Привет, Хабр!
В последние годы на рынке появилось огромное количество выпускников курсов по различным направлениям в IT: системный анализ, разработка, управление продуктами, тестирование и многие другие {cource_name}. Однако уровень подготовки большинства из них зачастую не дотягивает даже до минимальных требований для стажера.
И вот, полный энтузиазма выпускник начинает проходить через все стадии принятия неизбежного, сталкиваясь с трудностями поиска своей первой высокооплачиваемой работы.
Сначала наступает отрицание реальности: после того как «идеально» составленное резюме по шаблону разослано десяткам компаний и ничего не происходит. Работодатели не проявляют интереса, а те, кто все же откликаются, пропадают после первого скрининга. И тут начинают закрадываться первые сомнения: что же пошло не так? Однако быстро приходит самоубеждение: «Просто прошло слишком мало времени, нужно продолжать искать. Я же прошел курсы и показал хорошие результаты, да и там обещали, что все получится!»
Теперь ускорим процесс принятия реальности и сразу обозначим итог, который часто сводится к следующему: «Курсы не дали мне необходимых знаний, рынку стажеры не нужны, я зря потратил деньги и приложил усилия... Останусь работать на кассе в пятерочке.»
Так произошло с моим другом. Он с отличием окончил курсы от Яндекс Практикума и уже представлял себя настоящим системным аналитиком. Любую критику о том, что знаний, полученных на курсах, может быть недостаточно, он игнорировал, ведь вежливые наставники уверяли: «Все будет хорошо, главное оплатить следующий месяц и двигаться к светлому будущему.»
В итоге, после нескольких месяцев безуспешных попыток найти работу, он разуверился в себе и просто проводил время за очередной партией в доточку, смирившись с мыслью, что все усилия были напрасны.
Так какой же выход?
На самом деле выход оказался простым — искать работу, которая соответствовала его текущим навыкам. Он был уверенным пользователем ПК и обладал базовыми знаниями, полученными на курсах, что вполне подходило для вакансий в технической поддержке 1–2 линии. Попытка сразу стать системным аналитиком, напротив, была бы тупиковым путем, ведущим к разочарованию и выгоранию.
Техническая поддержка — отличное направление для начинающих. Здесь можно приобрести ценные практические навыки, которые станут основой для дальнейшего карьерного роста. Отработав в этой сфере пару лет, можно уже выбирать практически любое направление для развития.
На своем опыте я встречал большое количество специалистов, которые начинали с технической поддержки: тестировщиков, аналитиков, разработчиков. Погружаясь в работу, они детально изучали продукт, прокачивали свои скилы и со временем переходили на следующую карьерную ступень. Техническая поддержка позволяет понять, как устроены процессы изнутри, и помогает развить важные навыки общения, анализа и поиска решений — именно эти умения ценятся в большинстве IT‑специальностей.
Посмотрев вакансии на hh, убедился, что предложений в сфере технической поддержки действительно много, и есть из чего выбирать. Более того, если потребуется немного «накрутить» опыта, это не составит большого труда. Основное требование к специалисту технической поддержки — быть адекватным, коммуникабельным и готовым обучаться.
Ожидания по зарплате, конечно, не такие высокие, как у системных аналитиков или разработчиков, но для первой работы в IT оплата вполне достойная. К тому же часто есть возможность работать удаленно, что делает этот вариант еще более привлекательным.
Составляем список требуемых навыков и резюме
Основные навыки, которые требуются для работы на 1-й и 2-й линии поддержки:
Базовый уровень работы с базами данных. Необходимо уметь подключаться к базе данных и выполнять базовые запросы на выборку данных. В большинстве случаев такие запросы предоставляются в виде готовых шаблонов. Простое понимание того, как сделать SELECT с условиями или выполнить UPDATE, уже будет достаточным. Изучить данные вещи самостоятельно при прохождении курсов не должно составить труда.
Базовое понимание работы веб-сайта. Необходимо знать, что существует фронтенд, бэкенд и различные виды запросов, такие как GET и POST. Также важно уметь работать с инструментами вроде Postman и Curl. Эти базовые навыки обычно изучаются на курсах. Например, в режиме отладки в браузере можно посмотреть, какие запросы отправляются, скопировать их в формате Curl, а затем импортировать в Postman для выполнения.
Умение работать с Jira, Confluence, для заведение задач и ведения пользовательской документации.
Умение работать с дашбордами для отслеживания состояния сервисов. Например, такие инструменты, как Grafana. Это не является обязательным навыком, но будет полезно хотя бы ознакомиться с тем, как такие системы выглядят и работают.
Ну и остальное - это коммуникация, самая важная не техническая часть.
В целом этих навыков будет достаточно, для того, чтобы успешно устроиться на работу.
Далее мы составляем резюме для друга, в котором описываем его год работы в технической поддержке на зарубежную компанию (неофициально), на первой линии. В его обязанности входило: обработка заявок пользователей, создание багов в Jira, консультирование пользователей по продукту и отслеживание метрик в Grafana.
