Некоторое время назад мой друг спросил меня: стоит ли ему «войти в айти» программистом и какой платный курс для этого лучше выбрать. Я предложил ему не спешить платить за курсы, реклама которых его вдохновила, а попробовать сначала что‑нибудь бесплатное. И предложил свою помощь «подержать факел, пока он будет спускаться в кроличью нору».

Я не в первый раз выполнял роль наставника и понимал, что очень многое в учёбе зависит от мотивации ученика и от внимания к нему наставника. Поэтому постарался ненавязчиво помогать своему другу не стоять на месте, а двигаться вперёд хотя бы маленькими шажками. Помог найти бесплатный курс для начинающих «с нуля», объяснил как его проходить и предложил писать мне сразу, как только он столкнётся с затруднениями, с которыми больше часа не сможет разобраться самостоятельно.

Мы «ударили по рукам» и разошлись. Он — учиться, я — готовиться помогать ему в учёбе.

Почти сразу я начал получать от своего нового ученика странные сигналы:

  1. Он никогда не писал мне первым о своей учёбе, не делился прогрессом, не задавал вопросы. Он мог по 2–3 дня вообще ничего не писать и выходил на связь только когда я сам задавал вопросы: «Есть сложности с учёбой? Нужно что‑нибудь объяснить?».

  2. Сам он никогда не писал мне о проблемах в учёбе. Говорил о них только, если я напрямую спрашивал «Вот с этим смог разобраться? А это получилось сделать? На чём сейчас остановился?» На общий вопрос о том, есть ли у него какие‑нибудь сложности с учёбой, он почти всегда отвечал: «нет, всё нормально, учусь».

  3. Ему постоянно что‑то мешало учиться: заболел, было много работы и устал, м.б. что‑то ещё (уже не помню).

По отдельности, каждый из этих сигналов не настораживал, но все вместе они вызывали у меня странное ощущение. Мне начало казаться, что мой друг принял на себя роль ученика в школе, который бегает от учителя, а мне отвёл роль учителя, которому во что бы то ни стало надо изловить ученика и вложить в него знания, чтобы средний балл класса на годовой контрольной не упал.

Длилась эта «игра в школу» 3 недели. Когда на очередной мой вопрос «На чём сейчас остановился?» мой друг ответил, что он до их пор не сделал самое первое упражение «Hello World» на курсе, я понял, что надо что‑то делать. Упражнение это было на третьей странице курса. На первой — было введение. На второй — подробное объяснение с примером кода, как вывести «Hello World» на печать в консоль. Результатом этого открытия стало моё длинное письмо другу, которое я хочу с небольшими изменениями привести здесь:

«Весной прошлого года я начинал изучать высшую математику — хотел поступить в магистратуру физмата. Но потом передумал, т.к. понял, что не знаю, зачем мне это нужно. Если бы мне для чего‑то была нужна магистратура (повышение в должности или в зарплате), то я продолжил бы учёбу и сейчас уже учился бы в магистратуре. Но причин учиться не было и я решил не тратить напрасно свои время и силы.

Время, которое потратил на подготовку к экзамену в магистратуру, я мог бы провести с семьёй или в спортзале — это было бы намного полезнее для меня.

Тебе тоже нужно понять: есть ли у тебя мотивация становиться программистом, для чего тебе это нужно, насколько это для тебя важно.

Если есть сильные мотивы (какие угодно, главное — чтобы достаточно сильные), то «ставь всё» на учёбу — отказывайся от всего, от чего только можно, в пользу учёбы. Найди того, кто поможет с выбором направления, по которому нужно будет идти (ментор, курсы). Кроме мотивации, от тебя понадобится только «железная пятая точка» (усидчивость, стремление разобраться, докопаться до истины, пройти весь путь до конца) — и успех будет неизбежен.

Если мотивации для становления программистом нет, то лучше не тратить на учёбу время, а заняться, например, здоровьем: пешие прогулки, спортзал, какие‑нибудь командные игры, отдых на природе.

Начинать путь под названием «войти в айти программистом» просто так, без хорошей мотивации (причины) — это утопия. Изучать программирование — это тяжело и отнимает кучу времени, сил и здоровья (прощай зрение, привет мышечная и прочие атрофии и т. п.). Ты это заметишь сразу, как только начнёшь учиться — тебе придётся выбирать между учёбой и:

  • отдыхом,

  • здоровьем,

  • домашними делами,

  • семьёй.

Если нет мотивации учиться, то скоро учёба начнёт тебя раздражать:

  • «я бы хотел больше времени уделять семье/работе/друзьям/здоровью/домашним делам, а должен ещё и учиться...»,

  • «я сделал всего 1 день перерыва, потому что меня отвлекло что‑то более важное, чем учёба, и теперь нужно снова учить то, что я успел за время перерыва забыть. В моей жизни много важных вещей, которые постоянно будут отвлекать меня от учёбы. Так учёба никогда не закончится...»,

  • «я уже долго учусь, но всё ещё знаю недостаточно для того, чтобы... Эта учёба никогда не закончится...».

