Это были компании со смелыми идеями, большим финансированием и иногда даже достойной реализацией, но всё пошло не так, как планировалось. Каждый провал рассказывает историю, и вместе с ней приходит урок (или два) для всех нас.
Давайте разберемся, что к чему.
1) Moxion Power
Что такое Moxion Power: стартап, предлагающий мобильные решения для хранения энергии для замены загрязняющих окружающую среду генераторов более чистыми и тихими альтернативами. Их экологически чистые системы ориентированы на такие отрасли, как строительство, проведение мероприятий и кинопроизводство.
Почему Moxion Power потерпела неудачу:
Высокие производственные затраты сделали их продукцию неконкурентоспособной на рынках без жесткого регулирования.
Чрезмерно амбициозная экспансия, включая планы по созданию огромного завода, подкосила финансы.
Быстрое сжигание денежных средств превысило доходы, что привело к неплатежеспособности, когда финансирование прекратилось.
Чему мы можем научиться у Moxion Power:
Одних только инноваций недостаточно для успеха стартапа.
Стартапы должны адаптировать свои амбиции к рыночным реалиям и финансовым ограничениям.
Темп роста имеет решающее значение, особенно в развивающихся отраслях.
Принятие рынком или регуляторная поддержка могут отставать от визионерских целей.
2) Tally
Что такое Tally: финтех-стартап, который выступал в роли личного финансового тренера, автоматизируя платежи по кредитным картам и предлагая рекомендации, которые помогут пользователям управлять и устранить задолженность. Он также предоставлял кредитные линии для погашения долгов с высокими процентами.
Почему Tally потерпел неудачу:
Переход к модели, ориентированной на бизнес, не набрал оборотов, в результате чего компания осталась без четкого направления развития.
Жалобы клиентов на пропущенные платежи и повышение процентных ставок нанесли ущерб репутации компании и подорвали доверие.
Несмотря на то, что Tally собрал 172 млн.$, ему не удалось обеспечить необходимое дополнительное финансирование.
Чему мы можем научиться у Tally:
Неудачный пивот может быть хуже, чем отсутствие пивота, особенно если он отталкивает основную аудиторию.
Пренебрежение пользовательским опытом во время перехода может привести к потере доверия. Потерянное доверие восстановить практически невозможно.
При крупных стратегических изменениях приоритетом всегда должно быть сохранение верности потребностям клиентов.
История Tally подчеркивает риски потери внимания к пользовательскому опыту во время кардинальных изменений.
3) SciFi Foods
Что такое SciFi Foods: cтартап, специализирующийся на гибридных мясных продуктах, сочетающий 90% соевого белка с 10% выращенной говядины для создания экологически чистых и экономически эффективных альтернатив традиционному мясу.
Почему SciFi Foods потерпела неудачу:
Работа в зарождающейся отрасли требовала от них внутренней разработки технологий и производственных процессов, что увеличивало сложность и затраты.
Работа в неопределенной нормативно-правовой среде, включая запреты и строгие процедуры утверждения, препятствовала их способности выводить продукцию на рынок.
Значительное снижение инвестиций в секторе альтернативных белков ограничило доступ к необходимому финансированию для роста и деятельности.
Чему мы можем научиться у SciFi Foods:
Для того чтобы стать пионером в новой отрасли, необходимы как инновации, так и устойчивость, чтобы преодолеть нормативные препятствия и волатильность рынка.
Создание инфраструктуры и получение разрешений в новой области являются серьезными проблемами.
Стратегическое планирование и адаптируемость имеют важное значение при выходе на неизведанные рынки.
4) Eaze
Что такое Eaze: cтартап по доставке каннабиса, часто называемый «Uber of Weed», который связывал пользователей с лицензированными аптеками через мобильное приложение, обеспечивая быструю и удобную доставку каннабиса.
