Привет, меня зовут Миша. Я инженер по качеству в компании ГРАН Груп. Мы производим печатные платы, в том числе для оборудования, где один сбой стоит жизни: для кардиостимуляторов, аппаратов ИВЛ, систем управления поездами, самолётов и ракет. В статье я рассказываю, какие ошибки клиента стоят больших денег и ваших жизней, про боль госпредприятий и как мы проверяем качество платы.
ДИСКЛЕЙМЕР: я намеренно упростил описание процессов, чтобы статья была понятна всем читателям.
Мы работаем в двух странах: России и Китае. В России мы общаемся с клиентами, подготавливаем их проекты к производству, выбираем производственную площадку. У нас есть надёжные партнёры среди производств в Китае. Каждое производство специализируется на определённых типах электроники. Это помогает нам выбрать лучшее производство для каждого проекта. Например, серверные платы мы делаем на производствах, которые специализируются на серверном оборудовании. Автомобильную электронику производим там, где есть нужные сертификаты. Мы вовлечены во все этапы производства: от контроля качества до логистики.
В Китае у нас есть еще один отдел качества. Там тоже работают наши люди, но местные. Раньше производством и отделом качества управлял россиянин, но из-за языка и культурных различий все решалось медленно. Особенно срочные вопросы, например, если груз застрял на таможне или нужно срочно сделать партию. Сейчас же контроль на нашем сотруднике-китайце: достаточно пары фраз с коллегами на своем языке — и дело сделано.
Мы не проектируем платы с нуля — к нам приходят клиенты уже с готовым проектом. Но мы умеем реализовывать эти проекты в односторонние, двусторонние и многослойные платы, гибкие, полугибкие, гибко-жёсткие и прочие.
Недавно у нас выходила статья, как мы изготавливаем платы. Поэтому на производстве останавливаться я не буду. Но я расскажу, как мы контролируем процесс до, во время и после производства.
Контроль проекта печатной платы до производства
В большинстве случаев стоимость платы составляет всего 2% от стоимости всего устройства, но именно плата играет большую роль в работоспособности устройства.
Это как с фундаментом дома: на него уходит мало денег, но от него зависит прочность всего здания.
Брак на готовой плате сложно заметить сразу. Потому что такая плата может работать без сбоев какое-то время, а потом подвести в самый важный момент. Например, ракета успешно пройдёт все проверки на Земле, но как только она окажется в космосе — она выйдет из строя. Поэтому мы внимательно проверяем все проекты еще до производства, выполняя технологическую подготовку.
Сначала клиент нам присылает бланк заказа и Gerber-файлы. В бланке он указывает параметры платы: тип, используемые материалы, размеры, толщину, стандарты и другие параметры. Gerber — это универсальный файловый формат передачи данных в нашей сфере. В таких файлах разработчик печатной платы указывает расположение и размеры всех элементов платы на каждом слое.
Мы проверяем эти файлы еще в России и часто находим в них ошибки. Например, в бланке заказа клиент просит гибко-жесткую плату, а в Gerber-файлах указывает гибкую плату с усилением. Такая ошибка влияет на конечную стоимость.
Еще пример частой ошибки: разработчик располагает дорожки слишком близко к краю платы. А это может привести к оголению меди, ее задирам и нарушению целостности проводников при обработке контура. В итоге печатная плата уйдет в брак.
Когда в проекте есть ошибки, мы связываемся с клиентом. Объясняем ему какие изменения нужны и почему, согласовываем каждую правку.
Уточняем стандарты
Мы делаем платы по двум стандартам: IPC и нашему внутреннему. IPC — это стандарт, по которому работает весь мир. В нём есть чёткие требования к материалам, процессам проектирования и производства и контролю качества печатных плат.
Наш стандарт — это 20 дополнительных требований, которых нет в IPC. Например, в IPC не прописана толщина паяльной маски. А это очень важно. Тонкая маска может отслаиваться от платы, возрастает риск при сборке, толстая — препятствовать пайке. Поэтому в нашем стандарте мы пишем «На углу проводника маска должна быть не менее 5 микрон». Этот стандарт мы отправляем всем заводам, которые делают наши печатные платы. Или средняя толщина металлизации стенок переходных отверстий: везде она 20 мкм, у нас – 25 мкм.
