Всем привет! Меня зовут Серёжа. Я дизайн‑лид: 10 лет в дизайне, 6 из них в B2B, застал ребрендинг в Сбере, а ещё делал сайт для Челябинского трубопрокатного завода и выиграл два хакатона для дизайнеров.

Сейчас я в Альфа‑Бизнесе — команде Альфа‑Банка, которая делает продукты для юридических лиц. В статье мы будем говорить о Discovery и дизайне. Я расскажу, как выглядит наш дизайн-спринт, чем он отличается от подхода Google и как мы создаём новые клиентские сценарии в продукте.

С чего начинается Discovery

Представьте, что команде нужно пересмотреть продукт. Команда понимает, что для хорошего результата и выявления потребностей в функционале проверка гипотез на бою отнимет много ресурсов. Тогда Product Owner (PO) подаёт заявку на контрактинг.

Контрактинг — это наша внутренняя система планирования. Сначала мы собираем заявки на Discovery. Затем проводим встречи‑контрактинги с представителями всех компетенций (дизайн‑лид, исследователь, редактор, бизнес‑маркетолог и другие). PO презентует свои потребности и идеи. Далее определяем формат проведения Discovery, приоритезируем и планируем ресурсы и формируем задачи на квартал.

Давайте представим, что мы на этапе встречи‑контрактинга и задача звучит «Нужен дизайн‑спринт, пока не знаем точно, что в нём будет, но хотим переделать анкету».

Очевидно, что из такой постановки нельзя взять и начать делать хороший понятный интерфейс. Требуется понять, точно ли мы делаем то, что нужно, не пересекается ли это с другими проектами, вдруг кто‑то делает или уже сделал то же самое. Для этого мы задаём вопросы, проводим дополнительные встречи и снова задаём вопросы.

Каждая встреча — как собрание механиков и инженеров из популярного некогда шоу «Тачки на прокачку». Тут подкрасить, тут подклеить, тут полностью перебрать узел. Возникает вопрос: а зачем все эти встречи и вопросы?

Есть задача, некое видение — бери и делай!

На самом деле продукты для юридических лиц сложнее, чем для физических, и требуют большой погруженности и экспертности. Нам нужно смотреть на задачу с разных сторон, привлекая разные экспертизы: РО смежных продуктов, аналитиков, методологов, юристов, бизнес‑экспертов, других дизайнеров.

Именно на стадии Discovery можно получить максимум данных, посмотреть на задачу детальнее, сфокусироваться на неочевидных деталях, объединив разные экспертизы, и перейти из состояния неопределённости, когда у каждого своя интерпретация проблемы, и все идут в разные стороны, к сплочённой команде с необходимыми знаниями, актуальными данными и единым видением.

Приведу пример: у нас в интернет‑банке долгое время был раздел «Контрагенты», где наполнение табов жило своей жизнью — разная выдача схожих данных, несколько видов одинакового функционала, разная версионность компонентов, нарушения навигации и многое другое.

За каждый таб отвечает отдельная команда со своими бэклогами и задачами. Любимая фраза — «Так сложилось исторически», поэтому мы имеем то, что имеем.

Клиенты путались и обращали наше внимание на это. Мы собрали команды, провели серию встреч, а после — большое дискавери, и поняли, как нам создать единый опыт со сквозными сценариями. Теперь у нас классный свежий раздел, где пользователи могут легко решить свои задачи.

Как выстроить работу

Формирование слаженной команды — лишь один из ключей к успеху. Не стоит забывать про то, как будет работать эта команда. Есть множество методов и фреймворков для ускорения процессов проектирования, но применять все одновременно невозможно.

Над интерфейсами юридических лиц работают более 100 команд, это комьюнити объединяет людей с разным опытом — от крупных корпораций до малых агентств. Если долго спорить, что лучше, удобнее или эффективнее, мы не сдвинемся с мёртвой точки.

Все методы помогают с одной основной задачей: снизить степень неопределённости, превратив те самые абстрактные «задачи» в чётко сформулированные и понятные.

Если посмотреть глобально, собрать интерфейс из элементов дизайн‑системы совсем не сложно. Понять, какие смыслы и ценности вложить в эти элементы, — вот для чего требуется Discovery в дизайне. Поэтому выбирать метод нужно в контексте конкретной задачи.

