Привет, Хабр! В продолжение темы доступных новогодних подарков для гитариста, сегодня я расскажу о не самой дешёвой, но и далеко не дорогой электрогитаре Harley-Benton CST-24HB Charcoal Flame.
Это весьма качественный универсальный инструмент, подходящий для всех музыкальных стилей, от самых лёгких до самых тяжёлых.
Вклеенный гриф обеспечивает прекрасный сустейн, полуполый корпус — выраженную атаку, а отсечка катушек звукоснимателей предоставляет широкую палитру звучаний.
Как мы увидели из предыдущих статей, даже экстремально ультрадешёвые электрогитары китайского производства можно довести до ума при минимальных дополнительных вложениях или вообще отсутствии таковых, если не считать зубочисток и клея. Временами встречаются и совершенно бракованные экземпляры, но мне давно не доводилось сталкиваться с такими. Напишите в комментариях, если они попадались вам.
Героиня сегодняшнего повествования стоит ненамного дороже, хотя и относится к люксовой серии электрогитар марки Harley-Benton от немецкого музыкального Интернет-гипермаркета Thomann. А произведена она во Вьетнаме.
В месте перехода грифа в перо имеется волют — утолщение, служащее для повышения прочности. Оно здесь необходимо, и вот почему.
▍ Что изменилось?
Данный экземпляр CST-24HB Charcoal Flame приобретён в 2020 году и представляет собой образец старого варианта этой модели.
В новой модификации электрогитара получила практически не подверженные износу лады из нержавеющей стали вместо обычных нейзильберовых, которые мы видим на фотографии ниже. Это является большим плюсом, хотя некоторым гитаристам не нравится «бездушный» металлический лязг нержавейки.
Такие музыканты предпочитают традиционный нейзильбер, а если хочется износостойкости, то их выбором становится колокольная бронза. Лично я замечаю, что звук неподключённой электрогитары зависит от материала ладов, однако в усилитель расслышать это различие практически невозможно.
Тем не менее, следует учитывать тот факт, что результат игры на инструменте — концертное звучание или готовая сведённая запись — определяется процессом, в котором, кроме всей аппаратуры и цифровой обработки, участвуют инструмент и живой музыкант.
Человек — это не запрограммированный автомат без обратной связи. Живая игра на реальных инструментах не так совершенна, как работа точного механизма или его цифровой модели, но в этом и состоит её особая ценность.
Поэтому музыкальный инструмент должен быть таким, чтобы вдохновлять исполнителя. Это касается и эргономики, и внешнего вида, и тех издаваемых корпусом паразитных звуков, которые слышит музыкант во время игры. Так что пусть на каждой гитаре будут именно такие лады, которые помогут его владельцу радовать себя и слушателей.
Обработка ладов из нержавеющей стали — занятие гораздо более трудозатратное и, соответственно, более дорогое, чем в случае нейзильбера.
Чтобы скомпенсировать удорожание электрогитары, Thomann отказался от настоящего гондурасского махагони Swietenia macrophylla в пользу более дешёвого филиппинского меранти из рода Shorea.
В отличие от габонского красного дерева окуме, грифы из которого не нуждаются в волютах, древесина меранти не настолько прочная, хотя и менее хрупкая, чем благородная Swietenia. Поэтому волюты на обновлённых моделях всё же оставили.
▍ Продолжаем рассматривать гриф
Перо грифа располагается под углом к накладке и не нуждается в ретейнерах. Более того, расположение колковых механизмов сделано таким, чтобы угол излома струны в плоскости пера был минимальным.
Кроме волюта, это уже второе преимущество перед самой лучшей электрогитарой всех времён и народов под названием Gibson Les Paul. И перо грифа не отломается в самый неподходящий момент, и струны будут расстраиваться гораздо меньше, особенно при исполнении бендов (подтяжек).
Разумеется, это придумали не сотрудники Томанн, а Пол Рид Смит, чьи электрогитары PRS стали прототипом, творчески переработанным при создании модельного ряда CST от Harley-Benton. Мне даже доводилось собирать и модернизировать инструмент такой формы из конструктора CST-24.