Но некоторые российские госпредприятия обязаны проектировать платы по третьему стандарту — ГОСТам. А в России есть два типа ГОСТов: советские и современные. Если разработчик печатной платы использует требования советских ГОСТов для отправки напрямую в Китай, то у компании возникают проблемы. Потому что китайские производства уже давно не принимают заказы с такими требованиями и работают только по IPC.
Например, советский ГОСТ предлагает деление на четыре класса жесткости. Эти классы соответствуют «жесткости» условий эксплуатации. Современный российский ГОСТ, как и международный стандарт IPC, предлагает классификацию по требованиям к надежности изделий: класс 1 — электроника бытового назначения, класс 2 — промышленная электроника и класс 3 — электроника высокого уровня надежности.
Современные российские ГОСТы близки к IPC. Тем не менее для производства нужно определять все параметры в соответствии со стандартами IPC. Мы помогаем это сделать.
Технологическая подготовка помогает нам сразу назвать точную цену и срок, а заказчику — получить именно ту плату, которая нужна для его устройства. Когда всё выяснили, файлы идут в производство.
Как мы проверяем платы на производстве
Одни виды проверок мы проводим еще на этапе заготовок, когда сама плата еще не готова, другие делаем на тестовых образцах всей партии. Начнем с проверки заготовок.
Проверяем «голый» медный рисунок на каждом слое
Немного о производстве: вначале мы делаем заготовку — слои для платы. Мы забираем материал со своего склада, нарезаем его и проводим базовые операции: наносим фоторезист, экспонируем через фотошаблон и стравливаем медь. В итоге на каждом слое будущей платы получается медный рисунок.
Этот рисунок мы проверяем ещё до того, как прессуем слои и наносим защитную маску, — если есть дефект, то обнаружим его сразу.
Оператор загружает в машину заготовку. Машина сканирует медный рисунок и сравнивает его с эталоном нужного слоя.
Система показывает все отклонения на экране оператора: неправильно протравленную медь, замыкания, обрывы, нарушения в ширине дорожек и зазоров между ними.
Некоторые дефекты мы можем исправить. Если медь неправильно стравилась или есть замыкания, мы механически подрезаем её. Но только до нанесения паяльной маски.
А вот если мы находим обрыв проводника — это сразу брак. Хотя стандарт IPC в некоторых случаях разрешает ремонт таких мест, мы этого никогда не делаем. У нас более строгие внутренние требования, потому что от наших плат может зависеть жизнь людей. А подобный ремонт изменяет сопротивление проводника, из-за чего нарушается целостность сигнала и оборудование может дать сбой.
Затем из тех заготовок, что прошли проверку, мы собираем плату: прессуем слои, сверлим отверстия, наращиваем медь и формируем внешние слои. В конце мы наносим паяльную маску, финишное покрытие и шелкографию. После этого мы отправляем готовую плату на электроконтроль.
Проверяем целостность цепей
Когда печатная плата готова, мы её отправляем на электроконтроль. Здесь мы проверяем, нет ли в цепях замыканий или обрывов.
Небольшую партию мы проверяем по методу «летающих щупов». Два автоматических манипулятора с иголками проверяют каждую цепь по очереди, пропуская через нее ток. Это занимает от 1 до 5 мин, в зависимости от количества цепей и слоев платы, но зато не требует сложной подготовки.
Для больших партий мы сначала вручную делаем два адаптера — металлические пластины с иглами. Иголки мы размещаем там, где нужно проверить сигналы на плате.
Потом мы крепим адаптеры на робота. Робот зажимает между ними плату, и все иголки одновременно касаются нужных точек. Проверка получается быстрая — 1–2 секунд на проверку всех цепей у одной платы.
Если есть брак — робот передаёт эту информацию человеку, где он анализируют причину, а потом отправляет плату на переработку.
Стресс-тесты и измерения плат в лаборатории
На этом этапе мы выбираем несколько образцов из партии и отправляем их в лабораторию.
Погружаем плату в припой 288 градусов
Наш заказчик будет выполнять пайку электронных компонентов. А значит, нам важно убедиться в хорошей смачиваемости покрытия.
Смачивание — это тот процесс в пайке, когда припой входит в прямой контакт с финишным покрытием, образуя единое соединение сплава металлов.
