Сегодня расскажем о человеке, которого многие называли не иначе, как «Русский Леонардо» и «Второй Тесла». Его проекты будоражили умы современников, а Сергей Королев и Олег Антонов называли его своим учителем и гением авиации. Речь пойдет о Роберте Людвиговиче Бартини: его непростой биографии, достижениях и наследии. 


Ранние годы

О детстве и юности конструктора известно не так много, и сведения эти достаточно противоречивы. Но попробуем выделить что-то общее из разных источников.

Бартини родился в 1897 году в городке Каниже, в тогдашней Австро-Венгерской империи. Сегодня это — территория Сербии, неподалеку от границы с Венгрией. 

Судьба Роберта сразу складывалась непросто: его мать была 17-летней дворянкой, которая вступила во внебрачную связь с бароном из соседнего города Фиуме (сейчас город носит название Риека и находится на территории Хорватии). Чтобы избежать позора, девушка отдала ребенка в семью его предполагаемого отца — Людовика Ороса ди Бартини, и по легенде, покончила жизнь самоубийством. 

Причем фамилия семьи отличается в разных источниках: где-то на итальянский манер Ороса, а где-то — на венгерский, Орожди. В общем, что в этой истории о происхождении Бартини правда, вряд ли уже получится достоверно узнать. 

В 1912 году, когда Роберту было 15 лет, он посетил авиашоу в Фиуме, и впервые увидел полет нашего аса Харитона Славороссова на одном из первых серийных монопланов Bleriot XI. Полет так поразил мальчика, что он навсегда «заболел» авиацией. 

Фотокарточка нашего соотечественника, одного из выдающихся авиаторов 1910-х годов
Фотокарточка нашего соотечественника, одного из выдающихся авиаторов 1910-х годов

Однако планам мальчика пойти изучать самолетостроение не удалось сбыться. Разразилась Первая мировая война, и 18-летний Бартини отправился на фронт добровольцем. Сражался он на Восточном фронте: разумеется, на стороне Австро-Венгрии. Во время знаменитого «Брусиловского прорыва» в 1916 году был ранен, попал в плен и был этапирован в лагерь для военнопленных под Хабаровском, возле поселка Красная речка.

Здесь Роберт Бартини провел четыре года. Причем содержался он вместе с Теодором Соросом — отцом того самого Джорджа Сороса
Здесь Роберт Бартини провел четыре года. Причем содержался он вместе с Теодором Соросом — отцом того самого Джорджа Сороса

В 1920 году лагерь был ликвидирован, а заключенные разбрелись по миру: кто-то остался в Советской России, кто-то решил вернуться на родину. Герой нашей статьи около года прожил в Шанхае, работая таксистом, прежде чем накопил достаточную сумму для возвращения в Фиуме. Правда, по дороге посетил Цейлон и Сирию. 

В 1921 году он решает перебраться в Италию, где начинает постигать авиационную науку — учится на факультете воздухоплавания Миланского политехнического института, параллельно работая на автозаводе в Милане. В том же году он вступает в только что образованную итальянскую компартию и обучается на пилота, чтобы стать ближе к своей мечте — профессии авиатора. 

В 1922 году к власти в Италии приходит Бенито Муссолини, что сильно усложняет жизнь всем итальянским коммунистам. Спасаясь от преследования, Бартини перебирается в страну, где уже провел четыре года, пусть и в не самых комфортных условиях. Он точно знает, что в Советской России его никто не будет преследовать за приверженность идеям коммунизма. 

И на самом деле, нашей стране авиационный конструктор Бартини тоже был очень нужен. Советско-польская война убедительно показала, что современная боеспособная армия невозможна без самолетов — господство в воздухе позволяет выигрывать и отдельные битвы, и целые войны. 

Четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского активно применялся на фронтах Первой Мировой и Советско-польской войн. В начале 20-х годов он морально устарел
Четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского активно применялся на фронтах Первой Мировой и Советско-польской войн. В начале 20-х годов он морально устарел

Работа в СССР и арест

После переезда в 1923 году будущий авиаконструктор меняет имя на более русское: теперь он не Роберто Орос ди Бартини, а Роберт Людвигович Бартини. Причем в некоторых материалах упоминается, что на самом деле Бартини переехал в Россию, поскольку был разведчиком ГПУ и участвовал в операции «Синдикат-2» по ликвидации группы Бориса Савинкова. Мол, так руководство страны наградило Роберта. Но никаких подтверждений этому нет. 