Почему Eaze потерпел неудачу:
Правовые и нормативные проблемы, в том числе скандал с банковским мошенничеством в 2021 году, когда бывший генеральный директор признал себя виновным в том, что вводил банки в заблуждение относительно операций с каннабисом, подорвали деятельность и репутацию компании.
Острая конкуренция на рынке доставки каннабиса подорвала рыночную долю Eaze, что затруднило поддержание конкурентного преимущества.
Несмотря на то, что Eaze привлекла 255 млн.$ венчурного капитала, ей с трудом удалось добиться прибыльности: высокие эксплуатационные расходы и расходы на соблюдение нормативных требований перевешивали доходы.
Чему мы можем научиться у Eaze:
Работа в жестко регулируемых отраслях требует тщательного соблюдения правил и соблюдения этических норм ведения бизнеса.
Юридические ошибки могут нанести существенный вред репутации и долгосрочной жизнеспособности компании, о чем свидетельствует крах Eaze.
5) Ghost Autonomy
Что такое Ghost Autonomy: компания Ghost Autonomy, основанная в 2017 году, стремилась разработать доступную и универсальную систему автономного вождения для производителей автомобилей с упором на создание более безопасных и доступных технологий для повседневных транспортных средств.
Почему Ghost Autonomy потерпела неудачу:
Несмотря на привлечение 220 млн.$ , компании с трудом удавалось получать дальнейшее финансирование, в результате чего она оказалась не в состоянии поддерживать свою деятельность.
Индустрия беспилотных транспортных средств значительно снизилась с момента своего пика в 2021 году, что привело к снижению интереса и инвестиций.
Концепция экономически эффективной автономной системы для массового рынка оказалась трудновыполнимой, учитывая технологические и финансовые препятствия.
Чему мы можем научиться у Ghost Autonomy:
Рыночные тенденции могут меняться быстрее, чем ожидалось.
Строительство в секторах с неустойчивым финансированием и незрелыми технологиями по своей сути рискованно.
6) Northvolt
Что такое Northvolt: Шведский производитель аккумуляторов, стремящийся снизить зависимость Европы от азиатских поставщиков путем производства экологически чистых аккумуляторов для электромобилей (EV). Компания привлекла более 13,8 млрд. $ и стала ключевым игроком в амбициях Европы в области экологически чистой энергетики.
Почему Northvolt потерпел неудачу:
Масштабирование производства в аккумуляторной промышленности оказалось невероятно трудным из-за постоянных задержек и срыва сроков.
Рыночный спрос снизился, поскольку европейские автопроизводители замедлили реализацию проектов по электрификации, что привело к сокращению заказов.
Чрезмерно амбициозное расширение, в том числе создание огромных гигафабрик, слишком истощило финансовые и операционные ресурсы.
Чему мы можем научиться у Northvolt:
Значительное финансирование и четкое видение рынка не гарантируют успеха без стабилизации операций во время расширения.
Быстрое расширение развивающихся отраслей несет в себе риски, особенно если слишком сильно полагаться на прогнозируемый спрос.
Более взвешенный подход может помочь ориентироваться в изменениях на рынке и поддерживать долгосрочную стабильность.
7) Synapse
Что такое Synapse: Synapse был стартапом, предлагающим «Банковское обслуживание как услуга» (BaaS), основанным в 2014 году. Они сотрудничали с традиционными банками, чтобы предоставить финтех-компаниям инфраструктуру для предложения банковских услуг, таких как кредиты, карты и счета. Они также управляли процессами соблюдения требований и проверки личности, что позволило более 100 финтех-клиентам обслуживать около 10 млн. конечных клиентов.
Почему Synapse потерпел неудачу:
Быстрый рост привел к упущениям в соблюдении стандартов, поскольку компания отдавала приоритет скорости, а не соблюдению регуляторных требований.
Регулирующие органы скептически относились к моделям BaaS, предпочитая банкам напрямую контролировать критически важные функции, такие как риск-менеджмент и операции с клиентами.
Прекращение ключевого партнерства с Evolve Bank & Trust и банковским стартапом Mercury в октябре 2023 года привело к потере значительного бизнеса.