Каждый метод занимает разное количество времени, поэтому методы классифицируют в определённые «коробочки» или форматы, в которые мы упаковываем различные активности.

Форматы Discovery, которые мы используем

Коворкинг на час — полезен, когда есть небольшая задача, по которой нет очевидного решения или нужны разные мнения. Дизайнер или дизайн‑лид зовут других коллег, чаще всего других дизайнеров, и пытаются за ограниченное время рассмотреть задачу с разных углов. Здесь можно провести и Crazy 8, и классический брейншторм. Средняя продолжительность такого мероприятия — 1,5 часа.

Дизайн‑спринт — это целая непрерывная неделя работы самых разных коллег с применением различных методов. Как это происходит у нас, расскажу далее в статье.

Воркшоп или серия — основное отличие от дизайн‑спринта состоит в продолжительности и прерывности: предположим, у нас есть несрочная задача. На одной неделе мы можем потратить 1 день на погружение, а на другой — 1 день на брейншторм. Таким образом, малыми итерациями, применяя разные методы, мы движемся к цели.

Режим героя‑одиночки — к этому режиму мы относим стандартную работу дизайнера: сбор референсов, анализ конкурентов, построение CJM, встречи с исследователями. Всё это хороший продуктовый дизайнер может делать самостоятельно. Ведь у любого, даже самого классного процесса есть обратная сторона. Иногда начинает казаться, что нужно всё упаковывать в воркшопы или дизайн‑спринты, забывая, что есть вполне себе обычный режим работы дизайнера.

Формат Discovery определяют дизайн‑лиды на этапе контрактинга. В идеальном мире мы бы хотели уделить максимальное время каждой задаче, чтобы исследовать все возможные варианты. Однако наша основная цель — как можно быстрее донести ценность до клиента. Поэтому правильный выбор методов, формата и объёма работ — главный фактор для успеха проекта.

Каждый дизайн‑лид при выборе формата руководствуется двумя критериями: размером задачи и степенью неопределённости.

Например, если задача небольшая и есть чёткое понимание, что делать, дизайнер может справиться с ней самостоятельно, используя коворкинг на час. В таких случаях достаточно минимального участия. Однако если задача значительная, абстрактная и наполнена множеством переменных и неизвестных, лучше выбрать более длительный формат дискавери. В этом случае используются комбинации методов и форматов, чтобы глубоко изучить проблему и найти оптимальное решение.

Рецепт идеального Design Discovery

Какими бы методами вы ни пользовались, всё это не будет работать, если не соблюдать правила. Они могут показаться очевидными, но имеют огромное значение.

  1. Требования — обязательно фиксируйте их все. Был случай, когда мы провели 3 дизайн‑спринта по витрине, потому что наши требования постоянно менялись, и на входе мы их неточно зафиксировали.

  2. Команда — с умом подходите к выбору рабочей группы: больше коллег не значит лучше. Зовите только тех, кто действительно может принести ценность и новое понимание того, как работает функционал.

  3. Лицо, принимающее решение (ЛПР) — договоритесь, кто будет принимать результат спринта, и зафиксируйте решение. Нужен один человек, который в финале скажет, хорошо мы поработали или нет.

  4. Одно Discovery — одна платформа — c одной стороны, кроссплатформенный опыт — это круто, то есть мы всё делаем одинаково во всех каналах. С другой стороны, в реальности оказывается, что веб и мобайл могут отличаться по функционалу. И вместо того чтобы проектировать хороший опыт и сценарий, мы просто пытаемся выровнять веб и мобайл и подружить их друг с другом. За 5 дней дизайн‑спринта это невозможно — мы проверяли.

  5. Ожидаемый результат — нужно чётко понимать, что вы хотите получить от дизайнера: концепцию, флоу, кликабельный прототип, в противном случае вы не сможете управлять результатом.

  6. Оценка ресурсов — важно соизмерить, сколько дизайнеров нужно на воркшоп, серию или дизайн‑спринт. Иначе получится, что один дизайнер рисует целый интернет‑банк, а втроём они делают одну несчастную модалку.

  7. Готовность к разработке — после Discovery в ближайшем квартале должна идти разработка и имплементация. Если мы будем проводить Discovery в одном квартале, а разработку запланируем на год позднее, мы сильно рассинхронизируемся, и все наработки уйдут в стол.