Первым местом работы Роберта Людвиговича в 1924 году стала лаборатория Научно-опытного аэродрома ВВС на Ходынском поле. Там он работал фотограмметристом — изучал данные аэрофотосъёмок и создавал подробные карты. Благо с навыком рисования у Бартини всё было в полном порядке. Один из сотрудников лаборатории вспоминал:

«Он не мог нарисовать чертеж даже простейшего узла, хотя вроде заканчивал технический институт. Но рисовал превосходно. Сидит, бывает, час-другой с закрытыми глазами, а потом — раз…»

Всего за два года Бартини из лаборанта становится экспертом технического бюро. В 1926 году его командируют в Севастополь для работы над самолетом-амфибией. Там он исследует возможности посадки на воду и проводит опыты по влиянию морской воды на корпус. Там его работы помогли:

Всего было выпущено два бомбардировщика МТБ-2
Всего было выпущено два бомбардировщика МТБ-2

В 1930 году Бартини становится настолько заметной фигурой, что лично по просьбе Михаила Тухачевского руководитель ВВС П.И. Баранов утверждает Роберта Людвиговича главным конструктором гражданского воздушного флота. Правда, занимается Бартини больше разработкой военных самолетов. 

Там же, в Севастополе, он начинает работу над экспериментальным истребителем «ЭИ-1», который позже получил название «Сталь-6». Главной задачей было создать самый быстрый самолёт в стране, причём в стальном корпусе. В ходе работы Бартини применил несколько смелых и неожиданных решений:

  • Для снижения лобового сопротивления отказался от традиционного радиатора охлаждения, заменил его на испарительное (конденсатором выступала двойная обшивка крыла, откуда охлажденная вода подавалась в двигатель), а также изменил форму и конструкцию кабины, сделав их максимально обтекаемыми.

  • Придумал инновационный способ надежной сварки конструкционных стальных элементов и их обвязку поясом лонжеронов. Это позволяло самолету выдерживать колоссальные нагрузки при большой скорости полета. 

  • Использовал одноколесное шасси, что должно было повысить жесткость конструкции, надежность, и уменьшить вес. 

Был установлен один из самых мощных на тот момент авиадвигателей Curtiss V-1570 (Conqueror): 12-цилиндровый, имевший мощность 686 л.с.

Схема компоновки элементов самолета «Сталь-6»
Схема компоновки элементов самолета «Сталь-6»
Самолет легко узнать по утопленной в корпус кабине пилота и огромному шасси
Самолет легко узнать по утопленной в корпус кабине пилота и огромному шасси

7 октября 1933 года состоялся первый полет, в ходе которого выявились два недостатка: 

  • Система охлаждения была негерметична, из-за чего из крыльев буквально вырывался пар, что снижало видимость.

  • Обзор из кабины был очень плохим. 

17 июля 1934 года, после нескольких доработок, провели государственные испытания. Летчик-испытатель Стефановский смог достичь скорости в 420 км/ч. Это стало рекордом для всех советских самолетов (но не мировым, как утверждается в некоторых источниках). Например, основной истребитель нашего воздушного флота на тот момент, И-5, мог достичь скорости максимум в 280 км/ч, а знаменитый И-16 — до 360 км/ч. 

После успеха проекта «Сталь-6» Тухачевский собрал комиссию и поручил разработать следующий самолет: «Сталь-8», код И-240. Его уже предполагалось сделать полностью металлическим (у «Сталь-6» хвостовая часть обшивалась фанерой), установить более мощный двигатель 860 л.с. (что позволило бы разгоняться до 630 км/ч), увеличить объем бензобака для большей дальности полета и многое другое. 

Однако в серийное производство оба эти самолета так и не поступили: во многом из-за сложности сборки, высокой стоимости (стране тогда нужен был металл на другие цели) и конструкции испарителя (пар в крыльях все-таки не самая безопасная история). 