Чему мы можем научиться у Synapse:
Строгое соблюдение требований и прозрачные отношения с регулирующими органами имеют решающее значение в сфере финансовых технологий.
Бизнес-модели, в значительной степени зависящие от посреднических партнерств, по своей сути хрупкие.
Создание надежных систем соблюдения требований имеет важное значение для устойчивости в секторе BaaS.
8) The Messenger
Что такое The Messenger: The Messenger, запущенный в мае 2023 года, стремился стать крупной новостной платформой, быстро разросшейся от небольшой команды до более чем 300 сотрудников за несколько месяцев.
Почему The Messenger потерпел неудачу:
Бизнес-модель в значительной степени опиралась на монетизацию широкой аудитории с помощью низкооплачиваемой программной рекламы, которая стала менее эффективной из-за сокращения использования сторонних файлов cookie для отслеживания и изменений в динамике трафика в социальных сетях.
Значительные средства были потрачены на ненужные расходы, например, на офисы в нескольких городах стоимостью более 8 млн.$ .
Компания масштабировалась слишком быстро: за восемь месяцев она сожгла 38 млн.$ долларов, а выручка составила всего 3 млн.$.
Чему мы можем научиться у Посланника:
Полагаться в значительной степени на обобщенную аудиторию и недорогую рекламу больше не является жизнеспособной стратегией.
Дисциплинированные расходы крайне важны, особенно в отраслях, где методы монетизации быстро меняются.
9) Artifact
Что такое Artifact: Artifact, запущенный в феврале 2023 года сооснователями Instagram Кевином Систромом и Майком Кригером, представлял собой новостное приложение на основе искусственного интеллекта, целью которого было стать «TikTok для новостей». Он предлагает персонализированную подборку и поиск новостей, используя искусственный интеллект для адаптации контента к индивидуальным предпочтениям пользователей.
Почему Артефакт не удался:
Несмотря на первоначальный всплеск в 100 000 загрузок в месяц запуска, вовлеченность пользователей со временем снизилась: к октябрю 2023 года было всего 12 000 новых установок.
Приложение претерпело множество изменений в функционале, сместив акцент с потребления новостей на обмен ссылками, текстовый контент и рекомендации мест, что размыло его основное ценностное предложение.
Основатели пришли к выводу, что рыночные возможности недостаточно существенны, чтобы оправдать продолжение инвестиций. Другими словами, не было спроса.
Чему мы можем научиться у Artifact:
Поддержание четкого и целенаправленного ценностного предложения имеет важное значение для успеха.
Расширение функций без целостной стратегии может запутать пользователей и ослабить основное предложение.
Точная оценка рыночного спроса и потенциала имеет решающее значение для устойчивого роста.
Трудно создать приложение B2C, особенно в конкурентных сферах, таких как новости.
10) Lilium
Что такое Lilium: Lilium — немецкий стартап, основанный в 2015 году с целью произвести революцию в сфере транспорта с помощью своего полностью электрического самолета с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL). В нем было представлено будущее региональной воздушной мобильности, сокращение времени в пути с помощью устойчивых инновационных решений в области аэротакси.Почему Lilium потерпел неудачу:
Разработка совершенно новой авиационной технологии оказалась более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось, что привело к задержкам и техническим неудачам.
Бизнес-модель компании основывалась на амбициозных сроках получения одобрения регулирующих органов и готовности рынка, которые оказались чрезмерно оптимистичными.
Несмотря на то, что было собрано более 1 млрд.$ , плохое финансовое управление и неустойчивые темпы расходования средств привели к нехватке денежных средств.
Чему мы можем научиться у Lilium:
Новаторские технологии часто приводят к непредвиденным неудачам, которые истощают ресурсы.
Футуристическое решение требует рынка, который готов его принять. Слишком ранний выход на рынок может быть таким же рискованным, как и отставание от конкурентов.