Для этого оператор помещает плату на 2 секунды в ванну с припоем. Система измеряет силу смачивания и показывает её на графике — чем выше линия, тем лучше будет проходить процесс пайки. После этого оператор под микроскопом проверяет, полностью ли припой покрыл контактные площадки.
Резко нагреваем
При монтаже компонентов печатная плата испытает сильный термоудар — быстро нагреется почти до 300 градусов. Если процессы металлизации и прессования были выполнены с отклонениями от технологии, то риск потери платой структурной целостности (появление расслоений, разрывов стенок переходных отверстий и т.п.) очень высок.
Чтобы убедиться, что этого не случится, мы проводим термостресс-тест. Оператор погружает плату в ту же ванну с припоем, что и при проверке паяемости. Но теперь он делает так 3 раза по 10 секунд. Это очень жёсткие условия. Если печатная плата расслоилась, появились микротрещины или отошли медные проводники — это говорит о нарушениях в процессе металлизации или прессования. Такая плата не выдержит пайку компонентов.
Обклеиваем плату клейкой лентой
Паяльная маска должна прочно держаться на плате. Поэтому мы проверяем её на прочность.
Оператор наклеивает клейкую ленту на паяльную маску и резко отрывает под углом 90 градусов. Если маска осталась на месте и не повредилась — значит, она надёжно защитит плату от влаги, пыли и механических повреждений.
Царапаем плату карандашом
Паяльная маска должна быть достаточно твёрдой, чтобы защищать плату. Твердость мы проверяем с помощью обычных карандашей.
Оператор берёт карандаши разной твёрдости и чертит ими по маске. Он начинает с мягких и постепенно берёт всё более твёрдые, пока не появится царапина. По нашим требованиям, только карандаш твёрже 5H может оставить след на маске.
Погружаем плату в воду
При производстве печатная плата проходит через разные химические растворы. Хотя мы её и отмываем, на поверхности всё равно остаются ионные загрязнения. Это опасно: загрязнения могут привести к коррозии проводников, потере сопротивления изоляции и помешать пайке компонентов.
Поэтому мы делаем отмывку и проверяем чистоту платы. Оператор помещает плату в ванну с дистиллированной водой на 15 минут. За это время загрязнения растворяются в воде.
Затем оператор измеряет проводимость воды. Если проводимость меньше 0,8 микрограмм на квадратный сантиметр — печатная плата считается чистой, и мы продолжаем тесты. Если проводимость больше, то мы отправляем партию плат на отмывку.
Контролируем импеданс дорожек
Иногда заказчик просит измерить импеданс — волновое сопротивление проводников. Это важно для плат с дифференциальными парами.
Напрямую на плате импеданс измерить сложно: мешают искажения от соседних проводников и компонентов. Их электрические поля влияют на результат измерения. Поэтому мы используем специальный тест-купон.
Оператор подключает специальные щупы к тест-купонам и измеряет импеданс. Результаты он сразу видит на экране прибора и записывает в протокол испытаний.
Делаем микрошлиф и смотрим его под микроскопом
Чтобы убедиться, что внутри платы тоже нет дефектов, мы рассматриваем плату под микроскопом в разрезе.
Под микроскопом на микрошлифе мы проверяем 42 пункта, например:
целостность платы после термоудара;
качество заполнения переходных отверстий;
толщину паяльной маски: над проводниками, на уголке, над поверхностью базового материала;
толщину металлизации в отверстиях (не меньше чем 25 микрон);
толщину меди на внешних и внутренних слоях;
расстояние между слоями;
отсутствие расслоений.
Вместе с партией мы отправляем заказчику микрошлиф и отчёт по нему, как подтверждение качества.
Сверяем реальные размеры с эталонными
Оператор с помощью сканера проверяет размеры пазов, контактных площадок, проводников и зазоров между ними.
Диаметры отверстий под пресс-фиты измеряем автоматически — их размер должен быть выдержан с точностью до микрон. Оператор закрепляет плату на специальной установке (hole measuring machine), и она проверяет каждое отверстие.
Кроме этого, мы обязательно измеряем изгиб и кручение платы. Такие деформации могут появиться из-за разных причин: нарушения баланса меди на слоях, отклонений при прессовании или несимметричной структуры. Важно, чтобы отклонения, если они есть, не выходили за пределы нормы.
