Когда задаешься вопросом какими качествами должен обладать бизнес- и системный аналитик, то, как правило, получаешь два списка: один отражает перечень технических, второй – так называемых «софт» или гибких навыков. Я предлагаю посмотреть на этот вопрос немного под другим углом.
Профессиональный бизнес- и системный аналитик – это в первую очередь личность, а уже во вторую (но не менее важную) – специалист. Поэтому и качества я бы описывала не с позиции двух списков, а с позиции треугольника, где основанием является структура личности, над ним надстраивается мышление, и уже на самом верху располагаются навыки. Личностные качества формируют «фундамент», мышление задает «направление», а навыки – «инструменты» для достижения целей и решения задач. И чем ниже слой, тем сложнее его тренировать. А сейчас пройдемся подробнее по каждому из них.
Основание треугольника: структура личности
Это базовые черты, которые определяют личность человека, зачастую формируются воспитанием и жизненным опытом. Они не зависят от конкретных профессиональных задач, но создают фундамент для успешной работы и не только аналитиком.
Качество номер один, которое дает 80% успеха – адекватность (в целом это касается любой профессии). Большинство остальных качеств являются производными. Чем в целом адекватнее человек, тем легче ему адаптироваться к новым условиям, выдерживать критику и коммуницировать с людьми.
Способность оставаться спокойным, когда постоянно отвлекают. А это действительно постоянно: то руководитель уточняет сроки, то разработчик детали по новой функциональности, то тестировщик требования, то заказчик просит срочно помочь с проблемой, то у смежной команды случился прод инцидент, и нужно дать консультацию. Конечно, можно просто не отвечать, сначала сделав все свои задачи, но.. тут важен баланс (то есть здравость\адекватность). Не все входящие вопросы могут ждать часами.
Предрасположенность к порядку и системе. Хаос в документах, несогласованность требований генерируют массу проблем для проекта – и это вершина айсберга. Как правило аналитик является правой рукой руководителя проекта, поэтому помогает налаживать сами процессы в команде (в части коммуникации, статусов задач, документации, планирования и прочее). Чем понятнее и четче процессы, тем легче команде работать.
Ответственность. Умение доводить начатое дело до конца дорого стоит (мы не берем в расчет ситуации, когда задача перестала быть актуальной, и самое лучшее – бросить ее). Еще дороже – готовность справляться с длительными сложными задачами и процессами.
Пусть и звучит очень громко, но любовь к людям (или эмпатия). С нею работать сильно проще, чем без нее, да и веселее, что уж там. Конечно, все задачи будут решены и закрыты и так, однако скорость решения многих вопросов сильно зависит от отношения к человеку.
Как тренировать: сложно, долго и индивидуально. На этом непростом пути поможет саморефлексия, психолог, классическая художественная и психологическая литература.
Средний слой: мышление
Мышление ‑ это способ восприятия, анализа и синтеза информации. У аналитика оно должно быть особенным – системным ‑ способным видеть взаимосвязи, закономерности и структуру в сложных процессах и ситуациях на текущий момент и долгосрочной перспективе.
Рациональный скептицизм. Прежде чем соглашаться с очевидным на первый взгляд вещами важно быть способным задать себе и другим вопрос «Зачем?». Да и никто не отменял того факта, что не каждая идея заказчика хороша.
Аналитический склад ума. Это способность разбивать сложные задачи на части, находить взаимосвязи и противоречия, видеть риски. И наоборот, способность видеть общую картину целиком и фокусироваться на главном.
Прогнозирование. Предвидение последствий своих решений позволяет корректировать действия здесь и сейчас.
Профессиональное чутье. Едва ли можно отнести к мышлению, однако оно глубже, чем просто навыки, ‑ это скорее смесь навыков, опыта и рефлексии. Чутье сильно сокращает время на принятие решений, поиск источника проблемы, а также «слабых мест».
Как тренировать: сложно, но проще, чем в первом случае.
