Привет, Хабр! Это Мария Дзюмина, автор команды спецпроектов МТС Диджитал. На днях мне стало интересно, как там в следующем веке будут обстоять дела с ИИ, и я решила заглянуть в книги — какие сценарии готовят для нас авторы?
Да, роботы в литературе появились давно, но с развитием нейросетей ждешь новых интересных подробностей. Научится ли искусственный интеллект, наконец, лечить человека и продлевать его жизнь? Восстанут ли все-таки роботы? Что вообще станет с кожаной расой в далеком будущем? Поразмышлять об этом можно в компании книжных новинок за 2024 год — дальше поделюсь своей подборкой из пяти книг. Буду рада, если в комментариях расскажете, что читали из фантастики за последнее время, — сохраню на будущее.
«Четыреста капель крови», Вадим Кленин
В ХХII веке ИИ настолько вошел в жизнь человечества, что андроидов уже не отличить от людей, а вживление в мозг чипов, увеличивающих объем памяти, — обыкновенное дело. И раз так, создать клона для любого человека — раз плюнуть.
Специально для тех, кто по-прежнему боится, что ИИ вытеснит вашу профессию: тут как раз об этом. Учителя, врачи, продавцы — всех заменили андроиды. Но унижать и буллить их не могли — попадешь под статью за оскорбление нового вида жизни: «...если раньше цивилизации грозили метеориты, болезни и голод, то теперь — конкуренты, которых мы создали себе сами». Как вам такое?
История небольшая. Сложно рассказать о ней так, чтобы не спойлерить, но попробую чуть приоткрыть сюжет. Книга состоит из двух частей: первая — не такой уж далекий от нас ХХII век, вторая — двести лет спустя. Начинается все как-то даже привычно: родители везут десятилетнего Ефрема на гонки, уговорами оторвав от VR-игр. И даже едут они на обычной машине.
Гонки тоже обычные, но с той разницей, что вместо живых пилотов болидами управляют андроиды: таких и не жалко, если разобьются насмерть. В общем, скука, поэтому мальчик выходит из зала, отпросившись в туалет, и в коридорах узнает страшное: каким образом нейросети начинают порабощать человечество. Он изо всех сил борется, но…
Зачем детей заменяют на биороботов, почему им нужны четыреста капель человеческой крови и откуда во второй части драконы — узнайте сами. Меня, кстати, порадовало, что автор не забросил эту историю с кровью в конце, хотя начало второй части оставляло впечатление недосказанности первой.
Я бы все-таки отнесла книгу к подростковой литературе. Хорошей подростковой литературе с детально продуманным миром, интересными персонажами, современным языком, достаточным саспенсом и крутым финалом.
«Коллапс системы», Марта Уэллс
Последний роман в цикле под названием «Дневники Киллербота», продолжение «Сетевого эффекта». Чтобы понять, что такое Киллербот, представьте: ИИ стал настолько умным, что взломал сам себя. Взломал, страдал, спасал.
В новой книге Киллербот заброшен на очередную планету. Он борется там с агроботами и находит любую возможность посмотреть сериалы — вот что его действительно увлекает. В его сознании постоянно мелькают мысли о том, как нужно вести себя, чтобы быть как человек.
Уже в первой главе появляется корпорация «Бариш-Эстранца». Она отправила на планету наемников, чтобы заключить договор с колонистами и лишить планету всех ресурсов. И если команда, в которой служит Киллербот, помешает, то ее готовы уничтожить.
Герою предстоит выяснить, живы ли колонисты и прячутся или уже мертвы. И если живы, то склонить их на свою сторону ради их же блага. Сами колонисты не испытывают больше доверия к команде Киллербота, чем к «Бариш-Эстранце», что осложняет ситуацию.
Любовь к людям, ложные воспоминания, страх заразиться непонятным вирусом — главный герой трогательный, милый и задающий повествованию уютное звучание.
Роман стал бестселлером в США и взял премию «Локус». Стоит читать тем, кто любит длинные сериальные истории и, конечно, душевных роботов. И лучше начинать с начала, а не с последней части, иначе будет не очень понятно.
«Джинн-бот из Шантипорта», Самит Басу
Научная фантастика от индийского автора? Почему нет, тем более это еще один финалист премии «Локус». На русском языке книга еще не вышла, но рецензии заставили меня найти текст на английском.
Шантипорт показался мне этаким индийским городом будущего — шумный, хаотичный, яркий. Здесь борются политические партии, правят олигархи и бандиты. Пропасть между богатыми и бедными колоссальная, но экономическое неравенство считается нормой. Те, кто может, уезжают из Шантипорта, остальные пытаются выжить в этом хаосе.