P.s. Про другие интересные стартапы можно почитать на моем канале StartupHunt https://t.me/startuphunt
Комментарии (42)
Sadok
30.12.2024 10:16ну.... так бы и у Йоты с вимаксом не получилось бы по началу. просто выпивать нужно уметь с нужными людьми. http://russian.people.com.cn/mediafile/201402/10/F201402101028052067128765.jpg
Schalaeff
30.12.2024 10:16Я извиняюсь, с чем чем не получилось?
А то мне интернет что-то непонятное выдал...
a_belova
30.12.2024 10:16Tally закрылись спустя 9 лет существования и венчурной оценке свыше 800 млн$ еще 2 года назад. Их бизнес-модель, отчасти основанная на рефинансировании кредитов (по сути, компания закрывает долги людей, у которых нет денег чтобы оплатить долги, и /компания/ рассчитывает, что эти люди вернут компании деньги), - очень рискованная.
Знаю, что они в свое время помогли многим людям, но удивляюсь, что они вообще столько времени продержались в b2c
NekrosofKac
30.12.2024 10:16Вот эти пункты о непрозрачности и несоответствии требованиям регуляторов в почти половине из показаных стартапов не могут не радовать.
Что касается литиума, то я недавно читал о них новость и помню, что они уволили триста сотрудников. Мне вот любопытно, из этих трёхсот сколько было инженерами, технологами, испытателями и прочей синеворотничковой челядью, а сколько менеджеров и всяких там брокеров? И не сделали ли они сначала красивый дизайн, а потом уже под него аэродинамику пытались подогнать и сопромат.
segment
30.12.2024 10:16Northvolt вроде как работал, так и будет работать, что там поменялось? Насколько я помню были еще найдены новые месторождения лития.
turchan Автор
30.12.2024 10:16The Swedish battery developer and manufacturer, Northvolt, has filed for bankruptcy in the US, as the company struggles with mounting debt, after it was unable to secure rescue funding and was left with only one week of cash reserves.
https://www.euronews.com/business/2024/11/22/northvolt-files-for-bankruptcy-in-major-blow-to-european-ev-sector
Пока живы, но дела у них не очень идут.
Vsevo10d
30.12.2024 10:16$13 млрд? Как это можно продолжать называть стартапом, а еще - как они могли обанкротиться?
Devastator82
30.12.2024 10:16SciFi Foods: cтартап, специализирующийся на гибридных мясных продуктах, сочетающий 90% соевого белка с 10% выращенной говядины
А вот еще идея! Создать водку крепостью 4 градуса. И желающий выпить не напьется и трезвенник не сможет бахвалиться, что совсем не пьет! Одни плюсы со всех сторон, надо запатентовать пока не опередили.
sergeyns
30.12.2024 10:16Что такое Lilium: Lilium
Как человек немного баловшийся ру-модельками (когда это еще было можно), я в большом недоумении как на это вообще можно было собрать денег. Поясняю: пилотажный самолет, заточенный на 3D акробатику, летает на одной батарейке (заряде аккумулятора) примерно 5 минут. Что-то типа неспешного верхоплана для спокойного полета - минут 20-30 (но чаще - 15). Есть супер-продвинутые модели (типа летающего крыла с очень хорошим аэродинамическим качеством) - там можно дотянуть время полета на аккумуляторе где то до 1.5 часов. Очень удачные модели - до 2х. У квадрокоптеров время полета будет меньше. Надо понимать что это летает очень легкий пенопластовый корпус, легкое оборудование, и тяжелая батарея. У "верхоплана" на 20 минут вес батареи - это примерно 20-25% от веса самолета в сборе. У рекордсмена на полтора часа - батарея уже тянет на 70% веса. Как сделать самолет чтобы нёс полезную нагрузки и заряда батарей хватало больше чем на рулежку по аэродрому - не понимаю. Все-таки энергоемкость бензина сильно выше литиевых батарей. Кстати, у реактивного самолета с полетом снижается масса, а у электрического - нет, что здорово влияет на экономичность.