Сравниваем готовую плату с золотым образцом
Когда образцы прошли все тесты, мы пересчитываем платы в партии и проверяем их на видимые дефекты: проблемы с маской, покрытием, маркировкой, царапины и повреждения.
Контролёр проверяет маленькие партии вручную под микроскопом. Для больших партий он использует систему автоматической визуальной инспекции (AVI).
Результат проверки контролёр видит на экране.
Если система находит дефект, она показывает их оператору на экране и откладывает платы на проверку. Оператор передаёт эти платы с данными в отдел качества, где уже более опытные сотрудники будут решать, что делать с платой дальше, — утилизировать или оставить.
Как мы следим за готовой платой, чтобы она не испортилась
Затем упаковщик кладёт платы на герметичную плёнку и отправляет в термоусадочную машину. Она создаёт мягкий вакуум и запаивает плёнку. Получается упаковка из 16 стопок.
Упаковщик разрезает упаковку на отдельные стопки, каждую помещает во влагозащитный пакет и клеит этикетку с информацией о плате.
Затем он укладывает стопки в картонную коробку и отправляет на склад.
К каждой партии мы прикладываем отчет — Сертификат соответствия (CoC – Certificate of compliance). В нем мы указываем все результаты проверок, числовые показатели и графики. Независимо от того производства, где платы были произведены, форма такого сертификата всегда едина.
В Россию мы отправляем грузы железной дорогой или самолётом. ЖД дешевле, но это для клиентов, которые планируют производство за 3 месяца вперед.
Спасибо, что прочитали. Если вы интересуетесь электроникой, то подписывайтесь на наш блог на Хабр. Мы любим своё дело и с удовольствием будем делиться любопытными внутренними процессами. А если вам нужны печатные платы, которые не выходят из строя, отправляйте нам свои проекты.
А ещё мы с коллегами ведём телеграм-канал. Там мы рассказываем все о производстве печатных плат, проверке качества и особенностях логистики из Китая в Россию, делаем анонсы онлайн и офлайн мероприятий и многое другое. Подписывайтесь, будет интересно.
Комментарии (23)
mirwide
12.12.2024 15:20В СЦБ(управление движением поездов) при отказе электроники, к счастью, все должны остаться живы. Схемы управления проектируются так, что отказ ожидаем и должен приводить к безопасному состоянию: светофоры в красный или синий, стрелки в нормальное положение, пути по умолчанию заняты и тд. Для этого используются специальные реле I класса надежности с гарантированно не свариваемыми контактами из серебра и графита с серебром и гарантированно размыкающиеся при потере питания под весом якоря, резервное питание, схемы контроля.
vesowoma
12.12.2024 15:20В СЦБ(управление движением поездов) при отказе электроники, к счастью, все должны остаться живы.
Ну не все, а скажем так "по возможности все с минимальным ущербом для окружающих". Если кто-то захочет или так технически случится из-за человеческого фактора или технической ошибки выехать с подъездного пути и направиться на магистральные, то живы могут быть не все, но предотвратится более крупномасштабная катастрофа. Для тех кто не в теме: Например как в психиатрическом заведении где содержатся социально опасные пациенты в отдельных палатах, в общем коридоре на 3-4 и выше этажах на случай побега (несанкционированный выход локомотива или вагонов на главные пути) сделать окно с надписью "двери на свободу" (сбрасывающая стрелка/остряк). Ну внизу конечно подстелить мягкого
щебняперин и подушек
Traveller0968
12.12.2024 15:20что отказ ожидаем и должен приводить к безопасному состоянию: светофоры в красный или синий, стрелки в нормальное положение,
Ага, щаззз!!! Я вот знаю одного отечественного производителя у которого в качестве такого "Реле" используется банальный симистор BTA32 или какой то там из этой серии, в общем самый банальный полупроводниковый ключ, и да это стоит в светофорном контроллере, т.е. если будет где то на линии коротыш, а техник в место предохранителя поставил жучёк, да, такое бывает, жизнь порой диктует свои условия и не всегда можно оперативно в нужное время и в нужном месте найти подходящий предохранитель, а светофор в работу запустить нужно кровь из носу, так вот начем я остановился, в общем последовательно пробивает оба симистора, тот который "Реле" и тот который сигналом управляет, светофор по сути должен выключиться, а конфликтные сигналы продолжают гореть и мы имеем то что имеем, не, я ни кого не пугаю, то что ща дохрена таких контроллеров стоит по всей московской обл. на федеральных трассах и не только, я про то что такие ситуации уже были и чего то, это кто то сертифицировал и это продолжают ставить до сих пор...