Однако гитарный конструктор обладает «гибсоновской» мензурой 24.75 дюйма, тогда как рабочая длина струны CST24 Deluxe на четверть дюйма длиннее, как у аутентичных гитар PRS.
▍ Мензура и радиус накладки
Пол Рид Смит стремился объединить всё лучшее, что есть у двух самых популярных электрогитар на планете — Gibson Les Paul и Fender Stratocaster. Поэтому и длину мензуры американский лютиер выбрал среднюю — на полдюйма короче, чем у Стратокастера.
На инструменте с более короткой мензурой легче играть, однако звук получается менее перкуссивным, менее агрессивным и менее разборчивым. В особенности это актуально для пониженного строя в ультратяжёлых жанрах экстремального металла.
Что касается радиуса накладки грифа, то Пол Рид Смит также выбрал, как ему показалось, золотую середину между Лес Полом и Стратокастером. Он посчитал оптимальным диапазон от 10 до 11.5 дюймов (254-292 мм).
Прекрасным примером 10-дюймового радиуса является гриф чехословацкой Jolana Disco 1986 года выпуска. Играть на этом прекрасно сохранившемся винтажном инструменте — одно удовольствие.
Однако гриф из конструктора Harley-Benton CST24 обладает «лесполовским» 12-дюймовым радиусом, который уже много лет является самым популярным в мире электрогитар. А радиус накладки CST24HB Charcoal Flame вообще ультрамодерновый — 14 дюймов.
При меньшем радиусе накладки удобнее брать аккорды, особенно с большим баррэ, когда пять или шесть струн зажимаются указательным пальцем левой руки.
Зато больший радиус идеален для виртуозного соло с подтяжками и тэппингом — ударами по струнам на ладах пальцами правой руки подобно тому, как работают молоточки фортепиано.
14-дюймовые накладки грифа давно не являются редкостью. Взять, например, Musima Lead Star I 1988 года выпуска, не говоря уже о китайском Forest GT500 за 6760 рублей или «народной рок-метал машине» Cort KX100. А радиус накладки Harley-Benton R-457MN составляет вообще 16 дюймов, как и положено семиструну.
Красивая толстая накладка грифа CST24HB Charcoal Flame с простыми маркерами ладов в виде белых пластиковых точек выполнена из древесины ятоба, подвергнутой термической обработке.
Данное дерево с широкой кроной, вырастающее до сорока метров в высоту, называют «бразильской вишней», хотя его плоды — никакие не вишни, а огромные бобы. Это древовидное бобовое растение, то есть акация.
К тому же семейству бобовых относятся кокоболо и «дуб» венге, а также палисандр и пау ферро, красивая, твёрдая и плотная древесина которых давно стала традиционным материалом гитарных накладок.
Верхний порожек выполнен из особого композита TUSQ от канадской компании Graph Tech. Это экстремально твёрдый и скользкий материал, специально разработанный для такого применения и просто идеально выполняющий свои функции.
Колки — самые обыкновенные модерновые с механизмом закрытого типа — работают хорошо, гитара строит и держит строй просто прекрасно. Ладов здесь 24, и они «жирные» — нечто среднее между jumbo и medium jumbo.
Это как раз то, что нужно универсальному модерновому инструменту. Однако С-образный профиль грифа здесь не быстрый шредерский и даже не такой «профиль 1960-х», как у конструкторов для сборки CST-24, даблката и синглката, а довольно-таки толстый. Зато на нём долго не устаёт рука.
Гриф прочно вклеен в корпус, снабжённый пластиковой окантовкой цвета «слоновая кость». Самое время перейти к рассмотрению деки.
▍ Корпус и фурнитура
Перед фотографированием мне захотелось протереть электрогитару от пыли влажной салфеткой, а получилось только хуже. На чёрном глянцевом лаке отчётливо видны все разводы.