Т.е. максимум, имхо, что можно сделать летающего электрического - это 1-2х местный летающий образец с временем полета до 10 минут... (всякие планеры с электромоторами для "подскока" не рассматриваем, хотя есть и такие)
Опять же, нарисованный на КДПВ летающий агрегат с кучей маленьких пропеллеров - будет ну очень зверски шуметь..., кстати, у больших винтов кпд выше, но тут начнутся трудности с дизайном )) Вообще нарисовано что-то похожее на импеллеры - очень высокооборотистые пропеллеры маленького радиуса - у них вообще с кпд всё плохо и очень сильные зависимости характеристик от формы входного сопла и канала в котором они работают и от скорости набегающего потока. На низких скоростях это вообще ужас..
Хотя уже были грузовики Nikola, которые на демостенде работали от розетки, и всё это тоже кончилось очень плохо..
Вот интересно, это изначально задумывалось как обман или нет???
Ztare
30.12.2024 10:16да ладно - тот рендер летать не мог по определению, это скорее форма для какого-то аппарата с ракетным двигателем. Там крылья совсем куцые, да еще и расположены визуально не под центром тяжести. Но вообще ваши слова удручают - неужели кукурузник какой не сможет долго летать на батарейках? Он же почти планировать на восходящих потоках способен
Vsevo10d
30.12.2024 10:16Хотя уже были грузовики Nikola, которые на демостенде работали от розетки, и всё это тоже кончилось очень плохо
Ну вообще, как ни странно, грузовики они реально делают. После скандала с прототипом, ехавшим под горку в рекламе, замены гендира, отзыва электрогрузовиков и перехода на водород, сверхмалыми партиями, но тем не менее.
DikSoft
30.12.2024 10:16Вот интересно, это изначально задумывалось как обман или нет???
Все стартапы всегда обман. Иногда они это понимают и пыжатся чтобы казаться честными и прогрессивными, а иногда как дети верят, что уж они-то точно честные.
Dadadam999
30.12.2024 10:16Lilium
Почему не получилось: Потому что создатели очевидно скамеры, а влошенцы не в состоянии найти минимальную информацию об аэродинамике и школьной физике (и это во времена GPT). Очевидно, что чудо на картинке никуда полететь не сможет.
Какую пользу мы можем извлечь: Не верить проходимцам, что обещают футуристичные технологии, без нормально работающего прототипа.
В России тоже была похожая лоховозка под названием Скайвей. Создатель и в Дубай летал выставки делать, и с Медведевым встречался (когда тот президентом был), и прототипы из фанеры делал, что оказались аварийно опасны. По итогу, проект вроде как схлопнулся, а автор свалил забугор с уголовками и крупной суммой бабок.
Matshishkapeu
30.12.2024 10:16Про Лилиум пошли новости что ровно в рождественский вечер произошло рождественское чудо и какие-то Буратины дадут им денег, всех уволенных наймут обратно и откопанную стюардессу ещё немного попользуют. Сделку обещают закрыть в январе. Через несколько дней о банкротстве объявил их немецкий конкурент Волокоптер с вертолетной схемой (схема вызывает меньше вопросов, но рынок у них общий).
Einherjar
Большинство идей провальны изначально
Упомянутым строителям например наплевать на экологичность генератора, в каком мире живёт тот кто решил что это может быть конкурентым преимуществом?
Если человеку нужно побыстрее рассчитаться с кредитами, то первое что он сделает - урежет расходы на всякую бесполезную хрень. Вроде "финансовых тренеров" например
Потому что люди хотят есть нормальное мясо а не 90% сои
В Европе лития практически нет, максимум что удастся сделать - заменить азиатских поставщиков на австралийских например, только это кроме роста цен вряд ли что то принципиально поменяет
Среднестатистический человек подписывается на 2-3 нужных ему новостных провайдеров, где и так все интересующие есть и к тому же бесплатно, тут не нужно ничего аггрегировать. Очередная попытка впихнуть ai туда где он не нужен и выехать на хайпе ai
ssj100
по цене мяса
Wwyn
Ошибаетесь. Куда дороже.
ru1z
Northvolt вроде как и другие разрабатывал (натриевые). Ситуация там, судя по новостям, не такая очевидно простым образом зависимая от наличия/отсуствия лития. (Авто)производители хотели от норволта определенный тип литиевых батарей, где были нужны еще другие проблемные компоненты, в то время как литий, как раз дешевел.