Осенью 1935 года под руководством Бартини создается 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с формой крыла типа «обратная чайка». Весной 1937 года провели летные испытания, а позже прототип совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Свердловск — Севастополь — Москва (чуть больше 5000 км) со средней скоростью 400 км/ч. 

На основе «Сталь-7» в 1938 году конструктор В.Г. Ермолаев создает дальний бомбардировщик ДБ-240. Всего их было выпущено 462 единицы, и они в том числе участвовали в знаменитых бомбардировках Берлина в 1941 году

У ДБ-240 была характерная форма крыльев типа «обратная чайка», которую придумал Бартини для «Сталь-7»
У ДБ-240 была характерная форма крыльев типа «обратная чайка», которую придумал Бартини для «Сталь-7»

Еще в 1936 году Бартини разрабатывает самолет ДАР (аббревиатура «дальний арктический разведчик») из нержавеющей стали. Именно в этом проекте он впервые применяет оригинальную схему компоновки двигателей, расположенных соосно, но вращающих пропеллеры в противоположные стороны. Это позволяло уменьшить лобовое сопротивление и получить прирост тяги на 25-30%, что получило название «Эффект Бартини». 

«Летающая лодка» также не попала в серийное производство, по причине сложности конструкции и стоимости. Хотя испытания 1936 года показали, что самолет показывал прекрасные полетные характеристики, и вполне мог бы использоваться для спасения «челюскинцев», если бы был закончен к тому моменту
«Летающая лодка» также не попала в серийное производство, по причине сложности конструкции и стоимости. Хотя испытания 1936 года показали, что самолет показывал прекрасные полетные характеристики, и вполне мог бы использоваться для спасения «челюскинцев», если бы был закончен к тому моменту

14 февраля 1938 года Роберт Людвигович был арестован, и все его текущие проекты были свернуты. Ему предъявили два обвинения:

  • Связь с «врагом народа» Тухачевским, расстрелянным за семь месяцев до этого. 

  • Шпионаж в пользу Муссолини. 

Решением «тройки» Бартини получил 10 лет лишения свободы. Но отправили его не на лесоповал, а в «Большевскую шарашку», где он трудился до 1947. Сначала вместе с Туполевым над легендарным бомбардировщиком Ту-2 до 1941 года, а после — вместе с Томашевичем работал в Омске над проектом реактивных самолетов-перехватчиков. 

До своего освобождения Роберт Людвигович Бартини участвовал в проектировании от 10 до 20 самолётов — точной цифры в архивах не сохранилось. Большинство проектов остались на стадии чертежей и расчётов, а до постройки образца дошёл только один — магистральный транспортный самолёт Т-117. По задумке, его грузоподъёмность позволяла перевозить танки и грузовики. К сожалению, достроить прототип не удалось — проект неожиданно свернули.

Некоторые наработки Бартини по проекту Т-117 (на фото недостроенный прототип) через 10 лет использовали в самолете Ан-8
Некоторые наработки Бартини по проекту Т-117 (на фото недостроенный прототип) через 10 лет использовали в самолете Ан-8

Проекты после освобождения

После освобождения Роберт Людвигович переключил внимание на сверхзвуковые самолеты, работая с 1948 года в Таганроге, а с 1952 года — главным инженером перспективных летательных аппаратов в Сибирском НИИ в Новосибирске. 

В 1954 году он предлагает еще одну революционную вещь — создать сверхзвуковой самолет со стреловидным крылом оживальной формы, который мог бы садиться на воду. Для расчетов Бартини предоставили компьютер БЭСМ-1: в ходе моделирования он проводит более сотни испытаний, подбирая варианты конструкции. 

Через год, в 1955, он представляет два эскизных проекта самолетов, которые могли бы достигать скорости в 2500 км/ч:

  • Бомбардировщик-амфибия А-55, с дальностью 10 000 км, который был бы способен пополнять запасы топлива непосредственно в океане, с надводных кораблей. 

  • Стратегический бомбардировщик-амфибия А-57, с дальностью 14 000 км, способный переносить ядерные заряды. 