К счастью, на лицевой стороне инструмента этот неприятный эффект нивелируется красивым рисунком пламенного клёна категории ААА.
Задняя сторона деки полностью плоская.
Корпус этой гитары полуполый. Нижняя дека из красного дерева цельная по оси и имеет полости по бокам. Сверху приклеен кленовый топ — верхняя дека.
Эфы также имеют пластиковую окантовку, но почему-то не кремового, а белого цвета. Она явно выполнена путём нанесения жидкого пластика. Не знаю, что помешало добавить в него колер. Напишите в комментариях, если разбираетесь в данном вопросе.
Изначально здесь был установлена серебристая компенсированная кобылка Wilkinson GTB с возможностью подстройки мензуры второй и третьей струны. Мне показалось, что ещё красивее будет выглядеть точно такой же бридж, но чёрного цвета.
Чтобы обеспечить электрический контакт струн с общим проводом темброблока и при этом не повредить резьбу стоек, мне пришлось замочить их в жидкости для снятия лака для размягчения краски, после чего последняя была удалена с резьбовой части при помощи зубочистки и тряпочки.
▍ Звукосниматели и темброблок
Экранированные хамбакеры Roswell HAF с магнитами AlNiCo-5 звучат просто прекрасно во всём диапазоне усиления от чистого звука до тяжёлого перегруза. Они лучше всех, что мне когда-либо встречались.
Во всяком случае, так мне показалось при первом знакомстве с этой электрогитарой. Сегодня у меня есть комплект звукоснимателей, звучание которого нравится мне ещё больше.
Но датчики, о которых идёт речь, были мной переделаны, и они скорее для блюз-рока, чем для металла. Когда-нибудь я о них расскажу. Возможно, даже в следующей статье.
Темброблок снабжён трёхпозиционным переключателем тумблерного типа и двумя переменными резисторами — регуляторами громкости и тембра.
Подъём ручки тембра включает отсечку катушек, общую для обоих хамбакеров. Благодаря магнитам AlNiCo-5 и подчёркивающей атаку полуполой конструкции инструмента, эта отсечка работает просто прекрасно. «Стекло» присутствует.
Выходное гнездо под джек расположено на обечайке деки. Хромированное основание, на котором оно установлено, крепится двумя шурупами.
▍ А как она звучит?
Теперь нам остаётся только послушать звучание этого прекрасного инструмента.
Видео на Rutube
Играбельность и сустейн просто шикарны. Эта электрогитара — одна из немногих, в которых мне не пришлось ничего переделывать. Пожалуй, можно сказать, что в модернизации она не нуждается.
Лично для меня это скучно. Мне приятнее всего играть на инструменте, который доведён до нужных характеристик или даже собран из комплектующих именно мной.
Но если вам просто требуется хорошая электрогитара, которая не потребует дополнительных затрат времени и средств на приобретение компонентов, то Harley-Benton CST-24HB представляет собой прекрасный вариант к рассмотрению на предмет покупки.
Кроме угольно-чёрного пламени, данная полуполая модель имеет ещё два варианта отделки — черепаховое и табачное пламя. Последний чуть дороже, так как вместо простых пластиковых точек на грифе имеется инкрустация «Дерево жизни» по мотивам подписных инструментов Стива Вая.
А уж цельнокорпусных электрогитар с формой корпуса PRS Harley-Benton предлагает просто великое множество, самых разных расцветок, с различными комплектами звукоснимателей, в том числе P-90.
Кроме фиксированных кобылок, некоторые инструменты оснащены машинками тремоло. Модельный ряд предусматривает и варианты для левшей.
Одни ценят в электрогитарах древесину, другие — материал ладов, фурнитуру и звукосниматели, третьи — марку, цену и год выпуска. В любом случае, нужно, чтобы инструмент нравился, был эргономичным для данного конкретного человека, хорошо звучал и не подводил.
