Представление в двух действиях с прологом и картинками.

Пролог.

23 января 2025 года ракета-носитель «Великий поход-6А» вывела в космос очередные 18 спутников китайской телекоммуникационной группировки Qianfen. Теперь на орбитах находятся 72 спутника этой системы.

Пуск "Чанчжэн-6А" (Y6) 23.01.2025 г.
Пуск "Чанчжэн-6А" (Y6) 23.01.2025 г.

 

Действие первое: однажды лебедь, рак и щука

Эта история началась в 2010-х годах, когда идея о создании низкоорбитальных группировок стала овладевать массами. Предприниматель и бывший инженер аэрокосмической отрасли из Германии Маттиас Спотт (Matthias Spott), решил заняться бизнесом в этой сфере. Свою идею он придумал примерно в то же время, что и Илон Маск, и начал разрабатывать бизнес-план, техническую и коммерческую концепцию спутниковой группировки широкополосной связи. Это должен был стать чисто европейский проект, без всех этих заокеанских харизматичных сумасбродов. По планам Спотта, в 2025 году на орбитах ~1050 км. должны будут находится примерно 300 спутников. Затраты: около четырёх миллиардов евро. Для работы спутников нужны радиочастоты. Для распределения и координации радиочастот во всем мире Международный Союз Электросвязи организовал и поддерживает Между-народный главный регистр частот (MIFR). Действуя под эгидой ООН, МСЭ выдаёт лицензии на доступ к радиочастотам только национальным правительствам. Причём чем раньше подана заявка в МСЭ, тем она приоритетнее: все последующие спутники обязаны не мешать работе ранее запущенных. В начале очереди оказались европейские государства, например Лихтенштейн, с населением 39000 человек. Спотт приобрёл права на радио-частотный диапазон у лихтенштейнской компании Trion Space, получившей частоты Ка-диапазона в 2014 году. В то время Спотт даже опередил SpaceX: компания Маска получила лицензии от Норвегии на 10 дней позже. Неизвестно, во сколько обошлась сделка немецкому предпринимателю, но сегодня этот актив оценивается в 10-12 млрд. долларов. Однако попытки Спотта найти европейских инвесторов для финансирования проекта оказались не очень удачными. Но однажды он познакомился с деловым человеком из Китая Чжоу Дачуаном (Zhou Dachuang).

Чжоу начинал конструктором в CAST, был руководителем департамента в корпорации China Great Wall Industry, в 2007 г. основал компанию Beijing Hede Aerospace Technology Co. Это были ещё "те годы". Европа спокойно принимала китайские инвестиции в самых разных областях, и космос не стал исключением. Pourquoi бы и не pas - у европейцев есть идея (и частоты), у азиатов есть деньги. Стороны ударили по рукам. Спотт будет исполнять обязанности генерального директора, китайский исполнительный директор Shawn Shey возглавит коммерческие операции, Чжоу будет курировать проект из Шанхая. Немцы будут управлять технической стороной бизнеса, а китайцы в основном будут контролировать коммерческую часть. Компанию назвали Kleo Connect. Чжоу организовал консорциум китайских инвесторов, которые скинулись на 93,5 (по другим источникам 120) миллионов евроденег. Затем, поэтапными платежами, китайцы довели свою долю в компании до 53%. Стороны заключили довольно сложное инвестиционное соглашение, пронизанное договорными обязательствами и сроками.

Но недаром многие китаеведы говорят, что если на Западе все решается при подписании контракта, то в Китае это только начало переговоров. Разность корпоративных культур, менталитетов участников, да и геостратегических интересов не способствовали плодотворной работе. В Kleo Connect cтали возникать споры по мелким и крупным поводам, начиная от найма персонала и заканчивая выбором производителей спутников. Обе стороны подали десятки исков в европейские суды. Немецкие партнёры обвиняли китайских инвесторов в попытке украсть лицензии для использования в их родной стране. Китайские спонсоры утверждали, что немцы с радостью взяли деньги, а затем за их спиной сговорились продать лицензии новому покупателю в США, связанному с Пентагоном (об этом ниже). Спотт обвинил китайцев в невыполнении контракта. Чжоу обвинил Спотта в намеренной задержке подписания документов и саботаже проекта. Каждый из них отверг обвинения.

