма и оффер предлагали после первого собеседования - оказывались самыми лучшими.


  1. sshikov
    10.12.2024 11:49

    Работать вы будете в команде, как правило вполне себе среднего размера, общаться со своим начальником и еще десятком людей. Ну может сотней, но это уже на уровне лида, и редко. И именно эти люди, а вовсе не компания, будут определять для вас все. Ну может не вообще все, но большую часть ваших успехов, все чему вы научитесь, будете ли вы довольны работой, как вы будете зарабатывать, и прочая и прочая - все это в основном определяется тем, какова ваша команда. Компания на это разумеется тоже влияет, но достаточно опосредовано.

    Мораль? В заголовке надо заменить компанию мечты на команду.

    Все это написано с позиции рядового сотрудника или лида, возможно у условного CEO командой мечты действительно является компания - но я лично никогда не рвался ни в какие CEO.