Как благодаря прокрастинации и аудитории VC мы нашли лидирующий продукт в нашем бизнесе — полуайтишный подарок на все случаи жизни.

Привет! Эта история начинается с того, что у нас была просто пасека и мы просто продавали мёд.
Пытались продавать так, чтобы что-то с этого зарабатывать на жизнь, а не выживание. Для этого нужно либо продавать минимум вдвое дороже рынка, либо снижать себестоимость в ущерб качеству (использовать промышленный подход). Второй вариант не для нас.
В итоге мы вообще перестали продавать мёд, хотя на текущий момент у нас уже почти десяток пасек с сотнями ульев.
Но сначала давайте разберемся с Дедом Морозом
Глядите, он точно что-то знает.
Ни Дед Мороз, ни Санта не идут дарить детям то что сами считают нужным или тем более не дарят всем одно и тоже.

Целый год они читают письма детей — по сути это кастдев. Сначала изучается БОЛЬ КЛИЕНТА, что хочется и что нужно ребенку, а потом, как бы это тупо ни звучало — именно это и дарят.
Естественно, что с таким подходом у Деда Мороза лютый RR (Retetion Rate – удержание клиентов) и NPS (Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов).
Это ли не воплощение продуктового подхода?
Что такое продукт?
Например, пасека производит мёд. Выглядит логичным сказать, что продукт пасеки — это мёд. Но мёд это товар. Как и щебень, как и кофе или подарки. А продукт — это нечто большее.

На всякий случай про боль. Что за боль? Это некая неудовлетворенность вокруг вашей ниши или конкретного товара, какая-то неразрешенная проблема клиента.
Как продукт мы сделали из пасеки
Так вот, мы пытались продавать мёд, но продавать его в 2-3 раза дороже чем все — задача непростая.
В этот момент вскрылась главная проблема рынка мёда в России, а может и во всем мире: пчеловоды не умеют в маркетинг. И в клиентский сервис: мёд могут отдать в липкой трехлитровой банке, которую не удобно ни хранить, ни есть из нее.

Это значит, что пчеловоды не могут донести ценность своего мёда, каким бы клёвым он ни был. И не могут продавать его по желаемой цене.
То есть, не важно, как добросовестно ты работаешь и какого качества мёд — клиент все равно не понимает. В итоге весь мёд на рынке примерно по одной цене и в розницу и при продаже оптом. Не важно, у тебя экологичный продукт домашнего качества или ты жесткий промышленник с ширпотребной продукцией.

Именно это было с нами. Мы очень трепетно относимся к качеству мёда, убеждены, что лучше меньше мёда, но лучшего качества, че дофига, но плохого. И мы сильно заботимся о пчёлах, стараемся не мешать им, а оберегать, не корректировать их поведение, а давать им жить по своим природным циклам. Наши пасеки расположены в лесах, а не рядом с полями, где получается дешевый ширпотребный мёд и есть опасность попадания в него пестицидов. Все это с одной стороны приводит к мёду невероятного качества, а с другой стороны поднимает его себестоимость раз в пять.
И донести все это клиенту не так то просто.
В итоге мы придумали продукт, который:
Решает проблему с тем, чтобы донести ценность мёда и нашего подхода
Имеет уникальную сильно выпирающую дополнительную ценность
Отстраивает нас от конкурентов
Поднимает метрики

Во-первых, мы начали продавать ульи, а не мёд
Улей стоит на нашей пасеке под нашим контролем и заботой, майнит мёд для своего хозяина, который может жить где угодно и наблюдать за всем удалённо.

Во-вторых, мы сделали личный кабинет улья во имя прозрачности производства
Можно залипать, наблюдая за пчёлами через онлайн-трансляции. Мы сделали стрим с макро-камеры, которая крупно снимает пчёл влетающих и вылетающих из улья, а так же несколько камер с видами пасеки.
Еще можно постоянно мониторить количество собранного мёда и как это количество постоянно то прибывает, то убывает в зависимости от погоды и поведения пчёл. Это напоминает колебания котировок акций. Но с пчёлами зависимость только от погоды, заявления Илона Маска не влияют)
Во-третьих, мы пилим эксклюзивный контент
На пасеках работает фотограф, а все отснятые материалы верстаются в красивые лонгриды с фото и видео, где рассказывается про жизнь пчёл, пасеки, о том что происходит с природой вокруг и как это все влияет на мёд. Это очень познавательно и благодаря скиллам команды эстетично.
Следующий момент — владелец сам решает как будет выглядеть его мёд
Какие банки вам удобны и сколько вы их хотите получить? Точно не классические 3-литровые баллоны (у нас их вообще нет).