Развивайте привычку визуализировать – если система состоит из большого количества составных частей, сложных взаимосвязей – рисуйте! На бумажке, в xMind, Miro, где угодно, главное увидеть всю картину целиком.
-
Прокачивайте навык превращать хаос в структуру – начните со своих ежедневных задач рабочих и жизненных.
Они все хранятся в голове (и скорее всего часть забывается)? Пишите списки в блокноте, Trello, заметках на телефоне, а потом зачеркивайте, удаляйте или ставьте галочки на сделанной задаче.
Задачи не просто должны быть выполнены, а в определенный срок или часть дня? Составляйте расписание на неделю и ставьте будильники.
Врач назначил сложную схему приема витаминов? Составляйте табличку.
Думайте о последствиях - Увидели проблему? Подумайте, не вызовет ли её решение новых сложностей. Или подумайте, как принятое решение может развить ситуацию в кратко и долгосрочной перспективе.
Анализируйте чужие кейсы - Изучайте, как компании или авторитетные для вас люди решают сложные задачи, анализируйте их подходы. Наблюдайте, как выстроены привычные процессы в окружающем мире (как удается быстро подать вкусный кофе в любимой кофейне).
Тренируйте мышление через игры – отлично подходят шахматы, настольные стратегии.
Верхушка треугольника: навыки (вот о них и говорят)
Навыки ‑ это то, что аналитик применяет в работе ежедневно, что позволяет непосредственно решать поставленные задачи. Здесь уже навыки делятся на технические и «софт» или гибкие.
Технические навыки
Работа с инструментами управления данными: базы данных (Oracle, MSSQL Server, PostgreSQL и др.), язык запросов SQL, большие данные (Hadoop, Spark и др.)
Моделирование процессов и визуализация компонентов системы: использование схем и диаграмм для визуализации (нотации UML, BPMN, IDEF; программы - MS Visio, draw.io, PlantUML, Enterprise Architect)
Прототипирование интерфейсов: Balsamiq, Figma, Axure
Документирование требований: создание четкой, структурированной документации (ГОСТ-34, ГОСТ-19, IEEE STD 830-1998 и др.)
Понимание архитектуры систем: клиент-сервер, микросервисы и др.; работа с API протоколами (REST, SOAP API) и обменными форматами данных (JSON, XML)
Владение инструментами аналитики и отчетности: Excel (формулы, сводные таблицы, макросы), Tableu, Power BI.
Знание методологий разработки ПО: Waterfall, Agile (Scrum, Kanban) и др.
Понимание специфики доменной области: банковский сектор, медицина, телеком, машиностроение, добывающая промышленность, e-commerce и др.
Работа с проектным ПО: Jira, Confluence, Miro, Trello, MS Project
Тестирование: понимание основ тестирования для участия в приемочном тестировании (UAT)
Базовые навыки программирования: необязательно, но является плюсом (Python, Java, JavaScript)
Базовые знания о защите данных и конфиденциальности.
Бизнес-аналитику чаще важны инструменты моделирования, прототипирования, коммуникации и управление проектами. Системному аналитику больше нужны навыки работы с данными, API, архитектурой систем и техническими аспектами.
Как тренировать: наиболее просто из всего, т.к. это конкретные знания, которые можно найти в специализированных книгах, на обучающих курсах.
Гибкие навыки
Умение отстаивать свою точку зрения. Для аналитика очень важно глубоко разбираться как в доменной области, так и в выбранном подходе реализации системы, это позволяет не брать в работу нецелесообразные изменения, исключить субъективные предпочтения, сбалансировать интересы всех сторон.
Умение задавать вопросы. Звучит очень просто, однако по опыту могу сказать, что это талант, навык, который осваивать и осваивать. И самый цимес в том, чтобы найти такой вопрос, который вскроет массу непонятных моментов для дальнейшей проработки. А еще терпеливо дожидаться ответа (далеко не все любят отвечать на неудобные вопросы).
Переговорные навыки. В командах работают в первую очередь люди и уже во вторую (но не менее важную) профессионалы. И так как бизнес- и системный аналитик является связующим звеном между всеми участниками процесса, очень важно знать подход к людям и уметь с ними договариваться.