Так выглядел проект А-57 Бартини — у США подобный самолет появился спустя несколько лет, B-58 Hustler
Так выглядел проект А-57 Бартини — у США подобный самолет появился спустя несколько лет, B-58 Hustler
А это новый проект NASA — сверхскоростной самолет X-43А. Вот точно, всё новое — это хорошо забытое старое
А это новый проект NASA — сверхскоростной самолет X-43А. Вот точно, всё новое — это хорошо забытое старое

Идею сначала собирались «завернуть», поскольку расчеты показались нереалистичными. Но при посредничестве Сергея Королева (с ним Бартини познакомился в шарашке) проект приняли к рассмотрению. 

Комиссия во главе с тогдашним Министром Обороны Жуковым крайне заинтересовалась проектами сверхзвуковых самолетов — ведь это существенно сократило бы время доставки носителей ядерного заряда. Да и возможность посадки на воду — отличная опция. 

В чем именно была причина отказа от дальнейшей разработки проектов в 1957 году, так и осталось загадкой. Кто-то указывает, что причина — отставка и увольнение Жукова, кто-то — что создание подобных самолетов на тот момент было технически нереализуемым делом. 

Но факт остаётся фактом: идеи Бартини по использованию стреловидного крыла и повышенной аэродинамической эффективности позже нашли применение в первом пассажирском сверхзвуковом самолёте Ту-144 (а также в его западном аналоге — «Конкорде»). Конечно, сама концепция стреловидного крыла появилась задолго до Бартини и использовалась ещё с 1930-х годов, но именно его исследования сыграли роль в развитии этой технологии для высокоскоростной авиации.

Знаменитый Ту-144
Знаменитый Ту-144

В 1956 году, после XX съезда КПСС, Бартини был реабилитирован и смог вернуться в Москву. Там он начинает работу над очередным невероятным проектом: самолетом-амфибией с вертикальным взлетом, и по совместительству, экранопланом. 

В то время Холодная война приближалась к своему пику, и ставка делалась на атомные подводные лодки. Они могли скрытно подходить к берегам противника и выпускать ядерный заряд, которому требовалось пролететь намного меньшее расстояние, чем при наземном запуске за тысячи километров от цели. И как-то с этой напастью нужно было бороться. 

Проект MBA-62 должен был решить проблему. По задумке, он должен был подниматься вертикально только на небольшую высоту, после чего разгоняться по воде за счет «эффекта экрана». При этом самолет нес бы на борту торпеды или глубинные бомбы для борьбы с подлодками. 

При весе 34 тонны аппарат представлял собой «летающее крыло» с газоструйной системой управления и надувными подушками, которые бы позволяли ему садиться на любую поверхность. При этом самолет не опрокинулся бы даже при волнении до 5 баллов. 

Начали испытания с экспериментального самолета Бe-1, конструировать который помогало ОКБ Г.М. Бериева
Начали испытания с экспериментального самолета Бe-1, конструировать который помогало ОКБ Г.М. Бериева
Фотография опытного образца проекта MBA-62
Фотография опытного образца проекта MBA-62

Успех испытаний Бе-1 и МВА-62 показал, что самолёты-амфибии имеют перспективы. Поэтому в 1968 году Бартини вместе со своей группой переходит в КБ им. Г.М. Бериева, расположенное в Таганроге. Там они объединяют усилия с местными инженерами для работы над новым проектом BBA-14

В 1972 году было построено два прототипа. Но разработка двигателей РД-36-35ПР для вертикального взлета, которой занималось ОКБ-36 под руководством П.А. Колесова, задерживалась (к слову, они так и не были завершены). Поэтому первоначально реализовали только режим экраноплана — модификация получила название 14МП1. Первые испытания прошли в 1974 году в Таганрогском заливе, и Роберт Людвигович смог лично убедиться, что его самолет летает. Всего провели 107 полетов общей продолжительностью 103 часа. 

