На связи компания Smart-AV - разработчик и интегратор аудиовизуальных решений корпоративного уровня. Мы хотим поделиться своими ошибками и сложностями, которые были у нас при реализации одного интересного проекта. Это наша первая статья, и в ней мы поговорим о том, как мы внедряли систему видеоконференцсвязи на московском заводе “Физприбор”, и обратим внимание на технические моменты и компромиссы при работе с дизайн-проектом заказчика.

Мы представили данный проект на конкурсе Открытый турнир AV-проектов «Алая Зебра», где получили ряд замечаний от инженерного сообщества, и в этой статье мы хотим ответить на эти комментарии и защитить свое решение.

Наш проект

Завод “Физприбор” – это разработчик комплексных аппаратно-программных решений промышленной автоматизации, которые используются на АЭС. Проектируемый конференц-зал является многофункциональным помещением, в котором должны проводиться локальные совещания, видеоконференции, отраслевые встречи с заказчиками и партнерами.

Техническое задание заказчика состояло из следующих пунктов:

  • спроектировать зал для ВКС и локальных встреч

  • предусмотреть интеграцию оборудования скрытого монтажа

  • установить яркий большой экран, акустическую и микрофонную системы

  • обеспечить дублирование видеосигнала в дальних частях комнаты и за столом

  • интегрировать камеры с возможностью слежения за лектором

Одно из основных требований заказчика - подбор оборудования, стилистически подходящего под имеющийся дизайн-проект.

Когда мы только начинали проектировать наше решение, будущий конференц-зал имел следующий вид:

Стадия ремонта помещения идеальна для проектирования систем мультимедиа, так как на этапе планирования решения мы даем рекомендации по размещению скрытых каналов и кабелей, необходимых для коммутации нашего оборудования.

В результате мы смогли без особых сложностей заложить все необходимые кабельные системы с запасом для дальнейшего развития проекта, в частности для установки дополнительного оборудования, не вошедшего в текущую стадию реализации.

Наше решение должно было встраиваться в общую концепцию данного помещения с учетом цветовой гаммы, которая была предусмотрена дизайн-проектом. Стены конференц-зала и стол имеют белый и светло серые цвета, в то время как стулья - черные с хромированным каркасом. Учитывая такую палитру интерьера, мы остановились на черно-белой цветовой гамме своего оборудования. Выбранные нами цвета хорошо вписываются в строгий и деловой дизайн данного помещения.

В центре зала, общей площадью 84 квадратных метра, расположен стол, за которым могут разместиться 22 человека. Вдоль стен установлены стулья, которые расширяют число участников мероприятий.

На одной стене этого зала находятся окна, в результате чего помещение получается достаточно хорошо освещенным, что накладывает определенные требования к используемому оборудованию. Но обо всем по порядку. 

Рассмотрим те технические решения, которые мы выбрали для реализации данного проекта, и какие сложности при этом у нас возникли.

Видеосистема

Система отображения в данном конференц-зале состоит из трёх составляющих.

Изначально в качестве основного дисплея в проекте планировался большой светодиодный экран. Так как помещение имеет окна с противоположного торца, свет из которых в солнечную погоду будет засвечивать часть экрана, мы решили использовать LED-панели для видеостен EliteBoard PK555FFLN. Качество изображения устроило заказчика, и при этом не возникло сложностей с солнечным светом. В итоге экран был собран из девяти панелей, по 55 дюймов каждая. Ширина швов между панелями составляет всего 0,88 мм, что не мешает визуальному восприятию изображения на экране.

В качестве дублирующих дисплеев вдоль длинной стороны помещения мы использовали аналогичные панели – по одной для каждой стороны. Они используются участниками, расположенными вдоль стен.

Третья составляющая системы отображения – это персональные мониторы GeChic M505E, в нашем сценарии рассчитанные на двух человек. Использование удобных складных дисплеев на столе позволяет участникам, при желании, не сидеть в пол-оборота или поворачивать голову к основному экрану.

На наш взгляд, использование одного монитора для двух участников было оптимальным решением, так как это существенно снизило затраты заказчика и сохранило лаконичность дизайна, не перегружая оборудованием стол для переговоров.

Камеры и их количество

В техническом задании заказчика было два требования, которые озадачили нас при проектировании расположения камер ВКС.

Первое требование: у руководителя должно быть предусмотрено два места. При локальных совещаниях он должен сидеть в торце стола спиной к основному экрану, а при мероприятиях с использованием видеоконференцсвязи – в другом торце стола спиной к окну.

Второе требование: на первом этапе проекта, камер должно быть не более двух.

Теперь самое время поговорить об одном из самых спорных элементов нашего решения, а именно - о размещении видеокамер и их количестве. В нашу систему были интегрированы две камеры SmartCam A20L с возможностью слежения за лектором.