Что касается последнего пункта, то качество изготовления Harley-Benton CST-24HB оказалось весьма достойным. И звукосниматели на этой гитаре установлены очень хорошие. Хотя даже они подойдут не всем. Поэтому самых разных электрогитар и комплектующих к ним в мире должно быть много.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (18)
adminNiochen
25.01.2025 15:47Киньте в меня тапок, если я не прав, но нафига делать электрический контакт струн с темброблоком? Чтобы играть как волк из ну погоди, втыкая гитару в розетку?
avost
25.01.2025 15:47нафига делать электрический контакт струн с темброблоком?
В неподсоединённом состоянии они как антенны собирают помехи и переизлучают их (а датчики принимают сигнал помехи). В каком-то смысле можно сравнить с директорами антенн типа волновой канал (там, конечно, главную роль играет согласование по длинам волн и фазам, но основа явления примерно такая же). Заземление позволяет зарядам стекать.
Чтобы играть как волк из ну погоди, втыкая гитару в розетку?
Ну, не сто́ит втыкать гитару в розетку, да :).
Так-то усилители гальванически развязаны, но, да, шит хэппенс - должны совпасть неисправность усилителя и пренебрежение заземлением. По крайней мере смерти от пробоя на микрофон известны :(. Не знаю были ли от гитар, но теоретически такое возможно. Upd, да, гитары тоже убивали :(
shiru8bit
25.01.2025 15:47Очень нравится. Я давно хочу попробовать что-то подобное, но... не могу назвать 45 тысяч доступной ценой. Хотя это и меньше 500 долларов, в общем-то да, когда-то это был бюджетный диапазон.
Ashot
25.01.2025 15:47Увы, это наша текущая реальность.
Коллега недавно выбирал гитару: облазал интернет, спрашивал gpt, остановился на Ibanez(модель не вспомню, искать лень) за 60тыс. Gpt этот ibanez назвал бюджетным вариантом.
Gibson'ы сейчас стоят по полмиллиона... Можно поискать за 300тыс...
В августе нарыл себе на озоне squire precision bass за 27 и считаю, что удачно урвал.
Свою ltd ec-200qm лет этак 15 назад брал за 20-25тыс(точно не вспомню за давностью лет), сейчас она бы стоила минимум 50.
Так что в текущий момент годный бюджетный инструмент действительно будет стоить не менее 30тыс. Не, ну есть конечно на маркетплейсах варианты за 10к(попадаются даже дешевле), но страшно представить, что это за звери такие.Lunathecat Автор
25.01.2025 15:47Попадаются хорошие звери - https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/868630/ . Но требуется немало труда по доведению до ума.
shiru8bit
25.01.2025 15:47Да ну нет, через мои руки прошло множество разных гитар, не менее 30 тысяч — это перебор. За 20 совершенно нормальных полно. Просто китайские гитары стали в среднем сильно лучше, чем раньше. За 8К я тоже брал с маркетплейса, да, там были проблемки с качеством, но она и бралась под допиливание напильником.
Ashot
25.01.2025 15:47Ну я 30к можно сказать с потолка взял. Могу конечно же ошибаться, ибо давно уже не доводилось щупать новые инструменты
llppzz
25.01.2025 15:47любую на авито берите, если это ваша первая. Глеб Олейник купил свою зомби на авито за 3000руб и кучу треков на ней записал, заткнув гитарных фурфурье https://www.youtube.com/watch?v=DnWoTxKBlC8
Lunathecat Автор
25.01.2025 15:47После покупки он носил инструмент мастерам. Это тоже нужно прибавить к себестоимости гитары.
Насчёт любой гитары с авито не соглашусь. Простейшая электроника, простейшие колки и прочая фурнитура сегодня стоят дёшево, но это тоже дополнительные расходы. Бывают и беды, преодолевание которых гораздо более затратно. Неработающий анкер - это замена либо анкера, либо грифа. Даже простая шлифовка ладов, не говоря уже об их замене - немалая работа.