А вообще мне в данной статье понравилось именно вот это:
В России реально работают высокие технологии... :)))
Hlad
12.12.2024 15:20Речь выше - про ЖД. А что творят со светофорами на автомобильных трассах - отдельная тема.
nerudo
12.12.2024 15:20Тут есть некоторая рекурсия, ибо в Китае тоже
исправляем проекты клиентов
выбираем завод ...
MaFrance351
12.12.2024 15:20Контролируется даже целостность лампочек в светофорах (при помощи огневых реле). На случай, если красный светофор вдруг перегорит.
Traveller0968
12.12.2024 15:20Раньше, когда были лампы накаливания, да, но с повсеместным переходом на светодиодные светофоры, это стало проблемой и эта проблема в РФ практически не решаема, ибо питание светофоров, так исторически сложилось, осуществляется переменным током в 220 вольт. Так вот когда были лампы накаливания, для контроллера это была такая ощутимая нагрузка и если происходил обрыв линии красных, то контроллер это чувствовал и переходил в другой режим работы т.е. в желтое мигание, и с лампами накаливания был еще один бонус, контроллер не чувствовал если во время дождя или мокрого снега, по соединительным клеммам внутри текла вода, а это было неизбежно ибо корпус светофора не герметичен, в общем если между желтым и красным или желтым и зеленым появляется сырость, то этот лишний контакт сразу аннулируется через выключенную лампочку т.к. ее сопротивление в выключенном состоянии крайне мало и все лишнее стекает на общий провод и контроллер этих лишних сигналов не видит. Со светодиодными светофорами это стало проблемой, ну во первых некоторые контроллеры даже не чувствуют если к ним подключен всего лишь один или два светодиодных светофора, приходится дополнительно балластными резисторами догружать контроллер, что бы он чувствовал нагрузку и тут еще одна проблема (один производитель даже комплектовал свои светофоры такими резисторами экв. 60ватт мощности), куда помещать этот балласт, если ставить его внутрь светофора, то он сильно греется и плавит корпус + еще сопутсвующие артефакты, а если ставить его в шкаф контроллера, то ни о каком контроле красных уже речь идти не может + зимой вокруг контроллера в буквальном смысле тает снег :))), поэтому зачастую эту защиту приходится просто отключать, что бы светофор на светодиодных колбах мог работать.
Выходом из этой ситуации может стать переход светофоров на питание напряжением 24 вольта, во первых это хорошая токовая нагрузка, во вторых это не чувствительность к лишним сигналам когда погода не очень... Но, как это сделать в масштабах все страны, вот это вопрос!? :)
nerudo
12.12.2024 15:20Так может назад, к истокам - на обычные лампы?
Я на улице обратил внимание на интересный эффект - на лампах столбов освещения начали нарастать огромные сосульки: раньше мощности фонаря хватало чтобы растопить наледь и она стекала вниз. Теперь слегка подтаивает и образует хороший сталактит...Traveller0968
12.12.2024 15:20У ламп есть один существенный недостаток, их приходится очень часто менять, скажем так расходы с ними большие, хоть и стоят они копейки, но ездить их менять нужно каждый божий день, я про объемы целого города, а не одного объекта, а это расходы + электроэнергию они кушают раз в 5 больше светодиодного, а то что на них не намерзает, то да, это одно из их преимуществ...
Кстати есть даже специальные лампочки накаливания для светофоров, они типа устойчивы к вибрациям и служат дольше, но стоимость этих ламп полностью аннулирует их достоинства, в общем те же яйца, тока в профиль... :)
Я как человек который уже много лет занимаясь этим, могу сказать, что просто нужно эти вещи приводить к настоящим реалиям, а не делать по принципу: "Так исторически сложилось", просто на сами светофоры, т.е. их размеры и цвет ГОСТы есть, а на их эл.технические данные и эксплуатационные параметры нет, вот и лепят их кто во что горазд, при этом абсолютно не учитывая то в каких условиях это работает, ну разве что саму колбу делают герметичной, а то как работает с ней контроллер или липнет ли на нее зимой мокрый снег, вообще вопрос десятый...