Что будет, когда появятся такие мысли? Либо у тебя есть сильная мотивация продолжить учёбу и она «перевесит» такие мысли. Либо у тебя нет мотивации (или она недостаточно сильная) и ты рано или поздно бросишь учёбу.

Поэтому даже если сейчас идея изучать программирование кажется тебе очень привлекательной, не спеши, обдумай всё как следует. Попробуй разобраться в причинах привлекательности этой идеи для тебя. Если это тщеславие («я не хуже других и тоже могу») или что‑то неопределённое («просто так, для себя») — лучше иди в спортзал, там ты точно будешь лучше почти любого высококлассного программиста :-)

Возможно, идея изучать программирование является твоей попыткой отстраниться от какой‑то реальной проблемы? У меня, например, было такое: я перепробовал кучу серьёзных дел (в которых люди совершенствуются годами) с мыслью: «просто так, для себя». Как понял позднее, я хотел уйти от проблемы: понимал её и знал, что с ней надо делать. Но проще было отвлечься на что‑то другое, чем начать решать реальную проблему.

Не нужно начинать то, что ты рано или поздно бросишь по причине отсутствия мотивации, то, что тебе на самом деле не нужно. Так ты впустую потратишь свои невосполнимые ресурсы: время, силы и здоровье.

Если, обдумав всё, ты решил не изучать программирование, т.к. не нашёл для этого достаточно сильной мотивации, то это не проявление слабости. Это проявление силы: ты оказался умнее 75% тех, кто начал учиться программированию с целью «войти в айти». 75% — примерно столько из начавших учиться программированию бросает учёбу по причине отсутствия достаточно сильной мотивации.»

На это письмо мой друг ответил, что он не видит смысла учиться программированию. Что у него есть более важные дела, которые он не может отодвинуть всторону, чтобы выделить время и силы для учёбы.

Кто‑то может сказать, что это я своим письмом вынудил друга принять такое решение. Я же считаю, что это решение он принял сам. Я только помог ему по‑взрослому взвесить все «за» и «против», вместо того чтобы как в школе продолжать «бегать от учителя». Того же желаю всем, кого посетит мысль «войти в айти» программистом.

Комментарии (5)


  1. jhoag
    05.02.2025 06:32

    Прохладная история. Внезапный интерес к программированию — как внезапный интерес к ракетостроению. Вместо предупреждения о двоичной и шестнадцатеричной системах счисления, регистрах CPU и страницах памяти, ассемблере и прочей базе, вы предложили ему помочь написать Hello world. И теперь удивляетесь провалу.


    1. FurySeer
      05.02.2025 06:32

      Это суеверие - далеко не всякая разработка требует регистров CPU и ассемблера, чтобы годами зарабатывать выше официальной средней зарплаты в большинстве регионов рф

      Не нужно начинать то, что ты рано или поздно бросишь по причине отсутствия мотивации, то, что тебе на самом деле не нужно.

      А как быть? Брать с себя расписку, что я в течение жизни никогда не брошу ни одно занятие, за которое взялся? Абсурд

      Рефлексия полезна и может помочь сохранить время и другие ресурсы, но к чему абсолютизировать?


      1. jhoag
        05.02.2025 06:32

        Не требует. Если выше средней по России — предел планирования, можно и без этого.


        1. polearnik
          05.02.2025 06:32

          о снобы подтянулись. Подскажите какие области програмирования вы считаете тру а какие нет.


          1. jhoag
            05.02.2025 06:32

            Речь не о тру. Просто такие знания однажды могут сильно пригодиться. Владеть ими программисту выгоднее, чем не владеть.


            1. polearnik
              05.02.2025 06:32

              веб програмирование например не требует ничего из вышеперечисленного. а веба сейчас много . Мобильная разработка также . Игры в принципе также если ведется разработка на ферймворках типа Unity но я не вкурсе. Это огромная часть програмирования где можно быть хорошим спецом не зная базы.


              1. jhoag
                05.02.2025 06:32

                Забавно, что вы перечислили направления с самым жирным, прожорливым кодом. Но со знаниями это, конечно, никак не связано.


  1. NineNineOne
    05.02.2025 06:32

    Мотивация - термин для инфоциган в случае с «входом в профессию». Нужна не мотивация, а четкий план и дисциплина. Без дисциплины и плана не будет никакого входа в айти или куда еще.


  1. RedHead
    05.02.2025 06:32

    1. Я определенно читал это уже на хабре.

    2. Нужна система (ежедневный план). На мотивации можно сделать отжимания, но не выучить программирование.


  1. GospodinKolhoznik
    05.02.2025 06:32

    Некоторое время назад мой друг спросил меня: стоит ли ему «войти в айти» программистом и какой платный курс для этого лучше выбрать. 

    А сразу честно нельзя было сказать: Не стоит. Курсы лохотрон. Вкатиться 25 году с нуля нереально. Да и не имеет смысла, т.к. в отрасли массовые сокращение и рынок труда уже совсем не тот, что раньше.