О себе (вступление)
Привет! Немного работаю в горной промышленности, которая сейчас переживает не легкие времена. В рамках данной статьи хочу поделиться методологией сменного планирования вскрышных работ в карьерном предприятии.
Цели методов:
1. Подробно планировать производственные этапы выполнения работ в смене
2. Нормировать каждый этап
3. Получить набор данных позволяющий проводить план‑фактный анализ показателей и отклонений в смене, для дальнейшего управления ими
4. Расчет необходимого кол‑ва самосвалов на работу в комплексе
В разрезе данной статьи я хочу рассмотреть методику по расчету длительности этапов "Движения гружёным" и "Движения порожним" самосвалов подручными средствами, так как на малых плечах применять среднюю скорость по разрезу невозможно.
Вводная часть
Термины:
Экскавация — это работа, выполняемая экскаватором для изъятия объемов горной массы и погрузка ее в самосвал
Транспортировка — это работа, выполняемая самосвалом по транспортировке горной массы от места экскавации до места разгрузки
Плечо транспортировки – это расстояния на которую происходит транспортировка
Провозная – это общий объем горной массы, которая была перевезена самосвалами на определенное плечо
Этапы работ – Основные этапы работ: Погрузка, Движение гружёным, разгрузка, движение порожним.
Хронометраж – принятая норма длительности каждой операции
Наряд – документ, определяющий составы список самосвалов, работающих под определенным экскаватором (Далее Экскаватор + Самосвалы работающие совместно будут называться Комплексом), расстояние транспортировки, и плановый объем экскавации.
Нормирование рейсов
Под нормированием рейсов понимается усредненный показатель длительности рейса и всех его этапов который позволяет определить плановую производительность работы комплекса (Экскаватор-Самосвалы)
Рейс состоит из основных этапов работ:
· Ожидание погрузки – интервал времени вынужденного простоя самосвала, ожидающего своей очереди погрузки находясь около экскаватора,
· Маневрирование под погрузку – интервал времени, за который самосвал устанавливается под ковш экскаватора
· Погрузка – интервал времени, необходимый для погрузки самосвала экскаватором (длительность зависит от объема ковша экскаватора, объема кузова самосвала, вида горной массы)
· Выезд из-под экскаватора – интервал времени, необходимый для выезда самосвала из-под экскаватора для начала движения по маршруту на место разгрузки
· Движение гружёным до места разгрузки – интервал времени необходимый для движения самосвала в груженом состоянии до места разгрузки (характеризуется средней скоростью движения гружёным и расстоянием транспортировки)
· Разгрузка – интервал времени, необходимый для разгрузки
· Движение порожним до места погрузки – интервал времени необходимый для движения самосвала в порожнем состоянии до места погрузки (характеризуется средней скоростью движения порожним и расстоянием транспортировки)
Из описанного выше набора данных создаются нормы времени на каждую операцию и рассчитываются длительности рейсов
Длительность рейса в маршруте на плечо = Ожидание погрузки + Маневрирование под погрузку + Погрузка + Выезд из-под экскаватора + Движение гружёным до места разгрузки + Разгрузка + Движение порожним до места погрузки
В рамках данной статьи я не буду рассказывать, как расскажу каким образом на основе статистики рассчитывать среднюю скорость на любое плечо движения как гружёным, так и порожним. Ведь у каждого рейса будут разные плечи. А нам нужно рассчитать плановую длительность рейса для любого планового плеча.
Движение
Основные этапы движения:
1. Разгон до допустимой скорости
2. Движение на допустимой скорости
3. Снижение скорости
Исходя из вышеописанного расчет времени движения не является линейным.
Методика, проверенная временем
Шаг 1.
Взял статистику о средней скорости движения модели самосвала за длительный период (более 11 000 измерений)
Шаг 2.
Построил график скорости от приведенного плеча (на примере движения гружёным)
Шаг 3.
Построить линию тренда (полиномиальная)
Шаг 4.
Создаем формулу скорости
Шаг 5.
Накладываем результаты формулы, на график, для проверки правильности
Шаг 6.
Рассчитываем среднее время гружёным от расстояния на основе статистики и строим график для информативности
Применение
Используя данные расчеты и встроив их в калькулятор смены можно легко рассчитать потребность самосвалов и исходя из реальной статистики скоростных режимов в зависимости от плеча.
CBET_TbMbI
Что-то разброс большой. При одинаковом плече разница двукратная. А некоторые точки и вовсе идут с разницей в 4-5 раз при одинаковом плече.
Вы собрали хорошую статистику. Теперь можно анализировать, почему рейсы выполняются медленнее остальных. Конечно, если есть задача ускорить процессы. Если это связано с погодными условиями, то с этим вряд ли что-то сделаешь. Если это связано в опытом водителей, тоже не страшно - опыт набирается со временем. Но, возможно, выявятся факторы, которые можно будет устранить (например, изменив транспортную схему или ещё что-нибудь). И благодаря статистике вы сможете даже посчитать насколько будет эффективней производство в целом.
mtop Автор
Это лишь малая часть статистики которая собрана
Скажу сразу, те замечания которые были Вами даны имеют место быть, но как говорится если плана нет, то нет и попутного ветра. основная проблематика которая решается данной методологией это верный расчет длительности рейсы на "короток" при плече до 2,5 км
влияние погодных характеристик на плановое изменение скорости и соответственно результата, планируют далеко не все предприятия, но расчет тоже есть, и он не отображен в данной статье.