Ну это смотря где, Китай вроде основной потребитель соевого мяса в мире. А у нас, в колбасе может быть до ~20%
Einherjar
Китай основной потребитель сои вообще, только этой соей кормит свиней, и едят китайцы свинину
Это вообще отдельная история. То что людей обманывают всеми способами это же не значит что люди добровольно хотят предпочесть такие заменители нормальному продукту
ru1z
Не только, едят и китайцы вполне даже традиционно, соевые продукты от азиатов и пошли, собственно. Не от хорошей жизни, но едят.
Люди добровольно могут вообще предпочитать потреблять только сладости и газировку, имхо, "добровольно предпочитать" и "нормальный продукт" - дискуссионный момент. В какой-то момент, картошка и помидоры тоже перестали быть "ненормальным продуктом", в конце концов. В другой момент, мясные продукты стали выращивать с помощью добавок в "кормах для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных" и это сейчас считается обычным продуктом. Честно говоря, не очень хорошо знаю историю этой сайфафафайфуд, но вроде они не 90% сои изначально предлагали, а какую-то прорывную биотех научную крисп-лабуду, вроде выращивания "клеток говядины" в больших биореакторах и обещали довести цену "биотех-бургера" ниже "бургера из мяса промышленно выращенных животных". Не уверен, какую бы сторону я бы хотел видеть, вашу или их, но имхо вполне может быть, что где-то в Восточной (или даже Южной) Азии это сработает рано или поздно (особенно если верно, то что в статье пишут про основные проблемы стартапа в "неопределенной нормативно-правовой среде, включая запреты и строгие процедуры утверждения, препятствовала их способности выводить продукцию на рынок" и если стартап не врет про дешевизну продукта), дешево и сердито.
kuzzdra
Люди забыли заветы отцов-основателей маркетинга. Сначала нужно найти (или создать, или запланировать создание) target group.
Ну, например, если кто-то вдруг решил запретить генераторы.. Или кто работает в подземельях..
Devastator82
Запретить это, бесспорно, дело несложное и недолгое. Но как быть с остальной строительной техникой? С бульдозерами, грейферами, скреперами, экскаваторами, автокранами и просто грузовиками и бетоновозами в конце концов? У них выхлоп в разы больше чем у генераторов, а у некоторых и на порядки. Их электрические аналоги стоят космических денег.
Конечно бывают случаи, когда вообще никак с двигателями внутреннего сгорания. Но тогда проще провести электросеть к месту производства работ.
Безусловно найдутся варианты, когда этот генератор будет идеальным. Но таких ситуаций - 1 на 10000. И бизнес на таком не построить.
randomsimplenumber
Сначала - маркетинг. Оценить этих 1/10000 - может, они готовы платить любые деньги за такую пепяку. Люди и не на таком бизнес делают.
tbogachenko
Люди может и готовы. А вот бизнес обычно считает копеечку. Смысл покупать новинку дорого и экологично, хотя есть старые добрые методы? Как уже сказали в стройке и без генераторов полно техники, что не близка к экологии.
sintech
Там же написано выше, что без участия регулирующих органов в виде запрещения тарахтящих генераторов эта идея не жизнеспособна.
olezh
Людей кто не хочет есть нормальное и вообще никакое мясо не так мало, но похоже недостаточно чтобы процветали все мясозаменяющие стартапы, даже beyondmeat на ладан дышит.