За то время, пока европейцы, ответственные за техническую часть, искали кто же будет изготовлять реальные спутники, китайская сторона привлекла к этому Шанхайскую академию микроспутников SECM, и в 2018 году создала компанию Yuanxin Satellite, она же Shanghai Spacecom Satellite Technology (SSST). В этот момент немецкие партнёры задумались над тем, в чем смысл жизни, кто бежит за пилснерским какова будет их роль, если спутники будут построены и запущены из Китая и будут обслуживать преимущественно китайский рынок. И поинтересовались этим у партнёров. Китайцы заявили, что у них не было выбора, кроме как выбрать SECM, поскольку ни один европейский производитель не может поставить спутники в сжатые сроки после того, как распри и дрязги задержали проект. Немцы заявили, что SSST — это связанная с военными компания, в которой большинство акций принадлежит государству, специально созданная для проникновения в западные спутниковые проекты. Чжоу отвечал, что у китайских военных есть свои спутники, и им эта группировка на дух не нужна. А если вдруг, чисто случайно, она всё же будет использоваться в военных целях, то власти Лихтенштейна имеют полномочия закрыть её. Что на самом деле Kleo Connect это коммерческий проект, у которого уже есть солидные потенциальные клиенты – китайский рыболовный флот и порт Шанхая. Китайцы попытались выкупить европейскую часть компании, но времена стали меняться, и правительство Германии запретило выкуп европейской доли Kleo Connect GmbH.

Пока адвокаты сторон кидались друг в друга банановыми шкурками взаимными обвинениями, ракета-носитель «Куайчжоу-1А» в 2019 году отправила в космос первые два спутника Kleo-alpha и Kleo-beta. А в 2021-ом ещё два. В конце концов заявку на частоты надо подтверждать делом, а то её можно и лишиться (и об этом ниже). Однако это только усилило подозрения немцев — они заявили, что все это доказывает, что китайские партнёры использовали ресурсы Kleo Connect для своего собственного предприятия в Китае.

Инфографика  @AirLibra
Инфографика  @AirLibra

Действие второе: у нас длинные руки

В этот момент на сцене появляются Ирландия и Америка (и немножко Россия), в лице ирландского предпринимателя Деклана Гэнли (Declan Ganley). "Немножко Россия" потому, что в смутные 90-е, тогда ещё молодой Гэнли занимался продажей российского алюминия и латвийского леса, предлагал помочь с привлечением американского бизнеса для строительства аэропорта международного класса на базе российского военного аэродрома. Велись некие переговоры, американцы приезжали в Вологду и внимательно изучали аэродром гарнизона Морской авиации Северного флота. Российскую строну даже приглашали в США, но в итоге Гэнли сообщил, что "американские инвесторы не заинтересованы." В 2004-м посолидневший Гэнли, выражающий тревогу по поводу "стратегии коммунистического Китая в отношении коммуникационных сетей", называющий себя одним из "первых голосов, предостерегавших относительно ситуации с Huawei" основал компанию Rivada Networks. Она специализировалась на коммуникационных технологиях для армии и полиции США и имела прекрасные отношения с республиканской партией. Среди инвесторов компании числятся поддерживающий Дональда Трампа миллиардер из сферы технологий Питер Тиль и бывший чиновник администрации Дж. Буша-младшего Карл Роув. В совет директоров вошли бывший госсекретарь Майк Помпео, Мишель Флурнуа - заместитель министра обороны при Б. Клинтоне и Б. Обаме, британский лорд Чарльз Гатри - экс-начальник штаба обороны британских вооружённых сил, и другие лица. Rivada создаёт европейские представительства для лицензирования и эксплуатации спутниковых сетей и выкупает права на радиочастоты у Kleo. Марк Риголле (Mark Rigolle), ранее гендиректор O3b Networks, приходит на работу в KLEO Connect GmbH. Пост директора одной из "дочек" предложен лихтенштейнскому принцу Михаэлю. По условиям МСЭ Rivada должна запустить 10% группировки к сентябрю 2023 года.