Плюс, вы выбираете как мёд будет выглядеть. Для этого есть каталог дизайнов этикеток, каждый из вариантов можно кастомизировать под себя. Или прислать свой или даже фотку (себя, мамы или собаки).

Чего мы этим всем добились?
Прозрачность, вовлеченность, сопереживание… а главное — новый опыт
В итоге нашим продуктом на момент релиза сервиса стал уже не мёд и даже не улей, а опыт владельца пасеки. Владелец пасеки ведь получает мёд ежегодно. Он мониторит что происходит с пасекой. Пчеловоды скидывают ему фотки с нюансами, проблемами и успехами. И, конечно, владелец пасеки сам решает, каким в итоге будет мёд. Все как у нас!
В следующем посте я расскажу покажу наши метрики юнит экономики, которые достигнуты благодаря такому подходу. Но сейчас будет история про предновогоднее продуктовое чудо и прокрастинацию.

Мы сделали MVP и назвали все это Пчелошеринг. Где-то месяц я собирал лендинг, а потом где-то месяц писал статью для Трибуны VC. Не то чтобы это было так сложно (хотя было сложно), тут больше имела место прокрастинация. В итоге я дотянул до того, что релиз случился в казалось бы не совсем подходящее время — 28 декабря.
В статье я рассказал примерно все то же самое, как выше и пару моментов про историю проекта. То есть мы вышли к людям с проектом, который решал проблему Где купить мёд, в качестве которого ты уверен, ведь это твой мёд, при этом ты не инвестируешь 100500 денег в создание своей пасеки.
Но именно благодаря тому, что это было 28 декабря, мы получили первый продажи. Среди читателей оказались люди, которые еще не определились с подарком близким на новый год и они увидели в нашем предложении возможность сделать классный подарок и подарить улей.

Кто знает, был ли бы такой же отклик, если бы статья вышла 28 ноября? Скорее всего нет. Все праздники мы фасовали мёд, названивали журналисты и все такое прочее.

Так мы нашли в своем бизнесе новый продукт, который решает боль Купить классный подарок, который не будет безделушкой и покажет меня как интересного человека.
И по сей день это наш лидирующий продукт, ведь около 75% продаж ульев — в подарок.
Ну ладно, тут все складно получилось. А что если щебень?…
Это огромный рынок, но я часто видел подниши, где не закрыты боли клиентов, которых в некоторых регионах довольно много и с ними никто не хочет возиться.
Если вы не строите объект, а вы строите беседку на даче с другом, то вы не берете достаточно большой объем, вы не шарите во всех нюансах и вам будет не так то просто купить все необходимое.

Все начнется с оператора. Часто в стройматериалах трубку берут бывшие строители, работяги. Они не то чтобы умеют в клиентский сервис. Скорее всего вы будете чувствовать себя дураком, не зная заранее, что щебень бывает разной фракции и что не весь песок подходит для бетона, а сам бетон тоже есть разный…
Далее будут проблемы с тем, что вам не станут спешить везти ваши полкуба щебня и полкуба песка или вовсе откажут. Либо склонят к покупке целой машины, которая привезет гору в 10 раз больше, чем нужно и она еще 5 лет будет портить вид.
В общем, вот пример того, что можно сделать с щебнем. Или пойти в быструю доставку больших объемов. Или уметь делать отсрочку платежа. Или еще что-то, в зависимости от того что происходит сейчас в вашем районе.
Ну или вот кофе
Вы можете вполне обычным кофе торговать. Ну просто хорошим кофе. Но вашим продуктом может быть не только кофе или и не кофе вовсе.
Смотрите, человек заходит за кофе с утра или на обеде. Зачем? Чтобы изменить свое состояние, чтобы стать бодрее, энергичнее. Ну или отдохнуть. Но речь про состояние так или иначе.