Новичку нужна такая гитара, на которой он будет именно учиться играть, причём с удовольствием, а не с мучениями. Её можно купить и на авито. Но надо выбирать с пониманием.
shiru8bit
25.01.2025 15:47У меня было очень много гитар, и сейчас штук восемь наберётся. Я, как и все диванные гитаристы, больше люблю менять гитары, чем играть. За 3К сейчас гитару на Авито уже не купить, теперь они от 6.5К минимум. Но по низу рынка я пробовал брать, за 6К несколько лет назад брал копию страта от AXL, продавец реально хорошо её довёл до ума, она была сильно лучше многих моих более дорогих. А долгое время у меня в фаворитах был индонезийский Samick, который новым стоил 4К, уменьшенный страт с одним хамбакером, из непонятного какого невесомого дерева. Звучал он, правда, плохо, но играть на нём было приятно.
Lunathecat Автор
25.01.2025 15:47Очень лёгкая древесина - это может быть павловния. Звучание дешёвого хамбакера часто можно улучшить заменой магнита на алнико 5.
shiru8bit
25.01.2025 15:47Я пробовал ставить туда Seymour Duncan Invader, по заветам Тома ДеЛонга, но не сильно помогло.
Lunathecat Автор
25.01.2025 15:47Бриджевый Invader 16.6 кОм, мог звучать мутно. На короткой мензуре можно было попробовать что-то более низкоомное. Возможно, даже нековый 7.5-килоомный Invader в бриджевой позиции.
Daddy_Cool
Ох.
Как-то уж очень рекламно.
Я как физик с одной стороны и гитарист с другой требую подробностей.
Порожек из пластика TUSQ - чем он так хорош в сравнении с металлическими или костяными? Или может это просто углепластик, но в маркетинговой упаковке?
Он какой-то очень дорогой, непонятно почему.
Лады - износостойкость это конечно хорошо, но народ писал, что струны на бронзе, нейзильбере и стали по разному скользят. И что сталь - "слишком скользкая". Я играю на нейлоне в основном, поэтому не вдавался в подробности. Что скажете?
Удобство барре и прочх аккордо зависит кажется прежде всего от высоты струн и высоты ладов. На классической гитаре гриф плоский - и ничего, все играют. Но опять таки - нюансы интересны.
Lunathecat Автор
Состав TUSQ мне неизвестен. Думаю, что это коммерческая тайна производителя. Если уронить порожек или медиатор из материала TUSQ на стол, то услышим неожиданно звонкий звук, похожий на металлический. ABS такого звука не даёт. Это говорит о большом модуле упругости материала.
Порожек должен быть твёрдым и скользким, чтобы струна в нём не застревала и чтобы колебания не гасились. TUSQ XL дополнительно пропитан жидким фторопластом, что создаёт эффект "вечной смазки".
Лично для меня порожки из ABS совершенно нормальны, с ними нет никаких проблем. А вот более красивые дешёвые порожки из глянцевого материала, поверхность которых напоминает полированный бакелит, грешат заеданием четвёртой струны, если она отклоняется вбок.
Нержавейка максимально скользкая, поэтому на ней затруднительно продлевать сустейн при помощи вибрато. Ещё она даёт более звонкий звук на неподключённой электрогитаре.
Порожек из нержавейки или колокольной бронзы - отличное решение, однако в таких порожках крайне трудно углубить пазы под струны для настройки их высоты над грифом.
TUSQ XL - золотая середина между металлом и ABS.
Баррэ удобнее делать на более скруглённой накладке, поскольку тогда палец находится в более естественном положении. Классическая гитара - это инструмент, сильно отличающийся даже от эстрадной акустики, не говоря уже об электрогитаре, с точки зрения посадки музыканта и приёмов игры.
vbifkol
Мда, маркетологи постарались.
Так-то анализ сделать можно наверное. Впрочем, даже без анализа, выбор не такой большой - PEEK, POM, PC. Последний вряд ли - стирается, второй хрупкий, колется. Остается РЕЕК.
Daddy_Cool
А вы не могли бы измерить плотность TUSQ? Поставить мерный стакан на весы и бросить в него порожек.