Потом по данным навыкам немного готовим и придумываем историю и с каждым последующим собеседованиям дополняем.
Заключение
В итоге начали отправлять отклики, и сразу посыпались различные предложения на скрининг и приглашения на технические собеседования. В процессе поиска у друга значительно улучшилось моральное состояние, появилось чувство востребованности, ведь работодатели активно ищут сотрудников в поддержку. Спустя несколько недель у нас на руках оказалось несколько предложений с зарплатой 60 тыс. рублей и возможностью удаленной работы с неплохими условиями и главное возможностью роста в системного аналитика.
Как итог, хочу сказать, что если для вас не критично начинать с большой зарплаты и есть время, которое вы готовы инвестировать в развитие, то, по моему мнению, начать с технической поддержки — вполне хороший вариант. Особенно учитывая, что многие выпускники курсов не обладают необходимыми знаниями, и, возможно, для них это даже единственный путь после завершения обучения.
Спасибо за внимание!
Комментарии (34)
ermadmi78
04.01.2025 16:19Боюсь вас разочаровать, но тех поддержка - это путь в никуда.
В IT не хватало, не хватает и будет не хватать людей, которые пишут качественный код. Порог входа высокий, но, наработав хардскиллы, вы обретёте реальную ценность в глазах работодателя. А там, где порог входа низкий, или вообще никакой, вы обречены стоять в очереди на вакансию на улице. И ещё один самообман - это то, что работая в тех поддержке, вы обретёте какие либо ценные навыки. Ничего вы не обретёте. Действовать строго по скрипту и бояться начальника - это не навык. Вы уверены, что стоит тратить на это время и силы?
PS
А на системного аналитика нужно заходить ещё студентом на старших курсах хорошего технического вуза. А с курсов туда не зайдёшь. Любой разумный работодатель предпочтёт взять студента или вчерашнего выпускника.
ItwithMisha Автор
04.01.2025 16:19Тут тоже зависит от человека, много людей из техподдержки идут дальше и становятся разработчиками, тестировщиками, просто если ты в данный момент не обладаешь минимальными навыками для другой работы, то начать стоит с меньшего.
jackgrebe
04.01.2025 16:19много людей из техподдержки идут дальше и становятся
как говорил Мао Цзедун "Чтобы научиться плавать нужно плавать".
чтобы научиться на разработчика надо заниматься разработкой.
а про тестировщиков я писал здесь:
https://habr.com/ru/companies/netologyru/news/870364/comments/#comment_27742636
такое же днище ИТ как и техсаппорт.
funca
04.01.2025 16:19IT это далеко не только кодинг, да и саппорт бывает разный. Если в организации ITIL это не пустой звук, то работа там может быть очень интересной. Это и управление релизами, и разбор инцидентов, и контроль качества. На третьей линии можно разбираться в коде и программировать. Очень часто саппорт в итоге знает продукт лучше, чем разработка.
С другой стороны можно попасть и в клоаку, где из навыков будет прокачиваться лишь стрессоустойчивость.
В плане бюджетов, саппорт это затраты. Поэтому больших денег там нет даже на высоких должностях. Можно попасть на ненормированный график и овертаймы, получая неплохие надбавки - но это на любителя. Опыт работы в саппорте может расцениваться как минус если решите потом целиться на позиции разработчиков и скорее придётся соглашаться на уровень-другой ниже.
Vitalis83
04.01.2025 16:19У меня в конторе несколько разрабов и системных вышли из саппорта. Просто ребята развивались, спрашивали. Им старшие подсказали где подучить. Удобнее когда человек уже знаком с устройством компании, архитектурой софта. Чем взять дорогущего, но по факту новичка в компании.
sh1ki17
04.01.2025 16:19Ок, пойду корешу который сейчас мидл в сбере расскажу про твой высер. Тип с 0 знаний начинал читать книги в армии в 17 году, пригел устроился в поддержку, через год джун, через 2 года мидл, через 4 синьор по меркам этой шараги. Началось сво и он акредитацию искал через вакансию на hh. Бам, за 15 минут офер прилетед вообще на левую должность с зп x3 на удаленку с 4-х часовым днем.
anaxita
04.01.2025 16:19название компании в студию, где 4 часа рабочий день.
зп х3 это сколько?
с 70к до 200к?
или с 350 до ляма?