По его словам, Гэнли предлагал выкупить оставшуюся у китайцев долю компании. «Нам неизвестно ни о каком выходном предложении со стороны Ривады», — отвечает управляющий директор Kleo. «В принципе они все поддерживают проект, но из-за разногласий между инвесторами прогресс невозможен» говорит Риголле. Вероятно, это совпадение, но именно в этот момент у маленького, но гордого Лихтенштейна кончается терпение. Придя к выводу, что совместное предприятие Kleo "больше не способно осуществлять свою деятельность из-за серьёзных разногласий на уровне акционеров", он аннулирует частоты Trion Space. И одобряет новое соглашение об использовании Ривадой полосы частот спутниковой связи Лихтенштейна. "Здесь, в Лихтенштейне, я почти уверен, они думали: это маленькая страна и ещё меньшая власть, они могут нас приструнить", — заявляет глава регулирующего комитета Шнепфляйтнер. "Поскольку мы очень маленькая страна, нас очень часто принижают, но мы так же часто доказываем, что они неправы". Гэнли убеждён, что он отобрал частоты у азиатских инвесторов: "китайцы больше не будут никоим образом участвовать, они исключены".

После сделки с Ривадой ситуация в Kleo накаляется до предела и завершается обоюдным увольнением управляющих директоров. Гэнли доволен, в 2022 году он представляет проект "сверхбезопасной и отказоустойчивой орбитальной сети Outernet": 600 спутников в 24 орбитальных плоскостях, лазерная связь между спутниками, глобальный охват. В Мюнхене основывается Артель Рога и Копыта Rivada Space. По словам Гэнли, проект финансируют инвесторы из материнской Rivada Networks, спутники будут построены компанией Terran Orbital. В 2023 году объявляется о заключении контракта с Terran Orbital Tyvak на изготовление 300 аппаратов. Контракт на $2,4 млрд. должен быть исполнен до 2026 г., и это будет лишь половина из запланированных 600.

Схема составлена пользователем соцсети X @ClosertoSpace
Схема составлена пользователем соцсети X @ClosertoSpace

А что же китайцы? Невозмутимо следуя великому принципу У-вэй, согласно которому вся деятельность человека должна соответствовать естественному ходу вещей, SSST основывает Gesi Aerospace, которая в гараже в сарае на коленке начинает заниматься производством КА, количество спутников объявляется в 14000 штук, финансирование достигает 7 миллиардов. Юаней. Группировка получает название Qianfan (Thousand Sails Constellation/SAILSPACE "Созвездие Тысячи парусов"), заключаются соглашения на предоставление услуг в Бразилии, регистрируется торговая марка в России, ведутся переговоры с Малайзией, Пакистаном, Оманом (насчёт глобальных клиентов всё оказалось правдой?). Первая партия серийных аппаратов запускается летом 2024 г. И да, в том самом радиочастотном диапазоне...

Финал, или ещё нет?

Тем временем у Ривады дела идут как-то ни шатко ни валко. Обязательные раскрытия информации производителя спутников Terran Orbital, акции которого торгуются на Нью-Йоркской бирже, показали, что Rivada Space заплатила лишь незначительную часть из согласованных миллиардов долларов на строительство первого транша из 288 спутников. В итоге Terran Orbital исключила сделку с Rivada из своего портфеля заказов, что сократило его на 88% — с $2,7 млрд. до $312,7 млн. Большая часть оставшихся контрактов связана с программами, в которых участвует Lockheed Martin.

Снова просыпается Fürstentum, известное своими средневековыми замками, альпийскими ландшафтами и туристическими тропами. "15 ноября 2024 г., 16:04 Немецко-американская компания Rivada, которая, как сообщается, планирует создать группировку спутников LEO с частотами Лихтенштейна, испытывает серьёзные проблемы. Управление связи Лихтенштейна отозвало частоты Ривады, поскольку не был внесён залог на общую сумму 20 миллионов швейцарских франков, сообщает ежедневная газета Liechtensteiner Vaterland. Даже первые 5 миллионов франков были переведены в государственную казну только после напоминаний. "У офиса есть опасения по поводу финансирования проекта, и теперь оно потеряло доверие к Риваде", - информируют СМИ.