PTZ-камера SmartCam A20L
PTZ-камера SmartCam A20L

Современные требования к высоте установки камер для ВКС – не ниже лица сидящего человека и не сильно выше лица стоящего. Обычно камеры монтируются либо под ТВ, либо над ним, в зависимости от высоты установки самого телевизора. Но в нашем случае, когда экран своими размерами перекрывает все возможные варианты монтажа камеры по центральной оси стола, приходится искать компромиссы. Поэтому у нас первая камера находится слева от видеостены, а вторая - на противоположной стене между окнами. С помощью них мы охватываем весь зал, но есть одна зона стола с неоптимальным углом захвата видео — это ближняя к экрану часть стола со стороны первой камеры. Получается, что первая камера находится за спиной у участников в этой части стола, а вторая камера, которая на противоположной стене, захватывает их под довольно острым углом, к тому же смотрит им почти в затылок, если участники развернуты лицом к основному экрану.

Мы учли этот момент и категорически рекомендовали заказчику запланировать установку третьей камеры на следующем этапе проекта – справа от экрана. При этом мы заложили скрытые коммуникации для возможности реализации этого в будущем.

У камер SmartCam A20L есть автоматический режим слежения за выступающим и ручной режим наведения по пресетам. Камеры расположены таким образом, чтобы иметь возможность брать общий план помещения, а при необходимости наводиться на каждого участника за столом и вне его, используя 20-кратное оптическое увеличение. Такой зум в нашем случае позволяет захватывать в крупном портретном режиме даже самых дальних от камеры участников конференции.

Аудиосистема

Для озвучки помещения мы использовали широкополосные звуковые колонны AUDAC KYRA12/B, разместив их по углам конференц-зала. Выбор решения с избыточной мощностью позволил нам обеспечить равномерное и чистое акустическое заполнение комнаты при невысоком уровне нагрузки на каждый динамик.

Звуковая колонна AUDAC KYRA12/B
Звуковая колонна AUDAC KYRA12/B

Для захвата звука у нас использовалась хорошо зарекомендовавшая себя на многих проектах конференц-система Gestton EG-6620. У каждого участника, сидящего за столом, есть персональный микрофонный пульт. Для участников совещаний, которые сидят вдоль стен, в проект были заложены два радиомикрофона, которые позволяют им также участвовать в мероприятиях по ВКС. 

В качестве средства управления аудиопотоками используется цифровой аудиопроцессор S-Track TIGER 88N. Помимо высокого качества звука, этот микшер очень удобен в управлении с помощью ПК или мобильного устройства.

Управление и его отсутствие

В качестве ВКС-клиента в нашем решении выступает производительный ПК, позволяющий использовать любой программный продукт ВКС для организации видео звонков. 

В первый этап реализации этого проекта не входила система централизованного управления, обеспечивающая интеграцию с инженерными системами конференц-зала (управление климатической системой, освещением, шторами, мультимедиа).

На текущем этапе реализовано три сценария управления медиа системой:

  1. Ручной режим. Оператор вручную, в зависимости от сценария мероприятия, управляет положением объектива. Для этого используются пресеты на каждый задуманный сценарий.

  2. Автоматический режим. Камера отслеживает в автоматическом режиме одного или несколько лекторов в заданной зоне. Для этого камера использует вспомогательный объектив и интеллектуальный алгоритм.

  3. Полуавтоматический режим. Камеры наводятся на заранее сохраненные пресеты при активации персонального микрофонного пульта каждого докладчика. Уникальность и простота данного режима состоит в том, что для реализации не требуется внешняя система управления. Центральный блок конференц-системы Gestton EG-6620M сам является контроллером управления для камер. Настройка производится один раз и требует лишь одного – не менять пульты местами. Как настроить наведение камеры на активный пульт микрофона в конференц-системах Gestton мы расскажем в следующей статье.

Больше фотографий проекта

Боль перфекциониста

На фото ниже явно видно смещение стола относительно экрана, что существенно омрачает вид этого конференц-зала. К этому привела череда событий, на которую мы, к сожалению, не смогли повлиять.

Изначально стол и экран в дизайн-проекте были на одной оси, которая проходила через центр помещения между основными стенами. Стены проходят через несколько колонн, но они в расчет не брались. Первые расхождения с проектом начались в момент обшивки стен – короб справа от тогда еще будущего экрана стал толще в три раза относительно проектных размеров. А затем подрядчики, отвечающие за стол, смонтировали его ближе к левой стене. Они рассчитали центр стола не от основных стен зала, а от левой стены и правого короба – видимо замер делался с той стороны помещения, где был смонтирован этот короб, а не со стороны окон, где короба нет.

Когда расхождение было замечено нами, было уже поздно – массивный многотонный стол передвинуть в собранном виде было проблематично. Дизайнер согласовала текущее положение стола, на что мы предложили смонтировать экран левее, а справа разместить фальш-колонну, которая сохранила бы симметрию стены с экраном.

И тут двойные стандарты вошли в чат в первый раз – дизайнер категорически запретил вносить изменения в проект, и мы вынуждены были смонтировать экран как было в проекте изначально.