Vitalis83
04.01.2025 16:19Любой разумный работодатель предпочтет человека с опытом в бизнесе предпочтет. А на галеры да лучше студентов, ведь его можно до диплома завтраками о нормальной зп кормить.
lmikhal
04.01.2025 16:19Ну, за всех говорить не надо. У нас активно народ двигается из первого уровня поддержки, через второй в третий. И сейчас вырастили внутри консультанта sap и инженера. Так что, все возможно
VaultBoy13
04.01.2025 16:19Вот не соглашусь с Вами. Начинал свой путь к разработчику именно с техподдержки. Отработал 6 месяцев, осознал продукт с точки зрения пользователя, прошел ступень до администратора с более расширенным уровнем доступа и прикоснулся к продукту уже изнутри, параллельно осваивая JavaScript и TypeScript в свободное время, и как только появилась вакансия джуна-фуллстак разработчика - попробовался и без собеседования, зная прежний бэкграунд и пет-проекты взяли не задумываясь. Условия были скромные, но год проработал на позиции джуна, а затем с полученными знаниями вышел на рынок и уже работаю на позиции мидл frontend разработчика в крупной компании. Так что техподдержка дает старт. Помимо моей истории также точно получила работу QA-инженером знакомая, проработав в техподдержке 8 месяцев и пройдя внутри компании стажировку в отдел тестирования.
madman64
04.01.2025 16:19Как же меня тогда взяли. И да если сидеть на работе на техподдержке то ничего не приобретаешь, в смысле там другие навыки, но если приходя домой писать код, настраивать сервисы и т.д. то ты и графана с джира учишь и какой-то код. У меня знакомая через код после техподдержки дата аналитиком уже работает. А что касаемо ВУЗов да они моложе но и у нас есть свои сильные стороны. Чем ты старше тем вьедливее
bibiw_one
04.01.2025 16:19Далее мы составляем резюме для друга, в котором описываем его год работы в технической поддержке на зарубежную компанию (неофициально), на первой линии. В его обязанности входило: обработка заявок пользователей, создание багов в Jira, консультирование пользователей по продукту и отслеживание метрик в Grafana. Потом по данным навыкам немного готовим и придумываем историю и с каждым последующим собеседованиям дополняем.
Печально, конечно, все это..
ermadmi78
04.01.2025 16:19Нарисованный опыт уже тоже перестаёт работать. На входе сейчас просят выписку из электронной трудовой книжки. А её не подделаешь, так как она защищена цифровой подписью. А в ИП и самозанятых разумные работодатели так же потихоньку перестают верить. Обжигались уже.
gun_dose
04.01.2025 16:19Электронная трудовая тоже ничего не гарантирует. Там нет ни стека, ни специфики задач. Программиста 1С в трудовую могут записать как просто программиста.
rmikhailov
04.01.2025 16:19Омг, серьезно ? Последний раз устраивался по ТК РФ эдак где-то году в 15-м, с 18 года ИП и удалёнка, за всю карьеру у меня не то что трудовую книжку - у меня даже диплом никто не спрашивал. Спроси у меня сейчас трудовую книжку - с 90% я бы просто ушел с собеседования, ибо жирный рэд флаг неадекватного работодателя.
ItwithMisha Автор
04.01.2025 16:19В целом для работы в техподдержке ничего такого, туда в целом и без опыта берут, потому-что всему можно научиться на месте, главное желание
mesvobodnye
04.01.2025 16:19Почему-то считается, что техподдержка - это просто. Я в техподдержке (2 линия) 18 лет уже и даже сейчас удивляюсь некоторым вакансиям на hh - простыня требований включает иногда сотрудников наших 4-5 отделов - такой встречается аппетит у работодателя.
Порог входа в профессию и интенсивность работы в последние годы растут быстро. Везде.
ItwithMisha Автор
04.01.2025 16:19В целом я не говорил, что работа легкая, я говорил порог ниже и после курсов реально проще найти работу в поддержку, чем по направлению, которому обучался
Zheleznov
04.01.2025 16:19В небольших веб-студиях вакансия техподдержка = разработчик, поддерживаешь уже готовые сайты и ни с кем не общаешься. Как трамплин для старта это самое то. Вот коммерческий опыт. Будет очень много разносторонних задач, все возможные для любого среднего бизнеса, на разных системах. Это позволит наработать базу, решение типичных задач, понимание о том как всё работает. Главное применять свои навыки, не останавливаться, учиться дальше, больше разрабатывать что-то своё и всё получится
Ava256
04.01.2025 16:19Правильно все пишет автор, хотите войти в ИТ, входите там где входится, а потом разбирайтесь куда двигаться дальше.Главное получать новые навыки и знания и не сидеть долго на месте.
funca
04.01.2025 16:19Понятно, что от безысходности можно соглашаться на любую работу за деньги. Но полезные для работы навыки лучше развиваются в процессе решения профильных задач.
Если хочется заниматься именно кодингом, то идти в саппорт первой и второй линии нет ни какого смысла. Затея сродни пойти в бухгалтерию, HR, клининг или охрану.
На третьей линии можно получить навыки работы с чужим кодом и вредные для разработки привычки делать по-быстрому костыли. В резюме на позиции для программистов это ни чего не даст, скорее добавит работодателю сомнений при прочих равных. Вдумчиво проектировать и делать декомпозицию вы там не научитесь.
IceGerda
А чем попасть в ИТ? Из рогатки можно?