Умение объяснять сложное простым языком. Мастерство аналитика проявляется в том, насколько просто он может объяснить сложные технические концепции и решения пользователям и бизнес-смысл разработчикам.
Умение организовывать и вести встречи. Регламентированные по времени встречи, обсуждение заранее заявленных тем, единое понимание итогов и ответственных очень сильно упрощают работу всей команде и снижают долю хаоса.
Умение держать в памяти множество деталей. И чем дольше работаешь на проекте, тем больше всего нужно помнить (детали по текущей разработке, а также в ретроспективе на всю глубину истории проекта). Можно и не помнить, конечно. НО! Баллов в карме однозначно прибавится, когда древних писем уже нет в почте, но 100% Иван Петрович приходил вот с такой проблемой 2 года назад, и мы ее так-то решили.
Как тренировать: практика, практика и еще раз практика.
Участвуйте в публичных выступлениях – участвуйте в презентациях, митапах или даже конференциях, рассказывайте о своей работе команде.
Практикуйте активное слушание – на встречах концентрируйтесь на собеседнике, задавайте уточняющие вопросы и анализируйте ответы.
Изучайте методики по задаванию вопросов – используйте такие вопросы, как "Почему?", "Что случится, если?", "Что мы еще не обсудили по этой теме?", "Как вы видите реализацию этой функции?", "Я правильно понимаю, что?", «Мы уверены, что?», «Какие есть альтернативы?», "Как это решение повлияет на другие системы?".
Используйте методики тайм-менеджмента, такие как Pomodoro, матрица Эйзенхауэра, подход GTD (getting things done), Kanban и др.
Читайте книги – изучайте литературу по логике, решению конфликтных ситуаций, ведению переговоров (например, учебник для средней школы С.Н. Виноградова и А.Ф. Кузьмина «Логика», Роберт Чалдини «Психология влияния», Роджер Фишер «Переговоры без поражений» и др.).
Рефлексируйте - в конце дня анализируйте, что было сделано и где можно было улучшить, какие были ошибки.
Все это только выглядит очень громоздко и сложно, однако при должном настрое и с интересом удастся стать хорошим (а лучше успешным) бизнес- и системным аналитиком. Всяческих успехов в выбранном пути!
P.S. Еще больше всего интересного на моем телеграмм канале АналитикНаводитПорядок. Подписывайтесь и приглашайте друзей/коллег/знакомых, кому может быть полезно и интересно.
Комментарии (20)
EchoA
20.01.2025 10:15Здравствуйте! Подушню: в русском языке нельзя быть просто "адекватным", можно быть только адекватным чему-либо.
o_bryzgalova Автор
20.01.2025 10:15Добрый вечер! Да, справедливое замечание. Одним сообщением хочу ответить и на Ваш комментарий, и @beskov.
Если рассматривать "адекватность", как соответствие чему-либо, то в этом случае это будет соответсвие окружающему миру: ситуации, требованиям, реальности, обстоятельствам, ожиданиям.
Я в своем посте больше увязывала "адекватность", действительно, с "нормальностью" (общим здравым смыслом), то есть со способностью человека правильно воспринимать, понимать и реагировать на окружающую реальность или конкретные обстоятельства. Правильно здесь, на мой взгляд, это тот формат взаимодействия, который позволяет реализовать задачи данного проекта в достаточно приятной атмосфере. Сюда можно отнести уместность, договороспособность, восприяние критики/похвалы, поведение в конфликтных ситуациях.
Например, на одном из интервью девушка сказала, что мы ей очень понравились, и она очень хочет спеть нам песню своего сочинения. Опешив, мы все же отказались. Однако она оказалась весьма настойчивой, в итоге мы услышали стихи песни без музыки. К девушке никаких вопросов, а только к ее поведению: на собеседовании на должность аналитика это выглядело "неадекватно", а например для актерской вакансии или какой-то развлекательной - более чем.