Испытания самолета BBA-14, которые застал Бартини
Испытания самолета BBA-14, которые застал Бартини
Испытания самолета свернули в 1976 году, через два года после смерти конструктора. Сейчас корпус прототипа хранится в музее ВВС в Монино
Испытания самолета свернули в 1976 году, через два года после смерти конструктора. Сейчас корпус прототипа хранится в музее ВВС в Монино

Наследие Бартини

Роберт Людвигович умер 6 декабря 1974 года, оставив невероятное наследие. Антонов и Королев признавали его как гения авиастроения, идеи которого всегда опережали свое время. Да, практически ни один его самолет из более чем 60 проектов так и не стал серийным изделием. Но его работы напрямую повлияли на появление как минимум:

  • бомбардировщика ДБ-240, бомбившего Берлин;

  • транспортника Ан-8;

  • сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144;

  • самолетов-амфибий вроде А-40.

Еще Бартини интересовался живописью, литературой, философией и физикой. Касаемо последней темы, он опубликовал несколько любопытных работ. 

Один из необычных рисунков Бартини
Один из необычных рисунков Бартини

Например, в 1965 году выходит статья «Некоторые соотношения между физическими константами», которая вызвала… Неоднозначную реакцию научного сообщества (некоторые даже посчитали это розыгрышем). Пытливый читатель может прочитать ее по ссылке, и составить собственное мнение о ней. 

В 1974 году выходит еще одна статья «Множественность геометрий и множественность физик» Роберта Бартини и Побиска Георгиевича Кузнецова, в которой авторы высказывают идею о шестимерном мире и предлагают таблицу, устанавливающая связь систем физических величин через пространство-время. Для некоторых это — новая будущая физика, сродни «теории струн», по какой-то причине недооцененная. Другие полагают, что это не имеет никакой научной ценности и больше похоже на бред. Пожалуй, оставим эти споры для читателей в комментариях. 

В интернете активно обсуждается мысль, что «таблица Бартини» — это прорыв на уровне периодической таблицы Менделеева. Например, на всеми нами любимом Пикабу
В интернете активно обсуждается мысль, что «таблица Бартини» — это прорыв на уровне периодической таблицы Менделеева. Например, на всеми нами любимом Пикабу

Но все-таки главным делом жизни Роберта Людвиговича Бартини была авиация. И здесь его наследие и заслуги вряд ли у кого-то вызывают сомнения. Примечательно, что на его могиле на Введенском кладбище написана фраза, которая лучше всего описывает путь конструктора: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных». 

Перед смертью он завещал, чтобы все его бумаги были запечатаны, а вскрыты только в 2197 году — в 300-ю годовщину со дня его рождения. 

Загадочное завещание Бартини

Как думаете, что прочитают там потомки?


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:

-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS

Комментарии (15)


  1. Zenitchik
    03.01.2025 13:08

    Как думаете, что прочитают там потомки?

    В лучшем случае "потерянные труды", имеющие к тому времени только археологическую ценность. А скорее всего - какую-нибудь ерунду, типа "банан велик, но кожура больше".


  1. Zenitchik
    03.01.2025 13:08

    «таблица Бартини» — это прорыв на уровне периодической таблицы Менделеева

    Обе таблицы - это не прорыв, а репрезентация некоторой информации. Вот только у Менделеева она отображала его Закон, который, в свою очередь, был прорывом. А вот таблица Бартини - не содержит ничего неочевидного, зато содержит неверное утверждение о представимости килограмма в системе метр-секунда.


    1. ukhanov
      03.01.2025 13:08

      зато содержит неверное утверждение о представимости килограмма в системе метр-секунда.

      И что, сможете обосновать (собственное утверждение)?


      1. Zenitchik
        03.01.2025 13:08

        Строго доказать, конечно, не могу. Но косвенно на это указывает то, что не существует систем единиц измерения, в которых масса сводилась бы к длине и времени.

        Можно, конечно, натянуть сову на глобус и измерять массу, например, в единицах ускорения, но для этого потребуется константа, заданная через стандартную массу.


        1. exTvr
          03.01.2025 13:08

          Через энергию?/s


          1. Zenitchik
            03.01.2025 13:08

            Ещё через силу можно. Но и энергия и сила - тоже не сводятся к времени и длине.


            1. jbourne
              03.01.2025 13:08

              E = m * c^2

              Дж, кг, м, с - в одной формуле. Есть еще вот такая вот константа.