Это можно усилить. Настроить работу бариста и кассира так, чтобы у клиента складывалось ощущение, что тут только его и ждали. Чтобы он получал ментальные обнимашки или хотя бы похлапывание по плечу. Можно дарить подарочки, шоколадочки, записочки, улыбочки… в общем, сделать вторую, а то и первую причину заходить к вам. Ведь кофе есть везде, а это — только у вас.
Задумайтесь, где и как можно подарить вашим клиентам кайф, тепло, интерес, удобство, выгоду? Это не обязательно рокетсайенс! Будьте как Дед Мороз, узнайте, поймите, додумайте, чего хотят люди и дайте им это.
Если вам было интересно что-то из написанного выше, приглашаю познакомиться и пообщаться в сообществе проекта. Там же можно найти и промокод на скидку. Ура!
Комментарии (14)
F1eex
30.12.2024 07:23Если вы не строите объект, а вы строите беседку на даче с другом, то вы не берете достаточно большой объем, вы не шарите во всех нюансах и вам будет не так то просто купить все необходимое.
Я тогда нанимаю тех, кто построит мне беседку, или же усаживаюсь за изучение гостов и снипов и изучаю это сам. Так что пример явно некорректен.
flomaster Автор
30.12.2024 07:23Нет, же, речь про тех кто сам себе строит. Посмотрел ютубчик и решил все сделать сам. Но пример не идеальный, согласен.
ganzmavag
30.12.2024 07:23Не стоит проецировать свой опыт на других. Среди тех моих знакомых, кто сам себе строит беседки, например, ГОСТы и СНиПы большая часть в глаза не видела. Как частные дома сейчас строят не знаю, но раньше тоже чаще всего был подход «вот эта балка вроде должна выдержать», без единого расчёта. Так что помощь в выборе песка и щебня вполне была бы кстати.
randomsimplenumber
30.12.2024 07:23Товар - ничто, маркетинг - всё. Так чем, говорите, отличается мед в 3 литровой банке и мед из улья, на который я посмотрел когда то через веб-камеру? ;)
flomaster Автор
30.12.2024 07:23Веб-камера и все прочее — способы гарантирования следования декларированным принципам и качества.
3-литровые банки ужасно неудобные во всех отношениях, это просто мрак. Ни ребенок взять не может, неудобно зачерпывать… не думаю, что стоит объяснять все минусы.
Мёда хорошего много, вопрос в желании его искать и в том, чтобы он был в продаже, когда он вам вновь понадобится. 95% пасек это 10-20 ульев, так что мёд заканчивается у пчеловодов. И вот вы однажды нашли классный мёд, а через месяц нужно вновь искать, так как того больше уже нет.
kuzzdra
30.12.2024 07:233-литровые банки
Любопытно даже, зачем они так делают? Пластиковые ведерки ведь удобнее и дешевле. Подозреваю, что пчеловоду так удобнее - меньше перестановок в процессе.
Мёда хорошего много, вопрос в желании его искать и в том, чтобы он был в продаже
Тоже любопытно, пройдет ли баночка меда из супермаркета слепой тест?
ganzmavag
30.12.2024 07:23В ведерках вроде тоже торгуют, я по крайней мере видел. Наверное покупатели просто банкам больше доверяют. Тут аналог - пиво в банках или всякие дешевые напитки на ароматизаторах, косящие под тот самый сок в банках, как в СССР, особенно березовый.
ganzmavag
30.12.2024 07:23Маркетинг - это как раз дать человеку тот товар, который он хочет. И тут я понимаю что хотят их клиенты. С мёдом всегда были сложности: его и на рынках давно умеют подделывать/разбавлять, и сейчас в торговых сетях такая закупочная цена, что на полках продукция очень сомнительного качества.
Эта проблема обычно решается покупкой у знакомого пчеловода. А тут они дали людям возможность самим стать этими знакомыми пчеловодами. И люди платят именно за это.
Вы можете купить точно такой же в банке. А можете не купить. Люди платят за отсутствие этой лотереи. Не вижу ничего плохого, если на это есть спрос.
Dave_dave
30.12.2024 07:23В целом неплохой пример, который лишь говорит о том, что важен не продукт или товар как такой, а удовлетворение потребностей целевой группы потребителей. Если вы такую группу нашли, то и проблем с реализацией товара не будет... И под конкретную целевую группы выстраивается весь маркетинговый инструментарий (комплекс маркетинга).
flomaster Автор
30.12.2024 07:23Все так! Но почему вы пишете «лишь говорит о том…»? Это основа, это едва ли не главное, без понимания этого нет смысла делать никакой продукт/бизнес. Поэтому существуют кастдевы и поэтому они так важны.
artzh
Это после моего комментария статья пояснительная?
flomaster Автор
Комментарий подтолкнул опубликовать ее, все так.
А вообще это изначально не статья, а текст и слайды с моего недавнего выступления в ЦДП: https://event.cdp.moscow/lectures