Как выглядит дизайн-спринт

Дизайн-спринт — это формат, который придумал и описал Google. Он имеет строгие рамки и ситуации для применения. Формат действительно работает, поэтому его применяют во всём мире.

Но не нужно использовать эту методологию в лоб, потому что она классная или потому что так делает Google.

Для нас этот формат‑ один из самых масштабных и часто используемых. Нам важно извлекать основную ценность и адаптировать её под конкретные задачи, чтобы добиться наилучших результатов. Поэтому в Альфа‑Бизнесе мы доработали классический дизайн-спринт.

Мы полностью вынесли UX‑тесты за рамки спринта, так как работа в B2B обладает своей спецификой: рекрутинг респондентов и проведение тестов требуют больше времени. Владельцы бизнеса часто заняты и могут переносить встречи. Пятый день мы можем использовать для более детальной проработки макетов: изучения краевых состояний и начала размышлений о других платформах.

Применяя рецепт идеального Discovery, за 2–3 недели до начала спринта необходимо подготовить следующие элементы: предварительную документацию, список участников, ЛПР, выбрать платформы и зафиксировать образ конечного результата с оценкой объема работ.

Только теперь мы можем приступить к подготовке дизайн-спринт.

Дизайн‑лид составляет рекомендованные список дизайнеров из других команд, корректирует расписание, планирует созвоны, готовит пространство для работы дизайнеров.

На спринте дизайн‑лиды работают вместе с дизайнерами, направляют и фасилитируют, помогают отсекать тупиковые решения. Также за дизайн‑лидом остаётся последнее слово при возникновении споров.

Владелец продукта также выполняет большой объём работы: собирает рабочую группу, договаривается о выделении ресурсов, агрегирует все материалы и участвует в самом спринте.

Что мы делаем в каждый из пяти дней дизайн-спринта

  1. Первый день — целеполагание.
    В этот день мы привлекаем максимальное количество участников: РО, аналитиков, методологов и экспертов. Определяем цель спринта, фиксируем образ результата и критерии приёмки. В ходе этого дня мы оцениваем, насколько качественно прошла предварительная подготовка, и можем уточнить недостающие детали, чтобы удостовериться, что все участники на одной волне и готовы к активной работе в спринте.

  1. Второй день — поиск референсов и скетчинг.
    В этот день собираются только дизайнеры и дизайн-лид. Главная задача — найти лучшее решение, поэтому мы активно анализируем референсы и изучаем конкурентов. При этом важно не ограничиваться только финтехом, так как наши пользователи взаимодействуют не только с банковскими услугами. В дополнение мы создаём быстрые прототипы от руки, чтобы быстро визуализировать концепции и предметно обсудить решения и их доработку.

  1. Третий день — решение.
    Собираемся всей рабочей группой, чтобы отобрать лучшие идеи по различным критериям, включая эвристические методы, степень технической сложности и экспертные оценки. Равнозначные варианты оставляем для дальнейших этапов, чтобы вернуться к ним позже, сложные решения сохраняем на будущее для детального анализа и обсуждения.

  1. Четвёртый день — макеты.
    Мы собираем ключевые экраны и основные сценарии, без детализации краевых состояний. Важно подчеркнуть, что ограничения дизайн‑системы не должны становиться определяющими в этой фазе процесса. Если у нас нет компонента или паттерна, приоритетом будет решение задачи, а не строгая консистентность с другими сценариями. Так мы можем сосредоточиться на поиске эффективных решений, а не на соблюдении всех стандартов.

  1. Пятый день — резервный.
    Этот день настраивается в зависимости от спринта. Мы можем уделить время сборке детального прототипа, дорисовать некоторые сценарии, подготовить список гипотез, подумать о других платформах. Также в конце дня проводим завершающую встречу, демонстрируем полученное решение и определяем дальнейшие шаги. А ещё не забываем говорить друг другу «Спасибо».


Спасибо и вам за внимание, теперь вы лучше знаете, что такое дизайн-спринт, в каких форматах работают дизайнеры в корпорации и как от первой встречи с заказчиком можно прийти к работающему продукту.

Пишите, используете ли вы в компании дизайн-спринт и удобен ли для вас такой формат работы с продуктом.

Комментарии (0)