К счастью, это лишь режет глаз у фанатов симметрии, но не вносит каких-либо трудностей в работу конференц-зала.

Второй раз мы столкнулись с двойными стандартами дизайнера при монтаже камер. Изначально в проекте было заложено оптимальное расположение камер для ВКС и мы, не подозревая подвоха приготовились к монтажу. Но, прежде чем их смонтировать мы увидели, что световые инсталляции, уже висящие над столом, расположены ниже проектной высоты, что частично перекрывает обзор камерам для видеоконференцсвязи. Но вот в этом случае дизайнер без проблем рекомендовал нам вешать камеры ниже, пусть это и противоречило дизайн-проекту, в который нельзя было вносить изменения ни под каким предлогом. Мы вышли из положения опустив камеры, хоть это и добавило проблем, учитывая готовые закладные.

Выводы

Безусловно этот проект не самый гладкий в плане взаимодействия с заказчиком. Оставим открытым вопрос: стоило ли эскалировать проблему, добиваться внесения изменений в проект и ставить экран на одной оси со столом? Или же сдать свою часть работ, подписать акты и спать спокойно. Неприятный осадок от неидеального результата говорит о том, что побороться стоило, учитывая, что в итоге дизайн-проект оказался не таким уж и неприкосновенным.

Но, несмотря на это, удовлетворение от проделанной работы есть – мы создали для заказчика функциональный конференц-зал, полностью закрывающий изначальные потребности и задачи.

Мы уложились в бюджет, что немаловажно, и при этом заложили возможность масштабирования и развития проекта в будущем.

Помимо добавления камеры и средств централизованного управления, на втором этапе реализации мы планируем внедрение системы бронирования переговорных комнат BOOCO, подключение системы совместного доступа для реализации концепции BYOD, а также другие решения в рамках смежных проектов у данного заказчика.

Спасибо за внимание!  Будем рады вашим комментариям и замечаниям.

Комментарии (8)


  1. zabanen2
    04.02.2025 05:25

    лично мне напрочь не нравится освещение. есть квадратные светильники, у которых яркость небольшая, но за счет большого равномерного потока освещают лучше. это может быть слишком просто, чтобы быть красивым, но этого не замечаешь. а вот эти лампы и бьющие в глаза споты - замечаешь "какие они красивые", особенно красиво смотрятся лампы на фоне экранов.
    насколько я понял произошло какое-то рассогласование, где будет находиться центр. и решили столы сдвигать не по центру экрана, а по центру люстр. по фото похоже, что вы брали центр от стен, тогда как дизайнер брал по центру окон. так что хз кто виноват.


    1. Smart-AV Автор
      04.02.2025 05:25

      Спасибо за столь внимательный разбор полётов! Вы, кажется, проникли в самую суть наших "световых баталий" и "центровочных войн" :)


  1. itshnick88
    04.02.2025 05:25

    По мне так шикарный зал. Видовал залы намного хуже


    1. Smart-AV Автор
      04.02.2025 05:25

      Ваши слова – лучшая награда для нашей команды :)


  1. muxhax
    04.02.2025 05:25

    Сделано красиво. Слышно, что профессионально (дизайн, план, проект, закладные, боль несимметрии).
    Интересно, что ни одной фирмы не знаю - видимо, импортозамещение ;) (Poly, Crestron, Shure - ...?)


    1. Smart-AV Автор
      04.02.2025 05:25

      Многие известные бренды ушли с рынка и доступны теперь только по параллельному импорту. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам современные и надёжные решения, несмотря на все "турбулентности" на рынке


  1. mikesokolov
    04.02.2025 05:25

    Заголовок про взаимодействие с дизайнером, на которое пару абзацев уделили, а основная часть статьи про оснащение зала. Какой уровень взаимоотношений между Вами, дизайнером и Заказчиком? Дизайнер был на подряде у Заказчика параллельно с Вами, дизайнер был со стороны генподрядчика? Был ли ГИП всего проекта, который сводил бы и контролировал техническую составляющую всех проектировщиков?

    По технике - давали требования по акустической обработке помещения? Я бы добавил подвесных элементов для звукопоглощения и на стены войлочных панелей. Любят люди с "дизайнерским" вкусом напридумывать красивых аквариумов стеклянных, например, а потом непонятно, как там ВКС проводить.


    1. Smart-AV Автор
      04.02.2025 05:25

      Спасибо за интересный вопрос и ценные замечания. Взаимодействие с дизайнером – это всегда творческий тандем. В данном проекте дизайнер работал на стороне заказчика, а мы отвечали за техническую экспертизу. ГИПа не было, решения принимала рабочая группа, в которую входили мебельщики, дизайнер, строители и мы. Отметим, что заказчик самостоятельно выполнил предварительную акустическую подготовку помещения: положил на полу ковролин, на потолке установил звукопоглощающие панели. Конечно, мы давали свои рекомендации, но в данном случае наше видение совпадало с решениями заказчика.