Myrmurenok_iss
20.01.2025 10:15Здравствуйте! Очень полезная статья. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете адекватность на собеседовании? Какие методики по оценке адекватности вы используете?
o_bryzgalova Автор
20.01.2025 10:15Спасибо, очень приятно! Не могу сказать, что есть какая-то определенная методика, однако внимание обращаю на такие моменты:
может ли дослушать вопрос до конца
отвечает ли кандидат по существу или же избыточно растекается мысью по древу
насколько стабилен его/ее эмоциональный фон (волнение в расчет не берем) (например, есть ли раздражение или просто отвечает на поставленный вопрос)
что именно он говорит о себе, уважителен ли к своему опыту (были случаи, когда говорили что-то вроде "вы меня не возьмете скорее всего", ну и не брали по итогу)
прошу рассказать, как повел бы себя в определенной (конфликтной) ситуации
аналогично, только в ситуации, когда очевидно, что не прав или не успеват сделать задачу вовремя
-
бывали ли ситуации цейтнота и как справлялся с ситуацией (при этом обращаю внимание, какими именно словами человек описывает ситуацию, иногда они о много м говорят; или же можно дать задание на время - решить задачу, тоже может быть показательно (и я не про сам ответ))
zmeyfmru
20.01.2025 10:15В структуре личности "забыли" упомянуть нравственные качества. Если хозяин предприятия вор, а человек не хочет работать на вора, то вся остальная пирамида теряет смысл.
Temakan
20.01.2025 10:15-
Прототипирование интерфейсов: Balsamiq, Figma, Azure
Надеюсь, это опечатка. Я понимаю, что Вы использовали вспомогательные средства для написания статьи. Но есть большая разница между генерацией текста для пункта "умение держать в голове множество деталей" или "умение задавать вопросы" и реальными технологиями и фреймворками. Уже не 2024 год, люди перестали читать абзацы простого текста и либо пробегают по ключевым словам, либо по заголовкам. Кроме того, интереснее всего в данной статье почитать именно про технологии и фреймворки - для выявления чего-то незнакомого или малознакомого, чтобы подтянуть или выучить. И вот тут у статьи возникают проблемы. Зачем ставить MS Project в один ряд с миро и конфлюенсом? Это очень специфический продукт. То же самое с джавой - это не язык программирования для "подучить за денёк". Питон и js - без вопросов, но не дай бог кто-то полезет учить джаву после Вашей статьи.
o_bryzgalova Автор
20.01.2025 10:15Я по пунктам прокомментирую Ваше сообщение:
Да, опечатка. Спасибо большое, что заметили, уже исправила
Генерация текста - данный вывод сделан поспешно, никакой генерации, а личный весьма длительный опыт. Руководитель на моем текущем проекте обладает "черным поясом" в умении задавать вопросы. Я на практике слышу, что именно он спрашивает, как его вопросы попадают в цель и вскрывают серые области. Насчет деталей, аналогично, их неимоверное количество, и виден результат, когда помнишь их, а когда нет.
Насчет того, что люди перестали читать абзацы текста - интересное замечание, обращу внимание
Что интересно читать, а что не интересно - здесь невозможно попасть в интерес каждого человека, к сожалению, для одного написанные инструменты давно известны, для другого - в новинку.
MS Project - да, он в значительно большей степени используется руководителями проектов. Однако, по моему опыту бизнес-аналитики часто привлекаются к пересмотру плана, сроков. И иметь общее представление о том, что такое MS Project, на мой взгляд, не лишнее.
И Java - тут я с Вами согласна, что это не история про пролистать книгу за вечер и понять. Я здесь сделала акцент, что знание не обязательно, но если человек умеет/практикует, то лишним не будет. Тем более, если есть желание изучить, то кто может помешать :-).
Temakan
20.01.2025 10:15Про поспешность вывода о генерации текста готов согласиться: отсутствие воды, ёмкость формулировок и наличие мелких опечаток говорят о том, что статья писалась самостоятельно. Спасибо за честный труд.