Грю же 24 вольта для LED светофоров, решило бы если не 100, то 90% всех проблем, а если еще в них встроить подогрев стекла в зависимости от температуры, то было бы 100%, кстати сделать это не сложно и не дорого...MaFrance351
12.12.2024 15:20Кстати, а много ли где ещё остались ламповые светофоры? Именно на автодорогах, а не на ЖД.
В нашей области видел буквально в паре-тройке городов.
Traveller0968
12.12.2024 15:20Еще встречаются, но чаще встречаются что просто среди одного объекта, работают по одной или две лампочки, ну или их ставят как красный свет, что бы контроллер их чувствовал, но это не правило, это исключение, а там где полностью стоят ламповые светофоры, думаю что до них или руки еще не дошли или у владельцев банально денег нет на реконструкцию... :)
mayorovp
12.12.2024 15:20Нормальным решением была бы отдельная пара проводов для обратной связи, и чтобы не контроллер гадал по величине тока что происходит со светофором, а производитель светофора разработал и задокументировал решение, гарантированно с его светофором работающее.
vesowoma
12.12.2024 15:20Зачем отдельная пара, пусть по питанию передаст свой адрес и результаты самодиагностики. Высокая скорость передачи тут не нужна
mayorovp
12.12.2024 15:20Ну, для такого уже нужен, скорее всего, микроконтроллер на стороне светофора. А при его наличии - меняется вообще вся архитектура и пропадает смысл в центральном контроллере (за исключением особо умных перекрёстков с распознаванием количества ожидающих автомобилей).
vesowoma
12.12.2024 15:20Так если по отдельным проводам допустим что-то передавать, то тоже это что-то нужно на стороне светофора как-то диагностировать, выработать сигнал и в эти два провода передать. Как раз работа для простенькой условной ардуинки с кастомным датчиком. Ну а раз ардуинка есть, довесить ей модем. На этом функции ардуинки исчерпываются. А вот контроллеру группы светофоров задача иная - решать вопросы организации зеленой волны, смена режимов в зависимости от дня недели и времени, отключение при проезде кортежей т.п.
Вроде как такие сети сейчас управление строят или на основе мобильных сетей, или локальных сетей, а питание берут по месту. Тогда решение напрашивается иное, и наверное это уже разработано
NutsUnderline
12.12.2024 15:20у меня один знакомый светофор светит где то на 5-10% его в темноте еле видно, но типа горит
Komrus
12.12.2024 15:20Да уж. плата - это крайне важно. Особенно запоминается, когда это своими руками прочувствуешь.
В глубокой юности, в конце 1980х, паял своими руками ZX Spectrum (вариант "Балтика", на покупной печатной плате). Наличествующие на плате (by design) парочка ошибок - немало крови, помнится, тогда попили. Какое-то немерянное количество времени ушло на то, чтобы найти (без этих ваших интернетов! :) более опытных товарищей и с их помощью - устранить врождённые косяки...
aquitch
12.12.2024 15:20мы производим печатные платы
Я напишу пару правдивых и обидных слов. Не мы, а китайцы. Освоить производство современных печатных плат - задача далеко из простых. Тут нужны производственные площади, высокотехнологичное оборудование, квалифицированный персонал и так далее. А для отправки письма с бланком заказа в какой-нибудь условный ICAPE великого ума не надо. Равно как и заказать доставку (которую, в общем-то заказывает самый изготовитель). Но свой процент от заказа наверняка отщипнёте. Так почему бы напрямую у китайцев не заказать, минуя посредников?
Kitsok
12.12.2024 15:20Однажды захотелось мне плату 30x65, 12 слоёв, слепые, глухие переходные отверстия, материал - под DDR4.
Ее смогли сделать в РФ, всего за 4 месяца (вместо обещанных 3 недель, ЕМНИП), но к сожалению, проверить ее не удалось, так как плата из производства вышла не вполне плоской, миллиметра на 3 ее согнуло, видимо, тяжестью гордости за отечественную микроэлектронику.
То же самое в Китае с монтажом делается за, внезапно, 5 недель с доставкой, и самый долгий этап - сбор БОМа.
Мораль: бананы на сосне не растут.
nerudo
Я-то думал вы расскажете как уберечься от паленых китайских компонентов чтобы никто не умер...
nsa_nikitin
Если заказываешь их через алиэкспрес ))
А если серьезно, то интересно