"14 ноября 2024 г. ПАРИЖ. По словам представителей отрасли, регулятор телекоммуникаций Лихтенштейна аннулировал лицензию, выданную компании **Rivada Space Networks** на крупную широкополосную группировку низкоорбитальных спутников, в результате чего компания Rivada лишилась приоритета в регулировании, который она считала одним из своих ключевых активов. Этот шаг был сделан в начале октября, но не был опубликован Управлением по коммуникациям Лихтенштейна. Rivada подала апелляцию на решение, но апелляция не приостанавливает решение об аннулировании лицензии."

"Lockheed Martin объявила о намерении приобрести компанию Terran Orbital, специализирующуюся на производстве космических аппаратов. Сделка оценена в $450 млн и должна завершиться в четвёртом квартале 2024 года. Это приобретение поможет Terran Orbital избежать финансовых проблем, с которыми она столкнулась в последнее время.  На момент покупки финансовое состояние Terran Orbital оставляло желать лучшего. Денежные резервы компании на конец июля 2024 года составляли менее $15 млн, а объем долга достигал около $300 млн."

Завершая четвёртый квартал Ривада по-семейному празднует новый год и рисует граффити (или это авангард?).

Qianfan запускает четвёртую группу спутников, тестирует доступ в интернет с океанского лайнера (так никто не врал и про морских клиентов??), открывает дочернее предприятие в Казахстане, и тоже уходит на празднование нового года. По китайскому календарю.

“Согласно официальному сообщению, тестирование было проведено компаниями Shanghai Yuanxin Satellite Technology Co., Ltd., China Mobile Hong Kong Co., Ltd. и Star Travel Ocean. Тестеры выполнили эту ключевую задачу по проверке связи, когда круизный лайнер проходил мимо Гонконга, подключив данные низкоорбитальной спутниковой широкополосной сети, предоставленные Qianfan Constellation, к платформе управления сетевым облаком China Mobile Hong Kong Limited.”
“Согласно официальному сообщению, тестирование было проведено компаниями Shanghai Yuanxin Satellite Technology Co., Ltd., China Mobile Hong Kong Co., Ltd. и Star Travel Ocean. Тестеры выполнили эту ключевую задачу по проверке связи, когда круизный лайнер проходил мимо Гонконга, подключив данные низкоорбитальной спутниковой широкополосной сети, предоставленные Qianfan Constellation, к платформе управления сетевым облаком China Mobile Hong Kong Limited.”

Источники:

https://www.tagesanzeiger.ch/zoff-um-riesiges-weltraumprojekt-aus-liechtenstein-486754623688

https://www.ft.com/content/f1f342ab-d931-44ca-bf0d-f7762db76982

https://www.2430group.org/our-work/china-lawfare-and-the-contest-for-control-of-low-earth-orbit

https://www.sueddeutsche.de/wirtschaft/raumfahrt-breitband-internet-eu-1.5229747

https://archiv.llv.li/files/ak/20230227_ak_rivada-ag_verfugung-vorlaufige-frequenzzuteilung_en-us-preliminary-frequency-allocation-order-ak-web.pdf

https://habr.com/ru/news/571544/

Комментарии (3)


  1. VasVovec
    23.01.2025 12:12

    Я так и не понял, что в итоге. Лихтенштейн китайцам не запрещал использовать их частоты?


    1. AsugMan Автор
      23.01.2025 12:12

      Вроде как нет, их заявка для Цаньфаней действующая. Для подтверждения к 2027 должны вывести 10% группировки.


  1. pae174
    23.01.2025 12:12

    По ходу вспомнилось, что в России в 2022 запустили спутник Скиф-Д с целью "защиты ранее выданного частотного ресурса". Что-то типа того, что если бы не запустили Скиф-Д, то частоту отобрали бы как неиспользуемую и тогда ой.