По поводу MS Project: это громоздкий продукт, использование которого обосновано только на крупных проектах вроде строительства ЖК или в нефтяной отрасли. Либо вся компания от него страдает (несмотря на все неоспоримые плюсы), либо его заменяют наколеночными инструментами. Диаграмма Ганта и проджект - это всё таки не одно и то же. Поэтому я бы не советовал никому его учить. Если на проекте есть требование туда лезть - то надо засучивать рукава и как в анекдоте про аварийщиков в канализации: "учись, студент, а то так и будешь ключи подавать".
К тому же я не знаю, как MS Project пережил санкции. Надеюсь, у российских аналогов будет несколько продуктов на замену ему одному - уж очень там много лишнего понапихано.
Если у Вас есть информация о том, что сейчас для этого можно использовать - буду благодарен за референсы.
-
ValeryGL
20.01.2025 10:15Спасибо за статью! Люто плюсую: то, что у других людей считается софтскиллами, у аналитика - харды :д
N_niko
20.01.2025 10:15Автор, спасибо за статью. Я бы добавила в основу любопытство (любознательность, способность увлекаться явлениями, темами и предметами, интерес к наблюдению и исследованию)
o_bryzgalova Автор
20.01.2025 10:15Да, я тоже думала про любопытство, меня смутило толкование)) В Вашей интерпетации его можно добавить. Я тут в словарь Ожегова заглянула, там два определения: 1) Мелочный интерес ко всяким, даже несущественнымподробностям (это нам не подходит); 2) Стремление узнать, увидеть что-н. новое, проявление интереса к чему-н. (а вот это берем)
Gippz
20.01.2025 10:15В целом, всё правильно и относится не только к ИТ. Но мне кажется, что личность и мышление - вещи не тренируемые. Я в 50 стал аналитиком 1С и сразу хорошим. Но может причина с том, что я в молодости был учёным-химиком, потом внедренцем бухгалтерского ПО и бизнес-консультантом, а затем главным бухгалтером? И везде я относился к работе как к науке, где нужно понимать причины, а не следствия? А если нет этого задротства с детства, то и не станешь вдруг по любому поводу анализ применять. Я вот в ТЗ сначала кратко описываю зачем вообще задача возникла, но никто из разработчиков и не пытается этого понять - у них принцип "копать отсюда и до обеда". Совсем другое мышление.
o_bryzgalova Автор
20.01.2025 10:15"Я в 50 стал аналитиком 1С и сразу хорошим" - с новой работой и новой должностью человек не обнуляется :-), а продолжает наращивать навыки и жизненный опыт. И, учитывая Ваш послужной список, удивительно, если бы Вы НЕ стали хорошим аналитиком.
Насчет того, что мышление и личность - не тренирумы. Я все же за то, что они сложно, но все же тренируемы. Например, если человек осознает в себе необходимость стать ответственным, тогда как первые 35 лет жизни не был таким, то в его воле подумать, какие привычки он может изменить и двигаться в этом направлении. Вопрос нужно ли это человеку.
Irit_LS
Хорошая статья. Считай готовый план для составления вакансии и проведения собеседования: от основания до верхушки.
o_bryzgalova Автор
Спасибо большое!
ValeryGL
Насчёт готового плана я бы посомневался... Технические навыки и знания проверить можно, а вот личностные характеристики и мышление - как? Спрашивать "а у вас есть системное мышление?" понятно, что ответят. Давать логические задачи - глуповато, да и что они покажут. Остаётся только экспертная оценка в ситуации, приближенной к боевой.
Или есть серебряная пуля?
o_bryzgalova Автор
Серебряной пули точно нету)) (или мне она пока не известна)
Я тоже больше за моделирование ситуаций, чтобы посмотреть, как человек рассуждает. И желательно, чтобы эти ситуации были максимально приближены к реальным задачам на проекте, а не теоретизирование, так легче оценивать ответ, т.к. понимаете, реально сработал бы такой подход или нет.