В числе таких людей Лина. Это дочь революционеров и местный гид. Она всем сердцем любит свой странный город — эта любовь передалась к ней от родителей, которые выросли во враждующих кланах. В молодости они надеялись преобразить свой город, но отец Лины внезапно исчез, и все планы в одночасье разрушились. Теперь Лина отправляется на поиски артефакта, оставленного ее отцом, — технологии, которая спасет жителей Шантипорта. А если к этому еще добавить штуку, которая способна выполнять три желания бесплатно и без регистрации…
Повествование идет от лица бота Моку. Среди мусора его находит Бадор, обезьяна-бот. Он записывает истории, в том числе и нашу. Кстати, во многих рецензиях пишут, что было бы здорово, если бы рассказчик в книге менялся. Не могу с этим не согласиться: от бота получилось несколько однобоко, но нельзя сказать, что неинтересно. Например, Моку умеет читать мысли других ботов и людей и понимать их чувства.
Это действительно очень необычная книга. Тут и Аладдин, и боты, и классный юмор. Думаю, надо переводить и публиковать на русском.
«Старость аксолотля», Яцек Дукай
Подзаголовок — Hardware dreams. В Польше роман (точнее, сборник: под одной обложкой несколько произведений) вышел в 2015-м, но в переводе порадовал российского читателя только в уходящем году.
Что ж, вот еще один апокалипсис. Катастрофа, пришедшая из космоса, уничтожает на Земле все живое, но не трогает технику. В последний день самые продвинутые люди оцифровывают свое сознание и продолжают жить в железе — отсюда и подзаголовок романа.
Гжесь, один из главных героев, оказывается в теле (если можно так сказать) некоего погрузчика. Но, поняв, что он не один такой сообразительный, начинает учиться ходить и жить как человек. И так понемногу сюжет доходит до создания нового райского сада, только уже неорганического.
Изначально книга вышла только в электронном формате. С одной стороны, есть логика: такой сюжет читать на бумаге как-то неаутентично. С другой — дело в огромном количестве гиперссылок и дополнительных пояснений. Романы со ссылками и примечаниями уже выходили у постмодернистов, и вот теперь этот ход в научной фантастике заиграл новыми смысловыми оттенками.
Книга понравится любителям пофилософствовать и подумать о бренности бытия и сознания. Мы наблюдаем за «героями» на протяжении пяти глав, которые названы по количеству дней, прошедших после апокалипсиса: «Апо», «1К ПостАпо», «10К ПостАпо», «100К ПостАпо». Смогут ли создания построить новую цивилизацию за это время?
Следующий вопрос: при чем здесь аксолотль? Думаю, дело в способности зверушки к регенерации. У меня была парочка аксолотлей, которые несколько раз за свою десятилетнюю жизнь крепко дрались. Откушенные лапы довольно быстро вырастали и даже пальцев прибавлялось. У аксолотля способно к регенерации даже сердце — хорошо, что моим такое не понадобилось. Кстати, над геномом аксолотля ученые бьются не одно десятилетие — возможно, в нем и кроется секрет бессмертия. Вот и здесь такая же вторая жизнь в немного сильно измененном теле. Есть над чем подумать.
«Приключения Буратино», Алексей Брусницын
Честно говоря, взяла книгу почитать из-за названия. Сначала было интересно, что можно нового придумать с Буратино, тем более в жанре фантастики. Оказалось, это целая тетралогия: «Времени нет», «Новейший Завет», «Игра снов» и «За горизонтом событий».
Буратино — это модель искусственного интеллекта, которая присутствует на протяжении всего текста. Он появляется в небольшом романе «Времени нет» и проходит к четвертой книге долгий путь обучения. Ну как долгий… около 40 лет. Сюжет, связанный с ИИ, начинается в начале 1980-х и подходит в последней книге к нашему времени.
Тема времени и сна здесь, пожалуй, главная. Современность перемежается то с эпохой Древнего Рима, то со Средневековьем, а то и вовсе сюжет уносит нас в далекое космическое будущее. Литературный прием, правда, не новый: первый же роман поделен на главы, пронумерованные римскими и арабскими цифрами, и действие происходит то в конце советской эпохи, то в Иудее с Понтием Пилатом и гладиаторскими боями. Очень напомнило «Мастера и Маргариту». Но здесь еще важно состояние сна, забытья, изменения сознания.
У Буратино есть свой папа Карло. Антон Сергеевич, который появляется только в первой части тетралогии, относится к секретному проекту по обучению ИИ как к ребенку, именно он делает первый шаг. В следующих книгах талантливый электронный ученик продолжает развиваться и не всегда выдает логичные с точки зрения человека решения.
«Приключения Буратино» — это простой и легкий язык, захватывающий сюжет. И, кстати, очень приятные аудиокниги — зайдет тем, кто слушает в дороге или перед сном. Минусы тоже есть: некоторые линии автором брошены или недокручены — например, само обучение ИИ его папой Карло откинуто в пользу любовных историй, на мой взгляд, зря. А еще тексту не хватает корректора. Но в целом как развлекалово — супер!
Итог у меня такой: похоже, ИИ все-таки победит человека лет через 200, так что предлагаю учить его исключительно добру, а не как у Брусницына. Да и нам развиваться не мешает, чтобы не отставать от электронного собрата, а не как у Кленина. Спасибо, что читали!
Wesha
у меня только один вопрос: какой процент книги занимают танцы?