  1. rdo
    03.01.2025 13:08

    Как бы в ИТ назвали человека, который руководил 60 проектами, ни один не запустил в продакшен, а лишь парочку довел до МВП? Современники могли как угодно его называть, гением, неудачником, но мы через полвека можем видеть результаты его трудов и использование его наследия.


    1. Tim7456
      03.01.2025 13:08

      Справедливости ради нужно отметить что он "УЧАСТВОВАЛ в 60 проектах", а РУКОВОДИЛ гораздо меньшим их числом. Для инженера в промышленности такой показатель может и выглядит не очень, а вот для инженера-исследователя этот результат вполнне стандартен.
      Вы думаете, что у нынешних инженеров которые работают в R&D подразделениях больших IT корпораций этот показатель много больше? Но вот влияние идей, которые они обкатывают на прототипах, огромно!


  1. Serge62
    03.01.2025 13:08

    Спасибо за статью! Не перестаю поражаться скоростью, с которой наши деды превращали карандашный набросок в летающий металл!


    1. zatim
      03.01.2025 13:08

      Тогда с этим попроще было, как мне кажется. Нарисовал чертеж, отнес его в цех, получил деталь. Не надо было ничего годами сертифицировать и согласовывать с десятком проверяющих контор. Ну и денег и ресурсов было побольше, а воровали поменьше.


    1. JediPhilosopher
      03.01.2025 13:08

      Вообще это интересный вопрос, почему именно темп разработки в технике так замедлился.

      Программа Аполлон - меньше 10 лет от начала до первых шагов по Луне. Программа SLS полвека спустя - прошло больше 10 лет, а все что есть - один (или два, не помню) испытательных полета.

      В авиации - например, Як-40 - всего ГОД от начала проектирования до полета первого образца, и еще год до серийного производства. Всякие там Ту-134 примерно 3 года вроде на проектирование и еще пара лет до серии. Сейчас же подобные проекты что у нас, что за границей, жуют по 10+ лет.

      При этом со стороны не кажется что техника стала настолько сложнее.


      1. Zenitchik
        03.01.2025 13:08

        Со стороны кажется, что не стало спешки. Раньше проект делался, чтобы решить актуальную задачу, а теперь - чтобы решить актуальную задачу чуть лучше, чем прежде.


  1. jbourne
    03.01.2025 13:08

    Настоящий пример инженера:

    Он делал, что делал, не потому что платили или любили, а потому что не мог не делать. Хоть и мало что вышло в серию. Хоть и была тюрьма.

    Просто занимался чем хотел и что умел. И получил результат по-итогу и вошел в историю.


  1. S_gray
    03.01.2025 13:08

    Так выглядел проект А-57 Бартини — у США подобный самолет появился спустя несколько лет, B-58 Hustler

    Ну, существенным в этой фразе является то, что B-58 "появился", а А-57 "выглядел". Бартини - очень противоречивая фигура в истории авиации. Честно говоря, многие его проекты самолётов выглядят совершенно нежизнеспособными (летающая сверхзвуковая лодка, ВВА) - это, скорее, чисто исследовательские проекты, на которых отрабатывались какие-то идеи, могущие впоследствии использоваться в реальных конструкциях. Даже более-менее "обычный" транспортник Т117, насколько я помню, строился, как первый транспортник с герметичной грузовой кабиной не круглого сечения, чтобы в нем можно было перевозить военные негабаритные грузы. Он придумал сечение из двух сопряжённых окружностей в виде восьмёрки, но посередине кабины пришлось делать усиливающие стойки, для компенсации изгибающих моментов в шпангоутах от наддува, что сразу убивало решение для негабаритных грузов. Антонов впоследствии нашел более приемлемое решение этой задачи.

    Где-то я читал, что Бартини, благодаря своему незавершенному (если я правильно помню) образованию в Милане имел очень сильную математическую подготовку, в то время, как наши конструкторы (кроме разве что Туполева и может быть ещё одного-двух) были больше инженерами. Поэтому-то Бартини и привлекали для решения различных расчетных задач, касавшихся прочности, аэродинамики и других подобных проблем, где требовалось оптимальное, математически точное решение, с чем он очень успешно справлялся.

    Всё остальное - это больше легенды, подобно, скажем ещё одному "таинственному иностранцу" нашей истории - Вольфу Мессингу.