Созданный аналог мяса не уступающий ему по вкусу превратит мясное животноводство в что-то типа крафтового пивоварения
Einherjar
Если внимательно прочитать описание, то станет очевидно что они не являются целевой аудиторией, тк продукт в итоге все же содержит 10% настоящего мяса.
Ну и кроме того не совсем понятно зачем людям которые не хотят есть мясо может понадобиться продукт максимально на него похожий
банальные фруктовые ароматизаторы то сделать не могут, а вы про мясо...
даже если допустить что такое когда то создадут, то превратит только при одном условии - если окажется дешевле
PanDubls
Так они его могут не есть по этическим соображениям, но при этом любить его гастрономически. И им бы конечно в кассу пришёлся точно такой же продукт, но при создании которого не пострадала ни одна корова.
Lexicon
Да даже если пострадало только 50% коровы, уже что-то, мне наоборот всегда было непонятно требование на 100% отказаться от использования мяса lifestyle брендами, главное же вкус/текстура/хранение/готовка продукта.
При условии, что мясо идентично на вкус/структуру коровьему или вкуснее/интереснее ( а в целом, незачем стремиться к имитации обычного мяса, а не Wagu например ), непонятно почему бы не слезть с 100% мяса.
Люди часто забывают/не находят время готовить и выкидывают мясо, что никогда никому не нравится. Более длительный срок хранения тоже помог бы.
В Китае кстати популярно не только соевое мясо, но и обычное консервированное (в пакетиках порционно), и сушеное мясо. Причем количество сохраненного таким образом мяса, вполне пригодного для блюд и супов зашкаливает.
alcanoid
Ага, вспоминается холодец «Гуманный».
tbogachenko
Звучит прекрасно, а есть предыстория этого названия?
alcanoid
Да это мем из середины нулевых, картинка легко гуглится по названию.
IvanBodhidharma
Я понимаю вред алкоголя и с удовольствием перешёл бы на безалкогольное пиво, но оно по вкусу, в лучшем случае, как разбавленное нормальное - в редких исключениях типа безалкогольного гиннеса. Обычно же это какой-то сладкий лимонад, отдалённо напоминающий пиво. Скорее всего, с мямом у многих похожие причины.
shornikov
>Ну и кроме того не совсем понятно зачем людям которые не хотят есть мясо может понадобиться продукт максимально на него похожий
Есть знакомая, не воинствующая. Но вот да, увлекается продуктами, которые выглядят как настоящие. Сосиски без мяса со вкусом мяса и подобное. Вино с похмельем, но без алкоголя )
maxmydoc
Так вышло что лично знаком с одним и директоров первой компании и сам из американского стартапа.
Запрос на экологичность в сша есть. Особенно в премиум сегменте. У нас сильно разное мышление.
Основная проблема в том что за такое не выделят деньги когда в мире кризис. И деньги будут скорей всего получать стартапы с ранним выходом на самокупаемость.
Einherjar
Вы наверное пошутили? США это топ-1 страна по потреблению нефти. Самые продаваемые автомобили в 2024 году это Ford F150 и Chevrolet Silverado - здоровенные грузовики с объемными дизельными двигателями. И никто не спешит обкладывать это все конскими налогами как в европе. Лицемерненько как то ездить на таком и разглагольствовать об экологии. Нету там запроса на экологичность. Какие то полторы компании может на медиа и прикидываются заботой об экологии, но всем пофиг на нее как только речь зайдет об увеличении затрат или снижении комфорта.
randomsimplenumber
Могу допустить, что это разные люди.
Einherjar
Ну может быть конечно глава Moxion Power и ездит на работу на велосипеде или какой-н гибридной микролитражке (что конечно очень маловероятно), но даже в этом случае он будет в крайнем меньшинстве
tairbakiev
Проблема с Northvolt, не столько в том, что в Европе мало источников лития, а в том что в Европе очень много источников бюрократии, и высоких налогов. Но были дешевые кредиты, были, пока не начался кризис с инфляцией и повышение ставок.